музыкальный этюд что такое

Этюд (в музыке)

Смотреть что такое «Этюд (в музыке)» в других словарях:

этюд — а, м. 1) В изобразительном искусстве: произведение, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Акварельный этюд. Этюд к картине. Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, копирую, краду (Пастернак). 2)… … Популярный словарь русского языка

Этюд — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных целей:… … Литературная энциклопедия

Этюд — ЭТЮД термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных… … Словарь литературных терминов

ЭТЮД — 1) «упражнение», произведение искусства (художественное, музыкальное), предназначенное для развития способностей начинающих и для упражнений их; 2) набросок, не вполне отделанное художественное произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

этюд — а, м. étude f. 1. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры. БАС 1. А ныне нашед случай с его сиятельством графом Брюсом, посылаю одну картину моей композиции,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭТЮД — ЭТЮД, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium усердие, старание]. 1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого нибудь композиционного целого. Этюд к… … Толковый словарь Ушакова

ЭТЮД — По французски etude изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем, с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи, Черни, Мошковского. Этюд развивает технику музыканта.… … Музыкальный словарь

Этюд — (от франц. etude учение, изучение; нем. Etьde, англ. study, etude, итал. studio) муз. пьеса, предназначенная для совершенствования технич. навыков игры на к. л. инструменте. Понятие Э. как пьесы, разучиваемой для совершенствования в… … Музыкальная энциклопедия

этюд — а; м. [франц. étude] 1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Э. к картине. Писать э. 2. Небольшое по объёму произведение (литературное, критическое и т.п.), посвящённое частному вопросу.… … Энциклопедический словарь

ЭТЮД — (франц. étude), собственно то же, что эскиз; однако в настоящее время слову э. придают в музыке специальное значение пьесы для технического упражнения, – все равно, предназначена ли эта пьеса для начинающих, или уже достигших высокого… … Музыкальный словарь Римана

Источник

Этюд (музыка)

Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

История

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.

Репертуар

Существуют этюды для разных инструментов (зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны): циклы этюдов для гитары Маттео Каркасси, Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани; для скрипки — Анри Вьетана и Шарля Берио; для кларнета — Бориса Дикова и Александра Штарка и др.

музыкальный этюд что такое

Полезное

Смотреть что такое «Этюд (музыка)» в других словарях:

Музыка Chrono Cross — Композитор Ясунори Мицуда Chrono Cross (яп. クロノ・クロス Куроно Куросу … Википедия

Электронная музыка — музыка, к рая создаётся и исполняется с помощью электронно акустич. и звуковоспроизводящей аппаратуры. В Э. м. объектом работы композитора является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал. Звуки и звучания… … Музыкальная энциклопедия

Революционный этюд (Шопен) — Начало революционного этюда … Википедия

Электронная музыка — (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия

Соединенных Штатов Америки музыка — Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия

Конкретная музыка — (франц. musique concrиte) звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко… … Музыкальная энциклопедия

Польская музыка — Польская муз. культура одна из древнейших слав. муз. культур. Наиболее ранние сведения о существовании П. м. содержатся в путевых записках араб. купцов (Ибн Фадлана и др.), торговавших на польских землях в 7 в. К этому же времени… … Музыкальная энциклопедия

Вариации (музыка) — Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).… … Википедия

Вариация (музыка) — Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).… … Википедия

Кампанелла (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кампанелла (значения). Эта статья слишком короткая. Пожалуйста … Википедия

Источник

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о жанрах камерной музыки в творчестве композиторов-романтиков 19 века. Записи, которые нужно сделать в тетради, выделены красным цветом. Запишите тему урока «Жанры камерной инструментальной музыки. Этюд. Транскрипция».

Фридерик Шопен

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике.

Слушание: Фридерик Шопен. Этюд №12 «Революционный»

(из х/ф «Шопен. Желание любви»)

Ференц Лист

Ф.Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. Он был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности.

В его этюдах заложены принципы скрытой программности, образно-художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие этюды неисполнимы из-за их невероятной технической трудности.

Слушание: Этюд № 12 «Метель» Ференца Листа

Широкую популярность получили фортепианные транскрипции Ф.Листа.

Транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений.

Транскрипции появились в XVI-XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах.

В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.

Мастерство Ф.Листа как пианиста-виртуоза современники оценивали очень высоко.

Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Аве, Мария» и др.

Источник

Что такое этюд в музыке

Этюд – это слово французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает «изучение». В музыке этюд – это пьеса для исполнения на каком-либо инструменте. Она, как правило, небольшая по объёму. В основе такой пьесы лежит частое повторение того или иного трудного для исполнения приёма. Предназначаются этюды для того, чтобы музыкант совершенствовал свою технику игры.

Этот музыкальный жанр стал широко известен в 18 веке.

музыкальный этюд что такое

Самые знаменитые авторы этюдов

Как уже было сказано выше, этюд – это музыкальная пьеса виртуозного характера. Она предназначена для оттачивания музыкантом исполнительского мастерства.

Карл Черни

Безусловно, самым известным автором этюдов для фортепиано является Карл Черни. Он написал более тысячи произведений такого рода. Его этюды предназначены для разных уровней и типов техники. Многие его пьесы этого жанра составляют целые циклы, например, «Школа фуги», «Школа беглости пальцев» и так далее. Его этюды больше других используются в музыкальных учебных заведениях. Он был не только композитором, но ещё и выдающимся педагогом. Его учениками были: Сигизмунд Тальбек, Ференц Лист, Теодор Куллак, Леопольд де Мейер и многие другие. К. Черни написал более 800 произведений только для тренировки беглости пальцев и исполнительской техники.

Фредерик Шопен

Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.

музыкальный этюд что такое

Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur. Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой. Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.

Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.

музыкальный этюд что такое

Ференц Лист

Ещё один выдающийся композитор, который работал в таком жанре – это Ференц Лист. Этюды его разнообразны. Многие из них объединены в циклы. Ф.Лист, так же, как и Фредерик Шопен, стремился углублять в своих этюдах художественное содержание. Он считал, что виртуозность должна помогать художнику высказаться до конца. В возрасте 15 лет Ференц задумал сочинить цикл, в который входило бы 48 этюдов во всех тональностях. Но написал и опубликовал из них всего двенадцать. Первые этюды Ф. Листа были лишь упражнениями на развитие беглости пальцев. Они очень напоминали произведения его учителя – Карла Черни. Через 12 лет Лист переработал свои этюды и создал произведения для концертных выступлений. Самые знаменитые его пьесы этого жанра:

музыкальный этюд что такое

Ференц Лист также написал цикл этюдов по каприсам Никколо Паганини. Он задумал эти произведения с целью передать виртуозность и техническое совершенство великого скрипача на фортепиано. Композитор был очень увлечён творчеством Никколо Паганини.

У Ференца Листа имеются и другие этюды, имеющие глубокое содержание и поэмный склад.

Источник

Презентация к уроку

Цель: представить богатство и разнообразие окружающего нас музыкального мира, его многосторонние связи с другими видами искусств.

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Используемые методы, приёмы технологии обучения: наглядно-слуховой (исполнение музыки), наглядно-зрительный (показ иллюстраций, репродукций картин, применение наглядных пособий, изучение нотных текстов), словесный (беседы, рассказ) и практический (театральные импровизации и т.д.) методы, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения.

Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, игра

Оборудование и основные источники информации: доска магнитная, компьютер, проектор, экран, презентация “Жанр этюда в искусстве”, репродукции картин, ромашка “Этюд”, магниты “Виды техники”, раздаточный материал – ноты этюдов Черни, пособие “Говорим о музыке”, “Виды фортепианной техники”, карточки с названием тем для театральных этюдов.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

– учебно-познавательная компетентность (интерес к содержанию и процессу обучения путём изучения произведений мировой музыкальной и художественной культуры, знакомства с фрагментами жизни и творчества известных композиторов-романтиков, картинами русских художников обучение музыковедческим (исследовательским) методам анализа музыкального произведения);
– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (аудиальных, визуальных);
– компетентность в окружающей действительности, бытовой сфере (в качестве тем для театральных импровизаций взяты сценки и ситуации, где учащиеся демонстрируют умение ориентироваться в окружающем их мире);
– речевая компетентность (умение грамотно выразить законченную мысль, используя специфические музыкальные термины и определения, привитие общей культуры общения на основе морально-нравственных ценностей);
– коммуникативная компетентность (выстраивание отношений в группе, эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности);
– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (привитие навыков самоорганизации в процессе образовательной и творческой деятельности, развитие уверенности в себе, оптимистический взгляд на себя и собственное будущее);
– компетентность в культурно-досуговой деятельности (эффективная организация собственной досуговой деятельности – интерес к миру прекрасного позволит выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность – посещение выставок, концертов, музеев и т.п.);
– креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду деятельности, развитие творческих способностей).

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, концентрация внимания.

2. Актуализация знаний.

Преподаватель ставит перед учащимися проблему: внимательно рассмотрев натюрморт, определить тему урока (Слайд 1– натюрморт).

Натюрморт “Этюд”: этюдник с живописными работами, палитра с красками, кисти, книга “Этюды об изобразительном искусстве”, ноты этюдов Черни, Шопена, шахматная доска с фигурами, театральная маска, парик, пуанты (рисунок 1)

Учащиеся перечисляют предметы, рассуждают об их назначении.

Преподаватель: Назвала я этот натюрморт “Этюд”. С этюдами вы, конечно, знакомы, так как встречаете их на занятиях по фортепиано. Причем же здесь шахматы, краски и кисти, театральная маска, балетные туфли, книга, этот необычный ящик на ножках? Это мы сегодня и узнаем, так как тема нашего урока “Жанр этюда в искусстве” (слайд 1, название темы).

Преподаватель: Что же такое этюд?

Учащиеся отвечают, исходя из собственного опыта знакомства с этим жанром в музыке.

Преподаватель: Слово это имеет французское происхождение и переводится как “изучение”, “упражнение” (Слайд 3, определение):

3. Объяснение нового материала

Преподаватель: Итак, начнем с самого близкого и понятного нам – этюда музыкального (Слайд 4). Первоначально этюд трактовался как музыкальная пьеса типа упражнения для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. В период с конца XVIII и начала XIX века появилось множество композиторов, которые писали этюды.

– Как вы думаете, была ли популярность этюда связана с самим инструментом фортепиано, историей его развития?

– Назовите композиторов, чьи этюды вы играете на занятиях фортепиано.

Учащиеся перечисляют авторов этюдов.

Преподаватель: Авторами самых популярных в те времена этюдов были Крамер, Клементи, Черни. Черни считал, что с помощью этюда можно научиться извлекать из фортепиано около 100 оттенков, и сравнивал себя с художником, который добивается нюанса цвета, разводя одну и ту же краску. На этюдах Черни любили разыгрываться великие русские пианисты – Танеев, Сафонов, Рахманинов. “Играйте прилежно Черни” – советовал своим ученикам Ференц Лист.

Посмотрите некоторые этюды Черни у вас на столах. Каждый из этюдов рассчитан на определённый вид техники. Назовите какие-либо виды техники, используемые в этюдах Черни (раздаточный материал – ноты этюдов Черни, карточки “Виды техники” – Приложение 1)

Учащиеся (работа малыми группами над отдельными произведениями): называют используемые технические приёмы.

Преподаватель: на доске вы видите некоторые технические приёмы, используемые в этюдах Черни. Объедините их в родственные группы по 2–3 вида и объясните почему.

Учащиеся: на магнитной доске распределяют родственные виды техники по группам.

Преподаватель: Но было и другое направление в развитии жанра этюда. Композиторы не хотели трактовать этюд как чисто техническую пьесу, они старались сделать его максимально художественным и выразительным. Это был этюд художественный или концертный (Слайд 14 – концертный этюд).

Первопроходцем в этом направлении по праву считают итальянского скрипача-виртуоза Н. Паганини (Слайд 14 – портрет Паганини). Весь его демонический образ, высочайшая степень виртуозного владения скрипкой, приводили публику в изумление и даже в шок. Особенно впечатлительные барышни на его концертах даже падали в обморок. “Человек не может так играть” – заявляли завистники и называли Паганини “дьяволом со скрипкой”.

Труднейшими для исполнения считаются 24 каприса или каприччо Паганини. Каприс – это виртуозная инструментальная пьеса свободной формы. Лишь несколько скрипачей за всю историю развития скрипичного исполнительства осмелились исполнить все 24 каприса в одном концерте. Самый популярный каприс № 24.

Учащиеся: прослушивают фрагмент Каприса № 24 Н.Паганини и определяют форму (тема с вариациями). (Слайд 14 – каприс № 24.)

Преподаватель: Темы Паганини вдохновляли многих композиторов. Венгерский композитор Ференц Лист для создания одного из шедевров виртуозной музыки “Кампанеллы” тоже взял одну из тем Паганини (слайд 15 – портрет Листа).

Исполнительскую манеру Листа часто сравнивали со знаменитым итальянцем, да и внешне многие находили сходство с Паганини (слайд 15-карикатуры на Листа-исполнителя).

Слово “Кампанелла” в переводе значит колокольчики.

Учащиеся: прослушивают “Кампанеллу” Листа и определяют фортепианные приемы, которые использовал композитор для передачи серебристого переливчатого звона колокольчиков (Слайд 15 – “Кампанелла”) – работа малыми группами с раздаточным материалом “Говорим о музыке” (Приложение 2).

Преподаватель: Многим своим этюдам Ф. Лист давал названия, тем самым внося элементы программности, т.е. поясняя слушателям содержание: “Пейзаж”, “Дикая охота”, “Метель”, “Шум леса”, “Хоровод гномов”.

Преподаватель: Русский композитор Сергей Рахманинов (слайд 16 – портрет Рахманинова) считал, что прежде чем творить, композитор должен вообразить отчетливую картину. Сам Рахманинов, сочиняя музыку, старался думать о только что прочитанной книге или стихотворении, об увиденной картине или о запавшем в душу пейзаже.

Ряд фортепианных произведений Рахманинова имеют оригинальное название – этюд-картина (Слайд 16 – этюд-картина).

Учащиеся: прослушивают фрагмент этюда-картины “Море и чайки” Рахманинова и подбирают подходящую по смыслу репродукцию из предложенных на доске (Слайд17).

Преподаватель: Как вы думаете, к какому виду искусств ближе этюды-картины Рахманинова?

Преподаватель: Конечно, к изобразительному искусству (Слайд 22). Слово “этюд” мы нередко встречаем в книгах по изобразительному искусству, на выставках, в картинных галереях. Если художник говорит, что он отправился на этюды, это значит, что он идет писать с натуры. Готовые этюды он затем складывает в специальный ящичек – этюдник (Слайд 23).

Увиденные художником пейзажи, ландшафты, деревья, кустарники, травы и даже камни могут пригодиться в работе над будущей картиной.

Учащиеся: рассматривают репродукции известной картины Васнецова “Алёнушка” и этюды к ней, находят и разбирают отличия (Слайды 24–26).

Преподаватель: Писать этюд можно не только на природе. Существуют этюды человеческих лиц, рук, поз, этюды интерьера или обстановки помещения, этюды животных, этюды предметов натюрморта и т.д.

Многие художники называют этюд “живописной кухней”. Этюд для них как справка, как записная книжка, которая поможет, если он забудет какую-нибудь деталь. Начинающему художнику этюд, прежде всего, необходим для совершенствования профессионального мастерства.

А сейчас мы постараемся проявить свое воображение в этюде театральном (Слайд 18). В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, сценка, которая обязательно включает в себя импровизацию, т.е. сочинение в момент исполнения. Актер берет воображаемые предметы, общается с воображаемыми людьми.

Мы с вами, конечно, не актеры, но люди творческие, поэтому умеем фантазировать, импровизировать, воображать. Попробуем изобразить несколько простых театральных этюдов – маленьких сценок.

Учащиеся: импровизируют мини-сценку, прочитав тему этюда на карточке, остальные угадывают её название (темы для этюдов могут быть разнообразны в зависимости от контингента и интересов учащихся, но должны быть понятны и доступны: “Красавица у зеркала”, “Болельщик у экрана телевизора”, “Дама с собачкой”, “Вратарь”, “У стоматолога”, “Рок-гитарист”, “Повар” и др.).

Преподаватель: вместе с детьми разбирает ситуацию, подсказывает детали.

4. Закрепление пройденного материала.

Преподаватель: проверим свои знания и память, решив занимательную викторину (Слайды 27–31)Приложение 3.

Преподаватель предлагает угадать одно из прослушанных на уроке произведений (Слайд 28).

Посмотрите живописные работы известных художников и определите, какие произведения являются этюдами (Слайды 29–31).

Преподаватель: Что вы узнали нового и интересного на уроке? Какие задания вам понравились? Какие задания вызвали затруднения?

В качестве весёлого домашнего задания я раздам вам ребусы, в которых зашифрованы фамилии композиторов, писавших этюды на рубеже 18 и 19 веков (Приложение 5)

Спасибо за урок, надеюсь, наша встреча поможет лучше понять мир искусства и вам захочется ещё больше его узнавать и познавать.

Список использованной литературы:

Список аудиозаписей и видеозаписей, нотной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *