можно ли кушать улиток в исламе

Муцин улитки в косметике

можно ли кушать улиток в исламе

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мух’аммаду!

Муцин, с точки зрения шариата, является чистым, так как это слизь, которую выделяют специальные железы улитки в ответ на физический стресс.

Для получения муцина улиток подвергают физическому воздействию (вращению и тряске) в лабораторных условиях под строгим контролем. Это провоцирует усиленное выделение слизистыми железами улиток секрета.

Следовательно, можно пользоваться косметикой по уходу за лицом, которая содержит муцин улитки и нет необходимости смывать перед намазом.

Что касается декоративной косметики, то незамужней женщине запрещено (харам) пользоваться ею.

Замужней можно пользоваться ею, если это нравится ее супругу. Однако ей запрещено (харам) выходить из дома, накрасившись, даже с одобрения мужа, если она уверена, что это может вызвать искушение мужчины, так как это считается тяжким грехом.

Если же она не уверена, но с большей вероятностью это предполагает, то выходить, надушившись, считается маленьким грехом. Если же она сомневается в этом, то такой выход из дома является нежелательным (карахат), но не запретным.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: ﻭﻋﻦ اﻟﻌﺪﺓ ﻭاﻟﺤﺎﻭﻱ اﻟﺠﺰﻡ ﺑﻨﺠﺎﺳﺔ ﻧﺴﺞ العنكبوت ﻭﻳﺆﻳﺪه ﻗﻮﻝ اﻟﻐﺰاﻟﻲ ﻭاﻟﻘﺰﻭﻳﻨﻲ ﺃﻧﻪ ﻣﻦ ﻟﻌﺎﺑﻬﺎ ﻣﻊ ﻗﻮﻟﻬﻢ ﺇﻧﻬﺎ ﺗﺘﻐﺬﻯ ﺑﺎﻟﺬﺑﺎﺏ اﻟﻤﻴﺖ، ﻟﻜﻦ اﻟﻤﺸﻬﻮﺭ اﻟﻄﻬﺎﺭﺓ ﻛﻤﺎ ﻗﺎﻟﻪ اﻟﺴﺒﻜﻲ ﻭاﻷﺫﺭﻋﻲ ﺃﻱ ﻷﻥ ﻧﺠﺎﺳﺘﻪ ﺗﺘﻮﻗﻒ ﻋﻠﻰ ﺗﺤﻘﻖ ﻛﻮﻧﻪ ﻣﻦ ﻟﻌﺎﺑﻬﺎ ﻭﺃﻧﻬﺎ ﻻ ﺗﺘﻐﺬﻯ ﺇﻻ ﺑﺬﻟﻚ ﻭﺃﻥ ﺫﻟﻚ اﻟﻨﺴﺞ ﻗﺒﻞ اﺣﺘﻤﺎﻝ ﻃﻬﺎﺭﺓ ﻓﻤﻬﺎ ﻭﺃﻧﻰ ﺑﻮاﺣﺪ ﻣﻦ ﻫﺬﻩ اﻟﺜﻼﺛﺔ، ﻭﺃﻓﺘﻰ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﻓﻴﻤﺎ ﻳﺨﺮﺝ ﻣﻦ ﺟﻠﺪ ﻧﺤﻮ ﺣﻴﺔ ﺃﻭ ﻋﻘﺮﺏ ﻓﻲ ﺣﻴﺎﺗﻬﺎ ﺑﻄﻬﺎﺭﺗﻪ ﻛﺎﻟﻌﺮﻕ ﻭﻓﻴﻪ ﻧﻈﺮ ﻟﺒﻌﺪ ﺗﺸﺒﻴﻬﻪ ﺑﺎﻟﻌﺮﻕ ﺑﻞ اﻷﻗﺮﺏ ﺃﻧﻪ ﻧﺠﺲ؛ ﻷﻧﻪ ﺟﺰء ﻣﺘﺠﺴﺪ ﻣﻨﻔﺼﻞ ﻣﻦ ﺣﻲ ﻓﻬﻮ ﻛﻤﻴﺘﺘﻪ.
(ﻗﻮﻟﻪ ﻣﻦ ﻫﺬﻩ اﻟﺜﻼﺛﺔ) ﻭﺑﻔﺮﺽ ﺗﺤﻘﻘﻬﺎ ﻓﻬﻮ ﺣﻴﻨﺌﺬ ﻣﺘﻨﺠﺲ ﻻ ﻧﺠﺲ ﻛﻤﺎ ﻫﻮ ﻇﺎﻫﺮ ﻭﺇﻥ ﺃﻭﻫﻢ ﻛﻼﻣﻪ ﺧﻼﻓﻪ ﺑﺼﺮﻱ.
(ﻗﻮﻟﻪ ﺑﻞ اﻷﻗﺮﺏ ﺃﻧﻪ ﻧﺠﺲ ﺇﻟﺦ) ﻣﻌﺘﻤﺪ ﻋ ﺷ، ﻭﻗﺎﻝ اﻟﺒﺼﺮﻱ اﻟﺬﻱ ﻳﻈﻬﺮ ﺃﻧﻪ ﺇﻥ ﺗﺤﻘﻖ ﻛﻮﻧﻪ ﺟﺰءا ﻣﻦ اﻟﺠﻠﺪ ﻓﻨﺠﺲ ﻟﻤﺎ ﺫﻛﺮﻩ اﻟﺸﺎﺭﺡ ﺃﻭ ﻛﻮﻧﻪ ﻳﺘﺮﺷﺢ ﻛﺎﻟﻌﺮﻕ ﺛﻢ ﻳﺘﺠﺴﺪ ﻓﻄﺎﻫﺮ، ﻭﻛﺬا ﺇﻥ ﺷﻚ ﻓﻴﻤﺎ ﻳﻈﻬﺮ ﻧﻈﺮا ﻟﻤﺎ ﺫﻛﺮه ﺃﻭﻝ اﻟﺒﺎﺏ ﻣﻦ ﺃﻥ اﻷﺻﻞ ﻓﻲ اﻷﺷﻴﺎء اﻟﻄﻬﺎﺭﺓ.[¹]

Отдел фетв Муфтията РД

можно ли кушать улиток в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Каких животных мусульмане едят, а каких нет?

можно ли кушать улиток в исламе

Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада» («Джамиуль-ахадис», № 9976).

أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به

Именно поэтому мы сочли очень важным информировать мусульман о тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Поскольку жители России и стран СНГ придерживаются в основном ханафитского и шафиитского мазхабов, мы решили разъяснить эту тему согласно этим двум мазхабам.

Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых запретно употреблять в пищу согласно ханафитскому мазхабу

Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах, лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника (мир ему и благословение) как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение), установил разницу между живыми и мёртвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определённые животные, вредные для человека, например свинья, собака, кошка и хищники, тоже стали запретны для приёма в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаём мы это или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба. Эти принципы изложены в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатавауль-Хиндия», № 5/289–291; «Бадаис-Санаи», № 5/35–39; «Раддуль-Мухтар», № 304–308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения являются харамом, например свинья, осёл и т. д.

2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб – халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (сура «Аль-Маида», аят 53).

В приведённом выше аяте Всевышний запретил мясо мертвечины, не разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на её дозволенность явно указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено («Дарс Тирмизи», № 1/280).

Насчёт употребления в пищу рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самакат-тафи), Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остаётся после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809; Сунан Ибн Маджа).

Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) («Бадаи ас-Санаи», № 5/36; «Аль-Ихтияр»).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату. Но если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самакат-тафи), то такую рыбу запрещено (харам) есть.

3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу. Например: шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…(Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (сура «Аль-Араф», аят 157).

Живые существа, в которых кровь циркулирует по незамкнутой кровеносной системе (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) явно указал на её дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа (да будет доволен им Аллах), когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).

4. Также запрещены земноводные и рептилии, например: змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашаратуль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например мышь, ёж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо – в том, что они тоже считаются нечистой пищей.

6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле), разрешены (халяль) для употребления в пищу, например верблюд, корова, козёл, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдёт позже. Исключение из данной категории животных составляет осёл – его мясо запрещено употреблять в пищу.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо – для питания» (сура «Ан-Нахль», аят 5).

А также (смысл): «Аллах – Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (сура «Аль-Мумин», аят 79).

В приведённых выше аятах Всевышний Аллах использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, по единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад (да будет милостив к ним Аллах) высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передаётся, что имам Абу Ханифа тоже высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше от этого воздержаться.

Относительно мяса осла и мула Всевышний говорит (смысл): «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 8).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведённых ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Создатель сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения. Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний, без сомнения, указал бы на это.

Более того, Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).

Абу Таляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).

По поводу мулов Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, № 4/89; Сунан Абу Дауд, № 3790; Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, – харам. Например: лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей. Например: сокол, орёл, коршун, ястреб и т. д. Запрещена и летучая мышь, хотя она и относится к млекопитающим. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934). Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, в основном питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например курица, утка, голубь, ласточка и т. д. Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).

10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу – макрух. Но если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено («Раддуль-Мухтар», № 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, – нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах» («Аль-Фатава уль-Хиндия», № 5/289).

11. Если один из родителей животного является дозволенным в пищу животным, а другой – запретным, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать – халяльное животное, мясо её детёныша – халяль, как в случае с гибридным животным, мать которого – кобыла или корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо её детёныша – харам, как в случае с мулом, мать которого – ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Животные, мясо которых – халяль:

1) верблюд; 2) козёл; 3) баран; 4) буйвол; 5) олень; 6) кролик; 7) корова; 8) дикий осёл; 9) рыба; 10) антилопа/газель; 11) утка; 12) цапля; 13) соловей; 14) перепел; 15) попугай; 16) турач; 17) саранча; 18) куропатка; 19) жаворонок; 20) воробей; 21) гусь; 22) страус; 23) голубь; 24) дикий голубь; 25) аист; 26) петух; 27) курица; 28) павлин; 29) скворец; 30) удод.

Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:

1) волк; 2) гиена; 3) кошка; 4) обезьяна; 5) скорпион; 6) леопард; 7) тигр; 8) гепард; 9) лев; 10) тушканчик; 11) медведь; 12) свинья; 13) белка; 14) ёж; 15) змея; 16) черепаха; 17) собака; 18) краб; 19) шакал; 20) осёл (домашний); 21) ящерица; 22) лиса; 23) крокодил; 24) горностай/ласка; 25) слон; 26) сокол; 27) ястреб; 28) коршун; 29) летучая мышь; 30) гриф; 31) мышь; 32) крыса; 33) все насекомые и близкие к ним животные (комар, муха, паук, жуки и т. д.).

Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых и запретно употреблять в пищу согласно шафиитскому мазхабу

Основой в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть» (сура «Араф», аят 159).

وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

Все животные, которые обитают в море (воде), и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. Например: кит, акула, дельфин и т. д.

А животные, которые живут на суше, также дозволены к употреблению, кроме запрещённых по Шариату. Те, что имеют клыки или когти, нужные при охоте, запрещены.

К дозволенным животным относятся: овца, козёл, корова, верблюд, курица, лошадь, соболь, гиена, дикий осёл, лиса, газель, горный козёл, заяц, кролик, ящерица, африканский тушканчик, белка, ёж, дикобраз, саранча, страус, утка, гусь, журавль, пеликан, голубь, соловей, дрофа, галка, воробей и подобное по природе.

К запретным животным относятся: мул, домашний осёл, лев, тигр, волк, медведь, слон, обезьяна, сокол, ястреб, орёл, сова, шакал, кошка (как дикая, так и домашняя), змея, ворона, скорпион, коршун, мышь, пичужка, стервятник, попугай, павлин, летучая мышь, моллюски (беспозвоночные, с мягким телом животные, обычно покрытые раковиной), а также все насекомые – исключением является саранча.

Все животные, которые могут жить как на земле, так и в воде, запрещены. Например: крокодил, черепаха, лягушка, рак и т. д.

Те животные, которые родились от дозволенных и недозволенных животных, тоже запрещены. Например, мул.

Есть также животные, которых Пророк (мир ему и благословение) не только запретил есть, но и убивать. К ним относятся: летучая мышь, муравей, пчела, удод, лягушка.

Также есть животные, которых желательно убивать. К ним относятся: змея, мышь (в том числе и крыса), пятнистый ворон, бешеная собака, коршун.

Употреблять мясо животного, которое закололи не по Шариату, запрещено, за исключением рыбы, саранчи и зародыша, которого обнаружили в утробе заколотого животного.

Есть яйца любого животного, даже запретного, разрешается. К примеру, яйца орла, вороны и т. д.

وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ سورة البقرة 195

Нежелательно употреблять в пищу то, что куплено на средства, заработанные подметанием, а также на деньги, полученные за работу, во время которой человек занимается нечистотами (наджасой), к примеру кровопускание и т. п.

Человеку в безвыходной ситуации разрешается употреблять всё, что не дозволяется, в отличие от того, у кого есть выбор. К примеру, если человек умирает от голода, ему можно есть даже мясо собаки или свиньи, но лишь в количестве, необходимом для сохранения жизни.

Источник

Халяль: по требованиям ислама и ТР ТС

Содержание

Пиарщики и маркетологи любят ставить понятие «халяль» в один ряд с модными словами и сочетаниями «экология», «здоровое питание», «органическая еда». В их описании халяльная пища не содержит нитратов, ГМО, канцерогенов, искусственных красителей и прочих вредных веществ. Знак «халяль» вызывает уважение даже у закоренелых атеистов.

Американская ассоциация халяльной продукции отмечает, что такой товар занимает четверть мирового рынка продовольствия. Российские производители чувствуют тренд: сотни предприятий делают продукты халяль. Мясной товар с этим знаком производят практически все крупнейшие отечественные агрохолдинги и переработчики мяса. Продукцию халяль можно продавать дороже обычной, также ее проще экспортировать. При этом затраты на соответствие нормам халяль невелики – при больших объемах производства стремятся к нулю.

Халяль – это поступки, дозволенные шариатом, сводом правил, регулирующих жизнь мусульманина. В противоположность халялю харам – это запретные поступки.

В быту под халялем обычно подразумевается разрешенная мусульманам пища, чаще всего – мясо, которое можно есть мусульманину. Соответственно, харам – запретная пища.

Запрещено употребление мяса хищников – животных и птиц, а также грызунов, пресмыкающихся и животных, обитающих в воде и на суше (например, улиток), насекомых, кроме саранчи. Из домашних животных печать харама лежит на свиньях, мулах и ослах. Остальное мусульманину можно.

Обращает на себя внимание запрет на грызунов и насекомых. Это значит, что по халяльному цеху не бегают крысы и тараканы.

Также стандарт исключает употребление в пищу ядовитых или иных животных, представляющих опасность для жизни и здоровья людей. Этот факт способен привлечь к покупке продуктов халяль осторожных потребителей.

Допустимы в пищу только молоко и яйца разрешенных животных и птиц.

Среди продуктов растительного происхождения ограничений весьма немного. Например, ненавистное сторонникам здорового питания пальмовое масло – халяльный продукт. Запрещены ядовитые, одурманивающие и опьяняющие растения и продукты из них, в том числе алкоголь.

Оговаривается использование микроорганизмов, ферментов, минеральных и химических элементов, пищевых добавок. Разрешенные техническим регламентом синтетические добавки – на самом деле халяль. Микроорганизмы тоже не должны быть вредны для здоровья или ядовиты. Их следует получать с использованием халяльной питательной среды: например, нельзя использовать дрожжи, для выращивания которых в качестве питательной среды использовался свиной желудок. Также установлен запрет на пивные дрожжи.

Ферменты и все пищевкусовые добавки должны быть произведены на основе халяльных продуктов. Харамной пищевой добавкой является краситель кармин (Е120), поскольку производится из насекомых. Целый ряд «ешек» относится к категории сомнительных, так как они могут иметь животное происхождение и быть приготовленными из запретных животных.

Генетически модифицированные организмы не запрещены, если они не содержат генетического материала животных, относящихся к харамным.

Сертификат халяль не регулирует соотношение ингредиентов, количество воды, сахара, соли, витаминов, белков, жиров и углеводов, калорийность, – добавляет эксперт центра сертификации «ЦентрХаляльНадзор» Артур Айсулов. – Способ приготовления продуктов – варить или жарить, при какой температуре и сколько времени – тоже не входит в нашу компетенцию.

Любой халяль превращается в харам при попадании в продукты фрагментов эпидермиса человека, волос и т. д. Это правило заставляет сотрудников предприятий быть особенно аккуратными – мыть руки, носить перчатки и прятать волосы под головными уборами.

Халяль также предполагает соответствие продукции нормам, действующим на территории государства. Таким образом, халяльные продукты, произведенные в России, автоматически должны соответствовать ГОСТам и ТР ТС (техническим регламентам Таможенного союза).

Важно не только «что», но и «как»

Мусульманское «добро» должны получить производственные помещения, оборудование, инвентарь и спецодежда работников предприятия. Одна часть требований сводится к тому, чтобы халяль не соприкасался с харамом. Другая подробно регламентирует убой животных. Он должен быть гуманным с мусульманской точки зрения.

Религиозных требований к персоналу нет, кроме бойца. Он должен быть мусульманином, поскольку сопровождает убой молитвой. Бойцы, а также халяль-контролеры должны иметь разрешение на свою работу от сертификационной организации.

Если убой совершен неправильно, мясо не будет считаться халяльным. Выбрасывать его необязательно, можно продать без знака «халяль».

По документамкорова рыжая, одна

В России действует несколько десятков сертификационных органов халяль. Производителям также никто не мешает получить иностранный сертификат.

Для получения сертификата предприятие подает в орган по сертификации заявку и информацию, подтверждающую возможность производства продукции халяль: об отсутствии пересечения производственных мощностей по изготовлению продукции халяль и харам, об оборудовании и инвентаре для халяльного производства, перечень и состав сырья, вспомогательных материалов. Поставляемые фабрике сырье и материалы также должны быть сертифицированы.

– Отказ может получить предприятие, производящее на одной линии продукцию харам и халяль, – подчеркивает эксперт «ЦентрХаляльнадзора». – Очень сложно проконтролировать промывку оборудования после производства продукции харам.

На этапе рассмотрения документов отсеиваются многие претенденты на сертификат. Если заявка удовлетворила комиссию, проводится аудит предприятия и его продукции на соответствие заявке. При этом комиссия обращает внимание и на те характеристики продукта, которые не определяют его принадлежность к халялю: срок годности или соответствие содержимого упаковке.

На получение сертификата обычно уходит месяц. А выдается он в России, как правило, на один год. Продлить сертификат или получить его на расширенную номенклатуру проще, поскольку предприятие уже находится под контролем.

– Внешний контроль может осуществлять сотрудник духовного центра мусульман, – рассказывает Артур Айсулов. – Он поддерживает связь со штатными экспертами и посещает предприятие с проверками не реже раза в квартал.

Эксперты, входящие в штат предприятия, находятся на фабрике постоянно и подотчетны органу сертификации.

– Знак «халяль» могут отозвать, если производитель изменил состав продукции или технологию без согласования с сертификационным центром, – предупреждает Артур Айсулов. – Но в нашей практике такого не было.

К детям особый подход?

– Для всех категорий продукции выдается одинаковый знак «халяль», в том числе для детского питания, – говорит Артур Айсулов. – К слову, производителей детского питания халяль в России единицы. Дело в том, что в производстве питательных смесей для малышей традиционно используется масса ингредиентов, и получение сертификата халяль вынудит фабрику отказаться от многих изделий в ассортименте.

Один из таких редких производителей – АО «Прогресс». Перед запуском новой линейки мясных пюре «ФрутоНяня» завод прошел аудит Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России. Было установлено оборудование и закуплен инвентарь, которые используются только для производства халяльной продукции, персонал прошел обучение.

– Эксперты халяль присутствуют при выпуске каждой партии халяльного мясного пюре, – рассказывает директор по качеству АО «Прогресс» Ольга Красникова. – Весь технологический процесс осуществляется под их контролем. В сертификате на продукцию также указан номер телефона эксперта халяль, по которому каждый может задать вопросы о качестве продукта.

Ольга Красникова не дает прямого ответа на вопрос, имеет ли сертификат халяль для детского питания какие-то особенности. Но подчеркивает, что требования, предъявляемые к производству продуктов питания для детей раннего возраста, в принципе намного жестче: «Все наши продукты для детей раннего возраста соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза, а также учитывают национальные программы оптимизации вскармливания. По этим требованиям детское питание не может содержать нитраты, ГМО, красители и консерванты. В случае с продукцией, изготовленной по стандарту халяль, мы сталкиваемся с двойной сертификацией и, соответственно, с еще более жесткими требованиями».

На предприятии происходит двойная сертификация: сырье должно одновременно соответствовать стандартам халяль и требованиям для производства детского питания. При этом в компании поясняют: «Получение сертификата халяль на детское питание не отличается от получения такого сертификата на продукты для взрослых».

Но при этом обращают внимание на высокие стандарты халяль и особые требования к производству детской продукции в принципе.

– Главное условие халяль – животные должны быть здоровыми. Для их выкармливания не используются гормоны, модифицированные кормовые добавки. Поставщики сырья для марки Habibi тоже аккредитованы в МСЦ «Халяль» при Совете муфтиев России и следят за соответствием продукции сертификату, – говорят в отделе маркетинга «Открытой дистрибьюторской компании». – Но помимо сертификата халяль обязателен сертификат, позволяющий производить из этого сырья детское питание. Эксперты должны тщательно проверить предприятие, производственные линии, документацию на сырье, все поставщики должны быть сертифицированы. Продукция должна соответствовать ГОСТам и ТР ТС «О безопасности пищевой продукции». В любом детском питании не должно быть красителей, консервантов, усилителей вкуса, ароматизаторов и ГМО, уровень нитратов в овощах должен быть низким. Мы проверяем сырье в своей лаборатории, а готовый продукт на наличие радионуклидов, токсичных элементов, антибиотиков и на микробиологическую чистоту – в сторонних аккредитованных лабораториях.

Действительно, сертификат халяль предполагает дополнительный контроль качества. При этом халяльная еда не обязана быть полезной, вкусной, экологической и тем более органической. Она всего лишь не должна содержать запрещенных Кораном элементов, быть абсолютно безвредной с религиозной точки зрения.

Верующие люди склонны работать на совесть. Но «светские» производители с именем тоже борются за репутацию изо всех сил. Если имени нет – знак «халяль» в помощь. Еда под «религиозным соусом» привлекает покупателя-модника, даже если соус предназначен не для него.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *