можно ли кушать осьминога мусульманам
Мнение ханафитских учёных по поводу морепродуктов.
Алимы ханафитского толка считают, что все живые существа, проживающие в море запретны для употребления в пищу, кроме рыбы. Все виды рыб, то есть существа, которые имеют форму рыбы, то есть покрыты чешуёй, имеют жабры, хвост и плавники дозволено употреблять в пищу. Нельзя есть рыбу, которая умерла в воде естественным путём. Однако если рыба умерла от жары, холода, от того, что она ударилась о камень или же её выбросило на берег, и она задохнулась, то она является халялем и такую рыбу тоже можно есть.
Саййидуна Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха
сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).
Также Посланник Аллаха сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).
Из этого следует, что раки, креветки, осьминоги, мидии, кальмары и другие морские животные не похожие на рыб запрещены — ХАРАМ, по мазхабу имама Ханафи.
Мнение шафиитского мазхаба и учёных маликитского и ханбалитского мазхабов.
В Священном Коране сказано: «Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Вода его (моря) чиста, мертвечина его разрешена». Абу Дауд, Ибн Маджа.
На основе этих и других хадисов учёные трёх вышеперечисленных мазхабов определили все дары моря как халяльные. То есть по трём мазхабам Ахлю Сунна ва-ль-Джамаа из четырёх все морепродукты дозволены, если они не испорченные и не гнилые.
Морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) халяль
Бытует мнение, что мусульманам запрещено употреблять в пищу многие морепродукты, а именно — креветок, мидий, кальмаров, крабов, раков, лобстеров, осьминогов и т. д. Правда ли это и почему?
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[1].
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь и сильно проголодавшись, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении двух недель. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка [2].
Считаю верным мнение, что все живущее в воде и съедобное для человека является разрешенным (халяль) и специального ритуала заклания не требует. Об этом говорило большинство мусульманских ученых. Упомянутый достоверный хадис — прямой тому аргумент. Ученые ханафитского мазхаба говорили о дозволенности лишь рыбы. Обоснование косвенно и не убедительно. А потому — это не более чем мнение, которого можно как придерживаться, так и не придерживаться[3]. Сам я в религиозной практике следую ханафитскому мазхабу, но без строгой и слепой приверженности лишь ему.
В заключение напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[4]]»[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1317, хадис № 4362; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153, хадис № 3637; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 4. С. 204.
[3] Подробнее богословскую полемику по этому вопросу см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2790–2792; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153–156.
[4] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.
[5] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.
Можно ли есть креветки, мидии, кальмаров и осьминогов?
Вопрос:
Можно услышать много разных мнений про употребление в пищу креветок, мидий, кальмаров и осьминогов. Не могли бы вы сказать, можно ли есть что-то из этого и почему что-то из вышеперечисленного есть нельзя?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Согласно ханафитскому мазхабу, можно есть только тех обитателей моря, которые называются арабским словом «самак»[1]. Слово «самак» обычно переводится как «рыба».
Что касается креветок, то насчет них ученые разошлись во мнениях.
Причина этого – в том, что есть некая неясность, к какому виду отнести креветок. Некоторые ученые сочли, что креветки относятся к «самак»; другие решили, что не относятся. Те ученые, которые считали, что креветки – это тоже «самак», дозволяли их употребление в пищу. А те ученые, которые не считали, что креветки относятся к «самак», говорили, что их есть запрещено.
Ученые Индийского субконтинента, которые разрешали есть креветки:
1) Мавляна Ашраф Али Санви, рахимахуллах.
2) Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури, рахимахуллах.
3) Муфтий Мухаммад Абдус-Салям Чатгами, рахимахуллах.
Ученые Индийского субконтинента, которые запрещали есть креветки:
1) Мавляна Рашид Ахмад Гангохи, рахимахуллах.
2) Мавляна Халиль Ахмад Сахаранпури, рахимахуллах.
3) Мавляна Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах.
Оба эти мнения достоверны и достойны уважения. Богобоязненный человек, однако, не станет есть креветки, хотя существует и другое мнение.
Муфтий Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах, пишет в «Ахсануль-фатва», что у рыбы есть три качества[2]:
Таким образом, у мидий, кальмаров и осьминогов вообще нет качеств, присущих рыбе. Поэтому они не считаются рыбами. Значит, есть мидии, кальмаров и осьминогов, согласно ханафитскому мазхабу, не разрешается.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
[1] (وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) (الدر المختار ج 6 ص 306 أيج أيم سعيد)
Дозволенные и запретные в пищу животные по ханафитскому мазхабу
С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только лишь к уверовавшим на Том!
Хвала Аллаху, даровавшему нам животных и птиц, которые играют огромную роль в жизни человека и которые так подчеркивают безграничную силу и могущество Всевышнего Творца.
Среди многочисленного количества творений Господь создал множество животных и птиц для того, чтобы мы употребляли их в пищу. Так же были сотворены создания, несущие иную функцию. И все они служат одной цели – принести пользу человечеству. Именно поэтому каждому из нас необходимо научится различать дозволенные для употребления в пищу животные и недозволенные.
Ниже приведены разновидности дозволенных и недозволенных животных и птиц согласно ханафитскому мазхабу:
1. Парнокопытные жвачные животные
Те животные, которые питаются растениями и не относятся к хищникам, являются дозволенными для употребления в пищу. И не имеет значения пол животного (дозволены и мужские и женские особи).
Например: корова, буйвол, верблюд, лошадь, баран, козёл, косуля, антилопа, бизон, буйвол, газель, олень, лось, сайгак, як, тур, зебра, зубр, дикий осёл, джейран, лама, гну, жираф и т.д.
Исключением среди парнокопытных, являются следующие животные, которые запретны (харам): свинья, кабан, бабирусса, пекари, бородавочник, домашний осёл, мул…
(«Аль-Ихтияру Талилиль- мухтар», том 4, стр. 242).
2. Хищники
Все животные, относящиеся к семейству хищников, которые охотятся на добычу с помощью когтей, являются недозволенными (харам) для употребления в пищу.
В числе их: тигр, лев, леопард, волк, медведь, гиена, кошка, собака, шакал, лиса, гепард…
3. Земноводные и рептилии
Все земноводные и рептилии так же считаются недозволенными (харам) для употребления в пищу.
(«Аль Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248).
4. Членистоногие и прочие насекомые
Все отряды членистоногих считаются недозволенными (харам).
Это: пауки, скорпионы, фаланги, жуки, клопы, шершни, тараканы и другие подвиды отряда членистоногих.
Исключением является саранча. Так как Пророк Мухаммад ﷺ явно указывал на её дозволенность в хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 246).
5. Речные и морские обитатели
Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, из морских и речных обитателей, дозволены лишь только рыбы.
Любые рыбы дозволены к употреблению независимо от того, хищние они или нет.
Кроме рыбы, которая умерла своей смертью. Она считается мертвечиной.
Но если рыба умерла из-за холода или жары или наткнулась на камень или её выбросило на берег, то такая рыба дозволена.
Учёные по ханафитскому фикху взяли во внимание следующий хадис:
أحلت لنا ميتتان: الحوت، والجراد
«Два вида мертвечины (животных, погибших без исламской процедуры забоя) дозволены нам: рыба и саранча» (Ахмад. Муснад. – № 3218, передал Ибн Умар.
Что касается морских обитателей, не относящихся к рыбам, то они не дозволены (харам) для употребления. К ним относятся: крабы, осьминоги, омары, моллюски, раки, улитки…
(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248)
6. Приматы
Все разновидности приматов запрещены (харам ) для употребления в пищу.
Это: обезьяны, гориллы, шимпанзе, орангутанги, гиббоны, лемуры…
7. Грызуны и прочие вредители
Все разновидности грызунов и прочие вредители, которые относятся к категории хашаратуль-ард, являются запретными для употребления в пищу.
Например: мыши, крысы, тушканчики, ежики, белки, кроты, выдры, скунсы, куницы и т.д.
8. Птицы
Птиц можно разделить на два вида.
Первый вид – это хищные птицы, которые охотятся посредством когтей.
Это: орел, сокол, ястреб, летучая мышь, сова, филин, коршун. Такого рода птицы не дозволены для употребления в пищу, т.е. харам.
Второй вид – это нехищные птицы, которые питаются исключительно зерном, семенами и т.д.
К ним относятся: курица, утка, гусь, лебедь, индюк, перепел, куропатка, канарейка, индейка, журавль, жаворонок, голуби и т.д. Такого рода птицы дозволены для употребления, т.е. халяль.
Считается нежелательным (макрух) употреблять в пищу курицу и прочих птиц, если большая часть их пищи будет состоять из нечистот.
(«Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289).
9. Животные имеющие бивни и большие передние зубы
Животные, у которых есть бивни, и большие передние зубы считаются недозволенными для употребления в пищу, т.е. харам.
В материале были приведены основные категории животных, определяющие дозволенность и недозволенность тех или иных видов согласно ханафитскому мазхабу.
Да поможет нам Всевышний Аллах сохранить себя и свою семью от запретного (харам) и да одарит дозволенным (халяль). Амин!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Можно употреблять в пищу осьминога?
Вопрос: Я очень люблю морепродукты, но всегда волновал вопрос дозволенности их употребления. О дозволенности (халяль) рыбы общеизвестно, а можно ли употреблять в пищу мясо осьминога, кальмара и мидии?
Ответ:
Известный ученый шафиитского мазхаба Шихабуддин ар-Рамли в книге «Фатава ар-Рамли» на вопрос о дозволенности употребления в пищу мидии отвечает:
(فأجاب) بأنه يحل أكلها كما أفتى به ابن عدلان وعلماء عصره؛ لأنها من طعام البحر ولا تعيش إلا فيه، وقد نص الشافعي — رضي الله عنه — على أن حيوان البحر الذي لا يعيش إلا فيه يؤكل …»فتاوى الرملي « (ج4 ص71)
«Их разрешено есть, согласно решению (фетве) ибн Адлана и других современников, потому что мидии относятся к морской пище (обитателям моря), и они нигде не пребывают, кроме как в воде.
Имам аш-Шафии прямым текстом указал на дозволенность употребления в пищу мяса морских животных, которые нигде, кроме как в воде, не обитают». (См. «Фатава ар-Рамли», том 4, стр. 71).
Заключение:
Согласно мазхабу имама аш-Шафии, все животные, которые обитают в море (воде), и не могут долгое время существовать вне воды, дозволены к употреблению.
Примерами таких животных могут служить кит, акула, дельфин, осьминог, кальмар, мидии и т.п.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!