можно ли летать на самодельном самолете
Регистрация самодельных самолета в РФ.
Участник
Решили САМИ самолет построить! взлетный вес менее 495 кг?
Учтите следующие требования и скоростные ограничения:
• скорость отрыва самолета во время взлета должна быть не менее 1,2 скорости сваливания;
• скорость захода на посадку должна составлять не менее 1,3 скорости сваливания;
• посадочная скорость равняется не меньше, чем 0,95 скорости сваливания;
• крейсерская скорость летательного аппарата не меньше 1,3 скорости сваливания;
• сама скорость сваливания должна быть не больше, чем 90 км/ч.
Скорость сваливания – минимально допустимая скорость для любого летательного аппарата. Само сваливание сопровождается опусканием носа летательного аппарата без крена, и в последствии, скорость должна увеличивается. Если этого не произошло, то летчику стоит обратить внимание на признаки (тряска ручки управления или самой конструкции), которые указывают на то, что ЛА приближается к сваливанию.
В случае неисправной работы двигателя, необходимо обеспечить балансировку Вашего летательного средства в установленном прямолинейном полете. В данной ситуации следует прекратить полет и осуществить посадку.
Не менее 1,5 м/с должна составлять скороподъемность после отрыва, а пробег и разбег не должны превышать 250 метров. 10 метров – общеустановленная высота пролета над любым препятствием граничащим со взлетно-посадочной полосой. Прочность грунта асфальтовых, грунтовых и бетонных площадок, с которых эксплуатируется летательный аппарат не должна превышать 5 кг/см2.
взлетный вес менее 495 кг?
А что мне нужно еще для полетов?
А что будет, если я зарегистрирую самолет, прилеплю знаки, но не буду получать СЛГ?
А что будет, если я не буду регистрировать самолет, не прилеплю знаки, не буду получать СЛГ?
Не нужны мне аэропорты! Я над дачей летаю и в соседнюю деревню!
Законно летать по России на частном самолёте практически невозможно
Небеса могут подождать
Недавно Приморский суд приговорил к штрафу в 2,5 тыс. рублей директора частной фирмы Феликса Санникова. За то, что 22 августа 2005 года он летал на своём самодельном самолёте над Уссурийским заливом и упал. Но. не разбился. Феликса обвинили сразу в двух административных правонарушениях — незаконное использование воздушного пространства и нарушение правил эксплуатации воздушных судов. Наш корреспондент решил разобраться, какова в России ситуация с частным воздухоплаванием и можно ли вообще правильно оформить свой полёт, чтобы у прокуратуры потом не появилось претензий.
«Я венчался в храме, родил ребёнка и взлетел в небо за штурвалом собственного самолёта. Всё остальное в жизни — мусор», — говорит основатель клуба «Гриффон-Аэро» Андрей Золотарёв. Таких как он, посвящающих всю свою жизнь полётам, в нашей стране десятки тысяч, а вот частных самолётов официально зарегистрировано всего около 2 тысяч. Для сравнения: в США на учёте стоят 220 тыс. частных лёгких самолётов. Может быть, у нас народ беднее и не может себе позволить оторваться от земли? Нет, просто множество российских умельцев мастерят свои самолёты в гаражах и на дачах. Да что там, несколько десятков отечественных фирм производят летательные аппараты, относительно доступные по цене. Удивительно, но за границей о русских производителях лёгких самолётов знают гораздо больше, чем на родине. Всё дело в том, что наше правительство в сентябре 2004 года ввело правила, согласно которым владеть и пользоваться частным самолётом практически невозможно.
Те же 10% самолётов, которые остаются в России, практически летают нелегально — без документов, прав и техосмотров. Соответственно низкий налёт и высокая аварийность: при парке частных самолётов, в 100 раз меньшем, чем в США, аварий у нас за год столько же. Спасибо Министерству обороны, считающему воздух своей собственностью, и Министерству транспорта, не позволяющему иметь самолёт официально.
Интересно, что в начале 90-х проблем у владельцев частных летательных средств не было. Образовалось множество аэроклубов, которые действовали под эгидой двух общественных организаций: Федерации любителей авиации (ФЛА) и Объединённой федерации сверхлёгкой авиации (ОФ СЛА). Первые контролировали самолёты с максимальным взлётным весом выше 450 кг, а вторые — аппараты (дельтапланы, мотодельтапланы и парапланы) с весом до 450 кг. Эти федерации брали на себя большую часть организационных проблем подшефных аэроклубов: регистрацию летательных аппаратов, техосмотр, выдачу пилотских удостоверений, обучение пилотированию и прочее. Любителям неба оставалось только приобрести самолёт, зарегистрировать его, уплатить положенные взносы и летать, сколько душе угодно.
Представители Ассоциации малых отелей Крыма обратились к соотечественникам и призвали туристов не отказываться от посещения российских курортов в пользу Турции.
Центром лёгкой авиации стал подмосковный аэродром в Мячкове, что в 20 км от МКАД по Новорязанскому шоссе. Ещё полтора года назад там собирались сотни самолётов и тысячи людей. Праздник закончился в прошлом сентябре: летом 2004 года в Мячкове разбились два частных самолёта, все пилоты и пассажиры погибли. Один из самолётов, реставрированный «инвалид» Второй мировой — Ли-2 — упал на дома, незаконно построенные в зоне отчуждения аэродрома. После этого инцидента государство провело ряд проверок, чиновники нашли несоответствия, и в сентябре 2004 года обе федерации закрыли, а все выданные ими документы оказались недействительны.
Лётчики попытались переоформить бумаги через государственные структуры, но быстро поняли, что бьются головой о стену. После одна часть авиаторов продала свою технику на Украину, где небо свободно для воздухоплавания, другая — отправилась туда вместе с техникой, как, например, небезызвестная школа Петра Нестерова, и, наконец, третья — летает нелегально, покрывая мелкими взятками любопытство местной администрации.
Для ясности попробуем смоделировать ситуацию на примере автомобилей. Получится, что для того, чтобы получить водительские права, претендент должен иметь свой автопарк, свою сертифицированную техническую службу, охрану, медсанчасть, службу контроля за пробками на дорогах, страховку на всё перечисленное и при этом пользоваться единственным автомобилем! Это ли не запрет? На деле сначала надо оформить допуск, в котором следует подтвердить, что вы как эксплуатант соответствуете всем правилам. Для этого существует специальное учреждение при Министерстве транспорта — Центральное управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Там сразу же предлагают принести 12 документов, среди которых договор с метеослужбой, договор с медицинской службой, договор о сертифицированной парковке, договор о техобслуживании в сертифицированной мастерской и так далее.
Допустим, вы готовы пройти все возведённые препятствия, но возникает резонный вопрос: «А есть ли сертифицированный аэродром, на котором можно законно летать в Московской области?» Оказывается, нет! Зато есть отдел по контролю над аэродромами. Там нам удалось выяснить, что ближайший «правильный» аэродром находится в Тверской области, в Борках. Спрашивается, кому нужен самолёт, приписанный в 300 километрах от Москвы и не имеющий права далеко отлетать оттуда? А ещё в отделе по контролю над аэродромами дали весьма ценный совет: «Пишите министру транспорта, может быть, он вас услышит. »
При этом во всех остальных странах мира, включая республики бывшего СССР, небо свободно. Выше полутора километров воздух везде принадлежит государству — этот сектор отведён для лайнеров гражданской и военной авиации. Для пространства ниже учреждены специальные правила: в любом аэропорту продаётся карта, на которой указано, куда можно лететь, а куда нельзя. Нельзя — над жилыми домами, детскими садами, школами и институтами, секретными объектами, промышленными зонами, в остальных местах — можно. Достаточно позвонить в аэрослужбу и сообщить: «Я, пилот такой-то, лечу туда-то». А вот наше небо целиком принадлежит Минобороны.
Может быть, всё дело в том, что частные самолёты регулярно бьются, а государство просто заботится о жизни лётчиков. Но автомобили бьются не меньше — только за 2005 год в России в ДТП погибли 28 тыс. человек. И почему-то никто не ужесточает правила выдачи водительских прав и регистрации колёсных транспортных средств. Другими словами, очевидно, что проблема частной авиации в России носит стратегический колорит и характер. Не положено, потому что так нашей могучей армии проще. И — точка!
Туры по России можно будет приобрести со скидкой 20%. Третий этап программы туристического кешбэка стартует с 18 марта.
Для сравнения, Министерство обороны США тотально контролирует каждый кубический сантиметр пространства посредством всеобъемлющей, не имеющей аналогов в мире разведывательной системы «Эшелон». А потому каждый частный самолёт имеет закодированный в радиосигнал государственный номер — транспондер. Когда аппарат поднимается в воздух, люди за радарами уже знают, может ли он представлять потенциальную угрозу. И при этом в Америке реально соблюдаются права человека: в этом году много шума наделал инцидент, когда два странных типа на частном самолёте пролетели в непосредственной близости от Белого дома. Связаться с ними по радиочастоте не представлялось возможным, потому что на борту использовали непопулярную у военных частоту. Сажали их истребители ВВС США — пилоты жестами показывали, что необходимо приземлиться. В это время служба охраны эвакуировала из Белого дома что-то около тысячи сотрудников. В результате бедолаг-лётчиков пожурили и оштрафовали — и это после 11 сентября! Оказалось, они пользовались старой лётной картой, на которой зона вокруг Белого дома ещё не считалась запретной. А вот теперь представьте, что случилось бы с таким же несчастным самолётиком в нашей стране.
Наше Минобороны, разумеется, тоже хотело бы контролировать каждый кубический сантиметр своего воздуха, но не может этого сделать — не хватает технической базы. Так что лучше просто «не пущать». И это при том, что лёгкая авиация приносит немалую пользу.
В Америке в своё время был принят закон о 51-процентном участии сборщика в разработке самолёта. Другими словами, если человек покупает готовый самолёт, ответственность несёт изготовитель. Если человек собирает самолёт из конструктора, ответственность полностью на нём. Именно поэтому целый самолёт в Америке стоит раз в десять дороже конструктора — столько стоит не сборка, а ответственность. А кому вы сможете предъявить претензии, если на ваш дом упадёт частный самолёт, который находился в небе на птичьих правах? Пилоту, который разбился? Ну, и нужна вам такая защищённость?
Летучий уралец
Впрочем, как выяснилось, удостоверение пилота у Петрова все-таки имелось. Пенсионер оказался выпускником учебно-тренировочного центра челябинской авиакомпании «ЧелАвиа», где занимаются подготовкой пилотов-любителей. На вопросы корреспондента «РГ» о том, как его выпускник оказался в небе над сибирским поселком, да еще без документов на право управления самолетом, в центре отвечать отказались. По словам директора УТЦ Александра Матусевича, это частное дело пилота, за действия которого аэроклуб не в ответе.
Впрочем, на сайте авиакомпании в разделе «Курсанты» мы нашли информацию обо всех выпускниках УТЦ. О пилоте, попавшем под прицел транспортной прокуратуры в Омске, в частности сообщается, что он успешно закончил программы теоретической и тренажерной подготовки и прошел первоначальную летную подготовку на самолете Р-92 на бывшем аэродроме ДОСААФ «Калачево» и в челябинском аэропорту «Баландино». В общем, есть у пилота удостоверение! Вот только забыл он его дома.
— Где вы купили самолет?
— В 2013 году в Канаде. Это редкий легкомоторный самолет американского производства 1970 года.
— Я бы не хотел называть сумму, но скажу: его цена сопоставима со стоимостью приличного автомобиля. Купить самолет сегодня могут позволить себе уже и пилоты-любители, фанаты неба. Часто такие ездят на старом автомобиле, но покупают самолет.
— Как самолет доставляли в Россию?
— Почему вы летали без разрешения?
— Оформление регистрации и сертификации частного воздушного судна у нас процесс длительный, занимает несколько месяцев. А проверить новенький самолет в деле хотелось сразу. Ну и не удержался. Да и особого криминала в этой истории не вижу. Проверил все системы самолета, совершил непродолжительный пробный полет. По стечению обстоятельств в это время на аэродром заглянул транспортный прокурор.
С просьбой рассказать о владельце самолета мы обратились к жителям коттеджного поселка, соседям пилота-любителя. К его увлечению здесь относятся по-разному: одни завидуют, другие, наоборот, гордятся. Говорят, раньше летал прямо над поселком.
Пилот заплатит штраф.
— Подал документы на получение государственных регистрационных номеров и сертификата летной годности, жду ответа. Надеюсь, буду летать.
Как сообщил замначальника управления Госавианадзора РФ Виктор Кононенко, количество нелегальных воздушных судов сегодня может в разы превышать число зарегистрированных в стране самолетов авиации общего назначения.
Авиатор-самоучка смастерил в гараже самолет и хочет взлететь
Мечта летать преследовала Александра с детства. После школы поступал в военное авиационное училище, но не прошел медкомиссию. Отучился на инженера-механика железнодорожных путей сообщения и на некоторое время даже забыл о своей страсти. Однако перед пенсией мысли о небе стали невыносимыми, и Александр решил больше себя не мучить.
Три года назад гомельчанин приступил к конструированию самого настоящего самолета. С тех пор в гараже на окраине Гомеля он проводит все свое свободное время.
«Долго искал проект и чертежи. Многие отечественные засекречены. В интернете удалось найти американский — аффордоплан. Инструкция, само собой, была на английском языке и в дюймовой системе измерения. Пришлось потратить не один месяц, чтобы все правильно перевести на русский и в миллиметры», — вспоминает Александр.
«Из настоящего самолетного материала здесь только дюраль. Без него, как ни крути, а в авиации никуда. Сплав сверхлегкий и при этом очень прочный. Из него я сделал каркас», — рассказывает авиатор.
Остальное в самолете — из того, что удалось достать.
С винтом пришлось повозиться. Склеивание слоев спилов ясеня и красного дерева — процесс длительный и трудоемкий. Не все получалось с первого раза.
Напрямую до аэродрома — километров пятнадцать, но Александру предстоит проделать путь в два раза длиннее. Чтобы доехать без приключений, решено передвигаться в объезд, по менее оживленным трассам.
На бывший военный аэродром Александр приезжает уже четвертый раз. Три предыдущих взлететь не удалось. Но авиатор не унывает: «Отсутствие результата — тоже результат. Я иду опытным путем и совершенствую модель. Каждый заезд — последующая доработка материальной части. Так, после первого визита на аэродром понял: винт нужно сделать большего диаметра, после второго — то, что необходимо усилить трапецию шасси и переделать конструкцию заднего рулевого колеса».
В самый первый раз у самолета прямо на взлетной полосе разрушилось колесо основного шасси.
«Оно от садовой тележки было. А я не учел, что тележка китайская… Пришлось вызывать эвакуатор. Его водитель очень удивился. Говорит, приходилось эвакуировать разное, но чтобы самолет… Даже скидку сделал», — смеется Александр.
Сегодня поддержать авиатора приехал его лучший друг Владимир со своим лабрадором Чесиком: «Сказал супруге, что еду в командировку».
«А моя меня понимает. Говорит: „Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не пило“», — цитирует свою вторую половину Александр.
На сбор самолета у друзей уходит чуть больше часа. Сначала устанавливаются крылья, затем хвостовое оперение.