можно ли лететь самолетом с кардиостимулятором
Кардиостимуляторы. Образ жизни после имплантации кардиостимулятора. Где установить кардиостимулятор?
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Образ жизни пациента с кардиостимулятором
Очень большое значение для нормальной работы кардиостимулятора имеет поведение самого пациента. После операции больной должен привыкать к новому образу жизни с определенными ограничениями. С каждым годом этих ограничений становится все меньше, так как производители выпускают более новые и безопасные модели. Тем не менее, каждому пациенту приходится вырабатывать новые навыки, чтобы себя обезопасить.
Влияет ли кардиостимулятор на течение беременности и можно ли с ним рожать?
В принципе, наличие постоянного водителя ритма не является противопоказанием для беременности и родов, однако на практике женщины могут столкнуться с рядом проблем. Дело в том, что беременность и роды являются довольно серьезным стрессом для организма. В течение этого времени у женщин могут наблюдаться разнообразные нарушения в работе некоторых органов (в том числе и сердца). Однако следует учитывать и основной диагноз, по поводу которого был установлен кардиостимулятор. Если у пациентки были проблемы с сердцем, роды без кардиостимулятора были бы для нее значительно опаснее.
Отдельную сложность представляют ситуации, когда пациентке необходимо установить постоянный кардиостимулятор в течение беременности. В этих случаях корпус имплантируют выше (чтобы он не смещался по мере роста плода). В течение самой операции живот обязательно накрывают специальным свинцовым одеялом, так как контроль положения электродов обычно выполняют с помощью рентгена.
Однако даже с учетом всех этих особенностей и предосторожностей риск для матери и для ребенка очень мал. В подавляющем большинстве случаев должное внимание специалистов обеспечивает нормальную беременность и роды.
В целом серьезных ограничений физической нагрузки при кардиостимуляторе не требуется. Современные модели включаются автоматически в случае аритмии и возвращают сердцу нормальный ритм. Опасность же физической нагрузки для сердца как раз в том, что она может спровоцировать аритмию.
Тем не менее, чрезвычайно тяжелые нагрузки пациентам не рекомендуются. Они в комплексе влияют не только на сердце, но также повышают артериальное давление и в редких случаях кардиостимулятор может не справиться с развившейся проблемой. Из-за этого таким пациентам не разрешается профессионально заниматься многими видами спорта.
Дают ли группу инвалидности после имплантации кардиостимулятора?
Вопрос о присвоении группы инвалидности пациентам с кардиостимулятором решается в индивидуальном порядке. Пациенту для ее получения нужно пройти специальную медицинскую комиссию, в которой будет учитываться целый ряд различных критериев. На практике далеко не все больные с кардиостимулятором получают группу инвалидности.
В совокупности комиссия оценивает, сохраняет ли человек трудоспособность после установки кардиостимулятора, и в каком объеме. С медицинской точки зрения больной с искусственным водителем ритма приравнивается к пациенту с ишемической болезнью сердца и должен получить группу инвалидности. Поэтому юридические предпосылки для этого есть. Однако если на рабочем месте нет каких-либо факторов, которые могут представлять опасность для работы прибора, а пациент не полностью зависит от кардиостимулятора, группу инвалидности обычно не дают.
В любом случае первым шагом для пациентов после операции должна быть консультация с лечащим врачом по данному вопросу (обычно сами врачи не предлагают пройти комиссию). Врач может подсказать, куда обратиться дальше, насколько реально присвоение группы инвалидности и какие документы могут понадобиться. Также он должен представить соответствующее медицинское заключение.
Одним из вариантов решения комиссии может быть присвоение временной группы инвалидности. Пациент мог утратить трудоспособность лишь в послеоперационном периоде, или ему дадут время (до нескольких лет) на получение другого образования и переквалификацию. В любом случае данный вопрос решается с привлечением не только врачей, но и других специалистов (юристов, медико-социальных экспертов и др.).
Где и кем можно работать с кардиостимулятором?
В принципе, после имплантации кардиостимулятора пациент возвращается к обычной жизни, так как он не теряет трудоспособность. Однако врачи могут порекомендовать сменить место работы, если там имеется ряд опасных факторов, способных нарушить нормальную работу вживленного прибора. Критерии на каждом рабочем месте могут быть различными. По вопросам безопасности можно обратиться к лечащему врачу, специалисту по гигиене труда или инженеру по безопасности.
Можно ли делать массаж пациентам с кардиостимулятором?
Наличие у пациента электрокардиостимулятора не является противопоказанием к обычному массажу, так как это никак не влияет на работу прибора. Основным условием в данном случае является правильный выбор техники проведения процедуры. Именно поэтому массажиста обязательно следует уведомить о наличии прибора заранее. Квалифицированный специалист знает, какие именно манипуляции могут представлять для пациента определенную опасность, и будет их избегать.
Можно ли летать на самолете с кардиостимулятором?
Можно ли проходить через металлоискатель в магазинах, в аэропорту и на таможнях?
В повседневной жизни людям с имплантированным электрокардиостимулятором рекомендуют по возможности избегать металлоискателей и устройств, работающих по этому принципу. Теоретически они действительно могут представлять опасность, так как попадание корпуса в зону действия такого устройства может сбить настройки аппарата. На практике такое происходит довольно редко.
Как узнать, что проход с кардиостимулятором запрещен?
Можно ли посещать баню или сауну, загорать на пляже или в солярии?
В принципе, баня или сауна оказывает значительное влияние на работу сердца. Высокие температуры и влажность воздействуют на тонус сосудов и артериальное давление. Сердце же старается стабилизировать эти показатели и меняет ритм. Для людей с аритмиями без электрокардиостимулятора такие нагрузки противопоказаны. У пациентов же с имплантированным кардиостимулятором ритм сердца регулируется прибором. Им можно посещать бани или сауны, так как ни температура, ни влажность не воздействуют напрямую на кардиостимулятор и не нарушают его работу.
Исключением могут являться пациенты, у которых поражение сердца возникло на фоне системных заболеваний. Для них посещение бани опасно из-за возможных осложнений, но не со стороны кардиостимулятора, а из-за наличия системного заболевания.
Загар на пляже тоже не является противопоказанием, так как основная часть солнечных лучей поглощается кожей, а кардиостимулятор имплантируется значительно глубже. Однако инфракрасные лучи способны нагреть металл, так как они проникают достаточно глубоко. Именно поэтому пациентам с кардиостимулятором не рекомендуется посещать солярии или инфракрасные сауны.
Может ли повлиять мобильный телефон на работу кардиостимулятора?
Можно ли заниматься на домашних тренажерах при имплантированном электрокардиостимуляторе?
Наличие имплантированного электрокардиостимулятора не является противопоказанием к занятиям спортом в целом. По окончании периода реабилитации физическая нагрузка возможна в значительном объеме. В связи с этим занятия в домашних условиях на тренажерах допустимы. Однако увлекаться не следует. Чрезмерные нагрузки могут спровоцировать резкое повышение частоты сердечных сокращений или аритмию. Испытывать надежность кардиостимулятора подобным образом не стоит. Вторым важным моментом, на которое следует обратить внимание, является исправность тренажеров. Некоторые из них оснащены электроприборами. При плохом заземлении или технической неисправности пациента может ударить током во время тренировки. Это, в свою очередь, влияет на работу кардиостимулятора.
Определенные ограничения на физическую нагрузку имеются в первые месяцы после имплантации. Это связано с нормальной фиксацией корпуса и электродов, а также с нормальным заживлением послеоперационной раны. Во время занятий на тренажере нужно избегать резких движений и любого надавливания на область имплантации корпуса. Более подробные инструкции можно получить у лечащего врача после операции.
Влияет ли алкоголь на работу кардиостимулятора?
Влияют ли микроволновая печь, холодильник и другие бытовые электроприборы на работу электрокардиостимулятора?
Любой современный кардиостимулятор имеет встроенную защиту от большинства незначительных помех, которые встречаются в повседневной жизни. Ни один бытовой электроприбор не представляет серьезной угрозы для пациента, так как электромагнитные поля, создаваемые этими устройствами, слишком слабые. Тем не менее, следует придерживаться ряда простых правил, которые помогут полностью обезопасить жизнь пациента.
Влияет ли лазер (лазерное излучение) на работу кардиостимулятора?
Можно ли пользоваться одновременно кардиостимулятором и слуховым аппаратом?
Какие лекарства и препараты нельзя пить пациентам с кардиостимулятором?
В принципе, наличие вживленного электрокардиостимулятора не является противопоказанием для приема каких бы то ни было лекарственных препаратов. Сами препараты не оказывают какого-либо воздействия на аппарат, и его работа не может нарушиться. Тем не менее, прием ряда медикаментов влияет на работу сердца, и многие пациенты опасаются их принимать. На практике проблемы возникают исключительно редко. Врач, назначая препарат и дозу, должен быть осведомлен о наличии у пациента кардиостимулятора. Он просто делает поправку в дозировке, если она необходима. Сами же современные приборы в некоторой степени отслеживают работу сердца и включаются только по необходимости.
В некоторых случаях пациентам назначают прием аспирина или других препаратов в течение длительного времени после имплантации. Эти препараты снижают риск образования тромбов и уменьшают вероятность осложнений. Самостоятельный отказ от их приема или изменение дозы не рекомендуется. Лучше проконсультироваться на этот счет с лечащим врачом-кардиологом, который не только знаком с принципом работы кардиостимулятора, но и знает в деталях диагноз пациента и может учесть общее состояние организма.
Нужен ли определенный режим питания и диета пациентам с кардиостимулятором?
В принципе, диета и режим питания пациента не особенно влияет на работу электрокардиостимулятора. Аппарат работает в заданном режиме и никак не взаимодействует с тканями организма. Однако имплантацию делают больным с определенными патологиями сердца, и при этих заболеваниях обычно рекомендовано диетическое питание. Это предотвращает осложнения в будущем и снижает риск прогрессирования болезни.
В большинстве случаев диета у кардиологических больных направлена на «разгрузку» сердца и снижение риска атеросклероза. Рекомендуется следить за потреблением соли, количеством калия и натрия, содержанием «вредных» липидов в пище. Точную диету при любом заболевании можно уточнить у лечащего врача. Также на консультации диетолога можно составить подробное меню с учетом вкусов пациента и медицинских рекомендаций.
Кроме того, следует учитывать случаи, когда поражение сердца развилось на фоне других патологий. Это возможно, например, при ряде аутоиммунных заболеваний, сахарном диабете, проблемах со щитовидной железой. Таким пациентам может понадобиться более строгая диета.
Нужно ли предупреждать врачей о кардиостимуляторе при лечении зубов и других медицинских вмешательствах?
Многие медицинские манипуляции предполагают воздействие на организм пациента электрического тока, лазера, магнитного поля и ряда других физических сил. Сам пациент зачастую не подозревает о том, как проходит процедура, и не может оценить риск для организма. В то же время, некоторые воздействия могут быть противопоказаны при имплантированном кардиостимуляторе. В связи с этим лучше предупреждать врача о наличии аппарата не только перед любой медицинской процедурой, но и при первом визите в принципе.
Сколько живут с кардиостимулятором, и влияет ли он в целом на продолжительность жизни?
Однозначного ответа на вопрос, сколько живут люди с имплантированным кардиостимулятором, не сможет дать ни один специалист. По статистике в большинстве случаев вживление прибора позволяет значительно продлить жизнь пациента. Дело в том, что электрокардиостимуляторы ставят обычно пациентам, у которых имеются достаточно серьезные проблемы с сердцем. Из-за наличия патологии их жизнь изначально находится в опасности. Имплантация же кардиостимулятора снижает этот риск.
В целом же угрозы для жизни кардиостимулятор не представляет. Ухудшить состояние пациента его работа может только при неправильном использовании и по невнимательности. Известны случаи, когда пациенты с кардиостимулятором погибали в аппарате МРТ (магнитно-резонансной томографии) и при попадании в сильное магнитное поле. При правильном же использовании и своевременных консультациях со специалистами пациенты живут десятки лет после имплантации стимулятора.
Аэропорт и кардиостимулятор
Подскажите, пожалуйста, кто в курсе: слышала, что люди с электрокардиостимулятором в аэропорту могут не проходит рамку, если предъявят некий документ. Как называется этот документ? Где его взять?
Может, кто-то сталкивался с этим на практике сможет подсказать?
Специально для вас перевела, там дело не только в рамке.
1. Спросите вашего доктора содержит ли ваш стимулятор металлические части (не все содержат).
2. Попросите у вашего доктора официальную карточку о том что у вас стимулятор (думаю что такая должна быть международного образца)
3. Путешествуйте не сразу после установки стимулятора, доктор скажет когда вам уже можно.
4. Перед путешествием обязательно посетите врача что бы узнать что вам можно и что нельзя делать и вообще можно ли путешествовать.
5. Когда вы покупаете билет на самолет, то регестрируйтесь как «инвалид» (disabled) и везде предупреждайте что у вас металлические части в кардиостимуляторе (если такие есть).
6. Обязательно перед проходом таможни и секьюрити оповещайте их что у вас стимулятор и показывайте карточку.
7. В самолете обязательно оберните часть пристегного ремня полотенцем или тряпкой (ту часть которая проходит через грудь). Это надо делать и в машине тоже.
8. Обязательно спросите по месту прибытия есть ли у них секьюрити система в доме (это касается заграницы), система должна быть выключена всегда когда вы в доме. Такие системы отключают ваш кардиостимулятор.
9. В магазинах вы можете звенеть при выходе, поэтому не паникуйте, а просто покажите свою карточку секьюрити.
10. Перед путешествием обязательно узнайте где вы можете получить квалифицированную помощь если с кардиостимулятором что-нить случиться.
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.