можно ли лететь транзитом через европу сейчас

Как я съездила в Европу во время пандемии

Летом 2021 года Европа остается закрытой для россиян: официально с туристическими визами попасть в большинство стран ЕС нельзя. Но если очень хочется и не жалко потратить на путешествие несколько больше денег, чем в доковидную эпоху, — можно рискнуть.

Дисклеймер: правила путешествий сейчас меняются очень быстро как в лучшую, так и в худшую сторону. Возможно, многое из этой статьи очень скоро станет неактуальным. Кроме того, у меня не было цели съездить как можно дешевле и имелись некоторые ограничения в сроках, поэтому какие-то вещи можно было спланировать и лучше, чем это получилось у меня.

С чего все началось

Под Новый год я в приступе авантюристического отчаяния купила билет на концерт группы The Killers в Париже на 6 июля. Изначально он должен был состояться в 2020 году, но, как и многие мероприятия, был перенесен. Лето приближалось, границы оставались закрытыми. Хотелось отправиться в отпуск. Начитавшись туристических форумов, я поняла, что в Европу можно попасть окольными путями — например, через Хорватию, которая с апреля пускает к себе туристов с сертификатом о прививке, в том числе со «Спутником» или отрицательным ПЦР.

Начинать всегда приходится именно с нее. Если нет открытой шенгенской визы, получить новую на июль 2021 тоже не очень просто. Испанцы выдают визы тем, у кого уже был шенген от года, итальянцы — тем, у кого их виза закончилась в период пандемии И только греки принимают всех. С хорватской национальной визой нельзя въехать в шенгенскую зону. Однако шенгенская виза позволяет въехать в Хорватию.

Набор документов для греческой визы был стандартным. Однако в Грецию я лететь не планировала: в мой план входило въехать в Хорватию, а из нее на автобусе попасть в Шенгенскую зону. Когда я собирала документы, с билетами в Грецию случилась какая-то беда — рейсов было крайне мало, и все билеты были либо невозвратные с пересадками, либо возвратные, но за огромные деньги — около 50 тысяч рублей в одну сторону. Не хотелось тратить такие суммы даже с учетом того, что я бы получила их обратно при сдаче билетов.

Поэтому я попросила агентство, которое занимается оформлением документов на визы, сделать мне бронь на своем официальном бланке. На туристических форумах ходили слухи, что греческий визовый центр не принимает брони авиабилетов. Либо после сдачи могут позвонить из консульства и попросить оплатить билеты. Но мой комплект документов приняли без вопросов. Бронь была действительна три дня, но греческий визовый центр работает быстро, и консул успел поставить визу даже до истечения этого срока.

Итог — шенгенская виза сроком на два года обошлась в 6700 рублей: консульский сбор, услуги визового центра, фотографии на документы и страховка.

Маршрут

Изначальный план был таким: въехать в Хорватию, оттуда на автобусе отправиться в Италию, а дальше самолетом в Париж и оттуда, после концерта, в Голландию. Но концерт перенесли на 2022 год. К моменту, как мне пришло письмо об этом, я успела купить билеты и забронировать жилье только на половину маршрута, поэтому задумалась — не остаться ли мне в Италии? Так в итоге и сделала.

Около пяти тысяч рублей зависло на моем профиле у RyanAir после того, как я отказалась от крайне неудобного перелета из Венеции в Париж. Самолет должен был прибыть в аэропорт более чем в ста километрах от французской столицы в девять вечера. По Италии я решила передвигаться на поездах.

Итак, у меня был билет на чартерный рейс в Загреб. Там мне предстояло провести ночь, и на следующее утро отправиться на Flixbus в Венецию. После пары дней в Венеции я решила отправиться во Флоренцию, а оттуда — на озеро Комо. Улетать решила из Милана регулярным рейсом «Аэрофлота» — с конца июня Россия увеличила количество рейсов с Италией.

Путешествие

Я отправлялась в поездку с полным комплектом ковидных документов: сертификат о вакцинации на русском и английском языках, справка об антителах, на тот момент у меня их было в 7 раз больше минимального значения, утром в Шереметьево сдала ПЦР-тест, результат которого должен был прийти через 12 часов. Такой тест стоил 1800 рублей.

При регистрации на рейс в Загреб у меня посмотрели сертификат о вакцинации. На паспортном контроле в Хорватии — тоже, и спросили о цели поездки. Вечером, пока я гуляла по Загребу, пришел результат ПЦР-теста — отрицательный. На следующее утро я распечатала его на ресепшене отеля и отправилась на автовокзал.

При посадке на фликсбас у меня ничего не спросили, кроме билета. В самом автобусе просили сидеть в масках. Водители периодически проверяли, все ли в масках, но это не особенно требовалось: в Хорватии, как и в Италии и, вероятно, в других странах ЕС, ответственно относятся к соблюдению антиковидных правил.

Автобус из Загреба в Венецию едет через Словению: именно там предстояло пересечь границу с Шенгенской зоной. Я ехала 3 июля, тогда как накануне Словения переместила Россию в темно-красный список стран на фоне всплеска заболеваемости ковидом и запретила въезд, поэтому было непонятно, как это скажется на транзите. Распечатка ПЦР-теста пригодилась: на границе попросили именно его, а не сертификат о вакцинации «Спутником», хотя словенцы его признают.

По итальянским правилам, при въезде из определенных стран требуется либо отрицательный ПЦР-тест, либо соблюдение самоизоляции. Возможно, если бы я приезжала в Италию самолетом из Хорватии или Греции, ко мне возникли бы вопросы. Но после въезда в Шенгенскую зону у меня ни разу не спросили ни про ПЦР, ни про сертификат о вакцинации. Внутри страны перемещения на поездах и автобусах свободные, кафе и музеи работают — в общем, почти нормальная жизнь, за исключением масочного режима в помещениях и просьбы дезинфицировать руки в магазинах.

При возвращении в Россию нужно заполнить форму на госуслугах и показать полученный QR-код на специальной стойке после прохождения паспортного контроля или заполнить вручную аналогичную форму и отдать ее там же. Недавно из-за этого в Шереметьево были большие очереди, но к 13 июля ситуация нормализовалась, и все прошло быстро.

Выводы

Билеты обошлись почти в три раза дороже обычного — около 50 тысяч рублей. Но, видимо, это новая норма на ближайшее время — дешевые перелеты вернутся не скоро. В самой Европе цены, на мой взгляд, не особо изменились — разумеется, с поправкой на курс евро. Итальянцы, кажется, очень рады туристам, которых даже в суперпопулярной Венеции в этот раз было не очень много. Поездка определенно того стоила, но все же хочется верить, что в ближайшее время путешествия станут немного проще.

Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории

Источник

9 советов для беспроблемного перелета с пересадкой

можно ли лететь транзитом через европу сейчас

1. Купите единый билет

Лететь с пересадкой можно двумя способами: по одному билету или по разным.

Если все перелеты — в едином билете, то за доставку вас и вашего багажа в конечную точку маршрута отвечает авиакомпания. Что это значит:

Если вы нашли и забронировали перелеты по отдельности и они оформлены разными билетами, то это самостоятельная стыковка и вся ответственность лежит на вас. Что это значит:

Как понять, что перелеты оформлены единым билетом?

✅ Единый билет с перечислением всех рейсов должен быть выписан на одном бланке с единым номером.

✅ Если у вас несколько кодов бронирования PNR при общем номере билета, свяжитесь с авиакомпанией или агентством и проясните ситуацию.

✅ В поиске Скайсканера по умолчанию показаны перелеты, которые при бронировании будут оформлены единым билетом. О самостоятельной стыковке мы вас предупредим.

можно ли лететь транзитом через европу сейчас

2. Узнайте, что с визой и багажом на пересадке

Стыковочный перелет с единым билетом кажется простой и понятной историей: пересадка через транзитную зону, получать и сдавать багаж в промежуточном аэропорту не нужно. Чаще всего так и есть.

К примеру, при перелете со стыковкой в шенгене можно не выходить из транзитной зоны и не оформлять визу, если на рейс вы регистрируетесь по единому билету, пересадка внутри шенгена одна, короче 24 часов и без смены терминала, а багаж оформлен до конечного пункта.

Но бывает и по-другому:

Как узнать, нужна ли виза при пересадке с рейса на рейс

Чтобы узнать наверняка, нужна ли для пересадки виза, зайдите на сайт TravelDoc, выберите Multi Segment и заполните данные о перелетах и стыковках. Для надежности почитайте отзывы пассажиров, которые уже летали по вашему маршруту, и задайте вопрос авиакомпании по электронной почте или по телефону.

Багаж при перелете по единому билету, как правило, летит до конечного пункта, но тоже не без исключений. Бывает, что даже без выхода из транзитной зоны нужно забрать багаж и пройти с ним через контроль безопасности.

Если вы хотите зарегистрировать чемодан или рюкзак до конечного пункта или, наоборот, по какой-то причине решили получить его в транзитном аэропорту — выскажите свои пожелания на регистрации.

Если летите разными перевозчиками (даже по одному билету), заранее узнайте нормы провоза багажа и ручной клади у каждого. Иначе на пересадке может оказаться, что на второй рейс бесплатно можно сдать меньше, чем на первый.

3. Перепроверьте, из какого аэропорта и терминала вылетаете

Убедитесь, что точно знаете, откуда у вас вылет. Полно историй, когда пассажиры уже сидя в аэроэкспрессе понимали, что едут не в тот аэропорт, или купив билеты с короткой стыковкой, с ужасом выясняли, что придется мчаться на такси в соседний терминал.

Идеально, когда пересадка — без смены аэропорта и терминала. Если так не получается, заранее узнайте, на каком транспорте удобнее и быстрее добраться и сколько времени это займет при самом худшем сценарии.

4. Следите за местным временем

В билетах указано местное время вылета. В пункте пересадки можно перевести свои часы, но удобнее следить по электронным табло: там точно не будет ошибок.

5. На короткой пересадке ускорьтесь

При самостоятельной стыковке по разным билетам все понятно: не опоздать на второй рейс — сугубо ваша зона ответственности.

А что делать, если вы летите по единому билету и короткую стыковку авиакомпания заложила сама? Например, у вас пересадка 1 час в аэропорту Схипхол или Шарль-де-Голль. Тут надо бежать как можно быстрее!

Старайтесь не летать со стыковками короче 2 часов — даже по единому билету.

На плотных пересадках бывает, что всех пассажиров встречают и провожают до следующего рейса сотрудники авиакомпании, но это не гарантировано. Если беспокоитесь, можно заказать платную услугу Fast Track для опаздывающих или попросить бортпроводников с первого рейса показать вам, куда бежать после посадки.

Подробнее:

6. На длинной пересадке используйте время с толком

При правильном настрое ожидание во время пересадки станет отдельным приключением. Опытные путешественники специально выбирают долгие стыковки, чтобы успеть побольше интересного.

Вот несколько идей, чем заняться при пересадке дольше 5-6 часов:

Подробнее:

7. Попробуйте стоповер

Лейовер — обычная стыковка между рейсами до 24 часов.

Стоповер — когда в пункте пересадки вы проводите больше 24 часов. Это отличный способ посмотреть город и получить еще один мини-отпуск — за цену обычного перелета или не сильно дороже. Некоторые авиакомпании при стоповере еще и бесплатную гостиницу предлагают.

Примеры удачных городов для стоповера — Стамбул, Дубай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур.

Как найти рейсы со стоповером или долгой стыковкой на Скайсканере

1) Выбирайте рейсы с длинными стыковками.

В результатах обычного поиска на Скайсканере ищите рейсы с длинными пересадками и сравнивайте цены на прямые и стыковочные рейсы.

можно ли лететь транзитом через европу сейчас

2) Воспользуйтесь поиском сложных маршрутов.

Нагуглите, в каких городах делают пересадки авиакомпании по вашему маршруту. Теперь выберите функцию поиска сложного маршрута на Скайсканере, чтобы превратить обычную пересадку в стоповер.

Проверьте, как будет дешевле: забронировать сразу все рейсы по маршруту (например, «Москва — Сингапур — Бангкок — Москва») или по отдельности (например, «Москва — Сингапур + Бангкок — Москва» и отдельно «Сингапур — Бангкок»).

можно ли лететь транзитом через европу сейчас

8. Предупредите авиакомпанию, если не полетите

В авиакомпаниях действуют правила:

Это значит, что если вы не придете на один из рейсов в билете, то все остальные сгорят.

Допустим, у вас билет Москва — Стамбул — Анталья и обратно, и вы решили из Стамбула в Анталью добраться на машине. Если не прийти на рейс и никого не предупредить, обратные билеты из Антальи до Стамбула и из Стамбула до Москвы перестанут быть действительными.

Многие авиакомпании разрешают сохранить стыковочные и обратные при условии, что вы позвоните и предупредите о своих планах до конца регистрации. Если правила тарифа позволяют, вы даже сможете получить возврат за неиспользованный сегмент.

Чтобы сделать максимум возможного, не тяните и звоните перевозчику сразу, как только поймете, что не полетите.

9. Заходите в дьюти-фри перед вылетом из последнего аэропорта

Купить в дьюти-фри бутылку дорогого алкоголя и выкинуть из-за того, что ее не разрешили взять на следующий самолет, — ужасно обидно. Так происходит, когда между рейсами не предусмотрена транзитная зона и нужно снова сдавать багаж (а значит, опять применяются требования к ручной клади и багажу) и проходить досмотр, через который нельзя проносить жидкости в емкостях больше 100 мл.

Чтобы этого избежать, заходите в дьюти-фри в «чистой зоне» перед посадкой на последний рейс или в конечном аэропорту, если там есть Duty Free по прилете. Другой вариант — закупиться перед первым рейсом, если вы уверены, что на пересадке не будете выходить из транзитной зоны. Главное — сохраните чек и не вскрывайте пакеты дьюти-фри, тогда покупки точно доедут с вами.

Источник

О перелетах через аэропорты ЕС в период карантина

После начала эпидемии коронавируса правила международных перелетов резко изменились. Большинство стран мира в настоящее время уже не запрещают зарубежные перелеты полностью, но могут накладывать на них специфические требования. Здесь мы поговорим об основных требованиях при перелетах через аэропорты ЕС, которые действуют на данный момент. За основу возьмем маршруты из России, Украины или Беларуси в Мексику. Требования иметь / сдавать тест на коронавирус или заполнять различные формы в этом материале рассматривать не будем.

Начнем с вылетов из России. Формально ограничения на выезд из России авиатранспортом отсутствуют. Однако, регулярные пассажирские авиарейсы в страны ЕС запрещены. Большинство авиакомпаний, летающих из России в ЕС, заявляют такие рейсы как репатриационные или грузопассажирские. Если вы хотите вылететь на таком рейсе в Мексику, но у вас нет гражданства или вида на жительство в ЕС или Мексике, на рейс в ЕС вас могут не посадить. Даже если вы летите через ЕС транзитом по единому билету. Об этом мы писали в этой публикации.

В отличие от России, запретов на полеты европейских авиакомпаний в Украину и Беларусь нет. Поэтому европейские перевозчики при полетах в эти страны могут не маскировать свои рейсы под «репатриационные», требующие особых условий допуска пассажиров. И потому украинцы и белорусы добираются в Мексику с одной стыковкой в Европе, в то время как россияне вынуждены делать две пересадки, например, Москва — Стамбул — Амстердам — Мехико. Турция входит в число немногих стран, перелеты куда из России разрешены.

В самом ЕС продолжает действовать запрет на въезд иностранных туристов. Полный запрет был введен еще 18 марта, но с 1 июля Евросоюз разрешил въезд туристов из ряда стран мира. В настоящий момент список «разрешенных» стран включает всего 11 государств, и этот список не пересматривался с 16 августа. В нём нет России, Украины или Беларуси.

Запрет на въезд в ЕС в туристических целях означает, что даже если у вас есть Шенгенская виза, попасть в ЕС вы никак не можете. Попасть в ЕС вы не можете, если вам не нужна Шенгенская виза, как в случае с гражданами Мексики, Украины или США. Вы можете только следовать транзитом в третью страну через несколько аэропортов ЕС, специально обозначенных для такой цели на период эпидемии коронавируса. Это Париж, Амстердам, Франкфурт, Мадрид и Барселона. Барселона сейчас почти не функционирует как международный хаб.

Транзит предполагает, что у вас единый билет, и стыковку в ЕС обеспечивает авиакомпания. Если у вас два раздельных билета, допускать ли вас на рейс в ЕС, решает первая авиакомпания. О рисках самостоятельных пересадок в ЕС мы рассказали в этом материале. Авиакомпания также решает, перегружать ли ваш багаж на следующий рейс. Напомним, Шенгенские визы не действуют, и вы не сможете выйти из транзитной зоны аэропорта, чтобы забрать багаж с ленты и зарегистрировать на следующий рейс.

Вы также не сможете использовать перелеты через несколько стран ЕС, единый у вас билет или нет, есть у вас шенгенская виза или нет. Например, на рейс Киев — Вильнюс — Париж — Мехико вас не посадят, поскольку перелет между Вильнюсом и Парижем — это внутриевропейский перелет, который требует въезда в Шенгенскую зону.

ЕС вряд ли расширит список разрешенных стран в ближайшее время. Учитывая, что в самом Евросоюзе также действуют запреты на передвижение между государствами-членами, и некоторые из таких запретов недавно были продлены сразу на полгода, скорее всего туристы из России, Украины и других стран не смогут въезжать в Евросоюз минимум до начала 2021 года, а то и до будущей весны.

Ограничения на въезд туристов в ЕС негативно влияют и будут влиять на все европейские маршруты. Не станет больше авиакомпаний на маршрутах из Европы в Канкун или Мехико, не смогут возобновить полеты в Мексику европейские лоукостеры. В отсутствие конкуренции цены на трансатлантические авиаперелеты останутся крайне высокими еще долгое время.

Если у вас гражданство Российской Федерации, и вы следуете через Париж из ряда третьих стран по раздельным билетам, вам потребуется французская аэропортовая или обычная Шенгенская виза — подробнее здесь. Например, маршрут Москва — Стамбул — Париж — Мехико при самостоятельной стыковке в Париже без визы может оказаться недоступен. В обратном направлении виза чаще всего не нужна.

И, наконец, война запретов на путешествия между ЕС и США также накладывает отпечаток на возможности путешествий в Мексику. Как Евросоюз запрещает въезд туристов из США, так и США запрещают въезд тех, кто за последние 14 дней посещал ЕС. Речь не идет о транзите через ЕС.

Например, если вы выберите маршрут Вильнюс — Париж — Нью-Йорк — Канкун, вы не сможете совершить перелет, поскольку собираетесь лететь в США из страны Евросоюза.

Если вы покупаете раздельные билеты Киев — Париж, Париж — Нью-Йорк и далее в Мексику, с большой вероятность на рейс до Парижа вас не допустят. Авиакомпания может посчитать, что в ЕС вы въезжаете, а не следуете транзитом, а далее действует запрет на въезд туристов из Европы в США.

Подводя итог, скажем, что по крайней мере до конца года список надежных маршрутов в Мексику останется практически тем же, что и сейчас. Для украинцев и белорусов это перелеты с одной стыковой в Европе — в Париже, Амстердаме, Франкфурте или Мадриде. Для россиян это Москва — Стамбул — Амстердам / Франкфурт — Мексика.

Возможно, Turkish Airlines наконец начнут летать в Мексику с начала декабря. Тогда перелетов через ЕС можно будет избежать.

Мы скептически относимся к прогнозам возобновления прямых чартерных перелетов из Москвы в Канкун до конца текущего года, но верим, что украинский Azur Air с 27 декабря 2020 года запустит чартеры из Киева. Правда, купить только авиабилет Киев — Канкун без тура будет невозможно.

Собираетесь в Канкун?

Многодневные экскурсионные туры по всей Мексике, VIP-сопровождение и многое другое. Русские гиды на протяжении всего отпуска.

Источник

Вниманию российских граждан, прибывающих или следующих транзитом через аэропорты г.Стамбула

По информации турецких компетентных органов, в случае если прибывающие в Турецкую Республику лица в течение последних 10 дней до даты въезда в Турецкую Республику находились на территории Великобритании, Дании, ЮАР или Бразилии, то они обязаны обеспечить наличие при себе медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за 72 часа до пересечения турецкой границы.

После въезда в Турецкую Республику такие лица будут обязаны находиться на карантине в течение 14 дней. На 10-й день карантина будет проведено лабораторное исследование материала на COVID-19 методом ПЦР. В случае отрицательного результата исследования карантинный период будет окончен. В случае если такого исследования проводится не будет, карантин будет продолжаться в течение 14 дней. В случае положительного результата исследования – такие лица будут направлены на лечение в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Турецкой Республики.

По информации авиакомпании «Турецкие авиалинии» пассажирам, вылетающим из Бразилии, Великобритании, Дании и ЮАР и следующим в другие страны транзитом через Турецкую Республику, иметь при себе медицинский документ, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, не требуется. В то же время таким пассажирам рекомендовано ознакомиться и соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, действующие в государстве назначения (государстве, в которое следует пассажир после пересадки в Турецкой Республике), в том числе в части требований к форме, содержанию и срока действия документа о проведении лабораторного исследования, а также возрастных ограничений.

Требование об обязательном наличии у прибывающих в Турецкую Республику иностранных граждан в возрасте 6 лет и старше медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за 72 часа до пересечения турецкой границы, продолжает действовать.

Источник

Как россиянину лететь транзитом через закрытые страны?

Авиакомпании продают билеты в открытые для туристов страны с пересадками в Польше, Австрии и других государствах. Но эти транзитные страны для туристов из России закрыты. Посадят ли на такой рейс, если нет уважительной причины?

Туристам из РФ разрешают транзит, но запрещают въезд Австрия, Венгрия, Латвия, Германия, Польша, Сингапур, Катар. В статье я расскажу, какие документы понадобятся, чтобы лететь через эти государства, и на что вообще обратить внимание, чтобы вас не сняли с рейса прямо в аэропорту.

Что важно проверить перед покупкой билетов

Разрешена ли пересадка. У каждой страны свои требования. Авиакомпании могут продавать билеты на рейсы, которые заведомо не подходят для туристов. Они не в курсе, есть ли у вас разрешение на полет в эту страну, и предполагают, что если вы берете билет, то знаете, что делаете.

Например, в некоторых агрегаторах в начале июня можно было найти множество билетов с пересадкой в Турции, хотя авиасообщение с этой страной официально ограничили и возобновили только 22 июня. Купить билет Pegasus Airlines можно было, а вот на самолет туриста бы не посадили. Я звонила на горячую линию авиакомпании — там советовали брать билеты с вылетом не раньше 1 июля, но только на официальном сайте. Меня уверили, что если бы авиасообщение не восстановили, такой билет можно было бы вернуть.

Нужна ли виза. Некоторые страны ЕС разрешают пересадку без визы, в других она обязательна. Если летите больше чем с одной пересадкой, проверяйте, нет ли ограничений по количеству пересадок или их суммарной продолжительности. Например, в Нидерландах транзит разрешен, только если на пути не более одной пересадки в странах Шенгенского соглашения.

Одна моя знакомая пыталась улететь из Марокко и дважды попала в неприятную ситуацию. Сначала она взяла билет до Москвы с двумя пересадками: во Франции и Нидерландах. Но на рейс ее не посадили, потому что при двух пересадках требовался шенген. Билет был авиакомпании KLM. Знакомая тут же позвонила в поддержку и объяснила, что не может улететь. Ей повезло: билет был возвратный, поэтому авиакомпания вернула деньги.

Потом она решила полететь в Анталью и снова взяла билеты с двумя пересадками — теперь в Лионе и Стамбуле. И снова история повторилась: на стойке ее развернули, потому что в Лионе нет специального терминала для безвизовых транзитных пассажиров. Билеты она искала в агрегаторе с фильтром «без визы», поэтому деньги снова удалось вернуть. Для этого она написала в поддержку агрегатора и приложила скриншот, где у билета стоял фильтр «без визы».

Какая ситуация в аэропорту. Это необязательный пункт, но иногда лучше об этом знать. Например, я летела через Австрию и не подозревала, что почти все кафе в аэропорту будут закрыты. Если бы я знала об этом заранее, то плотнее поела бы перед вылетом из Москвы или заказала еду в самолете. Еще в моем терминале не оказалось бизнес-зала, в котором я планировала отдохнуть во время длинной пересадки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *