можно ли маски списать в расходы
Как учитывать покупку масок и антисептиков для сотрудников
Указами от 02.04.2020 № 239 и от 25.03.2020 № 206 Президент РФ объявил период с 30 марта по 30 апреля нерабочими днями. При этом пунктом 4 Указа от 02.04.2020 и пунктом 2 Указа № 206 установлено, что они не распространяются на ряд организаций.
В соответствии с рекомендациями Минтруда России, представленными в письме от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696, работники организаций, которые продолжают осуществлять трудовую деятельность, должны руководствоваться Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции, изданными Минздравом России и Роспотребнадзором.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). В связи с распространением коронавирусной инфекции Роспотребнадзором выпущено письмо от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 с мерами профилактики. В частности, мерами профилактики инфекции являются обеспечение сотрудников средствами защиты (кожными антисептиками, дезинфицирующими салфетками, медицинскими масками и т.п.). В этом же письме работодателям рекомендуется обеспечить наличие в организации не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств и медицинских масок и т.п.
Поэтому с целью выполнения рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции рекомендуем работодателю составить план, в котором определить:
План по профилактике коронавирусной инфекции целесообразно утвердить приказом руководителя организации.
Бухгалтерский и налоговый учет масок и антисептиков
В подавляющем числе случаев приобретаемые средства защиты сотрудников будут относиться к материально-производственным запасам (МПЗ) организации и приниматься к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01).
По мере выдачи средств защиты сотрудникам стоимость их приобретения включается:
Порядок отражения расходов в бухгалтерском и налоговом учете утвердите в учетной политике организации.
Входной НДС по принятым на учет МПЗ можно принять к вычету в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Обеспечение безопасных условий и охраны труда сотрудников является обязанностью организации, соответственно, расходы организации на выдачу сотрудникам средств защиты в соответствии с Рекомендациями Роспотребнадзора будут произведены в интересах работодателя. Значит, они не связаны с выплатами дохода сотрудникам. Следовательно, при выдаче сотрудникам дезинфицирующих средств, медицинских масок в пределах норм, утвержденных планом организации по профилактике коронавирусной инфекции, объекта обложения страховыми взносами не возникает (п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).
Однако если работодатель будет компенсировать сотрудникам расходы на покупку ими за свой счет антисептиков, медицинских масок и т.п., это может привести к спорам с контролирующими органами и доначислению страховых взносов. Обусловлено это тем, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц (за исключением компенсационных выплат, перечисленных в п. 1 ст. 422 НК РФ).
Компенсация сотрудникам расходов на покупку средств защиты и дезинфекции законодательством не предусмотрена (в письме Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 идет речь об обязанности работодателя за свой счет обеспечить работников такими средствами). Соответственно, эти компенсации не относятся к суммам, которые не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210 НК РФ). А доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). Поэтому если выдача дезинфицирующих средств, медицинских масок (либо компенсация работнику их стоимости) будет произведена в пределах норм, утвержденных планом организации по профилактике коронавирусной инфекции, экономической выгоды и объекта обложения НДФЛ у работника не возникает.
Минфин России напомнил КОСГУ для учета медицинских масок
IgorVetushko / Depositphotos.com |
Одно из самых часто приобретаемых в последние месяцы средств индивидуальной защиты – медицинская маска – вновь стала предметом рассмотрения финансового ведомства (письмо Минфина России от 29 мая 2020 г. № 02-08-05/46270).
При определении КОСГУ для учета расходов по оплате медицинских масок Минфин опирается на:
Рассматривая маски как медицинские изделия, применяемые в медицинских целях, и исходя из целевого назначения таких матзапасов, учитывать их правомерно по подстатье 341 КОСГУ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Между тем, напомним, не так давно специалисты Минфина России предлагали в качестве критерия для выбора кода КОСГУ ориентироваться на отрасль / направление деятельности учреждения, а не на функциональное / целевое назначение матзапасов. То есть приобретение в целях профилактических мер дезинфицирующих средств, антисептиков, масок и т.п. медицинским учреждением было рекомендовано относить на подстатью 341 КОСГУ. Закупку тех же матзапасов учреждением НЕмедицинского профиля – на подстатью 346.
Об учете медицинских халатов, масок и перчаток: разъяснения Минфина России
eletha15 / Depositphotos.com |
Вопрос учета медицинских масок, одноразовых халатов и т. п. стоит по-прежнему остро не только для медучреждений. И в этом году специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях неоднократно возвращались к теме выбора КОСГУ и счетов аналитического учета таких матзапасов (Письмо Минфина России от 16 июля 2020 г. № 02-07-10/62248). Ниже мы к ним обратимся.
А сейчас напомним один из важных моментов в этом вопросе: выбор аналитического счета учета материальных запасов и выбор кода КОСГУ для их приобретения – это далеко не одно и то же. Дело в том, что отнесение материальных ценностей на тот или иной счет аналитического учета определяется п. 118 Инструкции № 157н, это следует также из Методрекомендаций к Стандарту «Запасы». То есть при определении субсчета для учета материальных запасов мы должны исходить из того, что мы приобрели: продукты, лекарства, стройматериалы и т. д. Например, доски – это стройматериал, его учитываем на счете 0 105 04 000 «Материальные запасы – строительные материалы», это прямо указано в п. 118 Инструкции № 157н. И лишь в случае затруднения с определением конкретного объекта – обращаемся к Общероссийскому классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
А вот при выборе подстатьи кода 340 КОСГУ Порядок № 209, Методрекомендации по его применению, а также отдельные разъяснительные письма Минфина России настойчиво рекомендуют отвечать на вопрос «Для чего куплены эти матзапасы?». Исходя из этого, те же доски, приобретенные не для ремонта, не для строительства, а для учебного процесса, будут группироваться по КОСГУ не 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», а 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов». Получается, что на практике возникает ситуация, когда «цифровой аналогии» между выбранным аналитическим счетом и КОСГУ не будет – так, в примере с досками принять их к учету нужно на счете 0 105 34 346.
Тем не менее, в последнее время Минфин России доводит разъяснения, в которых аналитический счет выбирается также ориентируясь на цель использования матзапасов, а не на их сущность, то есть исходя из «цифровой аналогии» с КОСГУ. Вот и в отношении медицинских масок и перчаток специалисты финансового ведомства давали очень разнонаправленные разъяснения:
Реквизиты писем Минфина России
Медицинские халаты и прочую одноразовую одежду следует рассматривать как средство индивидуальной защиты медработников. Соответственно, расходы на ее приобретение могут отражаться по подстатье 345 КОСГУ, а сама одноразовая одежда – учитываться на счете 0 105 05 000
В качестве критерия для выбора кода КОСГУ впервые предложено ориентироваться на отрасль/ направление деятельности учреждения, а не на функциональное/ целевое назначение матзапасов. То есть приобретение масок и перчаток медицинским учреждением должно относиться на подстатью 341 КОСГУ, закупка тех же матзапасов учреждением немедицинского профиля – на подстатью 346
При определении КОСГУ для учета расходов по оплате медицинских масок следует исходить того, что мы купили, и руководствоваться при этом положениями ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний» и Общероссийского классификатора ОК 034-2014 (КПЕС 2008), включающего изделия медицинские ватно-марлевые в класс 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях».
Рассматривая маски как медицинские изделия, применяемые в медицинских целях, и исходя из целевого назначения таких матзапасов, учитывать их правомерно по подстатье 341 КОСГУ
Медицинские маски и перчатки принимаются к учету на аналитических счетах счета 0 105 00 000 в следующем порядке:
Если маски и перчатки не являются частью комплекта СИЗ (спецодежды)
Счет 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства
Когда маски и перчатки со сроком полезного использования менее 12 месяцев приобретаются как СИЗ для профилактики коронавируса среди сотрудников медучреждений, работающих в чистых помещениях/ зонах
Счет 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»
Маски и перчатки, приобретенные в целях формирования комплектов СИЗ (спецодежды), выдаваемых сотрудникам медучреждения для использования в течение периода, превышающего 12 месяцев, учитываются одновременно с комплектом спецодежды
Счет 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»
На сегодняшний день в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н, № 183н нет четких указаний на соблюдение «цифровой аналогии» аналитических счетов со статьями КОСГУ, и в целом нормативная база построена таким образом, что коды КОСГУ и субсчета могут отличаться. Судя по пока так и не принятому проекту поправок в Инструкцию № 157н, Минфин России планирует сблизить описание счета 0 105 31 000 и 341 КОСГУ, однако пока это не реализовано, а значит различия в подборе субсчета и КОСГУ могут быть.
Вывод здесь один: учитывая, что действующие инструкции по учету давно требуют корректировки, а письма Минфина России носят разнонаправленный характер (да и к тому же это не системные письма), все, что остается учреждениям в этой ситуации, – урегулировать все эти нюансы положениями учетной политики. Поскольку в п. 118 Инструкции № 157н перечни матзапасов для каждого аналитического счета – открытые, учреждению следует самостоятельно определиться, будет ли оно использовать «цифровую аналогию» при учете тех или иных матзапасов (возможно, с какими-то исключениями для определенных объектов) или нет, и по какому принципу будет формироваться его рабочий план счетов.
И помните: поскольку четкого и единообразного подхода нет ни в нормативных актах, ни в разъяснениях финансового ведомства, урегулированные на уровне локального акта вопросы учреждение всегда сможет отстоять в споре с ревизорами.
Можно ли маски списать в расходы
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Медицинским учреждением самостоятельно из марли были изготовлены медицинские маски. Медицинские маски предназначены для выдачи медицинскому персоналу в целях использования их во время приема или осмотра пациентов, проведения операций и т.д.
По какой подстатье КОСГУ и на каком счете вести учет готовых медицинских масок (0 105 31 000 или 0 105 35 000)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинские маски в равной степени оправданно могут быть отнесены и к изделиям, применяемым в медицинских целях (счет 0 105 01 341), и к спецодежде медицинских работников (счет 0 105 05 345), и к прочим материальным запасам (счет 0 105 36 346) в зависимости от функционального назначения рассматриваемых объектов материальных запасов.
Соответствующее решение учреждение должно принять самостоятельно с учетом отраслевой специфики.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам «Материальные запасы» (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Коронавирус: как учесть выдачу работникам масок, перчаток, антисептика
В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 многие организации самых разных сфер деятельности для защиты своих работников во время работы приобретают для них защитные (маски, перчатки) и дезинфицирующие средства. Причем выдают их и тем, кто в рамках трудовых функций контактирует с большим количеством людей (специалисты отделов продаж и по работе с клиентами, продавцы, водители), и тем, чьи обязанности этого не предполагают (офисные работники, рабочие производственных цехов).
Соответственно, у организаций возникают вопросы: как учесть расходы на такую выдачу и уплачивать ли какие-либо налоги? До появления официальных разъяснений эксперты высказывали на этот счет различные мнения. И вот вопрос разрешился на официальном уровне: все госорганы обнародовали свою позицию.
В этой статье обобщим всю имеющуюся на данный момент информацию относительно учета и налогообложения расходов на защиту работников от коронавирусной инфекции.
Покупка средств профилактики коронавирусной инфекции COVID-19 и передача их работникам: учет и налоги
Ответы на эти вопросы прямо связаны с тем, как квалифицируются названные расходы.
Так, согласно разъяснениям специалистов Минфина для целей бухучета выдача средств защиты (маски, перчатки) и дезинфекции для предотвращения распространения коронавируса COVID-19 является мерой по охране труда работников. При этом не имеют значения ни вид деятельности организации, ни трудовые обязанности работников (т.е. неважно, взаимодействуют ли работники с клиентами или же круг их контактов ограничивается только коллегами). Ведь по трудовому законодательству наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечивать их различными средствами индивидуальной защиты. А выдавая работникам средства профилактики для предотвращения распространения коронавируса, организация тем самым обеспечивает на каждом рабочем месте требуемые условия труда, содействует снижению заболеваемости и сохраняет работоспособность и здоровье своих работников.
А вот как обстоят дела с НДС и налогом на прибыль, читайте далее в материале.