можно ли запатентовать ноу хау

Секрет производства (ноу-хау): правовой статус

можно ли запатентовать ноу хау

Ведущий юрисконсульт ООО «ЯНДЕКС»

специально для ГАРАНТ.РУ

Настоящая колонка посвящена обзору секрета производства (известного также как ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности в понимании российского законодательства и в срезе российской судебной практики. В статье рассматривается правовой статус секрета производства, отдельные аспекты режима коммерческой тайны в отношении такого объекта, особенности реализации права распоряжения им, ситуации, при которых у такого результата интеллектуальной деятельности могут быть несколько независимых правообладателей.

Периодически юридическому сообществу становится известно о судебных процессах в отношении информации, являющейся секретом производства (например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016). Иногда такие судебные споры становятся следствием перехода сотрудника из одной организации в другую, когда в связи с трудовой деятельностью на предыдущем месте работы ему стал известен секрет производства, в отношении которого был введен режим коммерческой тайны, а работник (например, ввиду недобросовестности или в корыстных целях) разгласил его коллегам на новом месте работы.

Поскольку для судебной практики секрет производства, как объект споров сторон, не такое частое явление и нередко возникают вопросы относительно его правового статуса, разграничения с понятием коммерческой тайны, целью данной колонки является освещение правового статуса секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности и его соотношение с коммерческой тайной.

Понятие секрета производства

Секрет производства как результат интеллектуальной деятельности знаком действующему российскому законодательству, что нашло свое закрепление в главе 75. «Право на секрет производства (ноу-хау)» Гражданского кодекса. Понятие секрета производства приведено в ст. 1465 ГК РФ следующим образом: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».

Двойное именование обсуждаемой категории результатов интеллектуальной деятельности (как секрет производства, так и ноу-хау) объясняется тем, что ноу-хау – это результат калькирования в отечественное законодательство термина know-how из англо-саксонского права. Дословно его можно перевести как «знать-как» (то есть под этим понимаются знания практического или технического характера, ставшие известными в результате опыта или исследования). И в целях гармонизации отечественной нормативно-правовой базы праву иностранных государств (в том числе и для защиты отечественных обладателей секретов производства) было введено такое дополнительное обозначение к термину секрет производства.

В качестве сведений, составляющих секрет производства, В. Никитин выделяет следующие 1 :

Этот перечень не является исчерпывающим, и в перечень таких сведений могут входить и иные сведения.

В качестве конкретных примеров секрета производства можно вспомнить процесс создания гидроизолирующего материала «Пенетрон», химического состава напитка «Кока-Кола», техническую документацию по блокам подготовки газа автоматический БПГА «Исток-1» (по последнему примеру см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2017 г. № Ф06-15816/2016 по делу № А65-7789/2016).

Однако не все такие сведения могут быть признаны секретом производства. Пункт 2 ст. 1465 ГК РФ определяет, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)

Правовая охрана секрета производства выражается в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, в виду чего обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования и распоряжения любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений (см. п. 1 ст. 1466 ГК РФ).

Ввиду этого, если лицо неправомерным образом получит информацию, представляющее собой секрет производства ее обладателя, и это станет причиной нарушения исключительного права такого обладателя, последний будет вправе защищать свои нарушенные права всеми допустимыми с точки зрения закона средствами, добиваясь устранения такого нарушения.

Однако если лицо добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства стало обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, такое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Такая норма позволяет сделать вывод о том, что у секрета производства может быть несколько независимых обладателей, если каждый из них правомерно и отдельно от других смог в силу опыта, знаний либо исследований достигнуть того информационного результата, который представляет собой соответствующий секрет производства.

В то же время, наличие этой нормы позволяет говорить о том, что законодатель, в целях развития и стимулирования инноваций и конкуренции (в первую очередь, в промышленной сфере деятельности), тем самым позволяет различным лицам получить правовую охрану на один и тот же, по сути, секрет производства.

При этом, законодательно определено, что правовая охрана в отношении секрета производства (в виде предоставления его обладателю в отношении него исключительного права на секрет производства) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ). Как только конфиденциальность сведений, составляющих секрет производства, утрачивается, исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. При этом если обладатель такого секрета производства пожелает прекратить его правовую охрану путем правомерного раскрытия конфиденциальной информации, составляющей секрет производства, законодательно он не обязан уведомлять иных обладателей такого секрета производства о своем решении и наступающих вследствие этого правовых последствиях и тем более согласовывать с ними такие свои действия.

Сведения могут считаться конфиденциальными, если в отношении них введен режим коммерческой тайны. Этот вывод сделан на основании п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», который изложен следующим образом: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».

Соответственно, чтобы обладатель информации мог считать такую информацию своим секретом производства, он должен принять все необходимые меры, чтобы в отношении такой информации действовал режим коммерческой тайны, который предусмотрен положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». При отсутствии режима коммерческой тайны лицензионный договор на секрет производства может быть признан незаключенным (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2017 г. по делу № А40-137995/2016).

Распоряжение правами на секрет производства

Помимо такого своеобразного вида распоряжения исключительным правом на секрет производства, как совершение действий по раскрытию сведений, составляющих его содержание (то есть досрочное прекращение исключительного права), обладатели вправе также передать (произвести отчуждение) исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне (ст. 1467 ГК РФ) или предоставить другой стороне право использования (лицензию) соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (ст. 1468 ГК РФ).

И если в отношении отчуждения исключительного права следует, главным образом, иметь в виду положения п. 2 ст. 1467 ГК РФ, согласно которым при отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства (то есть чтобы прежний обладатель исключительного права, после получения вознаграждения за секрет производства, не обнулил коммерческую ценность переданного секрета производства путем разглашения его содержания, и тем самым лишил выгоды нового обладателя), то про лицензионный договор можно рассуждать более подробно.

Лицензионный договор на ноу-хау

Как и в случае с отчуждением исключительного права на секрет производства, к отношениям сторон по лицензионному договору также применимы ограничения относительно разглашения информации. Так, согласно ст. 1469 ГК РФ, лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Это объясняется той же необходимостью сохранить коммерческую ценность секрета производства в случаях, когда лицензиат перестал быть связан условиями такого лицензионного договора. И чтобы у него не было соблазна раскрыть сведения, составляющие секрет производства, по истечении срока действия договора (и тем самым причинить вред действующим обладателям такой информации), полагаем, на этот случай и предусмотрено данное законодательное ограничение.

Если говорить про срок действия лицензионного договора, то ГК РФ не устанавливает определенные требования к нему. Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. Однако если срок в договоре не конкретизирован, то за каждой из сторон законодательно закреплено право на односторонний отказ от договора с обязательным условием предварительного предупреждения другой стороны об этом в срок не позднее, чем за 6 месяцев до даты вступления такого отказа в силу (ст. 1469 ГК РФ). При этом, стороны вправе закрепить в договоре иной, более длительный срок такого предварительного уведомления.

Лицензия на использование секрета производства может быть предоставлена в том числе и в рамках договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ, Решение Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) № 2-2216/2017 2-2216/2017

В целом, можно говорить о том, что такой правовой институт, как секрет производства, нашел определенное правовое закрепление в действующем законодательстве, что позволяет обладателям сведений, составляющих секрет производства, в полной мере реализовывать свои правомочия относительно такого объекта интеллектуальных прав и защищать такие свои права в судебном и внесудебном порядке на основании действующей нормативно-правовой базы.

Высказанные в настоящей статье суждения являются личным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией ООО «ЯНДЕКС».

Источник

Патентные войны: как защитить свои идеи и разработки от копирования?

можно ли запатентовать ноу хау

Как сохранить уникальность бизнес-идеи, в чем различия между авторским и патентным правом, как пресечь недобросовестные действия со стороны конкурентов и инвесторов и не допустить утечку секретных сведений из компании, рассказывают специалисты по защите интеллектуальной собственности, эксперты по авторскому праву Наталья Калина и Владимир Зимин.

Наталья Калина, генеральный директор юридической компании «Ваш правовой помощник»:

Так как идея не является объектом авторского права, законом охраняется не идея сама по себе, а метод ее воплощения в жизнь. Идею саму по себе защитить от копирования нельзя, иначе у нас бы существовал только один веб-сайт, на котором пользователи могли рассказывать о себе, общаться, делиться новостями и обсуждать их. Или, например, был бы только один сайт по бронированию отелей. Но поскольку охраняется конкретная реализация идеи, у нас есть Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и другие социальные сети.

Безусловно, быстрая реализация уникальной идеи дает определенную гарантию того, что вы успеете развить бизнес и получить прибыль еще до того, как у вас появятся конкуренты (внешние, которые скопируют идею в целом, или внутренние, которые идею «украдут» со всем содержимым). Но повторюсь: защитить вы сможете именно метод реализации идеи, а не саму идею.

К сожалению, не существует методов защиты идеи (в части способа реализации), когда на самом первом этапе ее реализации вы общаетесь с любыми третьими лицами и эту идею раскрываете. Поэтому на переговорах с инвесторами перед вами стоит непростая задача: не рассказать всего, но и не отпугнуть инвестора.

Есть механизм защиты информации через признание ее коммерческой тайной или заключение соглашения о неразглашении. Можно попробовать пойти этим путем, но, насколько такой путь может быть эффективен, необходимо смотреть в каждом конкретном случае. С моей точки зрения, российское законодательство не дает четких гарантий для защиты информации.

Потенциально возможно «воровство» идеи со стороны инвесторов, но если инвестор профессиональный, ему, скорее, будет интересно именно инвестировать в воплощение идеи ее автором, а не воплощать ее самому или искать кого-то, кто будет воплощать чужую идею. Беречь свои наработки, безусловно, нужно и от конкурентов.

Конкретные объекты, которые уже созданы, сохранить легче, чем те, которые у вас в голове. Так, если у вас есть дизайн сайта, он будет защищаться авторским правом вместе с содержанием. Конкретную информацию и изображения защитить легче, чем саму идею «я хочу сделать сайт про то, как делать букеты».

Существует путь разделения обязанностей между сотрудниками, когда часть функций передается внешним лицам, тогда никто в компании не будет знать всех нюансов идеи. Если процесс разбить на части, это существенно затруднит его заимствование, но насколько это облегчит вашу собственную работу? Думаю, что такая идея хороша для шпионов, но не для бизнесменов. Представляется, что если какой-то объект охраняется законом, то нужно грамотно оформить такой объект (если такое оформление возможно и нужно) и уведомить об этом заинтересованных лиц. В данном случае, скорее всего, подойдет режим коммерческой тайны, например.

Бизнес-план не относится к изобретению или полезной модели в том значении, которое придается этим понятиям Гражданским кодексом РФ, но потенциально может содержать информацию об этих объектах интеллектуальных прав. Что касается ноу-хау, то ст.1465 ГК РФ определяет этот объект интеллектуальной собственности как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Соответственно, при соблюдении указанных выше условий бизнес-план потенциально может быть признан ноу-хау, но настоятельно рекомендую обратить внимание на то, что исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. И, конечно, бизнес-план, скорее всего, будет считаться объектом авторского права, но обратите внимание, что в данном случае он будет защищаться как литературное произведение.

Владимир Зимин, ведущий эксперт ООО «Центр экспертизы интеллектуальной собственности»:

Не существует универсальных ответов на вопрос о том, какой способ правовой охраны является лучшим и что делать при возникновении любой идеи. Необходимо всякий раз проводить тщательный анализ любой задумки и принимать решение об охране в том или ином режиме по каждому конкретному объекту.

К сожалению, на бытовом уровне под авторским правом часто подразумевают всю систему законодательства о правовой охране интеллектуальной собственности. На самом деле, авторское право — лишь небольшая часть права интеллектуальной собственности, которое во много раз шире.

Авторское право охраняет лишь произведения науки, литературы и искусства (картины, книги, музыку и так далее), при этом оно не защищает суть, не охраняет смысл этих произведений, ограничиваясь лишь их формой. Иными словами, защищается законом лишь сам текст книги, но не ее сюжет, внешний вид скульптуры, но не сама поза статуи.

Однако законодательство предоставляет широкий выбор форм охраны идей, который не ограничивается лишь авторским правом. Так, например, чрезвычайно интересными являются объекты патентных прав, в частности, изобретения. Изобретением считается техническое решение в любой области, относящееся к устройству, веществу или способу. Патентное право, в отличие от авторского, охраняет именно суть объекта, его смысл и назначение, а не внешнее выражение. В случае если патент получен, например, на какой-либо новый двигатель внутреннего сгорания, охраняться будет именно идея, то есть не конкретный изготовленный механизм, лежащий на складе, а принципы его работы, его составные части и их взаимосвязь. Производство аналогичных устройств будет являться незаконным. Однако изобретениями являются именно технические решения. Так, например, можно запатентовать способ изготовления лекарства, но охранять способ ведения бизнеса невозможно.

Выбор способа охраны зависит от типа самой идеи. Если была создана новая технология производства продукции или изобретено новое устройство, необходимо в полной тайне подать заявку на изобретение, а уже затем проводить презентации и вести переговоры. Если придуман новый дизайн автомобиля или мебели, можно подать заявку на выдачу патента на промышленный образец, если придуман оригинальный слоган или логотип — заявку на товарный знак. После подачи заявки фиксируется приоритет, поэтому даже в том случае, если недобросовестный инвестор после раскрытия вами информации подаст заявку, он получит отказ.

Если же вами предлагается новый метод ведения предпринимательской деятельности или другой неохраняемый в качестве изобретений объект, вы можете охранять его в качестве ноу-хау, введя режим коммерческой тайны. В этом случае перед проведением переговоров необходимо будет подписывать соглашение о неразглашении информации, полученной в ходе переговоров, и проводить их в конфиденциальном порядке.

Недобросовестные действия возможны с любой стороны. Да, существует определенная этика, однако вряд ли конкурент или недобросовестный инвестор, услышав потрясающую идею создания двигателя с КПД 99,9%, в случае неудачных переговоров, решит забыть о ее существовании и займется чем-то другим. Вполне возможно, что злоумышленник не станет патентовать тот или иной объект, а просто будет производить подобную продукцию, что автоматически перекроет вам возможность получения патента, так как изобретение обязательно должно быть новым.

Бытует легенда, что рецепт кока-колы знают лишь несколько человек, причем фрагментами, чтобы ни один человек не смог раскрыть полный рецепт приготовления напитка. Идея о том, чтобы никто не знал всю технологическую цепочку, далеко не нова.

Чем меньше людей обладают всей информацией о производственном цикле, тем меньше вероятность того, что эту информацию смогут заполучить конкуренты. Однако надо учитывать, что если конфиденциальные сведения по договору аутсорсинга передаются сторонней компании, то риски утечки возрастают, так как вы не можете знать, как устроена система сохранения коммерческой тайны на том предприятии и не работает ли там «шпион» конкурентов.

Можно обратиться к компаниям, предлагающим защиту идей от копирования за деньги. Все зависит от того, какие именно услуги они оказывают. Если это специализированная организация, занимающаяся оформлением и подачей заявок на товарные знаки и объекты патентного права, то почему нет? Самостоятельно подготовить необходимые документы и заполнить бланки довольно сложно. Ежегодно Роспатентом выносятся тысячи отказных решений именно по формальным признакам, то есть из-за неправильно заполненных документов. Если компания позиционирует себя как фирму по защите идей от копирования, то ее стоит остерегаться. Бездумно передав материалы подобной компании, вы рискуете потерять не только деньги, но и сами идеи, которые могут быть безнаказанно слиты конкурентам.

Бизнес-план в отдельных случаях может быть признан произведением, охраняемым авторским правом, однако от этого не будет ровным счетом никакого толку, так как в этом случае важна не красота звучания фраз и не литературный стиль, а сами идеи, лежащие в основе этого бизнес-плана.

Сведения, отраженные в бизнес-плане, целесообразнее всего охранять в качестве секретов производства (ноу-хау). Определение ноу-хау дано в статье 1465 ГК РФ. В него вполне укладываются и элементы бизнес-плана, содержащие сведения о способах осуществления предпринимательской деятельности.

В отличие от изобретений и многих других объектов, ноу-хау может охраняться практически бессрочно — до момента разглашения конфиденциальных сведений. Данным преимуществом в свое время воспользовались и авторы кока-колы, которая охраняется именно в режиме ноу-хау. Патент на изобретение действует лишь 20 лет с даты подачи заявки, после чего изобретение переходит в общественное достояние и может использоваться любыми лицами свободно. Если бы изготовители кока-колы раскрыли и запатентовали рецепт, то уже столетие напиток производился бы тысячами компаний без всяких отчислений автору, но сохранение сведений в абсолютной тайне позволяет компании десятки лет получать прибыль.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Приложение как бизнес-актив: как компании защитить свои разработки

Чтобы привлечь инвесторов и не дать украсть свои идеи

Софт, логотип или приложение — такие же активы, как грузовик или станок на заводе, только нематериальные. Их тоже можно поставить на баланс компании — тогда ее стоимость вырастет, и это может привлечь инвесторов.

В моей практике есть такой пример: владелец компании придумал новую технологию онлайн-продаж и запатентовал ее как изобретение. Технология стала нематериальным активом, или НМА. После этого он поставил нематериальный актив на баланс, отразил в отчетности и показал инвесторам. Тех заинтересовал бизнес с активами, и они дали деньги на запуск и развитие.

ИТ-стартапы могут пойти по этому пути — запатентовать свои разработки, поставить на баланс в виде НМА и увеличить стоимость компании. Расскажем, как это сделать.

Чтобы не запутаться

Запатентовать — значит получить охрану интеллектуальной собственности. Местами мы будем упрощать и вкладывать в это понятие разные процедуры, например получение патента, регистрацию программ и товарных знаков.

Нематериальные активы — это результат интеллектуальной деятельности без материальной формы. Например, сайт — его нельзя потрогать руками, но на нем можно зарабатывать.

Интеллектуальная собственность — это результат мыслительной деятельности. Например, программный код.

Правообладатель — тот, кто раньше всех отнес разработку в Роспатент. Часто правообладатель и автор — разные лица. Например, автором может быть работник, а правообладателем — компания.

Роспатент — ведомство, которое регистрирует интеллектуальную собственность. Правообладателям выдают патенты и свидетельства. Эти документы доказывают исключительные права на разработку и охраняют ее от копирования.

Зачем стартапу патентовать разработки

С помощью запатентованных разработок можно привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи. Еще патент поможет сдержать конкурентов. Рассказываем по порядку.

Представьте ситуацию: у компании есть запатентованная технология, которую оценили в 2 млн рублей. Если инвестор вложит еще один миллион, ему можно отдать треть уставного капитала — это доля в бизнесе.

Для получения дохода. Как и материальные активы, например офисы или машины, НМА продают или сдают в аренду. Можно распространять софт по подписке или передавать товарный знак по франшизе. Другие компании будут пользоваться разработками стартапа и платить за это.

Важный момент: если не зарегистрировать разработки в Роспатенте, а сразу начать ими торговать, то можно получить иск от клиентов — они пойдут в суд расторгать договор и возвращать деньги — и будут правы.

Так сделал ИП из Екатеринбурга. Он арендовал товарный знак у компании по ремонту обуви. ИП хотел открыть точку по франшизе под известным брендом. Но оказалось, что компания не была правообладателем — товарный знак принадлежал другой фирме. ИП пошел в суд и взыскал с компании 3 миллиона рублей — вернул деньги по договору и обязал выплатить проценты за незаконное пользование деньгами.

Решение Арбитражного суда Московской области № А41-4910/16 PDF, 225 КБ

Для юридической защиты идеи. Если запатентовать свою разработку в Роспатенте, на нее возникнет исключительное право — право разрешать или запрещать другим пользоваться этой идеей.

Представьте, вы построили дом, обнесли забором и никого не пускаете на территорию. Это ваша собственность, и вы ею распоряжаетесь. С запатентованной интеллектуальной собственностью будет то же самое — вы станете владельцем и будете делать с ней все, что захотите. При этом есть разница: похожих домов может быть много, а разработки уникальны, у них не должно быть копий — так работает закон об авторском праве. Если кто-то использует ваши разработки без разрешения, то нарушит закон. С ним можно поступить так:

Чаще всего правообладатели обращаются в суд и просят взыскать с нарушителя компенсацию.

По закону максимально можно взыскать от 10 000 Р до 5 000 000 Р либо двукратную стоимость контрафакта, но суды часто снижают изначально заявленную сумму. Например, «1С» выбрала двукратную стоимость контрафакта, но суд дал однократную.

Другой пример: компания «Сага» разработала и запатентовала софт для платежных терминалов. Потом обнаружила, что программу продают в интернете. Правообладатели обратились в суд и потребовали от нарушителя заплатить 5 млн рублей. Но суд взыскал только 1 миллион.

Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-225019/19-12-1779 PDF, 267 КБ

Иногда идеи нужно защищать от своих же сотрудников. В Южно-Сахалинске работник зарегистрировал корпоративную разработку на себя. Работодатель пытался оспорить регистрацию программы, но суд ему отказал. Администрация неправильно оформила документы с автором — доказать служебный характер произведения не получилось.

Для борьбы с конкурентами. Представьте, вы разработали софт, а другой стартап скопировал ваш код, зарегистрировал его в Роспатенте, запустил свой продукт и теперь на этом зарабатывает. Вы ничего не сможете сделать — конкурент первым запатентовал идею, значит, он — правообладатель.

Даже если вы не планируете запускать свой продукт в ближайшее время, можно запатентовать разработку и как бы застолбить ее за собой. Вернуться к ней можно через пару-тройку лет. Либо вообще не использовать разработку, но закрыть выход на рынок с таким решением для конкурентов. Такие ИТ-патенты называют блокирующими.

Для переговоров и тендеров. Патенты можно показывать партнерам, акционерам или участникам фирмы. Первые могут решить, что ваша компания — надежный и равный игрок. Возможно, патент поможет договориться о выгодных условиях сотрудничества. Для вторых интеллектуальная собственность — это набор активов, которые повышают рыночную стоимость бизнеса.

Иногда наличие свидетельства — условие для участия в госзакупках и тендерах. Если вы хотите продать госкомпании свой софт, его нужно внести в реестр российского ПО Минцифры и зарегистрировать как программу ЭВМ — электронно-вычислительной машины, то есть компьютера — в Роспатенте.

Важно: чтобы законно использовать интеллектуальную собственность в бизнесе, она должна стать нематериальным активом компании. Если этого не сделать, то привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи будет почти невозможно.

Как победить выгорание

Что может стать нематериальным активом

К нематериальным активам относится интеллектуальная собственность, которую принимают к бухгалтерскому учету.

ИТ-компании обычно относят к НМА:

Код компьютерной программы. Код — это набор символов, последовательность инструкций на языке программирования. По закону код — это объект авторского права. Как книга «Игра престолов» или диссертация про историю Средневековья. Код можно записать на диск, отнести в Роспатент, зарегистрировать и положить в архив. Компания получит свидетельство о регистрации и станет правообладателем программы. Процедура называется «Регистрация программы ЭВМ».

Код регистрируют даже небольшие компании разработчиков, для этого необязательно быть крупным бизнесом. Новосибирская «МувАпп» недавно зарегистрировала в Роспатенте приложение для виртуальных вечеринок Club Lighting. Теперь его поставят на баланс, разместят в Эпсторе и монетизируют.

Авторское право защищает только текстовую часть кода — последовательность знаков. На идею, концепцию, метод или принцип работы защита не распространяется. Чтобы было понятно: в романе «Игра престолов» под защитой 800 страниц текста, а не сюжет про средневековые войны и интриги дворян. Если кто-то перепишет код на свой лад, то ничего не нарушит. Но если сделает копию и будет пользоваться — можно идти в суд.

Алгоритм. Компьютерная программа сама по себе не считается изобретением, поэтому ее нельзя запатентовать.

Зато можно получить патент на ее алгоритм. Алгоритм как последовательность действий — это полноценное изобретение. Под алгоритмом понимают способ, метод, принцип действия или технологию, которые приводят к материальному результату.

Когда мы говорим про защиту кода, это авторское право, процедура в Роспатенте называется «Регистрация программы ЭВМ». Если мы говорим про способ, метод, принцип действия и технологию — это уже изобретение, на него получают патент. Это другая форма защиты интеллектуальной собственности.

Допустим, у нас есть новая технология производства стали. В ней заложена последовательность действий. Стальной слиток, который получится на выходе — материальный результат. Алгоритм его производства — изобретение. В мире ИТ примерно так же.

Например, «Яндекс» запатентовал способ одновременного показа двух различных типов содержимого: поисковой выдачи Яндекса и одного из выбранных вариантов этой выдачи. Экран браузера делится на два окна: в одном — поисковая строка с результатами по запросу, в другом — сайт, на который пользователь кликнул. Заявленный материальный результат — экономия энергии клиентского устройства. Вот как «Яндекс» изобразил это в виде алгоритма.

Не путайте алгоритм с кодом. Патент не защищает код программы как совокупность символов. Для регистрации алгоритма как изобретения код вообще не нужен. Он — лишь пример реализации изобретения. Один алгоритм можно прописать на разных языках программирования. Код будет отличаться, а результат одинаковый.

Запатентовать можно только тот алгоритм, который одновременно выполняет три требования:

Юристы сравнивают алгоритмы с другими запатентованными технологиями, подробно описывают суть изобретения, его технический результат и формулу. Получается большой документ со схемами-чертежами, объяснением терминов и множеством сложных формулировок, непонятных обычному человеку.

Но многостраничные описания не гарантируют результат. Эксперты Роспатента сравнивают заявку с изобретениями со всего мира и, если найдут совпадения, откажут в выдаче патента. В то же время выданный патент не гарантирует защиту алгоритма в суде.

Был случай: человек запатентовал изобретение «Способ и система определения местоположения объекта на территории». Потом узнал, что другая компания использует его в мобильном приложении сервиса по доставке еды. Изобретатель пошел в суд, чтобы взыскать компенсацию, но первая инстанция, а затем и апелляция ему отказали. Судьи отталкивались от результатов двух экспертиз.

Первая сказала, что в законодательстве нет критериев, по которым можно оценить сходства технических решений. Иными словами, не всегда возможно достоверно сказать, украден алгоритм или придуман другим человеком.

Вторая экспертиза сделала вывод, что сервис ответчика работает иным образом, чем запатентованное изобретение истца.

Вывод: нужно еще будет доказать, что именно ваш алгоритм украли. Сам факт наличия патента на изобретение еще ни о чем не говорит.

Апелляционное определение Мосгорсуда № 33-45294/2019 PDF, 92,2 КБ

Устройство с программой. Если софт работает на устройстве, можно запатентовать их вместе как программно-аппаратный комплекс, или ПАК. Допустим, мы написали простую игру и упаковали ее в портативную консоль. Получился тетрис — это программно-аппаратный комплекс — то есть устройство вместе с программой.

Другой клиент запатентовал систему уведомлений для смартфонов. Когда человеку приходит сообщение, на экране появляется анимированный персонаж. Взаимодействуют несколько элементов: смартфон отправителя, мобильная сеть, смартфон получателя и установленный на нем виджет. Так как задействовано устройство вместе с программами, значит, это программно-аппаратный комплекс.

Устройство с софтом можно запатентовать как изобретение или как полезную модель.

Изобретение оформить сложнее и дороже, но оно защищает от плагиата каждый элемент программно-аппаратного комплекса. Если запатентовать тетрис как изобретение, то патент будет защищать и игровую консоль, и программу, которая воспроизводит игру. Но придется доказать, что каждый элемент ПАКа — изобретение.

Полезную модель запатентовать проще и дешевле. Но под защитой будет вся система, отдельные элементы патент не охватит. Если мы оформим тетрис как полезную модель, а кто-то украдет нашу консоль и запустит на ней свою игру, то он ничего не нарушит.

Дизайн интерфейса. Отдельно от алгоритма и ПАКа можно запатентовать дизайн интерфейса программы.

Комбинацию элементов на экране и графики оформляют как промышленный образец. Этот вид патента охраняет уникальный внешний вид:

Например, «Эпл» запатентовала дизайн «Аймесседж». Объект патента — форма облачков с маленьким хвостиком у последнего сообщения.

У «Фейсбука» есть патент на дизайн раскрывающегося окна, куда упакованы все анимированные смайлы. Это отдельный элемент интерфейса, который запатентован в США, но охраняется по всему миру.

При подаче патентных заявок нужно быть гибким. Заявки составляют так, чтобы при разработке нового дизайна и интерфейса его можно было вписать в старые параметры. Иначе придется использовать чужие разработки или запатентовать новый интерфейс.

Иногда интерфейс программы — это не только комбинация иконок и графики, а оригинальный способ взаимодействия пользователя и устройства. Например, экран смартфона — это интерфейс, с его помощью человек взаимодействует со смартфоном. Экран приложений — тоже интерфейс, через него человек управляет программой. Если такой интерфейс будет оригинальным, его можно запатентовать уже как изобретение, а не как промышленный образец.

Поясню разницу. Изобретение защищает интерфейс 20 лет, а промобразец — 5. Если взять тот же интерфейс и перекрасить его, то промышленный образец не защитит от такого воровства. А изобретение — может, потому что важно расположение элементов, а не дизайн.

«Яндекс» так зарегистрировал интерфейс рекомендации контента в браузере. С помощью жестов пользователь управляет программой, та считывает жесты, выполняет визуальные переходы и рекомендует контент по предпочтениям пользователя. Изобретение в этом случае — визуальный интерфейс как способ взаимодействия пользователя и браузера, который умеет считывать жесты.

Сайт и его содержимое. По закону сайты — это «составные произведения». Например, команда фронтенда, которая отвечает за то, как сайт выглядит, собирает отдельные материалы вместе и в результате получается интеллектуальная собственность. Как сборник сочинений или энциклопедия.

Веб-сайт всегда содержит комбинацию охраняемых элементов. Например, у каждой страницы есть HTML-код — его можно записать на диск и зарегистрировать в Роспатенте. Так же, как программу для ЭВМ. Если кто-то скопирует код, можно взыскать до 5 млн рублей.

Все содержимое сайта — это объекты авторского права, их тоже можно защитить. Процедура называется депонирование. Тексты, иллюстрации, видео, авторские шрифты и сам сайт как произведение депонируют в российских авторских обществах. Можно сохранить сайт на диск, отнести в такую организацию и получить свидетельство.

Еще у сайта есть доменное имя. Сам по себе домен — неохраняемый результат интеллектуальной деятельности. Доменное имя можно зарегистрировать, но нельзя запатентовать и поставить на баланс. Адрес сайта нельзя превратить в нематериальный актив. Но можно защитить.

Писать в домене niob-fluid.ru может только компания «НИОБ ФЛУИД С.Р.О.» — она зарегистрировала товарный знак NIOB FLUID. Если кто-то другой использует в домене это название, сайт могут отобрать через суд.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края № А32-17772/2020 PDF, 436 КБ

Название, логотип или слоган. Это текст, рисунок или комбинация из текста и рисунка, которые помогают отличать продукты одной компании от другой. Их регистрируют в Роспатенте как товарные знаки. ЦИАН зарегистрировал как товарный знак название сайта, логотип и слоган. Так компания защищает репутацию и запрещает другим получать выгоду от использования своего бренда.

Роспатент регистрирует только уникальные товарные знаки, которые обладают «различительной способностью» и не похожи «до степени смешения» на другие. Перед регистрацией эксперты проверяют знак по всем реестрам и базе Роспатента. Если найдут совпадения, в регистрации откажут.

Но уникальность — только один из критериев, оснований для отказа в регистрации больше десяти. Например, нельзя зарегистрировать слово, которым потребители обозначают конкретный вид товара — порошок, кофе, клавиатура. Если попасть хотя бы в одно из оснований для отказа, товарный знак придется переделывать, а заявку — подавать заново.

Ноу-хау подойдет для идей, которые нельзя запатентовать, но хочется защитить от конкурентов. Допустим, вы написали скрипт, который собирает данные о пользователях приложения. Идея не новая — таких скриптов сотни. Но вы не хотите, чтобы софт попал в руки конкурентов. Оформить его как ноу-хау — подходящее решение.

«Макдональдс» не патентует рецепт котлет из гамбургеров, потому что его вообще нельзя запатентовать — в нем нет никакого технического решения. Зато этот рецепт держат в секрете: оформили как коммерческую тайну и установили штрафы за разглашение.

Ноу-хау не нужно нигде регистрировать или патентовать. Любую разработку, идею или информацию при желании можно оформить как секрет производства.

Скажем, у вас есть уникальная рецептура, закрепленная в технологических регламентах. Складываете ее в папку, ставите гриф «коммерческая тайна», и ваши наработки под замком. Их никто не опубликует и нигде не получится прочитать.

Если работник разгласит коммерческую тайну, то с него можно будет взыскать ущерб. Еще его можно будет уволить за разглашение коммерческой тайны и привлечь к уголовной ответственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *