можно ли запатентовать фразу

Запатентовать фразу

Можно ли запатентовать фразу? Этот вопрос интересует многих из нас поскольку, как известно, вначале было слово. Все в этом мире имеет свое наименование, звуковое отображение. Если вам удалось не просто придумать какую-либо уникальную фразу, а такое предложение, которое наиболее точно отображает суть вашего бизнеса и нигде ранее не использовалось, то получить патент на него – самое правильное решение! Ведь такая фраза, благодаря своей узнаваемости, поможет вывести бизнес на совершенно новый уровень доходности.

Кроме того, запатентованная фраза, либо словосочетание, будут находиться под охраной государства, и если кто-либо нарушит права на такую интеллектуальную собственность, он будет вынужден выплатить определенную сумму денежной компенсации.

Патент на слово, можно ли его получить?

Итак, было придумано какое-либо уникальное словосочетание, либо фраза, которая используется в бизнесе и помогает его популяризации. Чтобы ею не смогли воспользоваться конкуренты, на нее нужно получить патент, зафиксировать свои права на интеллектуальную собственность. Процедура совершенно аналогичная той, которая осуществляется при регистрации товарного знака.

Необходимо обратиться в ФИПС, пройти процедуру регистрации своих исключительных прав на интеллектуальную собственность. Сразу скажем, что сделать это самостоятельно, без помощи профессионалов, практически невозможно. Процедура патентования имеет массу тонких моментов, которые необходимо знать, чтобы избежать подводных камней, грозящих потопить патентование фразы. Помощь патентных поверенных обязательная!

Патентное бюро «ТЕХПАТЕНТ» предлагает помощь в патентовании не только фраз и словосочетаний, но и любых других объектов интеллектуальной собственности. Стоимость услуг можно узнать на этой странице сайта компании. Патентные поверенные работают уже не один десяток лет (опыт специалистов – более 30 лет в этой сфере услуг).

Запатентовать словосочетание или фразу, как это сделать?

Итак, чтобы запатентовать словосочетание или фразу в России, необходимо соблюдать нижеприведенный алгоритм действий:

На каждом этапе клиента будут сопровождать профессионалы – наши патентные поверенные, которые не просто помогут получить необходимое свидетельство о регистрации наименования, но и будут защищать исключительные права на него, во время всего действия патента (когда, и как продлевать, можно посмотреть на нашем сайте).

Источник

Регистрация известных выражений в качестве товарных знаков

можно ли запатентовать фразу

Около месяца назад в СМИ появилась новость о том, что Роскосмос подал заявку на регистрацию в качестве товарного знака известной фразы Юрия Гагарина «Поехали!» для товаров и услуг — в том числе, парфюмерии, алкогольной продукции, нижнего белья, письменных принадлежностей и даже материалов для пломбирования зубов, а также транспортных услуг и исследований в различных областях.

Заявку на регистрацию, кстати, Роскосмос подал еще в январе 2020 года, и в сентябре уже получил от Роспатента уведомление с дополнительными вопросами и уточнениями, о содержании которого остается нам только догадываться.

Причин для таких вопросов Роспатента может быть достаточно много. Начиная от совпадений по отдельным классам с уже зарегистрированными товарными знаками в виде словесного обозначения «Поехали!» (таких действующих товарных знаков, как минимум, два: один у «Первого канала» и один у «СпортЛото») — до вопросов относительно наличия различительной способности у обозначения для транспортных услуг.

А может, у Роспатента возник вопрос и в части того, что выражение «Поехали!» может охраняться как объект авторского права. Вот на этом любопытном вопросе и хотелось бы остановиться подробнее.

Что говорит закон

Нынешний год вообще как-то богат на интересные примеры регистраций различных выражений в качестве товарных знаков.

Так, в сентябре 2020 года «Газпром Нефть» подало заявку на регистрацию в качестве товарного знака высказывания популярного американского бизнес-тренера и писателя Тони Роббинса: «Успех — это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь». В это же время «Газпром Нефть» также решило попытаться зарегистрировать высказывание английского философа Джона Локка: «Правильно мыслить более ценно, чем многое знать», а также высказывание немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете: «То, что не начато сегодня — не закончить завтра».

Размышляя о возможности регистрации подобных выражений как товарных знаков, нужно иметь в виду положение пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, согласно которому в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, тождественное названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. То есть, если произведение является известным в России, то не может допускаться регистрация в качестве товарного знака его названия, персонажа или цитаты из него без согласия автора или иного правообладателя такого произведения.

В первую очередь, необходимо понимать, что в указанном подпункте идет речь именно о произведении как объекте авторского права. Перечень таких произведений, которые являются объектами авторского права, в соответствии с со ст. 1259 ГК РФ открытый. В этой же статье приводится и перечень того, что к таким произведениям не относится:

А также прямо указывается, что объектами авторского права не могут являться официальные документы, государственные символы и знаки, фольклор и сообщения о событиях и фактах, имеющих место в действительности.

Так фраза Гагарина «Поехали!» будет считаться цитатой из произведения, для использования которой нужно попросить согласие правообладателя? Как известно, Гагарин произнес эту фразу во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток», и вероятно, говорить о том, что произнесенные Гагариным перед стартом слова являются самостоятельным произведением, не получится.

Здесь как-то вроде и признака творческого характера нет, чтобы считать такие его слова произведением, да и произносить перед взлетом эту фразу Гагарин придумал не сам: согласно различным источникам, такую фразу вместо уставной «Экипаж, взлетаю» предпочитал использовать лётчик-испытатель Марк Галлай, методист и инструктор первого отряда космонавтов. Другой вопрос, что ставшая крылатой фраза стала использоваться в других произведениях: в припеве песни Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был» или, например, в документальном фильме И. Копалина «Первый рейс к звездам».

Но делает ли использование фразы, произнесенной Гагариным в этих произведениях, ее сразу той самой цитатой, для использования которой нужно согласие правообладателя? Полагаю, что нет, так как на деле такая отсылка к ней в произведениях является сообщением о фактах, которые, как помните, не являются объектами авторского права.

В случае использования строчки из песни Н.Добронравова «Он сказал: „Поехали!“. Он взмахнул рукой» целиком, вероятно, да, согласие правообладателя бы уже требовалось. Однако сама по себе фразу «Поехали!» не должна рассматриваться как цитата из какого-либо произведения, а соответственно, она и не подпадает под условие для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренное пп. 9 п.1 ст. 1483 ГК РФ.

Другое дело с выражениями, которые заявило на регистрацию «Газпром Нефть». Если в отношении высказываний И. Гете и Дж. Локка в случае признания их самостоятельными творческими объектами, вопрос с использованием решается довольно просто — срок охраны указанных выражений давно истек, то вот относительно фразы Тони Роббинса у Роспатента могут возникнуть вопросы. Фраза Тони Роббинса взята из литературного произведения его авторства «Книга о власти над собой», то есть она является цитатой из охраняемого авторскими правами произведения, что может стать основанием для отказа в регистрации обозначения.

Однако и здесь есть нюанс, пп. 9 п. 1 ст. 1483 ГК РФ говорит не просто о цитате из произведения, а именно из произведения, известного в России на дату подачи заявку на регистрацию товарного знака. То есть согласие на регистрацию товарного знака необходимо только от правообладателя, чье произведение на территории России все знают, или, как минимум, знают эксперты Роспатента, которые проводят экспертизу обозначения. При этом понятие известности произведения или каких-то критериев для ее определения законом нигде не закреплено — и вероятнее всего, этот вопрос решается по субъективному усмотрению экспертов.

Помимо того, Суд по интеллектуальным правам в своей практике придерживается позиции, что «для того, чтобы признать факт использования именно цитаты, должно быть установлено, что она узнаваема как часть конкретного произведения. Такая узнаваемость также зависит от степени известности произведения» ( Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 28.01.2019 по делу № СИП-199/2018).

То есть, даже если произведение на территории России вроде бы и известно, то может оказаться так, что конкретная цитата оттуда такой известностью обладать не будет.

По-видимому, согласие правообладателя произведения может требоваться для осуществления регистрации товарного знака, если такая цитата стала крылатым выражением или просто много транслируется и ассоциируется именно с конкретным известным всем в России произведением.

Если Роспатент при проведении экспертизы такого обозначения посчитает, что все-таки цитата является узнаваемой частью известного на территории России произведения, он должен указать в уведомлении, которые направляются заявителям в ходе регистрации товарного знака, на необходимость предоставления согласия правообладателя на ее использование или попросить представить заявителя свои аргументы относительно того, что заявляемое обозначение не является известной цитатой. А что, если эксперты Роспатента не обратят внимание, что на регистрацию заявляется вообще выражение, которое принадлежит какому-то конкретному автору?

В заявках «Газпром Нефти», например, вовсе отсутствует указание на то, что заявляемое обозначение является кому-то принадлежащим выражением. И представим, что эксперты не воспримут это как цитату и даже не будут задумываться об известности или неизвестности ее, не исследуют этот вопрос и не попросят каких-либо уточнений у заявителя, а просто дадут зеленый свет регистрации. В таком случае заинтересованное лицо, которым в данном случае может являться как раз-таки правообладатель произведения, может обратиться с возражением против предоставления правовой охраны обозначению.

Согласно ст. 1512 и 1513 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку, если она была предоставлена без учета требования о согласии правообладателя для регистрации цитаты из известного произведения, может быть оспорено заинтересованным лицом в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак. Подавая такое возражение правообладателю, правда, предстоит доказать, что его произведение является известным в России, а использованная цитата тоже узнаваема и ассоциируется именно с этим произведением.

Кроме этого, правообладатель еще и в ходе регистрации товарного знака может также направить в Роспатент письмо, в котором он может привести свои доводы, что регистрация не должна допускаться, так как используется известная цитата, и эти доводы будут учитываться Роспатентом при принятии решения о регистрации. Впрочем, отчего-то я сомневаюсь, что Тони Роббинс и его представители вообще догадываются о том, что его фразу хотят зарегистрировать в качестве товарного знака на территории России и будут принимать какие-то активные действия для препятствия такой регистрации.

Про авторские права

При использовании известных выражений как товарных знаков возникает еще один интересный вопрос: а что происходит с соблюдением прав авторов таких охраняемых цитат после такой регистрации? Если выражение было зарегистрировано в качестве товарного знака, автор такого выражения может привлечь лиц, использующих такой товарный знак без согласия автора, к ответственности, пока охрана такого товарного знака не прекращена? А неуказание имени автора выражения при использовании зарегистрированного товарного знака является нарушением личных неимущественных прав автора?

В данном случае мы имеем дело с так называемым пересечением режимов охраны объектов интеллектуальной собственности. С одной стороны, у нас есть товарный знак с одним правообладателем, с другой стороны, объект авторского права — с другим правообладателем. И если правообладатель уже зарегистрированного товарного знака нарушает права автора произведения, чья часть и используется в таком товарном знаке, то кажется, что автору должна предоставляться соответствующая защита. Особенно с учетом того, что доступная автору защита путем направления возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку может работать только, если автор докажет, что его произведение известно на территории России, в то время как отсутствие известности произведения на территории России не может являться основанием для отказа в защите его авторских прав.

Даже в случае, если произведение не рассматривается как известное на территории России, а отдельная цитата или название произведения могут рассматриваться как самостоятельные результаты творческого труда, автору такого произведения должна предоставляться возможность защиты его авторских прав по отношению к правообладателю товарного знака.

Правда, может возникнуть проблема с исполнением требования автора о запрете использования части его произведения, которая зарегистрирована как товарный знак: у правообладателя товарного знака ведь есть свое исключительное право и возможность использовать его по своему усмотрению, а такой запрет фактически исключительное право ограничит, да и вообще сделает бессмысленным само существование такого товарного знака.

Что касается прав авторства, то кажется, что сама по себе подача заявки в Роспатент на регистрацию выражения без ссылки на автора уже является нарушением такого личного неимущественного права автора. И также кажется, что при использовании товарного знака, содержащего часть произведения автора, без указания его имени, такой автор тоже может требовать указывать свое имя и привлечь правообладателя к ответственности за нарушение личного неимущественного права, даже если его произведение не является известным на территории России. По крайней мере, такой подход будет справедливым, и не позволит правообладателю товарного знака получить монополию на использование чужой и фактически присвоенной части произведения автора.

Таким образом, действительно, допускается регистрация известных выражений в качестве товарных знаков, с единственным необходимым требованием о предоставлении согласия правообладателя в случае, если выражение является узнаваемой цитатой известного на территории России произведения. Не совсем четкие критерии определения такой узнаваемости могут привести к тому, что будет осуществлена регистрация товарного знака в отсутствие согласия автора произведения и правообладатель товарного знака фактически получит возможность свободно использовать часть чужого произведения.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, предполагается, что в любом случае автору произведения должна предоставляться возможность защиты его авторских прав против правообладателя товарного знака.

А следить за судьбой регистрации заявленных «Газпром Нефтью» и Роскосмосом обозначений будет очень и очень занятно.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Как защитить изобретение с помощью патента

И когда патент не сработает

Представьте, что вы изобрели летающий пылесос и не хотите, чтобы технологию украли. Для этого нужен патент.

Я юрист по интеллектуальной собственности. Мне доводилось патентовать самые разные изобретения — от зажигалки-спиннера до состава для цементирования радиоактивных отходов. Я слышал десятки мифов о патентовании и каждые пару недель отвечаю на одни и те же вопросы.

Есть изобретатели, которые думают, что для того, чтобы запатентовать устройство, нужно сначала изготовить образец изделия и отправить его в Роспатент. Другие публикуют статьи в научных сборниках, а о патентовании вспоминают, когда уже слишком поздно. А кто-то до сих пор считает, что существует некий всемирный патент.

Давайте разберемся, как всё это работает на самом деле.

Коллеги, простите

Мы с вами знаем, что право интеллектуальной собственности — одна из самых сложных и неоднозначных юридических отраслей, поэтому местами я буду упрощать. Мне тоже больно слышать фразы вроде «продать патент», но здесь так надо.

Изобретатели, прочтите хотя бы это. Пожалуйста

При патентовании изобретения правильный порядок действий такой:

Если сделать наоборот, вашу разработку сможет запатентовать кто-то другой и доказать свое авторство будет практически невозможно. Получение патента занимает много времени, но для защиты роль играет дата подачи заявки: патент выдается тому, кто подал ее первым.

Вкратце это выглядит так: вы описываете в патентной заявке ваше изделие — из чего оно состоит, как работает, какой результат дает и чем отличается от существующих. Подаете заявку в Роспатент, там по ней проводят экспертизу, задают уточняющие вопросы и выдают патент.

Патентуется не просто идея, а конкретное техническое решение, которое эту идею воплощает в жизнь: устройство, вещество, способ. Чтобы получить патент, решение должно быть новым для всего мира и давать объективный технический результат. Идею летающего пылесоса патентом не защитить, а конструкцию конкретного летающего пылесоса — может быть.

При этом создавать сам пылесос не обязательно. Никаких образцов и примеров работающих устройств для патентования не нужно: весь процесс происходит на бумаге, а у нормальных специалистов — еще и в электронном виде.

Всё, изобретателей отпускаю.

Теперь разберемся, как всё это работает.

Польза патента

Главное, что дает патент, — это монополия на производство и продажу в стране технического изделия. Когда у вас есть патент, никто другой не имеет права продавать описанное в нем устройство. С нарушителя можно через суд взыскать компенсацию до 5 млн рублей и заставить его уничтожить контрафакт. Когда у вас нет патента, может оказаться, что он есть у кого-то другого, — и тогда нарушителем станете вы сами.

Патент — это нематериальный актив, его можно оценить и поставить на баланс компании. Это особенно полезно, когда компании важно выглядеть более дорогой: например, при общении с кредиторами и инвесторами или перед выходом на биржу.

Патент можно «продать» или «сдать в аренду». При этом вы передаете покупателю право использовать устройство в соответствии с патентом. При «продаже» вы передаете исключительное право и больше не можете сами использовать устройство. При «сдаче в аренду» исключительное право остается у вас, а покупатель временно использует устройство по лицензии.

В обоих случаях без патента сложно. Если вы не зарегистрировали право на изобретение, то не можете его передать, потому что передавать нечего. Теоретически обойти это можно: скажем, передачей технической документации или изобретением устройства по договору. Но это очень ненадежный вариант. Как минимум всегда остается риск, что объявится настоящий правообладатель с патентом.

Когда патент есть, отношения становятся проще: вы можете полностью передать право на патент покупателю или разрешить использовать патент какое-то время. В договоре при этом достаточно будет указать номер патента, а сам договор зарегистрировать в Роспатенте, чтобы сделка вступила в законную силу.

Патент — это еще и маркетинговый инструмент. С ним в рекламе можно заявить, что у вас не просто палки-копалки, а инновационные палки-копалки, созданные лучшими учеными мира на основе новейшей запатентованной технологии. И ФАС не оштрафует.

А для ученых патент — это зачастую главный показатель работы. Он подтверждает, что изобретение новое и доселе невиданное. Поэтому аспирантов просят подавать заявки, ведь эффективность вузов измеряют по количеству полученных патентов, а на научных конкурсах отчитываться за гранты просят поданной патентной заявкой.

Но запатентовать можно не всё.

Что нельзя запатентовать

Патентуется конкретное техническое решение, которое воплощает в реальность новую идею. На саму идею патент не дадут. Примерно раз в два месяца ко мне приходят изобретатели, которые хотят запатентовать усилитель мысли, летающую тарелку или атомную электростанцию нового типа. Техническое описание устройства или чертежи они не приносят. Все, что у них есть, — это пара карандашных набросков и несколько абзацев из Айзека Азимова. На основании таких данных ничего запатентовать не получится.

Кроме того, есть вещи, которые закон в принципе запрещает патентовать. Это изобретения, которые противоречат общественным интересам, гуманности и морали: например, способы клонирования человека и использования человеческих эмбрионов в промышленных целях. Правда, ко мне еще ни разу не приходил изобретатель, который хотел бы запатентовать что-то аморальное.

Зато часто с невозможностью патентования сталкиваются люди, которые хотят запатентовать то, что в принципе не относится к патентному праву, например рецепты блюд, правила игр или научные теории. Иногда хотят запатентовать то, что охраняется авторским правом: те же методики обучения или научные статьи. Но авторское и патентное право — разные вещи. Авторское право защищает что угодно от копирования, а патент — техническую суть устройств или их внешний вид.

Если вы разработали свою уникальную методику обучения детей — напишите об этом книгу, зарегистрируйте товарный знак и развивайте сеть под собственным брендом. Идите к успеху под защитой авторского права и товарного знака, патент вам не нужен.

Виды патентов

Технические решения патентуют по-разному: как полезную модель, как изобретение или как промышленный образец. Вид патента зависит от самого решения.

Патент на полезную модель выдают несложным устройствам, желательно в едином корпусе. В Советском Союзе полезную модель называли малым изобретением. Зубная щетка со встроенным дозатором, укороченный прицеп повышенной маневренности, спортивное полотенце с магнитом — это примеры типичных полезных моделей. Патентование модели занимает 5—10 месяцев, патент на нее действует 10 лет.

Патент на изобретение относится к технически сложным устройствам, способам, веществам и группам устройств, которые взаимодействуют между собой. Устройство и способ для определения октанового числа бензина с помощью ультразвука, состав для цементирования жидких радиоактивных отходов — это уже изобретения. К изобретению требования экспертизы строже, чем к полезной модели, а патентование занимает больше времени — примерно 10—15 месяцев. Зато сам патент действует 20 лет — в два раза дольше.

Патент на промышленный образец — это по сути патент на дизайн. Его можно запатентовать, если устройство отличается от других таких же только внешним видом. Патент на промышленный образец выдают на 5 лет, но его можно продлевать по простому заявлению — и так до 25 лет.

Иногда на одно устройство получают несколько патентов. Например, само устройство и способ его производства патентуют как изобретение, отдельные узлы — как полезные модели, а внешний вид — как промышленный образец. Между собой юристы называют такое патентование веерным. Его часто используют крупные компании, чтобы в суде было проще доказать свою правоту. Для судьи очевиднее, что чужие сменные лезвия для палки-копалки нарушают отдельный патент именно на эти лезвия, а не на всю палку-копалку.

Для ученых и предпринимателей веерное патентование обычно неактуально. Ученые чаще патентуются только для защиты диссертации, а предпринимателям важнее, чтобы их самих не потащили в суд. Поэтому им хватает одного патента на всё изобретение.

можно ли запатентовать фразу

Критерии патентоспособности

Чтобы принять решение о выдаче или об отказе в выдаче патента, Роспатент проверяет заявленные технические решения на соответствие критериям патентоспособности. Полезная модель должна соответствовать критериям новизны и промышленной применимости. Для изобретения добавляется третий критерий — изобретательский уровень. Промышленный образец проверяют по критериям новизны и оригинальности.

Новизна означает, что разработка должна быть «неизвестна из уровня техники». В переводе на русский язык это значит, что нигде в мире в открытых источниках нет ее подробного описания или — в случае промышленного образца — изображения.

Неважно, что патент будет действовать только в России, — новизна должна быть мировой. Роспатент обычно смотрит на другие патенты, диссертации и научные сборники, на интернет ссылается редко.

Оригинальность похожа на новизну, но работает только для промышленных образцов. Суть критерия та же — отсеять вторичный дизайн. Но он строже новизны, потому что здесь эксперты ищут не точно такие же изображения, а просто слишком похожие. Скажем, если вы приделаете к уже запатентованному компьютерному креслу ручки другой формы и захотите запатентовать новый дизайн, то по новизне он пройдет экспертизу, а по оригинальности — сильно вряд ли.

Промышленная применимость означает, что изделие можно использовать для достижения какого-то объективного технического результата. Этот критерий сразу отсекает все решения, результат которых не связан с техникой: красивее, удобнее, дешевле. Запатентовать можно только техническое решение, которое дает измеримый новый результат или новое свойство.

Иногда технический результат получается выжать из нетехнического. Например, есть коса, у которой ручки вращаются вокруг оси древка. Такой косой работать просто удобнее — кажется, что результат не очень-то и технический. Но при работе такой косой ее ручки также прокручиваются вокруг своей оси, а не крутятся в руке рабочего. В результате они не трутся о ладони и не натирают мозоли. Вот это уже вполне технический результат.

Изобретательский уровень означает, что изобретение «явным для специалиста образом не следует из уровня техники». Это значит, что изобретение дает больший эффект, чем сумма известных эффектов его частей.

Условно, если к швабре приклеить свисток, получится швабра, с помощью которой можно мыть полы и свистеть. Новых свойств не появится, поэтому изобретательского уровня здесь нет, да и промышленной применимости тоже. А если свисток заменить на фонарик, то получится швабра, с помощью которой можно мыть полы в темноте. Такой вариант уже ближе.

Наличие изобретательского уровня не всегда очевидно. Скажем, если взять обычный топор и заменить железное лезвие на титановое, то, казалось бы, вот и изобретение: новый топор в разы долговечнее, чем старый. Но специалистам по топорам и металлам известно, что титан прочнее железа, и очевидно, что титановый топор будет прочнее железного, поэтому титановый изобретением не сочтут.

Если разработка удовлетворяет хотя бы двум критериям — новизне и промышленной применимости, — можно запускать процедуру патентования.

Процедура патентования

Патентование можно разбить на четыре этапа: предварительный патентный поиск, патентный поиск, подготовка заявки и делопроизводство.

Предварительный патентный поиск. На этом этапе юрист отсеивает не очень адекватных изобретателей. Он выясняет, что вы хотите запатентовать, просматривает патентные базы и говорит, готов ли он взяться за ваше дело. Если да, то отвечает на вопросы и рассказывает о дальнейших шагах. Часто предварительный патентный поиск делают бесплатно в расчете на будущую сделку.

Патентный поиск. Здесь юрист уже внимательно изучает патентные базы. Он вникает в суть изобретения и ищет в базах похожие решения. Так как значение имеет мировая новизна, поиск ведется и по российским, и по международным базам. Юрист находит ближайшие аналоги и дает итоговое заключение: можно патентовать изделие или нет. Патентный поиск — достаточно объемная работа, которая занимает неделю-две.

Патентная заявка. Чтобы получить патент, юрист готовит патентную заявку и подает ее в Роспатент — точнее, в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте, ФИПС. Это то же учреждение, которое проверяет товарные знаки. ФИПС принимает заявку и выдает уведомление о поступлении заявки — приоритетную справку. Теперь за изобретателем зафиксировано право приоритета: если кто-то подаст заявку на такое же изобретение позже этой даты, ему откажут.

Патентная заявка собирается на основании данных изобретателя, поэтому на этом этапе юрист задает ему много, очень много вопросов. Согласование заявки проходит обычно в несколько итераций, пока ни у одной из сторон не останется замечаний.

Заявка состоит из четырех основных документов: заявления, описания, формулы и реферата.

В заявлении указывают название изобретения, данные автора, правообладателя и состав самой заявки. В описании полностью раскрывается суть устройства, результат его применения и отличия от аналогов. В формуле указываются отличительные признаки устройства — именно формула определяет, что будет защищать патент. Реферат — это краткая выжимка из описания, которая позволяет ознакомиться с основными особенностями устройства на одной странице, без перечитывания всей патентной заявки. Чтобы описать суть устройства, к заявке часто прикладывают чертежи, но это уже необязательно.

Делопроизводство. Роспатент принимает патентную заявку, проводит экспертизу изобретения и выясняет, действительно ли оно соответствует критериям патентоспособности. Если в ходе экспертизы возникают вопросы или замечания, Роспатент присылает их изобретателю и тот вместе со своим юристом на них отвечает.

Процесс немного похож на получение товарного знака: там тоже сначала проходит формальная экспертиза, потом основная экспертиза по существу. Главное отличие в том, что при регистрации знака эксперт может прислать только один предварительный отказ в регистрации и у вас будет единственный шанс на правильный ответ, чтобы знак зарегистрировали. При получении патента запросов и ответов на них может быть сколько угодно — пока Роспатент не вынесет итоговое решение о выдаче патента или об отказе в регистрации. Если запросов много, переписка может затянуться на пару лет.

Осложняет ситуацию то, что в поданную заявку нельзя добавлять новые данные. Это значит, что в любых ответах и правках вы должны исходить из той информации, которая была в первоначальной заявке. Если Роспатент обнаружит, что ваша палка-копалка уже запатентована кем-то другим, то добавить к ней новых прибамбасов, чтобы разойтись с существующим патентом, не получится. Если спустя полгода после подачи заявки вы решите добавить блютус-модуль к своей палке-копалке, придется подавать новую патентную заявку.

Таких нюансов в патентовании много. Поэтому патентование — это отдельная юридическая специализация, которой занимаются специально обученные юристы по интеллектуальной собственности и патентные поверенные. Юристы других профилей за патентование предпочитают не браться.

Как выбрать юриста для патентования

Патентование и регистрация товарных знаков — близкие сферы, поэтому обычно толковые юристы по интеллектуальной собственности разбираются и в том, и в другом. В статье о знаках я уже писал, как это сделать. Все советы актуальны и здесь. Чтобы получить патент на изобретение, ищите профильных юристов с хорошим портфолио или патентных поверенных.

Патентные поверенные — это в основном те же самые юристы, только сдавшие экзамен в Роспатенте. В отличие от обычных юристов, они имеют право представлять в Роспатенте интересы иностранцев. Если это не про вас, статус патентного поверенного будет по большому счету только дополнительным подтверждением квалификации. В юридических фирмах по интеллектуальной собственности обычно работают несколько поверенных и десяток юристов.

Обратите внимание на изобретения, которые уже патентовал юрист. Идеально, если у него уже было хотя бы несколько изобретений в вашей или смежной сфере. Если у юриста в портфолио всего десяток простых полезных моделей, то доверять ему патентование сложного медицинского изобретения я бы не стал.

Как и в случае с товарным знаком, весь процесс патентования можно пройти дистанционно, поэтому имеет смысл сравнивать предложения юрфирм из разных городов. Внимательно изучите договор с юристом и убедитесь, что в озвученную цену входят все этапы патентования, чтобы потом не оказалось, что за каждый ответ на запрос экспертизы нужно доплачивать. Как я уже сказал, запросов может быть много.

Как и в случае с товарным знаком, чтобы получить патент без юриста, нужно сначала самому стать юристом.

Сколько стоит патентование

Стоимость патентования складывается из двух составляющих: государственной пошлины и стоимости услуг юристов. Размер патентной пошлины не зависит от юриста, который помогает регистрировать патент. За полезную модель или промышленный образец придется заплатить 7—9 тысяч рублей, за изобретение — 11—15 тысяч.

После получения патента нужно платить ежегодную пошлину за поддержание его в силе. Со временем размер пошлины увеличивается. За изобретение или промышленный образец плата начинается с третьего года: на третий-четвертый год это 1700 рублей, на пятый-шестой — 2500 рублей, дальше по нарастающей. За полезную модель пошлины такие же, но еще добавляется 800 рублей за первый-второй год.

Со стоимостью услуг юристов, как обычно, все немного сложнее. Некоторые юристы предлагают полное сопровождение патентования. Запатентовать в России промышленный образец стоит в среднем 50—70 тысяч рублей, полезную модель — 60—90 тысяч, изобретение — 80—100 тысяч.

Некоторые юристы выставляют цены за каждый этап: патентный поиск, подготовку заявки, делопроизводство. В этом случае нужно еще более внимательно читать договор. Иногда стоимость патентного поиска вычитают из финального счета, если изобретатель в итоге нанимает юриста. Это экономит примерно 10—30 тысяч. Но бывает и так, что юрист требует платить за каждое письмо в Роспатент. Тогда заявленной в рекламе стоимости услуг «от 15 тысяч рублей» только на патентный поиск и хватит.

Сначала читать, потом подписывать

Мифы о патентовании

Я давно помогаю получать патенты, поэтому слышал о патентовании много удивительного. Но есть заблуждения, которые встречаются чаще других.

«Патент легко обойти, поэтому патентовать нет смысла». Скорее нет, чем да.

Во-первых, многое зависит от того, как вы с юристом напишете формулу патента. Я всегда стараюсь описать устройство как можно шире и заранее добавить как можно больше вариаций. Например, если в устройстве есть блютус, то в формуле я пишу «модуль передачи данных». Тогда патент защищает и вариацию устройства с вайфаем.

Во-вторых, изобретения, которые легко обойти, просто не зарегистрируют. Есть критерии новизны и изобретательского уровня. Если изобретение отличается от существующего на пару винтиков, заявка просто не пройдет экспертизу и патент не выдадут. Я часто слышу рассуждения про «поменять местами пару транзисторов и получить патент» — так вот, это не работает. Если бы все было так легко, я бы давно сам наполучал патентов и жил на лицензионные отчисления.

В-третьих, если изобретение отличается чуть сильнее, но при этом все равно скорее вариация известного устройства, патент могут дать, но этот патент будет зависимым. Вот что это значит на практике. Представьте, что где-то есть патент на Айфон, а вы придумали Айфон с ручкой как у кастрюли. Разумно предположить, что даже если у вас получится запатентовать Айфон с ручкой, вы не сможете продавать его без разрешения «Эпла». Самая прелесть в том, что зависимость патента нигде не прописана. Зачастую изобретатели узнают о ней только в суде.

«Патентное право в России не работает». Работает. Просто не само.

Часто говорят: «Ну вон китайцы продают что хотят, и никак ты им не помешаешь». Но если китайцы запустят производство изделия, которое нарушает ваш российский патент, продавать его они смогут только у себя в Китае. Продажа устройства в России без вашего разрешения будет нарушением патента. Если они будут ввозить и продавать в России устройства по вашему патенту, вы сможете их засудить и получить компенсацию.

Нюанс в том, что мало просто запатентовать устройство. Нет никакой полиции патентов, которая вместо вас прыгает по коням и выезжает на криминал. Правообладатели сами ищут нарушителей и сами с ними судятся. Поэтому еще до подачи заявки нужно грамотно составить формулу изобретения и заранее продумать, как в случае чего выявлять и доказывать нарушение.

Стандартное дело по нарушению патента выглядит так: патентообладатель покупает поддельный продукт, пишет претензию нарушителю, после чего идет в суд. Суд смотрит документы, проводит экспертизу и выносит решение о выплате компенсации.

Таких дел каждый год — тысячи. Наряду с известными корпорациями судятся небольшие компании и даже отдельные предприниматели. Например, компания «Кэнон» взыскала 4 миллиона рублей с продавцов поддельных картриджей для принтера. Компания из Набережных Челнов взыскала почти 2 миллиона рублей с другой компании за нарушение патента на запчасть для грузовиков. А предприниматель из Сергиева Посада отсудил 50 тысяч рублей у магазина посуды за нарушение патента на открывалку для крышек.

«Патентование — это дорого». Смотря с чем сравнивать. По сравнению с другими странами, патентование в России стоит очень дешево.

Во-первых, в России чуть ли не самые низкие патентные пошлины в мире. За патентование в США или Евросоюзе пошлины в сумме могут легко перевалить за полторы тысячи долларов. Сравните с 15 тысячами рублей за регистрацию изобретения в России.

Во-вторых, многие российские юристы готовы работать под ключ и регистрировать изобретения за 60—100 тысяч рублей. Американские патентные поверенные обычно работают по часовой ставке в 200—300 долларов. За регистрацию вполне может набежать 7—8 тысяч.

Кроме того, патент — это рыночный инструмент, его стоимость нет смысла оценивать в абсолютном значении. Гораздо важнее понимать, как соотносятся расходы на патентование с задачами бизнеса. Рассматривайте это как инвестицию в нематериальный актив: соотнесите затраты на патентование с возможными доходами и потенциальными рисками. Тогда станет понятнее, окупит ли себя патент.

«Если запатентовать изобретение, все узнают мой секрет». Действительно, тексты всех патентов публикуют в открытых базах, и с этим ничего не поделаешь. Противники патентования предлагают заменять его ноу-хау, режимом коммерческой тайны — он помогает сохранить изобретение в тайне. Но это совсем другая история с множеством недостатков.

Ноу-хау работает так: вы устанавливаете в компании режим коммерческой тайны и закрываете рецепт своей пиццы грифом коммерческой тайны с драконовскими штрафами за разглашение. Звучит впечатляюще, но такая защита по большому счету работает только против ваших же работников и контрагентов, и то не всегда. Вот почему так происходит.

Во-первых, в суде нужно доказать, что вы предприняли необходимые действия для сохранения рецепта в секрете. Это очень сложно. Как минимум нужно представить суду целую кучу документов. Если чего-то одного не хватает, суд с вами не согласится и решит, что вы сами не приложили достаточно усилий для сохранения секрета.

Во-вторых, сложно доказать и нарушение режима коммерческой тайны. Если верить решениям судов, компенсации за его нарушение взыскивают только в совсем уж топорных случаях — вроде того, когда программист переходит из одной компании в другую, а потом другая компания выпускает программу первой, но под новым названием.

Ноу-хау подойдет, когда запатентовать разработку нельзя, а защитить ее хоть как-то хочется. Коммерческой тайной можно закрыть, например, логическую схему не особенно оригинальной программы, рецепт торта или маркетинговый план. Тут без ноу-хау не обойтись, это просто единственный вариант защиты. «Кока-кола» не патентует свой рецепт не потому, что это страшная тайна, а потому, что рецепт напитка запатентовать нельзя, это не техническое решение. Кстати, именно поэтому у напитка много дешевых аналогов — раз патента нет, компания не может запретить выпускать похожие напитки.

«Мне срочно нужен всемирный патент». Его не существует.

Если прийти с российским патентом качать права в Германию, вам ответят как в Сбербанке: «Где получали, туда и идите». Патенты действуют только в тех странах, где вы запатентовали свое устройство.

Существует договор о патентной кооперации — Patent Cooperation Treaty, PCT. По нему 120 стран согласовали процедуру патентования. Но международная заявка по системе PCT, по сути, только фиксирует ваш приоритет в день подачи национальной заявки для всех стран-участниц. Потом Всемирная организация интеллектуальной собственности рассылает заявку по всем странам самостоятельно и дальше все равно начинается национальная фаза, где в каждой стране патентование проходит независимо от других стран.

И начинать все равно надо с российской заявки. Без нее на международный уровень не выйти — запрещает закон. Вдруг вы изобрели новую ядерную боеголовку. Тогда вашу заявку засекретят, и за рубеж она не пойдет. Если все-таки подать патентную заявку напрямую в иностранное ведомство, придется платить штраф: до 2 тысяч рублей для физических лиц и до 80 тысяч — для юридических. Это только за нарушение порядка патентования — про боеголовку будет отдельный разговор с вежливыми людьми в погонах.

Если решили получить патент

Базовый предварительный поиск по патенту можно сделать и самостоятельно. Чтобы посмотреть российские патенты, зайдите в рубрику патентных документов информационно-поисковой системы ФИПС и поищите устройства с похожими названиями. Иностранные патенты можно найти в базе «Патентскоп». В отличие от товарных знаков, базы по изобретениям и полезным моделям открытые и бесплатные.

Может быть, вы в первые десять минут найдете патент на такое же устройство и поймете, что все уже придумали до вас. Если нет — дальше лучше довериться юристу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *