можно ли запатентовать цвет
Может ли компания «владеть» цветом?
Несколько компаний расширяют границы закона об интеллектуальной собственности, заявляя свои права на определённые цвета. Но можно ли «владеть» цветом?
Однажды летом 2019 года Дэниэл Шрейбер открыл свой почтовый ящик и обнаружил там письмо с угрозами от одной из крупнейших телекоммуникационных компаний мира.
В письме Deutsche Telekom AG (родительская компания T-Mobile) обвиняла небольшой страховой стартап Шрейбера, Lemonade, в нарушении прав на торговую марку. Шрейбер ничего не понимал: он не использовал название компании T-Mobile. Он не брал себе логотип или девиз компании. Он даже не занимался сотовыми телефонами.
Однако читая письмо дальше, он, наконец, понял: его «преступление» состояло в том, что он использовал пурпурный (маджента) цвет.
В последние годы такие компании, как T-Mobile, смогли добиться того, что ранее казалось юридически невозможным: они успешно зарегистрировали отдельные цвета в качестве торговых марок.
Когда цвет становится синонимом бренда – к примеру, голубые коробочки для драгоценностей цвета яиц дрозда, коричневые грузовики курьерской компании, оранжевые ножницы – компания может заявить об определённой форме «владения» цветом.
Однако может ли корпорация застолбить себе цвет? Как эта эксклюзивность повлияет на конкурентов?
Цветастая история
Под зонтиком закона об интеллектуальной собственности находятся три его самых частых применения – торговая марка, авторское право и патент.
Когда корпорация подаёт заявку по этим пунктам, то использует торговую марку для защиты неотъемлемых частей её бренда. С точки зрения закона это может быть «любое слово, название, символ или эмблема, определяющее и выделяющее» продукты или услуги компании среди услуг конкурентов.
Получив право на торговую марку, компания имеет эксклюзивное право на использование этой интеллектуальной собственности в соответствующих областях деятельности.
Торговая марка | Авторское право | Патент | |
---|---|---|---|
Кому нужно | Брендам | Авторам | Изобретателям |
Цель | Отличать продукт или услугу от предлагаемых конкурентами | Защищать оригинальное творческое и/или интеллектуальное произведение | Получить эксклюзивное право на использование изобретения |
Примеры | Слова, логотипы, девизы, цвета | Музыка, картины, фотографии | Механические устройства, технологии |
Временные рамки | Без ограничений (нужно продлять каждые 10 лет) | 70-170 лет | 15-20 лет |
Много лет сам по себе цвет не мог быть торговой маркой.
Хотя компаниям удавалось регистрировать комбинации цветов (к примеру, консервированный суп от Campbell’s), Ведомство по патентам и товарным знакам США пресекало попытки зарегистрировать в качестве торговой марки отдельный цвет. К примеру, производителю оборудования для фермеров John Deere не дали эксклюзивных прав на зелёный цвет.
Юристы приводили несколько аргументов против регистрации торговых марок на отдельные цвета:
Стекловолоконная теплоизоляция Owens-Corning в зарегистрированном розовом цвете
Это, дорогие читатели, фрагмент стекловолоконной теплоизоляции (того, что укладывают в стены) от компании по имени Owens-Corning.
В конце 1950-х Owens-Corning боролась с активной конкуренцией со стороны других компаний, производивших стекловолоконную теплоизоляцию. В то время вся продукция была одного цвета «естественного загара»; чтобы выделиться, Owens-Corning решила красить свой продукт в розовый.
В следующие 30 лет компания использовала свою уникальную розовую изоляцию в качестве маркетингового инструмента: она использовала слоган think pink, использовала Розовую пантеру в качестве маскота, и тратила десятки миллионов долларов на рекламу этого цвета.
В 1985 году, после 5-летней юридической борьбы, Owens-Corning стала первой американской компанией, которой успешно удалось зарегистрировать цвет в качестве торговой марки.
Через десять лет Qualitex дошла до самого Верховного суда, защищая своё право зарегистрировать в качестве торговой марки свои знаменитые зелёно-золотистые сухие чистящие салфетки. Суд постановил, что цвет может определять бренд – и в результате открыл дорогу компаниям, желающим подать заявки на регистрацию собственных цветовых торговых марок.
Как можно зарегистрировать цвет?
За десятилетия, прошедшие с рассмотрения дела в Верховном суде, множество компаний успешно зарегистрировали отдельные цвета в качестве торговых марок.
Tiffany & Co. зарегистрировала свой знаменитый голубой в 1998 – в том же году UPS зарегистрировала свой «пульмановский коричневый». 3M зарегистрировала свой характерный канареечный жёлтый цвет листочков для записей, Deutsche Telekom AG зарегистрировала знаменитый пурпурный цвет T-Mobile, а Fiskars – оранжевый для ручек ножниц.
Есть даже несколько неожиданных примеров: The Wiffle Ball, Inc. владеет торговой маркой на жёлтый цвет для бейсбольных бит, а поместье певца Принса подало заявку на регистрацию пурпурного.
Эти торговые марки используются не только в бизнесе. Техасский университет в Остине (Pantone 159) и Университет Северной Каролины в Чапел-хилл (Pantone 542) зарегистрировали свои школьные цвета.
Некоторые из этих компаний, например, Cadbury, уже лишились своих торговых марок на цвета в суде
Многие бренды регистрируют цвета, использующиеся в их логотипах (красный и жёлтый у McDonald’s, синий у Facebook). Однако эти компании сделали нечто более редкое: они зарегистрировали буквально образцы цвета.
«Обычно компания так поступает, когда её бизнес-модель до некоторой степени основана на определённом цвете, — говорит Джефри Сэмюэльс, почётный профессор Университета Акронской юридической школы. – Тогда компания регистрирует цвет как торговую марку, чтобы не дать другим компаниям его использовать».
Важно отметить, говорит Сэмюэльс, что торговая марка компании распространяется на этот цвет только в совокупности с определёнными товарами или услугами.
Возьмём, допустим, торговую марку поместья Принса, Paisley Park Enterprises. На ней есть только сам пурпурный цвет – ни логотипа, ни слов, никаких других признаков бренда. Если они получат разрешение, то будут эксклюзивно использовать пурпурный цвет на концертах. Они утверждают, что одного только пурпурного цвета достаточно, чтобы опознать их бренд.
Чтобы успешно зарегистрировать такую торговую марку, фирма должна доказать, что отдельный цвет:
И иногда доказать это бывает чрезвычайно сложно.
General Mills дважды не удалось зарегистрировать торговую марку на жёлтый цвет для коробки Cheerios в связи с тем, что этот цвет не ассоциируется с компанией, поскольку его использует слишком много других компаний, производящих хлопья для завтрака.
Попытки Pepto-Bismol зарегистрировать розовый были отклонены, когда суд постановил функциональность «терапевтического» эффекта цвета для потребителей.
Цветовые войны
Как узнал директор стартапа Lemonade, компании, зарегистрировавшие цветовые торговые марки, часто идут на всё, чтобы отстоять их в суде – а конкуренты часто спорят об их праве монополизировать определённые оттенки.
Директор T-Mobile Джон Легер целиком и полностью предан своему оттенку пурпурного.
Внизу четыре цвета, о которых идёт спор: первый T-Mobile использует в брендинге, второй зарегистрировала, третий и четвёртый запрещает использовать другой компании, Lemonade
С годами эти спорные торговые марки привели к появлению десятков исков по поводу «владения» цветами:
Deutsche Telekom AG, родительская компания для T-Mobile, не менее 12 лет пытается не дать конкурентам – как крупным, так и мелким – использовать пурпурный цвет.
Хотя торговая марка компании покрывает совершенно определённый вариант этого цвета (Pantone Rhodamine Red U), компания расширила его определение до мадженты, чтобы захватить все соседние оттенки. Поскольку Deutsche Telekom занимается множеством проектов, она смогла защищать свою торговую марку в различных секторах, отличных от телекоммуникаций – от моды до здравоохранения.
В 2008 году она атаковала европейского конкурента беспроводной связи Telia. Через несколько месяцев она потребовала от блога Engadget убрать пурпурный цвет из логотипа. В 2014 году судья постановил, что подразделение AT&T, Aio Wireless, не может использовать пурпурный цвет, потому что он может запутать клиентов T-Mobile.
Письмо от родительской компании T-Mobile к Engadget
Последняя жертва компании, Lemonade, подчинилась требованию T-Mobile, сменив цвет рекламных материалов в Германии, где базируется Deutsche Telekom AG. Также компания подала петицию в Европе на «отмену торговой марки Deutsche Telekom AG на пурпурный цвет».
Внесения подобных изменений могут влететь в копеечку – особенно у крупных фирм, тратящих десятки миллионов долларов на рекламу и стратегии продвижения бренда.
Однако расходы на судебные иски компаний, постоянно ищущих нарушителей цветовых торговых марок, тоже могут составить большую сумму. Отсюда вопрос:
Стоит ли регистрация цвета в качестве торговой марки усилий?
Когда компания регистрирует торговую марку в чёрно-белом варианте – допустим, простой логотип – то торговая марка по умолчанию оказывается защищённой во всех цветовых комбинациях. Никто не может взять, допустим, красно-жёлтый логотип McDonald’s, перекрасить его в пурпурно-зелёный и присвоить себе.
Так зачем же бренду тратить силы на регистрацию цвета, если у него и так уже много чего защищено?
«Бренды занимаются этим только тогда, когда цвет оказывается критичным для этого бренда, или продаж, или того, как этот продукт рекламируют», — сказал Зельник, специалист по интеллектуальной собственности.
Популярность цветов в логотипах и торговых марках разных компаний. Больше всего любят голубой цвет.
Большая часть маркетологов знает о влиянии цвета на поведение потребителей. Исследования и опросы показали, что:
Можно ли запатентовать цвет?
Можно. Определенный цвет или оттенок может являться частью патента на дизайн, то есть быть неотъемлемой частью товарного знака, графического интерфейса, продукта или даже объекта (и такое бывает). С точки зрения маркетинга, монополия на конкретный цвет попросту является бессмысленной, поскольку если конкурент захочет раскрасить продукт в тот или иной цвет, никто и ничто не помешает ему использовать немного другой, незарегистрированный оттенок, который с точки зрения массового потребителя ничем не будет отличаться от запатентованного. На практике защищать фирменный цвет не просто, но все же прецеденты существуют.
Лубутены. Красная подошва туфель стала визитной карточкой французского дизайнера Кристиана Лубутена. В 2008 Бюро по регистрации патентов и торговых марок США зарегистрировало ее как товарный знак. Добиться через суд регистрации в России удалось лишь в 2012 году.
Графический интерфейс. В патентной войне Apple и Samsung американские представители подали в суд на корейского гиганта за копирование цветовой палитры графического интерфейса.
Коричневый-эйфелевый. На протяжении всей своей истории Эйфелева башня неоднократно перекрашивалась, начиная от желтого и заканчивая красно-коричневым. Последние несколько десятков лет башня неизменно красится в так называемый «коричневый-эйфелевый» — официально запатентованный цвет, максимально приближенный к естественному оттенку бронзы.
Vanish. Так же стоит упомянуть торговую марку Vanish, которая является правообладателем на фиолетовый цвет среди производителей пятновыводителей.
Российская практика. В 2016 году несколько крупных российских компаний: Сбербанк, МТС и «Газпром» получили эксклюзивные права на использование своих фирменных цветов(зеленый, красный и синий соответственно). Патент действует только на оформление торговых марок в конкретной сфере. Например, если какой-либо оператор мобильной связи будет использовать красный в своем логотипе, то такая компания потенциально имеет все шансы обзавестись головной болью в лице МТС.
И хотя цвета до сих пор становились объектами споров крайне редко, судя по всему, для них все еще впереди.
Это уже слишком (Патент цветов)
Три крупные российские компании получили эксклюзивные права на использование своих фирменных цветов. Зеленый, синий и красный стали интеллектуальной собственностью Сбербанка, «Газпрома» и МТС соответственно
Сбербанк, «Газпром» и МТС получили регистрационные свидетельства Роспатента на свои фирменные цвета. Об этом пишет в понедельник газета «Ведомости» со ссылкой на участники на телекомрынке и представителей нескольких юридических фирм, специализирующихся на патентном праве.
Речь идет об оттенках, которые использованы в товарных знаках этих компаний. В частности, Сбербанк запатентовал «зеленый цвет, соответствующий Pantone 349», МТС – «красный, Pantone 485», у «Газпрома» – «синий, Pantone 300CV».
Издание подчеркивает, что эксклюзивные права на цвет касаются только товаров и услуг, указанных при регистрации товарного знака. Так, красный считается фирменным цветом МТС только на рынке услуг связи, монополия «Газпрома» на синий цвет ограничена нефтегазовой промышленностью и энергетикой, а Сбербанка на зеленый – сферой «сберегательных банков и банковских услуг».
Эксперты издания прогнозируют, что теперь перед Сбербанком, «Газпромом» и МТС открывается простор для подачи судебных исков. Как пояснила изданию операционный директор «Онлайн патента» Алина Акиншина, охрана цвета как товарного знака распространяется на любые оттенки, сходные с ним до степени смешения. Так, МТС будет вольна предъявлять претензии операторам связи, использующим любые оттенки красного, считает она.
Издание отмечает, что до сих пор цвета становились объектами интеллектуальной собственности в России крайне редко. В качестве примера газета называет Vanish, которые является обладателем прав на фиолетовый цвет среди пятновыводителей, а также «Вымпелком», который в 2006 г. он закрепил за собой эксклюзивное право использовать сочетание желтого и черного. Следующим на очереди, по данным издания, является «Мегафон», который подал заявку на зеленый цвет. Из известных мировых брендов газета приводит производителя обуви Christian Louboutin, который запатентовал красный цвет подошвы.
Можно ли запатентовать цвет? Судя по всему, нельзя
Красные подошвы давно стали отличительным знаком туфель, созданных французским модельером Кристианом Лубутеном. Но последние новости из Европейского суда заставили многих задуматься: можно ли запатентовать цвет?
Идея выкрасить подошвы туфель в красный цвет пришла в голову Кристиану Лубутену 25 лет назад, рассказывает The New York Times.
В первый раз он использовал для этого лак для ногтей, позаимствованный у помощницы, и с тех пор не раз называл подошвы цвета Pantone 18-1663 TP своим фирменным знаком, настаивая, что другие производители обуви не могут его использовать.
Лубутен смог запатентовать этот цвет в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, и в 2012 году подал иск против нидерландской компании Van Haren, выпускавшей недорогие туфли на высоком каблуке с красными подошвами.
Van Haren была вынуждена временно приостановить производство и продажу этой обуви, однако продолжила борьбу и в итоге дошла до высшего судебного органа Евросоюза.
И вот на днях Европейский суд наконец высказал своё мнение, и оно оказалось не в пользу французского дизайнера.
Представители суда заявили, что в соответствии с законодательством Евросоюза форма товара не может быть охраняемым элементом товарного знака, а цвет, по мнению суда, является неотъемлемым элементом формы.
Теперь дело «Кристиан Лубутен против Van Haren» будет вновь направлено в нидерландский суд, который, вероятнее всего, последует рекомендации Европейского суда.
Иными словами, Лубутен в скором времени может лишиться эксклюзивного права на красные подошвы, и это решение может иметь далеко идущие последствия для мира моды.
В индустрии, где различные элементы стиля часто считаются «фишками» конкретных дизайнеров, судебные споры об интеллектуальной собственности – весьма распространённое явление.
И если раньше свои права в судах отстаивали в основном гиганты fashion и luxury индустрии вроде LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton или Kering, то в последнее время по такому пути всё чаще идут и небольшие игроки.
Например, недавно индийский дизайнер Орит Сен обвинил в плагиате Кристиана Диора – по мнению Сена, французский модельер без разрешения использовал его рисунок человека, занимающегося йогой.
В 2016 году около 20 независимых дизайнеров обвинили в краже дизайна fast-fashion ритейлера Zara. А в Instagram стремительно набирает популярность аккаунт Diet Prada, целиком посвящённый плагиату в мире моды.
Но, если в своём финальном решении нидерландский суд подтвердит мнение Европейского суда, понимание фирменных знаков в мире моды может сильно измениться.
Сбербанк, «Газпром» и МТС запатентовали цвета
Роспатент зарегистрировал красный, зеленый и синий цвет в качестве товарных знаков МТС, Сбербанка и «Газпрома» соответственно, рассказали «Ведомостям» участник телекомрынка и представители нескольких юридических фирм, специализирующихся на патентном праве. По их словам, компании закрепили за собой права на оттенки: у Сбербанка это «зеленый цвет, соответствующий Pantone 349», у МТС – «красный, Pantone 485», у «Газпрома» – «синий, Pantone 300CV». «Ведомости» ознакомились с госреестром товарных знаков и знаков обслуживания: записи о регистрации товарных знаков МТС и Сбербанка внесены 29 и 30 декабря 2015 г. соответственно, извещение о регистрации знака «Газпрома» – 12 февраля 2016 г.
Представители Сбербанка и МТС подтвердили, что соответствующие регистрационные свидетельства Роспатента получены; запрос в «Газпром» остался без ответа.
Для МТС это «логическое продолжение стратегии защиты бренда», говорит ее представитель Елена Кохановская. В 2006 г. оператор зарегистрировал в качестве товарного знака графическое изображение яйца (оно фигурирует в логотипе компании) и буквенное обозначение «МТС». Но и цвет тоже «важное средство индивидуализации бренда», потребители воспринимают его как неотъемлемую составную часть товарного знака, убеждена Кохановская.
Эксклюзивные права на цвет касаются только товаров и услуг, указанных при регистрации товарного знака. Красный считается фирменным цветом МТС только на рынке услуг связи, монополия «Газпрома» на синий цвет ограничена нефтегазовой промышленностью и энергетикой, а Сбербанка на зеленый – сферой «сберегательных банков и банковских услуг».
Дорогие бренды
Товарные знаки регистрируются только в отношении определенного круга товаров и услуг, подтверждает операционный директор «Онлайн патента» Алина Акиншина. Альфа-банк, например, по-прежнему может использовать в своем дизайне красный оттенок, а вот операторы связи – разве что в тонких линиях, подчеркиваниях и других незначительных элементах оформления.
На практике защищать собственный цвет будет непросто, прогнозирует управляющий директор BrandLab Александр Еременко: «Я с трудом представляю, что МТС может лишить телекоминдустрию красного цвета, это базовый цвет, оттенки которого очень близки друг к другу».
Потребность регистрировать права на цвет возникает у компаний, вышедших на массовые рынки потребительских товаров и услуг, говорит президент брендингового агентства Deport WPF Алексей Андреев. Но в мировой практике, по его словам, цвета выступают объектом охраняемого авторского права только совместно с другими фирменными стилеобразующими элементами. С точки зрения маркетинга монополия на цвет, по его мнению, бессмысленна: если у конкурентов Сбербанка появится желание «раскрасить себя» в зеленые цвета, они могут использовать другой оттенок, незарегистрированный, но с точки зрения массового потребителя ничем не отличающийся от оттенка Сбербанка.
Apple получила патент на технологию распознавания лиц
Именно поэтому перед Сбербанком, «Газпромом» и МТС открывается простор для подачи судебных исков, говорит Акиншина. Охрана цвета как товарного знака распространяется на любые оттенки, сходные с ним до степени смешения, а потребитель едва ли отличит «пантон 485» от «пантона 475», так что, например, МТС вольна предъявлять претензии операторам связи, использующим любые оттенки красного, делает вывод Акиншина. Исход будет зависеть от позиции суда и экспертизы.
До сих пор цвета становились объектами интеллектуальной собственности в России крайне редко, свидетельствуют Акиншина и гендиректор юридической фирмы «Усков и партнеры» Вадим Усков: например, Vanish – обладатель прав на фиолетовый цвет среди пятновыводителей, а «Пеноплэкс» – на оранжевый в стройматериалах и теплоизоляции. Среди крупных компаний отметился только «Вымпелком»: в 2006 г. он закрепил за собой эксклюзивное право использовать сочетание желтого и черного. На очереди «Мегафон»: он подал заявку на зеленый цвет, говорит его представитель Юлия Дорохина. В мире наиболее известный пример – производитель обуви Christian Louboutin, он зарегистрировал красный цвет подошвы, говорит Акиншина.
Представитель Роспатента на запрос «Ведомостей» не ответил.