можно ли заключить контракт со вторым участником после расторжения с первым по соглашению сторон
Казначейство России рассказало, в каком порядке заключается контракт со «вторым» участником в случае расторжения контракта с победителем конкурентной закупки
belchonock / Depositphotos.com |
В подготовленном специалистами Казначейства России письме от 30 сентября 2019 г. № 14-00-06/20797 отмечается, что на основании ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры, заключается с соблюдением условий, предусмотренных ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При этом положения ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не устанавливают форму заключения такого контракта и не содержат отсылки к порядку заключения контракта, предусмотренному ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В свою очередь, ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ также не определяет порядок заключения указанного контракта.
Таким образом, подчеркивается, что при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта по основанию, предусмотренному ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе.
Также сообщается о подготовке изменений в положения Закона № 44-ФЗ в целях урегулирования соответствующего порядка заключения контракта.
Минфин России разъяснил особенности заключения контракта со «вторым» участником в случае расторжения контракта с победителем конкурентной закупки
alphaspirit / Depositphotos.com |
Специалисты министерства, в частности, отмечают, что срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, этим Законом не регламентирован (Письмо Минфина России от 7 октября 2019 г. № 24-03-08/76873). При этом контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.
Кроме этого подчеркивается, что ст. 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень информации и документов, направляемых в реестр контрактов, а также информация, которая направляется заказчиком в течении пяти рабочих дней с даты заключения контракта для включения в реестр контрактов.
Документы по теме:
Читайте также:
Соответствующий приказ Минтруда России прошел регистрацию в Минюсте России.
Методика применяется заказчиками с 25 сентября.
Он будет применяться с 17 октября.
Речь идет о показателях прогноза социально-экономического развития РФ до 2024 года.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Письмо Минфина России от 02.11.2020 № 24-03-08/95235 «О необходимости заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон, если у заказчика отпала необходимость в товаре, работе, услуге»
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Согласно части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом № 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
При этом согласно части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается, в случае если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая изложенное, положениями части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта со вторым участником закупки, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, не принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, необходимость заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.
Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности
БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности
Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.
До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:
1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.
В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.
Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.
Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.
2) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Уклонившимся победитель может быть признан, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий.
В таком случае заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта включаются условия исполнения контракта, предложенные участником, занявшим второе место.
Проект контракта направляется заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. Участник закупки, занявший второе место вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.
Таким образом, заключение контракта для участника, занявшего второе место, является правом, но не обязанностью. Далее рассмотрим новую возможность заключения контракта со вторым участником.
Новая возможность заключения контракта со вторым участником
Изменения в Закон №44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, дают новые полномочия заказчикам. Ранее, в случае расторжения контракта с победителем закупки, заказчик был обязан проводить процедуру закупки заново. С 1 июля 2019 года заказчик больше не обязан проводить заново процедуру закупки, теперь он может напрямую предложить исполнение контракта участнику закупки, занявшему второе место после победителя.
Условия заключения контракта с участником, занявшим второе место, следующие:
С учетом, того, что большая доля закупок проводится заказчиками, которые видят в качестве исполнителей контракта только «своих» участников, а комиссии многих подразделений ФАС России относятся к вопросу занесению в реестр недобросовестных поставщиков формально, не углубляясь в подробности исполнения контракта и нарушения самих заказчиков – стоит признать, что это изменение несет больше «минусов», чем «плюсов».
Безусловно, будут ситуации, когда победителем контракта будет явно недобросовестный исполнитель, пропускающий все сроки и допускающий другие нарушения, а на втором месте окажется квалифицированный исполнитель, готовый контракт исполнить. Но данный пример будет работать только в условиях работы с добросовестными заказчиками, строго исполняющими нормы и дух закона.
Второму поставщику приготовиться: когда можно завершить работы, начатые другим
Второе место в закупке не всегда означает проигрыш. Иногда заказчик расторгает контракт с исполнителем и предлагает его второму участнику. На каких условиях заключат новый контракт, можно ли проигнорировать предложение и не попасть в РНП?
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Второй участник — это поставщик, который занял второе место в итоговом протоволе закупки, то есть предложил заказчику лучшие условия и цену поставки после победителя. Даже если контракт с победителем уже подписан, второй поставщик может на него претендавать, но только в одном случае: если заказчик расторг контракт с победителем через суд, по соглашению сторон или в одностороннем порядке после включения исполнителя в РНП (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ). К этому времени победитель может даже частично исполнить контракт.
Областная ГИБДД провела закупку камер фотофиксации. По итогам торгов заказчик заключил контракт с победителем, и тот без нарушений поставил две партии из трех. Однако при приемке последней партии заказчик заметил, что разрешение камер 2 Мп, хотя по контракту оно должно быть не меньше 5 Мп. Победитель не смог заменить товар на нужный, и заказчик расторг контракт. Чтобы не тратить время на проведение новой закупки, заказчик предложил поставщику, который стал вторым, поставить остальные камеры.
Возможность заключить контракт со вторым поставщиков действует с 2020 года и прописана в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ.
Условия контракта со вторым поставщиком
Чтобы закупить товар у второго участника, заказчик отправляет ему проект контракта в электронном или бумажном виде (письмо Казначейства от 30.09.2019 № 14-00-06/20797). При заключении нового контракта соблюдают два правила
Контракт заключают на условиях второго участника
Заказчик должен переписать контракт и указать в нем те характеристики и торговые марки товара, которые предложил второй поставщик. Также он должен учитывать и цену, которую этот участник предложил во время торгов. Если первоначальный победитель снизил стоимость слишком сильно, заказчик не может принудить второго поставщика заключить невыгодный контракт и поставлять товар в убыток.
Если победитель частично исполнил контракт, объем товара и обеспечения уменьшают
Заказчик должен уменьшить сумму контракта и обеспечения, количество поставок или объем работ пропорционально тому, какую часть обязательств успел исполнить победитель. Исходя из новой цены контракта он должен пересмотреть и сумму штрафов и пеней.
Вернемся к примеру из начала статьи. Заказчик уже получил часть товара, поэтому он изменил некоторые условия контракта: второй участник должен поставить не 150, а только 50 камер. Он не забыл учесть и новую стоимость товара: цена второго поставщика была на 5% выше цены победителя.
Что делать, если стал вторым и получил проект контракта
Второй участник должен решить, подписывать ли предложенный контракт. На это у него есть пять дней. Он может не уведомлять заказчика о своем решении, а показать свой выбор действиями.
Если поставщик хочет заключить контракт
Он подписывает его в ЕИС или на бумаге. Если поставщик подписал бумажный контракт, заказчик сам внесет сведения о нем в электронный реестр контрактов.
Если в закупке требуется обеспечение контракта, поставщик до подписания должен перевести нужную сумму на счет заказчика или получить банковскую гарантию. Если вы подписали контракт, но, например, перевели деньги на счет ЭТП, вместо счета заказчика, он может посчитать, что вы уклонились от заключения контракта.
Если второй поставщик хочет заключить контракт, но не согласен с некоторыми пунктами
Тогда он составляет протокол разногласий и отправляет его заказчику. У заказчика есть три рабочих дня, чтобы рассмотреть протокол и решить, вносить ли изменения. Если он откажется менять контракт, то должен обосновать причину отказа.
Нельзя сначала согласиться заключить контракт, а потом передумать. Если вы разместили протокол разногласий, значит собираетесь подписать контракт. И если вы не сделаете это через три дня после ответа заказчика, ФАС может посчитать вас уклонившимся и внести в РНП.
Если второй поставщик не хочет заключать контракт
По закону второй поставщик может не заключать контракт, если не хочет. В этом случае он может просто проигнорировать присланный проект контракта. Уведомлять заказчика о своем решении в письменном виде или по телефону не нужно.
Вспомним закупку камер фотофиксации. Второй участник изучил новые условия контракта и посчитал, что не сможет на нем заработать: за время, которое прошло с момента торгов, цена на такие камеры выросла почти на треть. Поэтому он не стал подписывать контракт. Даже если заказчик решит пожаловаться на него в ФАС, ведомство признает жалобу необоснованной.
Может ли заказчик не отдавать контракт второму поставщику?
Заказчик сам решает, нужен ему новый контракт или нет. Закон не обязывает его передавать работы второму участнику. Однако если заказчик решил подписать контракт со вторым участником и отправил ему проект контракта, он не может поменять решение. Отказаться от подписания можно только в четырех случаях:
Поставщик не соответствует единым требованиям, например, у организации есть налоговая задолженность или она находится в процессе ликвидации.
Цена на жизненно необходимый или важнейший лекарственный препарат (ЖНВЛП), не зарегистрирована в реестре предельных отпускных цен.
Цена на закупаемый ЖНВЛП выше предельной отпускной цены, и поставщик не хочет ее снижать.
Поставщик не предоставил обеспечение контракта.
Мы также писали о ситуациях, когда контракт переходит ко второму участнику, если победитель отказался подписывать контракт.