можно ли здание зимнего дворца считать экспонатом города музея
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Краткая история Зимнего дворца
XVIII-XIX века
Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.
Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.
Начинаем заново!
В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.
Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
XX век
После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.
Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.
В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.
На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
Иорданская лестница
Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.
Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com
Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.
Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.
Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.
Петровский зал
Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.
Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.
Внимание к деталям
В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.
Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.
Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.
Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com
Лоджии Рафаэля
О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.
Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.
Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!
Военная галерея 1812 года
За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.
Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.
В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.
Малахитовая гостиная
Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.
Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com
Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.
В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.
Здания и залы Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Эрмитаж привлекателен не только благодаря ценным экспонатам, но и оформлению парадных интерьеров, которые создавались лучшими отечественными и зарубежными художниками-декораторами. Это один из самых крупных и выдающихся художественных и культурно-исторических музеев России и мира.
В прошлом году Государственный Эрмитаж вошел в 3-ку лучших музеев мира по итогам голосования на туристическом ресурсе TripAdvisor. Он входит в 20-ку самых посещаемых художественных музеев мира.
Современный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, к главным из них относится Зимний дворец.
Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего времени. Музейный комплекс Эрмитажа составляют следующие здания, сооружения и залы:
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Каждый гость Санкт-Петербурга сразу по приезду отправляется на его главную площадь — Дворцовую, чтобы полюбоваться на красивейший архитектурный ансамбль Зимнего дворца, являющийся символом, украшением и гордостью города, одним из самых значимых объектов отечественного и мирового паломничества.
Доблестное прошлое Зимнего
За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.
Зимний дворец — бывшая парадная резиденция русских императоров, построен в 1754-1762 годах архитектором Франческо Бартоломео Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны, восстанавливал после пожара в 1837 году архитектор Стасов Василий Петрович. Зимний дворец вместе с Эрмитажем представляет собой уникальнейший и красивейший архитектурный комплекс. Ежегодно его посещает свыше двух миллионов туристов, около четвертой части из которых — иностранные.
Государственный Эрмитаж (Зимний дворец) (Санкт-Петербург)
Государственный Эрмитаж — музейный комплекс в Санкт-Петербурге.
Главный корпус музея расположен в бывшем императорском дворце (зимний дворец).
Общая площадь Эрмитажа — 233 345 кв. м., количество экспонатов — 3 106 071.
Эрмитаж — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II Великая (1729 – 1796). С 1852 года на основе этой коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Экспозиция Государственного Эрмитажа представлена в шести зданиях, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга. Кроме того, Эрмитаж имеет филиалы, расположенные в других районах города и области.
Соединены между собой корридорами здания на Дворцовой набережной: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. В эти здания приобретается единый билет.
Планируя посещение в Эрмитаж, имейте в виду, что обойти его весь, внимательно рассматривая все экспонаты вы не сможете ни за день, ни за неделю. Количество экспонатов в Эрмитаже более 3 миллионов (см. Какой музей больше: Лувр, Эрмитаж или Третьяковка?). Поэтому, лучше заранее составить план того, что вы желаете увидеть. У входа в музей на стойках лежит бесплатный буклет Эрмитажа, со схемой музея с обозначением наиболее популярных экспонатов. Этот буклет поможет вам ориентироваться в музее.
К примеру, картина Рембранта «Возвращение блудного сына» находится в зале 254 (Зале Рембрандта) на втором этаже. Картина Леонардо да Винчи – Мадонна Литта (1490—1491) расположена в зале 214 на втором этаже. Картины импрессионистов располагаются на третьем этаже. Перечень и описание некоторых шедевров Эрмитажа смотрите на этой странице ниже.
Само здание Зимнего дворца является произведением искусства. Кровля здания украшена многочисленными скульптурами. Так, на центральном фронтоне Северного фасада установены скульптуры Геракла и Нептуна.
Скульптуры Геракла и Нептуна
Главный вход в эрмитаж расположен в здании Зимнего дворца, со стороны Дворцовой площади. Нужно через ворота со стороны Дворцовой площади войти во внутренний сквер здания и пройти через него прямо, к входу в здание.
Здания музея
🏛 Зимний дворец
⛳ Дворцовая площадь, д. 2.
Здесь представлена главная часть экспозиции (бывшая парадная резиденция русских императоров). Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
Государственный Эрмитаж
В зимнем дворце обращает на себя внимание большая ротонда из разного рода природных камней. Эта ротонда была подарена царскому дому семейством горнодобытчиков Демидовых (см. Демидов Никита). Ротонда расположена на втором этаже, недалеко от главного входа.
В зимнем дворце, в концертном зале, находится Серебряная гробница Александра Невского (1220 – 1263). Гробница была изготовлена на Петербургском Монетном дворе в 1750 – 1753 гг. из серебра, полученного с Колыванских рудников. Общий вес серебра 90 пудов.
Гробница украшена чеканным орнаментом и головками херувимов. На передней стороне гробницы помещены барельефы: победу над шведами на Неве в 1240 г., освобождение Пскова в 1242 г., победу над немецкими рыцарями на Чудском озере – Ледовое побоище в 1242 г.
«Святый и храбрый князь здесь телом почивает;
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо Петру споспешствовал. »
Многие залы зимнего дворца являются сами по себе произведениями искусств.
Малахитовый зал отделан по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1839 году. Интерьер зала украшем природным малахитом.
Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е – 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии императрицы Марии Александровны.
Александровский зал спроектирован и построен Александром Павловичем Брюлловым в 1830-е – 1840-е годы. Этот зал назван в честь императора Александра I.
Александровский зал Дверная ручка зимнего дворца
🏛 Малый Эрмитаж
⛳ Дворцовая площадь, д. 2.
В галереях здания расположены экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы.
Часы Павлин (расположены в Павильонном зале) — часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фридриха Юри. Часы изготовлены в Лондоне в 1770-е годы из бронзы и серебра со стразами и золочением. Часы до сих пор находятся в рабочем состоянии, а сам Павлин заводится каждую среду в 19:00.
🏛 Большой (Старый) Эрмитаж
⛳ Дворцовая площадь, д. 2.
Здесь представлено искусство Италии эпохи Возрождения.
🏛 Новый Эрмитаж
⛳ Дворцовая площадь, д. 2.
В залах первого этажа располагается коллекция древностей, скульптур, несколько библиотек.
На втором этаже находится Картинная галерея.
У входа в здание — портик с фигурами Атлантов на Миллионной улице, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А. И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох.
Портик Нового эрмитажа
🏛 Эрмитажный театр
⛳ Дворцовая площадь, д. 32.
Здание Эрмитажного театра было построено по поручению Екатерины II архитектором Джакомо Кваренги в 1787 г.
🏛 Дворец Меньшикова
⛳ Университетская набережная, д. 15 (м. Василеостровская, Василеостровский район)
В залах Дворца Меншикова располагается экспозиция «Культура России первой трети XVIII века».
🏛 Восточное крыло Здания Главного штаба
⛳ Дворцовая площадь 6/8
На втором этаже музея располагаются экспозиция «Искусство эпохи модерн», тематическая выставка посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в здании.
На третьем этаже экспозиции «Под знаком орла. Стиль ампир», русская живопись XIX века, Музей гвардии XVIII века, постоянная выставка, рассказывающую о Министерстве иностранных дел Российской империи, занимавшем эту часть Главного штаба.
На четвертом этаже представлена живопись Франции второй половины XIX века: импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби.
Отдельные залы отведены для полотен Матисса.
В залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.
🏛 Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня»
⛳ Заусадебная улица, д. 37А
Экспозивия позволяет познакомиться с произведениями живописи и скульптуры из фондов музея, обширной коллекцией мебели, собранием экипажей и другими экспонатами, которые долгое время были недоступны для широкой публики.
🏛 Зимний дворец Петра I
⛳ Дворцовая площадь, д. 32.
🏛 Музей Императорского фарфорового завода
⛳ Проспект Обуховской обороны, 151 (здание ИФЗ) (м. Ломоносовская).
Экспозиция была открыта в 2003 году, на основе коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода, включающей свыше 30 000 изделий из фарфора и стекла, рисунков, фотографий и редких изданий.
Название музея Эрмитаж
Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.
Что посмотреть в коллекции Эрмитажа
Зал Рембрандта
Возвращение блудного сына (Рембрандт)
На картине изображён финальный эпизод библейской притчи О блудном сыне, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Старший брат блудного сына, остававшийся с отцом, рассердился и не хотел войти.
Возвращение блудного сына (Рембрандт)
Живопись Голландии
Живопись Испании
В зале 240 располагается картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» (один из шедевров Эрмитажа). В зале 239 представлены работы Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран, Диего Веласкес. Большое собрание картин Бартоломе Эстебана Мурильо дает представление о творчестве известного севильского художника. «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско де Гойи, созданный в начале XIX столетия, хронологически завершает экспозицию.
Живопись Фландрии
Работы Питера Пауля Рубенса располагаются в зале 247. Работы фламандского портретиста Антониса Ван Дейка расположены в зале 246. В зале 245 располагаются крупные по формату полотна Франса Снейдерса «Лавки», сцены охоты Пауля де Воса, «Бобовый король» Якоба Йорданса.
Искусство Англии
(второй этаж Зимнего дворца (залы 298-301). Здесь располагаются произведения живописи, изделия из серебра, фарфор, знаменитые фаянсы Веджвуда, камеи и медали выставлены в четырех комнатах надворной половины.
Амур развязывает пояс Венеры (Рейнольдс Джошуа)
На картине изображена Богиня красоты и любви Венера. Ее сын, Амур, тянет за концы голубого шелкового пояса.
Амур развязывает пояс Венеры (Рейнольдс Джошуа)
Искусство Венецианской школы эпохи Возрождения
Представлены работы Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218).
Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222).
Кающаяся Мария Магдалина (Тициан)
На картине изображена кающася Мария Магдалина. Перед ней христианские символы — Священное Писание и череп.
Кающаяся Мария Магдалина (Тициан)
Даная (Тициан)
Согласно мифу, царю греческого Аргоса Акрисию, дельфийский оракул предсказал, что его свергнет собственный внук, рожденный от его дочери, красавицы Даная. Акрисий заточил Данаю в башню, куда никому не добраться. Но красота Данаи привлекла Бога Зевса, который проник к ней в виде золотого дождя. Так появился герой Персей, который сверг Акрисия.
На картине изображен момент проникновения Зевса к Данае.
Бегство в Египет (Тициан)
На картине изображен библейский сюжет из Евангелие от Матфея (2: 13-15). Спасая младенца Иисуса от преследований царя Ирода, Дева Мария с Иосифом бежали в Египет. Её сопровождает сын Иосифа Иаков Младший (возможно, именно он изображен ведущим осла). Дева Мария несет ребенка, привязав его к себе. Иаков несет тюк. Старец Иосиф старается не отставать.
Бегство в Египет (Тициан)
Искусство Италии XVI–XVIII вв.
Экспозиция расположена на втором этаже здания Нового Эрмитажа в Малый и Большой Итальянские Просветы (237-238), помещения надворной анфилады, «итальянские кабинеты» (230-236), и Зал итальянской майолики (229).
В зале 229 можно увидеть два ранних произведения Рафаэля Санти: «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».
В зале 230 произведение Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик», которое было приобретено для императорской коллекции по распоряжению Екатерины II.
Искусство Италии эпохи Возрождения XIII–XVI вв.
Экспозиция расположена: Главный музейный комплекс, Большой Эрмитаж, II этаж, залы 207-216.
Здесь можно увидеть картины Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)» (зал 214).
Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) (Леонардо да Винчи)
На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами. В проемах симметричных окон открывается горный пейзаж. В левой руке ребёнок держит щегла.
Название картины от миланского семейства Литта, в собрании которого она находилась большую часть XIX века.
Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) (Леонардо да Винчи)
Интересные факты
Императрица Екатерина II Великая (1729 – 1796) написала правила посещения здания Зимнего дворца: Правила, по которым поступать всем входящим в сии двери (Эрмитажные правила). В Эрмитаже сохранился оригинал этих правил (1770-е годы).
В литературе
«Мои воспоминания» (2008 г.) – автор описывает про планируемую в Эрмитаже съемку передачи «Очевидное невероятное» с балериной Майей Плисецкой:
«Незадолго до этого мы были в Ленинграде и снимали передачу об автоматах, автоматическом производстве, и решили в начале показать знаменитого павлина, часы-павлин, из Эрмитажа. Это священное животное Эрмитажа, там есть даже специальный механик, который раз в год заводит эти часы. На съемку ушел целый день: ставили свет, смахивали с павлина пыль, механик его заводил. Я сам в съемках не участвовал — снимали птицу, а не меня, и у меня была уникальная возможность любоваться пустынным Эрмитажем: все происходило в понедельник, в выходной день музея, и никого, кроме нас, там не было, ни посетителей, ни смотрителей. Павлин стоит в начале главной галереи на втором этаже, напротив Петропавловской крепости, и вот я гуляю один, как царь, по этой галерее — незабываемое впечатление! Действительно, музей — это замечательное место для съемки, и когда зашел разговор о Плисецкой, то я подумал, что хорошо было бы снять ее в Эрмитаже. Но Майе не подходит Эрмитаж, она не женщина XVIII века, ее надо снимать в другом интерьере, и тогда мне пришло в голову сделать это в Пушкинском музее.»
«М.П. Синягин (Воспоминания о Мишеле Синягине)» (1930 г.):
«Вот автор недавно был в Эрмитаже. Глядел скифский отдел. И там есть одна такая замечательная, прочная ваза. И лет ей, говорят, этой вазе, чего-то такое, если не врут, больше как две тысячи. Такая шикарная золотая ваза. Очень исключительной тонкой скифской работы. Неизвестно, собственно, для чего ее скифы изготовили. Может, там для молока или полевые цветы туда ставить, чтоб скифский король нюхал. Неизвестно, ученые не выяснили. А нашли эту вазу в кургане.
Так вот, на этой вазе автор вдруг увидел рисунки — сидят скифские мужики. Один мужичонка-середняк сидит, другой ему зуб пальцами выковыривает, третий лаптишки себе поправляет. Автор поглядел поближе — батюшки светы! Ну, прямо наши дореволюционные мужики. Ну, скажем, тысяча девятьсот тринадцатого года. Даже костюмы те же — такие широкие рубахи, подпояски. Длинные спутанные бороды.
Автору даже как-то не по себе стало. Что за черт. Смотрит в каталог — вазе две тысячи лет. На рисунки поглядишь — лет на полторы тысячи поменьше. Либо, значит, сплошное жульничество со стороны научных работников Эрмитажа, либо такие костюмчики и лапти так и сохранились вплоть до нашей революции.»