можно ли зарабатывать маркетологом с нуля
Где и сколько может зарабатывать маркетолог
Маркетолог увеличивает прибыль компании. А сколько он сам может зарабатывать и на чём? Рассказываем про девять способов.
«Если ты владеешь маркетинговыми навыками — ты можешь управлять миром».
Думаю, это справедливое утверждение. Ведь маркетолог — это стратег-анализатор. Его обязанность — исследовать рынок и целевую аудиторию продвигаемого продукта, продумать и реализовать путь товара: от рекламной кампании до поставки конечному потребителю.
Еще маркетолог курирует работу копирайтера, дизайнера, верстальщика, которые трудятся в команде проекта. Он же выбирает каналы продвижения: от SEO до пиара на других платформах.
Работа, с одной стороны, творческая, с другой — аналитическая. Поэтому и вариантов заработка для маркетолога довольно много.
Копирайтер-маркетолог. Повышаю продажи бизнеса с помощью продвижения в соцсетях. Специализируюсь на копирайтинге и работе с Яндекс.Дзен.
Работа в штате компании
Хороший маркетолог для любой компании — ключ к увеличению продаж и «светлому будущему». Потому в разных сферах бизнеса — от грузоперевозок до строительных компаний — профессия маркетолога востребованная и хорошо оплачиваемая.
У каждой компании свое видение того, чем должен заниматься маркетолог в штате. Одним важны мультизадачность и инициативность, другим — владение digital-стратегией.
В среднем, по данным HeadHunter на сентябрь 2020 года, штатный специалист зарабатывает от 60 тысяч рублей (иногда дополнительно выплачивают премии по результатам работы). Так как маркетолог работает только на одну компанию, возможный доход ограничен, а риски его потерять — высокие.
Обычно чем больше обязанностей у маркетолога, тем больше ему платят, но лучше это обсуждать отдельно и заранее. А то будете работать и за себя, и за того парня (копирайтера, таргетолога, SEO-специалиста) — и всё за одну зарплату.
Работа в агентстве
В агентствах от специалистов по маркетингу требуют того же: продвижения продуктов всеми доступными способами и увеличения прибыли (маркетолог, конечно, не занимается продажами, но на них прямо или косвенно влияют все его решения).
Судя по вакансиям на HeadHunter в сентябре 2020 года, зарплата маркетолога в агентстве варьируется от 40 до 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, за эти деньги придётся вести несколько проектов.
Маркетологу в агентстве проще совмещать работу с несколькими клиентами, особенно если проекты похожи. У меня есть знакомый (без фамилий, конечно) — он специалист интернет-агентства по маркетингу и одновременно работает с тремя конкурирующими компаниями. Может, с этической точки зрения это не очень правильно, но с точки зрения дохода — великолепно. Причём с каждым из клиентов он сотрудничает уже более двух лет. И, судя по такой стабильности, все довольны.
Продажа отдельных услуг
«Позволить» себе маркетолога на фултайм могут далеко не все компании. Потому для микро- и малого бизнеса можно продавать отдельные услуги, например:
Каждая из этих услуг может приносить от 5 000 до 30 000 рублей. Общий доход за месяц может достигать 50 тысяч рублей и выше.
Арбитраж трафика
Арбитраж трафика — это модель заработка на чистом проценте от лидов/продаж.«Арбитражник» запускает рекламу за свой счёт, может использовать для продвижения товара или услуги разные каналы: соцсети, сайты, YouTube. Доход в арбитраже трафика равен выплате за привлечённых клиентов минус расход на рекламу.
«Арбитражники» с миллионными доходами «вырастают» именно из профессиональных маркетологов. Ведь представитель этой профессии умеет анализировать целевую аудиторию, понимает её запросы и знает, что конкретно люди хотят покупать.
Средний заработок на арбитраже трафика может составлять от 100 тысяч рублей в месяц и выше.
Консультирование
Чтобы зарабатывать на консультациях бизнесменов и начинающих маркетологов, сначала придётся создать себе имя и репутацию — путь не быстрый, но окупается сторицей. К примеру, Ника Зебра, бизнес-консультант в сфере PR и маркетинга, за часовую скайп-сессию берет 20 000 рублей.
Менее «звёздные» специалисты за консультации берут от 3 000 рублей за 60 минут работы по Skype или Zoom. Если ежедневно проводить хотя бы по 2-3 консультации (за исключением выходных), то за месяц заработок составит от 60 тысяч рублей.
Обучение других специалистов
Ещё одна точка роста для маркетолога.
Ведение своего курса стоит дешевле индивидуальных консультаций, но за счёт массовости такой формат выгоден. Если курс стоит 10 000 рублей, а студентов десять — доход уже составит 100 000 рублей с одного потока.
Личный бренд и количество кейсов играют немаловажную роль — люди идут учиться к успешному маркетологу. Чем известнее имя и круче результаты, тем выше шансы на успех собственного обучающего продукта.
Также можно предложить индивидуальный коучинг — он дороже, но и головной боли меньше. Ведь отвечаете вы за одного ученика и ведёте его к конкретному результату.
Доходы инфобизнесменов-маркетологов, по скромным подсчётам, стартуют от 100 тысяч и могут достигать нескольких миллионов рублей в месяц.
Проведение живых мероприятий
Проведение живых мероприятий (конференции, мастер-классы) и обучение корпоративных клиентов (на корпоративных тренингах) — ещё один способ заработка для маркетолога. Конечно, громкое имя и в этом случае играет не последнюю роль.
Например, Игорь Манн, известный как гуру маркетинга в России и автор десятков тематических книг, может легко собрать сотни людей на своё мероприятие.
А Дмитрий Румянцев (организатор и спикер 5+ конференций, владелец крупных сообществ по маркетингу) собрал в прошлом году около 1 500 человек на Sold Out. Если умножить на стоимость билетов (около 10 000 рублей), получим доход в 15 млн.
В среднем проведение одного живого мероприятия может принести маркетологу от 100 тысяч рублей, а таких ивентов в месяц может быть несколько.
Однако надо учитывать, что проведение живых мероприятий (особенно крупных отраслевых конференций) требует серьёзных расходов. Некоторые ивенты могут не окупаться сами по себе, но приносить долгосрочную пользу в виде узнаваемости, имиджа и тому подобного.
Создание собственного агентства
Опытному маркетологу со временем становится тесно в рамках профессии. И тогда можно открыть собственное агентство и работать уже не как исполнитель, а как руководитель: находить клиентов, принимать заказы и отдавать их на реализацию своим сотрудникам — другим маркетологам, копирайтерам, таргетологам, SEO-специалистам.
Агентства обычно работают со средним и крупным бизнесом, предлагают широкий спектр услуг по продвижению.
Прибыль агентства зависит от многих факторов: оно может приносить как сотни тысяч рублей в месяц, так и убыток. Правда, надо учесть, что на открытие бизнеса ещё могут понадобиться серьёзные вложения. Здесь, конечно, нужны знания уровня директора по маркетингу, иначе запуск собственного агентства будет долгим и мучительным.
Открытие собственного бизнеса
Когда ты круто разбираешься в маркетинге и можешь продвинуть любой продукт с нуля, возникает логичный вопрос: «Зачем работать на других, когда можно работать на себя?» Конечно, не все готовы к предпринимательству, но из маркетологов иногда вырастают владельцы крупных компаний и успешных стартапов.
Нельзя назвать даже примерные цифры по заработку в собственном бизнесе: ведь опытный маркетолог может выбрать любую отрасль, а условия могут быть самыми разными. В начале свое дело может быть убыточным, а доход станет расти только через некоторое время, по мере роста бизнеса.
Согласно докоронавирусной статье «Т—Ж», в среднем месячный доход среднестатистического бизнесмена составляет 80 000 рублей.
Опытный маркетолог может зарабатывать как минимум девятью разными способами, но новичку лучше начинать с малого — обучения азам и основам профессии. Работать без них — как строить дом без фундамента. Изучить современный подход к маркетингу и освоить востребованную профессию вам поможет курс «Профессия Performance-маркетолог» от Skillbox.
Как маркетологу заработать 4,8 млн рублей на 1-м клиенте
15 лет я увлекался интернет- маркетингом это очень мне нравилось и помогало в старте своих бизнесов,Которых я запустил немало. Это увлечение привело к тому что ко мне начали обращаться за помощью другие предприниматели. В какой-то момент после развода я решил уехать в Москву и там продолжил заниматься маркетингом в то время все маркетологи продавали лендинги и настройку Яндекс директа с разовой оплатой.я всегда отличался нестандартным подходом и решил увеличить средний чек и изменить бизнес модель маркетинг агентства на ежемесячную оплату. Я решил, что моиуслуги будут стоить 100 тысяч рублей в месяц. Для маркетолога из региона это было довольно дерзко, но я был уверен что так должно быть. гоавное дать результат клиентам и внутри услуги должно быть ядро, о котором напишу ниже
работу агентства решил начать естественно с привлечения клиентов для себя я мечтал об офисе в небоскрёбе как в кино, потому что был бизнес- романтиком, но как потом оказалось это была интуиция маркетолога, что конверсия встречи в таком офисе намного выше и я арендовал рабочее место в одном из коворкингов москва сити Так сбылась моя мечта и я открыл маркетинг агентство в небоскрёбе на 51 этаже
Мой знакомый фотограф сделал для менякрутую фотосессию в москва сити и этими фотками пользуюсь до сих пор.
Презентация понравилась клиенту и
естественно клиент захотел со мной работать. он продавал очень дорогие уникальные вещи, поэтому я понял, что нужна упаковка ипродажа его экспертности и 30 летнего опыта. Сайт и рекламу я сделал за пару дней, второй день ушёл на подбор и обработку картинок товаров со старого сайта клиента, к слову на старый сайт и рекламу он потратил более 700 тысяч рублей и не былорезультата. Чуть позже я выяснилчто у негодаже не работала форма заказа
так как тема очень денежная и конкурентов много, то клики безумно дорогие и клиент до меня терял деньги. Потому что обратился в неудачное агентство
как сейчас помню что настроил рекламу так чтобы тратилось не больше 1000 рублей в сутки, чтобы проверить как конвертирует сайт посетителей в заявки
кстати, ядром всей системы была моя разработка- движок Мультисайт, который значительно увеличивает конверсию Лендинга эта уникальная разработка понравилась клиенту и он легко заплатил 100 тысяч рублей учитывая что до этого просто выкинул700 тысяч
следовательно мы потратилиВсего 4000 рублей на рекламу вечером мне позвонил клиент и взволнованно начал расссказывать историю
я, если честно, испугался, что ему не нравится сотрудничество, но он сказал, что не звонил раньше потому что был занят обработкой заявок
я удивился что же случилось?
с этими разработками меня приглашали выступать на бизнес тренингах, откуда тоже приходили клиенты
со временем заказов стало настолько много, что пришлось отказывать, чтобы разгрести текущие заказы. Другие маркетологи были удивлены что мне платят 100 тысяч месяц за лендинг и директ и даже завидовали но я то знал что все дело в продающей структуре сайта, которая пришла в голову на основе15 летнего опыта в интернет бизнесе и 30 летнем опыте в разработках, благодаря которому я запрограммировал движок Мультисайт за пару вечером на релаксе
это мое самое главное достижение в жизни за43 года. Я им очень горжусь и хочу помочь максимальному количеству бизнесов увеличить эффективность интернет рекламы и тем самым спасти их от кризиса.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца, тем более пишу с телефона. Далее буду также делиться своим опытом если вам нужна моя помощь или консультация найдите меня в соцсетях
Лучшие маркетологи это самоучки: как им стать, чтобы зарабатывать 100 000 — 200 000 рублей
А вы когда-нибудь работали кассиром в магазине? Не советую! Год этого кошмара стоил мне большого количества нервных клеток и полной потери амбиций.
Я поняла, если я не начну что-то менять, то просто сгину на ниве обслуживания вечно недовольных покупателей. В стремлении найти работу по душе выбор мой пал на профессию маркетолог.
Эту историю прислала наша подписчица Виктория А.
Чем конкретно занимается маркетолог
Маркетолог — холодная расчетливая машина, которая должна постоянно генерировать идеи по продвижению товаров и услуг. Человек, занимающий эту должность, напоминает семирукого Бога Шиву.
Он должен иметь познания сразу в нескольких сферах — менеджменте, SMM, аналитике, копирайтинге и т. д. Особенно это касается интернет-маркетологов.
Придя в эту профессию, я поняла, что о жалости к конкурентам, клиентам (то есть покупателям) нужно забыть.
Чтобы стать «акулой» в этой сфере, работнику нужно быть беспринципным, уметь работать с цифрами.
При построении «воронки продаж» (пути, по которому проходит покупатель, от ознакомления с товаром до его покупки) маркетолог должен изучить товар вдоль и поперек. Это же касается и конкурентов.
Необходимо уметь топить «врагов» без зазрения совести. Нужно тщательно изучить их технологию продаж и найти в ней изъяны.
Это позволит разработать более хорошую тактику, чем у конкурента, и в нужное время выставить оппонента в некрасивом свете.
Если Вы думаете, что маркетолог работает только с цифрами, графиками, то зря. Анализа статистики недостаточно, нужно еще разбираться в психологии, менталитете людей.
Это будет более понятно, если разобрать продвижение одного из товаров на примере. Я устроилась в молодую компанию, которая занимается продажей телефонов через интернет.
Чтобы разработать стратегию продвижения товара, мне предстояло изучить разные показатели: конкурентность, востребованность, сезонность и т. д.
Как вы понимаете, конкуренция в этой сфере дикая, и мне предстояло выявить всех оппонентов.
Первыми можно назвать крупных поставщиков связи, которые параллельно занимаются продажей телефонов, — «Связной», «Мтс», «Мегафон» и т. д. И это далеко не все конкуренты.
Существуют и небольшие, но востребованные фирмы.
Как маркетологи продвигают продукт
У каждой компании есть свои способы продвижения товара. Важно выявить их все, чтобы в дальнейшем объединить лучшие варианты и ударить по всем «фронтам».
Если речь идет об интернет-маркетинге, то тут информацию можно распространять через контекстную, баннерную рекламу, презентации и т. д.
Если планируется распространение товара через социальные сети, важно определить потенциальных клиентов. Совсем уж пожилые люди в интернете не сидят, да и новомодный гаджет им не нужен.
Их вполне устраивает кнопочный телефон, который подарили дети или внуки. Покупка смартфона прежде всего заинтересует контингент 18–55 лет.
Более низкий возраст клиентов учитывать стоит, но эта возрастная категория не в приоритете, поскольку чаще всего не является платежеспособной, и им телефоны, как правило, покупают родители.
После выявления потребителей можно приступать к оценке спроса. Дорогие телефоны чаще приобретает молодежь в возрасте 18–30 лет. Они гонятся за престижем и выбирают новомодные гаджеты.
Люди старшего возраста более практичны и стараются покупать телефоны, оценивая качество товара, а не популярность марки производителя. Вроде понятно, но, как оказывается, не все так просто.
При поиске потребителя нужно учитывать и его семейное положение. Как говорилось ранее, молодежь гонится за брендом, но не вся.
Люди, которые вступили в брак, становятся более практичными и стараются выбирать дешевые, но качественные модели. Если товар продвигается через интернет, нужно знать места, где сидит потенциальный покупатель.
Как показывает практика, более взрослое население чаще бывает в социальной сети «Одноклассники», а молодое — «Вконтакте», «Твиттер» и т. д.
Хороший маркетолог, знает не только в какой соцсети сидит человек, но и полностью прописывает портрет целевой аудитории:
И вот таких нюансов множество. Хороший маркетолог должен уметь их определять и учитывать при построении стратегии продаж. Нужно уметь анализировать данные, прорабатывать тактику продвижения товара или услуги.
Важно не только заинтересовать потенциального клиента, но и подвести его к совершению покупки. В этом поможет знание психологии.
Каковы заработки в этой профессии
Оплата труда у маркетологов зависит от способностей человека. В большинстве компаний она высчитывается по схеме — оклад + % от продаж.
Конечно, нерадивый работник получит свою минималку, но если человек идет в эту сферу, он нацелен на хороший доход. Да и кому понравится работник, который не принесет пользы.
Также при расчете оплаты учитывается регион трудоустройства. Например, жители мегаполисов получают зарплату в разы больше, чем те же сотрудники из провинции.
В Москве доход у маркетологов может составлять от 40 до 200 тысяч рублей, а в Воронеже он едва переваливает за 30000. В Питере сотрудники получают в пределах 40000–70000 рублей.
Также очень важен опыт работника. В компании, где оплата достигает, а иногда и превышает, 200000р., берут обычно работников со стажем более трех лет. Новички получают около 25000 рублей.
Не менее важна и сфера работы. К примеру сотрудники, сидящие в офисе, получают больше, чем люди на удаленке.
Результаты исследования Unisender: в офисе зарабытывают больше (https://www.unisender.com/ru/blog/novosti/reyting-zarplat-email-marketologov-v-2019-godu)
Средняя зарплата интернет-маркетолога варьируется в пределах 45000 рублей, но и тут многое зависит от гео.
Какие перспективы у этой профессии
Маркетолог — профессия с хорошими перспективами. Маркетинг продолжает развиваться, т.к. в нашу жизнь все чаще приходят новые технологии, а следовательно, поведение потребителя также меняется все быстрее.
Маркетолог должен уметь быстро приспосабливаться к социальным изменениям и постоянно меняющимся стандартам на рынке. Появляются и новые способы анализа потребительской активности.
Например, немногим более 10 лет назад, когда российские соцсети только зарождались, никто и не думал, что маркетологи будут активно использовать «Вконтакте» и «Одноклассники» для своей работы.
Так как жизнь людей все больше перетекает в онлайн и развивается интернет-торговля, особенно интернет-маркетологи становятся все более востребованными на рынке труда.
Учитывая, что для работы в этой сфере необходимо немалое количество навыков (таких как умение анализировать, креативить, знание нюансов рынка, психологии потребителя, интернет-технологий и т.д.), даже несостоявшийся маркетолог скорее всего сможет найти более узконаправленную сферу деятельности.
Давайте посмотрим на изменение числа вакансий в сфере российского маркетинга. Пик пришелся на 2018 год. Но и на конец 2019 года график в целом показывает положительный рост.
Скрин с https://hh.ru/article/26242
Как можно стать/переучиться на маркетолога
Как показывает практика, чтобы стать хорошим маркетологом, не обязательно получать высшее образование. Хотя эта специальность довольно широко распространена сегодня в вузах, и минусом такое обучение точно не станет.
Работодатели часто указывают в требованиях наличие диплома, но на него многие и не смотрят. Большинство оценивает качество резюме и опыт работы.
Если говорить о специальности именно «интернет-маркетолог», то вузы сейчас крайне редко предлагают такое обучение. Тут вам на помощь придут онлайн- или очные курсы.
Курсы маркетологов на https://www.profguide.io/curs/catalog/marketolog-course/
Онлайн-курсы маркетологов на https://netology.ru/programs/distance-course-internet-marketing
Если Вы решили пойти в маркетологи, полезно будет сначала изучить профессию «изнутри». Вам стоит прочитать книги, посвященные этой сфере. Вот мой ТОП:
Параллельно нужно будет изучать и сторонние отрасли, которые соприкасаются с маркетингом. Интересные книги по психологии продаж:
Книги для обучения менеджменту:
Если Вы планируете заниматься продвижением товара через соцсети, будет не лишним изучить литературу для SMM-специалиста:
При обучении в компании молодым сотрудникам часто предлагают пройти стажировку. Тут все зависит только от навыков человека. Если получится зарекомендовать себя в хорошем свете, можно получить работу прямо на месте обучения.
Маркетолог — профессия для людей со стальными нервами и аналитическим складом ума. В этой сфере не получится бездельничать.
Мозг сотрудника должен работать 24 часа в сутки, постоянно прорабатывая полученные данные и моделируя новые стратегии продаж.
А вы как считаете, маркетолог – это прибыльная и перспективная профессия? Пишите в комментариях свое мнение и подписывайтесь на обновления блога!
Как сделать карьеру в digital: первый год жизни интернет-маркетолога
Интернет-маркетинг манит хорошими зарплатами и драйвом, рынок развивается, спрос на хороших специалистов растет. Кроме того, искусственный интеллект и нейросети в ближайшем будущем не планируют отбирать у человечества эту профессию. Другими словами, не работа — мечта. Одна проблема: новичку сложно прорваться в digital даже несмотря на обилие курсов и материалов. Работодатели не готовы наслаждаться ошибками новоиспеченного диджитальщика и терять в деньгах.
Рассказываем, как пережить первый год в онлайн-маркетинге и не сломаться.
Путь интернет-маркетолога по мнению экспертов в интернете выглядит следующим образом:
1) Получите высшее образование по маркетингу, научитесь делать SWOT-анализ и работать с матрицей BCG
2) 5 лет оптимизируйте сайты, станьте гуру контекста, выучите PHP, HTML и JavaScript, научитесь писать не хуже Максима Ильяхова, получите сертификат на знание Яндекс.Метрики
3) Поздравляем! Вы — интернет-маркетолог!
План амбициозный, но увы, бестолковый. Он оставляет больше вопросов, чем ответов: с чего начать, как выбрать специализацию и где практиковать навыки?
Чтобы помочь новичкам выжить в безжалостном мире digital, мы с Елизаветой Целютиной, интернет-маркетологом бизнес-школы IHSBM, составили «маршрут развития». Начиная стажером, Лиза прошла диджитал-интенсив по ирландской программе DMI и «без отрыва от производства» тут же тестировала новые знания в своей компании. Надеемся, этот опыт поможет джуниорам за короткий срок пройти путь с нуля до перспективного специалиста по онлайн-маркетингу.
Шаг 1. Обучение
Не слушайте старообрядцев, которые рекомендуют начинать с классического маркетинга: в одно ухо влетит, в другое вылетит. В первый год никто вам не доверит составлять SWOT-анализ и выводить новый продукт на рынок. Вернитесь к этому чуть позже.
Если выбирать самый короткий путь в профессию, лучше все-таки разориться на хороший курс по digital-маркетингу (IHSBM, Нетология, Digital October). Лучшие инвестиции — инвестиции в себя, не жадничайте на знаниях, это ваш карьерный фундамент.
Специализация — дискуссионный вопрос. По нашим наблюдениям, быстрее растут те диджитальщики, которые выбрали путь «всего по чуть-чуть». Поэтому если у вас нет твердого убеждения всю жизнь посвятить только контекстной рекламе, лучше выбрать «обзорный курс», в котором изучаются все аспекты интернет-маркетинга. Кроме того, только попробовав каждый инструмент digital-маркетинга, сможете понять, к чему лежит душа — SMM, планирование кампаний или SEO-хардкор.
Что касается бесплатного контента, доступного в интернете. Он поможет, если у вас уже есть в голове база и система. Для комплексной самостоятельной подготовки с нуля бесплатные вебинары-семинары, блоги и книги не подходят, но могут еще больше запутать и разочаровать.
Зато во время обучения стоит подписаться на проверенные источники: специализированные СМИ (Cossa, vc.ru, Seonews), блоги известных агентств (Texterra, Ingate, i-Media, Adventum, IT-agency). Задача — нарастить вокабуляр. Вас должны перестать пугать бесконечные CPC, CTR, ARPU и LTV. Отдельное внимание уделяйте изучению кейсов. Чтобы проникнуться целями и задачами интернет-маркетинга, читайте и впитывайте, как компания N с помощью рассылок повысила продажи на 15%, а стартап X с помощью социальных сетей привлек 1000 лидов.
Шаг 2. Идем практиковаться!
Итак, у вас голова трещит от новых знаний, а на стенке висит сертификат. Пришло время практики. Составляем резюме на должность ассистента. Лайфхак: лучше делать не одно универсальное, а каждое затачивать под конкретную вакансию. Да, это дольше, чем бездумно жать на кнопку «Откликнуться», но и выхлоп больше.
Если нет цели попасть в консервативную компанию с сотрудниками в галстуках, можно составить резюме в неформальном виде. Добавив щепотку творчества и оригинальности, не забудьте про свой серьезный подход к делу. В этой сфере ценится креативность, особенно для SMM и email-маркетинга, которую вы таким способом и продемонстрируете. Никому не хочется пичкать потребителя сухими и монотонными постами. Возможно, так вы избавите себя от тестового задания.
Есть мнение, что лучше и быстрее можно стартовать в агентстве, однако мы не будем так категоричны. Самое главное и неожиданное — на собеседовании вы должны задать очень много вопросов! Не смотрите пока на соцпакеты, корпоративные плюшки и даже зарплату. Выиграв бесплатные завтраки и оклад на 10 тысяч больше сейчас, вы рискуете целый год проверять договоры с подрядчиками или делать бесконечные ресайзы баннеров. Интернет-маркетинг у каждого разный.
Так как нам нужен быстрый старт в digital-маркетинге, ищите компании с разноплановыми проектами. Выбрав должность ассистента по SEO или помощника по контекстной рекламе, вы будете долгое время выполнять механическую работу, решая однотипные задачи. Да, вы быстро вырастете в одной сфере. Однако потом вам будет трудно получить работу с более широким кругом обязанностей. Как минимум по зарплате вы не сможете сильно вырасти.
Итак, вот список вопросов, который можете смело брать на собеседование, чтобы приятно удивить рекрутера.
1) Отдел маркетинга или команда проекта
Узнайте, как можно больше об отделе интернет-маркетинга, уточните, какие задачи решаются штатными силами, какие — аутсорсом. Что получается сейчас хорошо, а где провалы или проблемы, попробуйте уточнить их причины. Может, до вас уже три человека сгорели на этих участках еще на испытательном сроке, и вы следующая жертва, просто потому что компания сама не знает, чего хочет?
2) Бизнес-процессы и ИТ-составляющая
Интересные маркетинговые задачи требуют системного подхода и грамотного управления проектами. У команды должны быть инструменты для обсуждения и планирования работы. Используют ли Trello, Меgaplan, Worksection, Basecamp? А как насчет Scrum и Agile? Современный маркетинг не работает без ИТ-решений: нагло выясняйте, какую CRM используют в компании, какой сервис для рассылок, настроена ли Яндекс.Метрика и на каком движке сделан сайт. Чем шире применяемый инструментарий, тем интереснее и продуктивнее будет работа.
3) Бюджет на маркетинг или средний бюджет проекта
Все просто: он должен быть. Да, на рынке есть мастера по партизанскому маркетингу, но начинать лучше в проектах, где есть маркетинговые бюджеты, иначе массу эффективных приемов привлечения аудитории вы так и не распробуете. Новичку надо «понюхать» проекты хотя бы с небольшими бюджетами, чтобы почувствовать возможности онлайн-маркетинга.
«С деньгами любой дурак сможет» — эта присказка скорее про PR, потому что в маркетинге работает другой подход: каждый вложенный рубль должен принести 10 рублей прибыли.
4) Как растут и обучаются сотрудники?
В компании внедрена система наставничества — сразу два жирных плюса в её пользу. Если нет, спросите у HR-менеджера, часто ли сотрудников отправляют на обучение, принято ли ездить на профильные конференции? В таких компаниях вы будете расти в два раза быстрее, да и веселее, пожалуй.
5) Какие планы на ближайшее будущее у компании в интернете?
Если она довольна своей контекстной рекламой и почтовыми рассылками, и ничего больше не планирует, значит, вы будете работать роботом. А как же ваша мечта сделать мир лучше? На рынке полно компаний, которые только сейчас открывают для себя новые соцсети, мессенджеры, чат-боты, блоги, видео-стриминг, с помощью которых делают свои продукты и обслуживание по-настоящему увлекательными и полезными. Вот, где нужно реализовываться!
Не сдавайтесь и не снижайте планку, если на первых собеседованиях вы встретили полнейшее недоумение.
Значит, у компании нет ресурсов на реализацию интересных и качественных проектов, хорошего опыта вы здесь не получите. Работа просто на стаж в digital — смертный приговор для карьеры.
Осторожнее относитесь к фармацевтической, алкогольной и табачной отрасли — здесь работают очень специализированные инструменты. Избегайте сложных b2b-компаний: тут тоже специфический маркетинг, традиционные онлайн-инструменты работают пока плохо. Не ставьте крест на этих сферах насовсем — нет, просто с наработанным опытом там будет проще.
Идеально: ИТ-компании и e-commerce, digital-агентства полного цикла, услуги (трэвел, ивенты, развлечения, недвижимость, фитнес).
Шаг 3. Практика и специализация
Итак, вы ассистент отдела маркетинга или junior digital specialist. Если вам выделили наставника — поздравляем, это счастливый билет. Но увы, в российских компаниях такая практика еще большая редкость.
В остальных случаях, старайтесь держать под контролем ваше развитие в компании. Это не так трудно, как кажется — рассказывайте, какими задачами вам интересно заниматься, проявляйте инициативу, задавайте вопросы коллегам.
Если есть возможность, сразу начинайте с социальных сетей. Изучите, как устроены аккаунты компании, какой контент там публикуется, какие вопросы задают подписчики. Проследите, в какой форме общались с подписчиками: было ли это «Хай, котики» или же «Здравствуйте, уважаемые подписчики»? Параллельно погружайтесь в бизнес, тщательно промониторьте конкурентов. При должной сноровке у вас на это уйдет 1-2 недели.
Далее подключайтесь или просите присоединиться к e-mail маркетингу. Изучив прежний опыт, предложите написать текст рассылки, освойте сервис, поверстайте в нем тестовые письма. Особое внимание уделите теме письма — текст рассылки может быть бесконечно хорош, но какой в этом толк, если тема не сработала, и Open Rate низкий. На это уйдет еще неделя.
Теперь подступайте к контексту. Посмотрите, как настроены текущие рекламные кампании. Изучите, какие установлены таргетинги по времени и географии, как выставляются ставки, какие используются минус-слова. Нашли ошибку? Не стесняйтесь предлагать свои рекомендации. Попросите потренироваться в составлении семантического ядра для новой услуги или акции. На изучение аккаунтов Директа и AdWords заложите неделю.
Пошла тяжелая артиллерия: теперь можно залезть в SEO. Посмотрите, что на вашем сайте из контента работает на благо выдачи, как устроена навигация, есть ли блог, по каким ключевым словам продвигается ваш сайт, какие пункты из внешней оптимизации выполнены. И опять не спускаем глаз с конкурентов. Недели должно хватить.
И вот только сейчас пришло время аналитики. Изучите, что и как настроено в личном кабинете, какие выставлены цели, какие цифры собираются. Проштудируйте отчеты, загляните в вебвизор. Аналитика — один из самых жизненно важных разделов онлайн-маркетинга. С ее помощью вы узнаете, какая часть рекламного бюджета тратится впустую, а что приносит максимальный эффект.
К концу испытательного срока у вас должно быть четкое представление об эффективности каналов, стоимости лидов, системе распределения бюджета. Кроме того, вы должны знать ваших конкурентов и ЦА почти в лицо!
За следующие полгода вам надо научиться оптимизировать маркетинговый бюджет, анализируя стоимость одного клика, лида или покупки по всем каналам. Так вы сможете на каждый вложенный рубль генерировать не 10 рублей прибыли, а 20 или даже 30. Такие успехи руководство не оставляет без внимания и поощряет премиями.
Вот еще 5 советов, чтобы хорошо себя зарекомендовать в компании
• На самой начальной стадии с особой осторожностью беритесь за задачи на креатив и планирование (идеи для рассылок, посты для социальных сетей, темы объявлений). Чтобы не изобретать велосипед, всегда выясняйте, что уже было сделано, и главное, что из этого получилось, а что — нет.
• На первых порах вам может показаться, что в компании все устроено не так идеально, как рассказывали на курсах. Не спешите критиковать или опрометчиво советовать, как надо делать. Первые два месяца работы — не время для радикальных предложений. Запишите свои наблюдения и вернитесь к ним спустя некоторое время. И помните, что любой спорный вопрос можно решить с помощью А/В-тестирования.
• Составляйте чек-листы и проверяйте свои действия — новички часто по невнимательности забывают поставить какую-нибудь галочку. А одна такая галочка, например, по геотаргетингу в контекстной рекламе, может очень серьёзно сказаться на качестве трафика.
• Научитесь грамотно и интересно писать! Вам необязательно выдавать креативные слоганы, достойные каннских львов, но писать хорошие тексты для блога, рассылок, социальных сетей вы должны! При этом не забывайте, что для каждой компании нужна своя стилистика.
• Учитесь, учитесь и еще раз учитесь! Digital — это развитие нон-стоп: новинки, лайфхаки и тренды. За этим нужно следить и успевать оперативно внедрять, пока вас не опередили конкуренты. Составьте план по обучению — вот теперь пришло время для блогов, книг, вебинаров.
Где-то через 9-12 месяцев упорного труда, начинайте думать о своих KPI. Зарплата хорошего маркетолога складывается из оклада и бонуса, который высчитывается по ключевым показателям. Чаще всего это новые лиды-заявки. Учитесь работать на результат — это здорово мотивирует, не даст вам заскучать и затормозить в развитии. Да и фраза: «Я получил большее за меньшую цену» для работодателя лучше любой вашей «корочки».
Если год в компании прошел, а вы до сих пор занимаетесь только мониторингом СМИ, ответами на комментарии клиентов в соцсетях, размещением новостей на сайте и бумажками — это повод серьезно задуматься. Кажется, что вы занимаетесь фигней? Меняйте компанию. Подумайте о специализации. Может, за время работы у вас появился фаворит — тогда стоит отдать ему предпочтение и посвятить год-два оттачиванию навыка в какой-то одной сфере, например, SMM или видео-блогинг. Подтяните теорию, подбейте резюме цифрами — и снова в бой!