мы увидели как белые так и красные цветы
Библиотека
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Однородные члены предложения
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
Сравните два предложения:
В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.
Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.
Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:
Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
Однородные и неоднородные определения
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.
1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.
В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.
Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.
Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.
2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.
Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.
На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).
У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).
3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.
Рассмотрите примеры на иллюстрации.
Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.
4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.
Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.
Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).
Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами
Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные.
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И ЭТО И ТО | НЕ ТО, А ЭТО | ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО |
Без нитки да иголки шубы не пошить. Без нитки и иголки шубы не пошить. | Мал золотник, да дорог. Мал золотник, но дорог. Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными. Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат. Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях: 1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом: 2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами: 3) если однородные члены соединены составными союзами: Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно. 1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например: В садке плескались пескари и окуни. 2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например: В его коллекции было много ножей и кинжалов, пистолетов и ружей, украшенных драгоценными камнями. 3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словамиВнимательно прочитайте предложение. Рядом с домом росли хвойные деревья: ели, сосны, пихты. В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?». Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим. Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например: Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад. Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например: Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков). В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ. В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов. 1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Желтые кленовые листья лежали всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин. 2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья. 3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире. Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья. ЦветыЦветы мне говорят прощай, Любимые! Ну что ж, ну что ж! Весенний вечер. Синий час. Шуми, левкой и резеда. Ах, колокольчик! твой ли пыл Не пой! не пой мне! Пощади. Цветы мои! Не всякий мог Не всякий, длани кто простер, Я не люблю цветы с кустов, Я только тот люблю цветок, И на рябине есть цветы, Они не те, что на земле. Любовь моя! Прости, прости. Неповторимы ты и я. VIII Цветы, скажите мне прощай, Ну что ж! пускай не увидать. А люди разве не цветы? Как стебель тулово качая, Цветы людей и в солнь и в стыть Я видел, как цветы ходили, Цветы сражалися друг с другом, Октябрь! Октябрь! Цветы ходячие земли! И потому, что я постиг, И потому, что я пою, Подборка текстов для работы на уроках русского языка для 2-3 классов Расставь знаки препинания в тексте. Быстро летело время уже пожелтели берёзки вода в реке потемнела холодный ветер обрывал листья и уносил их небо покрылось тёмными облаками часто моросил дождь каждый день неслись на юг перелётные птицы. № 2 Солнечная ванна гадюки. Гадюка каждое утро выползает на сухой пенёк и греется на солнце она ещё с трудом ползает кровь у неё сильно остыла на холоде на солнышке гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками. № 3 Телеграмма из лесу. Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег показалась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пошла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку. Первое сентября дети снова пришли в школу здравствуй, родная школа здравствуйте, дорогие учителя звенит звонок ученики с волнением входят в классы все ли пришли хорошо ли отдохнули Кончился учебный год ученики с учителями поехали на вечер в клуб быстро мчится голубой автобус мелькают зелёные бульвары в конце улицы автобус остановился дети вышли из машины по широкой лестнице поднялись в зал в зале по стенам висели портреты знатных людей завода Борис Коньков на портрете узнал своего отца Борис рад и счастлив. Из всех зверей на свете самый хищный зверь-тигр он живёт в зарослях шкуру у него рыжая, полосатая выходит тигр на охоту ночью сегодня оленя схватит, завтра- кабана все звери тигра боятся. За ночь сильно похолодало утро настало морозное, ясное на окнах появились удивительные узоры сверкает в лучах солнца длинная ветвь она похожа на листья папоротника как красивы снежные узоры. По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой вились стрекозы у берёзы качались жёлтые кувшинки около ив купались ребятишки они кричали, смеялись и брызгались водой, а брызги так и сверкали на солнце. Всё цветёт, всё зеленеет как хорошо в эту пору в лесу в начале месяца он ещё не оделся листвой многие ветви кустов и деревьев уже цветут тепло, даже немного парит и вот загремел первый гром как из ведра хлынул весенний дождик первая гроза будто омыла землю. Голый и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку. В мае прошли первые грозы от обильных дождей весело зазеленела земля на осыпанных цветом ветвях распевали птички, жужжали пчёлы всё живое радовалось и спешило жить. Чудесное утро зазеленела трава деревья на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется лес пахнет корой и берёзовым соком чуть дымится первая зелень на нивах оживает озимь. № 14. Белка лакомится мясным. Светит солнце уже пришла весна отец у Коли тракторист он с утра ушёл в поле и сын дорогу знает он тоже в степь шагает он помогать идёт отцу вот будет рад отец! № 16. Замёрзли пруды и реки. С каждым днём всё холоднее и холоднее утром на улицах лужи покрыты тонким ледком но ходить по льду ещё опасно в конце ноября крепчают морозы в эту пору в городах заливают катки. На реке раскрылись жёлтые кувшинки буйно цветёт над водою водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят летают над водою стрекозы хорошо бегать по душистому лугу. № 18. Грачи прилетели. В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают. Сколько цветов на полях каких только нет: одуванчики, колокольчики, клевер, ромашки с белыми лепестками даже в глазах пестрит звонко трещат кузнечики зато птичьи песни слышатся реже теперь птицам не до пения с утра до вечера хлопотливые родители ловят разных жуков и лягушек. Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пёстрый ковёр много здесь разных трав и цветов вот дикий овёс золотится на солнце из земли выглядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порхают над цветами резвые бабочки. Была зима шёл январь месяц снегу намело много деревья в лесу стояли по пояс в сугробах люди видели в домах и топили печи в такую погоду, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходит в лес за подснежниками заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. Был тёплый летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил первый гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы Составь предложения из отдельных слов. осень оврагах в позолотила кустарники минуты ни терять нельзя закончили картофеля уборку колхозники сев озимых уже начался дорогам машины по овощам с движутся севера резкий с дует ветер деревьев листья жёлтые с падают днём частый и ночью дождь моросит небе грустный крик раздаётся в журавлей иней деревьях утром на появился большой и нашей за огород школой сад грядках огурцы на морковь горох растут собирают ученики урожай осенью хороший работы колхозникам осенью много морковь и картофель срезать надо капусту выкопать убрать полей следует богатый урожай с вовремя загрузка успешно овощей в фруктов идёт и хранилищ покрыл и снег землю домов крыши узорами стёкла разрисовал белыми мороз снегу воробьи по прыгали нахохлились холода от они крошки прыгают подбирают воробьи птицам и голодно холодно зимой перемену во выходят на двор ученики наш большой двор школьный остаются классе только в дежурные двери они и открывают окна чистом классе хорошо работать в зима уже пришла настоящая голым мчится по холодный ветер ветвями верхушки он деревьев качает да ели только сосны зелёные жалобно в деревья стонут лесу у спрятано сороки хорошо гнездо вить кустарнике сороке в нравится гнездо густом птичкам бед маленьким от много сороки очень к трудно подойти сороке хорошее у глаза чутье зоркие сороки и раз дом один загорелся маленькая в была доме девочка собаку в пожарные огонь Боба послали минуту горевшего Боб дома через вынес из девочку ребенка радости мать плакала от весна радостная наступила яркое день солнце целый светит сна деревья от проснулись зимнего появились и нежные листочки на них почки зацветут в плодовых садах скоро деревья лугах на пестреют цветы ранние года прекрасное это какое время солнечный был денёк тёплый рощу ребятишки в пошли берёзовую ищут девочки щавель ёжика кустах в нашли мальчики лесу ребята бродили долго в вечером домой поздно возвращались они к весна нам воротилась небес с солнце золотыми льёт лучами камешкам по ручьи весёлые зажурчали цветы лугам по зацвели голову одуванчик жёлтую поднял свою подснежники в расцвели лесу чудесное наступило утро весенний дул ветерок тёплый журчал в овраге чистый ручеёк насекомыми гонялись за ласточки песенка жаворонка звонкая раздавалась солнышко небу яркое по поднималось мороз на доме в улице а Наташе тепло смотреть узоры и весело сидеть на окна у мороз на расписал за стёклах ночь узоры и звёздочки и кружочки и завитки тут посмотрела окно в Наташа снега дворе от всё на бело гроза сильная началась дымом всё небо затянулось лягушки и замолчали птицы лес прокатился первый через гром деревья заскрипели старые треск раздался страшный хлынул за каплями ливень дождя первыми № 16. Смелые мальчики. два землянику собирали мальчики огромный сверху орёл спустился вдруг он схватил мальчика когтями острыми поднялся воздух в хищник не мальчик растерялся орла горло он крепко сжал орёл упал на мальчиком с землю бросился товарищ мальчику на помощь домой мальчики связали орла принесли и № 17. Черепаха и орёл. её черепаха орла летать просила научить советовал не орёл черепахе просил продолжала она его орёл поднял черепаху и вверх бросил тогда разбилась упала камни черепаха на и хороший на выдался редкость день за отправились город мы дал старый нам дед лодку берег переехал мы другой на реки незабудки там крупные росли забрались душистый сена ребята на стог спустились Алла в Римме овраг и дождливая долго осень хмурая стояла первый неожиданно снег выпал ночь снег покрыл ковром землю пушистым за реку мороз сковал льдом первыми на высыпали двор ребятишки кататься горы хорошо санках лыжах с на тёплое лето весёлое наступило листвой давно деревья уже одеты все деревьев ласковое освещает солнышко верхушки птиц с лесу утра раздаётся пение мёдом и поляне земляникой на пахнет в хорошо летом лесу Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст Листьями усыпаны все дорожки. В парках появились стайки красногрудых снегирей. Идёшь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат. Курлыкая, пролетели над городом журавли. Дни становятся всё сумрачнее, а ночи длиннее. Мальчик не испугался и открыл ворота. Вдруг в тишине раздалось мычание коров. Рано утром Толя пошёл ловить рыбу. Смелый мальчик спас всех коров. Горела уже крыша сарая. Толя не растерялся и побежал к коровнику. Моя собака приближалась к нему. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда, растопырив крылышки. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Я поспешил отозвать пса- и удалился. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Правильно говорят, что собака друг человека. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Произошёл обвал и перегородил путь овцам. Отец Саши собирает моторы. На заводе делают разные машины: грузовые, самосвалы и сильные вездеходы. У Саши папа – рабочий. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. № 6. Петя едет к бабушке. У билетной кассы мама стала в очередь. Вскоре на станцию пришёл пассажирский поезд. Наконец мама получила билет. В последний раз мелькнул прощальный огонёк, и поезд скрылся из виду. Вот Петя с мамой уже в вагоне. Петя утром узнал, что с мамой поедет к бабушке. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Дует холодный ветер. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Лес весь пушистый и белый. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём. Первые снежинки закружились в воздухе. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Летом я с мамой ездил в Москву. Мы целые дни ходили по Москве. Какая это была чудесная поездка! Да, я счастлива, что побывала в столице нашей Родины! Мы были на Красной площади и в Мавзолее. Москва- огромный и очень красивый город. Упали первые тяжёлые капли. Большая тёмная туча накрыла полнеба. Сверкнула молния, ударил гром. Загромыхал гром, зашумели, закачались деревья, закружились над тропинкой сорванные листья. Капля за каплей и хлынул тёплый проливной дождь. На болоте он лакомился лягушками и ужами. Лесник поймал маленького журавлика. На лугу ловил кузнечиков. Целый день журавлик бродил по окрестности. Журавли жили на болоте. Журавлик часто летал на луг и болото. Скоро журавлик подружился с лесником. Выросла на опушке стройная кудрявая берёзка. Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная. Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки. До осени ещё далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья. Часто ребята разоряют птичьи гнёзда. А ведь в гнезде от четырёх до двадцати четырёх яиц или птенчиков. Ученые высчитали, что даже самая маленькая птичка за лето приносит пользу сельскому и лесному хозяйству! Дети подошли поближе. Это гадюка свернулась в клубок и грелась на солнце. Вдруг из клубка поднялась змеиная голова. Зоркие глаза гадюки долго провожали ребят. На дорожке они увидели серый клубок. Ребята испугались и побежали. Там протекал чистый ручеёк. Осенью наш класс ходил на прогулку в лес. День был тёплый и солнечный. Деревья стояли в золотом уборе. Мальчики собирали сучья, листья, шишки и зажгли костёр. Бревно унесло водой. Когда ребята возвращались из школы, ручей стал широким и глубоким. Было тёплое весеннее утро. На их пути встретился ручей. Ребята шли в школу. Перебраться через ручей им помог колхозный сторож Андрей Иванович.
|