Психология. Тесты по Психологии Блок 3. Мальчик 5 лет увидел по телевизору, как музыкант играет на флейте
Блок 3. Кейс-задания
23 Кейс
Мальчик 5 лет увидел по телевизору, как музыкант играет на флейте, захотел тоже научиться игре на инструменте. Мама отвела его в школу искусств на подготовительное отделение. Чем больше мальчик играл на флейте, тем больше ему хотелось достичь совершенства в этом виде деятельности. Он наметил возможные пути своего профессионального роста, отдавая отчет, с какими затратами будет связано достижение его цели. Когда мальчик стал профессиональным музыкантом, музыкальный критик решил написать о нем статью. Он изучил биографические данные музыканта, отслеживая его гастроли, достижения, слушал записи его концерта, выделяя выразительные приемы.
Методологический принцип отечественной психологии, заключающийся в том, что сознание развивается и проявляется в деятельности, называется принципом…
— системности
— единства сознания и деятельности
— развития
Музыкальный критик при написании статьи использовал такие методы сбора данных в психологии, как …
— беседа
— метод анализа продуктов деятельности
— метод анамнеза
Воспроизведение, которое заключается в отождествлении, признании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту, которым воспользовался мужчина при виде актера, называется …
УЗНАВАНИЕ
— контекстной
К недостаткам метода наблюдения относят …
— невозможность влияния на изучаемые процессы
— субъективизм в подходе к изучаемым явлениям – исследователь видит то, что хочет
— искажение результатов за счет взаимного
социально-психологического влияния исследователя и респондента
— несоответствие условий деятельности испытуемых и реальности
Рецепторы, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные), называются …
ДИСТАНТНЫМИ / ДИСТАНТНЫЕ
— целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств
— наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении
— запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта
К основным методам изучения на II этапе развития психологии как науки о сознании относятся …
— описание фактов
— эксперимент
Форма психического отражения, проявляющаяся в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, называется …
ощущения
— бихевиоризм
Установите соответствие между свойствами ощущений и их проявлениями.
2. Контраст ощущений
4. Синестезия
(4) возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора
(3) повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений
(1) изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя
() ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения
(2) изменение интенсивности и качества ощуще-
ний под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя
Материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет деятельность, побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, называется …
МОТИВ
Супружеская пара в выходные пошла в театр. Прозвенел третий звонок, и фойе театра тут же опустело
— акцептором действия
Установите соответствие между основными понятиями порога ощущений и их содержанием.
1. Относительный порог ощущений
2. Нижний абсолютный порог чувствительности
4. Оперативный порог ощущений
(3) максимальная величина раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться
(2) наименьшая сила раздражителя, которая может вызвать ощущение
() минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения
(1) минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощуще-ниях
(4) величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достига-
Свой день рождения девочка решила организовать сама. Ей хотелось удивить своих друзей, показать, что она уже взрослая и способна организовать этот праздник сама. Она заранее обдумала список приглашенных, меню, оформление стола, развлечения. Она продумала все до мельчайших подробностей, и праздник прошел великолепно. Родители подарили ей сережки. Надев их, девочка чувствовала их приятную тяжесть, как они качаются при каждом ее движении. Даже спустя несколько месяцев девочка помнила празднование дня рождения очень ясно, как будто это было вчера. При этом с удивлением отметили, что своих сережек даже не чувствует.
Закономерность памяти, заключающаяся в том, что значительное влияние на процесс запоминания оказывают эмоции, которые сопровождают данное событие, были выявлены в таком психологическом направлении, как …
Установите соответствие между свойствами ощущений и их проявлениями.
2. Контраст ощущений
(4) возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора
(3) повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений
(1) изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя
() ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения
(2) изменение интенсивности и качества ощуще-
ний под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя
Материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет деятельность, побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, называется …
Супружеская пара в выходные пошла в театр. Прозвенел третий звонок, и фойе театра тут же опустело
Временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей, называется…
Установите соответствие между основными понятиями порога ощущений и их содержанием.
1. Относительный порог ощущений
2. Нижний абсолютный порог чувствительности
3. Верхний абсолютный порог чувствительности
4. Оперативный порог ощущений
(3) максимальная величина раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться
(2) наименьшая сила раздражителя, которая может вызвать ощущение
() минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения
(1) минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощуще-ниях
(4) величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достига-
Воспроизведение, которое заключается в отождествлении, признании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту, которым воспользовался мужчина при виде актера, называется…
Молодой человек был спортивным болельщиком. Когда он смотрел футбольный матч, то он ощущал напряжение мыщц точно так же, как если бы он сам оказался на месте спортсмена. В прошлом он сам был футболистом, поэтому хорошо представляет ощущения спортсмена на поле во время игры. Он был очень общительным, веселым человеком, любил большие компании, поэтому предпочитал стадионы или спортбары просмотру матчей перед телевизором.
Комплексное свойство личности, описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам, ориентация не на внутренний, а на внешний мир, называется …
Установите соответствие между видами представлений и профессиями, в которых они являются ведущими.
Ощушения, отражающие положение и движения тела, называются …
Тесты для текущего контроля знаний 5 Перечень вопросов к зачету 11
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:
А) Тренинг по теме практического занятия «Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия».
Б) Ролевая игра по теме практического занятия (‘(‘Психологическая компетентность», в которой каждому студенту предоставляется возможность обыграть те или иные типы поведения потребителя и продавца.
В) Диспут по теме практического занятия «Закономерности и механизмы психического развития» между двумя условно разделенными труппами студентов на детерминистов и индетерминистов.
Г) Кейс-стади.по теме практического занятия «Методология научного исследования», на котором студенты презентуют свои подход к конкретному практическому исследованию в рамках курса.
Д) По результатам этого исследования студенты сдают реферат, излагающий основные параметры и результаты исследования и подготовленный по мотивам, исследования материал для публикации статьи в сборнике НИР студентов и аспирантов данного ВУЗа.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляешь не менее 30% аудиторных занятий.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Периодические издания в свободном доступе:
Рекомендуемые интернет-ресурсы
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал
http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, ПЭВМ.
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Тематика курсовых работ
Согласно учебному плану, написание курсовой работы по дисциплине «Психология» не предусмотрено.
Тесты для текущего контроля знаний
1.Мальчик 5 лет увидел по телевизору, как музыкант играет на флейте, захотел тоже научится игре на инструменте. Мама отвела его в школу искусств на подготовительное отделение. Чем больше мальчик играл на флейте, тем больше ему хотелось достичь совершенства в этом виде деятельности. Он наметил возможные пути своего профессионального роста, отдавая отчет, с какими затратами будет связано достижение его цели. Когда мальчик стал профессиональным музыкантом, музыкальный критик решил написать о нем статью. Он изучил биографические данные музыканта, отслеживал его гастроли, достижения, слушал записи его концертов, выделяя выразительные приемы.
Музыкальный критик при написании статьи использовал такие методы сбора в психологии, как …
2.Произвольное воображение иначе обозначают термином…
Сторона речи, которая характеризует отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов, называется…
7.Предметом психологии является…
Речь одного человека, которая не перебивается репликами других людей, существенной чертой, которой является логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, называют ______________________ речью.
Вписать правильный ответ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ
9.Те способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, относятся к ___________________ способностям.
Комплексное свойство личности, описываемое как склонность к широким, разнообразным
16.Описание «сильный, уравновешенный, инертный» соответствует _______________ типу темперамента.
К основным методам изучения на 2 этапе развития психологии как науки о сознании относятся…
Мальчик, размышляя о профессии юриста, использовал такие формы мышления, как…
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
А. форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние ресурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели 4
Б. существующее идеально содержание потребностей 1
В. внутренняя подготовка отсроченного действия, представляющая собой зафиксированную решением направленность на осуществления цели 3
Г. выбор цели и способа деятельности
Д. переходное состояние, переживаемое как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности 2
33.Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется…
Закономерность памяти, заключающаяся в том, что значительное влияние на процесс запоминания оказывают эмоции, которые сопровождают данное событие, была выявлена в таком психологическом направлении, как…
Воспроизведение, которое заключается в отожествлении, признании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту, которым воспользовался мужчина при виде актера, называется…
4. Фрустрация
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
А общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека 1
Б состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути достижения цели 4
В непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства 2
Г эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия
Д сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким 3
Установите соответствие между видами представлений и профессиями, в которых они являются ведущими
55. Молодой человек был спортивным болельщиком. когда он смотрел футбольный матч, то он ощущал напряжение мышц точно так же, как если бы он сам оказался на месте спортсмена. В прошлом он сам был футболистом, поэтому хорошо представлял ощущения спортсмена на поле во время игры. Он был очень общительным, веселым человеком, любил большие компании, поэтому предпочитал стадионы или спортбары домашнему просмотру матчей перед телевизором.
Ощущения, отражающие и движения тела, называются…
56. Мальчик шел на тренировку в спортивную школу. По дороге он увидел, как ребенок выбегает за выкатившимся на проезжую часть мячом. В это самое время из-за поворота показалась грузовая машина, мчащаяся на большой скорости. Мальчик, не раздумывая, бросил свою сумку и в считанные секунды оказался ну дороги. Схватив ребенка за капюшон куртки, он отработанным движением сгруппировался и откатился с ним от края дороги. Мяч спасти не удалось, зато ребенок остался жив. От страха он не мог ничего говорить. Тогда мальчик вспомнил, что с людьми в таком состоянии надо разговаривать. Замети, что ребенок начал поддерживать разговор, он предложил позвонить его родителям.
Мальчик, спасая ребенка, проявил такие качества мышления, как…
Качественные и количественные методы исследования в психологии: различие в понятиях, особенности проведения анализа
Проведение психологических исследований опирается на традиционные методы, сложившиеся в период расцвета науки. Определиться с выбором методики в психологии трудно, если не видеть разницу между количественным и качественным методом в эмпирическом исследовании. Следует понимать, в каких ситуациях лучше заниматься наблюдением и анализом поведения, а где использовать обработку информации математическими способами.
Понятия количественных и качественных методов в психологии
У данных методов в психологии имеются свои слабые и сильные стороны. Нельзя все измерять только одним методом, так как это приведет к однобокости результатов исследования. Нужно учитывать целесообразность применения каждого из подходов на конкретном этапе психологического исследования, опираясь на преимущественные особенности методов.
Чтобы грамотно применять психологические методы, необходимо понимать их сущность. Каждому типу исследования присущи свои требования к подбору методики.
Особенности количественных методов
В основе метода лежит формализация, от законов которой отступать нельзя. Во время эксперимента следует ориентироваться на собирание данных, которые обрабатывают с выстраиванием диаграмм, графиков.
С применением таких анализов исследователи получают численную оценку состояния объекта вместе с реакцией респондентов на психологическое явление.
Характеристика качественного метода
Сбор данных, их анализ проводится без формализации, стандартизации. При этом исследователь получает подробную информацию о психологии респондента, мотивах его поведения, ценностях.
Сбор информации предполагает применять свободную форму. Тут важно получить не распределение мнений, а понять, объяснить, интерпретировать факты, опираясь не на цифры, а на слова.
Эти методики при сборе информации предлагают применение:
Следует не только собрать данные, но понять изучаемые процессы, найти ответы на вопросы: Зачем? Почему? Каким образом? Как выйти из положения?
Проведя глубокий анализ, психолог сможет установить причину и следствие поступка, события, явления, выявить структуру, компоненты изучаемого объекта.
В результате проведенных исследований, наблюдений вырисовывается результат в виде текстовой модели.
Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии
Эмпирические методы в психологии являются ведущими, так как основаны на отборе данных по возникшей проблеме или явлению. Обобщить и систематизировать большую группу полученных фактов можно с помощью обработки данных, носящих количественный и качественный характер.
Необходимость использования математической статистики
Количественные методы на этапе обработки «сырых» результатов исследования состоят из:
Научная теория в психологии строится на основании множества объектов, составляющих теоретические факты и закономерности. Эмпирическое исследование проводят так, чтобы найти подобные явления в практической жизни. Следует сначала выбрать тот объект из множества, которая станет предметом исследования. Приходится применять количественные методы характеристики испытуемых, чтобы описать собранные данные целиком. Строятся при этом таблицы, диаграммы. Часто помогают в оценке результатов диаграммы частотного распределения, или гистограммы. Без них нельзя объективно провести распределение оцененных характеристик.
Проверка выдвинутых гипотез проводится сравнением результатов двух групп испытуемых. Здесь следует исключить случайные результаты. Поэтому придется четко и корректно с использованием описательной статистики сравнить данные друг с другом или с теоретическими величинами.
Эту обработку данных проводят способом уменьшения избыточности фактов. С помощью методов многомерного анализа делают результаты исследования компактными, наглядными.
Ограниченность количественных методов
Без применения математической статистики невозможно изучить большое количество объектов, фактов. Такой анализ исследования поможет быстро провести обобщение полученных результатов, построить математическую модель объекта.
Но от искажения информации исследователь не застрахован, так как только количественный подход дает неполную картину исследования:
К основным характеристикам относят такие понятия как формализм и массовость. Испытатель заранее определяет данные, от которых потом отступить будет невозможно.
Преимущества и недостатки качественного анализа
Применение этих методов в психологическом исследовании опирается на то, чтобы:
Стандартов при этом в анализе не существует. Исследователь проводит связи между причиной и следствием, изучая весь спектр проявлений объекта.
Наблюдая за поведением объекта, изучая записи дневников, аудио- видеоматериалы, выполняют качественный анализ поведения. Часто применение метода не позволяет отделить существенное в характеристике исследуемого объекта от второстепенного.
В основе будет описание феномена, редкого единичного случая.
При таком анализе респондент высказывается свободно, он не ограничен рамками. Ситуация, в которой проводят исследование, приближена максимально к жизненной.
Такую обработку надо применять на первом этапе исследования. Методы помогут скорректировать, сделать выводы по результатам количественной обработки данных.
Почему в психологии преобладают качественные подходы
Выбирая этот метод как наиболее важный, исследователь:
Главный смысл подхода связан со словом, выступающим в роли типа данных и средства анализа. Собираемые исследователем факты, информация выражается словами, а не цифрами. Содержание, выводы кодируются, формулируются и передаются в словесном виде. По мнению Я. Дея, определить разницу в качественных и количественных методах – это как сравнить смыслы с математической статистикой.
У данных, переданных словами, много субъективного, но информационно они богаче.
Для приверженцев качественного метода характерно применение не только текстов, но и множества культурных и социальных артефактов: рисунков, фотографий, видеоматериалов, аудиозаписей, музыки, предметов быта, медиасредств.
В психологии полно описаны приемы анализа качественных материалов. Разработан ряд подходов, помогающих сортировать, кодировать, относить к определенной категории полученный материал исследования.
Анализируя слова, выражения, тексты, психологи группируют, объединяют в кластеры, чтобы сопоставить и выделить смысловое содержание.
Приверженцы качественных методов опираются на то, что у них две стороны, которые дают полную картину явления. С качественным подходом в исследованиях анализируют объект строго в рамках четких принципов и процедур кодирования. Но с другой стороны пользуется исследователь приемом интерпретации данных, их глубоким толкованием с фиксированием интуитивных предположений.
Эпистемология как критерий качественных исследований
Процедура передачи информации связана с особенностью подхода – полевой формой работы. Исследователь входит в социальные группы, сообщества, наблюдая естественную жизнь, поведение изучаемых объектов. Пребывая долгое время рядом с объектом, наблюдая за ним, беседуя, психолог получает более достоверную информацию, чем в эксперименте с разовыми срезами.
Проводя анализ социального контекста события, исследователь учитывает все условия жизнедеятельности объектов от культурных, социальных до политических, обрядово-традиционных. Психолог стремится получить богатую деталями целостную картину.
При качественном подходе к исследованию не пропускают единичные, специфические случаи. Их оценивание может привести к выявлению закономерностей. Количественные методы изучения опираются на множество, пропуская главное. Ведь именно в индивидуальностях скрываются сложные сознательные существа.
Приемы индукции ведут от сбора и анализа эмпирических данных к зарождению гипотез и предположений. Так появляются новые теории относительно изучаемого объекта, явления.
Экспертом будет испытатель. Он сформулирует свою точку зрения, опираясь на жизненный опыт. В трактовке изучаемого события участвует и обследуемый. Он живет и действует в изучаемой ситуации и даст ей свою оценку.
Переживая вместе с респондентом события, психолог может понять смысл явления. Рефлексия исследователя важна в изучении феномена.
Качественным исследованием можно открыть новые закономерности в течении психических явлений.
Суть и причины терминологических расхождений
Определиться с понятием количественных и качественных методов трудно, так как ведущие представители психологии не выделяют их в отдельную группу путей познания. Рассмотрению больше всего подвергаются качественные методы, как-то наблюдение, эксперимент. С. Рубинштейн в учебнике «Основы общей психологии» не упоминает об употреблении в исследованиях количественного анализа.
По Б. Ананьеву, обработку результатов психологического исследования проводить следует с помощью приемов математической статистики и описания случаев, отражающих типы и варианты психических явлений.
Ряд российских психологов считает, что относятся количественные и качественные методы к эмпирическим, а другие утверждают, что они считаются приемами работы психолога вне контакта с объектом изучения.
Расхождения встречаются не только в классификации методов, но в понимании их сути. Количественные анализы подменяют определением статистической обработки материала. Группа исследователей считает, что статистика никак не связана с психологией. Методика количественного подхода ближе по сути к психометрии и математической психологии.
Причины терминологических расхождений
Изучение причин расхождений в определении количественных и качественных методов привело к мнению, что возникли разногласия потому, что:
По мнению многих ученых-психологов, соотношение между качественным и количественным подходом в исследованиях сказывается в пользу первого, а второй должен подчиняться.
Проблема соотношения качества и количества в психологии
Напряжение между двумя подходами, качественном и количественном, существуют с давних пор. Критика количественных методов основывалась на том, что:
Контроль ситуации со стороны исследователя приводит к превращению реального мира в искусственный.
Отсюда повышенный интерес к качественному подходу в эмпирическом исследовании. Представители новых направлений в психологии считают, что применение статистики не дает полную картину связей человека с другими людьми, рассматривая личность вне социального контекста. Отмечают ограниченность поведения испытуемого.
Но игнорирование количественных методов ведет к ошибочным выводам в психологических экспериментах. Ведь в качественном подходе больше субъективного мнения. Не следует исследователю полностью погружаться в мир личных переживаний испытуемого. Нужна отстраненность от рефлексии своих собственных суждений, взглядов на поведение исследуемой личности.
Преодолеть субъективизм поможет количественный анализ. Вместе с качественным он подведет к глубокому пониманию сути феномена.
Важно разграничить у методов сферы компетенции. Измерение биологической природы человека проходит продуктивно количественными методами. А сравнительная оценка объектов, явлений необходима для психологических знаний. Тут на помощь приходит выстраивание системы координат. Но оценка с помощью системы потребует уточнения в связи с постоянным изменением объекта. Полученные математические данные адаптируют к определенной культуре. Отношение к происходящему выстраивают, опираясь на своеобразие смыслов и значений. Тогда нужен словесный анализ поведения объекта.
Обработку результатов эмпирических исследований, их анализ проводят с использованием обоих методов. При этом получают высокую степень надежности выводов.