можно ли заходить в поезд провожающим

Катаемся смело: 10 ваших прав в поезде (о которых вы не знали)

Содержание

Пандемия слегка ослабила свою хватку, но большая часть границ еще не открыта. Для многих россиян это стало поводом снова и снова исследовать нашу необъятную страну. Командировки и поездки на малую родину – тоже нередкое явление в жизни многих. Такие путешествия чаще всего совершаются на поездах. А вы знаете, на что имеете право, становясь пассажиром этого вида транспорта?

Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (утверждены приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473). Вы можете найти этот документ и самостоятельно изучить, особенно если у вас возникают какие-либо конкретные вопросы. А мы рассмотрим самые типичные и потенциально спорные ситуации, в которых права пассажиров могут быть нарушены или не реализованы по причине того, что сами пассажиры недостаточно хорошо знакомы с тем, что можно, а что нельзя.

Готовимся к поездке

1. Опечатка в билете? Не страшно!

Имейте в виду! В билетах на международные поезда опечатки не допускаются. Как определить, надо ли срочно менять билет? Если вы пересекаете границу России, требуйте билет с верными данными, если не пересекаете, можно оставить билет с опечаткой.

Для восстановления билета необходимо на вокзале обратиться к дежурному и написать соответствующее заявление. Потребуется показать документ, удостоверяющий личность, именно тот, который регистрировался при покупке билета. Также с вас возьмут сбор за восстановление билета. Вся процедура может занять около двух часов, поэтому решение подойдет не для всех ситуаций, но, если время позволяет, воспользуйтесь такой возможностью.

А самый простой вариант – покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию. В этом случае вы не потеряете проездной документ (его всегда можно найти в почте), а в ряде случаев даже не придется показывать билет вообще.

2. Сколько килограммов багажа можно взять с собой?

Ограничения по весу багажа – это для многих «самолетная история». Но в поездах тоже есть ограничения для ручной клади (то есть, по сути, всего того багажа, который мы берем с собой в вагон). По одному билету можно провезти до 36 кг вещей (до 50 кг, если вы купили билет в спальный вагон). Если вы возьмете с собой ощутимо больше, ответственный проводник может это заметить и не пустить вас в поезд.

Что можно сделать в этой ситуации?

Если вы не хотите расставаться с вещами, купите еще один билет, по нему получите формальное право провезти еще 36 кг багажа.

Есть в поездах и багаж, который сдается отдельно, тут тоже есть определенные ограничения. На один билет можно предъявить не более трех предметов багажа, суммарный вес которых не превышает 200 кг, при этом каждый должен весить не более 75 кг.

Важно! Указанные ограничения актуальны для одного билета. Если вы едете вдвоем или втроем, то, соответственно, по своим проездным документам вы можете провезти в два (три) раза больше ручной клади и багажа (суммарно).

3. Уехать раньше или позже? Пожалуйста!

Имея на руках билет, вы можете уехать чуть раньше или чуть позже.

В первом случае вообще нет проблем – главное, чтобы нашлись места в поезде, отбывающем в том же направлении в более раннее время.

Если вы хотите уехать чуть позже (или опоздали на поезд, что тоже случается), то вопрос тоже можно решить. В течение 24 часов после отбытия вашего поезда обратитесь в кассу вокзала, предъявите билет – и вы сможете с минимальной доплатой приобрести другой. Если же вы покупать другой билет сразу не планируете, то можете вернуть часть денег, потраченных на билет (но не всю сумму целиком: будут вычтены цена плацкарты (платы за ваше место в вагоне) и сборы).

4. На многих станциях можно посетить туалет бесплатно, а на остальных билет – пропуск в вокзальный туалет

С 2020 года туалеты на многих железнодорожных вокзалах дальнего следования сделали бесплатными. Но это актуально только для тех станций, территория которых находится в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов.

Если за туалет хотят плату, покажите свой билет. По нему вас обязаны пропустить без оплаты, потому что она уже включена в стоимость проездного документа. Если суровый «кассир туалета» не пропускает даже с билетом, ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта.

Едем без проблем

5. Выше или ниже: нельзя меняться полками и сидеть на чужих местах

Многие покупают первый попавшийся билет в надежде, что потом удастся поменяться местами. Справедливо, что пожилому человеку, родителям с маленькими детьми, беременным и людям с ограниченными физическими возможностями сложно забираться на верхнюю полку. Но равно справедливо – по закону! – и то, что пассажир с нижней полки имеет полное право отказаться меняться.

Что касается багажа, размещать его в специальных отсеках нижних полок опять же можно только с разрешения пассажира с нижней полки.

В большинстве случаев цена билетов на верхние и нижние полки в одном вагоне разная. Поэтому у пассажиров, заранее купивших самые удобные места, есть дополнительные аргументы в пользу отказа от «переезда».

Конечно, жизнь всегда вносит свои коррективы. И пассажиры могут по взаимному согласию поменяться местами. Но заставить вас сделать это никто не вправе! Если соседи агрессивно требуют уступить им более удобную полку, зовите проводника и показывайте билет, который подтверждает ваше право ехать с максимальным комфортом.

6. Что входит в бесплатные услуги для каждого пассажира поезда?

Став пассажиром поезда, вы имеете право на целый ряд бесплатных услуг. Проводник обязан предоставить вам по просьбе стаканы, столовые приборы, щетку для обуви, швейный набор и даже настольные игры (шахматы, шашки)! Переводя это в практическую плоскость, отметим, что во время поездки вы можете попить свой чай или кофе, а емкость для их заваривания получить бесплатно.

Стоимость постельного белья может быть включена в билет. В этом случае ничего дополнительно платить не нужно. А еще проводник должен застелить вам полку, если вы об этом попросите!

7. Отношения с соседями – дело тонкое

Соседи в поезде могут испортить всю поездку, особенно если речь идет о плацкартном вагоне. Можно ли найти управу на дебоширов?

Прямой запрет распивать спиртные напитки, шуметь, мешать другим пассажирам действует только в городском и пригородном транспорте, чисто формально на поезда дальнего следования он не распространяется. Но если приравнять поезд к общественному месту, любые нарушения спокойствия должны быть пресечены (когда они действительно случаются).

То есть мирно сидящих с гитарой и спиртным соседей, скорее всего, вы не направите на истинный путь здорового образа жизни. Но если они мешают вам спать, ведут себя агрессивно или проявляют признаки сильного опьянения, управу на них найти можно – обратитесь для этого к проводнику.

8. Собаку-поводыря можно провозить бесплатно

Перевозка животных всегда сопряжена с определенными сложностями. Например, крупных собак нельзя провозить в плацкарте. Но исключение делается для собак-поводырей, которые сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями. Такое животное можно провозить бесплатно. Но в пути оно должно находиться у ног хозяина. Также обязательно надеть на пса ошейник и намордник.

Важно! Если вы едете за границу, уточняйте отдельно требования, которые предъявляются к перевозке собак-поводырей в той стране, куда направляетесь. Например, с животным могут пускать только в вагоны определенного класса.

Обратите внимание! Если вы везете домашнее животное (диких вообще провозить нельзя), для него действуют другие правила, ограничений и требований гораздо больше. Путешествуя с животным, необходимо тщательно подготовиться и узнать все нюансы, только в этом случае вы избежите проблем при посадке и в пути.

9. Меняем по желанию или необходимости маршрут

Если вами приобретен билет на большое расстояние, а в середине пути вы решили, что очень хотите прервать путь и задержаться на очередной станции, вы вправе это сделать. Новый билет покупать не придется – в течение 10 дней вы сможете уехать на поезде аналогичного маршрута с той станции, на которой сошли. Нужно будет доплатить стоимость так называемой плацкарты и сбор за переоформление билета.

Важно! После того как вы сошли с поезда на промежуточной станции, нужно в течение трех часов обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке.

10. Проехать чуть дальше тоже можно

А если вы проспали свой пункт назначения, то можете бесплатно прокатиться чуть дальше. Сообщите проводнику о том, что пропустили свою остановку, и попросите дать вам возможность доехать до следующей. Платить за этот отрезок пути уже не придется.

Конечно, все эти правила так прекрасно работают в теории, но могут не соблюдаться в реальной жизни. Нередко пассажиры сталкиваются с резким отказом предоставить им то, на что они имеют законное право. В этом случае важно не растеряться и напомнить о том, что ваши требования находятся в рамках «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».

Задавайте вопросы в комментариях. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Источник

Что делать, если провожающий уехал вместе с пассажиром?

В поезде, как и в любом другом транспорте, действуют жесткие правила поведения. Без них невозможно эффективно организовать сопровождение гостей и рутинные процессы. Это понимает каждый. Но иногда случаются внештатные ситуации. Например, гость может забыть проездные документы у провожающих. На этот случай разработана подробная инструкция, как действовать тем, у кого в руках остались чужие билеты.

Вот пример еще одной не частой, но типичной внештатной ситуации. Поезд тронулся, а провожающий находится в вагоне. Причин может быть сколько угодно: долго прощался, завозился с вещами, встретил знакомого, разговорился, зашел в биотуалет, не услышал соответствующее оповещение и т.п. По сути, конкретная причина значения не имеет. Важно понять, как быть в сложившейся ситуации.

Рассказываем, что делать провожающему, оказавшемуся в вагоне отправившегося от станции поезда.

Вы – безбилетник, гражданин!

Согласно правилам перевозки гостей железнодорожным транспортом, право находиться в вагонах во время движения поезда имеют:

сотрудники железнодорожной компании

гости, имеющие проездные документы

гости, для которых проездные документы не предусмотрены (маленькие дети, едущие без места, животные в сопровождении хозяев)

Все остальные считаются безбилетниками. И оставшиеся в вагонах провожающие входят в эту категорию.

Как быть, если вы вовремя не вышли из вагона?

В сложившейся ситуации делать нечего, придется ехать до ближайшей станции. Причем свой проезд нужно оплатить непосредственно в вагоне. Для приема платежа и выдачи проездного документа у проводника есть все необходимые технические средства.

Провожающий, уехавший в поезде вместе с пассажиром, сам является виновником сложившейся внештатной ситуации. Соответственно, рассчитывать на компенсацию затрат на оплату проезда до ближайшей станции он не может. Иными словами, требовать у перевозчика возмещение бессмысленно. Выдача такой компенсации противоречит действующему законодательству и правилам перевозки гостей железнодорожным транспортом.

Как избежать подобных ситуаций?

можно ли заходить в поезд провожающим

Профилактика – всегда лучше, чем решение проблемы постфактум. Чтобы не нести непредвиденных расходов, не ехать поездом туда, куда вы не собирались, будьте внимательны, провожая близких, друзей и знакомых.

По закону провожающим не воспрещается заходить в вагон, чтобы помочь гостю с вещами, попрощаться и т.п. Но имейте в виду, что делать это можно только на длинных остановках. В начальной точке железнодорожного маршрута провожающие могут заходить в вагоны, если до отправления осталось больше 5 минут. В так называемое критическое время проводник вправе не пустить вас в вагон. Причем для вашего же блага. Слишком велик риск не успеть вовремя выйти и уехать вместе с пассажиром, потратиться на билет, а потом еще и на обратную дорогу.

Если вы находитесь в вагоне в статусе провожающего, будьте внимательны к оповещениям на вокзале. Обычно диспетчер предупреждает об отправлении поезда примерно за 5 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы проверить, не остались ли у вас билеты уезжающего гостя, и спокойно выйти на перрон. А еще лучше – прощаться заранее. Не ждите отправления поезда. Провожайте родных, близких, друзей в поездки с запасом времени. Это намного удобнее и спокойнее для всех участников процесса. И опять напомним о минимизации рисков. Если вам не нужны дополнительные затраты денег, времени и нервов, своевременно выходите из вагона, провожая гостей.

Источник

Поехали! Ваши права в поезде

Внутренний туризм в России активно развивается. Кто выбирает такой отдых, с большой долей вероятности отправляется к месту назначения на поезде. А поездка в поезде — это всегда маленькое приключение. И в нем очень важно знать «правила игры»!

можно ли заходить в поезд провожающим

Багаж — на вес

Пассажир поезда может провезти с собой ручную кладь. Мы часто думаем, что ограничений не существует, ведь поезд — не самолет. Но на самом деле определенные правила провоза багажа есть.

Итак, пассажир поезда имеет право провезти с собой до 36 кг ручной клади. Если едет в спальном вагоне — до 50 кг.
На практике зачастую никто дотошно чемоданы и сумки не взвешивает, но если вы решили провезти больше, а проводник попался дотошный, то могут предъявить претензии.

Что делать, если ручная кладь тяжелее? Можно провезти дополнительно еще 50 кг, но придется купить еще один билет за полную стоимость! Поэтому будьте внимательны, собираясь в дорогу.

Если же говорить не о ручной клади, а о багаже, который сдается отдельно. На один билет можно предъявить три предмета багажа, каждый из которых должен быть не тяжелее 75 кг, суммарный вес багажа при этом не должен превышать 200 кг. То же касается билетов, оформленных на детей. Но если ребенок едет без отдельного места (и билета, соответственно), то ему дополнительная «норма» багажа не предоставляется.

Кстати! В случае необходимости проводник обязан помочь загрузить багаж в вагон, а по прибытию выгрузить на перрон.

Что обязан предоставить проводник?

Сегодня в поезде можно купить и напитки, и еду, и сувениры. Однако по правилам некоторые предметы проводник должен предоставлять бесплатно!

Если вы решите воспользоваться обслуживанием в поезде (чай и кофе проводник обязан предлагать не менее трех раз в сутки), то стаканы и подстаканники вам, естественно, выдадут вместе с заказом.

Права пассажиров верхних и нижних полок

Пассажир верхней полки не имеет права сидеть на нижней полке без разрешения того, кто купил на нее билет.

На практике, естественно, пассажиры договариваются друг с другом. Логично, что при длительной поездке пассажир верхней полки может захотеть пообедать за столиком, который находится внизу. Но если следовать строго букве закона, сделать это можно только в том случае, если «сосед снизу» не против.

А багаж? Разместить свои чемоданы и сумки пассажир верхней полки внизу может только в том случае, если остается пространство и купивший билет на нижнюю полку не против! В противном случае придется размещать ручную кладь наверху, там есть специальное пространство.

Спать подано!

Постельное белье проводник обязан не только предоставить (если оно оплачено), но и сам застелить! Чаще всего просят соседей, но при желании можно не одалживаться, а воспользоваться своим правом и привлечь проводника.

Сдавать белье в купе или спальных вагонах, кстати, не нужно. А вот в плацкарте пассажир обязан за полчаса до прибытия сдать использованное белье проводнику.

Что делать, если мешают соседи?

Имеют ли право пассажиры поездов распивать спиртные напитки или, например, петь песни под гитару?

Напрямую запрет на распитие алкогольных напитков есть только в городском и пригородном транспорте. Если ориентироваться на эти условия, то в поездах дальнего следования пить можно (да и в вагоне-ресторане вам продадут спиртное). Однако если приравнять вагон к общественному месту, то распивать алкоголь (а соответственно, нарушать общественный порядок) нельзя.

Что же делать? Если вы решили в поезде дальнего следования скрасить дорогу спиртным, не переусердствуйте, потому что откровенно пьяные попутчики мало кому придутся по нраву. В остальных случаях, если вы не мешаете окружающим, скорее всего, проблем не возникнет.

Играть на гитаре можно, если соседи не против, и только днем! Опять же, как и во многих других случаях, необходимо при необходимости заручиться согласием тех, кто едет рядом с вами.

Если длительную поездку приходится прервать

Пассажир имеет право делать делать «перерыв» в поездке сроком до 10 дней. При продолжении путешествия придется просто доплатить небольшую сумму.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно в течение трех часов после прибытия поезда на промежуточную станцию обратиться в кассу: на билете проставят отметку об остановке.

Источник

Можно ли заходить в поезд провожающим

V. Посадка пассажиров в поезд дальнего следования

и пригородного сообщения и условия проезда

При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру документа, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест не допускается.

В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (билете) (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере), пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием мест.

Если при посадке в поезд пассажир предъявляет проездной документ (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест.

49. Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе (билете). На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе (билете).

Проезд в поезде пригородного сообщения определенной категории допускается только при предъявлении проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения данной категории.

50. При посадке в поезд пригородного сообщения без указания мест пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ (билет), а при наличии льгот на проезд предъявляет также документы, подтверждающие право на льготы.

51. Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформлении дополнительных проездных документов (билетов). Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается.

52. Проездные документы (билеты), приобретенные пассажирами на поезда дальнего следования и пригородного сообщения, действительны на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта своего назначения.

Пункт 32 Правил оказания услуг.

Проводники вагонов доставляют комплекты постельного белья на места пассажиров.

Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату.

54. Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения не позднее чем за 30 минут.

55. О каждом несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром, составляется акт о несчастном случае и вручается пострадавшему пассажиру или иному лицу, уполномоченному на получение такого акта.

(п. 56 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. I), ст. 56, N 14, ст. 2021).

(сноска введена Приказом Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

57. Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов, не предусматривающих условие получения обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), при наличии установленного такого тарифа перевозчиком, в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.

(в ред. Приказа Минтранса России от 18.09.2018 N 334)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля, а также сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета).

В случае отсутствия возможности оформить проезд на свободное место в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием места, безбилетное физическое лицо обязано оплатить стоимость проезда от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до ближайшей железнодорожной станции, на которой безбилетное физическое лицо удаляется из поезда, и сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде. При этом безбилетному физическому лицу уполномоченным перевозчиком лицом оформляется проездной документ (билет) без предоставления места.

(п. 57 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

58. При отказе безбилетного физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), уполномоченным перевозчиком лицом на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр остается у уполномоченного перевозчиком лица, второй выдается безбилетному физическому лицу.

В акте указывается:

дата и время составления акта;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного представителя перевозчика;

остановочный пункт или железнодорожная станция или номер поезда и вагона, на/в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;

фамилия, имя и отчество (при наличии) безбилетного физического лица с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

подпись безбилетного физического лица.

При отказе безбилетного физического лица от подписи акта уполномоченным перевозчиком лицом в акте делается соответствующая запись.

После составления акта с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном статьей 110.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», и безбилетное физическое лицо удаляется из поезда работником перевозчика, на которого в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), на ближайшей железнодорожной станции или остановочном пункте.

(п. 58 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

59. Безбилетное физическое лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные билетные кассы и (или) платежные терминалы, обязано оплатить стоимость проезда от пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе до железнодорожной станции назначения, в вагоне или после окончания поездки в пункте назначения, в том числе железнодорожной станции назначения. При этом сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) не взимается.

(п. 59 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)

(см. текст в предыдущей редакции)

60. При проезде в поезде дальнего следования по проездному документу (билету), оформленному по тарифу на перевозку детей, пассажира в возрасте старше 10 лет на момент отправления поезда, с такого пассажира взимается разница между стоимостью проездных документов (билетов), оформленных по тарифу на перевозку взрослого пассажира и тарифу на перевозку детей от станции отправления до станции назначения пассажира.

61. Перевозка больных пассажиров, требующих изоляции от других пассажиров, производится с сопровождающими в отдельных купе по предъявлении соответствующего медицинского заключения. Оформление проездных документов (билетов) производится при наличии свободного купе на ближайший поезд и с оплатой всех мест в купе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *