можно ли запатентовать сайт
Приложение как бизнес-актив: как компании защитить свои разработки
Чтобы привлечь инвесторов и не дать украсть свои идеи
Софт, логотип или приложение — такие же активы, как грузовик или станок на заводе, только нематериальные. Их тоже можно поставить на баланс компании — тогда ее стоимость вырастет, и это может привлечь инвесторов.
В моей практике есть такой пример: владелец компании придумал новую технологию онлайн-продаж и запатентовал ее как изобретение. Технология стала нематериальным активом, или НМА. После этого он поставил нематериальный актив на баланс, отразил в отчетности и показал инвесторам. Тех заинтересовал бизнес с активами, и они дали деньги на запуск и развитие.
ИТ-стартапы могут пойти по этому пути — запатентовать свои разработки, поставить на баланс в виде НМА и увеличить стоимость компании. Расскажем, как это сделать.
Чтобы не запутаться
Запатентовать — значит получить охрану интеллектуальной собственности. Местами мы будем упрощать и вкладывать в это понятие разные процедуры, например получение патента, регистрацию программ и товарных знаков.
Нематериальные активы — это результат интеллектуальной деятельности без материальной формы. Например, сайт — его нельзя потрогать руками, но на нем можно зарабатывать.
Интеллектуальная собственность — это результат мыслительной деятельности. Например, программный код.
Правообладатель — тот, кто раньше всех отнес разработку в Роспатент. Часто правообладатель и автор — разные лица. Например, автором может быть работник, а правообладателем — компания.
Роспатент — ведомство, которое регистрирует интеллектуальную собственность. Правообладателям выдают патенты и свидетельства. Эти документы доказывают исключительные права на разработку и охраняют ее от копирования.
Зачем стартапу патентовать разработки
С помощью запатентованных разработок можно привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи. Еще патент поможет сдержать конкурентов. Рассказываем по порядку.
Представьте ситуацию: у компании есть запатентованная технология, которую оценили в 2 млн рублей. Если инвестор вложит еще один миллион, ему можно отдать треть уставного капитала — это доля в бизнесе.
Для получения дохода. Как и материальные активы, например офисы или машины, НМА продают или сдают в аренду. Можно распространять софт по подписке или передавать товарный знак по франшизе. Другие компании будут пользоваться разработками стартапа и платить за это.
Важный момент: если не зарегистрировать разработки в Роспатенте, а сразу начать ими торговать, то можно получить иск от клиентов — они пойдут в суд расторгать договор и возвращать деньги — и будут правы.
Так сделал ИП из Екатеринбурга. Он арендовал товарный знак у компании по ремонту обуви. ИП хотел открыть точку по франшизе под известным брендом. Но оказалось, что компания не была правообладателем — товарный знак принадлежал другой фирме. ИП пошел в суд и взыскал с компании 3 миллиона рублей — вернул деньги по договору и обязал выплатить проценты за незаконное пользование деньгами.
Решение Арбитражного суда Московской области № А41-4910/16 PDF, 225 КБ
Для юридической защиты идеи. Если запатентовать свою разработку в Роспатенте, на нее возникнет исключительное право — право разрешать или запрещать другим пользоваться этой идеей.
Представьте, вы построили дом, обнесли забором и никого не пускаете на территорию. Это ваша собственность, и вы ею распоряжаетесь. С запатентованной интеллектуальной собственностью будет то же самое — вы станете владельцем и будете делать с ней все, что захотите. При этом есть разница: похожих домов может быть много, а разработки уникальны, у них не должно быть копий — так работает закон об авторском праве. Если кто-то использует ваши разработки без разрешения, то нарушит закон. С ним можно поступить так:
Чаще всего правообладатели обращаются в суд и просят взыскать с нарушителя компенсацию.
По закону максимально можно взыскать от 10 000 Р до 5 000 000 Р либо двукратную стоимость контрафакта, но суды часто снижают изначально заявленную сумму. Например, «1С» выбрала двукратную стоимость контрафакта, но суд дал однократную.
Другой пример: компания «Сага» разработала и запатентовала софт для платежных терминалов. Потом обнаружила, что программу продают в интернете. Правообладатели обратились в суд и потребовали от нарушителя заплатить 5 млн рублей. Но суд взыскал только 1 миллион.
Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-225019/19-12-1779 PDF, 267 КБ
Иногда идеи нужно защищать от своих же сотрудников. В Южно-Сахалинске работник зарегистрировал корпоративную разработку на себя. Работодатель пытался оспорить регистрацию программы, но суд ему отказал. Администрация неправильно оформила документы с автором — доказать служебный характер произведения не получилось.
Для борьбы с конкурентами. Представьте, вы разработали софт, а другой стартап скопировал ваш код, зарегистрировал его в Роспатенте, запустил свой продукт и теперь на этом зарабатывает. Вы ничего не сможете сделать — конкурент первым запатентовал идею, значит, он — правообладатель.
Даже если вы не планируете запускать свой продукт в ближайшее время, можно запатентовать разработку и как бы застолбить ее за собой. Вернуться к ней можно через пару-тройку лет. Либо вообще не использовать разработку, но закрыть выход на рынок с таким решением для конкурентов. Такие ИТ-патенты называют блокирующими.
Для переговоров и тендеров. Патенты можно показывать партнерам, акционерам или участникам фирмы. Первые могут решить, что ваша компания — надежный и равный игрок. Возможно, патент поможет договориться о выгодных условиях сотрудничества. Для вторых интеллектуальная собственность — это набор активов, которые повышают рыночную стоимость бизнеса.
Иногда наличие свидетельства — условие для участия в госзакупках и тендерах. Если вы хотите продать госкомпании свой софт, его нужно внести в реестр российского ПО Минцифры и зарегистрировать как программу ЭВМ — электронно-вычислительной машины, то есть компьютера — в Роспатенте.
Важно: чтобы законно использовать интеллектуальную собственность в бизнесе, она должна стать нематериальным активом компании. Если этого не сделать, то привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи будет почти невозможно.
Как победить выгорание
Что может стать нематериальным активом
К нематериальным активам относится интеллектуальная собственность, которую принимают к бухгалтерскому учету.
ИТ-компании обычно относят к НМА:
Код компьютерной программы. Код — это набор символов, последовательность инструкций на языке программирования. По закону код — это объект авторского права. Как книга «Игра престолов» или диссертация про историю Средневековья. Код можно записать на диск, отнести в Роспатент, зарегистрировать и положить в архив. Компания получит свидетельство о регистрации и станет правообладателем программы. Процедура называется «Регистрация программы ЭВМ».
Код регистрируют даже небольшие компании разработчиков, для этого необязательно быть крупным бизнесом. Новосибирская «МувАпп» недавно зарегистрировала в Роспатенте приложение для виртуальных вечеринок Club Lighting. Теперь его поставят на баланс, разместят в Эпсторе и монетизируют.
Авторское право защищает только текстовую часть кода — последовательность знаков. На идею, концепцию, метод или принцип работы защита не распространяется. Чтобы было понятно: в романе «Игра престолов» под защитой 800 страниц текста, а не сюжет про средневековые войны и интриги дворян. Если кто-то перепишет код на свой лад, то ничего не нарушит. Но если сделает копию и будет пользоваться — можно идти в суд.
Алгоритм. Компьютерная программа сама по себе не считается изобретением, поэтому ее нельзя запатентовать.
Зато можно получить патент на ее алгоритм. Алгоритм как последовательность действий — это полноценное изобретение. Под алгоритмом понимают способ, метод, принцип действия или технологию, которые приводят к материальному результату.
Когда мы говорим про защиту кода, это авторское право, процедура в Роспатенте называется «Регистрация программы ЭВМ». Если мы говорим про способ, метод, принцип действия и технологию — это уже изобретение, на него получают патент. Это другая форма защиты интеллектуальной собственности.
Допустим, у нас есть новая технология производства стали. В ней заложена последовательность действий. Стальной слиток, который получится на выходе — материальный результат. Алгоритм его производства — изобретение. В мире ИТ примерно так же.
Например, «Яндекс» запатентовал способ одновременного показа двух различных типов содержимого: поисковой выдачи Яндекса и одного из выбранных вариантов этой выдачи. Экран браузера делится на два окна: в одном — поисковая строка с результатами по запросу, в другом — сайт, на который пользователь кликнул. Заявленный материальный результат — экономия энергии клиентского устройства. Вот как «Яндекс» изобразил это в виде алгоритма.
Не путайте алгоритм с кодом. Патент не защищает код программы как совокупность символов. Для регистрации алгоритма как изобретения код вообще не нужен. Он — лишь пример реализации изобретения. Один алгоритм можно прописать на разных языках программирования. Код будет отличаться, а результат одинаковый.
Запатентовать можно только тот алгоритм, который одновременно выполняет три требования:
Юристы сравнивают алгоритмы с другими запатентованными технологиями, подробно описывают суть изобретения, его технический результат и формулу. Получается большой документ со схемами-чертежами, объяснением терминов и множеством сложных формулировок, непонятных обычному человеку.
Но многостраничные описания не гарантируют результат. Эксперты Роспатента сравнивают заявку с изобретениями со всего мира и, если найдут совпадения, откажут в выдаче патента. В то же время выданный патент не гарантирует защиту алгоритма в суде.
Был случай: человек запатентовал изобретение «Способ и система определения местоположения объекта на территории». Потом узнал, что другая компания использует его в мобильном приложении сервиса по доставке еды. Изобретатель пошел в суд, чтобы взыскать компенсацию, но первая инстанция, а затем и апелляция ему отказали. Судьи отталкивались от результатов двух экспертиз.
Первая сказала, что в законодательстве нет критериев, по которым можно оценить сходства технических решений. Иными словами, не всегда возможно достоверно сказать, украден алгоритм или придуман другим человеком.
Вторая экспертиза сделала вывод, что сервис ответчика работает иным образом, чем запатентованное изобретение истца.
Вывод: нужно еще будет доказать, что именно ваш алгоритм украли. Сам факт наличия патента на изобретение еще ни о чем не говорит.
Апелляционное определение Мосгорсуда № 33-45294/2019 PDF, 92,2 КБ
Устройство с программой. Если софт работает на устройстве, можно запатентовать их вместе как программно-аппаратный комплекс, или ПАК. Допустим, мы написали простую игру и упаковали ее в портативную консоль. Получился тетрис — это программно-аппаратный комплекс — то есть устройство вместе с программой.
Другой клиент запатентовал систему уведомлений для смартфонов. Когда человеку приходит сообщение, на экране появляется анимированный персонаж. Взаимодействуют несколько элементов: смартфон отправителя, мобильная сеть, смартфон получателя и установленный на нем виджет. Так как задействовано устройство вместе с программами, значит, это программно-аппаратный комплекс.
Устройство с софтом можно запатентовать как изобретение или как полезную модель.
Изобретение оформить сложнее и дороже, но оно защищает от плагиата каждый элемент программно-аппаратного комплекса. Если запатентовать тетрис как изобретение, то патент будет защищать и игровую консоль, и программу, которая воспроизводит игру. Но придется доказать, что каждый элемент ПАКа — изобретение.
Полезную модель запатентовать проще и дешевле. Но под защитой будет вся система, отдельные элементы патент не охватит. Если мы оформим тетрис как полезную модель, а кто-то украдет нашу консоль и запустит на ней свою игру, то он ничего не нарушит.
Дизайн интерфейса. Отдельно от алгоритма и ПАКа можно запатентовать дизайн интерфейса программы.
Комбинацию элементов на экране и графики оформляют как промышленный образец. Этот вид патента охраняет уникальный внешний вид:
Например, «Эпл» запатентовала дизайн «Аймесседж». Объект патента — форма облачков с маленьким хвостиком у последнего сообщения.
У «Фейсбука» есть патент на дизайн раскрывающегося окна, куда упакованы все анимированные смайлы. Это отдельный элемент интерфейса, который запатентован в США, но охраняется по всему миру.
При подаче патентных заявок нужно быть гибким. Заявки составляют так, чтобы при разработке нового дизайна и интерфейса его можно было вписать в старые параметры. Иначе придется использовать чужие разработки или запатентовать новый интерфейс.
Иногда интерфейс программы — это не только комбинация иконок и графики, а оригинальный способ взаимодействия пользователя и устройства. Например, экран смартфона — это интерфейс, с его помощью человек взаимодействует со смартфоном. Экран приложений — тоже интерфейс, через него человек управляет программой. Если такой интерфейс будет оригинальным, его можно запатентовать уже как изобретение, а не как промышленный образец.
Поясню разницу. Изобретение защищает интерфейс 20 лет, а промобразец — 5. Если взять тот же интерфейс и перекрасить его, то промышленный образец не защитит от такого воровства. А изобретение — может, потому что важно расположение элементов, а не дизайн.
«Яндекс» так зарегистрировал интерфейс рекомендации контента в браузере. С помощью жестов пользователь управляет программой, та считывает жесты, выполняет визуальные переходы и рекомендует контент по предпочтениям пользователя. Изобретение в этом случае — визуальный интерфейс как способ взаимодействия пользователя и браузера, который умеет считывать жесты.
Сайт и его содержимое. По закону сайты — это «составные произведения». Например, команда фронтенда, которая отвечает за то, как сайт выглядит, собирает отдельные материалы вместе и в результате получается интеллектуальная собственность. Как сборник сочинений или энциклопедия.
Веб-сайт всегда содержит комбинацию охраняемых элементов. Например, у каждой страницы есть HTML-код — его можно записать на диск и зарегистрировать в Роспатенте. Так же, как программу для ЭВМ. Если кто-то скопирует код, можно взыскать до 5 млн рублей.
Все содержимое сайта — это объекты авторского права, их тоже можно защитить. Процедура называется депонирование. Тексты, иллюстрации, видео, авторские шрифты и сам сайт как произведение депонируют в российских авторских обществах. Можно сохранить сайт на диск, отнести в такую организацию и получить свидетельство.
Еще у сайта есть доменное имя. Сам по себе домен — неохраняемый результат интеллектуальной деятельности. Доменное имя можно зарегистрировать, но нельзя запатентовать и поставить на баланс. Адрес сайта нельзя превратить в нематериальный актив. Но можно защитить.
Писать в домене niob-fluid.ru может только компания «НИОБ ФЛУИД С.Р.О.» — она зарегистрировала товарный знак NIOB FLUID. Если кто-то другой использует в домене это название, сайт могут отобрать через суд.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края № А32-17772/2020 PDF, 436 КБ
Название, логотип или слоган. Это текст, рисунок или комбинация из текста и рисунка, которые помогают отличать продукты одной компании от другой. Их регистрируют в Роспатенте как товарные знаки. ЦИАН зарегистрировал как товарный знак название сайта, логотип и слоган. Так компания защищает репутацию и запрещает другим получать выгоду от использования своего бренда.
Роспатент регистрирует только уникальные товарные знаки, которые обладают «различительной способностью» и не похожи «до степени смешения» на другие. Перед регистрацией эксперты проверяют знак по всем реестрам и базе Роспатента. Если найдут совпадения, в регистрации откажут.
Но уникальность — только один из критериев, оснований для отказа в регистрации больше десяти. Например, нельзя зарегистрировать слово, которым потребители обозначают конкретный вид товара — порошок, кофе, клавиатура. Если попасть хотя бы в одно из оснований для отказа, товарный знак придется переделывать, а заявку — подавать заново.
Ноу-хау подойдет для идей, которые нельзя запатентовать, но хочется защитить от конкурентов. Допустим, вы написали скрипт, который собирает данные о пользователях приложения. Идея не новая — таких скриптов сотни. Но вы не хотите, чтобы софт попал в руки конкурентов. Оформить его как ноу-хау — подходящее решение.
«Макдональдс» не патентует рецепт котлет из гамбургеров, потому что его вообще нельзя запатентовать — в нем нет никакого технического решения. Зато этот рецепт держат в секрете: оформили как коммерческую тайну и установили штрафы за разглашение.
Ноу-хау не нужно нигде регистрировать или патентовать. Любую разработку, идею или информацию при желании можно оформить как секрет производства.
Скажем, у вас есть уникальная рецептура, закрепленная в технологических регламентах. Складываете ее в папку, ставите гриф «коммерческая тайна», и ваши наработки под замком. Их никто не опубликует и нигде не получится прочитать.
Если работник разгласит коммерческую тайну, то с него можно будет взыскать ущерб. Еще его можно будет уволить за разглашение коммерческой тайны и привлечь к уголовной ответственности.
Как запатентовать сайт и заработать на этом
Сайт и его составляющие – это нематериальный актив компании. Если посмотреть статистику с 2017 по 2019 год, то мы увидим, как сильно увеличилась доля нематериальных активов в самых крупных мировых компаниях. Так, в компании «APPLE» процент НМА за два года увеличился на 15%, в Microsoft Corp на 12%. Да и в целом доля НМА от общей стоимости активов компаний поражает: она варьируется в диапазоне 65-90% и зачастую стоит дороже, чем вся материальная собственность компании.
https://reputationcapital.blog/2017/07/cena-nematerialnyh-aktivov-v-2017-godu/
https://brandirectory.com/download-report/brand-finance-gift-2019-full-report.pdf
Так почему мировые бизнес-гиганты делают акцент на НМА? По данным опроса международной консалтинговой компании «Deloitte» нематериальная собственность позволяет увеличить конкурентоспособность предприятия, его узнаваемость и репутацию. Кроме того, раскрученный бренд приносит в два раза больше прибыли, чем материальные активы. В начале бизнес-пути в первую очередь научитесь создавать и защищать интеллектуальную собственность. И тогда НМА будут приносить гораздо большую прибыль, чем вы в них закладывали.
Что такое сайт как интеллектуальная собственность с точки зрения ГК РФ?
Сайт — это сложный объект интеллектуальной собственности, состоящий из нескольких «слоёв»:
название сайта (доменное имя);
контент (содержание, наполнение сайта);
элементы сайта (сервис, приложение или алгоритм).
Все составляющие сайта можно защитить как различные объекты интеллектуальной собственности (например, домен – как товарный знак, исходный код – как программу ЭВМ и др.). И охраняться они будут в соответствии со ст.4 ГК РФ. Чтобы сайт стал охраноспособным и приносил пассивный доход, нужно получить патент на сайт, позаботившись о защите каждого его элемента. Об этом и не только рассказываем дальше.
Защищаем доменное имя
Доменное имя, или название сайта, всё чаще становится предметом споров в современном бизнес-пространстве. Его покупают и перепродают, отбирают и снова выставляют на продажу: домен стал настолько привлекательным активом, что за него могут судиться несколько лет. Но само по себе название сайта не является интеллектуальной собственностью. Оно получает правовую охрану только тогда, когда становится товарным знаком. Если позволить себе не использовать точные юридические термины, то можно говорить о получении «патента на домен».
Правовую защиту домена можно получить двумя способами:
Зарегистрировать его как словесный товарный знак;
Зарегистрировать его как комбинированный товарный знак (когда домен сливается с логотипом компании или другим уникальным изображением).
В первую очередь проверьте его уникальность: домен не должен копировать и совпадать до степени смешения с уже зарегистрированными обозначениями. Узнайте прямо сейчас, свободно ли доменное имя, которое вы хотите зарегистрировать: проверить можно тут.
После успешной проверки начинайте собирать документы для подачи заявки в Роспатент. Среднее время ожидания получения патента на домен – 17 месяцев.
Если у вас нет домена, но есть аккаунт в социальных сетях с уникальным названием (например, instagram.com/beautyclinic/…, где уникальным является словесное обозначение «beautyclinic»), вы также можете зарегистрировать его как товарный знак. Свидетельство о регистрации товарного знака на доменное имя даёт вам право не только использовать обозначение в рекламе, но и пресекать его незаконное использование на сторонних сайтах.
Дата получения патента на домен как товарного знака очень важна, и с этой точки зрения показательна история американской компании « Microsystems Technology».
В 2004 году они разработали программу AnyDoc и сразу же защитили товарным знаком. Однако о сайте, вероятно, не подумали, и когда им понадобился домен AnyDoc.com, они обнаружили, что он занят. « Microsystems Technology» на правах владельца товарного знака «AnyDoc» обратились в суд, но проиграли его. Компания предложила владельцу домена продать его, но безуспешно. После десятка неудачных переговоров корпорации пришлось купить другой домен.
Однако случаев, когда судебный спор выигрывали владельцы товарного знака, намного больше. В российской практике суд, как правило, на стороне правообладателя товарного знака, и наши коллеги уже рассказывали об этом.
Поэтому регистрируйте домен или аккаунт как товарный знак и смело предъявляйте претензии всем, кто незаконно его использует.
Как запатентовать код сайта?
Можно защитить не только внешние, видимые результаты интеллектуальной деятельности, но и его код. Вне зависимости от того, кто его создавал – вы лично с группой разработчиков или сторонняя фирма – код является активом вашей компании и его интеллектуальной собственностью. В отличие от доменного имени код программы регистрируется как объект авторского права. В ГК РФ есть пометка, что по своей правовой структуре программа для ЭВМ (далее – код) равноценна литературному произведению или произведению искусства. Это значит, что на протяжении жизни авторы программы обладают правами на неё.
В чистом виде код программы не имеет материальной ценности. Однако если поставить его на баланс фирмы для дальнейшей оценки, код станет нематериальным активом. Для этого требуется регистрация патента на сайт в Роспатенте в качестве программы для ЭВМ. К заявке прилагается:
А) сжатое описание программы;
Б) распечатанный код (или же его часть) для дальнейшей экспертизы.
Регистрация кода может понадобиться вам, если:
Вы работаете по госконтракту: нельзя участвовать в тендерах без патента на код сайта.
Планируете продать код или передать право собственности по лицензии.
Необходимо подтверждение, что код принадлежит вам.
Как защитить приложение, алгоритм или сервис?
Предположим, ваша компания разработала и запустила мобильное приложение. Или создала сервис, позволяющий оформить кредит на товары/услуги в режиме «онлайн». Данный объекты можно защитить, запатентовав их в качестве изобретений.
Об этом подробно рассказывали наши коллеги, добавим лишь то, что в России такой способ патентования сайта приобрел популярность благодаря ЗАО «Лаборатория Касперского» и ООО «Яндекс».
Шрифт – это тоже объект авторского права?
Да, и не только шрифт, но и различные изображения, графики, видео и тексты являются охраноспособными элементами и защищаются на основании ст. 1259 ГК РФ. Вы можете получить патент на контент, защитив сразу всё содержание сайта.
Чтобы фотографии с сайта или шрифт, используемый в заголовке страницы, стали объектом авторского права, они:
Должны быть уникальны.
Созданы при помощи интеллектуальных и творческих усилий.
Имеют внешнее выражение (например, на бумаге или электронных носителях).
В спорах о принадлежности данных элементов тому или иному автору главное – наличие договора с дизайнерами, по которому они передают право на использование созданного шрифта, изображения и т.п. Лучше, если это будет не лицензионный договор, а договор с пометкой об отчуждении авторского права. Так вы легко докажете авторские права в случае спора.
В нашей стране суд чаще всего принимает сторону собственника авторских прав. Если у вас есть патент на контент, вы с бо́льшей вероятностью защитите его в суде. Так было с фирмой ИП Варламова, которая подала иск на ООО «Про-мебель» за нарушение авторских прав на фотографии. Истец изготавливал мебель на заказ, а фото готовых работ выкладывал в интернете. Обнаружив, что этими фотографиями незаконно пользуется ответчик, он обратился в суд и потребовал компенсацию в размере 140 тысяч рублей. Иск был удовлетворён.
Описанные выше объекты авторского права достаточно поставить на баланс фирмы на основании договора с автором или трудового договора (если автор – это штатный сотрудник). Особо ценные объекты можно депонировать (зафиксировать факт авторства) в КОПИРУСЕ.
Патент на дизайн сайта и интерфейс
Когда пользователь заходит к вам на сайт, он автоматически начинает взаимодействовать с его интерфейсом – иконками, базовыми изображениями, 3D-моделями, модульными окнами и т.д. Интерфейс – это целая система разнообразных и уникальных элементов, которые можно защитить как промышленный образец.
Какие элементы интерфейса можно патентовать?
иконки (например, иконки с выпадающим меню уже запатентованы);
паттерны в интерфейсах;
анимированные элементы (провести влево, чтобы открыть другое окно);
По времени патент на дизайн сайта оформляется от года до двух лет. По результатам проверок выдаётся патент на 5 лет, который можно продлевать до 4 раз.
Кроме того, можно дополнительно защитить дизайн интерфейса патентом на изобретение как метод взаимодействия с пользователем: так делают зарубежные корпорации, например, APPLE, SAMSUNG и др.
Так, кажущийся таким привычным жест “проведи вбок, чтобы разблокировать экран” был запатентован компанией APPLE ещё в 2005 году. С этим патентом связано громкое судебное дело, где Apple требовала с компании “Samsung” 120 миллионов долларов за незаконное использование этого интерфейса. (Суть дела здесь)
Таким образом, патентование сайта возможно при наличии у вас прав на его элементы: кода, интерфейса, домена, контента и др.
Почему затраты на разработку сайта считаются активом (доходом)?
Сайт – это нематериальный актив компании, стоимость которого складывается из расходов на разработку. Главное условие его постановки на баланс фирмы в качестве НМА – наличие патента на сайт. Права на него у вас появляются автоматически, если сайт разрабатывали штатные сотрудники. И приобретаются на основании договора о передаче прав, если сайт заказывали у сторонней фирмы.
Сайт нетрудно поставить на баланс фирмы, поскольку это интеллектуальная собственность, способная приносить прибыль. А любая интеллектуальная собственность должна числиться в списке нематериальных активов компании.
Как увеличить капитализацию компании за счет НМА
Любой нематериальный актив, будь то дизайн сайта, доменное имя или логотип, способны увеличить доход компании. Есть два варианта, как это сделать:
Выявить нужный из списка имеющихся путём инвентаризации НМА.
Практика показывает, что у любой компании есть нематериальные активы, о которых они даже не подозревают. Представьте, что у вас есть статья на сайте, которая с каждым месяцем приносит всё больше трафика. Следовательно, статья увеличила свою ценность и может стать нематериальным активом компании. Проведите переоценку интеллектуальной собственности, и её ценность станет более ощутимой. Один из самых эффективных методов оценки – доходный. Он давно признан российской и международной отчётностью и позволяет быстро увеличить капитализацию.
Оценка позволит вам подтвердить реальную стоимость НМА, чтобы легко указать её цену в случае продажи. В судебных спорах вы сможете взыскать не минимальную стоимость НМА, а оценочную (она в разы больше номинальной). И самый ощутимый плюс – увеличение чистых активов компании за счёт отражения реальной стоимости НМА на балансе.
В чём ещё выгода оценки НМА?
Получение кредита под залог интеллектуальной собственности в МСП банке. Малому бизнесу неохотно дают кредиты: велик риск, что предприятие обанкротится и выплачивать будет некому. Благодаря нацпроекту поддержки малого и среднего бизнеса это стало возможным: под залог имеющейся у вас интеллектуальной собственности можно получить кредит по ставке до 8,5% годовых. (Постановление)
Вы сможете улучшить бухгалтерскую отчётность перед проведением аудита. А это, в свою очередь, привлечёт больше потенциальных инвесторов.
Выход на IPO для привлечения инвестиций. Перед появлением на публичном рынке вы должны осознавать реальную ценность компании и грамотно преподносить это другим. Другими слова, ваша фирма должна быть привлекательной изнутри, а в этом не обойтись без оценочных мероприятий.
Расширение бизнеса через продажу франшизы или лицензии. Цена франшизы может быть больше, если у вас есть отчёт оценщика о стоимости товарного знака.
План действий для увеличения капитализации:
регистрируете патент на сайт;
ставите его на баланс;
получаете отчет оценщика с оценкой доходным методом;
увеличиваете чистые активы за счет НМА.
Учимся на чужих ошибках: почему бизнес терпит убытки?
Российский бизнес мог бы зарабатывать на 5 трлн рублей в год больше, если бы уделял достаточное внимание интеллектуальной собственности. Об этом сообщает ассоциация IPChain и НИУ ВШЭ. Так, упущенные доходы от экспорта объектов, права на которые не охраняются, оценивается в 2,2 трлн руб., а ущерб производственной отрасли из-за некачественной работы с ИС – 3,5 трлн руб.
Основной барьер для развития рынка интеллектуальной собственности – это отсутствие системного подхода к работе с ней. Доля интеллектуальной собственности в структуре активов даже крупнейших компаний в России (КАМАЗ, Северсталь и др.) не превышает 12%.
Для того, чтобы вывести бизнес на новый уровень дохода и создать доверие потребителей к бренду, необходимо убедиться в том, что вы используете все доступные вам способы защиты своих активов и оцениваете их по реальной стоимости. Потерять свою уникальность – интеллектуальную собственность – легко, а вот восстановить её уже намного сложнее.
Зарегистрируйте её и примите к учёту как можно скорее, чтобы реализовать максимальный потенциал и не дать другим вас опередить.