можно ли заходить в церковь с татуировкой

Православная Жизнь

1 октября — всемирный день тату. О том, можно ли с наколками участвовать в таинствах Церкви и бывают ли православные татуировки, — руководитель епархиального отдела по сотрудничеству с пенитенциарной службой, настоятельхрама святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское протоиерей Георгий Цыганов.

Тату как ритуал

Церковь относится к татуировкам несколько отрицательно. Татуировки известны с древних времён. Есть мнение, что первая татуировка появилась случайно. У какого-то человека была рана, туда попала грязь и там осталась. Такие «татуировки» есть сейчас практически у всех шахтёров, которые работают под землёй. В надрезы попадает угольная пыль, и остаются отметины.

В древние времена татуировки носили различный смысл. Во-первых, информационный: видя определённую татуировку, человек понимал, из какого рода, племени его собеседник, в каком он находится статусе. Второе значение было мистическим: человек пытался применять её как амулет, думая, что именно эта татуировка будет его защищать от каких-то болезней. Третье значение было ритуальным, магическим: это татуировки, которые делали себе жрецы, вожди.

В Ветхом Завете мы встречаем запрет на использование таких татуировок. Книга Левит говорит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28). Книга Второзакония также запрещает их: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор. 14:1). То есть у языческих племён были такие обряды в память об умерших. В Пятикнижии Моисеевом даётся прямой запрет этого, чтобы еврейский народ не следовал варварским традициям, которые вели за собой ритуальные убийства и прочие мерзости.

Наколки на Руси

Сегодня у нас в стране наколки ассоциируются с криминальным миром. Исторически на Руси так сложилось, что простые люди их не делали. Татуировки были распространены в Европе среди моряков. Отправляясь в море, они выбивали на себе кресты и иконы, думая, что это будет их оберегом. У нас наколки не были распространены вплоть до конца XIX века. В царские времена их набивали крепостным и каторжным. Определённые символы означали, что человек находится на каторге. В случае побега его таким образом можно было вычислить.

Лишь в советское время в криминальных кругах стала распространяться культура наколок. В 1990-е годы, когда советская власть отошла в небытие, криминальный мир сильно изменился. «Воры в законе» перестали иметь ту власть, которая у них была. И сейчас наколки уже не несут определённого подтекста. Люди стали набивать их, чтобы выделиться, показать свою свободу родителям или обществу. Обыкновенная гордость, желание чем-то отличиться от других, когда нет никаких личных достоинств.

можно ли заходить в церковь с татуировкой

Вождь народа маори Тутуреи Карева, конец XIX — начало XX века

Факты о татуаже:

Почему Церковь против тату?

В наше время набивают татуировки с ликами Христа, Богородицы. Люди, которые не имеют отношения к криминальному миру, думают, что это будет своего рода их талисманом. Церковь негативно относится к этому. Господь создал человека совершенным. Пытаясь дополнить чем-то это совершенство, мы берём на себя миссию Бога — пытаемся показать, что мы лучше Него знаем и больше умеем. В основном те, кто делают наколки, имеют желание показать себя, отличиться.

можно ли заходить в церковь с татуировкой

Коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press

Позволительны ли наколки в виде креста или иконы?

Это отличается от наших зоновских традиций выбивать кресты во всю спину — там набивается небольшой крестик, который прячется где-то под одеждой, наподобие нашего нательного креста. Окружающие люди его не видят, если мы специально его не выставляем напоказ. В то же время мы знаем, что этот символ нашей веры всегда с нами.

В XII веке вторгшиеся в Египет арабские завоеватели начали насильно обращать христиан в свою религию. Одной из форм сопротивления этому стало то, что христиане-копты стали делать себе татуировки на внутренней стороне правого запястья — изображение креста. Так как ислам прямо запрещает татуировки, а наколотое изображение креста невозможно удалить, насильственное обращение в мусульманство для коптов стало невозможным.

За все наши действия мы будем нести ответ. Я встречал очень много людей, которые, особенно в армии, делали себе такие наколки. Потом, приходя к вере, они стеснялись этой наколки и не хотели, чтобы окружающие люди видели её. Выводить её — очень болезненный процесс, немногие на это шли. Человеку, который только приходит к Богу и хочет сделать себе наколку, я бы советовал поразмыслить, насколько ему это нужно. Любой браслет, медальон мы можем снять. Сегодня он мне нравится, а завтра уже нет. Наколку человек снять не сможет. Выжигать её — очень больно.

можно ли заходить в церковь с татуировкой

Православные символы в криминальной культуре

Нужно учитывать и специфику наколок в нашей культуре. В криминальном мире тоже есть традиция набивать кресты и иконы. Эта традиция имеет свой подтекст. Сегодня человек не всегда знает, что означает его наколка, какой смысл она несёт. И он может оказаться в ситуации, когда ему расскажут про его татуировку то, чего он не знает.

Так, изображение куполов пошло ещё с 1930-х годов. Купола означают, что человек сидел. Их количество показывает, сколько ходок было у него на зону. Бывает, что купол один, но на барабане изображается несколько окон. В этом случае количество ходок показывает их число. Кресты, если их накалывают на кисти рук, также обозначают количество ходок.

Кресты на куполах тоже имеют свой смысл. Если купол с крестом, это означает, что заключённый отсидел в тюрьме от звонка до звонка — с момента, как его посадили, и до последнего дня приговора, без условно-досрочного освобождения, которое даётся за хорошее поведение. Если окно на куполе тёмное, это означает, что человек был в карцере — камере-одиночке. Для людей, которые никогда не были в тюрьме, эти изображения ничего не значат. А для заключённых это значит, что человек идёт на открытый протест против власти, и за это противление он попал в карцер. Соответственно, повышается авторитет этого человека в определённых воровских кругах.

Иконы Христа обычно осуждённые выбивают в качестве оберега. Часто это бывает, когда заключённый только начинает приходить к вере. Он начинается задумываться о духовных вопросах. Такой наколкой он показывает своё раскаяние. Это начало его пути к Богу. Необязательно этот путь закончится воцерковлённостью. Такая наколка может означать, что человек пришёл к вере в тюрьме.

Любой оперативный сотрудник милиции обязательно проходит инструктаж по распознаванию наколок. Раньше в воровском мире очень сильно была распространена традиция татуировок перстней на пальцах и тому подобное, которые выставлялись напоказ, ведь руки не спрячешь. Часто на пальцах крестами обозначалось количество ходок. Но иногда их накалывают и как оберег.

Татуировки икон Божией Матери тоже имеют неоднозначный смысл. Их делают осуждённые в качестве оберега, они могут быть знаком раскаяния человека. Подтекст такого изображения, который пошёл ещё с советских времён, — человек в юном возрасте встал на воровской путь. Человеку нужно подумать, что несёт та или иная татуировка кроме того смысла, который он хочет в неё вложить.

Бывали случаи, когда кто-то, решив хвастнуть перед друзьями, дерзко себя вёл, делал себе наколки, потом попадал в тюрьму за хулиганство, а там ему рассказывали, что он не имел права носить определённые наколки — не достиг ещё такого «уровня» в криминальном мире. И такого человека в тюрьме наказывали сокамерники: выжигали татуировки.

можно ли заходить в церковь с татуировкой

Раковое образование на месте татуировки

Опасность татуировки — то, что обычно замалчивают или приуменьшают тату-салоны

В красной краске, используемой для тату, содержится ртутный сульфид, в других оттенках — титан, хром, свинец и кадмий. Самой опасной считается синяя краска. В её состав входят кобальт и алюминий. Не менее опасные яды — парафенилендиамин и мышьяк, которые входят в состав чёрных чернил. Последний компонент легко может спровоцировать рак, а все остальные отравляют организм и приводят к поражению мышечной ткани. Пигменты, используемые в тату-салонах, не контролируются органами здравоохранения.

Смерть на конце иглы

С помощью иглы для тату тысячи людей заразились ВИЧ, гепатитом В и С. Очень многие вирусы не убиваются кипячением или другими видами стерилизации.

Рак, которого могло не быть

Его вызывает не только мышьяк, входящий в состав краски. Очень многие стремятся при помощи тату скрыть родинки и другие дефекты кожи. Между тем, делать это категорически запрещено. В принципе, не только родинка, но и любая тату под воздействием ультрафиолетовых солнечных лучей может спровоцировать рак кожи.

Согласно исследованию, проведённому в Европе, с негативными последствиями татуировок столкнулась одна треть клиентов салонов и частных мастеров.

Татуировку невозможно вывести бесследно. Даже при удалении лазером остаются шрамы. При удалении другими средствами размер шрамов будет больше размера сводимой татуировки в силу разрушения кожного покрова. Фактически, свести татуировку — значит лишиться фрагмента собственной кожи.

Можно ли с татуировками участвовать в таинствах Церкви?

Наколка не может ни приблизить человека к Богу, ни отдалить от Него. Никаких препятствий для участия в таинствах нет. В тюрьмах, которые я окормляю, очень много людей с наколками. Они у них есть, и с этим уже ничего не сделаешь. Там не поймут, почему татуировки осуждаются. Бывает наоборот — осуждённый набивает икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что он встал на путь исправления. Возможно, эта наколка даже в чём-то ему поможет.

Если человек никогда не попадал на зону, но имеет тату, не будет лишним сказать на исповеди о том, что было у него по молодости желание выделиться, и он сделал наколку. Часто это одно из проявлений гордости, и исповедь поможет священнику найти правильный подход к человеку.

Может ли человек с тату быть священником?

Да, может. У нас даже есть пример татуированного священника — Иван Охлобыстин. Но наколка может в дальнейшем осложнять жизнь. У нашего народа очень сильно убеждение, что если у человека есть наколки, значит, он принадлежит к криминальному миру. Священнику, если у него есть татуировка на каком-то открытом месте, это может очень сильно мешать в общении с людьми. Кто-то отнесётся равнодушно, но многих это настораживает.

На священника обычно смотрят как на какого-то идеального человека, в котором всё должно быть прекрасно. Люди часто не хотят принимать во внимание, что он такой же человек, как и остальные, поэтому священника с наколками могут ждать различные неприятности. Хотя от Бога его это никак не отдалит.

Источник

Православная церковь о татуировках: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.

С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?

Что Библия говорит о татуировках

Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.

Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.

Историко-культурные аспекты тату

В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.

Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.

Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.

Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.

Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.

Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.

Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.

Духовный вред татуировок

Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?

Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.

Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.

Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.

Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.

Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.

Что делать, если тату было сделано давно

Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.

Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.

Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.

Об отношении православия к другим аспектам жизни:

Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.

Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.

Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.

Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.

Спасибо большое за статью, за информацию. Но я так и не поняла, какая связь между татуировкой и грехом, если татуировка не несет в себе никакого скрытого или богохульного смысла. Понятно, что татуаж имеет языческие корни. Но и маникюр, и ношение сережек тоже имеет языческие корни. Однако Церковью грехом не признается. Многие матушки носят сережки, красят ногти, делают макияж (!у которого тоже языческие корни!). И духовенство относится к этому спокойно. Так в чем именно грех, например, рисунка цветка на коже? Все аргументируют, что тело — храм Божий. И я с этом полностью согласна. Его не нужно осквернять всякими хульными символами или надписями. Но в статье автор говорит, что тело совершенно. Вы это моим послеоперационным шрамам скажите. А то они не в курсе. И мне откровенно не понятно, почему грещно скрыть уродливые шрамы, на которые мне больно смотреть, рисунком цветка или чего-то, не имеющего языческих корней.

можно ли заходить в церковь с татуировкой

Добрый день. Конечно, нельзя сравнивать те татуировки, которые делали в древности в языческих и оккультных целях с теми, которые вошли в моду сегодня. В каком-то смысле, отрицательное отношение к тату вызвано не только вопросом греховности, но и традиционным общественным взглядом. Еще совсем недавно тату хоть и не были уже откровенным язычеством, но все же были неким вызовом обществу, попыткой возвыситься над ним, выделиться и тому подобное. Люди, их делающие, внешне заявляли о свое инаковости. Но сегодня эта тенденция уже меняется, тату становятся мейнстримом, превращаются в искусство, зачастую даже без смысловой нагрузки самого рисунка.

Что же касается совершенства тела: очень часто желание сделать тату скрывает за собой неприятие себя. Ваше желание скрыть послеоперационные шрамы понятно, но перед Богом они совершенно ничего не значат. Мы выскажем наше частное мнение, что при таком подходе татуировка не является грехом. Сегодня некоторые священники соглашаются с такой позицией, в то же время как более строгие и традиционные батюшки выступают решительно против. На наш же взгляд, современная татуировка является не столько грехом, сколько глупостью, без которой можно спокойно обойтись, не тратить на нее свое время, силы и внимание. Но в конечном счете, делать или нет тату — это личное решение каждого. Но не стоит ожидать, что православное общество в скором времени будет благосклоннее относится к татуировкам — традиционные устои сильны и меняются медленно.

Да, современные татуировки, которые используются для перекрытия шрамов или же просто как картинки нельзя сравнивать с древними языческими рисунками и надписями, которые делались в честь умерших и о которых говорит Священное Писание. Но православному христианину нужно понимать, что излишняя забота о внешнем уводит его от главного — от духовности. И тут может идти речь о чем угодно — об излишней увлеченности модой, внешности и уходе за собой, макияже и так далее. В таком аспекте, на наш взгляд, можно рассматривать тату как один из элементов украшения тела, без оккультного подтекста. По-человечески вполне понятно ваше желание скрыть шрамы после операции.

Добрый день, у меня возник такой вопрос:можно ли набивать христианскую символику, как что-то показывающее, что я христианин, а также как способ благовестия, например если кто-то спросит о тату, можно рассказать о Христе. Я являюсь баптисткой, заранее спасибо

можно ли заходить в церковь с татуировкой

Добрый день. В православной традиции такое не одобряется, хотя мы знаем примеры христиан коптов, которые наносят начертания Креста на тело, чтобы всегда свидетельствовать о своей вере. В православии же принято по-другому проявлять свою веру, а отношение к тату, в целом, негативное. Православный христианин в качестве символа носит нательный Крест. Что же касается благовестия, то для него и вовсе не нужны какие-то особые внешние выражения. Христианин должен проявлять свою веру, прежде всего, своим поведением и образом жизни. Это и есть самое лучшее благовестие, когда глядя на благочестивую жизнь человека, хочется ему следовать, хочется узнать, как ему удается так жить. Все это делать можно совершенно без каких-либо опознавательных знаков, символов. Вот именно на это должен обращать внимание православный христианин.

А как же татуировки, коптов-христиан? Они Православные христиане, чье присутствие обязательно при схождении благодатного огня в Храме Гроба Господня. Т.е. православные християне-египтяне (копты) это не какая-то секта или непризнанная отлученная церковь. И они при крещении своим детям в обязательном порядке наносят тату в виде креста. Делается это для того, чтобы гонимые в мусульманском Египте копты не могли отказаться от веры без боли и, чтобы не поддались лёгкости обмана сказав, что они мусульмане. Именно эти татуировки подвергают их опасности, но именно это напоминает коптам о том, что вера в Христа даёт им силы. И если их вера будет непоколебимой как у Иова, то Господь воздаст им счастья больше чем горестей ещё при жизни. Русская православная церковь заходит иногда слишком далеко в трактование Писания. Есть Писание. И есть, то что не вошло в Писание. И это исключительно мнение отдельных служителей, которые забывают, что должны служить Господу, а не Патриархату. Все то, что не вошло в Писание — не, значит, что про это «забыли» — значит, это на усмотрение человека, судить которого никто кроме Господа права не имеет. Поэтому Церковь не имеет права осуждать кого-либо. Особенно в таком неоднозначном вопросе как татуировки.

можно ли заходить в церковь с татуировкой

Добрый день. Мы выразим наше мнение, просим к нему относится именно как к частному мнению редакции, а не как к Истине. Негативное отношение Церкви к татуировкам — это традиция, которое берет свое начало от истоков нанесения татуировок. Изначально они носили либо оккультный характер, либо говорили о принадлежности к какому-либо не очень духовному слою общества (преступники, падшие женщины). Конечно, Церковь не могла одобрить образ жизни людей, которые наносили на себя такие татуировки.

Но сегодня практика татуировок сильно изменилась. Все реже они становятся какими-то сакральными знаками, которые свидетельствуют о связи с потусторонним миром. Даже тюремная традиция татуировок утрачивает свою актуальность. Сегодня тату — это не более чем модное веяние (по большей части). На наш взгляд, модные современные татуировки, которые делает себе молодое поколение — это не столько грех, сколько глупость. Греховность их сводится к изменению тела, дарованного Господом. И когда смысл этого — только лишь украсить себя (что иногда выглядит довольно сомнительным украшением), это действительно глупость.

Совсем другое дело — коптские татуировки. Это действительно исповедничество, и многие люди отдали жизни за подобные начертания. Конечно, нельзя сравнивать какой-нибудь модный рисунок на запястье в нашей стране, и начертание креста у коптов. Поэтому всегда надо смотреть на суть, а не на форму. Православному христианину (в наших реалиях) просто незачем разукрашивать свое тело татуировками, его душа занята более важными, духовными вещами. Но и мы не можем согласиться, что наличие тату ведет человека в погибель. Всегда нужно смотреть, зачем, почему и при каких обстоятельствах человек это делал, какой смысл вкладывал.

И православный копт, и сатанист имеет тату на своем теле. Но один спасается, а другой идет в вечную погибель. Почему? Потому что не форма важна, а наполнение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *