мурджииты кто они такие
Мурджииты и их учение
В течение первых веков исламская богословская мысль впитывала в себя идеи, характерные для более ранних этических и философских школ. Имевшиеся тогда интеллектуальные дискуссии стремительно развивались, обретая порой самые разные оттенки и направления.
История мурджиизма
Движение возникло в связи с появлением хариджитского и шиитского течений внутри ислама, став ответом на продвигаемый ими дискурс. Хариджиты объявляли всех сахабов неверными (кяфирами). Шииты, в свою очередь, были склонны заявлять о неверии конкретных лиц – Усмана, Муавии, Айши (мир им) и некоторых других сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.). При этом представители шиизма придавали чрезвычайно высокий статус четвёртому праведному халифу Али (р.а.), зачастую ставя его выше любого другого человека. Оба этих течения были склонны высказывать суждения о судьбе человека и решения об его участи до соответствующего Суда Всевышнего. Таким образом, человек наделялся способностью знать наперёд о том, что уготовано какому-либо грешнику или неверующему.
Мурджиизм в этом отношении предложил некоторую альтернативу, которая на самом деле (как это будет показано ниже) не так уж далеко ушла от своих оппонентов.
Лингвистическое происхождение термина «мурджиа» связано со словом «ирджаа», которое можно перевести как «отсрочивание». Одно лишь это помогает многое понять в их учении. В отличие от хариджитов и шиитов, сторонники этой традиции предпочитали не выносить суждение о том, кем является человек – верующим либо неверующим, отдавая этот вопрос на откуп Аллаху, который может его решить только с наступлением Конца света.
В некоторых текстах смысл термина «мурджиизм» пытаются искать в тексте Священного Корана, интерпретируя встречающееся там слово «ирджаа» в русле критики сторонников течения. Например, часто ссылаются на следующий аят:
В данном контексте смысловое ударение делается на слове «получить». Однако вышеназванное определение, проистекающее от слова «отсрочивающие», больше подходит для характеристики этого течения.
Впервые идея мурджиизма нашла отражение в высказываниях Хасана ибн Мухаммада ибн Али, который приходился внуком племянника Посланника Всевышнего Али (мир им). В конце VII века он выступал с критических по отношению к шиизму взглядов, призывая его сторонников не рассуждать о мотивах действий убийц Усмана (р.а.) – третьего праведного халифа, а также заявив о важности поиска решения конфликта между родственниками Али (р.а.) и омейядами. Кроме того, Хасан ибн Мухаммад ибн Али заявил, что любой мусульманин, несмотря на совершённое им деяние, продолжает оставаться верующим и не выходит из состава мусульманского сообщества. Только Создатель способен вынести суждение по столь щепетильному вопросу, как вера человека. В дальнейшем эти идеи были доработаны и нашли популярность среди определённого числа жителей халифата, в особенности, его восточной части.
Особенности течения мурджиитов
Одним из центральных вопросов в учении мурджиизма является догмат об отсутствии связи между вероубеждениями человека и делами, которые он совершает на практике. Их точка зрения покоится на тезисе о том, что человеку будет даровано итоговое спасение от огня Ада, если он был верующим, но не совершал при этом добрых поступков и, более того, сеял семена греховности. Из этого проистекает обратная ситуация: если человек изначально был вовлечён в исповедание многобожия, то совершение добрых дел не могло, согласно мурджиизму, принести ему какой-либо пользы во время Суда Всевышнего.
Заметим, что в данном аспекте мурджииты также были подвержены характерным для хариджитов и шиитов логическим ошибкам. Если человек не может делать суждений о мусульманах и их участи, то почему подобная возможность дарована ему в отношении немусульман? Ведь нельзя ничем ограничивать милость Создателя!
Более того, логические выводы мурджиитов идут вразрез с доминирующим среди суннитов мнением о том, что деяния человека напрямую связаны с его ниятом (намерениями). Характерное для суннитов утверждение проистекает из следующего достоверного изречения Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Воистину, дела человека оцениваются в соответствии с его намерениями. Каждый получит то, что намеревался обрести» (Бухари, Муслим). Очевидно, что в данном вопросе мурджиитская позиция выступала чрезвычайно однобоко и подвергалась критике.
Вместе с тем, риторика мурджиитов заметно ослабляла критику в адрес омейядов, которые считались некоторыми тогдашними мусульманами лицемерами и властолюбивыми коррупционерами. В этом смысле в развитии данного течения имелись некоторые подводные камни, связанные с властвующей элитой и её интересами.
Разными способами переработанные взгляды мурджиитов нашли отражение в более поздних богословских кругах, прежде всего, матуридитов, ашаритов и мутазилитов. При этом мурджииты активно спорили не только с другими течениями, но и друг с другом. В дальнейшем они сконцентрировали своё внимание на вопросах, связанных исключительно с верой человека – иманом.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Мурджииты кто они такие
Кто такие мурджииты
Мурджииты – это одна из ранних и заблудших сект, основное отличие которой от ахлю-Сунна заключается в расхождении с ними в вопросах веры (иман)! От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2748.
Мурджииты пошли в противоречие ахлю-Сунна в вопросах имана во многих положениях, о чем сообщили имамы первых поколений.
Спросили имама Ахмада: «Кто такие мурджииты?» Он ответил: “Кто заявляет что иман – это лишь слова!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 959.
Суфьян ас-Саури сказал: “Разногласия между нами и мурджиитами в трех вещах:
1. Мы говорим: иман – это слова и дела, а они говорят: иман – это только слова, а не дела!
2. Мы говорим: иман увеличивается и уменьшается, а они говорят: и не увеличивается и не уменьшается!
3. Мы говорим, что есть лицемерие, а они говорят: лицемерия нет!” См. “Сыфату-ннифакъ” 74.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Мурджииты говорят, что кто признает шахаду и явится со всеми грехами, тот не войдет в Ад вообще! Они пошли в противоречие достоверным хадисам, в которых сообщается о том, что грешные единобожники выйдут из огня. Для мурджиитов верующие являются одинаковыми. Так для них иман Хаджаджа подобен иману ангела Джибриля и пророка, поскольку они считают, что грехи не вредят иману!” См. “Тальбису иблис” 103.
‘Абдуррахман ибн Махди говорил: “Первое проявление ирджа – это оставление исключения (истисна)”. аль-Халляль в «ас-Сунна» 3/598.
Т.е. когда спрашивают: «Ты мумин?» (правоверный)? Отвечать с уверенностью: «Да», не говоря: «Инша-Аллах мумин» или «Надеюсь» и т.д.
Имам аль-Аджурри говорил: “Из числа качеств приверженцев истины, о чем поведали нам ученые, это исключение (истисна) относительно имана! Конечно же не в понимании сомнения, да упасет нас Аллах от сомнении относительно имана, однако как страх чтобы не восхвалять самого себя, как обладателя совершенного имана!” См. “аш-Шари’а” 136.
Имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Мурджииты говорят, что их благие деяния принимаются, а я не знаю, принимаются ли мои благие дела или нет!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 7/153.
На основании слов этих имамов следует, что основными признаками мурджиитов являются:
1. Не считать, что иман увеличивается и уменьшается.
2. Не включать в иман деяния тела.
3. Считать, что у каждого мусульманина полноценный иман.
4. Пренебрежительное отношение к грехам и даже к тяжким из них, и считать, что грехи не причиняют вред иману. На основании этого мурджииты говорят, что мусульманин в Ад не войдет.
Кстати этот вид мурджиизма весьма распространен среди мусульман в наши дни, когда они оставляют чуть ли не все обязанности возложенные на них Всевышним Аллахом и совершают многочисленные грехи, говоря что милость и прощение Аллаха безграничны. Нет сомнения в том, что это опасная идеология мурджиитов.
5. Считать, что недопустимо делать истисна в имане, т.е. говорить: «я мумин инша-Аллах!», поскольку мурджииты считают это сомнением относительно своей веры, что является куфром.
6. Считать, что неверие может выражаться только в убеждении, тогда как ахлю-Сунна говорит, что куфр бывает как в убеждении, так и в словах и делах.
7. Иметь убежденность в том, что благие дела обязательно принимаются от каждого мусульманина. Тогда как ахлю-Сунна утверждает, что мы не можем быть в этом уверены однозначно и можем только надеяться.
Это и есть основные заблуждение мурджиитов, о которых говорили саляфы и имамы нашей общины.
Сами же мурджииты разделились на три основные группы:
«Первая группа – это те, кто говорит, что иман – это лишь то, что в сердце (т.е. убежденность)! Их также именуются джахмитами.
Вторая группа – это те, кто говорит о том, что иман только на языке. И это определение не известно ни от кого, кроме карамитов.
Третья группа – это те, кто говорит, что к иману имеет отношение убеждение в сердце и произнесение языком, а деяния не входят в составную часть имана, и он не увеличивается и не уменьшается. И это мнение тех, кого ученые именую мурджииты-факъихи, к числу которых они относили Абу Ханифу и его сторонников».
Это определение мурджиитов дали шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Иман» 184, имам Абуль-Хасан аль-А’шари в «Макъалят аль-ислямиин» 1/213 и имам аш-Шахристани в «аль-Миляль уа-ннихаль» 1/139.
Первые две группы – джахмиты и карамиты – это те, кого именуют крайними мурджиитами (гъуляту мурджиа).
Что же касается третьей группы, то их именую умеренными мурджиитами. Более того, шейхуль-Ислам Ибн Таймия считал, что разногласие с ними языковое, поскольку они не говорят, что за совершение грехов или оставления обязанностей человек не будет наказан, и говорил, что они из ахлю-Сунна. Он писал: “Если человек понимает, что оставивший деяния заслуживает порицания и наказания, то после этого разногласия в отношении этого вопроса не имеют смысла. Наоборот, это разногласие языковое, хотя, несомненно, они (мурджииты-факъихи) ошибаются в этом определении и противоречат Корану и Сунне!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/181.
Также шейхуль-Ислам сказал: “Следует знать, что большинство споров среди ахлю-Сунна в отношении этого вопроса (являются ли деяния частью имана) – разногласие языковое. Поскольку те факъихи, кто говорит, что иман это слова (без дел), а это Хаммад ибн Аби Сулейман и он был первым, кто сказал об этом, а также факъихи из Куфы и другие, кто последовал за ним, убеждены, как и все остальные имамы, что совершающие грехи входят в число тех, кто заслуживает упрека и наказания! И несмотря на то, что они говорят что их иман полноценный, как у ангела Джибриля, они все же убеждены, что иман без деяния или с совершением грехов влечет наказание, как говорит это ахлю-Сунна уаль-джама’а!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/297.
Т.е. имам Абу Ханифа и его сторонники, несмотря на то, что не включали деяния в составную часть имана и говорили, что иман не увеличивается и не уменьшается, признавали тот факт, что грехи влекут за собой наказания и угрозы.
Все дело было в том, что они говорили: уменьшается не иман, ибо уменьшение имана указывает на сомнение, а сомнение в вере – это большой куфр. Поэтому они говорили, что увеличивается и уменьшается богобоязненность, состояние и т.п. но не иман. Однако все же это мнение очень ошибочно, и противоречит тому, о чем говорили большинство саляфов. Ведь каким образом может быть приемлемо то, что мусульманин не именует намаз иманом и не включает его в иман?!
На самом же деле ахлю-Сунна делает непричастным и мурджиизму тех, кто говорит:
1. Что деяния входят в иман!
Когда спросили имама Ибн аль-Мубарака: «Ты придерживаешься мнения мурджиитов?» Он ответил: “Я говорю, что иман – это слова и дела, как я могу быть мурджиитом?!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 964.
Именно по причине того, что Мис’ар ибн Кидама считал, что деяния входят в иман, имам Ахмад не считал его мурджиитом, несмотря на то, что сам Мис’ар говорил как мурджииты в отношении недозволенности говорить: «Я мумин инша-Аллах». Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Те, кто не делал истисна (не говорил: инша-Аллах я мумин) говорили: «Я не сомневаюсь в своем имане!» Так делал Ми’сар ибн Кидам, говоривший: «Я не сомневаюсь в своем имане» Но Ахмад говорил: «Он не был мурджиитом, поскольку мурджииты говорили: «Деяние не из имана», а он говорил: «Деяния из имана»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 13/37.
2. Кто считает, что иман увеличивается и уменьшается, не имеет отношение к ирджа
Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” См. “Табакат аль-Ханабиля” 2/40.
Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада относительно того, кто говорит, что иман увеличивается и уменьшается, и он сказал: “Такой человек непричастен к мурджиизму!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 1/307, аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/581.
Имам аль-Барбахари сказал: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” См. “Шарху-Ссунна” 67.
Хафиз Ибн Хаджар приводил следующие слова Ибн Хазма: “Тот, кто говорит, что поклонения из имана и что иман увеличивается и уменьшается, не обвиняет верующего за грехи в неверии и не говорит, что он будет гореть вечно в Аду, тот не мурджиит, даже если в остальном его слова совпадают с их словами!” См. “Фатх аль-Бари” 7/153.
3. Тот, кто считает, что неверие бывает в слова, делах и убеждении, тот не причастен к акъиде мурджиитов.
4. Кто убежден, что грехи причиняют вред иману, тот непричастен к мурджиитам.
5. Тот, кто не утверждает однозначно о том, что он мумин и говорит: «Я мумин только по ахкамам» или говорит: «Я мумин инша-Аллах», тот не причастен к мурджиитам.
Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада о том, кто говорит: «Я мумин для себя по ахкамам, как наследование, но не знаю какого мое положение перед Аллахом» Он ответил: «Такой человек не мурджиит!»” аль-Халляль в “ас-Сунна” 987.
Таким образом, есть критерии причастности и непричастности к мурджиизму у ахлю-Сунна и у тех, кто только считает себя из ахлю-Сунна. Пусть же каждый выбирает чему следовать сам.
Что такое ирджа и кто такие мурджииты?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Мурджииты – это одна из ранних и заблудших сект, основное отличие которой от ахлю-Сунна заключается в расхождении с ними в вопросах определения имана. Мурджииты получили свое прозвище от слова «ирджа», что означает – оставление позади, т.е. оставившие деяния позади имана. См. “аль-Миляль уа-ннихаль” 1/136, “Макъалят аль-ислямиин” 1/212.
В Сунне нет никаких достоверных указаний относительно этой секты. Однако шейх аль-Альбани усилил достоверность одного хадиса, в котором шла речь о мурджиитах, который передается со слов Анаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!»ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2748.
Итак, мурджииты разделились на три основные группы:
«Первая группа – это те, кто говорит, что иман – это лишь то, что в сердце (т.е. убежденность)! Их также именуют джахмитами.
Вторая группа – это те, кто говорит о том, что иман только на языке. И это определение не известно ни от кого, кроме карамитов.
Третья группа – это те, кто говорит, что к иману имеет отношение убеждение в сердце и произнесение языком, а деяния не входят в составную часть имана, и иман не увеличивается и не уменьшается. И это мнение тех, кого ученые именую мурджииты-фукъаха, к числу которых они относили Абу Ханифу и его сторонников».
Это определение мурджиизма дали имам аш-Шахристани в «аль-Миляль уа-ннихаль» 1/139, имам Абуль-Хасан аль-А’шари в «Макъалят аль-ислямиин» 1/213 и шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Иман» 184.
Первые две группы – джахмиты и карамиты – это те, кого именуют крайними мурджиитами (гъуляту мурджиа).
Что же касается третьей группы, то их именуют умеренными мурджиитами, о которых шейхуль-Ислам говорил, что они из ахлю-Сунна, и что разногласие с ними языковое. Однако все же несмотря на то, что мурджииты-фукъаха из ахлю-Сунна, разногласие с ними не только языковое, о чем говорили многие ученые. Имам Ахмад говорил: “Джарир ибн ‘Абдуллах был одним из последних сподвижников, кто принял Ислам, и он говорил: «Я давал пророку (мир ему и благословение Аллаха) присягу на доброжелательность!» И неужели доброжелательность и стеснение из имана, а пост и намаз могут быть не из имана?!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1021.
Мурджииты пошли в противоречие с ахлю-Сунна в вопросах имана во многих положениях, о чем сообщили и подробно разъяснили имамы первых поколений:
Спросили имама Ахмада: «Кто такие мурджииты?» Он ответил: “Мурджииты – это те, кто заявляет, что иман – это лишь слова”.аль-Халляль в “ас-Сунна” 959, Ибн Хани в “аль-Масаиль” 2/164.
Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Мурджииты – это те, кто говорит, что убежденность в сердце избавляет от необходимости совершения деяний! Тот, кто говорит подобное – погиб!”См. “Маджму’уль-фатауа” 7/307.
Суфьян ас-Саури сказал: “Мурджииты пошли нам в противоречие в трех вещах:
1. Мы говорим: «Иман – это слова и дела», а они говорят: «Иман – это только слова, без дел»!
2. Мы говорим: «Иман увеличивается и уменьшается», а они говорят: «Иман и не увеличивается и не уменьшается»!
3. Мы говорим: «Мусульмане для нас верующие, а их положение перед Аллахом известно только Ему», а они говорят: «Мы правоверные и перед Аллахом!»”аль-Байхакъи в “аль-И’тикъад” 74.
В другом сообщении сказано, что Суфьян ас-Саури также говорил: “Мы говорим, что есть лицемерие, а мурджииты говорят: «Лицемерия нет!»”См. “Сыфату-ннифакъ” 74.
Однажды один человек из числа мурджиитов пришел к известному таби’ину Айюбу ас-Сахтияни и сказал: «Есть только иман и куфр!», имея в виду, что лицемерия нет, поскольку мурджииты считали, что лицемерие было лишь во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Айюб сказал ему: “Что ты скажешь о словах Аллаха:«Есть и такие, которые выжидают веления Аллаха. Он либо накажет их, либо примет их покаяния. Аллах – Знающий, Мудрый!» (ат-Тауба 9: 106).Это правоверные или же неверные?!” Тогда этот человек замолчал. И Айюб сказал: “Ступай и читай Коран! В каждом аяте Корана есть упоминание о лицемерии, и поистине, я опасаюсь его для себя!”аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 92.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Мурджииты говорят, что люди не отличаются друг от друга иманом. Для них и нечестивец и праведник имеют одинаковый иман”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 1025.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Мурджииты и мурджииты-фукъаха говорят: «Иман – это слова без дел», а джахмиты говорят: «Иман – это познание сердцем без слов и дел». Но ахлю-Сунна говорит: «Иман – это познание сердцем, слова и дела!»”См. “Тахзиб аль-асар” 2/182.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Мурджииты говорят, что кто признает шахаду и явится со всеми грехами, тот не войдет в Ад вообще! Они пошли в противоречие достоверным хадисам, в которых сообщается о том, что грешные единобожники выйдут из Огня. Для мурджиитов степень верующих является одинаковой. Так, для них иман Хаджаджа подобен иману ангела Джибриля и пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку они считают, что грехи не вредят иману!”См. “Тальбису иблис” 103.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, говоря о том, что не совершающий намаз не является кафиром, сказал: “Об этом говорят ученые, которые считают, что иман – это слова и дела. Но также об этом (что не совершающий намаз не кафир) говорят и мурджииты! Однако мурджииты говорят, что верующий имеет полноценный иман”.См. “ат-Тамхид” 4/243.
Имам Ибн ‘Атыйя сказал: “Мурджииты заявляют, что любой грешный мусульманин войдет сразу в Рай за свою веру, и грехи не причинят ему вреда. Это мнение они основали исходя из того, что отнесли все аяты, в которых содержится устрашение, только к неверным. А тексты, в которых содержатся обещание награды и т.п., они отнесли к мусульманам”. См. “Тафсир аль-Мухаррар аль-уаджиз” 2/64.
‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Первое проявление ирджа (мурджиизма) – это оставление исключения (истисна)”. аль-Халляль в «ас-Сунна» 3/598.
Т.е. когда спрашивают: «Ты мумин (правоверный)?» Отвечать с уверенностью: «Да», не говоря: «Инша-Аллах я мумин» или «Надеюсь» и т.д. Имам аль-Аджурри говорил: “Из числа качеств приверженцев истины, о чем поведали нам ученые, это исключение (истисна) относительно имана! Конечно же не в понимании сомнения, да упасет нас Аллах от сомнения относительно имана, однако как страх, чтобы не восхвалять самого себя, как обладателя совершенного имана!”См. “аш-Шари’а” 136.
Имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Мурджииты говорят, что их благие деяния принимаются, а я не знаю, принимаются ли мои благие дела или нет!”Исхакъ ибн Рахауайх в “аль-Муснад” 3/670.
На основании слов этих имамов следует, что признаками мурджиитов является:
1.Не считать, что иман увеличивается и уменьшается.
2. Не включать в иман деяния тела.
3. Считать, что у каждого мусульманина полноценный иман.
4. Пренебрежительное отношение к грехам и даже к тяжким из них, и считать, что грехи не причиняют вред иману. На основании этого мурджииты говорят, что мусульманин в Ад не войдет вообще.
Кстати именно этот вид мурджиизма весьма распространен среди невежественных мусульман, поскольку многие из них оставляют чуть ли не все обязанности, возложенные на них Всевышним Аллахом, и совершают многочисленные тяжкие грехи, говоря, что милость и прощение Аллаха безграничны, чувствуя себя в безопасности от наказания Аллаха. Нет сомнения в том, что это опасная идеология мурджиитов.
5. Считать, что недопустимо делать истисна в имане, т.е. говорить: «я мумин инша-Аллах!», поскольку мурджииты считают это сомнением относительно своей веры, что является неверием.
6. Считать, что неверие может выражаться только в убеждении, тогда как ахлю-Сунна говорит, что мусульманин может стать неверным как за убеждение, так и за слова и дела. Имам Исхакъ ибн Рахауия говорил: “Единогласны ученые относительно обвинения в неверии того, кто верует в Аллаха, однако вместе с тем убивает пророка или же помогает в его убийстве, даже если он говорит: «Убийство пророков запрещено!» Также и тот, кто ругает пророка (мир ему и благословение Аллаха) или же отвергает его слова без принуждения и страха!”См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/730.
7. Отрицание лицемерия, поскольку мурджииты считают, что если у человека утвержден иман, то в нем не может быть лицемерия или куфра, так как иман для них одно целое и является совершенным у каждого мусульманина.
8. Иметь убежденность в том, что благие дела обязательно принимаются. Тогда как ахлю-Сунна утверждает, что мы не можем быть в этом уверены однозначно и можем только надеяться на это. См. “ас-Сунна” 3/597, аль-Халляля.
Это и есть заблуждения мурджиитов, о которых говорили саляфы и имамы нашей общины.
Если ахлю-Сунна вышеприведенные признаки считала качествами мурджиитов, то в наше время, как сказал шейх Мухаммад Са’ид Раслян, противоречащие ахлю-Сунна сделали только два отличительных признака определения мурджиитов, и по этой причине они называют мурджиитами тех:
1. Кто не обвиняет в неверии за суд не по закону Аллаха.
2. Кто не считает оставившего намаз кафиром, даже если он не совершает его по лени.
И шейх Са’ид Раслян сказал в своей хутбе: «ас-Сауа’икъ аль-мурсаля ‘аля ахлиль-ирджа», что для противников ахлю-Сунны тот, кто делает такфир за эти две вещи, уже не является мурджиитом. Т.е. такой для них становиться своим, невзирая на его убеждения!
Что же касается ахлю-Сунна, то они делают непричастным к мурджиизму тех, кто говорит:
1.Что деяния входят в иман!
Когда имама Ибн аль-Мубарака спросили: «Ты придерживаешься мнения мурджиитов?» Ибн аль-Мубарак ответил: “Я говорю, что иман – это слова и дела, как я могу быть мурджиитом?!”аль-Халляль в “ас-Сунна” 964.
2. Кто считает, что иман увеличивается и уменьшается, не имеет отношение к ирджа!
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Ахлю-Сунна говорит: «Иман – это познание, слова и дела». И тот, кто говорит: «Иман – это слова и дела», тот взялся за надежную опору. А тот, кто говорит: «Иман – это слова без дел», тот подвергвся опасности!”‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 376.
Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!”Ибн Батта в “аль-Ибана” 278.
Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада относительно того, кто говорит, что иман увеличивается и уменьшается, и он сказал: “Такой человек непричастен к мурджиизму!”‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 1/307, аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/581.
Имам аль-Барбахари сказал: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!”См. “Шарху-Ссунна” 67.
Хафиз Ибн Хаджар приводил следующие слова Ибн Хазма: “Тот, кто говорит, что обряды поклонения из имана, и что иман увеличивается и уменьшается, не обвиняет верующего за грехи в неверии и не говорит, что он будет гореть вечно в Аду, тот не мурджиит, даже если в остальном его слова совпадают с их словами!”См. “Фатх аль-Бари” 7/153.
Важное примечание:
Тут необходимо сделать акцент на том, что в наши дни некоторые ученые говорят, что смысл включения деяний в иман состоит в том, чтобы считать оставление деяний большим куфром. И они говорят, что если человек признает, что иман – это слова, дела и убеждения, а затем говорит, что оставление деяний тела не делает человека кафиром, то он противоречит своим же словам! Так, например, говорил доктор ‘Исам ас-Санани в своей книге «Акъуаль зауи ‘ирфан».
На самом деле со слов ранних имамов мы видим, что это суждение противоречит их устоявшемуся мнению.
Во-первых, никто из саляфов не говорил: «Тот, кто считает, что оставивший деяния тела – кафир, тот полностью избавился от мурджиизма!»
Но они говорили: «Кто говорит, что иман – это слова, дела и убеждение, и он увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!»
Смысл того, что они делали такого человека непричастным к убеждению мурджиитов, заключается в том, что такой человек убежден, что деяния из имана, а следовательно, иман увеличивается и уменьшается, увеличивается при совершении благодеяний и уменьшается при их оставлений и совершении грехов. Поэтому смысл в том, чтобы включать деяния в составную часть имана, чего не делают все течения мурджиитов, как умеренных, так и впавших в крайность. Ведь именно вследствие того, что мурджииты не включили деяния в иман, и появились их опасные заблуждения, что грехи не причинят вреда иману, что мусульманин вообще в Ад не войдет, даже если будет с грехами величиной с гору и т.д.
И процитированный выше имам Ибн аль-Мубарак опровержением тому, что он не является мурджиитом, сделал то, что он включает деяния в иман, а не то, что он считает оставление деяний большим куфром! И именно по причине того, что Мис’ар ибн Кидам считал, что деяния входят в иман, имам Ахмад не считал его мурджиитом, несмотря на то, что сам Мис’ар считал как мурджииты, что недозволенно говорить: «Я мумин инша-Аллах». Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Те, кто не делал истисна (кто не говорил «инша-Аллах я мумин»), говорили: «Я не сомневаюсь в своем имане!» Так делал и Ми’сар ибн Кидам, говоривший: «Я не сомневаюсь в своем имане!» Но Ахмад говорил: «Он не был мурджиитом, поскольку мурджииты говорили: «Деяние не из имана», а он говорил: «Деяния из имана»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 13/37.
О мусульмане, обратите на это особое внимание и усвойте это хорошо!
Если согласиться с таким утверждением, что если человек признает, что иман – это слова, дела и убеждения, а затем говорит, что оставление деяний тела не делает человека кафиром, то он противоречит своим словам! Тогда вам также следует сказать, что если человек говорит, что Ислам основан на пяти столпах, и при этом не считает оставление поста и хаджа большим неверием, то тогда он выводит эти столпы из столпов Ислама! Разве это верное суждение?! И кстати, в основном все известные ученые Саудовской Аравии сами не обвиняют в неверии за оставление всех столпов Ислама, кроме шахады и намаза!
3. Тот, кто считает, что неверие бывает в словах, делах и убеждении, тот не причастен к ‘акъиде мурджиитов!
4. Кто убежден, что грехи причиняют вред иману, тот непричастен к мурджиитам!
5. Тот, кто не утверждает однозначно, что он мумин, и говорит: «Я мумин только по ахкамам» или говорит: «Я мумин инша-Аллах», тот не причастен к мурджиитам!
Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада о том, кто говорит: «Я мумин для себя по ахкамам, как наследование, но не знаю, какого мое положение перед Аллахом!» Ахмад ответил: «Такой человек не мурджиит!»” аль-Халляль в “ас-Сунна” 987.
Таким образом, мы имеем признаки мурджиизма со слов саляфов, а также признаки непричастности к мурджиизму, в отношении чего нет разногласия среди ахлю-Сунна.
Также мы имеем критерии мурджиизма, которые не делали имамы ахлю-Сунна, а это считать мурджиитами тех, кто не обвиняет в неверии не совершающего намаз по лени, и кто не обвиняет в неверии за суд не на основании ниспосланного Аллахом. Как прекрасно сказал шейх ‘Убайд аль-Джабри на уроке об ‘акъиде саляфов, разбирая вопрос разногласия относительно оставления молитвы: “Что же касается наших дней, то ты должен сказать, что оставивший намаз кафир, а иначе ты мурджиит! В действительности, это является заблуждением и невежеством относительно вопросов муржиизма!”Сл. “Дарс ‘Акъида ас-саляф”.
А вот реальный пример того, как шейха Ибн База, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймина, считали некоторые невежды мурджиитами этого столетия по причине того, что они относили суд не на основании ниспосланного Аллахом к малому куфру. И такой вопрос был задан шейху ‘Абдуль-‘Азизу ар-Раджихи: «Являются ли слова шейха Ибн База, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймина в отношении суда не на основании ниспосланного Аллахом, словами мурджиитов этого столетия?!» См. “Табриа кибар аль-уляма лиль-Альбани миналь-ирджа”.
И как же после всего упомянутого уместно вновь процитировать слова шейха Насыра аль-‘Акъля, сказавшего: “Не каждый, кого обвинили в мурджиизме, является мурджиитом, особенно в наше время! Я говорю: Поистине, сторонники такфира или излишествующие, те, кто относятся к мазхабу хариджитов или же не относятся к ним, которые не ведают об основах саляфов в названиях (асма) и положениях (ахкам), начали обвинять тех, кто им противоречит из числа ученых и требующих знание студентов в том, что они мурджииты! И больше всего это касается вопроса суда не на основании ниспосланного Аллахом, дружбы и непричастности и т.п. И в эти обвинения попадают также некоторые из числа тех, кто причисляет себя к знанию, не разобравшись в этом до конца. Также необходимо упомянуть, что когда некоторые большие требующие знания написали относительно вопросов такфира, те, кто не был с ними согласен в некоторых моментах, обвинили их в мурджиизме в тех вопросах, относительно которых среди саляфов было разногласие! И при исследовании обнаружилось, что на самом деле эти вопросы не имели отношения к основам мурджиизма!”См. “аль-Къадария уаль-мурджиа” 121.
Также есть еще один критерий, который некоторые современные ученые Саудовской Аравии установили в качестве признака мурджиизма, а это: не считать кафиром того, кто оставил деяния тела. И об этом говорилось уже достаточно. В этом вопросе есть приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна, из числа тех, кто говорил, что иман – это слова, дела и убеждения, и он увеличивается и уменьшается! Достаточно напомнить слова шейха ‘Абду-Ллятыф ибн ‘Абдур-Рахман Али Шейха: “Среди ахлю-Сунна есть разногласие относительно оставления деяний тела, становится ли такой человек неверным или нет!”См. “ад-Дурару-ссанийя” 1/479.
Тут, кстати, следует упомянуть слова Мухаммада ад-Даусари, который в отношении слов шейха ‘Абду-Ллятыфа ибн ‘Абдур-Рахмана сказал, что он имеет в виду не все деяния тела (джинсуль-‘амаль), а говорит обобщенно. Однако, как уже было сказано, с таким же успехом можно истолковать любые слова ученых, которые противоречат твоему суждению. А шейх ‘Абду-Ллятыф сказал ясно и недвусмысленно: «оставление деяний тела» (а’малюль-джауаридж), не сделав каких-либо исключений!
Но как бы то ни было факт остается фактом, что относительно оставления 4 столпов Ислама, помимо двух свидетельств единобожия, есть приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна, о чем многократно говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Мусульмане единогласны в том, что не произнесший два свидетельства является кафиром! А что касается остальных четырех столпов Исламе, то они разошлись в этом вопросе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/302.
А что касается прочих деяний и обязанностей тела помимо столпов Ислама, то за оставление этого никто из ахлю-Сунна такфир не делал! Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Что касается прочих вещей ислама и имана (помимо столпов Ислама), то человек не выходит из Ислама за оставление этого по мнению ахлю-Сунна уаль-джама’а. Этому противоречили только хариджиты и им подобные приверженцы нововведений!”См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/26.
Относительно понятия ирджа и мурджиитов сказано в наше время очень много, однако необходимо отдавать предпочтение в этом вопросе саляфам, как и в другом ином вопросе, и не выходить за границы того, за границы чего не выходили они, особенно в вопросах определения имана. Ведь иман и его определение в наши дни такие же, каким это было и во времена саляфов, поэтому нет нужны вводить некие признаки современного мурджиизма! Великие и важные слова произнес в свое время имам Ахмад: «Не говори ничего, что не говорил никто из обладающих знанием до нас!»аль-Халляль в «ас-Сунна» 965.
Ведь эти расширенные двери в определении мурджиизма стали причиной того, что к мурджиитам отнесли многих признанных имамов наших дней, как шейха аль-Альбани, шейха Ибн Баз, шейха Ибн ‘Усаймин и многих других.
Как же тут уместно привести слова имама Абуль-Фадля ас-Саксаки, который сказал: “Оставивший намаз по лени является мусульманином, что является правильным в мазхабе Ахмада! Однако мансуриты именуют ахлю-Сунна мурджиитами за это мнение и говорят: «Эти их слова указывают на то, что иман для них только слова без деяний!»”См. “аль-Бурхан” 35.
И что говорить о современных ученых, если мурджиитами именовали даже имамов из числа саляфов!
Шейх аль-Альбани, говоря о человеке, который обвинял его в ирджа, а это Сафар аль-Хауали, писал: “Он обвинял меня несмотря на то, что знает, что я противоречу мурджиитам даже в тонких вопросах. Я говорю, что иман увеличивается и уменьшается, говорю, что благие дела являются из имана. Говорю, что дозволено говорить: «Инша-Аллах я мумин», и все это противоречит тому, на чем мурджииты. Но, несмотря на это, он обвинил меня несколько раз в ирджа! Я скажу: как похож вчерашний день на сегодняшний! Однажды один человек сказал Ибн аль-Мубараку: «Что ты скажешь о том, кто совершает прелюбодеяние и пьет вино? Является ли он верующим?!» Ибн аль-Мубарак сказал: «Я не вывожу его из имана!» Тот сказал: «На старости лет ты стал мурджиитом!» Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Поистине, мурджииты не говорят того, что говорю я! Я говорю, что иман увеличивается и уменьшается, а мурджииты говорят: «Не говори так!» Мурджииты говорят, что их благие деяния принимаются, а я не знаю, принимаются ли мои благие дела или нет! Ты нуждаешься в том, чтобы взять доску и сидеть у ученых!»”См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/153.
А ведь многие из тех, кто обвиняет этих ученых в мурджиизме, сами попадают под их признаки! ‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Первое проявление ирджа – это оставление исключения (истисна)”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/598.
А теперь задумайтесь, как говорил шейх ‘Абдуль-Малик Рамадани в «Мадарику-нназар»: кто говорит все время, и зачастую даже без истисна: «Сайд Кутб шахид», «Такой-то шахид» и т.д.
Что это, если не оставление истисна?!
Также необходимо упомянуть еще об одном признаке мурджиитов, а это – выход против правителя мусульман. Несмотря на то, что в вопросах такфира они противоречат хауариджам, впавшим в крайность, мурджииты с ними сошлись в вопросе выхода против правителя мусульман! Аллаху ведомо, почему мурджииты к этому призывали, но факт в том, что саляфы относили это к признакам мурджиитов, и именовали мурджиитами тех, кто выступал против правителей мусульман.
Суфьян ибн ‘Уяйна и аль-Ауза’и говорили: “Воистину, мурджииты призывают к выходу против правителя!”См. «ас-Сунна» 1/218/368.
Когда имама Ибн аль-Мубарака спросили, имеет ли он взгляды мурджиитов, он ответил: “Каким образом я мурджиит, если я не считаю дозволенным выход против правителя мусульман?!”Ибн Шахин в “аль-Китабу-ллятыф” 17.
Свят Аллах, обратите внимание на то, сколько раз Ибн аль-Мубарака обвиняли в мурджиизме!
Имам Ахмад же сказал: “Поистине, хариджиты являются мурджиитами!”См. “ас-Сунна” 74.