можно ли менять духовника православие
О священстве, пастырстве и духовничестве
Беседа с протоиерем Вадимом Леоновым
Что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий? Как выбрать духовника? Можно ли переходить от одного духовного наставника к другому? Что такое младостарчество, отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой? На эти и другие вопросы мы попросили ответить преподавателя Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова.
Протоиерей Вадим Леонов |
– Отец Вадим, вы уже много лет преподаете в Сретенской семинарии, готовите будущих священнослужителей. Скажите, пожалуйста, что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий?
– Мне кажется, что этот вопрос вы должны бы задать священнику, который лет 50 прослужил у Престола Божия. Он бы вам ответил, черпая из своего богатого духовного опыта, которого у меня пока нет.
– И, тем не менее, у вас уже сложилось представление о том, как соотносятся эти понятия?
– Немного сложилось. Указанные вами слова не являются формальными терминами со строго определенным содержанием, поэтому многие авторы употребляют их по-своему, наполняют их своим смыслом. На первый взгляд кажется, что вроде бы все говорят об одном и том же, а вслушаешься – и оказывается, что каждый о своем. Очень часто священство, пастырство и духовничество понимаются как одно и то же. Несомненно, что эти слова взаимосвязаны, но полностью их отождествлять, мне думается, не стоит. Священство – это благодатный сверхъестественный дар, который подается конкретному избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного таинства. Пастырство – это одно из проявлений дара священства, то есть священник получает в таинстве благодатную силу и власть помогать людям восходить к Богу. А духовничество – это еще более узкое понятие: способность просвещать и врачевать души людей от греха с помощью благодати Божией. Обобщая, можно сказать, что каждый священник с момента хиротонии уже обладает полнотой даров для того, чтобы реализовать себя и как священника, и как пастыря, и как духовника, но в реальности все выходит иначе: дар Божий человек получил, а что с ним делать и как его правильно использовать – этому приходится учиться всю оставшуюся жизнь. Поэтому, естественно, молодые священники не торопятся быть духовниками, чтобы хотя бы не навредить. Наша цель – помочь воссоединению человека с Богом. А Бог Сам знает, как и чем уврачевать страждущую душу.
– Были подобные обязанности у ветхозаветного священства?
– Нет, конечно. Ветхозаветные священники в подавляющем большинстве своем были требоисполнителями. После возвращения из вавилонского плена Ездра и Неемия пытались побудить их стать учителями и наставниками народа, но к этому мало кто прислушался. Поэтому ко времени пришествия в мир Спасителя в иудейском обществе независимо друг от друга существовал класс учителей (раввинов) и класс священников, которые часто враждовали между собой.
– Служение духовника может проходить каждый рукоположенный священник или есть какие-то ограничения?
– У каждого священника есть для этого возможности, но в действительности, чтобы быть духовником, недостаточно только дара священства, необходим и большой личный опыт победы над своими грехами и страстями, и обязательно твердая вера и прочная укорененность в православной духовной традиции, то есть духовный опыт многих поколений, который передается от опытных духовников ученикам неформально, в реальной жизни и общении, через послушание. Возможно даже, что духовником может стать человек, не имеющий священного сана. Прекрасный пример этого из недавней истории – блаженно почивший старец Паисий Святогорец, духовно окормлявший сотни людей мирских и монахов, но не имевший священного сана.
– Что такое духовник для священнослужителя?
– Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить. Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей. Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды. Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи». И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много.
– Какие советы о выборе духовника вы могли бы дать?
– Не ищите старцев: они уже все «заняты», их плотно обступили духовные чада так, что сквозь их «братство кольца» вы, скорее всего, не прорветесь. Не пытайтесь стать чадом замечательных, но уже известных священников: они страшно перегружены. Не бегайте за тридевять земель – это бессмысленно. Ваш духовник где-то рядом. Найдите священника, который любит Бога, Церковь и для которого духовное важнее, чем земное. Если такой священник с любовью, но без человекоугодия (это важно!) отнесется к вам, то этого вполне достаточно.
– Можно ли менять духовника? Как при этом никого не обидеть?
– Этот вопрос, когда я еще был семинаристом, задавали известному духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову), и он твердо и однозначно ответил, что можно перейти к другому духовнику, если от общения с прежним вы не получаете пользу. Конечно, такой переход – это событие, которое должно происходить в исключительных случаях. Цветок, который все время пересаживают из одной клумбы в другую, скорее всего, завянет. Чтобы не обидеть прежнего духовника, не нужно представлять свой переход как демонстрацию протеста и с этого момента делать вид, что «я этого священника не знаю и знать не хочу». Постарайтесь сохранить с ним добрые человеческие отношения.
– Как глубоко духовник может влиять на жизнь человека? Что духовник делать не имеет права?
– Возможности очень большие, и рамки этих отношений формируются обеими сторонами. Другими словами, влияние духовника возможно в той мере, насколько захочет он сам и насколько позволит ему его духовное чадо. В определенных случаях степень воздействия может быть очень сильной, поэтому быть духовником – это предельно ответственное церковное служение. В святоотеческих творениях есть много наставлений о том, каким должен быть духовный наставник, однако четкого перечисления прав и обязанностей духовника я не встречал. Мне очень нравится замечательное «Слово особенное к пастырю» преподобного Иоанна Лествичника, которое, мне кажется, каждому священнику надо перечитывать регулярно. Однозначно, что духовник в каждом пришедшем к нему человеке должен видеть уникальную богообразную личность и своими наставлениями не может подавлять его сознание и свободу.
– Нужно ли идти за духовным советом к старцам?
– Традиция старчества была прервана в советское время, поэтому лучше говорить об опытных духовниках. В переломные моменты жизни, особенно если они связаны с духовными проблемами человека, наставление такого духовника бывает очень полезным, но при условии, что человек имеет доверие и готов осуществить данный ему совет.
Исповедь. Фото: Православие.Ru |
– Есть ли в современной России старцы?
– Замечательно на этот вопрос ответил духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов): «Старики есть, а старцы – не знаю».
– Что такое младостарчество? Отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой?
– Младостарчество – это болезнь роста молодого священника, который воображает себе, что у него есть то, чего он пока не имеет, пытается действовать как духоносный наставник, не обладая соответствующими дарами и способностями. Младостарчество возникает от самомнения и легко находит место в сердце священника, если он имеет некоторую ревность о духовной жизни, но не имеет опытного наставника над собой. Такая проблема существует, но чтобы ее решать, необходимо видеть и противоположную крайность – теплохладность и безразличие к священнослужению. Когда священник под предлогом своей неопытности и необразованности уклоняется от усердного служения и, по сути, занимается только собой – это беда. Об этой опасности грозно предупреждал пророк Иезекииль: «Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих!» (Иез. 34: 2). Молодому священнику нужно пройти между этими двумя крайностями. Для этого и нужен наставник.
– Встречи с какими людьми сильно повлияли на ваш жизненный путь?
– Мне кажется, что каждая встреча, даже мимолетная – где-нибудь в метро или на улице, имеет свой смысл и воздействие, которые нами чаще всего не осознаются. В моей жизни было много встреч с различными людьми, и за все это я благодарю Господа, но я не могу выделить какую-то одну из них, которая сразу перевернула мою жизнь, кроме первой встречи с Богом. Когда я был еще студентом светского вуза и пытался разобраться с религиозными вопросами самостоятельно, мне пришла в голову мысль провести духовный эксперимент. Я подумал, что если Бог есть и Он Вездесущий, Всеведущий и Всемогущий, как о Нем пишут, то я обращусь к Нему лично, и пусть Он мне ответит, тогда и исчезнут все мои сомнения. И я сказал Ему: «Господи, если Ты есть, то дай мне об этом знать, и я буду служить Тебе». После этой молитвы в моей жизни стали происходить события, в результате которых я стал священником.
– Какое самое главное качество для священника?
– Кто для вас является образцом пастырства?
– Господь наш Иисус Христос.
– А какие книги помогают вам в пастырском служении?
– Евангелие и Служебник.
Протоиерей Вадим Леонов. Фото: МДА |
– Отец Вадим, какие основные качества должны быть у будущей жены священнослужителя? К чему должна быть готова будущая матушка?
– Быть матушкой – это особый вид духовного подвига. Она должна быть готова стать помощницей мужа, смириться с тем, что муж-священник одной ей не принадлежит. Уметь управляться с детьми и домом. Распрощаться с девическими мечтами еще перед венчанием и пойти не туда, куда хочется, а куда поведет Господь мужа-священника. Проще говоря, она должна быть святой.
– Какие «подводные камни» встречаются в молодых семьях, и как их преодолеть?
– Главный камень – это эгоизм. Эгоизм убивает любовь, порождает ссоры и бессмысленные семейные «разборки». Семейный эгоизм лечится общим семейным деланием – и духовным (семейная молитва, исповедь у одного духовника, дела милосердия, совершаемые вместе), и душевным (совместное воспитание детей, чтение книг, общение с родственниками и друзьями), и телесным (заботы о доме, отдых и др.). При этом каждый член семьи должен соответствовать божественному предназначению. Муж – глава семьи, он несет ответственность за всё происходящее в ней и решает ее проблемы; жена – помощница мужа, а дети – помощники и отца, и матери.
– Какие проблемы в приходской жизни являются, на ваш взгляд, первостепенными?
– Мне кажется, что главная проблема на современном приходе – личностная. Может быть, это наследие советских времен, но большинство людей с опаской входят в храм, прячут друг от друга свое лицо, пытаются скрыться за искусственными масками даже от Бога, а мы, священники, не всегда стремимся всмотреться в лица наших прихожан и помочь им раскрыться в самых лучших их качествах. В большинстве случаев не надо быть каким-то духоносным старцем, а просто отнестись к человеку по-человечески, объяснить ему путь к Богу, немного помочь, и тогда на наших глазах происходит чудо преображения человеческой души. Это так удивительно, и для этого так мало надо! Просто понять, что прихожане – это не группа индивидов, пришедшая на молитву, а конкретные личности со своими именами, судьбами и жаждой Бога, и отнестись к ним как родным.
Допускается ли переход к другому духовному отцу?
Добрый день. Я не находила на исповеди понимания со стороны своего прежнего духовного отца. Регулярно хожу в храм, исповедуюсь, но духовной помощи, наставлений от священника нет. Все превратилось в формализм. Великим постом перешла к другому духовному отцу, с которым обрела полное взаимопонимание, получаю советы, наставления и несу наложенную на меня епитимию, за что благодарна Богу. И вот мой прежний духовный отец, узнав, что я перешла к новому духовному отцу, стал кричать на меня, угрожать, что за это будут наказаны мои родные до 3 или 4 поколения, и он никогда меня за это не простит. Единственное, что я не сделала, так это не благословилась у прежнего священника при переходе к новому батюшке, хотя понимаю, что нужно было это сделать. Скажите, неужели действительно этот грех будет на моих детях и внуках за то, что перешла на исповедь к другому духовному отцу? И допускается ли вообще переход к другому духовному отцу? Простите Христа ради.
Доброго! Как-то Вы меня озадачили… В святоотеческом наследии рекомендуется оставаться со своим духовным отцом до тех пор, пока это полезно для души. Даже приводится пример, что если в строительстве здания последовательно участвуют многие архитекторы, то здание скорее всего получится «сложным» и не целостным. С другой стороны, если в стройке произошел застой, то нужно искать способ оживления.
Есть сложность перемены духовного: 5-е правило 1-го Вселенского Собора запрещает отлученного одним духовником разрешать другому духовнику. В дораскольных Кормчих есть рекомендация: «Аще хто имети начнет отца люта духовнаго или невеждю, (да) отпросится от него и идет (и инде) и исповесться; аще его не пустит, не можеть ся его охабити». Лет двадцать назад мне даже встречался в одном из потребников «Чин, како подобает отцу духовному отпустити сына духовнаго для дальняго разстояния или нужа ради». Сейчас не вспомню, где это видел.
Благословение на переход к другому духовному от «старого» действительно необходимо. Теперь это может быть без письма от одного к другому с сообщением о прещениях и наложенной епитимье — это можно решить и по телефону.
Но мне совершенно непонятно, как можно удерживать около себя духовное чадо, которое тяготится моим «наставничеством». Насильно мил не будешь — так гласит народная мудрость. Советуем вам почитать статью Духовный отец — посредник в отношениях человека с Богом.
Осознав необходимость смены Духовника, проверив себя — не капризы ли это, не потакание ли страстям и нежеланию следовать наставлениям священника, нужно обратиться к отцу за благословением «ухода». Здравомыслящий батюшка теоретически понимает, что не может быть идеальным наставником для всех. Каждый из нас своеобразен. Один просит четких практических указаний, другому необходимо обсудить причины и последствия поступков. Кто-то просто нас перерос. Другое дело, что бывает по-человечески, а иногда и по-мужски обидно, когда нам предпочли другого, но ведь это только повод сделать выводы: у меня есть конкретные ошибки, т.е. себя можно «улучшить», измениться.
Даже если Ваш поступок имел законопреступное намерение, чего вроде бы не было, то Апостол Павел советует «пострадавшим»: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, I). Но мы, попы, народ горячий. Можем и не учесть, что Священное Писание говорит: вся свобода в духе, «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3,17). Бывает, что вместо свободного, даже «семейного» отношения внутри прихода выстраивается жесткая вертикаль власти, больше похожая на феодальные структуры. Есть «хозяин», священник, «управляющий духовным миром», и безропотные духовные чада. Скорее всего эта «структура» организована не по Христову Благовестию. Может быть, имеет место человеческий произвол и недопонимание Евангелия. Когда происходят сложности со взаимоотношениями с пастырем в приходе, то единственным способом решить их Кормчая указывает обращение к епархиальному архиерею, который и должен на основании церковных установлений рекомендовать какие-то изменения в духовной жизни. Вашей и Вашего «старого» духовного отца.
По поводу угроз наказания Вашим потомкам и «непрощения никогда»: не простивший священник не имеет благословения от Бога, даже права служить литургию. Если служит, значит, уже простил. Все незаконно нанесенные прещения и клятвы падают на произнесших их, поэтому нас всех и просят быть аккуратнее в выражениях. А уж про «третье и четвертое колено» — ну «это просто перебор»!
Молитесь Христа ради и о бывшем, и о нынешнем духовных отцах! Да даст им Господь разума духовного и терпения, желания своего и Вашего наследования Царства Небесного!
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Почему нежелательно менять духовника?
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Очень важно понять, что такое исповедь и кто такой духовник. Исповедь – это не задушевная беседа со священником, не пересказ ему нашей жизни, ее трудностей и т. д., а наше покаяние в грехах. Для совершения таинства совершенно неважно, какой священник принимает исповедь. И «идет» исповедь или нет зависит не только и не столько от священника, сколько от нашего покаянного труда до исповеди, от нашей подготовки к ней.
Духовник – это священник, которого Вы вольны выбрать сами, и, выбрав, регулярно исповедуетесь у него, спрашиваете совета в духовной жизни, и выполняете его благословение. И вот в таком случае духовника, действительно, менять нежелательно. Причин тут несколько. Первое. Очень часто духовника желают сменить по капризу, когда священник говорит не то, что мы хотим услышать, когда начинает нас воспитывать – а это не всегда приятно для нас и т. д. Во-вторых, как врач, у которого Вы постоянно наблюдаетесь, знает Вашу болезнь лучше врача, который видит Вас впервые, так и духовник, у которого Вы регулярно исповедуетесь, может дать Вам более точные и конкретные советы, чем священник, который видит Вас впервые.
Если возникает какое-то смущение в отношении с духовником – то лучше всего откровенно его спросить об этом. Доверие очень важно в отношениях с духовником. Если это недоразумение или искушение, духовник укажет Вам на это. Если же причины действительно серьезны, священник сам может вас благословить искать другого духовника.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Смена духовника. (Святой Паисий Святогорец)
— Геронда, если человек по какой-то причине вынужден сменить духовника, то ему снова нужно исповедовать новому духовнику те грехи, которые он ранее исповедовал старому?
— Хорошо, если человек поставит своего нового духовника в известность [о том, какими духовными болезнями он болел], подобно тому как больной рассказывает новому врачу историю своей болезни, чтобы тот имел возможность помочь ему более результативно.
— Геронда, а если человек хочет сменить духовника и спрашивает нас о том, правильно ли это, что нужно ему отвечать?
— [Чтобы найти себе нового духовника] надо взять благословение от духовника старого. В легкой смене духовников нет ничего хорошего. Если при строительстве здания будут то и дело меняться инженеры и мастера, то это здание не будет построено как следует. В прежние времена люди шли к Старцам, чтобы посоветоваться с ними о своих затруднениях и получить помощь. Сегодня многие идут к Старцам не для того, чтобы с ними посоветоваться, а для того, чтобы оправдать самих себя или чтобы потом рассказывать другим, что они советовались и с таким-то Старцем. «Я был у такого-то Старца и у такого-то, — говорят такие люди, — и отца Паисия я насчет этого тоже спрашивал». А на самом деле может быть, что, когда он меня спрашивал, я его отругал. Или даже такое бывает: он дошел до моей двери, но в последний момент побоялся постучать и ушел. Таким образом, эти люди заканчивают тем, что кружат от одного духовного отца к другому, не имея постоянного духовника. В результате они запутываются.
А есть еще люди, которые, совершая грех, не идут его исповедовать к своему духовнику, а рассказывают о нем духовнику другому — чтобы не потерять свою репутацию. Проходит немного времени, они совершают тот же грех снова и рассказывают о нем какому-то третьему духовнику, потом какому-то еще. В итоге перед каждым из этих духовников они представляют дело так, будто бы совершили этот грех только один раз. От этого такие люди продолжают грешить и не исправляются.
Я заметил, что бывают и такие, которые уклоняются от того, чтобы рассказать о чем-то своему духовнику, даже зная, что он им поможет, а также понимая, что и речи быть не может о том, что этот духовник разгласит тайну их исповеди кому-то еще. Однако вместо исповеди духовнику они рассказывают о себе знакомому человеку, который не может им помочь и который, без сомнения, расскажет обо всем другим. Помню, когда я был новоначальным монахом в одном общежительном монастыре [1], к нам поступил человек, который хотел стать монахом. После того как он прожил в монастыре некоторое время, помыслы стали внушать ему уйти из обители. И вот он «поисповедовал» свои помыслы не игумену, не какому-то другому духовному отцу обители, а — кому бы вы думали! — одному рабочему из Иериссоса [2], который трудился в монастыре. Когда этот монах рассказывал о себе рабочему, я оказался рядом, потому что чистил лук неподалеку от кухни, и слышал их разговор.
Монах и рабочий находились от меня в двух метрах, и монах начал громко «исповедоваться» рабочему. «Я, — начал он, — раскаялся в том, что стал монахом». — «Так что же, — удивился рабочий, — придя в монастырь, ты разве не жил в нем до пострига какое-то время, чтобы приглядеться?» — «Да я целых два года приглядывался!» — жаловался монах. «Ну и ну, — удивлялся рабочий. — А почему же ты раньше-то не ушел?» — «Да что теперь спрашивать, — плакался тот, — видишь ведь, что не ушел». — «Вот тебе раз! — делал круглые глаза рабочий. — Но в монахи-то тебя разве силком постригали?» — «Нет, — сокрушался тот, — я и сам этого хотел». — «Вот так штука, — качал головой рабочий. — А игумену-то ты об этом рассказывал?» — «Нет», — отвечал ему монах. «Ну а мне-то, — удивлялся рабочий, — ты все это зачем рассказываешь? Что тебе в этом за прок?» Так монах выложил рабочему всю свою подноготную. Видите как? Он должен был рассказать обо всем игумену, чтобы получить помощь, однако вместо этого пошел «исповедоваться» рабочему. А этот рабочий, сидя в ближайшие выходные в какой-нибудь кофейне своего городка, перескажет его «исповедь», чтобы повеселить своих собутыльников, а те разнесут это дальше, и потом о монахе-неудачнике будут чесать языками на всех углах. И нельзя сказать, что этот монах был слабоумным. Знаете, сколько у него было словарей? Древнегреческий язык он знал в совершенстве.
— Геронда, а если у мирского человека духовник находится в отлучке, то может ли он советоваться о возникшем у него затруднении или искушении с кем-то из своих духовных братьев?
— А что, он не может позвонить своему духовнику и посоветоваться с ним? Духовный брат иногда в состоянии нам помочь, а иногда — совсем не в состоянии. Или даже, несмотря на доброе расположение нам помочь, духовный брат может навредить. В случае необходимости можно позвонить духовнику и, таким образом, расставить вещи по своим местам. Если же человек не может связаться со своим духовником, а вопрос, с которым он столкнулся, серьезен и не терпит отлагательства, то пусть спросит какого-то другого духовника. Будет хорошо, если человек заранее узнает у своего духовника о том, к какому духовнику он может обращаться в подобных случаях. Необходимо советоваться с человеком, который имеет тот же дух, что и твой духовник. Ведь один инженер делает план так, а другой — иначе. И у того, и у другого инженера планы могут быть хорошими, однако они отличаются друг от друга.
1) В монастыре Эсфигмен в 1953–1956 гг.
2) Иериссос — городок на Халкидике, недалеко от Святой Горы Афон. — Прим. пер.