на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Кончина близкого — что делать христианину?

На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.

Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.

— А в чем заключается подготовка к смерти?

— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.

А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.

— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?

— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.

После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.

— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?

— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.

Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.

— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».

— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.

— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».

— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.

Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»

— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.

Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.

Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.

Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.

Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.

— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»

— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.

Газета «Православная вера» № 23 (618)

Источник

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Источник

На следующий день после похорон

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

День похорон близкого человека является одним из самых страшных и печальных в жизни каждого. Независимо от того, умер старый человек или ребенок, члены его семьи пребывают в горести, испытывают боль от утраты. Важно помнить, что даже в горестных мыслях нужно думать о душе покойника, соблюдать положенные ритуалы и церковные правила, установленные в православии. Это необходимо для успокоения усопшего, а также это долг оставшихся в живых. Есть правила для погребения, поминок, нужно знать, что делать на следующий день после похорон.

Основные правила по организации и проведении похорон

Православные ответственно и с уважением относятся к порядку погребения умершего, к его памяти. Одним из проявлений уважение являются молитвы близких за душу покойника, проведение поминок, панихиды. П что носят на кладбище о верованиям в христианстве душа умершего остается 40 дней в доме, рядом с семьей. Этот период соблюдается несколько правил.

При погребении родным свойственно плакать, горевать за ушедшим близким человеком. Успокоить в горе может молитва и вера в то, что душа найдет защиту и милость у Бога. Не рекомендуется идти на кладбище, стоять возле могилы деткам, не ездят и беременные. После кладбища обязательно нужно помыть руки перед тем, как сесть за поминальный стон. Поминки проводятся не на кладбище, а в доме или в специально выделенном для этого месте.

Семье усопшего, после смерти его, с похоронами часто помогают соседи, родственники, коллеги, они ездят по ритуальным службам. Они разделяют боль утраты и дают возможность без суеты провести последние часы возле умершего. Когда люди хоронят любимых, им сложно думать о бытовых вопросах, заниматься подготовкой поминального стола или заказом катафалка. Но уже на следующий день членам семьи нужно собраться, чтобы правильно провести все обряды, помолиться. Как вести себя правильно в первый день после похорон, какие службы заказываются, нужно ли идти или ехать к могиле?

Посещение могилы после похорон

На следующий день после похорон родные также пребывают в горе, скучают за ушедшим на тот свет. И понятно их желание поскорее ехать на кладбище, посетить могилу, иногда родные ездят, ходят к ней издалека. По христианским поверьям, душа еще привязана к месту погребения, и семью поэтому тянет также туда. По традиции родные несут завтрак на кладбище на следующий день после похорон. Не все знают, зачем нужно приходить с завтраком. Им пришедшие хотят пробудить близкого человека и примирить душу покойного с тем, что она уже будет в загробном мире.

Что делать в часы посещения возле места погребения? Можно немного прибрать возле могилки, поправить венки, надо зажечь свечку. Раскладываются продукты, обычно носят те, которые остались с поминального обеда после похорон. Но надо приносить продукты и блюда, соответствующие православным правилам, придерживаться обычаев. Традиционно приносят:

Не нужно излишеств, множества блюд, завтрак должен быть скромным, символичным. Конфеты и печень принято раздать нищим. Необходимо принести налить в стакан воды и поставить на могилку, а вот алкоголь будет лишним. Плохо поступают те, кто наливает алкогольные напитки в стакан и оставляет покойному, выливает содержимое на холмик.

Принесенные продукты нельзя трогать родным, но можно угостить ими других людей, сопроводив приглашение просьбой помянуть покойника.

Время для молитвы

Основной смысл того, чтобы ехать утром на кладбище, — помочь душе покойника привыкнуть к новой реальности. Близким также в первое время легче, если они ходят к захоронению, посещать кладбище. Обязательно следует молиться в такие часы, просить защиты и милосердия Божьего для усопшего. Искренняя молитва, полная веры, – лучшее, что можно сделать для почившего. Она станет и лекарством от горя для остальных.

Что делать с едой от похорон и поминок

Поминальный обед, завтрак после похорон на могилке — это выражения уважения к усопшему, память о нем. Следует собрать дома утром нужные продукты, взять свечи, принести цветы, поехать на кладбище. В конце ритуального завтрака продукты остаются возле могилки, их смогут забрать нищие, что ходят рядом. Выпечку носят в церковь, можно раздать тем, кто просит милостыню возле нее. Если с похоронного обеда остаются продукты, нельзя их выбрасывать — следует принести и отдать домашним животным. Продукты, отправленные на мусор, осквернять память покойного.

Значение и смысл утреннего визита к могилке

Почему после похорон на следующий день нужно идти на кладбище? Обычаи, связанные с погребением, следует соблюдать, так как в них заложен большой смысл. Почему после похорон нужно идти на кладбище, посещать его на 9-ый, 40-ой день? Душа почившего привязана к могиле и первое время ей тяжело, потеряна связь с семьей, с любимыми людьми. Горестные эмоции наполняют и живых. Посещение могилы, приготовление завтрака для мертвого позволяет успокоиться, почувствовать себя ближе к нему. Родственники носят традиционные блюда, накрывают стол возле холмика, раздают конфеты, можно сходить в церковь и отнести продукты. Простые действия дают некоторое успокоение, которое поддерживают молитвы и разговоры, воспоминания об ушедшем. Легче и душе, которая чувствует рядом близких, знает, что они ее не забудут и будут молиться. Похоронная трапеза помогает душе окрепнуть и приготовиться к встрече с Богом.

Поминальный завтрак в доме

Церковные правила не категоричны в этом вопросе. Если не получается поехать или сходить на кладбище, можно накрыть стол дома, чтобы помянуть покойника. Перед завтраком следует помолиться, попросить у Бога милосердия к новопреставленному. За столом собираются родственники, близкие люди, они вспоминают того, кого только потеряли, говорят о нем теплые, приятные слова. Блюда на стол несут постными, смысл трапезы не в том, чтобы наестся. Собравшись за одним столом, проведя время в разговорах о почившем, членам семьи легче переживать потерю, стоит зайти и в храм. Душа умершего также чувствует, что она не забыта. Когда есть сомнения в проведении обрядов, ритуалов, всегда можно прийти в храм, обратиться за советом к священнослужителю.

Церковь о завтраке на кладбище после погребения

Некоторые священники указывают на то, что завтрак на кладбище на второй день после похорон является ритуалом от язычества. Продукты не могут чем-то помочь покойному. Но запрета приходить от церкви нет, пришедшие должны только не забывать о молитвах к Богу. Небольшая утренняя трапеза на кладбище может просто немного успокоить горе, отвлечь.

При посещении могилки не нужно самим есть трапезные блюда, употреблять напитки, произносить тосты даже за упокой души. Распитие алкоголя является грехом. Оно не поможет усопшей душе.

Что нельзя делать после погребения

В православии есть правила поведения на после похорон, они включают запрет на некоторые действия. Душа покойного 40 суток находится еще в доме, рядом с близкими, нужно осторожно вести себя в этот период, не нарушать спокойную атмосферу. Не рекомендуется затевать ремонт, перестановки, переезды. Душе будет приятнее побыть последние часы в привычной атмосфере, обстановке, среди знакомых любимых вещей.

По этой же причине не стоит раздавать в первое время одежду покойного, его вещи. Сохранение привычной обстановки благотворно, успокаивающе действует и на живых, не так подчеркивает невосполнимость утраты и изменений в жизни.

Традиционно соблюдается и ритуал с закрытыми зеркалами, другими отражающими поверхностями. В доме не включается громко телевизор, музыкальная аппаратура, не устраиваются веселые и шумные застолья.

9 и 40 дней после смерти

Поминки по покойнику устраиваются еще на 9-ый и 40-ой день после дня погребения. На такие поминальные трапезы не нужно кого-то приглашать — родственники, соседи, коллеги приходят сами, чтобы почтить память почившего. Готовятся ритуальные блюда и обычные, рекомендуется не ставить на стол спиртное. Главная часть поминальной трапезы — молитва. Когда наступила дата 40-го дня, нужно посещать храм, где священнослужитель проведет панихиду, заказывается и сорокоуст. Нужно поминать в такой день покойника хорошими словами, ведь душа его покидает землю и отправляется на небо, чтобы предстать перед Всевышним.

Источник

Надо ли идти на кладбище на следующий день после похорон: традиции утреннего посещения могилы, трапеза и молитвы о покойном, правила поведения до 40 дня и важные поминальные дни

После погребения родственники могут ощущать душевную пустоту, потребность побыть рядом с ушедшим. Это объясняет посещение ими кладбища вскоре после похорон. Необходимо учитывать еще и традиции, обычаи, церковные каноны. Душа переходит в иной мир, преодолевает тяготы, поэтому важно не навредить ей частыми визитами. Рекомендуется сначала уточнить, после похорон на следующий день надо идти на кладбище или нет. Заодно необходимо узнать, что можно приносить.

Похороны и прощание с покойным, основные правила

День смерти, следующий день после похорон, поминальные субботы, как и прочие даты, когда возникает потребность посетить могилу умершего, являются важными при переходе души к вечной жизни. Период, который начинается с момента, когда умирает физическая оболочка, и, заканчивается ее появлением перед престолом Господним, является важным для всех участников процесса: непосредственно умершего (его духа) и родственников. Каждый проживает его по-своему, но при этом важно соблюдать традиции, выполнять обряды. Это поможет быстрее преодолеть трудности, свыкнуться с новым положением вещей, продолжать жить.

Основные этапы погребения

Что происходит с душой после похорон вплоть до 40 дней

Родственникам важно знать, куда попала нетленная оболочка усопшего, тяжело ли ей проходить переход в мир иной. Это поможет обрести покой. Основные этапы перехода души:

Что делают на следующий день после похорон до 12 часов

Часто после поминок, которые проводятся сразу после погребения, родные не посещают кладбище вплоть до 9 дня, когда наступает следующие поминальный день. Однако предки считали иначе. Было заведено так, что после похорон на следующий день нужно идти на кладбище. Причин тому несколько:

На могилу приходят только близкие люди, приносят завтрак покойнику на следующий день после похорон (еда, питье), здесь же его поминают. Причем нужно успеть с визитом до 12 часов дня, т. к. к вечеру не рекомендуется появляться на погосте – это время мертвых.

Посещают могилу с цветами и свечами

Религиозный настрой создают молитвенные тексты, усилению связи с Богом способствует зажженное пламя свечи, поэтому на могилу обычно приносят лампадки. С собой берут и цветы: свежие, искусственные. Запрета на определенный вид композиции нет, выбор делается по своему усмотрению.

Цветы для женщины

Учитывают возраст умершей. Молодым приносят розы, фиалки, тюльпаны, ромашки. Важен цвет –бутоны должны быть белыми, розовыми (отдают предпочтение нежным тонам). В некоторых случаях допустимы желтые и алые цветы. Пожилым женщинам близкие несут хризантемы, универсальный вариант – гвоздики.

Букет для мужчин

Нужно выбрать цветы с бутонами продолговатой формы: каллы, ирисы, подойдут также нарциссы, розы. Причем рекомендуется подбирать букет с учетом цвета – лучшим является вариант холодных тонов. Пожилому мужчине принято нести на первый завтрак после похорон те же цветы, что и для женщин в возрасте: хризантемы, гвоздики.

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем Гвоздики для умерших в возрасте

Убирают могилу, разговаривают

Считается, что уборка на могиле вплоть до 40-го дня – не самое подходящее занятие, т. к. душа умершего все еще не покинула этот мир полностью. Однако есть некоторые исключения. Так, на второй день после похорон можно немного прибраться – это условное действие, которое показывает умершему заботу, любовь. Слишком усердствовать не следует, т. к. похороны были буквально вчера, а значит, могила в порядке. Можно также побеседовать с душой покойника. Это не является обязательным, но чаще всего родные и сами нуждаются в беседе. Усопшему рассказывают новости, делятся чем-то личным.

Завтракают на кладбище, чтобы примирить душу умершего

Нужно понимать, что «завтрак» – это условное название действа, которое происходит утром второго дня после погребения покойника. Пришедшим не рекомендуется употреблять блюда, которые были принесены. Это символическое подношение, которое позволяет умершему смириться с новой формой существования.

Традиционная трапеза для покойного на следующий день

Родные приезжают с целью «накормить» душу покойного. Чтобы она быстрее свыклась с новым положением, приносят традиционные поминальные блюда, продукты:

Родственники не должны употреблять пищу, которую принесли на завтрак после похорон. Это, прежде всего, предназначается для усопшего.

Что нельзя делать на кладбище

Когда родные планируют навещать умершего на следующий день после захоронения, им не следует брать с собой спиртное. У могилы не рекомендуется курить, распивать алкоголь, а также браниться, драться – подобные действия лишь усугубляют ситуацию. Душа и без того испытывает беспокойство, неправильные поступки помешают ей ощутить себя на правильном пути при переходе в новый мир.

Угощение для прохожих

Второй день после смерти человека считается условно поминальным. Церковь не отмечает его, как один из важных, однако при желании можно помочь душе умершего перейти в другой мир. Этому способствует подаяние, а также просьба помянуть покойного, она должна быть обращена к прохожим на улице.

Родные должны раздать все, что принесли, или оставить на могиле – пищу заберут нуждающиеся.

Молитвы родственников в день похорон и молитвы на кладбище утром после похорон

Короткая молитва о упокоении, читаемая на следующий день после похорон

Молитва, читаемая на следующий день после похорон и до 40 дней

Молитва «Господи, помилуй» читаемая на следующий день после похорон

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Молитва «Трисвятое» текст, читаемый на утро после похорон

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Текст молитвы за всякого усопшего для родственников, читаемый на следующий день после похорон

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Молитва Пресвятой Богородице, читаемая утром после похорон

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Молитва к Господу Богу о упокоении усопших для родственников, читаемая на утро после похорон

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Молитва по смерти прощальная, текст, читаемый родственниками усопшего на следующий день

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Молитва за умершего скоропостижно для родственников, читаемая на утро после похорон

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Молитва, читаемая после 40 дней

Посещение храма

Посетив могилу, родные отправляются в храм. Здесь читается молитва, ставится свечка за упокой. Как правило, все службы (Сорокоуст, панихида) заказываются в день смерти человека. По этой причине достаточно самостоятельно вознести молитвенные слова.

Поминальный завтрак в домашних условиях

Традиционный завтрак на кладбище принято приносить рано утром. После кладбища отправляются в храм, оттуда – домой для проведения поминальной трапезы. Родные собираются узким кругом наиболее близких людей. На столе должна быть кутья, традиционные блюда. Чаще всего у членов семьи, переживающих горе, аппетит плохой или отсутствует, поэтому поздний завтрак в домашних условиях не причинит неудобства.

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем Поминки в кругу семьи

Смысл утреннего посещения могилы для родственников и души умершего

Церковь не определяет второй день после погребения, как один из важных. Несмотря на это, священники не запрещают поход на кладбище, но заявляют, что помочь умершему можно из храма, из дома. Пока душа ищет себе место в этом мире, не находит, ей необходима более ощутимая поддержка. Но важнее всего – молитва.

Даже если целью близких было принести поминальный завтрак, им рекомендуется уделить время не только физической составляющей человека, но и нетленной.

Мнение эзотериков о посещении могилы умершего на следующий день

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем

Психологи о пользе или вреде посещения кладбища после похорон

Посещение погоста несет в себе одновременно пользу и опасность. Ехать на кладбище допустимо, т. к. это позволит уменьшить печаль родных (благодаря условной беседе с покойным). Но с другой стороны, частое пребывание там же, где ранее бывал умерший или может быть его душа, не позволяет ране затянуться. Родственники продолжают погружаться в печальные мысли, чувства. Это не способствует облегчению состояния. Вот почему необходимо ехать к могиле в дни, которые определены церковью.

на следующий день после похорон ходят на кладбище православная церковь зачем Посещение могилы родственника на следующий день после похорон

Вопрос-ответ

Обязательно ли ехать на кладбище на следующий день после похорон?

Что нужно делать на следующий день после похорон близкого человека?

Если решено везти поминальную пищу на кладбище, необходимо уделить внимание душе покойного, учесть ее потребности, обусловленные памятью событий, которая сохраняется после смерти. Основные действия на второй день с момента погребения:

Порядок действий не жесткий, меняется, но прежде советуют отвозить пищу на могилу, чтобы не задерживаться на погосте (освободиться до полудня).

Зачем ходить на кладбище на следующий день после похорон?

Что несут на завтрак на кладбище на следующий день после похорон мужчине и женщине, есть разница?

Правила поведения родственников умершего до 40 дней

Близкий, принесший поминальную трапезу, должен выполнять и другие обряды, соблюдать традиции. Согласно канонам православия и многовековым традициям, после смерти человека принято совершать действия:

Поминальные обеды на 9, 40 день

На каждом из этапов перехода бестелесной оболочки родные должны проводить поминки. Принесенные блюда имеют особое значение – это своего рода милостыня умершему. Принято молиться за душу покойника, будь то мама, сын или муж – процедура поминовения всегда одинаковая, исключение составляют периоды, когда начинается пост. Подобное участие помогает душе преодолеть мытарства, а также способствует прощению грехов усопшего.

Калькулятор поминок

Особые дни для поминовения в православии

Близкий человек, который обычно возит цветы и лампадки, убирает могилу умершего родственника, должен знать, когда следует посещать погост:

Видео: нужно ли посещать могилу на кладбище после похорон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *