можно ли заставлять ребенка заниматься спортом если он не хочет
Нужно ли заставлять ребенка заниматься в секции?
Вопрос психологам
Спрашивает: Ольга
Категория вопроса: Дети
Добрый день! Моя дочь занималась 2 года спортивной акробатикой, в настоящее время имеет 2-й юношеский разряд, тренер говорит, что потенциал есть. В этом году пошли в школу и добавили обучение плаванию. Нагрузка в школе не большая, есть дни когда я даю ее бездельничать, смотреть телевизор, играть и прочее. Вчера дочь заявила, что не хочет заниматься акробатикой, потому что больше нравиться плавание. Я не ожидала такого, потому что в аробатике она уже такое виделыват, что мне и не снилось, да и ребенок очень подвижный. Что мне делать? настаивать, чтобы занималась дальше или позволить ей выбирать? Сиюминутная смена интересов может сказаться негативно, обратно стыдно будет проситься, если уйдем, да и возьмут ли?! Да и в плавание, кто сказал, что она его также не бросит, через год? Как быть в моей ситуации? Заранее благодарю за советы.
Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: Нужно ли заставлять ребенка заниматься в секции?
Вариантов множество. После такого честного диалога с самой собой, неминуем разговор с ребенком.
Богачева Антонина Владимировна, психолог-консультант Москва
Здравствуйте, Ольга! А вы спрашивали вашего ребенка с чем именно связано желание бросить акробатику? только лишь с тем, что бассейн стал более привлекательным или может есть что-то еще?
Вы описали свои страхи и переживания, но что чувствует и думает она? Поговорите с ребенком и может быть вам станет понятнее ее решение, а также расскажите ей о своих переживаниях относительно ее спортивного будущего.
психолог Литвинова Наталья Владимировна,Москва
Ответов на сайте: 20340 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6
Здравствуйте,Ольга.Вообще,ребенка воспитывают не для получения регалий и не для чувства гордости мамы от успехов ребенка.Если Вы не ставите целью карьеру в спорте,то,наверное,нужно прислушиваться к желаниям ребенка.задача ребенка-развиваться физически и делать то,что ему нравится.Надоела акробатика-пусть набирается навыков в плавании.Ее желание должно быть приоритетным.Конечно,нужно Вам поговорить,решить,какое-то время походить туда и туда.Но,последнее слово должно быть за ребенком.
Каратаев Владимир Иванович, психолог Волгоград
Есть ли смысл в принуждении ребёнка к спорту
По мнению врачей и учёных, регулярные занятия детей спортом укрепляют здоровье, закаляют характер, развивают адаптивные способности к социуму. Группа психологов доказала, что мозг таких детей становится более восприимчив к обучению. В то же время часто родителям, несмотря на все свои старания, не удаётся привить любовь ребёнка к спорту. Взрослые задумываются, нужно ли заставлять его посещать спортивные секции или пусть этот выбор будет полностью за ним.
Нужно ли заставлять ребёнка заниматься спортом, что думают специалисты
В истории спорта есть немало примеров, когда ребёнок рос слабым и болезненным, его отдавали в спортивную секцию, в результате чего уходили болезни, а он становился ещё и знаменитым спортсменом и за это был благодарен родителям. Взять хотя бы историю легендарной советской фигуристки Ирины Родниной.
Существуют и прямо противоположные взаимоотношения между знаменитостями и их родителями. Так, известный американский теннисист Андре Агасси, являющийся неоднократным победителем турниров «Большого шлема», во всех своих интервью жалуется на то, что бегать с ракеткой его принуждал отец, а сам он всегда ненавидел теннис.
Многократный победитель турниров «Большого шлема» Андре Агасси ненавидел заниматься в детстве теннисом, но его заставлял отец
Мой отец по природе диктатор. Спорить с ним было опасно. Если он решил, что сын должен стать первой ракеткой мира, значит, такая у сына судьба. Иногда, если он был мной недоволен, то направлял на меня теннисную пушку, которую называл «драконом», и буквально расстреливал меня из неё. Было очень больно.
Андре Агасси
«Откровенно»
Подавляющее большинство детских психологов считает, что большая ошибка родителей — заставлять ребёнка посещать спортивные секции против его воли. Вероятность стать знаменитым профессионалом составляет около 0.1%, зато высок риск получить как физические, так и психологические травмы:
Часть детских тренеров полагает, что из детей можно что-то лепить, пока они маленькие. И в это время родители действительно могут проявить настойчивость и даже где-то заставить. Но бо́льшая часть специалистов считает, что насильно заставлять ребёнка посещать секцию нельзя.
Как увлечь ребёнка спортом
Наиболее распространённым среди психологов и тренеров является гибкий индивидуальный подход к вопросу мотивации ребёнка к спорту. Директор научно-практического центра в Минске говорит, что, прежде всего, нужно разделять следующие понятия:
На начальных этапах родители должны воспринимать спорт только как способ гармоничного развития.
Выбрать оптимальный вид спорта
Первое, с чем должны определиться папа с мамой и ребёнок, — это выбор вида спорта. При правильном выборе практически не нужно будет мотивировать ребёнка к посещению секции. Вид спорта должен нравиться. Чтобы это определить, достаточно внимательно понаблюдать за своим чадом и попробовать предложить ему поиграть в разные игры. Очевидно, что если ребёнок с утра до вечера играет во дворе в мяч, спит с мячом, собирает наклейки с известными футболистами, то ему прямая дорога в секцию футбола. Помимо этого, у него должны быть определённые физические способности к любимому виду спорта. Если у ребёнка ничего не будет получаться на занятиях, то в дальнейшем у него может развиться комплекс неполноценности. Например, с больши́м весом и широкой костью не рекомендуют заниматься фигурным катанием на серьёзном уровне.
У ребёнка могут быть успехи в фигурном катании, если он худощавый, пластичный, артистичный, чувствует ритм
Показать увлечённость на личном примере
Даже если родителям удастся верно подобрать подходящий вид спорта, ребёнок иногда может лениться посещать занятия. В этом случае его нужно дополнительно увлекать и мотивировать. Психолог Юлия Гиппенрейтер советует начинать делать вместе с ребёнком то, чем вы хотите его увлечь. Если он пошёл в секцию по гимнастике, то папа просто обязан показывать ему личный пример в подтягиваниях, отжиманиях, лазанию по канату. С ребёнком нужно обсуждать его тренировки, поощрять даже маленькие успехи, радоваться им, вместе смотреть спортивные трансляции и посещать соревнования. От родителей даже в случае детских неудач должен исходить энтузиазм и положительные эмоции.
Увлечь ребёнка спортом лучше всего своим личным примером
Подобрать подходящую секцию
Желательно, чтобы выбранная секция была недалеко от дома, так как ежедневные длительные поездки в большинстве случаев просто подорвут здоровье ребёнка и отобьют у него всякую охоту к физической культуре. Тренер должен быть одновременно уважаем и любим детьми. Если у него не получается найти контакт с вашим ребёнком, то лучше перейти к другому. Дополнительным стимулом к занятиям может оказаться то, что секцию уже посещает кто-то из друзей, братьев или сестёр. Так, известный чемпион по боксу Александр Усик начал ходить в секцию с другом, а тренером был отец друга.
Важно, чтобы детский тренер мог найти контакт с ребёнком
Привести ребёнка в секцию в нужном возрасте
Учёные определили, для того чтобы ребёнок воспринимал себя в жизни как спортивного человека, лучше всего начинать посещать секции с шести-семи лет. Причём на начальном этапе не так важна специализация, как выработка привычки к регулярным тренировкам и общефизическая подготовка.
У меня двое сыновей занимаются в одной и той же секции. Старшего мы с женой называли неспортивным, так как не могли понять, каким видом спорта ему заниматься. Я пытался с ним играть в футбол, бегать, пробовали мы ходить и на популярные восточные единоборства. Он не выдерживал даже до конца первой тренировки. В четыре года мы подарили ему велосипед. Он боялся упасть и сильно из-за этого расстраивался. Я полгода катал его, держа велосипед за руль. А уже через год сын не мог выйти на улицу без велосипеда. Вот уже долгое время он занимается велоспортом. Следом за ним к этому же тренеру пошёл и младший сын. Секция находится недалеко от дома. Никого из них заставлять ходить на тренировки не надо.
Видео: как мотивировать детей на занятия спортом
Отзывы
Я не заставляю, а рассказываю сыну о том, как важны для него занятия. Мы ходим на акробатику. Много было разных вариантов, но остановились именно на этом. Он подвижный, гибкий. Ходит с удовольствием, радуемся вместе с ним его победам, вместе плачем, если больно. А вот ходили на борьбу — не его, он не может нападать. Хотя понимаю, что для самозащиты это нужно, может станет постарше, сам захочет научиться постоять за себя (пока только 5 лет). Не могла его заставить, силком его тащила, уговорами.
Lavanda
https://pyatochkin.ru/forum/deti-ot-3-kh-do-7-let/1885-nado-li-zastavlyat-rebenka-zanimatsya-sportom#9918
В 13 можно немножко настоять. Объяснить плюсы занятий. Если уж категорично нет, значит нет. Я в своё время бросила гимнастику, в «звании» кмс. Мама не возражала. А теперь мне очень жалко.
Гость
http://www.woman.ru/kids/medley5/thread/4733249/1/#m57830288
У старшего первая секция шла через «не хочу» и мамино «надо» после пары занятий ему тоже стало надо, но потом, правда, часто перед секцией ныл, что не хочет ехать, а хочет ещё поиграть с ребятами. То есть с вечера — ура, я завтра пойду на гимнастику, а после садика «не хочу сейчас». Ну я его понимаю, и так в садике уставал. Когда перешли в ту же секцию, но в другое место, где ещё пара детей из садика ходили, то бежал вприпрыжку за компанию, общались по дороге. Куда ходил без садичных друзей часто было «не хочу сейчас», но когда доезжали — бежал заниматься.
Ибис
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/407702/2.html
Мой ребёнок всё лето маме помогал таскать парус и доску, кряхтел, но нёс мачту за конец мачты… И вопрошал: «Мам, а я когда буду на парусе ходить?» Вот. Главное увлечь, а ребёнок сам выберет. Лишь бы не сидел дома. Лишь бы в бой рвался.
olunch
https://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=97&t=162491&i=163380
Польза от занятий спортом в детстве является аксиомой среди врачей, психологов и учёных. Но насильно принуждать к этому ребёнка не рекомендуется. Нужно искать индивидуальные подходы для мотивации. Лучше всего увлечься вместе с ребёнком. Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие.
«Жалею о том, что меня не заставляли»: 10 аргументов в пользу кружков и секций для детей
Воспоминания о ненавистной музыкальной школе или секции по художественной гимнастике могут быть жуткими настолько, что от слова «сольфеджио» и вида скакалки взрослого человека начинает подташнивать и трясти.
Неудивительно, что многие сомневаются, стоит ли отдавать детей в полезные секции, если те не очень хотят. Да и сложно быть уверенным, что понравится ребенку и что занятия вообще хоть как-то пригодятся ему в будущем, особенно если у родителя есть негативный опыт. Мы решили узнать мнение читателей и собрали 10 аргументов в пользу дополнительных занятий для детей.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Меня в детстве не заставляли ничем заниматься, а сама я инициативу не проявляла. По итогу сейчас я ничего не умею: спортивными, музыкальными, творческими достижениями не отличаюсь и сразу бросаю все, что не получается. Жалею о том, что меня не заставляли, и перекладываю вину на родителей.
А вот моего молодого человека все детство водили на кружки: плавание, карате, гимнастику. По итогу — крепкое тело, отличная координация, развитые легкие, хороший метаболизм, терпение на пути к целям и благодарность родителям. Считаю, что занятия чем-либо с детства всегда идут на пользу в будущем. Не стоит ломать психику ребенку, конечно, но и идти на поводу у детских капризов тоже.
Отдала сына на робототехнику — ему очень нравится собирать всякие модели. Наборы в секции использовали новые, преподаватель оказался очень увлеченный, поэтому сначала сыну все нравилось. Он мне даже сказал после первого занятия, что никогда не бросит эту секцию. Месяца через два он вдруг начал искать отмазки, чтобы не ходить. На все вопросы отвечал неохотно, но слово за слово я раскопала, что в секции стали устраивать небольшие соревнования, а у него не получалось собирать так быстро, как хотелось бы. Он постоянно проигрывал, что, естественно, сказывалось на самооценке.
Я позвонила преподавателю. Спросила, как сын успевает, как в целом атмосфера. Если бы выяснилось, что у него не идет, то, наверное, мы бы перестали ходить. Но преподаватель сказал, что ничего критичного нет, а со временем все наладится. Я надавила, и сын продолжил ходить. Я обосновала это так, что занятия в середине года никто не бросает. Через несколько занятий все действительно нормализовалось. А еще через два месяца сын сказал, что благодарен, что я не дала ему бросить и что сейчас он бы хотел ходить в секцию даже чаще.
В детстве тебе не кажется, что ты бездействуешь. Ты думаешь, что занимаешься полезным делом, когда смотришь мультики. Мне казалось, что смотреть телевизор 24/7 круто.
Сейчас я понимаю, что воспитание ребенка — это не позволять ему все, что он хочет, а быть чуть жестче. У всего должны быть границы. Может, ребенку нравится мучить животных? Я должен провести с ним серьезный разговор о том, что этого делать не стоит. То же самое с кружками. Ребенок может хотеть целыми днями плевать в потолок и смотреть «Тикток» — я как родитель должен настоять, что это путь в никуда. Уверен, что его психика меньше пострадает, если я буду настаивать, чтобы он занимался чем-то полезным, чем если он будет бессмысленно прожигать дни.
Не надо перегибать палку. Если ребенок ненавидит музыку, зачем его мучить? Но надо поставить жесткое условие: ты не можешь просто никуда не ходить. Не нравится музыкалка — пойдем в другое место. Мои родители не настояли, в итоге все детство я провел за просмотром тупых сериалов, а сейчас особо ничего не умею.
У меня была проблема с музыкалкой. Сначала перевели с семи лет обучения на пять, потом — на хоровое. Хотя я все равно ходила шесть лет, так как после пятого года учительница по хору вспомнила, что мне надо пройти еще год дирижирования. Из-за череды отвратительных преподавателей по фортепиано я люто ненавидела музыкалку в целом. На последнем курсе наконец-то появилась адекватная преподавательница, которая не орала, не требовала сложных и нудных классических произведений, а позволила играть основные мелодии из современных фильмов и любимые песни. С ней мы дошли до очень приличного уровня.
Закончила музыкалку в седьмом классе школы и не садилась за фортепиано несколько лет, вплоть до 11 класса, а там вдруг обнаружила во время подготовки к ЕГЭ и сильных переживаний, что игра на нем — лучший антидепрессант и отличный способ отвлечься. Когда училась в универе, постоянно играла на стареньком пианино, чтобы успокоиться, а сейчас домой купила хорошее электронное за безумные деньги, но зато играю каждую неделю и пробую новые произведения. В конце концов, я благодарна музыкалке, но неадекватность людей, которые там работают, до сих пор поражает. Как и сольфеджио: я его так и не выучила и искренне считаю, что для обычной игры эту гадость учить семь лет не надо.
Ходить нужно на те кружки, которые нравятся. Это не обязательно должна быть куча репетиторов по математике, физике, английскому. Меня в свое время пичкали только «полезными» внеурочными занятиями. Хочешь на рисование? Что за бред, тебе математика в жизни нужнее. Хочешь играть на гитаре? Ага, и прожить остаток жизни, играя концерты в метро?
Поощряйте интересы детей, даже если они вам не очень по душе. Занятость ребенка не ограничивается школой, хотя его туда и очень удобно сдать и забыть. Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не хочет ни в школу, ни на кружки. А если он с удовольствием ходит на робототехнику, с нетерпением ждет тренировки по хоккею, то лучше поддержать начинания, чем беспокоиться, что ему не понравится школа. Не понравится — это я вам сразу могу сказать. И вам она бы тоже не понравилась в наших реалиях.
В детстве родители предлагали записать меня в те немногие кружки, которые работали, но я отказывался. Мне говорили: «Вот вырастешь и будешь спрашивать, почему на гитару не отдали». Я вырос, и сейчас хотелось бы спросить, но не спрашиваю, потому что уже знаю ответ — сам отказался.
Но на самом деле я тогда хотел, только сильно стеснялся. В начале 2000-х был тренд быть как все: носить черное, спортивки «Адидас» и не выпячиваться.
Мораль: давать детям выбор, но выяснять истинную причину, почему ребенок не хочет ходить на занятия. Договоритесь с ребенком, чтобы он посетил два-три пробных занятия, тогда он сделает взвешенный выбор.
Я в детстве окончила музыкальную школу по классу виолончели. Попросила маму записать меня, увидев, как занимается старшая сестра. Никогда не жалела, считаю, что занятия музыкой очень много дали мне для развития и дальнейшей жизни. Потом сама пошла в художественную школу, занималась с удовольствием.
Сейчас у меня пятеро детей. Двое старших окончили музыкальную школу. Это недорого: в государственной школе обучение стоит 5 тысяч рублей в год. Польза огромная, если ребенок занимается с удовольствием. Где-то нужно ему помочь, уделить время, но заставлять через силу не стоит. Занимались английским дополнительно, плаванием. Дочка пошла после музыкальной школы в художественную, на танцы. Младшая — на хоровое пение и хореографию.
Думаю, детям стоит предлагать различные секции, обязательно включить двигательную активность: спорт, плавание или танцы — это полезно для здоровья, развития тела и для мозга. Не понравилось что-то — пробуем другое, пока не поймет сам, что ему по душе, что интересно. Мы, родители, наблюдая с рождения за ребенком, можем заметить его интересы, наклонности и способности и можем ему подсказать, направить, помочь что-то выбрать в раннем возрасте.
Нужно заниматься обязательно: чему не научишься в детстве, во взрослой жизни изучать уже сложно и не будет времени. Нельзя упускать время. Но не нужно стараться дать все и сразу. Лучше подобрать секции в шаговой доступности, чтобы ребенок не тратил много времени на дорогу. Пары секций одновременно вполне достаточно.
Ребенком я всегда была занята в кружках и секциях, притом что родители никогда не заставляли, но пытались заинтересовать. В моей семье было много детей, у каждого был свой набор секций. Столько всего было за жизнь с четырех лет! Только в четырех видах спорта разряды набрала. Чаще всего посещала не больше трех видов за период. И спорт был — от плавания до тенниса, и танцы по трем-четырем направлениям, и музыкалка, и языки, гимнастика. В универе уже по приколу год учила китайский.
В этом есть огромные плюсы: у ребенка нет страха пробовать что-то новое. Есть какая-то ответственность и занятость, дисциплина. Появляется понимание, что нравится, а что нет. Ребенок может объяснить свои предпочтения и сделать упор на любимое дело. У меня еще и в заработок и любимую работу вылилось одно из направлений.
Больше всего в жизни было шахмат — с 8 до 17 лет от десяти часов в неделю. В них я состоялась, можно сказать, профессионально: куча турниров, от городских до всероссийских и международных фестивалей, звание мастера ФИДЕ. А с 16 лет и до сегодняшнего дня я преподаватель шахмат.
Часто родители отдают в секции, просто чтобы ребенок хоть чем-то был занят. Но больше радует, когда приводят с желанием заниматься конкретно шахматами. От детей самих инициатива и интерес тоже чувствуется. Конечно, от преподавателя зависит очень много: донести до ребенка материал, заинтересовать игрой. За годы работы лишь единицы уходили раньше чем через полгода, потому что им было скучно или неинтересно. Так что удачи в поисках таких преподавателей, у которых горят глаза от работы и которые заряжают интересом детей.
Надо смотреть в первую очередь на то, к чему тянется ребенок, поощрять это и развивать. При этом не забывать и про необходимые навыки для современной жизни, например английский язык и программирование. Все остальное, на мой взгляд, чушь. Как пример: пусть ребенок не научится орудовать молотком и не будет способен забить гвоздь в стену, но если он будет отлично владеть тем же английским и работать в сфере ИТ, то ему это и не нужно — он будет достаточно зарабатывать, чтобы оплатить услуги того, кто только и может, что забить гвоздь.
Я сам ходил на английский через сопли и слезы, ненавидел его и считал, что никогда не пригодится. Из тех уроков, кажется, вынес только слово you. А потом мне язык понадобился, в итоге за три месяца доучился до среднего Pre-Intermediate. Спасибо маме. Еще любил технические кружки: авиамоделизм, «продленка» по труду, где работали на станках с пятого класса. Сейчас мое главное хобби — ковырять машину. Отжирает времени и денег — жуть: чиню то, что не сломано, и улучшаю то, что не нужно, но зато это действительно мое любимое занятие.
Помимо родителей, их опыта и характера, есть еще ребенок и его характер.
Я в детстве ходила на кучу кружков по интересам и спортивных, начиная с пяти лет. У меня были забиты все дни недели. И мне очень нравилось. Договор с мамой был таков: в начале года выбираешь, потом ходишь год. Отошли от него только раз: я выдержала всего два месяца скрипки. У меня были танцы, горные лыжи, атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, рисование, лепка, домра, большой теннис, английский. В институте опять танцы, атлетика, альпинизм. В футбол гоняла до пятого месяца беременности. Потом пришлось пойти в бассейн. Все это удовольствие пришлось убрать после рождения ребенка. Но как отчаянно я завидовала тем, кто может! Потом, когда ребенок подрос, опять танцы и йога. Сейчас вот опять малыш, страдаю без спорта.
Дети. Считаем, сколько стоит быть родителем и не сойти с ума. Выбираем, чему научить ребенка, что ему купить, — и рассказываем, как при этом сэкономить
кош, согласна на все сто
Я вот ходила на миллион кружков, на которые отдавала моя мама. Но большинство мне были не супер интересны и я больше занималась с негативными эмоциями, плакала даже, не хотела идти.
Круто, конечно, что я умею много вещей (хорошо плавать, играть на музыкальных инструментах, играть в теннис, бадминтон, лыжи, коньки, велосипед, читаю замечательно, английский, петь-танцевать могу). До сих пор немного удивляюсь, когда во взрослом возрасте люди не умеют плавать или на велике кататься.
Но вот зато узнала, что мама от меня. прятала карандаши и бумагу, потому что в детстве мне нравилось рисовать, а она подумала, что это фигня какая-то. Короче она компенсировала свои желания, отдавала только туда, куда сама хотела, но у нее не получилось. В художку меня не отдали, да и я как-то не настаивала, но факт остается фактом: мне нравится рисовать, немного жаль, что не развили мб какие-то мои таланты в рисовании в детстве. Вдруг я бы сейчас была классным дизайнером?)
В общем, родители, прислушивайтесь все-таки и к желаниям своих детей, не надо компенсировать свои желания, потому что маленькому человеку может нравиться вообще другое) А если и ребенку пока не нравится, мне кажется, нужно пробовать разное, пока он не найдет что-то «свое»)))
Девушка, вы можете развивать свой талант сейчас, столько курсов по рисованию для взрослых! и очно и онлайн. Какой смысл жалеть об упущенных возможностях, если они не упущены) все в ваших руках
Татьяна, для души я рисую переодически) Но будем смотреть объективно, чтобы стать крутым профессионалом, нужно около 10к часов, есть такая теория. Даже если не 10к, то все равно очень много времени. Да, можно нагнать, если только этим и заниматься, но во взрослом возрасте уже нет такого количества времени.
Татьяна, лично мне только в детстве было все интересно и все увлекало, была жажда знаний и куча энергии чтобы заниматься чем-то, это тогда я скучала и маялась без интеллектуальной нагрузки на даче и у бабушки, например, а сейчас я привыкла к этому и мне уже ничего не надо и на все плевать, скорее бы эвтаназию разрешили для всех желающих
Девушка, я в детстве даже тайно вставала посреди ночи чтобы ещё порисовать, днём мне было мало. Но мне мама запретила ходить в художку, потому что это была «никому не нужная фигня, и вообще у тебя нет таланта» и заставила ходить в музыкалку, потому что она в детстве мечтала туда ходить, а ее не отдали. Я ненавижу музыку, и меня все время упрекали в отсутствии слуха и способностей к музыке и учителя, и сама мама
Анастасия, рисовала я, кстати, лошадей, потому что мечтала ещё учиться в конно-спортивной школе неподалёку, но мама решила, что «кому это надо, там же ухаживать за лошадьми надо». Да даже если бы меня там навоз убирать заставляли, я была бы счастлива на 1000%
Анастасия, уххх, обнимаю! Тоже у многих друзей история с ненавистью к инструменту, говорят: «Я оттрубил 7 классов, сдал экзамен, и с чистой совестью закрыл инструмент и никогда больше не прикасался к пианино»(
Ну надеюсь, сейчас для души рисуете? И конным спортом занимаетесь?
Девушка, я рисовала много и очень долго, но когда не совсем понимаешь, что делаешь, как добиться лучшего результата, и нет каких-то прорывов в развитии, какие бывают во время интенсивной учебы, со временем теряешь интерес, потому что кажется, что топчешься на месте. С лошадьми тоже как-то не сложилось, любовь на расстоянии проходит со временем)
Девушка, вот я из тех, кто кататься на велосипеде научилась в 32 года, а плавать учусь в 36 лет.
Грустно, что базовым вещам приходится учиться в солидном возрасте.
Мой дядя рос в очень маленьком провинциальном городке, почти деревне. Была середина 50-х, жили тяжело, только начали отходить от войны. И его родители отдали в музыкальную школу. Я и сейчас помню его очень смешной рассказ как все мальчишки играют после школы в футбол а он тащится на занятия с долбаной скрипкой под мышкой)))
Зато через 30 лет, во время службы в русском посольстве в Мадриде, он стал звездой на творческих вечерах, играл на фортепиано, гитаре, и наконец понял, к чему были эти мучения))) гости да и руководство были в восторге и это очень помогло ему в карьере
Он говорил мне, а я всегда повторяю своим детям, никогда не знаешь, как повернется жизнь. Все чему ты когда-то научился пригодится