можно ли зайти в синагогу христианину

Допустимо ли православным посещать инославные храмы?

Летом, в пору отпусков, православные христиане нередко совершают паломничества или просто путешествуют, в том числе, по Западной Европе или восточным странам. При этом перед ними нередко встает проблема: как относиться к инославным храмам, можно ли заходить в них, нужно ли при этом осенять себе Крестным знамением, допустима ли молитва, как вести себя в отношении пребывающих там святынь, – воспринимать ли святыни инославных лишь как объекты культурного наследия или же относиться к ним с почтением, подобающим христианским святыням?

можно ли зайти в синагогу христианинуОтвечает известный пастырь протоиерей Олег Стеняев:

Посещая Западную Европу, я обратил внимание, что во многих католических храмах в передней части перед алтарем выставлены православные иконы. Мне кажется, что они и установлены специально для того, чтобы православный христианин, зашедший в католический храм, мог приложиться к иконе. Это я видел во Франции, но не знаю, встречается ли такое в других европейских странах. Хотя, конечно же, если у путешественника есть желание посетить именно храм, чтобы помолиться в нем Господу, то ему следует выяснить, где находится ближайшая православная церковь – русская, греческая, сербская или болгарская и посещать с молитвенной целью именно православную церковь.

С другой стороны, многие храмы на Святой земле являются католическими, но православные, приезжая туда, имеют возможность помолиться в них, так как это общехристианские святыни. Достаточно вспомнить храм Гроба Господня, ведь там совершают службы христиане всех церквей – православные, армяне, католики и другие. Или вспомните посещение Патриархом Алексием II собора Парижской Богоматери. Многие восприняли это как нечто скандальное, но в действительности в этом Соборе пребывает немало православных святынь, и Святейший прикладывался к Терновому венцу Господа, который крестоносцы вывезли в свое время в Европу. А в католическом храме Успения Божией Матери на Святой Земле православные также совершают молитвы, и никому в голову не приходит их в чем-то их обвинить. Нам нельзя молиться вместе с представителями других вер, православные каноны запрещают совместную молитву с инославными и иноверцами, а в почитании христианских святынь ничего предосудительного нет.

Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Многие православные россияне, приезжающие в Египет, также посещают там такие святыни, как монастыри Антония Великого и Павла Послушливого, которые находятся у коптов, но имеют, конечно, общехристианское значение. В пещеру Антония Великого, например, надо подниматься на три тысячи ступеней вверх, читая Псалтирь.

Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов. Например, мощи святителя Николая, перевезенные крестоносцами из Мир в Бари. И приходиться признать, что если бы тогда попущением Божиим, они не были бы фактически украдены, то они бы просто пропали – таким образом Господь промыслительно сохранил наши святыни среди людей другой веры.

Так что в этих случаях гибкость допустима. Единственное, чего нельзя делать православным, так это молиться вместе с католиками, протестантами или монофиситами и, тем более, участвовать с ними в таинствах – эти запреты мы должны соблюдать очень строго.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Можно ли зайти в синагогу христианину

Ева, правила придуманные священниками на Соборах. Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»

А вот и кое-что из Апостольских правил:
Показать полностью.
«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.
71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»
Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля?), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 — 692 г.) Вселенского Собора:
«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Источник

Священник: православные каноны не запрещают бывать в мечети и синагоге

Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов:

Церковные каноны — то есть правила церковной жизни — решительно возбраняют православным христианам совместную молитву с нехристианами или даже с последователями других христианских конфессий. Дело в том, что такая молитва может означать неверие в истинность и спасительность Церкви Христовой.

Именно в таком смысле следует понимать запрет на посещение молитвенных зданий иных религий: невозможно христианину прийти в мечеть на намаз или в синагогу на собрание верующих иудеев, или в синтоистское святилище.

Однако же посещение инорелигиозных молитвенных зданий для ознакомления с ними как с памятниками религии, истории и культуры, с познавательными целями, чтобы понять, в чем состоит религиозно-молитвенная практика тех или иных религий, под этот запрет определенно не подпадают.

Впрочем, здесь нужно помнить еще и о присутствии или отсутствии возможного гостеприимства со стороны представителей той или иной религии, чтобы посетители не вызывали у них отрицательной реакции.

Что касается посещения любопытствующими православных храмов — даже во время богослужения, то здесь важно помнить следующее. Один из смыслов богослужения состоит в проповеди, в свидетельстве о красоте и полноте жизни во Христе. Поэтому присутствие последователей других вер или неверующих, которым интересно то, что происходит на православном богослужении, и которые ведут себя с подобающим уважением к происходящему, никоим образом не возбраняется.

Источник

Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу?

можно ли зайти в синагогу христианину

Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу?

Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу? (Андрей)

Отвечает Михаил, раввин мессианской общины Винницы:

Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

1. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения правил христианского приличия? То есть, не будет ли это грехом?
2. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма — разрешат ли христианину туда войти?
3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там Евангелие?

Давайте разберемся по порядку.

1. Не будет ли это грехом?

Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»

А вот и кое-что из Апостольских правил:

«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля?), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 — 692 г.) Вселенского Собора:

«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

можно ли зайти в синагогу христианинуЗаодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем».

Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветные личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф… Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники зачастую просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например, таковым был духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

2. Разрешат ли христианину туда войти?

Насколько мне известно, не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек надел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

можно ли зайти в синагогу христианину

3. Будет ли это для него назидательно?

Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отсутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в десять человек.

4. Можно ли там проповедовать Евангелие?

Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не лучшее место для проповеди Евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в Шаббат.

Бывает так, что христианин-нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию. Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль. Но вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен Павла и положением дел там в наше время:

1) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться в теме;

2) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать Евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться недолго и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

Подавляющая масса евреев на постсоветской территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина-нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.

Последнее: 26.10. Спасибо!

Источник

ПАСТЫРЬ

Основные материалы сайта ПАСТЫРЬ являются плодом обсуждений постоянно действующего с 2014 года Пастырского семинара под председательством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, викария Святейшего Патриарха и председателя Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Эти материалы являются ответами на практические вопросы современного пастырского служения.

Cайт предлагает описания различных действующих приходских практик и проектов, реально работающих на приходах Русской Православной Церкви в самых разных областях церковной жизни: семья, молодёжь, таинства и богослужение, пожилые, зависимые, бездомные, пастырское богословие, богословское образование, миссия, тюремное служение, катехизация, приходская община, больничное служение, дети, священник и общество, инвалиды, духовничество, церковная жизнь, биоэтика, призвание, тяжелобольные, проблемы пастырства, военнослужащие, монашество, духовные недуги, психология/пс.

Основные материалы сайта ПАСТЫРЬ являются плодом обсуждений постоянно действующего с 2014 года Пастырского семинара под председательством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, викария Святейшего Патриарха и председателя Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Эти материалы являются ответами на практические вопросы современного пастырского служения.

Cайт предлагает описания различных действующих приходских практик и проектов, реально работающих на приходах Русской Православной Церкви в самых разных областях церковной жизни: семья, молодёжь, таинства и богослужение, пожилые, зависимые, бездомные, пастырское богословие, богословское образование, миссия, тюремное служение, катехизация, приходская община, больничное служение, дети, священник и общество, инвалиды, духовничество, церковная жизнь, биоэтика, призвание, тяжелобольные, проблемы пастырства, военнослужащие, монашество, духовные недуги, психология/психиатрия, аскетика, исповедь, паломничество.

Это даст возможность обсуждать эти практики, связываться с теми, кто имеет сходный опыт служения и получать необходимые для собственных нужд советы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *