можно ли заставлять читать намаз
Дозволено ли заставлять супругу совершать намаз силой?
Вопрос: Есть хадис, что мусульманин должен исправлять силой несправедливость, с которой сталкивается. Исходя из этого, могу ли я использовать физическое воздействие на супругу, которая не читает намаз и не покрывается?
Скорее всего, речь идет о следующем хадисе: «Если кто-либо из вас увидит порицаемое, то пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда пусть испытает недовольство этим в сердце, и это самая низкая (минимальная) степень веры». (Муслим, 7849).
К сожалению, некоторые люди привыкли понимать все буквально, не вникая в смысловое значение слов и не понимая, к чему и как это было сказано.
«Исправить рукой», то есть применить силу, применимо в большой степени к государству и надлежащим государственным органам, которые должны бороться с негативными проявлениями в соответствии с существующим законодательством. Если же каждый будет пытаться «что-то» исправлять на его субъективный взгляд «неправильное», то мир погрязнет в хаосе. Ситуация, воцарившаяся на Ближнем Востоке, например, очевидное и яркое тому свидетельство.
Что касается вашей ситуации, неверно относиться к собственной супруге с позиции «Я учитель – ты никчемный ученик», и тем более пытаться изменить человека в лучшую сторону, прибегая не к самым лучшим способам. Имам Газали сказал: «Если же в каком-либо наставлении изначально не ставиться благая цель и же порождает негативный результат, то повеление благого и порицание дурного, перестает терять свой смысл».
Как мы все знаем, главным принципом ислама является призыв к благому и порицание плохого. Однако методика физического воздействия в конечном итоге приведет к отрицательному результату. Ибо человек будет ощущать отвращение, и в лучшем случае только к вам, а в худшем ко всему исламу.
Прежде, чем кого-то чему-то обучить, постарайтесь обучиться некоторым элементарным вещам сами, а именно к склонности размышлять, проявлять терпение, и находить мудрые решения в непростых ситуациях.
Не стоит изобретать велосипед, ибо методика призыва людей к благому и к Истине была показана самим Благословенным Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если же для вас ценнее иные идеалы и авторитетнее иные личности, то, извините, есть смысл пересмотреть свое понимание веры и собственной принадлежности к исламу.
Успех Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заключался в одном простом, но очень значимом принципе: «Облегчай, но не усложняй!»
Проявляя терпение, и показывая на собственном примере, вы сможете добиться каких-то положительных результатов. Не забывайте делать при этом дуа, и проявлять искренность в своих стремлениях. Наставлять, показывать рассказывать действительно ради довольства Аллаха, а не демонстрации своего превосходства.
Что делать если тебя заставляют делать намаз?
Я приехала на лето к своей тёте. Она со своим мужем воспитывают четырёх детей. У этих детей также есть и бабушка с дедушкой живущие с ними на одном дворе. Муж моей тёти (и сама тётя), а также бабушка с дедушкой всегда спрашивают у самого старшего ребёнка помолился ли он (ему 11).
Какое-то время я радовалась тому, что до меня эти вопросы не доходили. Я была рада тому, что меня не заставляют молиться, ведь я с рождения не верила в Бога (хотя мои родители были очень религиозными и глубоко верующими людьми.)
О том, что я безбожница, знает только мама. И то она узнала об этом случайно прочитав мой дневник.
К счастью после развода с моим отчимом, я чувствовала себя спокойно, ведь теперь мне не нужно было вечно врать ему о том, что я помолилась или о том, что я слушаю только правильную музыку (имеется ввиду песни или мелодии с некоторым положительным намеком на Ислам или Аллаха), да и к тому же своего отчима я не долюбливала, так, что даже и без этого всего, чувствовала бы себя спокойно.
Моя мама какое-то время обижалась на мои заскоки в плане религии, но через какое-то время всё же смогла это принять.
Я ненавижу когда меня заставляют делать какие-то религиозные ритуалы.
Я чувствовала себя ужасно когда носила хиджаб. Мне даже снились сны, где я пытаюсь снять платок, но на его месте появляется новый. Я была так счастлива когда наконец отказалась от него.
Я отошла от темы.
Так вот, через какое-то время их бабушка стала замечать, что я хиджаб уже не ношу, а также, что я не молюсь.
Она стала заставлять меня молиться и одевать платок (и не только она). Мне было очень плохо от этого.
В итоге мне опять стали сниться кошмары. Снилось даже как мои родственники кидаются на меня камнями и называют «Позором рода»; снились прошлые воспоминания, где мама казалось хотела отрезать мне руку когда заметила, что я тайно мастурбирую ( отчетливо помню её слова «Я убью тебя за это и мне будет всё равно на срок который я получу. Ты опозорила меня!»); и по традиции, то как я пытаюсь снять хиджаб, но он не снимается.
Эти кошмары были даже хлеще тех, что мне снились раньше.
По этой причине я бы уже хотела начать спокойно говорить о своём мировозрении, чтобы не было никакого принуждения в плане религии.
Вот только я незнаю чем это оборнеться.
Как дать им понять, что это всё не для меня?
Определитесь, что для вас важнее : личная свобода или навязанные традиции.
Сделав выбор, не жалейте о принятом решении.
Искусственный Интеллект (100408) Мусульмане НЕ идеальны. Ислам идеален!
Дозволено ли заставлять супругу совершать намаз силой?
Есть хадис, что мусульманин должен исправлять силой несправедливость, с которой сталкивается. Исходя из этого, могу ли я использовать физическое воздействие на супругу, которая не читает намаз и не покрывается?
Скорее всего, речь идет о следующем хадисе: «Если кто-либо из вас увидит порицаемое, то пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда пусть испытает недовольство этим в сердце, и это самая низкая (минимальная) степень веры». (Муслим, 7849).
К сожалению, некоторые люди привыкли понимать все буквально, не вникая в смысловое значение слов и не понимая, к чему и как это было сказано.
«Исправить рукой», то есть применить силу, применимо в большой степени к государству и надлежащим государственным органам, которые должны бороться с негативными проявлениями в соответствии с существующим законодательством. Если же каждый будет пытаться «что-то» исправлять на его субъективный взгляд «неправильное», то мир погрязнет в хаосе. Ситуация, воцарившаяся на Ближнем Востоке, например, очевидное и яркое тому свидетельство.
Что касается вашей ситуации, неверно относиться к собственной супруге с позиции «Я учитель – ты никчемный ученик», и тем более пытаться изменить человека в лучшую сторону, прибегая не к самым лучшим способам. Имам Газали сказал: «Если же в каком-либо наставлении изначально не ставиться благая цель и же порождает негативный результат, то повеление благого и порицание дурного, перестает терять свой смысл».
Как мы все знаем, главным принципом ислама является призыв к благому и порицание плохого. Однако методика физического воздействия в конечном итоге приведет к отрицательному результату. Ибо человек будет ощущать отвращение, и в лучшем случае только к вам, а в худшем ко всему исламу.
Прежде, чем кого-то чему-то обучить, постарайтесь обучиться некоторым элементарным вещам сами, а именно к склонности размышлять, проявлять терпение, и находить мудрые решения в непростых ситуациях.
Не стоит изобретать велосипед, ибо методика призыва людей к благому и к Истине была показана самим Благословенным Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если же для вас ценнее иные идеалы и авторитетнее иные личности, то, извините, есть смысл пересмотреть свое понимание веры и собственной принадлежности к исламу.
Успех Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заключался в одном простом, но очень значимом принципе: «Облегчай, но не усложняй!»
Проявляя терпение, и показывая на собственном примере, вы сможете добиться каких-то положительных результатов. Не забывайте делать при этом дуа, и проявлять искренность в своих стремлениях. Наставлять, показывать рассказывать действительно ради довольства Аллаха, а не демонстрации своего превосходства.
Когда один из супругов не придерживается канонов Ислама
Как вести себя мусульманину, если случилось так, что его жена не хочет читать намаз, носить хиджаб? Становится ли обязательным для него развод, если в течение определенного времени нет положительных изменений в этом отношении?
В данной ситуации важно проявление тактичности и деликатности, ведь человек не может измениться в одночасье. Слишком уж долго мусульманам не давали возможности полноценно выполнять религиозные обязанности и предписания, поэтому возвращение к истокам — путь тернистый, требующий от всех нас терпения и взаимопомощи. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь и, возможно, вы придете к согласию, «ведь согласие (примирение) — лучше всего» (см. Св. Коран, 4:128). Я лично знаю случаи, когда жены-немусульманки становились мусульманками, а не религиозно-практикующие становились практикующими. Но от мужей это требовало терпения, мудрости, выдержки. По времени это занимало годы! Главное — не торопить время, не раздражаться и не создавать напряженной обстановки. Есть богословское правило: «Кто торопит результат и хочет получить его до назначенного Свыше срока, тот не получит его вообще». Если вы будете все это время сами соблюдать каноны Ислама, применять их, то и ваша благоверная проявит покорность Творцу, станет практикующей мусульманкой. Зачастую людям свойственно мифическое стремление изменить окружающий мир, не изменив себя. К сожалению, желаемый результат не достигается. И наоборот, совершенствуя себя, можно изменить не только одного человека, но и многих, даже весь мир, по милости Всевышнего.
В браке я уже два года, жена на восемь лет младше меня, у нас растет дочь. За эти два года у меня с женой было много серьезных разговоров, я пытался исправить ее, воспитать, немало ругал ее, немало было скандалов. А причина в том, что от нее постоянно исходит неповиновение, ложь, обман, и в целом очень глупо себя ведет, не по-взрослому. Наставлений и проповедей на тему повиновения мужу и запрета лжи в Исламе много приводил. Видно по ее поведению, по выполнению религиозной практики, что иман у нее слабый, и повлиять на нее будет непросто, а то и невозможно. Много, много объяснял, большие обещания давал (если исправится и будет хорошей), доносил до нее, убеждал, исправлял, всю известную мне психологию использовал мягко и жестко — бесполезно. Что мне делать, как быть, какое решение будет правильным? Игорь.
Ответ моей супруги, Зили Аляутдиновой. Каким же будет мир, если разумному, понятливому супругу всегда будет попадаться такая же разумная жена, а глупой женщине будет доставаться глупый муж?! Потеряется баланс. Очень часто бывает так, как у вас. Муж ведет, а неразумная жена идет за ним по жизни. В награду за терпение, за молчание в порыве гнева, за прощение в период полной оплошности супруги Всевышний дарует этой семье благочестивых детей, благих потомков (об этом сказано в Коране). Примите тот факт, что ваша жена неразумна, молода, сквернословит и даже лжет. Но в ней, конечно же, есть и много хорошего. Вам только нужно это хорошее увидеть (в первое время можно использовать лупу). Все в этой жизни происходит неспроста, все имеет свой хикмет, Божественную мудрость, и поэтому вас свело с ней. Любой человек, встречающийся на нашем пути, подобен ангелу, который преподносит нам уроки от Бога. А вы уверены, что другой вариант будет лучше? А как быть с ребенком? И вспомним, что самое нелюбимое пред Богом, но разрешенное — развод. Нелюбимое! Оставьте былую практику исправления и воспитания, вы муж, а не отец вашей жене. Занимайтесь своими делами вне дома, а на ее промахи и недостатки смотрите как на черту характера. Если приукрашивает реальность, лжет, как вы говорите, учитывайте это. Если надо, проверяйте или просто не слушайте плохое мнение о других. Помните, у вас разница в возрасте (восемь лет), думаю, есть также значительные отличия и в образовании, все это сказывается на отношениях. Более опытной женщина может стать ближе к 35 годам. Маловероятно, что раньше. Жизнь еще малознакома. Наш мозг продолжает свое формирование вплоть до 25 лет, до этого возраста нам сложно анализировать последствия сказанного и совершенного.
Мой муж периодически порывается заняться чем-то, что мне кажется недопустимым с точки зрения шариата. Сначала хотел ходить в бассейн (в общий и в плавках), теперь хочет заняться боксом (и бить не только грушу). Меня он предупредил, что, когда мы будем жить с его родственниками, мне придется повязывать платок не хиджабом, а назад, как принято у людей его нации. Когда я указываю ему на неправильность его действий или мыслей, он говорит, что сначала надо сосредоточиваться на крупных грехах и важных делах (например, стараться всегда молиться вовремя), а потом уже исправлять такие мелочи. В общем-то, вопросов у меня два: 1. Права ли я в указанных случаях? 2. Прав ли он, говоря, что сначала надо уделить внимание исправлению больших грехов? Наверное, это мелочи, но не могли бы вы коротко объяснить, правильно ли я себя с ним веду? Что приоритетнее: настоять на том, что верно по шариату, или оставить мужа в покое, дабы не раздражать?
Приоритетнее в вашем случае (и только Всевышнему ведома истина) прислушиваться к своему мужу. Конечно же, высказывайте свое мнение, но делайте это деликатно, без нажима. С точки зрения канонов и духа богословских установлений, а также с точки зрения мусульманской культуры и этики, вам лучше принимать во внимание сказанное супругом и не перечить ему. Он не хуже вас знает, что к чему. Он — глава семьи. И будьте мудрее.
Правда ли, что в Судный День муж будет отвечать за свою жену, за то, что она не молилась, не носила хиджаб, что не соблюдала религиозной практики Ислама? Марьям, 20 лет.
Он будет отвечать за (1) соответствующее материальное обеспечение им своей семьи, за то, (2) как относился к жене и детям (благонравно, например, или деспотически, небрежно, без чувства ответственности), и, конечно же, (3) был ли для них хорошим примером — олицетворением терпения, морали и великодушия. Что касается религиозной практики, то каждый сам за себя в ответе пред Богом. Другого мы можем лишь мудро наставить словом или личным примером.
Если моя жена не хочет читать намаз, должен ли я с ней разойтись? Асан, 25 лет.
Это не является поводом для развода. Людям необходимо брать положительный пример с кого-то. Если вы не являетесь этим положительным примером, то скорее всего и желания молиться у нее не возникнет. Но в ваших силах сделать так, чтобы, глядя на вас, у супруги возникло стремление приобщиться к религиозной практике.
Уважаемый имам! Я сам молюсь и того же требую от жены. Она говорит, что верит в Бога, не делает ничего плохого, и все на этом. У нас из-за этого возникают конфликты. Я воздерживаюсь, а она поднимает руку на меня и бранит нецензурными словами. Я мог бы поднять тоже и избить ее, но мне этого не хочется. У нас есть маленький ребенок. Мухтор.
Станьте для нее идеальным мужчиной: стройное, с накачанными мышцами тело (кубики на животе!); здоровое, без переедания питание; жесткий каждодневный режим (вне зависимости от того, выходной это или нет); чтение хотя бы одной умной книги в месяц; сдержанное поведение, управление эмоциями; гармонизация интимной стороны супружеской жизни и т. п. Когда вы продержитесь в таком спортивном и во всех отношениях дисциплинированном ритме на протяжении года, при этом будете расти профессионально, достаточно для семьи зарабатывать, тогда вы сможете поднять ваши отношения на новый уровень, и жена пойдет за вами не только в вопросе совершения молитвы, но и на край света.
Уважаемый Шамиль, мой муж каждый раз заставляет меня покупать для него и его друзей алкоголь. Может и в три часа ночи послать в магазин. Обязана ли я это делать или могу отказаться? Диана.
Употребление алкоголя — крайне греховно, вы не должны потакать ему в этом. К тому же для вас такие ночные хождения еще и небезопасны. Если хочет, пусть в три часа ночи сам дойдет до магазина, как и в любое другое время суток.
Я мусульманин, женат на девушке другой национальности и вероисповедания. До нашей женитьбы она говорила мне, что хочет принять Ислам, но после женитьбы не только не стала принимать Ислам, но и начала отрицательно относиться к тому, что я читаю намаз. Это произошло после разговоров с ее родными и знакомыми. Я стараюсь объяснить ей все, что знаю про Ислам, но она и слушать этого не хочет. В ее понимании молитва идет из души, а намаз — это механическое чтение заученных слов. Я делаю все, что в моих силах, дабы объяснить и довести до нее смысл намаза, но она даже и слушать не хочет. У нас возникают ссоры из-за того, что я, вечером придя с работы, читаю намаз. Я стараюсь вести себя как можно мягче и спокойней. Я очень сильно люблю ее и расстраиваюсь, стараюсь утешить себя тем, что со временем она сама поймет, что и как, но сомнения не оставляют меня в покое. Как мне поступить и что сделать, чтобы убедить ее и сохранить семью? Тахир.
«Я очень сильно люблю ее» — не стоит сильно любить что-либо на этой земле. Любовь ослепляет. «[Выходящее из-под контроля] чувство любви к мирскому (тому или иному, имеющемуся на этой земле) — начало всякой [серьезной] ошибки»[1]. Вы с вашим поведением уже не имеете в ее глазах авторитета. Стоит о многом задуматься. Уделите себе время. Если вы в корне не начнете изменяться (а ваши слова уже давно не являются убедительными для нее), тогда перспективы вашей семейной жизни с ней крайне сомнительны. Может, не стоит становиться заложником отношений и ситуации у себя дома, постоянно что-то доказывая и стараясь убедить, что ты не безумный фанатик?!
Мой муж всегда с неохотой идет совершать послеполуденную молитву (‘Аср). Обычно я его заставляю, и по этому поводу у нас возникают конфликты. Иногда я так бываю зла, что начинаю его обзывать, но потом сожалею о сказанном. Считается ли грехом то, что я его обзываю? Луиза.
Да. Вы призываете к благому через ругательства? В этом мало хорошего. Тем самым вы все больше отстраняете его не только от молитвы-намаза, но и от самой себя.
Моя жена русская, недавно приняла Ислам. Принятие Ислама произошло самостоятельно, то есть она стала считать себя мусульманкой по своей воле, стала совершать намазы и т. д. Шахаду она проговорила исключительно для себя, без двух свидетелей, так как такой возможности у нас просто нет. Может она считать себя полноценной мусульманкой? И второй вопрос: я стараюсь на нее не давить в плане религиозной практики. Боюсь, что она будет больше внимания обращать на меня и мои слова, возможные укоры. А это способно вызывать сомнения и душевные переживания (когда она пропускает молитву, она сильно переживает потом по этому поводу). Так вот, прав я или нет в том, что оставляю ее полностью на ее личное разумение веры? Должен ли я следить за соблюдением женой всех правил и столпов Ислама или оставить это под ее личный контроль? Пример: время намаза заканчивается, а жена не делает намаз. Я вижу, что она его делать сейчас и не собирается (например, ей плохо, она занята по хозяйству). Я понимаю, что если я ей скажу, то она обязательно его сделает. Должен я ей указывать, что она должна сделать намаз или нет? Эмиль, 31 год.
1. Да, она может считать себя полноценной мусульманкой. Канонически для данной процедуры нет необходимости в двух свидетелях. 2. Оставьте это исключительно для нее. При этом будьте живым примером как в вопросах мусульманской этики, так и в вопросах религиозной практики.
Может ли супруг заставить меня носить платок? Альбина, 21 год.
«Нет принуждения в религии» (см. Св. Коран, 2:256)
Скажите, пожалуйста, если муж совершает какой-либо грех (например, употребляет спиртные напитки, хоть и редко), может ли жена ему указать на это, запретить совершать грех или только муж может указывать жене на что-то?
Конечно же, может. Однако крайне важно делать это с учетом мужской психологии, то есть тактично и мудро, без нажима.
В данный момент пытаюсь соблюдать религиозную практику, начав хотя бы с элементарного, например с ношения более закрытой одежды. Но, к сожалению, супруг мою тягу и потребность в этом не разделяет. Поначалу данное мое стремление он одобрял, но потом, увидев, что я все больше прилагаю усилий на пути истины, стал осторожничать со мной, объясняя свою позицию тем, что во всем в этой жизни надо соблюдать меру. Он считает, что мое устремление грозит перейти в разряд фанатизма, и это пугает его. Уважаемый Шамиль, как мне совладать с данной ситуацией в соответствии с духом и канонами Ислама? При этом прошу учесть, что мой супруг старше меня на двенадцать лет и он человек с уже сформировавшимися убеждениями и взглядами. А., Казахстан.
1. Прочитайте внимательно мою книгу «Мир души». 2. Не говорите с мужем на религиозные темы. Найдите хотя бы одну современную книгу по позитивной психологии[2], изучайте ее и свободными вечерами обсуждайте с ним то, что привлекло ваше внимание в ней и показалось полезным.
Насколько на человеке лежит обязанность следить за тем, чтобы члены его семьи соблюдали свой религиозный долг? Например: 1. Платок жены время от времени немного приоткрывает аурат на улице (видны мочки ушей, немного волос и т. п.). На мои замечания по этому поводу жена нервно реагирует. Мне кажется, такое происходит из-за ее безалаберности, но моей жене кажется, что я ее просто третирую. 2. Когда я бужу своего младшего брата (ему уже 22 года) на утренний намаз, это иногда доходит до скандала. Он очень тяжело встает. Стоит ли мне проявлять усердие в этих делах или же оставить каждого в покое, ограничившись редким (для жены) или коротким (для брата) напоминанием? Все они уже взрослые люди. 3. Также мне интересно, что лучше — вовремя совершить намаз (в течение 10–20 минут после начала его времени) или ждать для джамаата свою жену, которую может задержать выполнение домашних обязанностей, например, дети? Шукран, 29 лет.
1. Ваша жена права. 2. Логика верна. Легкое наставление, напоминание, не более того. В достоверном хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите)[3] и не вызывайте отвращения»[4]. Если вы будете твердить им одно и то же, это только усугубит ситуацию. Зачастую у нас самих полно недостатков, над которыми еще работать и работать. 3. В условиях домашних дел и забот я советовал бы совершить намаз как только появилась для этого возможность. Ожидание друг друга приведет к нервозности, наложению одних дел на другие и нарушению спокойствия выполнения самой молитвы.
Я вышла замуж год назад, мы с мужем общались до этого два месяца, и я была счастлива, потому что, по его словам, он был истинно верующим, то есть намаз не пропускает, пост соблюдает, любит и уважает свою мать и сестер, ведь уважающий свою мать и сестер сын и брат не будет плохо относиться к жене. Но, увы, через неделю после свадьбы выяснилось, что все совсем по-другому: намаз — по настроению, пост так же. Все, что он делает, — это ест, спит и общается по Интернету. Мать и сестер обзывает последними ругательными славами, про себя я и не говорю. У нас недавно родился сынишка, думала, может, муж опомнится, ан нет. На мои уговоры он отвечает: «Не тебе за меня отвечать, на том свете я сам за тебя в ответе». Лиана.
Не давите на мужа и прямым текстом не критикуйте его. Таких, как он, в реалиях современной жизни много, очень много. И не столько они сами виноваты в том, что так уродливы духовно, сколько то окружение, общество, в котором они родились и выросли. Но! Неразрешимых проблем нет. Для вас это хороший повод расти и развиваться, его минусы могут стать отличными тренажерами для вашего духовного развития и становления.
«[Проводит Он вас в том числе через столь сложные и опасные жизненные обстоятельства] дабы одних из вас [людей] испытать посредством других [людей, дабы в критических ситуациях вы самим себе показали свое истинное лицо]» (см. Св. Коран, 47:4).
Кстати, ему за себя отвечать, а не вам. К сожалению, он этого до сих пор не понял, по крайней мере на деле.
aydin_alizadeh
Айдын Али-заде
Айдын Али-заде: В религии, не может быть никакого принуждения. В Коране сказано: «Нет принуждения в вере» (2:256).
Традиционалист: Свобода выбора предоставляется для выбора Ислама или неверия. Но если человек выбрал Ислам, то у него наступает другой этап в жизни. Ислам полнота истины. А что выбирать в том, что полностью является истиной? Ее каждый мусульманин обязан принимать и тут свободы быть не может. И поэтому то, что вы считаете «свободой в вере » – это ересь.
Таджик: О какой свободе вы говорите? Во время гражданской войны в Таджикистане, примерно в 1992 году, в Душанбе, в одном из микрорайонов города, муллы под дулом автоматов принуждали жителей посещать мечеть и молится там. Один из участников общей молитвы позднее сказал нам, что все молящиеся, за исключением мулл и их мюридов, перед намазом прошептали про себя: « Во имя Твое о Аллах, совершаем два раката (цикла молитвы) намаза, который нас принудили делать под дулом автомата».
Айдын Али-заде: Дааа. Потрясающе. А вообще-то не удивительно. Вам известно, что даже в некоторых официальных правовых сборниках мусульманских школ имеется пункт о том, что за несовершение молитвы необходимо подвергнуть человека различным видам наказаниям? Есть даже фетвы о том, что этот человек фактически лишается веры. Теперь представьте себе: если кого-то пару раз не увидели на пятничном намазе, то этого достаточно, чтобы его заподозрили и установили ему наказание. Представляете, до какого абсурда довели религию?
Неужели эти алимы, выдающие подобные фетвы, не понимают того, что молитва это порыв души человека, его духовное пожелание обратиться к Богу? Как могут эти духовные и интимные качества появиться насильственным воздействием других людей, общества, государства?
Я не знаю, задумывались ли эти алимы обо всем этом? Не сомневаюсь, что если задать им эти вопросы, то они обязательно найдут какой-нибудь хадис, в котором сказано, что пророк кого-то обязал к молитве. Но неужели непонятно, что на основании одного-двух хадисов вопросы не решаются? Эти слова могли быть высказаны пророком для совершенно другого случая, для другой обстановки, другого времени? Мог быть другой контекст. Наконец, могут быть сомнения в правдоподобности этого хадиса, так как в любом случае он передавался людьми через десятки лет после пророка и могли быть неточности.
Традиционалист: А откуда вы знаете, что этот таджик говорит правду?
Айдын Али-заде: Ну, во-первых, нет у меня оснований не верить ему. Почему я не должен ему верить на слово, если он находился в ходе гражданской войны в Таджикистане там? Во-вторых, то, о чем говорит таджик, есть в некоторых правовых книгах. За несовершение намаза некоторые алимы назначали наказание. Это же факт. Поэтому это и является основанием для того, чтобы я поверил нашему другу таджику. Если это есть в книгах алимов, то, разумеется, найдутся люди, которые претворят эти фетвы алимов в жизнь с автоматами.
Салафит: А что творят власти соседнего Узбекистана? Там мусульман преследуют. За посещение мечетей людей могут арестовать, обвинить в терроризме и подвергнуть ужасным пыткам.
Салафит: А что, есть такие алимы, которые считали неправильным назначать наказание за несовершение намаза?
Айдын Али-заде: В тех правовых книгах, которые мне попадались, я читал о необходимости наказания за несовершение намаза. Вы правы, других я не встречал. Но предполагаю, что, наверное, были здравомыслящие алимы, которые понимали, что насильно молитва не совершается. Не может быть, чтобы за 1000 лет это никому в голову не пришло. Поэтому я и написал, что о некоторых.
Салафит: Вы не имеете никакого права подвергать критике алимов, так как вы сами не алим. Исламские ученые исследовали Коран и Сунну и пришли к выводу о том, что несовершение намаза уголовно наказуемое преступление.
Айдын Али-заде: Да, я знаю, что мысль во многих мусульманских кругах не приветствуется. Но все же, как можно угрозой наказания и даже смерти заставить человека молиться? Ведь внешнее содержание молитвы – это только форма. На самом деле молитва содержится в душах людей. Если человека под дулом автомата, или угрозой других видов наказания, принуждают к намазу, то, что может твориться в у него в душе? Да, внешне он сделает молитву. Но ведь в душе может ее проклинать и ненавидеть эту религию. Понимаете, внешне видно, что этот человек молится, но в душе он, как минимум, не обращен к Аллаху, а, как максимум, может возненавидеть религию. Кому нужен такой намаз? Аллаху?
Даже тут дело не только в автоматах. В целом, в мусульманском мире существует традиция надзора за проявлением внешних форм выражения религиозности. А вот духовные аспекты отходят всегда на второй план. Главное, чтобы все видели, что человек пришел в мечеть, молился, держал пост и т.д. Если в одну из пятниц человек не пришел в мечеть, его спрашивают, почему? Если взял стакан воды не той рукой, сразу напоминают о Сунне. Хотя вовсе не факт, что напоминающий все это соблюдает. Главное показать религиозность, а в обществе она внешне должна быть видна. А то, что творится в людских душах, неважно. Неважно и то, что эта система общественного давления тяготит личность, не дает ему свободного развития, осмысления различных вопросов. В конечном итоге, эта система и породила то положение, которое мы сегодня видим в мусульманских странах и обществах. Практически везде авторитарные и тоталитарные диктатуры. Да, они в большинстве случаев светские. Но они порождены вот этой средневековой мусульманской системой, которая на самом деле не имеет отношения к пророку Мухаммаду и ранним мусульманам, которые были свободомыслящими и прогрессивными людьми. Наоборот, мусульманский консерватизм впитал в себя национальные традиции и обычаи различных народов и в таком виде проявляется повсеместно. Религиозный тоталитаризм породил в этих странах светский тоталитаризм и авторитаризм. Вот поэтому сегодня население мусульманских стран вынуждено выбирать между двумя тоталитарными и авторитарными системами: либо мусульманские партии, либо диктаторские режимы. По сути, они оба ничем принципиально не отличаются. В мусульманском мире не развивается, а подавляется мысль, а также все общественные, экономические и политические свободы. Как светские, так и религиозные диктаторы и деятели не заинтересованы в просвещении мусульманских народов и в этом их интересы совпадают с политикой великих держав в мусульманских странах, которые поддерживают любые подобные режимы: религиозные или светские, так как по сути они одинаковы Вот отсюда и рождаются истоки террора. Лишенный всех свобод, подавленный, не просвещенный, не образованный народ пытается как-то выражать свой протест. Этим пользуются оппозиционные всем радикальные фанатичные религиозные группы и этот народный протест выражается в таких крайних формах. А западным державам все это даже выгодно. Они заигрывают со всеми, чтобы проводить свои интересы.
Это общее состояние мусульманского мира остается точно таким же и в различных мусульманских общинах во всем мире. В Европе, Америке тоже, несмотря на общий прогресс и демократические ценности, мусульманские общины отстают во всем от остальных и в них наименьшее развитие, так как все эти отрицательные процессы проявляются и там в их среде. Аналогичное положение и в России и странах СНГ. Различные религиозные общины, секты, группы проводят в жизнь фактически тоталитарную идеологию, которая приводит мусульманские общества этих стран к отсталости. Но именно это и нужно официальным властям всех этих стран, которым выгодно, чтобы мусульмане в их странах были неразвитыми и отсталыми.
Ну а социальные пороки в мусульманском мире и общинах всегда были и есть. Только все это происходит в подполье. Опять же, главное внешне показать религиозность и лояльность порядкам общества.
Показная религиозность, общественный контроль и давление над личностью всегда приводило к лицемерию в мусульманском мире. Это естественно. Постоянное давление личности обществом невыносимо для большинства людей. Мусульманский мир этими порядками плодит лицемеров, а потом ревнители мусульманского закона удивляются, почему их так много? Естественно, что если вы решили контролировать такие интимные моменты человеческой души как пост или молитва, то и лицемерие будет расти в геометрической прогрессии, это же ясно.