можно ли заработать бегом
На марафонской игле: как заработать на беге
Камилла Газиева, основатель магазина CORE Project и лагеря Unity Camp
Камилла Газиева впервые пробежала длинную дистанцию за компанию со своим молодым человеком в 2010 году. Сегодня в ее спортивном зачете — ультрамарафон (50 км) и два «беговых» бизнес-проекта.
Пока Камилла Газиева готовится к новому ультрамарафону в США, свои бизнес-проекты в России она ведет удаленно. 29-летняя предпринимательница оставила работу маркетолога в Roch и по гранту изучает здравоохранение в университете штата Айдахо в Бойсе, чтобы по окончании учебы остаться в Америке. Первые 9 км она пробежала здесь же, в Айдахо, когда получала MBA в 2010 году: Камилла решила совершить пробежку со своим молодым человеком, который готовился к марафону. С тех пор девушка по-настоящему увлеклась бегом.
Вернувшись в Москву в августе 2011 года, она присоединилась к беговому клубу Moskva River Runners. Но заниматься спортом «просто так» ей вскоре надоело, и в мае 2012 года Камилла пробежала свой первый полумарафон, а в ноябре — полный марафон, причем по историческому маршруту в Афинах. «У меня не было с собой даже часов. Я хотела просто финишировать — это нормальная цель для первого марафона», — рассказывает она. Постепенно увеличивались дистанции и скорость: в конце 2013 года Камилла пробежала 50 км в трейловом забеге — по пересеченной местности.
Тренировки на выезде
Еще в Москве Камилла задумалась над тем, что увлечение бегом можно конвертировать в успешный бизнес. В Moskva River Runners она познакомилась с сербом Миланом Милетичем, который организовывал беговой лагерь у себя на родине. Камилла побывала в Белграде и поняла, что именно такого вида отдыха российским спортсменам-людителям не хватает: на рынке предлагали либо выездные тренировки для худеющих женщин, либо краткосрочные (3-4 дня) беговые лагеря в Европе, что с учетом перелета обходилось энтузиастам в круглую сумму.
Вместе с Милетичем в сентябре 2012 года Камилла организовала первый Unity Run Camp — безо всяких стартовых вложений. Они рекрутировали группу бегунов через социальные сети, собрали деньги за участие и на эти средства организовали поездку в Хорватию — на 8 дней. Проект удался: на данный момент в лагере прошли уже три смены с интернациональным составом, и на 2014 год запланировано еще четыре заезда.
В Unity Camp есть тренеры, которые работают с группами разных уровней. За месяц до выезда участникам присылают анкеты, где те описывают свое состояние здоровья и уровень подготовки. По итогам анкетирования бегунов распределяют по трем группам численностью до 15 человек. «Наша цель — сделать так, чтобы человек вышел за границы того, что он делает в обычной жизни. Когда ты живешь в Москве, сложно выделить достаточно времени, чтобы заняться собой. В лагере люди добиваются хороших результатов, иногда бьют рекорд, который не могли преодолеть в течение нескольких лет», — говорит Камилла.
Средняя выручка каждой смены — около 250 000 рублей. Значительная часть суммы идет на покрытие расходов, но небольшой доход организаторы Unity Camp уже получают. Часть выручки (около 40 000 рублей) в конце ноября была направлена на открытие сайта лагеря.
Марафон на украшении
Второе предприятие Камиллы — магазин украшений для бегунов. Идея появилась во время вечеринки для спортсменов, входным билетом на которую служили резиновые браслеты: Камилла заметила, что люди стали носить их и после мероприятия. Она предложила друзьям из Moskva River Runners придумать вещи, с помощью которых можно перенести увлечение в повседневную жизнь: кроссовки или силиконовый браслет удобны для занятий бегом, но никак не соответствуют корпоративным стандартам. «Бег — это простой лаконичный спорт, для которого ничего не нужно, кроме кроссовок. Хотели передать эту простоту в наших украшениях», — рассказывает предпринимательница.
Так появилась коллекция Core Distances, выполняющая не только эстетическую, но и практическую функцию: украшения дают представление о достижениях своего владельца в спорте. Серебряные кулоны с указанием ключевых для бегунов дистанций (5 км, 10 км, полумарафон и марафон) с помощью оригинального замка «вкладываются» друг в друга.
Стартовый капитал проекта составил 150 000 рублей — хватило сбережений Камиллы и еще четырех соосновательниц магазина. Деньги были направлены на производство, на сегодня проект развивается за счет выручки, полученной за первые три месяца работы.
Продажи украшений начались в сентября 2013 года, накануне Московского марафона. Первую партию Камилла и ее партнеры реализовали полностью. Основными покупателями предсказуемо оказались молодые жительницы Москвы и Подмосковья, около 40% продукции было приобретено в качестве подарков. Пока в коллекции Core Distances только женские украшения, но мужскую линейку предпринимательницы обещают запустить в следующем году.
Оба проекта остаются для Камиллы дополнительным источником доходов (основной — работа в университете). В будущем она собирается совмещать постоянную работу и небольшой бизнес «для души».
Макс Журило, сооснователь школы бега ILOVERUNNING
В 2008 году Максим едва добежал свои первые 1,5 км. В 2013 году за плечами 30-летнего бегуна — около десятка марафонов, три гонки Ironman (дистанция в триатлоне: заплыв 3,8 км, 180 км на велосипеде и беговой марафон 42,2 км) и связанные с хобби проекты: школа бега и поставка кроссовок из США.
Пять лет назад Максим Журило, бизнес-тренер компании Business Relations, вел классический московский образ жизни: работа допоздна, бар в пятницу, больная голова в субботу, забытый абонемент на фитнес в кошельке. «Есть ясные цели в карьере, машина, квартира, отдых за границей, но не понятно, что хочется от жизни в целом», — так описывает Максим свое тогдашнее состояние.
«Я решил спросить себя, каким дедом я буду в 70 лет? Мне хотелось бы быть дедом, у которого внуки захотят чему-то научиться и кем будут гордиться», — рассказывает он. Так нашлась «идея, которая прет», — покорить Эверест. Но на следующее утро Журило посмотрел в лицо реальности: с весом 97 кг (сейчас — 79 кг) взойти на вершину нереально. Тогда он решил начать с малого — с пробежки, которая превратилась в «удар по эго»: задыхаясь, начинающий спортсмен преодолел дистанцию 1,5 км. Чтобы восстановить форму, Максим стал бегать каждый день, но этой мотивации хватило лишь на пару недель. Он понял, как важно выбрать очень амбициозную, но достижимую и понятную цель, — и остановился на марафоне. Причем сразу самом известном и массовом — в Нью-Йорке.
«Цель очень держала», — рассказывает спортсмен. Теперь в командировку Журило брал чемодан побольше — для кроссовок. «В Новосибирске бежал по тротуару с утра, женщины шли на фабрику на работу и перевешивали сумки на другое плечо, думая, что могу сорвать», — вспоминает он реакцию окружающих.
«На марафонской игле»
Свой «малый Эверест» Журило взял в ноябре 2009 года: нью-йоркский марафон он пробежал за 3 часа 50 минут (среднее время финишеров — 4 часа 30 минут). «Марафон — это не о беге, это вызов обыденности. Человеческий тренированный организм может запасти «топлива» на 30-35 км, а длина марафона — 42 км, то есть минимум 7 км бежишь на морально-волевых качествах», — объясняет Максим. С тех пор он, по собственному выражению, сидит «на марафонской игле». Сразу после забега в США Максим решил финишировать на пяти главных марафонах мира — Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Берлин и Лондон (к настоящему моменту все маршруты, кроме бостонского, преодолены).
Постепено к бегу добавилось увлечение триатлоном. После финиша в Центральном парке Журило удачно «присел на бордюр» рядом с другими спортсменами: в Нью-Йорке ему рассказали о гонке Ironman. «В гостинице я посмотрел ролики на YouTube и понял — вот она, новая цель», — вспоминает Максим. В России он освоил велосипед и научился плавать — и в 2010-м преодолел первый триатлон, в 2011-м — два раза по половине дистанции Ironman, в 2012-м — полную дистанцию, а в 2013-м — уже два полных Ironman за лето. Особенно сильно Журило увлекся плаванием: в 2011 и 2012 годах спортсмен переплывал Босфор (6,5 км), занимая четвертое место в своей возрастной группе.
Бизнес на мотивации
В спорте Журило каждый раз определял четкую цель — и это срабатывало. Такой же подход он перенес в бизнес.
В 2012 году Максим заметил, что его приятель из института публикует в Facebook отчеты о пробежках. Оказалось, Владимир Пасекунов (партнер Журило по ILOVERUNNING) занимался спортом исключительно как любитель. Максим убедил его поучаствовать в гонке — и они вместе зарегистрировались на марафон в Амстердаме. Пасекунов хотел работать с инструктором — так в проекте появилась тренер Ирина Подъяловская (рекордсменка мира, чемпионка мира и действующая рекордсменка Москвы), которая теперь работает с бегунами в ILOVERUNNING.
Забег в Амстердаме получился успешным, и вскоре Журило и Пасекунов поняли, что вместо растолковывания методики подготовки в индивидуальном порядке им проще собрать группу желающих повторить их опыт и нанять тренера. С реализацией затеи тянуть не стали: уже спустя несколько дней первая группа в рамках школы ILOVERUNNING начала тренироваться в преддверие московского полумарафона «Осенний гром», всего за несколько недель до старта.
От плана на коленке до франшизы
За полтора года ученики школы Журило — Пасекунова поучаствовали в нескольких десятках марафонов в Европе. Для подготовки к стартам школа арендует спортплощадки. За курс с ученика берут 12 500 рублей. Деньги в основном идут на аренду площадок и зарплату тренерам (всего с учениками работают четыре профессиональных спортсмена). Прибыль за 2013 год Журило не раскрывает, но уверяет, что расходы на запуск проекта создатели ILOVERUNNING покрыли. В 2013 году школа приняла 700 учеников, а оборот предприятия составил около 6 млн рублей (хотя рассчитывали партнеры максимум на 5 млн рублей).
У школы есть планы по франшизе в другие города России. Первый покупатель уже есть — в Санкт-Петербурге. Сейчас основатели ILOVERUNNING советуются с консультантом по франшизе — пытаются упаковать продукт «под ключ». Пока предложение не сформировано, цифры Максим не называет. Следующим летом в школе грядет американский сезон: группу будут по очереди вести два тренера из США, которые уже дали предварительное согласие.
Доктор прописал
Школу бега Журило использует и как рекламную платформу для другого своего бизнес-проекта, связанного со спортом: он является официальным дилером кроссовок Newton из США. После чикагского марафона Максим нашел в сети Дэнни Эбшира, доктора-консультанта из компании Newton Running. Эбшир писал о технике и биомеханике бега и кроссовках, которые помогают спортсменам приземляться более естественно и менее травмоопасно.
Когда Журило решил купить себе кроссовки Newton, оказалось, что в России их нет. Некоторое время он заказал обувь себе и знакомым из США и в конце концов договорился о статусе официального дистрибьютора марки. Пока все финансовые вложения Журило в проект находятся в оборотном капитале и товаре. «Цели заработать не ставлю, гораздо важнее, чтобы люди бегать учились правильно. А деньги придут, я уверен», — говорит Максим.
Среди его личных целей на 2014 год: первым среди россиян переплыть Гибралтар из Испании в Марокко, шоссейная веломногодневка Tour Transalp (через Альпы из Германии в Италию за 7 дней), а в августе — Ironman в городе Болдер, штат Колорадо.
Денис Блинов, основатель приложения для тренировок Gipis
26-летний Денис Блинов пробежал первые 5 км на спор, а через несколько месяцев основал сервис для планирования беговых тренировок Gipis, у которого сегодня 150 000 активных пользователей
«Я никогда не любил бегать, а бегунов считал недалекими людьми. Бег — это занятие «в себе», нудное и скучное», — вспоминает Денис ход своих мыслей полуторагодичной давности. Эти аргументы он приводил в полемике с однокурсником по Физтеху, который наматывал круги по университетскому стадиону. В ответ на критику тот предложил Денису попробовать пробежать 5 км. Этот спор, а как позже оказалось, отправная точка для бизнеса, случился в мае 2012 года.
Денис выдержал дистанцию, но признается, что без зазрения совести остановился бы, если бы не пари. Самолюбие Блинова было задето: самая маленькая дистанция, несмотря на занятия футболом и велопрогулки, далась тяжело. Уже по своей инициативе, на спор с тем же другом, Денис пробежал 10 км. А позже «под эгидой борьбы с самим собой» составил подруге компанию в полумарафоне — 21 км он преодолел в обычных кедах для мини-футбола без какой-либо подготовки. После «марш-броска» болели мышцы. «Тогда включилась моя физтеховская натура: я решил во всем разобраться. Оказалось, что есть какая-то техника и бег — это не естественное занятие: берешь и бежишь», — говорит Денис.
Команда Блинова попробовала свести к одному знаменателю любую физическую активность: бег, плавание, велосипед. Приложение научилось отслеживать действия владельца по GPS и сообщать, что еще на этой неделе нужно совершить для поддержания формы.
Идея не сработала. Во-первых, привлеченный в проект диетолог объяснил, что похудение примерно на 75% зависит от диеты, а не от упражнений. Во-вторых, превратить сложную математическую модель в интуитивно понятный сервис, как признается Денис, не удалось. Зато все начинающие предприниматели похудели.
Параллельно с попытками довести сервис до ума Денис занялся бегом — на этот раз осмысленно. Зарегистрировался в числе первых на массовый марафон Nike в конце лета, начал бегать с клубом Moscow River Runners. Во время полумарафона «Осенний гром» в конце октября он заметил, что среди бегунов не было тех, кто «пришел за футболочкой». В этот момент у Дениса в голове сработал триггер: бег может быть удовольствием.
Так появилась концепция приложения Gipis в его нынешнем виде. Денис понял, что идею сервиса нужно сузить до планирования для бегунов, у которых есть понятные цели: 5 км, 10 км, полумарафон и марафон. Сегодня Gipis — это шесть человек. Денис Блинов руководит бизнес-процессами.
Gipis расчитан на американских пользователей. Российский «беговой» рынок пока узок. «В штатах 60 млн бегунов и 20 млн из них участвуют в любительских соревнованиях. Этот рынок растет на 10% в год. Для сравнения, в самом массовом Московском марафоне участвовали 6000 человек», — говорит Денис.
Как это работает
Пользователю нужно ввести свои достижения, например «могу пробежать 5 км», и указать цель, например «марафон». Если конкретного дедлайна нет, сервис выдает идеальный план тренировок, а если ввести дату — подстраивает программу под нее. Кроме плана, сервис выдает прогноз. Платить за скачивание не нужно.
С придуманным «помощником» Блинов пробежал в июне 2013 года свой первый марафон «Белые ночи» в Петербурге, через полтора месяца повторил достижение в Москве. Сейчас с Gipis он готовится к Парижскому марафону, который пройдет весной. Минусовая отметка на термометре его не смущает. «Главное — купить термобелье, а остальное — кажущееся препятствие, зимой бегать наоборот приятнее: не потеешь, не нужно думать, где взять воду», — заключает Денис.
Как можно заработать бегуну?
В настоящее время секретом ни для кого не является то, что знаменитые и известные на весь мир своими спортивными достижениями спортсмены – это, помимо всего, и люди достаточно богатые. Они участвуют в рекламных роликах, получают гонорары за свои выступления как на спортивной арене, так и вне ее.
И, естественно, все, даже самые именитые мировые звезды спорта понимают, что их спортивная карьера и высокие достижения не вечны, а поэтому необходимо позаботиться о своем будущем и найти иной способ зарабатывания денег, нежели участие в соревнованиях. Конечно, в основном, это тренерская работа.
Возьмем, к примеру, наших, российских атлетов. В основном, если не «звезды, то их доход – зарплата от государства, которую они получают чрез соответствующие федерации или клубы видов спорта, которые они представляют. Некоторым, например, футболистам, может повезти и получать неплохие деньги от частных компаний, под патронажем которых находится клуб.
Помимо основной зарплаты доходы спортсменов могут быть от:
Однако здесь стоит понять, что деньги правят миром. Поэтому и организаторы, и некоторые участники таких любительских беговых состязаний, скорее всего, получают не только духовную, но и материальную выгоду от проведения таких соревнований по бегу.
Можно ли заработать бегом?
Ответ – да! И порой неважно, являетесь ли вы профессиональным спортсменом в данный момент, или ушли из спорта еще в школьные годы.
Профессиональные и бывалые спортсмены
В основном, профессиональные спортсмены получают деньги за отличные результаты, показанные во время участия в соревнованиях. Бег для них – это работа. Также можно неплохо заработать на рекламных роликах, например, в ходе рекламирования спортивной одежды и спортивного питания.
Бывалые спортсмены, как правило, становятся тренерами: преподают как в спортивных секциях финансируемых государством, так и открывают свои частные школы либо дают индивидуальные уроки. Также они могут принимать участие в спортивных состязаниях, например, марафонских дистанциях, претендуя на получение призового фонда.
Любители
Спортсменам-любителям заработать на спорте, в том числе. На беге – достаточно сложно. Разве что целенаправленно участвовать в состязаниях с призовым фондом, где соперники известны и ты точно сможешь обогнать их и завоевать призовое место (а значит – и получить денежный приз).
В основном, спортсмены-любители не только не зарабатывают на состязаниях, напротив – платят вступительные взносы для участия в них (а также оплачивают проезд к месту проведения стартов, проживание, питание, страховку, экипировку и так далее). Однако можно с уверенностью сказать, что такими забегами они могу заработать душевный комфорт и моральное удовлетворение от участия в состязаниях.
Длинные дистанции
Какую выгоду получают спортсмены?
Спортсмены-профессионалы марафоны и полумарафону воспринимают как источник заработка, для них участие в таких дистанциях – это работа. Любителям же обычно нелегко заработать на беговых соревнованиях.
Любителей-спортсменов условно можно подразделить на две группы: те, кто участвует в состязаниях исключительно для того, чтобы победить в марафоне и получит приз. Ко второму виду относятся атлеты, которые бегут просто ради удовольствия, а призовые для них не важны.
Однако можно отметить, что некоторые спортсмены, не достигшие больших высот, все-таки могут заработать на участии в беговых состязаниях. Причем, возраст бегуна, так и наличие у них каких-то регалий обычно не имеет значение – они могут быть абсолютно разными. Существует немало бегунов не самого высокого уровня, которые научились зарабатывать на беге.
И, как не удивительно, среди таких спортсменов очень много ветеранов. Как правило, они знакомы с уровнем и правилами каждого соревнования, которое проводится неподалеку от их места проживания. И стараются выступать они только там, где они со 100-процентной уверенностью завоют приз. Казалось бы, это не совсем уж и честно, но участие подобных спортсменов усиливает любые соревнования и помогает привлечь к ним внимание.
И, как результат, выигрывают и сами участники, и организаторы.
Правда, нужно отметить, что в большинстве случаев призовое вознаграждение достаточно скромно. Порой эти деньги могут окупить разве что дорогу до стартов и подготовку к ним. Поэтому иногда о таких забегах как о полноценном заработке говорить сложно.
А вот там, где на кону стоят солидные призовые, уровень участвующих спортсменов довольно высок. Там можно побороться и за более значительные суммы. Например, призер крупных марафонских дистанций может стать обладателем суммы в несколько тысяч (и даже десятков тысяч) рублей, а также ценных призов от спонсоров. Однако для того, чтобы стать победителем на таких состязаниях, следует быть, минимально, мастером порта.
Отсюда вывод: сложно заработать приличные деньги на любительских состязаниях. Исключение составляют крупные турниры, где бегают спортсмены-профи. А остальные в лучшем случае окупят за счет призовых свою поездку, а то и вовсе уйдут в «материальный минус». Однако получают они самое главное – моральное удовлетворение от участия.
Массовость забегов организуют обычные любители, которые приезжают на состязания не чтобы заработать (возможно, это даже им не приходит в голову, ведь главное для многих – просто добежать до финиша).
Какую выгоду получают организаторы?
Организаторов можно условно разделить на три категории:
Первые – это, как правило, различные региональные спорткомитеты и федерации. Они, получив приказ сверху, организуют пробег (обычно он без стартового взноса, для всех желающих, а участники на них проживают бесплатно). Состязания, как правило, проходят на довольно высоком уровне, присутствуют судьи и волонтеры. А также предоставляются призы – как победителям, так и поощрительные.
К слову сказать, подобные турниры на высоком уровне, как правило, проходят в крупных городах. В провинциальных городках порой организация состязаний бывает для «галочки», на невысоком уровне. Хотя – далеко не всегда, и везде есть как хорошие, так и плохие исключения.
Организаторы коммерческих забегов, как правило стремятся заработать на этом деньги. В основном, это получается благодаря вливанию денег спонсоров. Обычно, состязания коммерческие отлично организованы, как правило имеют стартовый взнос (порой достаточно внушительный). А выступать могу и новички, и достаточно именитые спортсмены (их, как говорилось выше, привлекает, в том числе, возможность получить призовые).
Организаторы так называемых «некоммерческих турниров» — это, обычно, те же самые спортсмены-любители. Они организуют состязания для себя, для друзей, для таких же неравнодушных людей, часто – на голом энтузиазме или с небольшими финансовыми вливаниями. Как правило, на таких турнирах организаторам сложно заработать. Все делается ради удовольствия.
Реклама
Многие спортсмены (обычно это действующие спортсмены-профессионалы) зарабатывают, участвуя в рекламных роликах. Например, рекламируя спортивную одежду, обвувь или иную экипировку.
Тренерская работа
Такой вид заработка – у бывалых спортсменов, завершивших свою карьеру. Как правило, большинство спортсменов после завершения своих выступлений уходят на тренерскую работу. Они могут преподавать в различных государственных учреждениях и школах, например, СДЮШОР. А могут организовать свои частные школы по обучению юных дарований или даже проводит индивидуальные тренировки – как с детьми, так и со взрослыми.
Как правило, для узаконенной преподавательской работы необходимо получить высшее образование. Поэтому многие спортсмены во время своей спортивной карьеры или по завершении нее учатся в университетах и академиях физической культуры и спорта.
Чем именитее спортсмен – тем больше денег он сможет заработать благодаря своей тренерской работе. Конечно, в небольших и госучреждениях могут преподавать тренеры не за большую зарплату, однако каждый из тренеров, даже если он в своей время не добился великих спортивных результатов и не поставил мировых рекордов, может воспитать сотни и тысячи маленьких звездочек, одна из которых может вырасти в настоящую звезду мирового уровня.
Марафоны в разных странах мира, на которых можно «сорвать банк»
Так можно ли заработать на серьезных и всемирно известных марафонах? Однозначный ответ на этот вопрос – да. При условии, если вы:
Да, к сожалению, именно таких принципов нужно придерживаться, если вы собрались зарабатывать призовые на всемирно известных марафонах.
Сначала все придется делать за свои кровно заработанные и только в случае, если вы наработаете себе имя, у вас может появиться личный менеджер, который будет пробивать для вас поездки на серьезные соревнования в крупные города богатых стран мира.
Итак, представляем вас список дистанций в 42 километра, на которых можно «сорвать банк»
Как мы убедились, с помощью бега вполне реально заработать либо бывалым спортсменам и спортсменам-профессионалам, либо тем организаторам, которые нашли хороших спонсоров и организовали состязания высокого уровня.
Во всех остальных случаях любительские беговые соревнования, как правило, организуются для поддержки развития массового спорта, а их участники – обычные люди, которые бегут не ради денег, славы или призов, а просто ради участия и собственного удовольствия.