можно ли менять наименование товара при перепродаже

Правомерность изменения «имени» товара при перепродаже

Ситуаций, когда бухгалтеру необходимо «переименовать» полученный товар, может быть множество. Что делать в этом случае? Как на такую операцию отреагируют проверяющие? И есть ли способ безопасного изменения названий товаров? Екатерина Лютенко, ассистент внутреннего аудитора Acsour, попыталась раскрыть все аспекты оприходования такой продукции.

Одно из основных требований к бухгалтерскому учету – достоверность. Без четкого и ясного отображения операций крайне сложно сделать выводы о состоянии компании и перспективах ее развития. Особенно непросто приходится организациям, которые работают с большим количеством различных товаров. Их учет зачастую приводит к путанице: это связано с покупкой товара по одной номенклатуре и его продажей по другой. Как показать проверяющим органам, что это один и тот же товар?

Причина переименования

Необходимость изменить наименование товара может возникать в нескольких случаях. Например, если компанией закуплена одна и та же продукция с разной номенклатурой у нескольких поставщиков. Тогда приходится учитывать товары с разными номенклатурами по отдельности. Такой подход возможен, но в учете займет много времени в связи с необходимостью отслеживания и списания всех партий под определенным наименованием. Еще одна причина «переименования» – если покупатель требует изменить наименование продукции сам, так как оно кажется замысловатым или сложным для понимания (хотя изначально товар принимался к учету строго по предъявляемым документам поставщика). К такой мере можно прибегнуть в случаях, если в документах поставщика в наименовании допущена ошибка. А также в ситуации, если организация-экспортер вывозит товар, который необходимо указать в грузовой таможенной декларации (ГТД) и в документах на перевозку и наименование, приведенное в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, отличается от названия в первичных документах поставщика.

Законодательная база

Согласно пункту 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) организация вправе сама выбрать единицу бухучета материально-производственных запасов, чтобы обеспечить формирование достоверной информации и надлежащий контроль за наличием и движением продукции.

В правилах бухгалтерского учета нигде не сказано, что фирма имеет право на изменение наименования товара и его учет по другой номенклатуре. Тем не менее информация о запрете также отсутствует. Очевидно, что и Налоговый кодекс не содержит требований о полной тождественности наименований товаров. Стало быть, организация может самостоятельно определять методы учета продукции и разработать удобный номенклатурный перечень по ним. В таком случае становится важным обеспечить сопоставимость информации и идентифицируемость товаров.

Налоговые последствия

Что же произойдет, если этого не сделать? Расскажу о нескольких возможных вариантах развития событий. У налоговых органов могут возникнуть вопросы в части принятия к учету и использования не тех товаров, так как в документах поставщика (в счет-фактуре, накладной) будет указано иное наименование (п. 1 ст. 172 НК РФ). Как результат – сложности с НДС.

Поскольку организация не будет располагать документами, которые подтверждают приобретение продукции именно по этой номенклатуре, может возникнуть риск возникновения излишков и включения их в доходы при расчете налога на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ). Из налоговых расходов могут быть убраны все затраты, которые связаны с приобретением переименованных товаров (на транспортировку, хранение, посреднические услуги и т. п).

При экспортных операциях из-за несовпадения наименований приобретенного и вскоре вывезенного за границу товара могут возникнуть проблемы с подтверждением ставки НДС в ноль процентов.

В судебной практике известны случаи, когда арбитры отклоняют решение налоговых органов по возмещению вычетов, так как не было представлено доказательств, которые бы доказали злоупотребление ими. Также судьи подчеркивают, что незначительные изменения в наименованиях товаров влекут за собой ошибку в правильном оформлении документов, но никак не отказ в применении налоговых вычетов. В отдельных случаях сами проверяющие органы признавали, что различия в названиях не так принципиальны.

Возможные решения

Для того чтобы предостеречь организацию и сократить возможные риски, компания может решить проблему наименований следующими способами.

Одним из решений будет являться согласование с поставщиком или с покупателем наименования товара, которое впоследствии отразится в отгрузочных документах (на стадии заключения договора). Данная процедура весьма неоднозначна, так как при таком варианте возможны два исхода: поставщик отвечает отказом, что может и вовсе повлечь отказ от совершения сделки, либо, наоборот, принимает подобное условие и даже выдает уже имеющуюся памятку о том, как указывать иное наименование в отгрузочных документах.

Чтобы не возникало неопределенных ситуаций, организация должна указать в учетной политике информацию о том, что планируется вести учет по специально разработанной номенклатуре. Стоит подробно описать процесс обработки учетной информации, утвердить приказом порядок переименования товаров, внутреннюю номенклатуру, таблицу соответствия наименований, форму акта переименования и состав комиссии, которая будет отвечать за этот участок работы. Подобный подход считается правомерным, согласно письму Минфина России от 28 октября 2010 года № 03-03-06/1/760.

Чтобы не возникало неопределенных ситуаций, организация должна указать в учетной политике информацию о том, что планируется вести учет по специально разработанной номенклатуре.

Акт переименования товаров составляется при приеме товаров и по аналогии с актом о переводе одних единиц измерения товара в другие (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов) с указанием важных реквизитов. Желательно составлять такой акт не раньше даты, когда компания получила товар для его дальнейшего переименования. В случае, если акт будет датирован позже даты оприходования, может возникнуть риск вынужденной отсрочки вычета.

В акте важно указать реквизиты поставщика и накладной, по которой товар приобретался и переименовывался. Это будет доказательством того, что товар один и тот же и что он был куплен в определенное время у определенного поставщика. Для удобства можно оформлять акт на все поставки за день либо отдельно по каждому поставщику или накладной (главное – помнить о требовании достоверности информации).

Важно не забыть, что если поставщику будет возвращаться уже переименованный товар, то оформить его надо как обратную реализацию. И в накладной, и в счете-фактуре нужно привести то наименование продукции, которое было изначально в документах у продавца, а прежнее наименование отразить как примечание. Это сэкономит время на поиск нужных документов.

Если говорить о таблице наименований товаров, то в приказе об утверждении первой номенклатуры нужно указать частоту ее дополнения, оформляя только новые позиции. Одному наименованию товара в учете компании может соответствовать несколько позиций контрагентов. При составлении вышеуказанных документов и проведении полноценной процедуры организация может доказать налоговым органам, что товар один и тот же, таким образом налоговые риски будут сведены к минимуму.

можно ли менять наименование товара при перепродаже

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Источник

Наименование материально-производственных запасов (МПЗ) в учете

Несет ли налоговые риски компания, приходуя и продавая товар в укрупненной номенклатуре, а не по конкретным наименованиям, указанным в первичном документе (накладная) поставщика? Какие документы следует оформить компании, чтобы у контролирующих органов не возникало претензий по поводу ввода в учетную систему укрупненной номенклатуры, а не конкретного наименования товара, указанного в первичном документе поставщика? Существуют ли шаблоны или типовые формы необходимых к оформлению документов? Есть ли какая-то арбитражная практика на эту тему?

Налоговое законодательство не содержит запрета на учет товаров и МПЗ под собственным наименованием и не исключает права организации переименовать запасы, оформив данную операцию внутренними документами. При этом приходный ордер, которым оформляется принятие товара к учету, должен иметь отметку об изменении наименования с указанием данных (наименование товара, дата, номер) накладной поставщика.

Нормы НК РФ не содержат требований соответствия наименования, поступивших МПЗ, указанных в документах поставщика (счете-фактуре, накладной и т.п.), именованию данных МПЗ в аналитическом учете организации. При этом нужно помнить, что в основе налогового учета лежат данные регистров бухгалтерского учета и первичных документов (п. 1 ст. 54, абзац второй п. 1 ст. 172, ст. 313 НК РФ).

При несовпадении наименования товара в счете-фактуре, первичных товаросопроводительных документах и документах по оприходованию товара в учете организация имеет налоговые риски по отказу в вычете «входного» НДС по товару, принятому на учет с расхождением в наименовании по первичному документу поставщика.

Право на вычет НДС, предъявленного поставщиком, непосредственно связано с фактом приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав для дальнейшей реализации, облагаемой НДС, или в целях осуществления иных операций, являющихся объектом обложения НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Счет-фактура является документом, на основании которого налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ). «Наименование товара, работы, услуги» является обязательным реквизитом счета-фактуры (пп. 5 п. 5. ст. 169 НК РФ), неверное указание которого может привести к отказу в вычете НДС (письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-03-06/1/47252). Особенно в случае, если измененное наименование товара помешает налоговому органу идентифицировать его.

Если из документов не будет однозначно следовать, что организация приняла на учет, передала в производство или произвела дальнейшую реализацию именно тех товаров, которые были ею приобретены, налоговые органы могут подвергнуть сомнению правомерность принятия к вычету сумм НДС по таким материально-производственным запасам (товарам).

Пример налогового спора — постановление АС Поволжского округа от 16.03.2017 N Ф06-18610/17 по делу N А12-23785/2016. В этом деле суд принял сторону налогоплательщика указав, что налоговый орган не представил суду доказательства того, что ошибочный учет по иному наименованию товара привел к искажению его фактической стоимости и был причиной занижения у на­ло­гоп­ла­тель­щи­ка налоговой базы от реализации продуктов переработки нефти.

В другом деле, суд принял во внимание, предоставленное налогоплательщиком заключение Института Проблем Переработки Углеродов Сибирского отделения Российской Академии Наук, подтверждающее, что смола пиролизная, смола нефтяная тяжелая, смола пиролизная тяжелая являются наименованием одного продукта и подтвердил право налогоплательщика на вычет НДС (см. постановления ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 N А12-20/08). В отношение пищевых продуктов аналогичная судебная практика нами не обнаружена.

Налог на прибыль

В целях главы 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с за­ко­но­да­тель­ством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При этом как для целей НДС, так и для целей исчисления налога на прибыль используются данные первичных документов (абзац 2 п. 1 ст. 172, ст. 313 НК РФ).

Таким образом, при невозможности в налоговом учете сопоставить наименования приобретенных для продажи или отпуска в производство товаров, сырья, материалов указанные в первичных документах, с наименованиями фактически переданных в производство или реализованных в качестве товаров влечет налоговые риски в части правомерности учета в составе затрат в целях налогообложения прибыли расходов на их приобретение. Подтверждение этому есть в судебной практике, приведем примерамы судебных дел, где налогоплательщику удалось отстоять свою позицию:

Постановление АС Центрального округа от 19.04.2017 N Ф10-1143/17 по делу N А14-18446/2015, в частности, суд, в отличие от налогового органа, принял во внимание приказ о внутреннем номенклатурном перечне товарно-материальных ценностей, согласно которому приобретенный предпринимателем товар с наименованием «Дверное полотно К0805 900 * 2000 — кремовый дуб» в бухгалтерском учете и при отгрузке конечному приобретателю отражался как «дв. полотно 900 * 2000», а товар с наименованием «Дверное полотно 661с 800*2000 тем. орех» — как «дв. полотно 800 * 2000», то есть с сохранением всех достаточных идентификационных признаков поступившей товарной позиции.

Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 26.01.2017 N Ф06-16727/16 по делу N А65-31047/2015 поддержал налогоплательщика и принял во внимание, что наименования товара «мясо птицы», «мясо куриное» является обобщенным наименованием всей продукции в целом, а несоответствие наименований (разбивка обобщенной позиции по категориям) не привело к изменению количества и стоимости товара при реализации конечным потребителям.

Таким образом, налоговое законодательство не содержит запрета на учет товаров и МПЗ под собственным наименованием и не исключает права организации переименовать запасы, оформив данную операцию внутренними документами. При этом приходный ордер, которым оформляется принятие товара к учету, должен иметь отметку об изменении наименования с указанием данных (наименование товара, дата, номер) накладной поставщика.

Невозможность сопоставить наименование товара в счете-фактуре и товарной накладной с наименованием принятого к учету товара в учетной системе может привести к отказу в вычете «входного» НДС, уплаченного поставщику по этому товару, в целях налогообложения прибыли могут быть не приняты расходы на приобретение данного товара.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации, к которым относятся и товары, предназначенные для продажи, установлены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01). Согласно п. 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

Ни в Законе N 402-ФЗ, ни в ПБУ 5/01, ни в иных положениях и методических указаниях по бухгалтерскому учету непосредственно не прописаны какие-либо требования о соответствии наименования учетной единицы товара (МПЗ) названию, указанному в сопроводительных документах поставщиков.

МПЗ должны быть своевременно оприходованы. При этом поступившие от поставщиков счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на товар являются основанием для приемки и оприходования товаров, порядок которого разрабатывается организацией самостоятельно (п. п. 3, 47, 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Устанавливая внутренними положениями, инструкциями, иными организационно-распорядительными документами систему наименований МПЗ, их номенклатуру и единицы учета, предприятие организует надлежащий учет и контроль, защищая его от неприятных ситуаций, когда в документах, поступающих от нескольких поставщиков, одни и те же (по назначению, физико-химической характеристике и прочим существенным для целей применения параметрам) МПЗ различаются номенклатурой и частично наименованием. Организация может самостоятельно установить внутренними положениями (инструкциями, таблицами соответствия и пр.) систему наименований для приобретенных МПЗ, позволяющие установить однозначное соответствие между наименованием внутреннего учета МПЗ с наименованием единиц учета поставщика товара.

Система учета (оприходованию) МПЗ по определенному наименованию в организации следует закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету (ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 7 ПБУ 1/2008). В такой ситуации несоответствие названия материала в приходном ордере М-4 его названию в товарной накладной ТОРГ-12, полученной от поставщика, не может расцениваться как нарушение правил учета (см. письмо Минфина РФ от 28.10.2010 N 03-03-06/1/670).

Оприходование одного и того же товара под разным наименованием может привести к ошибкам при его отгрузке (перемещении) и, как следствие, к затруднениям при осуществлении инвентаризации товаров (см. постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N 09АП-26757/12, ФАС Уральского округа от 10.05.2011 N Ф09-2429/11).

Приходный ордер, которым оформляется принятие товара к учету, должен иметь отметку об изменении наименования с указанием данных (наименование товара, дата, номер) накладной поставщика.

Иными словами, если МПЗ приходуется не по наименованию из соп­ро­во­ди­тель­но­го документа на товар, внутренний документ учетной системы на оприходование (ордер, акт и т.п.) должен иметь информацию: «наименование МПЗ по соп­ро­во­ди­тель­ным документам» и «наименование МПЗ в учетной системе (по внутренней номенклатуре)», ссылку на товаросопроводительный документ поставщика и его однозначные реквизиты (поставщик, дата, номер). При отсутствии такой информации нарушается система внутреннего контроля в организации, провоцируются пересортица и злоупотребления с материальными ценностями.

Примерный перечень документов

С целью введения единой номенклатуры наименований и единиц измерения, используемых МПЗ, необходимо составить и утвердить, и регулярно обновлять внутреннюю номенклатуру, таблицу соответствия наименований и применяемых единиц измерения покупных сырья, материалов, товаров, указанных в документах поставщиков, наименованиям внутренней номенклатуры. К разработке внутренней номенклатуры и таблицы соответствия целесообразно привлечь товароведов и технологов организации.

Типовые шаблоны указанных документов не утверждены, их нужно разработать самостоятельно с учетом специфики учетной системы организации, а также настроить материальный учет в бухгалтерской программе.

Источник

Разные наименования одного товара – как отразить в 1С: Бухгалтерии

В процессе внесения в базу новых поступлений мы нередко сталкиваемся с проблемой следующего характера – названия идентичных товаров в накладных от разных поставщиков могут отличаться. Как же поступать в этом случае? Стоит ли бесконечно увеличивать число позиций номенклатуры или есть другие варианты выхода из этой ситуации. Попытаемся дать ответ на столь животрепещущий вопрос в этой статье.

Обеспечение достоверности учета – прямая обязанность любой организации. Единственный способ подтверждения достоверности фактов хозяйственной деятельности при проверках налоговых служб – сопроводительная документация. К учету товарно-материальных ценностей требования те же. Однако из-за несовпадения названий одной и той же номенклатуры в накладных от разных поставщиков бухгалтера испытывают известные сложности. Зачастую, для отличающегося наименования в базе создают новую позицию, невзирая на то, что товар идентичен поступившему ранее от другой фирмы. В итоге, в папках с номенклатурой появляется несколько записей одного и того товара.

можно ли менять наименование товара при перепродаже

Непомерное разрастание справочника часто приводит к путанице и ошибкам. В дальнейшем бухгалтер испытывает колоссальные сложности при поиске нужной позиции для перемещения на другой склад, формирования отчета, списания, включения в счет, реализации. Отследить в базе «дублеров» тоже не просто – бухгалтер не всегда в курсе – что представляет собой та или иная позиция, не знает – разные это товары или идентичные.

Самый легкий способ навести порядок в базе – принять вновь поступивший товар как номенклатуру, уже имеющуюся в перечне. Таким образом наименование в программе не будет совпадать с позицией в накладной, что может вызвать вопросы проверяющих. При этом возникает риск, что контролеров не удовлетворит объяснение, что название товарно-материальной ценности изменено для только удобства. Они могут отказаться признавать тот факт, что компания приобрела и использовала в хозяйственной деятельности именно тот товар, который указан в документе. Это дает им право на «снятие» вычетов НДС и расходов. Проверяющие могут посчитать оприходованные товары излишками и включить их в статью доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль согласно п. 20 ст. 250 налогового кодекса РФ.

можно ли менять наименование товара при перепродаже

можно ли менять наименование товара при перепродаже

можно ли менять наименование товара при перепродаже

И в первом и во втором случае возможны негативные последствия. Вносить ТМЦ под наименованиями, не совпадающими с номенклатурой поставщиков непозволительно. Но и неоправданное разрастание справочника совершенно неприемлемо.

Законодательно, право переименования, поступающих в организацию ТМЦ в связи с потребностью поддержания порядка в базе никак не ограничено. Главная функция учета согласно п.6 Методических указаний Минфина РФ от 28. 12.2001 – обеспечение контроля за их сохранностью и применением, что невероятно сложно осуществлять в условиях раздутого списка и беспорядочного переименования позиций.

В качестве одного из решений данного вопроса некоторые бухгалтеры используют следующий способ – изменение названий ТМЦ оформляется через комплектацию. Дело в том, что программа снабжена инструментом «Комплектация номенклатуры». Однако применять его для таких целей некорректно. Это специальный документ служит для того, чтобы подбирать из отдельных комплектующих товарную единицу, которая будет впоследствии передана в эксплуатацию как единый объект. В качестве примера можно привести системные блоки, собираемые из запчастей, сервизы, комплектуемые самостоятельно из отдельных чашек, блюдец, сахарниц и других предметов сервировки. Это никак не соотносится с переименованием отдельной номенклатуры.

Проведение унификации ТМЦ все же возможно, но нужно тщательно изучить этот вопрос и обеспечить соблюдение всех требований, прописанных в п. 3 Методических указаний от Минфина России от 28.12.2001 № 119 н. Для того, чтобы подтвердить поступление товара по документам поставщика, необходимо обозначить в учетной политике право организации на создание групп однородных материалов и присвоение им собственных номенклатурных категорий.

Упорядочить непомерно раздутый перечень номенклатуры поможет таблица соответствия. Документ делает возможным утверждение соответствия каждого наименования внутренней номенклатуры ТМЦ наименованиям, применяемым поставщиками.

можно ли менять наименование товара при перепродаже

Имейте в виду – необходимо регулярно производить корректировку данной таблицы, поскольку происходит постоянное обновление номенклатуры.

Совет! Вести таблицу соответствия наименований удобнее в Excel. Программа позволяет оперативно обновлять данные, использовать фильтры и поисковую систему.

Однако следует помнить, что ТМЦ вносятся в базу на основании первичных документов – накладных – товарных и товарно-транспортных, актов, подтверждающих их прием и передачу. В момент принятия товара работники склада либо приступают к составлению приходного ордера в соответствии с формой М-4, либо ставят на накладной штамп с такими же реквизитами согласно п. 49 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Именно поэтому необходимо связать входящий документ с таблицей соответствия внутренней номенклатуры наименованиям поставщика или актом о переименовании позиций. При разработке определенной формы первичного документа для учета нужно внести в приходный ордер или штамп информацию о реквизитах накладной и акта, подтверждающего перевод наименований ТМЦ.

Источник

Разные наименования одного товара – как отразить в 1С: Бухгалтерии

На практике мы часто встречаемся с ситуацией, когда у разных поставщиков один и тот же товар называется по-разному. Что делать в этом случае: «плодить» номенклатуру в справочниках 1С: Бухгалтерии, или есть другое решение? Поговорим об этом в статье.

Каждая организация должна обеспечить достоверный учет. А достоверность определяется документами. Таким образом, чтобы у налоговиков не возникло вопросов, бухгалтер должен каждый факт хозяйственной деятельности подтверждать документально. Это касается и учета товарно-материальных ценностей. Однако здесь у бухгалтеров возникают сложности, т.к. в документах от поставщиков одна и та же номенклатура может называться по-разному. Чаще всего, на практике в учетной программе пишут название номенклатуры от поставщика, т.е. как в первичном документе (накладной). В результате одна позиция на складе в базе отображается как несколько позиций.

Это приводит к тому, что справочник номенклатуры разрастается до неимоверных размеров, и у бухгалтера возникают сложности при поиске той или иной номенклатурной позиции в дальнейшем – при перемещении со склада, списании, реализации. Кроме того, при большом количестве номенклатуры отследить повторяющиеся позиции часто не так-то просто, ведь бухгалтер может не знать, одна и та же это номенклатура или нет.

Еще один вариант, который часто применяют на практике – самостоятельно изменить номенклатуру при вводе в программу, то есть, по сути, перефразировать наименование ТМЦ. Однако при этом варианте, скорее всего, придется доказывать контролерам, что поставленный товар и товар, принятый к учету – это одно и то же. Иначе проверяющие посчитают, что компания приняла на учет и использовала в деятельности вовсе не тот товар, который купила по документам. Это приведет к тому, что они «снимут» вычеты НДС и расходы. Кроме того, велика вероятность, что контролеры расценят оприходованные ТМЦ как излишки и включат их в доходы при расчете налога на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Как видно, оба описанных варианта ведут к негативным последствиям. С одной стороны, недопустимо учитывать ТМЦ по наименованиям, отличным от наименований поставщика. А с другой – нельзя допускать разрастания справочника номенклатуры.

Действующее законодательство не содержит прямого запрета переименовывать поступающие ТМЦ в соответствии с потребностями внутреннего учета компании. Однако не стоит забывать, что учет ТМЦ должен, прежде всего, обеспечивать контроль за их сохранностью и использованием (п. 6 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). А раздутый номенклатурный перечень и хаотичное переименование номенклатуры этому не способствуют.

Многие бухгалтеры находят выход, оформляя переименование номенклатуры через комплектацию. Для этого в программе используется документ «Комплектация номенклатуры». Однако данный вариант некорректен. Этот документ используют, когда есть необходимость собрать из нескольких комплектующих единицу товара и передать ее в эксплуатацию (например, комплектующие для сборки компьютера), или когда нужно из нескольких товарных единиц сформировать комплекты для продажи (например, у вас есть отдельные позиции посуды – чашки, блюдца, чайники, из которых вы собираете на продажу сервизы). Переименование номенклатуры – явно не тот случай. Подробнее о комплектации можно прочитать в нашей статье Работа с документом «Комплектация номенклатуры» в 1С: Бухгалтерии 8 редакции 3.0.

Компании все же могут унифицировать номенклатуру, но им следует ответственно подойти к этому вопросу (п. 3 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Для этого в учетной политике необходимо прописать возможность создавать группы однородных материалов и присваивать собственные наименования номенклатуры. Тогда при проверке получится доказать, что это те же самые товары, что указаны в документах поставщика.

Организация себя обезопасит, если предусмотрит в учетной политике, что она ведет учет ТМЦ по своей внутренней номенклатуре (письмо Минфина России от 28.10.2010 № 03-03-06/1/670). В момент поступления материальных ценностей от поставщика будет составляться акт перевода наименования номенклатуры. Утвержденного бланка такого акта нет, поэтому его можно составить в свободной форме. Главное, чтобы он содержал все обязательные реквизиты, предусмотренные законом (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Как вариант, можно составить акт по аналогии с актом о переводе одних единиц измерения в другие или даже объединить оба акта в один. Обязательно укажите в акте данные поставщика и реквизиты первичного документа – накладной. Впоследствии они помогут доказать контролерам, что это именно тот товар, который вы купили ранее, но под другим наименованием.

Когда в компании огромный перечень номенклатуры, целесообразно составить таблицу соответствия. Для этого утвердите приказом вашу внутреннюю номенклатуру ТМЦ в виде таблицы соответствия.

Учтите, данная таблица будет регулярно обновляться, ведь ваша номенклатура постоянно меняется.

Если организация большая и номенклатуры много, то также приказом можно назначить ответственного за ввод новых позиций в справочник номенклатуры. Это может быть инженер, технолог либо другой специалист, который хорошо разбирается в специфике вашей номенклатуры и может определить, речь об одном и том же товаре или нет.

Опыт из практики: Удобнее, если таблица соответствия наименований номенклатуры будет в Excel. Особенно, если список номенклатуры очень большой. Во-первых, это даст возможность оперативно ее обновлять. А во-вторых, у вас будет возможность ее отфильтровать и воспользоваться поиском нужной номенклатуры.

Не стоит забывать, что основанием для постановки ТМЦ на учёт служат все же первичные документы – товарные накладные, товарно-транспортные накладные или акты приема-передачи. При поступлении ТМЦ на склад кладовщик составляет приходный ордер по форме М-4, либо проставляет на первичном документе поставщика оттиска штампа, содержащего те же реквизиты, что и приходный ордер (п. 49 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Поэтому важно увязать первичный документ с актом переименования или таблицей соответствия. Разрабатывая собственные формы первичных учетных документов дополните приходный ордер или штамп графой с реквизитами накладной и акта о переименовании:

Образцы перечисленных в статье документов вы можете скачать по ссылке.

Автор статьи: Анна Куликова

можно ли менять наименование товара при перепродаже

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *