можно ли зайти в мечеть в шортах
Можно ли зайти в мечеть в шортах
Можно ли совершать намаз в шортах и футболке?
При совершении намаза, верующий переживает трепет и волнение от того, что предстает перед своим Господом. Вкушая сладость чувства духовной близости к Господу. Так как моментом наибольшей близости человека к Аллаху, является момент, когда раб находится в саджда.
Поэтому верующий, который переживает подобные состояния, должен проявлять особую аккуратность, внимательность и щепетильность при подготовке к намазу. Внимательное отношение к фардам, ваджибам и суннам намаза, а также выполнение всех мустахабов и соблюдение его адабов, еще больше усилят духовные чувства, которые испытывает верующий.
Точно так же отказ ото всего, что противоречит духу намаза и нарушает его, и избегание поступков и движений, которые являются макрухом, увеличивает саваб и достоинство намаза.
Некоторые действия во время намаза, являются макрухом. Некоторые из них возникают при отказе от части ваджибов или сунны-муаккады, и эти действия являются тахриман-макрухом. Что же касается отказа от сунны-гайримуаккада, мустахабов и мандубов, является танзихан-макрухом.
Например, тадилуль-аркан является одним из ваджибов намаза. Поэтому совершение саджда, не выпрямившись до конца после поясного поклона, является отказом от тадилуль-аркан, что в свою очередь является тахриман-макрухом. Но такое действие во время намаза, как закрывание глаз, является танзихан-макрухом.
Тогда как действия, являющиеся танзихан-макрухом наносят вред правильности намаза, снижая саваб за намаз, действия, являющиеся танзихан-макрухом, не наносят вреда правильности намаза.
Что же касается совершения намаза в пижаме или домашней одежде, то Мехмед Зихни Эфенди в своей книге «Ниматуль-Ислам» пишет: «Допустимой одеждой в намазе является та, которую принято носить в этой местности. Поскольку пижама и домашняя одежда являются традиционной, то и в ней можно совершать намаз».
Мужчина должен закрывать в намазе часть тела от пупка до колен, а женщина должна закрывать все свое тело, за исключением лица и кистей рук. В соответствии с этим выполнение мужчиной намаза в пижаме или трико, а женщиной в домашнем платье, при условии соблюдения норм шариата, является допустимым. Однако совершение намаза в пижаме или в майке не соответствует серьезности намаза. Несмотря на то, что это не наносит вреда действительности намаза, будет лучше, если во время намаза будет одеваться повседневная одежда.
Как одеваться когда отправляешься в мечеть?
Но для начала давайте поговорим о самом мечете. Многие на сегодняшний день ходят в мечеть только для того что бы сделать хайр-садака (добровольная милостыня) просят имама почитать за здоровье, благополучие ну и конечно помянуть усопших.
Аллах ﷻ говорит в Коране:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«О пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин (отличать от рабынь и блудниц) и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!» (Сура 33аль-Азхаб, 59 аят)
И конечно же мы мусульмане должны одеваться по шариату не только отправляясь в дом Аллаха мечеть мы должны одеваться так как велит нам Аллах везде и всегда, так как для уммы (общины) пророка Мухаммада ﷺ вся земля является мечетью, мы можем в любом месте в любое время обращаться к Аллаху с дуа читать намаз, кроме грязных мест (туалет, баня, свалка)и кладбища.
Дорогие мои братья и сестры по вере давайте обратим на нашу одежду на наше поведение на образ жизни, возможно раньше мы не понимали этих моментов, не до конца осознавали важность закрытия гаурата и совершали ошибки (грехи) но ведь в аяте сказано: «Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!». Мир Вам и милость Аллаха и Его благословение.
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
Претензии дагестанца к туристу вызвали новый виток спора о дресс-коде
Пользователи Instagram раскритиковали жителя Дагестана, который заснял на видео свои претензии к туристу в шортах. Турист находился в таком виде в священном для местных жителей месте, возразили сторонники автора видео.
Минтуризма Чечни выпустило памятку с описанием дресс-кода для туристов еще в 2019 году. Памятка, кроме того, регламентирует для приезжающих в Чечню общение с местными женщинами и курение. Туроператоры тогда скептически восприняли идею о дресс-коде для гостей Чечни. В июле 2021 года такая памятка появилась и в Северной Осетии. Там сказано, что в республике неприемлемо употребление крепкого алкоголя, не следует проявлять свои чувства на публике и курить. В буклете прописан дресс-код для посещения горных святилищ.
Год назад, 21 июля 2020 года, на смотровой площадке Сулакского каньона в Казбековском районе Дагестана появилась табличка с призывом к приезжим соблюдать дресс-код. Некоторые пользователи соцсетей тогда заявили, что дресс-код может отпугнуть туристов, и это скажется на доходах местных жителей. Минтуризма Дагестана заверило, что табличка появилась по чьей-то частной инициативе, и других подобных в регионе нет. Но муфтият Дагестана, сославшись на жалобы местных жителей, также призвал гостей республики чтить местные «традиции и устои» своим поведением и внешним видом. Опрошенные «Кавказским узлом» туристы признались, что стараются быть сдержанными в одежде при посещении республики, хотя и не считают строгие ограничения уместными.
За два часа, к 17.30 мск 14 августа, эта публикация собрала 7338 просмотров, 350 «лайков» и 102 комментария. У паблика tut_mahachkala 179 тысяч подписчиков.
Автор: «Кавказский узел»
Мечеть Кул Шариф расположена в Казани на территории Казанского кремля. Мне доводилось побывать в Казанском кремле два раза. Один раз летом и второе моё посещение пришлось на зимнее время.
Во второй свой приезд, чтоб сделать посещение более информативным мы взяли экскурсовода. Офис экскурсоводов находится прямо на входе в кремль в Спасской башне. Стоимость экскурсии по Кремлю нам обошлась в 2014 году в тысячу рублей.
Мечеть Кул Шариф была разрушена в 1552 году во время штурма города Казани войсками Ивана грозного. В 1996 году на деньги от добровольных пожертвований началось строительство легендарной многоминаретной мичети и было окончено в 2005 году к дню 1000 Казани.
Вот такая красивая историческая постройка открылась нашему взору когда мы приблизились к зданию бывшего Юнкерского училища. Мечеть считается самой высокой мечетью в Европе ( почему так никому не известно, на самом деле она не самая высокая). Названа она в честь татарского народного героя Сеида Кул Шарифа, который был главой духовенства мусульман а так-же последним имамом в мечети.
Вокруг купола расположены восемь минаретов их столько же сколько было у исторической мечети 16 века. Высота четырёх самых больших составляет 58 метров.
Чтобы нам приблизится ко входу в мечеть, мы проходим через двор бывшего юнкерского училища. О нём я упоминала в своём отзыве о Экскурсия по Казанскому Кремлю. Там сейчас расположены музеи и часто бывают выездные выставки.
Кул Шариф встречает нас белой мощью стен. Каким-же крошечным созданием ощущаешь себя рядом с таким высоким величественным сооружением.
Вход в здание мечети бесплатный, но нужно соблюдать правила и порядки которые относятся к такого рода заведениям.
При входе вы проходите через рамку металодетектора предварительно выложив на стол металлические предметы из карманов и сумок.
Женщины должны одеть платок на голову и прикрыть плечи если они открыты. Платки и накидки вам дадут бесплатно на время пребывания в мечети.
Мужчины в шортах и майках тоже должны одеть специальные накидки. Затем нужно купить и одеть бахилы если у вас нет с собой.
Когда мы попадаем внутрь, то попадаем в вестибюль, то оказываемся как будто в восточной сказке. Вокруг колонны красиво оформленные позолотой надписи на арабском языке. Стены украшает римская мозаика. Весь пол из мрамора. По словам экскурсовода, весь мрамор и гранит вошедший в строительный материал мечети был привезён с Урала.
В центре вестибюля на верху располагается большая хрустальная люстра которая освещает основное пространство помещения. Люстра была изготовлена в Чехии и привезена от туда.
Внизу под люстрой располагается небольшой постамент с точной копией мечети которая была во времена казанского ханства в 16 веке. Она очень похожа на современную мечеть построенную уже в наше время, только есть различие в росписи купола, минаретов и стен.
Макет расположен за стеклом и освещается с трёх сторон, и перед нами воссоздана просто шедевральная композиция мечети Булгарских времён. Фотографировать такое творение за стеклом очень сложно потому-как вспышки от фотоаппаратов отражаются в стекле.
Так-же в главном зале мечети под стеклом вдоль стен расположены стеллажи с подарочными изданиями Корана на разных языках мира. Ещё здесь хранятся книги с фамилиями тех людей которые внесли свои пожертвования на строительство мечети (как говорится «никто не забыт»).
В комплексе мечети есть музей и выставочный зал, а так-же специальная комната для проведения свадебного обряда-никаха. Вход в музей платный, но мы его не посещали, поспешили дальше на осмотр следующего уровня мечети.
Вскоре нас ожидал подъём по ступенькам и ступеней было очень много.
По пути нам встречались красивые расписные окна выполненные так-же в восточном стиле.
На следующем фото видно как главный купол выглядит изнутри.
Конечно-же сразу приковывает к себе взгляд огромная хрустальная цветная люстра. Диаметр люстры составляет пять метров а вес её около двух тонн. Изготовлена она была в Чехии специально для мечети.
На фоне мозаики и позолоты люстра смотрится просто великолепно, добавляя храму ещё больше величая.
На следующем фото молитвенный зал для мужчин который расположен на втором этаже. Зал очень большой и просторный рассчитанный на более чем 700 человек.
Пол его устлан коврами ручной работы которые были подарены Ираном в день открытия мечети.
Верующие спокойно молились не обращая внимания на балконы с туристами, они им совершенно не мешали и не отвлекали. Экскурсовод объяснила нам что мужчины и женщины молятся все в одну сторону, а точнее по направлению в сторону поломнического города Мекки.
Строгие лаконичные колонны отделанные белым мрамором, декоративная керамическая плитка с орнаментом, потолки украшенные росписью и ажурное ограждение между мужским и женским залами смотрится в сочетании с местными традициями очень колоритно.
Интерьер зала так и дышит праздником и торжественностью!
На следующем фото женская галерея для молитв. Она расположена над мужским молитвенным залом и по размерам тоже довольно большая.
В глубине души я порадовалась за женщин, что их комната для молитв не находится где-то в подвале, а расположена прямо над мужским залом. Всё очень достойно и цивилизованно.
Здесь так-же выстлан пол коврами ручной работы, которые были даны в дар Ираном.
На обратном пути нас ожидали снова ступеньки, окна прорезанные в виде тюльпана который является древнебулгарским символом процветания и возрождения.
Двери в восточном стиле за которые так и хотелось заглянуть и узнать что-же там находится.
На выходе из мечети находятся две лавки с сувенирами. Наша группа тоже не ушла без сувенирчиков на память о пребывании в мечети Кул Шариф. Магнитики, расписные сувенирные тарелочки, платки и много ещё чего продается в этих лавках. Цены на сувениры такие-же как и в городских сувенирных магазинах.
На улице мы напоследок окинули прощальным взглядом Кул шариф. Очередная толпа туристов заходила в дверь с интересом разглядывая храмовый комплекс. Ощущение сказки востока ещё очень долго не покидало меня по дороге в хостел «Крылья».
Мне представлялось возможным видеть кремль в ночное время, но фотоаппарата не оказалось под рукой. Ночью весь комплекс мечети очень красиво освещён, и на это тоже стоит посмотреть впечатления останутся самыми восторженными.
Пребывая в городе Казани я так-же побывала Аквапарке «Ривьере» если вам интересно можете почитать отзыв о моём посещении.
Одежда и внешний вид
«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей. [Вся земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.] Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте еду в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных. [Нелюбовь Бога может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя часто сами в этом повинны.]
Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих.
Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах].
Скажи: «Господь [предоставил вам временную земную жизнь с изобилием благ в ней, но] запретил (1) все скверное (непристойные поступки, разврат), как являющееся явным, так и скрытым [что выявляется, к примеру, в результате исследований, экспертиз, опытов][1], [запретил] (2) все греховное [что является очевидным грехом для любого здравомыслящего] и (3) покушение [на честь, имущество, кровь, жизнь другого человека или людей, общества; притеснение, проявление несправедливости], не имея на то права. Также [запретил] (4) все формы язычества (поклонения земному; обожествление чего-либо помимо Бога) и (5) высказывание в адрес Аллаха (Бога, Господа) того, о чем вы [люди] не знаете» (Св. Коран, 7:31–33).
Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[2].
Ответы на вопросы по теме
Разрешена ли операция по пересадке собственных волос с затылка на остальные области головы в случае облысения? Не знаю, интересно ли вам, но на одном из англоязычных мусульманских сайтов нашел ответ, что разрешена. Муслим.
Маловероятно, что данное действие может быть отнесено к запрещенному в Исламе, тем более что пересадка органов от одного человека другому возможна, и на этот счет среди ученых нет разногласий (при условии, что передача органа происходит бесплатно). Хоть мои познания в вопросах здоровья человека и скромны, замечу, что такая операция может быть очень дорогостоящей и при этом малоэффективной, недолгосрочной.
Какими должны быть шорты? Выше колен или ниже? Каково мнение ученых?
Богословы-ханафиты говорят, что шорты у мужчин должны быть ниже колен. Богословы-шафииты — до колен, но, так как при движении они задираются, лучше, если будут закрывать колени. Поэтому прикрытие колен более верное решение.
‘Аурат (та часть тела, которая подлежит обязательному прикрытию) у мужчин: от пупка (ниже пупка, сам пупок не входит) и до колена включительно. Таково на этот счет мнение богословов-ханафитов.
Богословы-шафииты считают: ‘аурат мужчины — это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата[3].
Мне неоднократно говорили, что по маликитскому мазхабу можно носить короткие шорты, которые значительно выше колен. Есть ли такое положение?
Большинство ученых так не считают, ну так зачем вам это?
Я живу в Ингушетии, и наши соседи, односельчане, родственники, друзья ездят на море семьями, да и мы сами собирались туда. Вопрос в том, можно ли семьям ездить на море, где всем все видно как на ладони? Расул, 34 года.
Семьям ездить на море можно и полезно. Однако важно соблюдать нормы мусульманкой одежды: мужчинам следует надевать плавки от пупка до колен, а женщинам — купальники, закрывающие все тело, кроме лица и кистей рук. Таких купальников на сегодняшний день огромное разнообразие, любые цвета и модели. Для детей-подростков также имеются соответствующие мусульманские купальники.
А на то, что видно как на ладони, можно и не смотреть.
Море и солнце — это хорошо и полезно, когда есть такая возможность[4].
Нарушается ли молитва-намаз, если во время ее совершения у мужчины случайно оголилась поясница?
Если ‘аурат во время совершения молитвы случайно и непреднамеренно оголится (например, из-за ветра), то молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло из-за неряшливости верующего, а тем более повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва нарушается, становится недействительной и ее необходимо совершить повторно[5].
Можно, конечно, предположить, что оголилась та часть тела, которая выше пупка или на его уровне, но лучше, дабы быть уверенным в полноценности молитвы-намаза, заправлять рубашки и майки в брюки так, чтобы поясница не оголялась.
Можно ли совершать намаз в форме от «Манчестер Юнайтед», где изображен Дьявол. И есть надписи. Или в другой одежде с изображениями людей, животных?
Нежелательно, но можно, если другой одежды нет.Что касается «изображения Дьявола», то никто из ныне живущих не знает его истинного облика.
Как Ислам смотрит на ношение мужчиной серьги в ухе? Малик.
Можно ли мусульманину проколоть ухо? Азиз, 18 лет.
Запретно, когда мужчины стараются походить на женщин, а женщины — на мужчин. Это противоречит как религиозным, так и природным канонам, которые, в общем-то, едины и четко взаимосвязаны.
Мой друг спросил меня про ношение ушных серег мужчинами. Насколько я знаю, мужчинам носить серьги не только с точки зрения Ислама, но и с культурной точки зрения нельзя. Другу моему сказали, что имам Бухари носил серьги в носу. Правда ли это?
Если посмотреть на подобное с точки зрения нашего российского менталитета и современной культуры, то это выглядит вызывающе, а где-то и неуместно. Верующему человеку не к лицу привлекать таким «крутым» атрибутом внимание других. Что касается имама аль-Бухари, то я не знаю, не встречал информации об этом, но если бы он жил в наше время, то точно не стал бы носить серег.
Я стал мусульманином, но до принятия Ислама сделал татуировки. На плече написано «Аллах», а на спине — «Мухаммад» (да простит меня Всевышний). Что теперь с ними делать? Можно ли их свести или это будет причинением вреда телу? Ильдар, 32 года.
Делать татуировки с точки зрения исламских канонов запретно (харам)[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул тех, кто занимается этим ремеслом, а также тех, кто делает себе татуировки, в числе проклятых[7]. Это действие относится к «изменению человеком своего настоящего облика, данного ему Самим Творцом». Запрет на такого рода действия также оговорен в Священном Коране[8].
Лучше будет их свести. Но если это сложно и есть опасность для здоровья, тогда оставьте как есть.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Или: «Как публичное, так и тайное, скрываемое».
[2] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.
[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748.
[4] «Витамин D когда-то называли «витамином, порождаемым светом». Другое, более прозаическое его название — кальциферол, то есть несущий кальций… Витамин D образуется в коже под действием солнечных лучей из предшественников витамина D — провитаминов. Провитамины, в свою очередь, частично поступают в организм в готовом виде с пищей, а частично образуются в тканях из холестерина. Витамин D обеспечивает нормальный рост и развитие костей, предупреждает развитие рахита и остеопороза. Однако роль витамина D не ограничивается защитой костей. От него зависит восприимчивость организма к кожным заболеваниям, болезням сердца и раку. В регионах, где пища бедна витамином D, повышен уровень заболеваемости атеросклерозом, артритами, диабетом, особенно юношеским. Этот витамин предупреждает слабость мускулов, повышает иммунитет, необходим для функционирования щитовидной железы и нормальной свертываемости крови, препятствует росту раковых клеток… При условии, что организм получает достаточное количество ультрафиолетового облучения, потребность в витамине D компенсируется полностью». См.: Витамин D (кальциферол), http://subscribe.ru/archive/home.child.beremenna/201003/08140759.html.
[5] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 742.
[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467.
[7] Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов), прихорашиваясь тем самым. Они изменяют данное им Богом творение».
См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.