можно ли зарегистрировать автомобиль без птс
Что делать, если нет ПТС, и как можно оформить машину без документов: пошаговая инструкция
А все потому, что без паспорта технического средства гораздо труднее совершить сделку по отчуждению авто или же поставить его на учет.
Что делать, если машина есть, а паспорта на нее – нет?
Ответ на этот вопрос вы узнаете из нашей статьи, подробно расскажем что делать в той или иной ситуации.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Можно ли поставить на учет автомобиль без паспорта на него?
Если у машины отсутствует ПТС, этому может быть несколько причин:
Вариантов того, почему у продавца нет на руках паспорта автомобиля, очень много. Тем не менее, закон не предусматривает запрета ставить транспортное средство на учет в ГИБДД при отсутствии ПТС. Необходимо просто заново его получить, то есть переоформить, и тогда никаких препятствий к регистрации авто на нового владельца не возникнет.
Пошаговая инструкция как оформить машину, не имея ПТС
Для начала следует подготовить все необходимые документы на машину. Без них оформить автомобиль будет крайне сложно. Это:
Собрав полный пакет документов, гражданину необходимо приехать в районный МРЭО ГИБДД по месту своей регистрации и подать их.
Обязательной процедурой при постановке на учет автомобиля без ПТС является его осмотр. Поэтому для начала авто без паспорта отправят на смотровую площадку. После сверки всех данных, в том числе VIN кода, а также, если у инспекторов не возникнет никаких вопросов по поводу предоставленных документов, водителю выдадут новый ПТС.
По срокам выдачи паспорта. Это зависит от сложности и длительности проверки автомобиля на факт его «криминальности». Оформить и выдать ПТС в ГИБДД могут либо сразу же – в день подачи документов и осмотра авто, либо через несколько дней после этого. Более подробно о сроках будет далее в статье.
Что делать, если нет никаких документов?
Говоря откровенно, задача, конечно, непростая, но все же выполнимая. И водитель может заново получить документы на свой автомобиль.
Если машина была приобретена без документов, то необходимо ходатайствовать в ГИБДД о выдаче ПТС и предъявить в качестве доказательства подписанный продавцом и покупателем договор купли-продажи. А также, как уже ранее говорилось, написать объяснительную записку об обстоятельствах приобретения машины. Кроме того, попросить прежнего собственника тоже письменно объяснить, почему он продал авто без документов.
После объяснения инспектору ГИБДД всей ситуации и предъявления официального документа, подтверждающего законность приобретения автомобиля, он выдаст гражданину бланк заявления на выдачу ПТС и реквизиты для оплаты госпошлины.
После заполнения и подачи заявления с приложением копии договора и квитанции об оплате госпошлины, а также осмотра машины, гражданин получит в ГИБДД:
Сроки и пошлины
Срок, в течение которого заявителю обязаны выдать ПТС, официально установлен Приказом МВД России № 605 от 07 августа 2013 года. В соответствии с этим положением, с момента подачи заявления на выдачу паспорта, инспектор ГИБДД должен выдать его в течение часа.
На практике же нередко сроки значительно затягиваются. При обращении с заявлением в порядке живой очереди, получение нового ПТС может растянуться на несколько часов. Несмотря на то, что по регламенту срок ожидания приема составляет не более 20 минут, люди просиживают в очередях гораздо дольше. Всему виной обыкновенный человеческий фактор.
Что касается размера госпошлины, то за выдачу дубликата паспорта ТС придется заплатить 800 рублей, а пошлина за выдачу дубликата СТС – 500 рублей. Менять придется одновременно два этих документа.
Госпошлину можно оплатить как электронно (например, на портале Госуслуг), либо через офис банка.
Ответственность за отсутствие
К тому же, отсутствие ПТС грозит назначением штрафа. Ответственность за подобные проступки предусмотрена в КоАП РФ. Размер наказания весьма существенный:
Если после покупки нового авто была выдана лишь копия ПТС, потому что оригинал еще не прибыл, она не может быть приравнена к дубликату. Поэтому поставить на учет авто по копии не получится.
Как видно, отсутствие паспорта транспортного средства не является неразрешимой задачей и препятствием к регистрации авто в ГИБДД.
Покупка авто без ПТС
ПТС автомобиля – основной документ, который требуется во всех сделках с участием транспортного средства. Но в некоторых случаях вероятно приобретение автомобиля без паспорта. Рассмотрим, что делать, если купил авто без ПТС, и можно ли его восстановить.
Причины отсутствия паспорта
ПТС может отсутствовать у автомобиля по следующим причинам:
Приобретение автомобиля без ПТС может привести к неприятным юридическим последствиям. Например, покупатель оплачивает краденый автомобиль, после чего продавцы перестают выходить на связь. Затем новый собственник узнает, что документы на авто поддельные, ему начинают звонить коллекторы.
Как восстановить ПТС: порядок действий
Чтобы восстановить ПТС, необходимо выполнить следующие действия.
Подготовить документы
К требуемым документам относятся такие:
Госпошлина за оформление дубликата паспорта составляет 1650 рублей.
Обратиться в МРЭО ГИБДД
Необходимо обратиться в территориальное отделение МРЭО ГИБДД по адресу регистрации нового собственника авто. Автомобиль следует поставить на смотровую площадку – сотрудники должны осмотреть машину, сверить номера VIN.
Как поставить на учет автомобиль
После получения паспорта можно поставить авто на учет. Помимо ПТС, владельцу необходимо иметь при себе:
Заполнить и подать заявление можно на сайте госуслуг, там же оплатив госпошлину.
Оформление свидетельства о регистрации авто потребует 850 рублей, выдача новых номеров – 2850 рублей. Если прежние номера сохраняются, то госпошлина за их оформление составит 850 рублей.
После проверки автомобиля сотрудники оформляют новое СТС, а в ПТС вносится соответствующая пометка.
К изменениям, предотвращающим постановку авто на учет, относятся следующие:
Как проверить автомобиль
Проверить техническое состояние машины необходимо в специализированно сервисе.
Также перед тем как приобретать автомобиль, рекомендуется проверить его по VIN-коду, регистрационным номерам или номеру водительского удостоверения.
Когда транспортное средство зарегистрировано в России, то проблем возникнуть не должно – услугой можно воспользоваться бесплатно на сайте ГИБДД. Когда автомобиль зарегистрирован за рубежом, то потребуется обратиться к базе авто ЕС, США или иной страны, потратив на услугу около 5 евро.
В случае если выяснится, что автомобиль угнанный, то новому владельцу потребуется долго разъяснять сотрудникам полиции, при каких обстоятельствах он его получил. По этой причине рекомендуется сохранить все документы, относящиеся к сделке купли-продажи авто, чтобы избежать ответственности.
Дополнительные особенности и нюансы
Если продавец предупредил покупателя о том, что автомобиль находится в залоге у банка, то стороны составляют договор купли-продажи, после чего новый владелец отправляется с предыдущим собственником в банк и вносит остаток суммы по кредиту. Разница перечисляется предыдущему владельцу. В банке покупателю возвращают ПТС, после чего стороны отправляются в ГИБДД для перерегистрации авто и постановки его на учет.
Если продавец не признался в том, что авто в залоге у банка, и подделал ПТС, то ситуация усложняется. Потребуется написать заявление в полицию, приложив к нему все относящиеся к делу документы, после чего добиться оплаты по кредиту за счет продажи имущества продавца-мошенника.
Добиться восстановления нарушенных прав будет сложнее, если автомобиль краденый или был собран из разных запчастей. На собственника такого транспортного средства может быть наложен высокий штраф, а сам автомобиль могут изъять. По этой причине до проведения сделки купли-продажи необходимо проверить юридическое состояние машины.
Подводим итоги
Таким образом, если автомобиль был приобретен без ПТС, то новому владельцу перед постановкой машины на учет потребуется восстановить данный документ. Но перед тем как приобретать такой автомобиль, покупатель должен убедиться в том, что машина не является предметом залога, не имеет криминальную историю, а также в том, что предыдущий собственник не внес несогласованные изменения в конструкцию объекта.
Как зарегистрировать автомобиль в ГИБДД
Поставить машину на учет и оформить документы
Если вы стали собственником автомобиля, нельзя просто взять и начать свободно ездить по дорогам. Сначала его нужно зарегистрировать в ГИБДД.
Каждое транспортное средство, которое ездит по дорогам, должно быть зарегистрировано. Регистрацией транспортных средств занимаются подразделения ГИБДД и специализированные организации.
Правила и процесс регистрации транспортных средств и прицепов к ним описан в следующих документах:
В статье расскажу именно про регистрацию автомобиля на примере своего опыта.
Новые правила регистрации автомобиля в 2020 году
Я регистрировал свой автомобиль в 2019 году. В 2020 году правила регистрации транспортных средств были изменены. Например, теперь при покупке нового авто в салоне не обязательно ехать в ГИБДД — номера и документы можно получить у дилера, если у него есть разрешение на регистрацию.
Расскажу о регистрации с учетом новых поправок.
Что такое регистрация в ГИБДД и зачем она нужна
Регистрация — постановка на учет — нужна для того, чтобы у автомобиля был допуск к участию в дорожном движении. По общему правилу срок действия регистрации не ограничен, продлевать ежегодно ее не нужно. Однако есть ряд случаев, когда регистрация делается на определенный срок. Например, если у человека нет постоянной прописки, автомобиль ставится на учет на срок временной регистрации.
При регистрации государство проверяет, не находится ли автомобиль в угоне, нет ли какого-нибудь запрета на регистрационные действия. Это важно для покупателя: если автомобиль был похищен, на учет его не поставят.
Постановка на учет автомобиля дает государству гарантию, что автомобиль соответствует своей конструкции, а установленное в нем оборудование, например газовое, безопасно для окружающих. А также что владелец авто следит за его техническим состоянием.
Регистрация также нужна, чтобы выявлять преступления и пресекать правонарушения, которые связаны с использованием транспортных средств. Если, например, грабители банка уехали на машине, их проще отследить по специальным сервисам.
Регистрировать автомобиль в ГИБДД может собственник лично или его доверенное лицо. В основном собственники автомобиля — это физические лица. На учет машину могут ставить владельцы, которым исполнилось 16 лет. Если собственнику меньше 16 лет, автомобиль регистрируют на родителей, опекунов, усыновителей или попечителей.
Также собственником авто может быть юридическое лицо. Это относится, например, к автомобилям каршеринга, грузовикам предприятия, инкассаторским фургонам банка, автомобилям такси, которые принадлежат транспортной компании.
Срок постановки автомобиля на учет
Владелец автомобиля обязан поставить его на учет в течение 10 суток после приобретения. Неважно, новая машина или подержанная.
10 дней — срок после покупки автомобиля, когда можно ездить легально без постановки на учет.
Что нужно для регистрации автомобиля
Документ о праве собственности. Автомобиль или другое транспортное средство — это собственность. Нельзя просто сказать, что автомобиль принадлежит водителю. Право собственности на автомобиль подтверждается:
Я покупал подержанный автомобиль и в качестве документа о праве собственности предоставлял в ГИБДД договор купли-продажи.
Договор купли-продажи б/у автомобиля составляется между продавцом и покупателем на обычном листе бумаги. О том, как правильно составить такой договор, мы рассказывали в статье «Как оформить договор купли-продажи автомобиля», там же можно скачать бланки такого договора для разных случаев.
Заверять у нотариуса не нужно, хотя это и не запрещено. В договоре должны быть отражены:
Также в договоре обязательно должен быть указан факт передачи транспортного средства от предыдущего владельца новому. Договор составляется в 3 экземплярах: по одному для сторон договора и один — в ГИБДД.
Паспорт транспортного средства. В ПТС необходимо вписать нового владельца — это можно сделать самостоятельно при подписании договора купли-продажи, — указать место жительства, дату покупки и поставить подписи прежнего и нового собственников.
Если не вписать данные, это сделают сотрудники ГИБДД при регистрации. Но подписи двух собственников — прежнего и нового — придется ставить самостоятельно.
С 1 ноября 2020 года бумажные ПТС в ГИБДД больше не выдают. Вместо них начали оформлять электронные. Рукописную подпись поставить не получится. Придется зарегистрироваться на портале «Электронный паспорт». Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись либо учетная запись на портале госуслуг.
Инструкция по регистрации на портале СЭП:
ГИБДД записи в электронный ПТС не вносит. Продавец должен сделать это самостоятельно на портале. Покупатель подтверждает свое согласие кодом из смс.
Полис ОСАГО. Автомобиль нужно застраховать до регистрации в ГИБДД не позднее 10 дней после приобретения. Поставить автомобиль на учет без ОСАГО не получится.
Для оформления полиса потребуются:
Техосмотр нужен для безопасности водителя и пешеходов от случайных аварий, например из-за неисправностей тормозной или рулевой систем. А также для того, чтобы страховая компания была уверена в надежности автомобиля и застраховала его.
Сотрудники ГИБДД и страховой компании не эксперты, а автомобиль — сложный механизм, и с первого взгляда сложно сказать, исправен ли он. Поэтому техосмотр проводят специализированные организации. Они изучают все необходимые параметры и выписывают диагностическую карту. В ней указано, может ли автомобиль передвигаться по дороге безопасно. Если нет — в оформлении страхового полиса откажут, а без него откажут и в постановке на учет. Нет техосмотра — нет полиса ОСАГО.
С 2020 года для легковых автомобилей старше 4 лет техосмотр проводится раз в два года. Раз в год техосмотр проходят:
Если ОСАГО не оформить, вся ответственность по возмещению убытков при ДТП ляжет на собственника автомобиля. Воспользоваться полисом бывшего владельца уже не получится.
При регистрации автомобиля данные о новом полисе ОСАГО уже будут в базе ГИБДД — приносить экземпляр полиса не нужно.
Номера обязательно нужно менять, если:
Бывает так, что прежний хозяин автомобиля хочет сохранить номера. В этом случае тоже придется получить новые в ГИБДД.
Заявление в ГИБДД. Чтобы ГИБДД начала процедуру постановки на учет автомобиля, нужно подать заявление. Его можно написать от руки в ГИБДД или заполнить в электронном виде на госуслугах.
Проще и удобнее подать заявление на регистрацию автомобиля на госуслугах. К тому же на уплату госпошлины будет скидка 30%.
Нужна ли система ЭРА-ГЛОНАСС. Система ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается на новые автомобили на российских заводах с 2017 года. Если покупать подержанное авто, специально устанавливать эту систему для постановки на учет не нужно: физические лица, которые не используют машину для предпринимательской деятельности, не обязаны устанавливать на нее систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Куда обращаться, чтобы поставить машину на учет
Зарегистрировать автомобиль можно в любом подразделении ГИБДД вне зависимости от места регистрации владельца автомобиля и бывшего собственника.
Например, если водитель зарегистрирован в Казани, но машину купил в Москве, гнать автомобиль в Казань не нужно — на учет его можно поставить в Москве. Зарегистрировать авто можно и в любом другом городе — там, где удобно новому владельцу.
Но если автомобиль новый или старый владелец забирает свои номера, московское МРЭО не выдаст новый номерной знак — только укажет в СТС. Изготавливать знак придется за отдельные деньги вне МРЭО. И все из-за постоянной регистрации нового владельца в Казани.
Чтобы зарегистрировать автомобиль в конкретном подразделении ГИБДД, нужно обратиться туда лично или через представителя по доверенности в часы работы. Либо отправить заявление через госуслуги и выбрать дату для регистрации.
Регистрация автомобиля через МФЦ. В некоторых регионах можно подать заявление на регистрацию автомобиля через МФЦ, как и поменять водительское удостоверение или оформить ОСАГО.
Заявление на регистрацию авто через госуслуги
В появившемся окне услуги указана общая информация: сроки, стоимость и алгоритм получения. Там же необходимо выбрать тип услуги. «Электронная услуга» позволяет заполнить заявление на сервисе и записаться в ГИБДД. Если выбрать «Личное посещение», доступна только опция записи — заполнять заявление придется от руки в ГИБДД.
Если нажать на кнопку «Получить услугу», появится форма из 13 разделов, которые разделены на категории. Некоторые заполнять не требуется.
Транспортное средство. Сначала необходимо выбрать вид транспортного средства: автомобиль или автобус, прицеп или прочие транспортные средства. Затем выбрать, кто подает заявление: собственник или доверенный представитель.
Ваши данные. Персональные и паспортные данные заполняются автоматически из личного кабинета на госуслугах. Если какие-то данные не указаны, их нужно дописать.
Адрес проживания необходимо заполнить по месту постоянной регистрации, временной регистрации или фактического проживания. У меня постоянная регистрация, поэтому я указал адрес как в паспорте.
Информация о транспортном средстве. После нужно заполнить информацию о транспортном средстве. Сначала необходимо выбрать, нужен ли новый госномер на автомобиль. Можно оставить номера от предыдущего собственника и не платить госпошлину за их выдачу. Я так и сделал. Если будете менять номера, в заявлении нужно указать старые.
Если требуется замена номера, необходимо указать его тип и цифро-буквенное обозначение. К какому типу принадлежит номер, можно посмотреть в госте.
В разделе «Категория транспортного средства» выбирайте категорию, которая указана в свидетельстве о регистрации ТС. В моем случае это была категория В. Она у всех легковых автомобилей массой до 3,5 тонн.
Марку, модель и год выпуска автомобиля в разделе «Данные транспортного средства» заполнять обязательно. Эти данные есть в ПТС. Необязательные поля — тип транспортного средства, тип двигателя, организация изготовитель и цвет автомобиля — также можно заполнить из ПТС.
Информация о документах. Раздел «Наименование регистрационного документа» — это СТС прежнего владельца.
«Данные страхового полиса» заполнять не обязательно: страховая компания передаст данные полиса в ГИБДД.
Выбор подразделения ГИБДД. Последний раздел — выбор подразделения ГИБДД, где будете ставить автомобиль на учет: по адресу проживания или по иному адресу. Я выбрал второй вариант, так как купил машину в регионе, в котором не прописан.
В обоих случаях нужно указать адрес проживания в городе, где планируете ставить автомобиль на учет. Система на карте покажет ближайшие подразделения ГИБДД.
После выбора подходящего подразделения нужно выбрать удобную дату и время посещения ГИБДД. Если выбранный день не рабочий или все места уже заняты, появится надпись: «Нет свободного времени для записи». Если места для записи есть, появятся окошки со свободным временем.
После заполнения заявления нужно поставить галочку, что вы ознакомлены с порядком подачи заявления в электронном виде, и нажать кнопку «Подать заявление».
В доверенности обязательно должны быть указаны:
По доверенности заявление в ГИБДД на госуслугах заполняет не собственник, а доверенное лицо. Поэтому во втором разделе необходимо выбрать, например, «Доверенный представитель физического лица». Появятся дополнительные графы:
При выборе пункта «Доверенный представитель юридического лица» — если заявление заполняет представитель компании — появятся такие дополнительные графы:
Я заплатил всего 595 Р — за СТС и внесение записи в ПТС.
Купил авто, ещё не поставил на учёт, потерял документы – можно ли восстановить и что делать?
Без каких документов нельзя поставить машину на учёт?
Если вы потеряете хотя бы один из этих 2 документов, вы не сможете зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Ниже мы подробно рассмотрим, почему нельзя и как сделать так, чтобы стало можно (восстановить их).
Также у вас не получится поставить авто на учёт при отсутствии нотариально заверенной доверенности от нового хозяина машины, если вы регистрируете транспортное средство за него.
Но хорошая новость заключается в том, что при отсутствии любых иных документов вы поставите машину на учёт – в теории без каких-либо проблем, и их утеря не станет причиной пропуска срока 10 дней на регистрацию. К таким утерянным документам относятся:
Итак, давайте рассмотрим подробнее по списку необходимый набор документов и что делать, если у вас их внезапно не стало.
Потеряли ПТС – можно поставить на учёт?
Данный документ восстанавливается в МРЭО ГИБДД на этапе подачи заявления о регистрации автомобиля после покупки. То есть для восстановления вам даже не придётся лишний раз обращаться в ГИБДД.
Для этого при подаче заявления через Госуслуги вам просто нужно указать получение нового ПТС (пункт 7 заявления), так как вы его потеряли, а при подаче письменного заявления (не через портал Госуслуг) указать в соответствующем поле, что документ утерян.
Важно! При оплате госпошлины вам нужно будет уплатить за выдачу нового ПТС вместо внесения изменений в текущий документ (800 рублей вместо 350).
К слову, данная проблема в скором времени может стать совсем неактуальной с популяризацией новых электронных ПТС.
Важное замечание!
Можно ездить без ПТС до регистрации?
Потеряли СТС – что делать?
Свидетельство о регистрации транспортного средства – это уже более важный документ. Он считается регистрационным – то есть регламентирует учёт автомобиля за конкретным (предыдущим) владельцем.
В случае, если вы потеряли СТС, все действия аналогичны утерянному ПТС, кроме поля на сайте Госуслуг. Вы подаёте заявление о регистрации и в дату обращения в ГИБДД за этой услугой получаете новый СТС. В заявлении не нужно заполнять поле 11 с данными о свидетельстве.
А если вы подаёте бумажное заявление, то указываете все те же данные, но можно в любом подходящем поле поставить пометку о том, что СТС вы потеряли, так как заявление не является строгим бланком. А можно и не ставить такую пометку. В любом случае заявление у вас должны принять и по предоставлению услуги регистрации выдать новое свидетельство.
Можно ездить без СТС до постановки на учёт?
Нет. И здесь вас ждёт сразу несколько проблем:
Если утеряны и ПТС, и СТС
На самом деле, восстановить обе бумаги также просто, как и при утере одной из них. Достаточно прочитать инструкцию выше и выполнить все условия при потере обоих документов и заполнить нижеследующий бланк заявления.
Потеряли ДКП – можно ли зарегистрировать машину?
Нет. И вот почему! Именно договор купли-продажи автомобиля является единственным документом, который удостоверяет факт перехода права собственности. Нет, если вы потеряли ДКП – это ещё не значит, что продавец может обратно забрать у вас машину, если узнает об этом. Есть множество других доказательств заключения сделки, перевод денежных средств из которых – наиболее достоверный.
Но в ГИБДД единственным основанием для перерегистрации авто будет являться документ, подтверждающий переход права собственности (пункт 17 Правил регистрации, введённых Приказом №399). В случае покупки б/у автомобиля таковым является договор купли-продажи. Поэтому, если вы его потеряли, то в постановке на учёт машины будет отказано на законных основаниях.
Что делать?
Единственный выход, если потерян договор – заключить новый договор с покупателем. Но вообще, лучше оставлять себе по меньшей мере 3 ДКП:
Можно ли поставить на учёт без паспорта?
Нет. Это ещё один обязательный документ, который необходим для успешной регистрации транспортного средства в ГАИ. Это регламентирует уже Приказ №605 о предоставлении госуслуги по такой регистрации.
Аналогично обстоят дела и с доверенностью, когда регистрация происходит не собственником автомобиля. В этой ситуации вам придётся сделать новую доверенность.
Если утерян полис ОСАГО
Для регистрации автомобиля по закону также потребуется страховка, причём, собственником в ней должен фигурировать новый владелец машины – по полису продавца поставить авто на учёт по закону 2021 года нельзя.
Если вы его потеряли, то шансы успешно зарегистрировать автомобиль 50/50. Дело в том, что в ГИБДД всё равно запрашиваются данные о наличии договора страхования в единой базе данных РСА. Но сама бумага о наличии такого договора, коим является полис, является обязательным документом для предъявления в МРЭО ГИБДД.