мягкий инвентарь что это такое
Нюансы учета мягкого инвентаря
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
На страницах журнала мы не раз затрагивали тему учета предметов мягкого инвентаря. Однако вопросов, поступающих в нашу редакцию, не становится меньше. Что принято относить к мягкому инвентарю? Как проводится процедура его маркировки? Какие нормы обеспечения мягким инвентарем и сроки его эксплуатации установлены для образовательных учреждений? Какие документы оформляются при поступлении, внутреннем перемещении и выбытии данных активов? Как организовать их учет в свете последних изменений в порядке применения КОСГУ? Давайте разбираться вместе.
Какие объекты учета относятся к мягкому инвентарю?
Перечень объектов, которые принято относить к мягкому инвентарю, представлен в п. 118 Инструкции № 157н, и он является открытым. В этот перечень включены:
нательное белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);
постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);
все виды одежды и обуви (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки, ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);
спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.);
обмундирование и другие предметы вещевого имущества, функционально ориентированные на гражданскую оборону;
специальная одежда и обувь, в том числе предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).
Указанные объекты имущества учитываются в составе материальных запасов независимо от их стоимости и срока службы (п. 99 Инструкции № 157н). При этом не относятся к мягкому инвентарю:
сырье для его изготовления (ткань, кожа и прочие материалы);
ветошь, образовавшаяся по истечении срока эксплуатации одежды и белья;
костюмы для театральных постановок, декорации, занавесы;
К сведению: решение об отнесении объектов к предметам мягкого инвентаря либо иному виду имущества (основным средствам, прочим материальным запасам и др.) принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов на этапе планирования закупок или по факту поступления объектов.
Обеспечение сохранности мягкого инвентаря
В целях обеспечения сохранности предметов мягкого инвентаря в учреждении назначается материально ответственное лицо (завхоз, завскладом, кладовщик и др.), с которым заключается договор о полной материальной ответственности.
Приобретенные вещи и белье до передачи их в эксплуатацию поступают на склад (в иное специальное помещение) и хранятся там под присмотром указанного лица.
Оприходованный мягкий инвентарь подлежит маркировке (п. 118 Инструкции № 157н). Данная процедура проводится материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения (его заместителя) и работника бухгалтерии. Предметы маркируются специальным штампом несмываемой краской без порчи их внешнего вида с указанием наименования учреждения. А при выдаче их в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи со склада.
К сведению: маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.
Некоторые вещи маркировать не нужно. К ним относятся одежда и обувь для всех групп воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 118 Инструкции № 157н).
При этом полностью отказываться от проведения данной процедуры не стоит. Минфин в Письме от 15.02.2016 № 02-06-05/7872 указал, что предусмотренный Инструкцией № 157н порядок маркировки мягкого инвентаря является сложившейся практикой и позволяет обеспечить:
сохранность предметов, их количественный учет;
соблюдение установленных сроков носки (эксплуатации);
закрепление конкретных предметов за каждым воспитанником организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поэтому отмена рассматриваемого порядка относительно всего мягкого инвентаря и всех возрастных групп воспитанников соответствующих организаций нецелесообразна. В данном случае финансисты предлагают маркировать одежду и обувь (в том числе спортивную) старшей возрастной группы воспитанников (выпускников) без порчи их внешнего вида путем прикрепления (пришивания) тканевых жетонов со специальным маркировочным штампом, нанесенным несмываемой краской.
Кроме того, в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02-07-10/43970 сообщается, что в рамках формирования учетной политики учреждение вправе исходя из требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила маркировки.
Нормы выдачи и сроки эксплуатации мягкого инвентаря
Нормы обеспечения мягким инвентарем и сроки его эксплуатации регламентируются различными нормативными документами в зависимости от профиля учреждения, например:
Приказом Минпросвещения РФ от 13.11.2018 № 203 установлены нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста 18 лет, обучающихся и воспитывающихся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов);
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 № 1117 утверждены нормы и правила обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Письмом Минобразования РФ от 22.09.1993 № 164-М доведены рекомендации по обеспечению мягким инвентарем детских садов, учреждений среднего профессионального образования, воспитанников общеобразовательных школ-интернатов общего типа и школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, детских домов, а также учащихся, находящихся в интернатах при школах на полном государственном обеспечении;
Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 № 190/л установлены порядок обеспечения участников образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, а также правила учета и списания предметов спортивной экипировки;
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н утверждены правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66 регулируется, помимо всего прочего, порядок бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам высших учебных заведений.
Документальное оформление
В целях отражения в учете операций по поступлению, перемещению внутри учреждения, выдаче в эксплуатацию и списанию приобретенных предметов мягкого инвентаря используются следующие первичные документы:
Наименование документа
Назначение
Поступление мягкого инвентаря
Товарно-сопроводительные (отгрузочные) и иные документы поставщика
Подтверждают получение учреждением материальных ценностей и служат основанием для принятия их к учету
Авансовый отчет (ф. 0504505)
На основании этого документа производится оприходование мягкого инвентаря, приобретенного через подотчетных лиц. К нему прилагаются подтверждающие покупку документы (товарные и кассовые чеки, квитанции к приходному кассовому ордеру и др.)
Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)
Составляется при наличии расхождения фактического объема полученных материальных ценностей, их качества и номенклатуры с данными сопроводительных документов
Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)
Оформляется в случае отсутствия товарно-сопроводительных (отгрузочных) и иных документов поставщика (продавца) (см. Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 02-07-10/72795). Например, в случае приобретения мягкого инвентаря у физического лица
Внутреннее перемещение мягкого инвентаря
Требование-накладная (ф. 0504204)
Применяются для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями или материально ответственными лицами
Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102)
Выдача в эксплуатацию мягкого инвентаря
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)
Составляется при выдаче мягкого инвентаря в личное пользование работникам (сотрудникам) для выполнения ими своих служебных обязанностей и служит основанием для списания его с баланса (с последующим отражением его стоимости за балансом)
Списание мягкого инвентаря
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
Оформляется при принятии решения о списании предметов мягкого инвентаря и служит основанием для отражения в учете учреждения выбытия указанных объектов учета
Операции с мягким инвентарем подлежат отражению в следующих регистрах бухгалтерского учета (п. 120 Инструкции № 157н):
1) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов – ведется в части операций:
по принятию к учету мягкого инвентаря по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений);
по выбытию и внутреннему перемещению мягкого инвентаря;
2) в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо журнале операций расчетов с подотчетными лицами – формируются в части операций по поступлению мягкого инвентаря по фактической стоимости их приобретения (изготовления).
Аналитический учет мягкого инвентаря ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) по каждому виду указанного имущества в разрезе его пользователей и мест нахождения.
Кроме того, на каждого работника, который получил в личное пользование вещи и белье, материально ответственное лицо заводит карточку (книгу) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206).
Особенности бухгалтерского учета
Приобретение мягкого инвентаря.
Самым распространенным способом поступления в учреждение предметов мягкого инвентаря является их приобретение за плату. В этом случае они принимаются на баланс по фактической стоимости, которая складывается из сумм всех затрат, связанных с их покупкой (поименованы в п. 102 Инструкции № 157н).
В 2019 году расходы на закупку мягкого инвентаря, как и ранее, производятся по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Это установлено положениями Порядка от 08.06.2018 № 132н.
А вот код КОСГУ, который применяется в целях бухгалтерского учета указанных активов, поменялся. Согласно Порядку от 29.11.2017 № 209н статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» теперь детализируются новыми подстатьями, и для отражения операций, связанных с движением мягкого инвентаря, предназначены подстатьи 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» и 445 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.
Оприходование мягкого инвентаря отражается с применением счетов:
0 105 05 000 «Мягкий инвентарь» – при его покупке в рамках одного договора с поставщиком (продавцом);
0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» – в случае формирования фактической стоимости объектов, когда при их приобретении учреждение несет затраты по нескольким договорам (при отдельной оплате доставки, консультационных или посреднических услуг и др.). Далее сформированная стоимость списывается с этого счета в дебет счета 0 105 05 000.
Если мягкий инвентарь бюджетных и автономных учреждений отнесен к особо ценному имуществу, его учет организуется с использованием счетов 0 105 25 000 «Мягкий инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 106 24 000 «Вложения в материальные запасы – особо ценное движимое имущество». В остальных случаях все типы учреждений применяют счета 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения» и 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество».
В бухгалтерском учете операции по принятию к учету мягкого инвентаря отразятся так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Принят к учету мягкий инвентарь, приобретенный:
– в рамках договора поставки
0 105 25 345
0 105 35 345
– через подотчетное лицо
Отражено формирование фактической стоимости мягкого инвентаря:
– в сумме затрат, связанных с его поставкой
0 106 24 345
0 106 34 345
– в сумме иных платежей, непосредственно связанных с его приобретением
Принят к учету мягкий инвентарь по сформированной фактической стоимости
0 105 25 345
0 105 35 345
0 106 24 345
0 106 34 345
* Согласно Порядку № 209н с 2019 года указанные статьи КОСГУ детализированы соответствующими подстатьями в зависимости от категории контрагента (поставщика, продавца), с которым осуществляются расчеты.
К сведению: порядок принятия к учету мягкого инвентаря, полученного безвозмездно (в том числе по договору дарения), в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами), от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений, а также правила оприходования указанных активов, изготовленных силами учреждения или сторонними организациями, в данной статье не рассматриваются.
Разукомплектация мягкого инвентаря.
В случае, когда вещи из списка мягкого инвентаря приобретаются не по одной, а в комплекте (например, постельное белье), нужно оценить стоимость каждого предмета отдельно.
Если стоимость составных частей комплекта выделена в отгрузочных документах поставщика (продавца), проблем с оценкой не возникнет. Однако если такая стоимость нигде не отражена, то комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов необходимо будет определить ее самостоятельно по правилам, закрепленным в учетной политике. В целях оформления процедуры разукомплектации мягкого инвентаря целесообразно разработать соответствующий документ (например, акт о разукомплектации), который также следует утвердить в учетной политике.
Порядок отражения в учете рассматриваемых операций будет следующим:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражено выбытие мягкого инвентаря в связи с разукомплектацией
0 105 25 445
0 105 35 445
Приняты к учету разукомплектованные части комплекта
0 105 25 345
0 105 35 345
Выдача мягкого инвентаря в пользование (эксплуатацию).
При выдаче мягкого инвентаря в личное пользование работникам для выполнения ими своих служебных обязанностей его стоимость списывается с баланса и одновременно отражается на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».
К сведению: забалансовый счет 27 предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции № 157н).
Полагаем, что аналогичным образом можно отражать в учете выдачу одежды, обуви, белья и другого мягкого инвентаря учащимся и воспитанникам, находящимся на полном гособеспечении в детских домах, интернатах и других специализированных учреждениях, при закреплении соответствующего порядка в учетной политике.
Указанные операции отразятся в учете следующими корреспонденциями счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражена выдача мягкого инвентаря в пользование (эксплуатацию)
0 401 20 272
0 109 х0 272
0 105 25 445
0 105 35 445
Отражено увеличение забалансового счета 27 на стоимость выданных вещей
Забалансовый счет 27
Также выдача мягкого инвентаря в эксплуатацию может отражаться в учете без списания его стоимости с баланса, путем внутреннего перемещения данных активов между ответственными лицами:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражена выдача мягкого инвентаря в эксплуатацию
0 105 25 345
0 105 35 345
0 105 25 345
0 105 35 345
Списание пришедшего в негодность мягкого инвентаря.
По решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активоввещи, пришедшие в негодность в процессе их использования (эксплуатации), подлежат списанию с учета одним из указанных способов (п. 108 Инструкции № 157н):
по фактической стоимости каждой единицы;
по средней фактической стоимости.
Применение конкретного способа прописывается в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н).
Обратите внимание: истечение нормативных сроков эксплуатации мягкого инвентаря не является основанием для его списания.
Если в результате уничтожения мягкого инвентаря образовалась ветошь, пригодная для использования в хозяйственных целях, ее следует оприходовать по текущей оценочной стоимости на дату принятия ее к учету (п. 25, 106 Инструкции № 157н).
Данные операции отразятся в учете следующими проводками:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Списан пришедший в негодность мягкий инвентарьпо истечении нормативного срока эксплуатации
0 401 20 272
0 109 х0 272
0 105 25 445
0 105 35 445
Списан пришедший в негодность мягкий инвентарьпо причине физического износа (до истечения нормативного срока эксплуатации)*
0 105 25 445
0 105 35 445
Списан пришедший в негодность мягкий инвентарь, выданный ранее в пользование, с забалансового учета
Забалансовый счет 27
Принята к учету ветошь
* Данные корреспонденции счетов предусмотрены только для бюджетных и автономных учреждений.
** Согласно Порядку № 209н применяется подстатья 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Пример 1.
Казенное образовательное учреждение (детский дом) в рамках заключенного контракта приобрело у сторонней организации одежду и обувь для детей-сирот на сумму 300 000 руб. В соответствии с условиями контракта поставка мягкого инвентаря произведена после оплаты 30% от его стоимости. Оставшаяся сумма уплачена поставщику по факту поставки. Вещи были оприходованы на склад учреждения, часть из них (на сумму 100 000 руб.) была выдана детям в соответствии с нормами положенности. Учетной политикой учреждения предусмотрено ведение учета мягкого инвентаря после его выдачи детям на забалансовом счете 27.
В бюджетном учете на основании Инструкции № 162н отражены следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен аванс поставщику
(300 000 руб. х 30%)
Мягкий инвентарь в образовательных учреждениях
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6
Такой объект нефинансовых активов, как мягкий инвентарь, присутствует практически во всех образовательных учреждениях: детских садах, школах, средних и высших профессиональных образовательных организациях. Какое именно имущество, используемое в деятельности этих учреждений, следует относить к мягкому инвентарю, как отражаются в учете его поступление, перемещение и выбытие, рассмотрим в данной статье.
Общая характеристика мягкого инвентаря
Здесь отмечено, что в состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).
Весь приведенный выше перечень актуален и для учреждений образования. Так, бельем, одеждой и обувью обеспечиваются обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, находящиеся на полном государственном обеспечении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме этого, данная категория лиц обеспечивается постельным бельем и принадлежностями, полотенцами и прочим мягким инвентарем, которые предоставляются им в учреждении либо выдаются в пользование.
Постельное белье и принадлежности имеются в пользовании детских садов, пришкольных интернатов и школ-интернатов, общежитий образовательных учреждений.
Учет спортивной одежды и обуви наиболее актуален для образовательных организаций спортивной направленности.
Наличие специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты (СИЗ) характерно для любых учреждений.
Следует учитывать, что предметы мягкого инвентаря подлежат маркировке, которая осуществляется материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с проставлением года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.
Общие указания по учету мягкого инвентаря
Он, как и все материальные запасы, принимается к учету по фактической стоимости (п. 100 Инструкции N 157н).
Напомним, что согласно п. 102 Инструкции N 157н фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также иные суммы, связанные с их приобретением. Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (п. 104 Инструкции N 157н).
Основанием для принятия их к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения является приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Форма данного документа утверждена Приказом N 52н и составляется при поступлении материальных ценностей в учреждение. В нем приводятся сведения о наименовании товара, его количестве, стоимости.
Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». На момент подготовки номера журнала Приказ находился на регистрации в Минюсте.
Бухгалтерия учреждения отражает корреспонденцию счетов и делает отметку о принятии к учету и оприходовании материалов.
При наличии количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам отправителя (поставщика) комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов составляет акт приемки материалов (ф. 0504220), который является правовым основанием для предъявления претензий отправителю (поставщику).
Аналитический учет материальных запасов ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 119 Инструкции N 157н).
Движение материалов (в том числе мягкого инвентаря) внутри учреждения между структурными подразделениями или материально ответственными лицами оформляется требованием-накладной (ф. 0504204), которая используется теперь вместо формы 0315006.
Выдача сотрудникам спецодежды и СИЗ должна фиксироваться в карточке (книге) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206). В ней указываются нормы выдачи, нормативный срок использования (при наличии), количество выданных материальных ценностей.
При возврате имущества регистрируется количество сданных вещей по наименованиям, дата возврата и делается подпись лицом, которое приняло сданное работником имущество.
Выдача материальных ценностей в использование для хозяйственных, научных и учебных целей оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Для отражения в учете выбытия мягкого инвентаря, как и иных материалов, применяется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Рассмотрим особенности учета отдельных видов мягкого инвентаря.
Мягкий инвентарь для лиц на полном гособеспечении
Обеспечение мягким инвентарем лиц, находящихся на полном государственном обеспечении, осуществляется по нормам в соответствии:
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при выпуске из образовательной организации выдается арматурная карточка и находящаяся в эксплуатации ребенка одежда и обувь.
Для учета мягкого инвентаря, выданного сиротам и опекаемым, особенно в тех субъектах РФ, где не установлено требование о ведении арматурных карточек, можно воспользоваться карточкой (книгой) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206), предложенной Приказом Минфина России N 52н, которая, по сути, повторяет форму арматурных карточек.