можно ли звонить в колокола самому
На Пасху позвонить в колокола можно всем желающим, как правильно это сделать
В Русской Православной Церкви издавна существует традиция на Пасху, на Светлой седмице звонить в колокола всем желающим, а не только благословленным звонарям. Для того что бы любой человек мог позвонить от всей души и без искушений, редакция обратилась за консультацией к звонарю Спасского кафедрального собора г.Пензы А.В.Царану.
Выход из Великого Поста с пользой для души и без вреда для тела
Уже почти 20 лет Аркадий Владимирович встречает на Пасху многочисленных желающих прославить Воскресшего Спасителя звоном, поэтому может рассказать об особенностях этого события.
Во-вторых, если к звону приступает православный христианин, то перед началом нужно повернуться на восток (или к алтарю) и прочитать трижды пасхальный тропарь.
Если перед вами звонница или небольшая колокольня, тогда третий шаг.
Для того, что бы звон получился действительно «красным», то есть красивым, нужно знать некоторые особенности. Не старайтесь использовать сразу все имеющиеся колокола. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги от колоколов низкого тона. Попробуйте задать ими простой ритм, ударяя то в один, то в другой колокол. Чаще всего, тяги представляют собой натянутые веревки и для извлечения звука достаточно лишь несильных ударов по ним. Правой рукой можно охватить три тяги более высоко звучащих колоколов. Определившись с ритмом звона левой рукой, можно накладывать на него звон правой рукой. Попробуйте сначала попадать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой, причем иногда бывает возможно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время нужно перестать волноваться и прислушаться к мелодии, которая у вас получается. Наверняка вы поймете, что можно изменить, что бы она стала более благозвучной. Когда вы хорошо освоитесь с этим количеством колоколов, можно попробовать прибавить еще.
В-четвертых, после окончания звона, православному нужно опять обратиться к алтарю и произнести славословие с крестным знамением.
Ну и в завершении надо добавить, что звоны всех желающих прекращаются субботним вечером. Именно тогда закрываются Царские врата, открытые всю Светлую седмицу, и колокольные звоны мирянами заканчиваются. Это правило соблюдается очень строго.
Дни, когда в церковные колокола может позвонить любой
Колокол как символ известен давно. Его звучание всегда и толковалось, и воспринималось по-разному: в одном случае веселый перезвон колоколов возвещал о счастливых событиях в жизни людей, таких, как праздник, свадьба или победа; в другом – тревожный набат сигнализировал о грозящей опасности, нашествии врага, беде; в третьем – печальный и торжественный звон раздавался, когда кого-то отпевали и хоронили; в четвертом звук колокола лишь бесстрастно отмечал ход времени. Отсюда и символические значения победы, опасности, смерти и времени, вестником которых является колокол.
Зачастую звон колокола толкуют даже как Божественный глас, а его язык (било) – как язык проповедника, доносящий до людей слово Божие. А церковным колоколам приписывается даже сила изгонять бесов… Все так.
Но колокола – еще и просто удивительные и интересные музыкальные инструменты, часто – просто гигантские сооружения, разного размера, формы, звука, завораживающие своим звоном и приковывающие к себе внимание, особенно детское.
И как же не воспользоваться случаем, прогуляться на колокольню в светлые дни Пасхи, когда это разрешено*, самостоятельно ударить в колокол, а заодно и подумать о празднике Пасхи, вместе порадоваться, познакомиться, пообщаться, подготовить подарки! Что мы и сделали. Детский центр Свято-Екатерининского православного братства и детская художественная школа им. Андрея Рублева пригласили друзей на экскурсию по храму и на колокольню.
Кульминацией экскурсии стало, конечно, восхождение на храмовую колокольню и праздничный перезвон колоколов на высоте шестидесяти метров над Екатеринбургом, который оглушительно возвещал о Воскресении Христовом.
После такого радостного восхождения дети «снизошли» в художественную школу, где они смогли изготовить подарки для друзей и выпить чая.
* На Светлой Седмице (неделя после Пасхи) церковный устав позволяет звонить в колокола в не богослужебное время. Традиция открывать колокольни для всех желающих, как полагают, к XIX веку в России уже существовала. Второе рождение она получила в 1990-е годы.
Колокольный звон: целительная сила и научное объяснение ее.
Колокольный звон: целительная сила и научное объяснение ее.
С вами духовный психолог Фатеева Елена. Делюсь с вами очень интересной и познавательной информацией про целительную силу колокольного звона.
Колокольный звон считается чудотворным, потому что оказывает во многом до конца необъяснимое наукой влияние на все живое от микробов до человека. Звук, издаваемый колоколом, вызывает у человека ощущения, которые необычны и не соизмеримы ни с чем, к чему мы привыкли. Неслучайно колокол называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе».
КОЛОКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
В IV тысячелетии до н. э. на территории современного Южного Ирана и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Но как только люди научились добывать металл, они не могли не обратить внимания, как продолжительно и мощно он звенит при ударе (а голос бронзы особенно красив).
Ряд исследователей полагает, что родина колоколов — Китай. Действительно, технология бронзового литья была создана в эпоху Ся (XXIII—XVIII века до н. э.). Впрочем, в числе предметов, найденных под пеплом Геркуланума и Помпей (I век до н. э.), встречались колокольчики высотой 14 и 17 см. В античном мире они выполняли в основном сигнальные функции. В Древнем Риме их звон оповещал об открытой рынков и бань, о поливке улиц, о казнях и других событиях городской жизни.
Обычай созывать монахов на богослужение возник в христианских монастырях в Египте. В палестинских, сирийских, греческих монастырях до сих пор применяются особые доски (било), в которые ударяют колотушкой (клепалом).
Когда колокола были невелики, их вешали на фронтонах церквей. По мере увеличения веса для них стали сооружать небольшие башенки на крышах храмов. Звонили с земли, дергая за веревку. С VIII века появляются сообщения о первых колокольнях, построенных отдельно от церквей. Позже романская и готическая архитектура объединила колокольню и церковь в единый ансамбль.
Усовершенствованная технология литья позволяла отливать колокола не только более крупные, но и издающие тон желаемого тембра. Уже в IX веке стали изготавливаться наборы колоколов (до 8 штук), создававшие определенный звукоряд. В раннем Средневековье они получили повсеместное распространение, а в странах христианской Европы с VII века стали неотъемлемой частью повседневной жизни европейских городов и сел, поскольку символизировали добро.
Таким образом, период с XII по XVI век занимает особое место в истории колоколов: в эти столетия сформировалась их современная форма и технология литья.
КОЛОКОЛА НА РУСИ
На Русь колокола попали с Запада. Первое упоминание о них содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 годом. Ранняя история колоколов на Руси сложилась так же, как и на Западе. Сначала их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Колокола освящались, но их никогда не крестили и не нарекали человеческими именами. Хотя часто давали прозвища: колокол с сильным, резковатым звучанием нередко звался Лебедем, с мягким, приятным — Красным, с неровным, дребезжащим — Козлом, Бараном.
На Руси им приписывалась способность изгонять нечистую силу, развеивать козни и злые чары, отводить грозу, исцелять болезни. При этом они нередко подвергались суровым наказаниям.
В 1771 году набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят и лишен языка за то, что призывал к бунту. В 1591 году по приказу Бориса Годунова та же участь постигла угличский колокол, оповестивший народ о гибели царевича Дмитрия.
На Руси колокола отмеряли ход времени, били тревогу, предупреждали о приближении неприятеля, созывали воинов, встречали победителей, приветствовали знатных гостей. Звук вечевого колокола созывал народные собрания в Новгороде и Пскове.
Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI века русские колокола превзошли по габаритам западные. Если европейские колокола весом 100-150 пудов (один пуд равен 16 кг) считались редкостью, то в России они были широко распространены.
СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НАУКА
В известной трагедии Гете перезвон пасхальных колоколов заставил Фауста бросить кубок с ядом. Но и в реальной жизни есть примеры того, как музыка спасала человека от смерти. Колокола, особенно звонящие одновременно, ведомые умелым звонарем, создают очень мощные благоприятные энергетические колебания.
Звуковые волны, идущие от колокола, обладают очень мощной целительной силой. Это не просто субъективное умозаключение — проводился ряд исследований, показавших способность колокольного звона очищать окружающее пространство от вредоносных образований.
Кроме того, наверняка каждый из нас, кто слышал утренний или вечерний перезвон, не отдавая себе отчета, останавливался, чтобы не пропустить ни одной ноты, и может быть, даже чувствовал, как сила звука наполняла его чем-то новым и прекрасным…
Вера в силу, заключенную в колоколе, пришла к нам с древнейших времен. Считается, что колокол таинственно связан со святыми силами и людскими душами; он будит землю и небо.
Известный исследователь А. Афанасьев на основе многолетних наблюдений сделал вывод, что колокольный звон обладает целебным свойством. «В народе верят, что лучшим лечебным средством от головных болей и боли в руках является колокольный звон, — писал он, — Очень полезно от этих недугов собственноручно звонить в колокола, особенно на святой неделе».
Старинный лечебник гласит: «Лучшее средство для снятия порчи — колокольный звон». Много веков назад наши предки знали, против какого «морового поветрия» (по нынешнему эпидемии) нужно круглосуточно «клепать» в колокола определенного тембра, пока не сгинет эта напасть.
Сейчас уже проведен современными ученными ряд серьезных исследований о благотворном воздействии колокольного звона. Группа исследователей под руководством российского ученого, кандидата биологических наук Ф. Я. Шипунова установила, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, которые разрушают болезнетворную среду.
Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию. Его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов. Если в комнате поставить даже маленькие колокола, то при их звоне вирусы превращаются в кристаллические структуры и не несут уже никакой заразы.
Велико воздействие колокола на душевное состояние человека, его психику. Много лет психиатр А. В. Гнездилов из Санкт-Петербурга успешно лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. На его счету сотни исцеленных людей. Колокольный звон, оказывая необычайно сильное воздействие на человека, способен избавить его от стрессового состояния, помогает быстрее пройти психотерапевтическую реабилитацию, скорее вернуться к нормальной жизни после чрезвычайных нервных потрясений.
Колокольный звон делят на 3 вида: Благовест, Перезвон, Простой звон.
Благовест — размеренные удары одного большого колокола. Он оповещает о начале богослужения в Храме (в будни, на праздники, в пост). Принято, заслышав звуки благовеста, после первого удара колокола поднять голову, после второго — перекреститься, после третьего — поклониться.
Перезвон — поочередный перебор колоколов от больших к малым и наоборот.
Простой перезвон — ритмичный бой в колокола всех основных групп колокольного звукоряда (праздничный и будничный звоны).
Звук каждого колокола уникален. Звонница состоит из группы колоколов, которые делятся на малые (зазвонные), средние (подзвонные), большие (благовестники). Разные группы колоколов создают соответствующие эмоциональные ощущения, настраивают на определенный лад (низкие тона — оказывают успокаивающее действие, высокие — оживляющее).
Низкие тона колоколов оказывают наиболее благотворное лечебное воздействие на человека, чем высокие. Живой колокольный звон, настоящий колокол создаёт очень тонкие вибрации, не воспроизводимые никакой аппаратурой.
Колокольный звон в своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека. Он лечит душу и тело. Он возвышает духовно, восстанавливает энергетически, гармонизирует психику и укрепляет физическое здоровье.
Примите с радостью и любовью в сердце этот простой и чудесный способ исцеления, и вам обязательно будет дана помощь. Если услышите звон колокола, остановитесь и послушайте. Пусть вас коснется частичка Божьей любви, и сердце наполнится светлой радостью, миром и спокойствием.
По материалам сайта “Целительные звуки”.
И в продолжение темы.
По данным известного физика Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Шатунов доказал: полноактивный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство.
Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов.
За счет специфического распределения мощности звуковой волны структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы.
Древние мастера владели секретами изготовления и отливки колоколов с различными типами излучений энергии. Предполагают, что им удавалось отливать колокола со звоном, обладающим избирательным воздействием на болезнетворную флору, о которой тогда, естественно, лишь только догадывались.
В Средние века отливали колокола с целенаправленным противоэпидемиологическим эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае, возбудителей оспы — в другом. Александр Герцен писал о старом трескучем колоколе, который был водружен на пьедестал почета в одном из швейцарских городов за то, что он своим звоном спас жителей этого города и его окрестностей от гибели во время эпидемии чумы!
Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Сделанные выводы были просто потрясающими!
Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессии и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.
Наконец, колокола — это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.
Почему энергетика церкви и вибрации колокольного звона целительны?
Колокольный звон излучает ультразвуковую радиацию и тем самым очищает биосферу, его звук целителен для живой клетки.
До 30-х годов XX века в России было 1270 монастырей, общин, приходов и 80 тысяч церквей. Россия находилась под излучением звукового защитного колпака. После разрушения церквей большевиками начались страшные эпидемии холеры, тифа и десятки других болезней.
Необъясним феномен того, почему на месте бывших церквей датчики все равно фиксируют какую-то неизвестную энергию. В старину говорили, что в этих местах богослужения ведут ангелы.
В церкви Владимировской Божией Матери датчиками Ф. Шипунова был зафиксирован энергетический фантом фона без усилителей, который бывает от колокольного звона. Под Калугой на месте Лютикова монастыря датчики тоже “услышали” многооктавный колокольный звон. Ученые ставили усилители в трехстах метрах, в километре и больше, и все равно шел звон. Все это показало нам, что Храм – это небесное явление, а небесные силы нельзя уничтожить силами человеческими.
Уже очевидно, что все пространство, весь космос пронизывает невидимая глазу субстанция, и она имеет гармонический резонанс, при котором зарождается живая клетка и продолжает жить. Это резонанс Божественной Гармонии. Именно на этом резонансе работает архитектура церкви, ее пирамидальные вершины и купола, и на этом же резонансе работает молитва, эгрегор церкви, где силы молитвы десятков людей создают мощное поле исцеления живой клетки.
Фотий Яковлевич Шипунов, исследуя энергетику церквей и колокольного звона с помощью приборов, пришел к выводу, что колокол излучает огромное количество резонансной радиации, которая духовно и физически очищает пространство.
В пределах биосферы существует созданная Творцом звукосфера, которую человек преобразовал в шумосферу, в хаос. Гармоничные сочетания звуков целительны для живой клетки, а диссонансы и шум, рок-музыка и ее тяжелые низкочастотные вибрации разрушают человеческую клетку.
НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ
Колокольный звон показателен с точки зрения разграничения «чистого» и «нечистого» времени. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей злокозненной деятельностью только после того, как отзвонит колокол. Особо это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонят вообще.
Молчание колоколов — это время их скорби по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон другими звуками: парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу или скамьям в костеле.
На Востоке считается, что звук, издаваемый колоколом, соответствует звукам мантр. Таким образом, звучащие колокола входят в резонанс с энергосистемой человека. При этом происходит активизация работы чакр, усиливаются токи энергий. Увеличивается общий энергопотенциал человека. Происходит гармонизация всех органов и систем человека — как на уровне физического тела, так и на тонких планах.
Заключение
Колокольный звон стал одним из характерных элементов православного богослужения с развитием колокольного литья и повсеместным распространением церковных колоколов. С древних времен самые судьбоносные события в истории православных стран и Церкви отмечены именно колокольным звоном.
Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Церковные колокола и церковный звон являются великой духовной святыней, колокольные традиции должны бережно сохраняться и впредь для потомков.
Колокольный звон создали люди, люди же его разорили, люди восстанавливают, они же и воссоздадут его.
Если вы хотите осознанно воцерковиться или вы уже участвуете в церковных обрядах, но мало что в них понимаете и хотите постичь невидимую суть и пользу для вашей души всех таинств и обрядов церкви, то получите Видеокурс «ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА ЦЕРКВИ. Невидимая суть и форма», нажав на банер ниже
Люди в храме: звонарь
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Звонарь — человек, который звонит в колокола, чтобы созвать людей на службу, обозначить важные моменты богослужения и украсить его. Как попасть на колокольню, существуют ли «электронные звонари» и зачем звонит колокол — ответы на эти и другие вопросы в нашей рубрике «Люди в храме».
Игорь Кудрявцев, 42 года. Юрист, руководитель электроэнергетической компании, звонарь храма Преображения Господня, Сургут
Я крестился в 18 лет по настоянию супруги — она всегда подчеркивала, что для нее это важно. К сожалению, сразу к церковной жизни меня это не привело — в храм я начал ходить только в 32 года, когда почувствовал, что мне требуется покаяние.
Звонарем я стал неожиданно, никаких предпосылок не было: по образованию я юрист, возглавляю небольшую компанию по снабжению электроэнергией, музыкального прошлого нет. На сайте Преображенского собора я увидел объявление о наборе в школу звонарей, и что-то загорелось в моем сердце. Сначала я не решался записаться, но супруга меня убедила попробовать.
Оказалось, что все не так сложно, просто нужно больше заниматься. Меня шокировало, что на службе звучат не все звоны, прописанные в Уставе, по одной причине — некому звонить. Когда я поделился этим с нашим преподавателем, он сказал: «Надо брать дело в свои руки». Пришлось взять.
Я живу недалеко от собора и вечерами репетировал, будил церковных сторожей. Никаких ограничений у меня не было, никто не мешал. Через два месяца почти ежедневных репетиций я мог звонить на главной колокольне.
На мой взгляд, самое важное в моем обучении — это поездки во все приходы нашего Сургутского благочиния — 11 храмов. Мы провели мастер-классы для местных звонарей и учились у них сами. Самое полезное — общение. Когда смотришь как звонят другие, начинаешь что-то заимствовать. Я по себе знаю: каждый звонарь меня профессионально обогащает. Во всем благочинии не было ни одной колокольни, похожей на другую. Везде люди стараются настроить все под себя, как им удобно. Через какое-то время ты уже готов звонить на любой колокольне, это важный навык.
Я считаю, что звонарь — полноценный участник литургии. И это несмотря на то, что мы далеко от алтаря, что духовенство может даже не знать нас в лицо: в службе у нас участвуют 6-7 священников, и о том, что я звонарь, некоторые могут и не догадываться. И самое главное — это радость от участия в богослужении, которую мы стараемся вынести за стены церкви. Все, что поется, говорится в храме, все, что чувствуем, — все это остается внутри, только для тех, кто пришел. А внешний вид храма и колокольный звон — для тех, кто еще ничего не знает, по какой-то причине не готов, сомневается или даже вообще не в курсе, что происходит внутри.
Я стараюсь по пути на работу заехать в собор и позвонить перед началом литургии, поэтому самое сложное для меня — обыденность. Слава Богу, пока что ее нет. Но я сильно переживаю, что то состояние радости и волнения, которое не покидает меня на колокольне, со временем пройдет и процесс превратится в рутину. Хорошо звонить на Пасху, Светлую седмицу или Рождество, когда душа поет. А когда нужно звонить ежедневно — тяжело морально. Но у нас на колокольне дружная звонарская семья – мы всегда друг друга поддерживаем и подменяем, если нужно.
Для меня звонарство — хобби, но в то же время это еще какая-то жертва. Я не всегда могу отдать деньги или какие-то материальные вещи на храм, моя скромная жертва — это дело, которое я вкладываю в общее богослужение.
Прохожие издалека останавливаются и начинают креститься, слыша звон. Это хорошо видно с колокольни. Часто люди приходят в храм раз в году, на Пасху, и наша задача встретить их как можно теплее и во дворе, и на самой службе, чтобы они почувствовали радость и у них возникло желание прийти сюда не только освятить куличи.
Для того чтобы начать звонить, желательно иметь хотя бы минимум музыкального образования, знать порядок службы и очередность звона, иметь чувство ритма. Но главное — желание и постоянные репетиции.
Каждый год на праздник Святой Троицы мы ставим переносную звонницу на грузовик и идем с крестным ходом через весь в город. Прихожане из разных храмов встречаются в условленном месте, там, где сейчас строится Троицкий собор. Машина движется впереди крестного хода, а мы непрерывно звоним сменяя друг друга.
Когда начинается молебен, машину отпускают. И вот я еду на ней обратно в храм, меня за бортом грузовика с улицы не видно. На каждом повороте или «лежачем полицейском» раздается такой красивый, благозвучный звон. Люди на перекрестках в полном недоумении: никого нет, а колокола звонят. Многие прохожие машинально начинают креститься.
В свободное время я занимаюсь спортом — для меня это необходимость. Еще люблю охоту и рыбалку, но со временем эти увлечения стали уходить на второй план: церковная жизнь интереснее — приоритеты со временем меняются.
Фото из архива автора
Татьяна, Екатерина, Наталия — звонари храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, Москва
Фото Владимира Ештокина
Эти девушки — исполнители регулярного и красивого звона в храме Серафима Саровского. Убери одну — и его либо не будет, либо он станет неполноценным. Поэтому мы представим сразу троих — невозможно рассказать об одной так, чтобы история не затронула остальных.
Татьяна, журналист
Фото Владимира Ештокина
По образованию я журналист, работала на телеканале «Россия 2». Когда телеканал закрыли, в храме мне предложили писать новости на приходской сайт, а потом и должность соцработника. К тому времени в храме меня уже хорошо знали, я звонила в колокола вместе с Катей и Наташей.
Звоном мы начали заниматься с Катей, когда ходили в другой храм. Там мы помогали убирать, чистили подсвечники. Я еще работала журналистом, и у меня была идея снять фильм о звонарях. В итоге моих расспросов на эту тему мы с Катей попали на колокольню. Думали, позвоним пару раз, и все — это было чистое любопытство. Но штатный звонарь оказалась человеком серьезным: «Либо учитесь звонить в храме как положено, и на службе, либо не учитесь вообще». Ее можно понять — она тратила на нас время, переживала за свое дело. В итоге фильм я так и не сняла, но без колокольного звона больше не могу — настолько он мне нравится.
Потом мы предложили свою помощь настоятелю храма Серафима Саровского в Раеве иерею Алексею Яковлеву — до нас тут звонил «Электронный звонарь». Это такое устройство, которое с помощью магнита приводит в движение язык колокола. Вроде бы удобно, но получается неестественно, да и автоматика частенько дает сбой. С приходом на эту колокольню мы поняли, что наших умений недостаточно для полноценного звона. Ответственность была высокая — новый храм, много людей, хотелось все делать хорошо. Поэтому мы с Катей пошли на курсы звонарей, которые благополучно закончили.
Наташу мы позвали сразу, как пришли звонить в храм Серафима Саровского — нам не хватало рук. Здесь есть большой именной колокол —благовест Серафим (иногда колоколам дают личное имя, в данном случае — в честь Серафима Саровского), в него звонят перед службой. С ним некому было управляться, и мы попросили Наташу помочь.
Очень приятно, когда собирается много людей послушать, как мы звоним в конце службы. Даже детей с колясками привозят. Нас это порой удивляет даже — это же так громко! Да и мы далеко не профессионалы. Но людям нравится, а нас это вдохновляет трудиться еще упорнее.
Был такой случай на прошлое Крещение: я только приготовилась звонить, протягиваю руки к колоколам, собираюсь поставить ногу на педаль (к ней крепятся веревки от колоколов), как тут же она сама уходит из-под ног и колокола начинают трезвонить. Я была в шоке, даже слова вымолвить не могла — так и стою с занесенными руками, а вокруг меня все дергается, шевелится. Оказалось, это пономари решили перестраховаться и включили «электронный звонарь» — тот самый, о котором я рассказывала.
Екатерина, информатик-экономист, аналитик
Фото Владимира Ештокина
По образованию я информатик-экономист, работаю аналитиком в компании информационных технологий.
Многие люди сейчас воспринимают звон исключительно как украшение службы. Не всегда это так — на службе есть много разных звонов: собрать людей в храм, обозначить важный момент или подчеркнуть какое-то действие. В школе звонарей нам рассказывали, что до революции люди знали, в какой момент полагается определенный звон, и так понимали, какая часть службы сейчас идет. Если они не могли пойти в храм, то по звону понимали, что сейчас, например, начался Евхаристический канон. В этот момент они могли прекратить свою работу и как минимум перекреститься, помолиться Богу.
Я получаю большую радость от того, что помогаю людям, и надеюсь, что хоть немного украшаю службу. Иногда с колокольни видно людей, которые, как всегда, спешат по своим делам. Но с первыми ударами колокола они останавливаются, прислушиваются, а затем крестятся. Хочется верить, что наш звон хоть кому-то помог переступить порог храма или стать ближе к Богу.
Самое сложное в нашем деле — не испортить службу. Это зависит от знания литургики и согласованной работы звонаря и человека, который дает сигнал в начале и конце звона — без этого никак. Не все службы одинаковые — в зависимости от праздников они могут меняться, и тогда нужно хорошо знать последовательность действий. И мы должны позвонить точно, чтобы не «залезть» звоном на чтение Евангелия или начало литургии, например. Это важно. Плюс к этому всегда нужно знать, что сейчас происходит в храме — пока ты идешь на колокольню, какой-то отрезок службы мог закончиться. Поэтому точный звон — заслуга как минимум двух человек.
Наталия, инженер-проектировщик
Фото Владимира Ештокина
Я по образованию инженер-проектировщик, делаю чертежи для монолитных конструкций в строительной фирме. До того как прийти в храм я увлекалась йогой и изучала философские аспекты, связанные с ней. Постепенно стала понимать, что это не мое и что я двигаюсь не в том направлении, хоть и не знала, какое правильное. С детства я верила в Бога, но в храм не ходила. В итоге мои духовные поиски привели в церковь. Там уже и познакомилась с девочками, которые позвали меня на колокольню.
Первый раз я звонила на Рождество — это было незабываемо. Я сразу поняла: колокольный звон со мной останется надолго, хотя я понятия не имела, как делать это правильно. Но девочки мне все показали — в конце концов, звонить в благовест несложно, для этого не обязательно заканчивать курсы звонарей. У меня нет сложной мелодии, одиночные удары в колокол.
Затрудняюсь сказать, что значит для меня быть звонарем. Хобби, профессия, служение — близко, но не то. Для меня это честь и радость. Когда я остаюсь наедине с большим колоколом, «Серафимом», его звук меня полностью поглощает. Эти 5-7 минут, пока звоню, я забываю про весь мир. На колокольне все проблемы уходят на второй план. Я спускаюсь оттуда более светлая, обновленная — мне становится легко и спокойно. Так что мне действительно трудно сказать, что такое для меня быть звонарем — это не подходит ни под одно определение. Но это точно не хобби, где ты пришел, получил удовольствие и ушел. Быть звонарем — большая ответственность.
Суть моего дела — созвать людей на молитву в храм, рассказать с помощью звона, что служба вот-вот начнется, приходите. Для этого и нужен благовестник — самый большой колокол, который есть в храме. Обычно, когда его видят, все очень удивляются: «Это ты в него звонила? Не может быть!» Думают, что такая хрупкая девушка никак не может управиться с такой громадиной. Но я стараюсь.
Надо сказать, «Серафим» любит меня удивлять. Однажды после сильного снегопада я поднялась звонить на колокольню. Все было как обычно, я поставила таймер на 7 минут, раскачала язык колокола и вместе с первым ударом на меня обрушилась целая лавина снега, которая там скопилась! Пришлось себя в чувство приводить, прежде чем продолжать.
Пока что я не планирую учиться звонить на других колоколах — для этого нужно хотя бы закончить школу звонарей, а сейчас на это у меня нет времени. Да и честно признаюсь — я слишком люблю звонить в благовестник, чтобы перейти на другие колокола.
Иерей Павел Крайнов, 25 лет. Священник храма Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Устюжна Вологодской области, основатель школы звонарей «Благовест»
Я родился в Череповце и прожил там до 2016 года. По первому образованию — инженер-механик, сейчас заочно учусь в Вологодской духовной семинарии. С девяти лет я начал петь в хоре Воскресенского собора Череповца и параллельно изучал вместе с отцом основы колокольного звона.
Чтобы лучше разбираться в звоне, я много тренировался, старался больше узнать об этом искусстве из книг и Интернета. А потом узнал, что в Москве есть онлайн-школа звонарей Ильи Дроздихина. Поступил, выучил и сдал теорию. Практику — как я звоню, записывал на видео и отправлял преподавателю. Мне указывали на ошибки, я их исправлял, практиковался и в итоге получил диплом об окончании. Сейчас я сам преподаю в школе звонарей «Благовест», которую организовал в 2015 году.
Наша задача — донести благую весть окружающим людям. Ведь кто-то ходит мимо храма и даже не знает, что это. Однажды женщина мне рассказала, что впервые пришла в храм, только когда услышала звон. Ее это зацепило, пришлось по душе, она зашла в собор, и в итоге через пару месяцев пришла учиться ко мне в школу звонарей.
Чтобы дать людям необходимую теоретическую информацию — виды звонов, когда надо звонить и часть истории, нужно 4 занятия. А вот длительность практики зависит от конкретного человека, его музыкального опыта. Однажды пришла девушка, которая окончила музыкальную школу и после играла на фортепиано — ей хватило буквально трех-четырех занятий, чтобы освоить звон. Есть основа, а дальше все зависит от человека — как он сможет ее реализовать. Для людей без музыкального образования надо около 8 часов, чтобы показать, как звонить на маленьких, средних и больших колоколах, дать основные комбинации.
Несмотря на то, что меня рукоположили во священники, звонить я не перестал. Когда в Устюжне был городской крестный ход, мы поставили звонницу на автомобиль, и я ехал перед крестным ходом и звонил. Меня до сих пор приглашают на фестивали колокольного звона. Иногда получается позвонить и у себя в храме — все зависит от того, служу ли я в этот день. Правда, здесь колокольня в аварийном состоянии, поэтому я редко звоню на ней — чаще на переносной звоннице.
Для меня колокольный звон профессия, служение и хобби. Когда я был штатным звонарем, это было просто служение, когда стал преподавать — профессией. Особенно мне нравилось звонить на крестных ходах. Хор поет, священнослужители идут, а ты в это время звонишь — ты с ними заодно, хотя находишься на расстоянии, на высоте, вроде бы отдельно, но в то же время этот звон, сопутствующий крестному ходу, поднимает тебе настроение, дает духовную радость. И донести эту радость другим людям — очень здорово. Поэтому в первую очередь это все-таки служение.
Звонить не так сложно, как научиться делать все это вовремя. Богослужение — это слаженность действий и молитв. Звонить нужно до службы, во время нее и после — для этого нужно хорошо знать устав. Благодаря колокольному звону вникаешь в богослужение, понимаешь глубже его смысл.
Самое приятное в служении то, что ты трудишься не только для себя, но и для других. С колокольни хорошо видно людей, которые оборачиваются, смотрят, улыбаются, которых ты заставляешь остановиться, о чем-то задуматься. В какой-то степени ты подводишь их к чему-то высокому, духовному. Это и есть Благая весть. У некоторых людей колокольный звон вызывает восторг, и это приятно. В то же время ты понимаешь, что служишь Богу. Сочетание этого всего и складывается в одно единое целое и доставляет большую радость и удовольствие.
После открытия школы звонарей меня поразило, что пришли учиться вообще невоцерковленные люди — они даже в храм не ходили. Это молодежь 25-35 лет, которая заходила в церковь только свечку поставить. А благодаря школе звонарей они приходили перед службой, потом должны были дожидаться ее окончания, чтобы позвонить. Так они постепенно стали заходить в храм. В конечном итоге это привело к тому, что они оставались и присутствовали на всем богослужении. Позже стали задавать мне больше вопросов о службе, вере и потихоньку приобщались к церковной жизни. Кто-то после школы звонарей в первый раз пошел на исповедь и Причастие. Это великое событие. Так что школа звонарей оказалась еще и способом воцерковления людей — такого я и сам не ожидал.
Фото из архива автора
На заставке фото Владимира Ештокина. Наталия и Татьяна, храм Серафима Саровского в Раеве