можно ли кушать осьминога мусульманам

можно ли кушать осьминога мусульманам

Мнение ханафитских учёных по поводу морепродуктов.

Алимы ханафитского толка считают, что все живые существа, проживающие в море запретны для употребления в пищу, кроме рыбы. Все виды рыб, то есть существа, которые имеют форму рыбы, то есть покрыты чешуёй, имеют жабры, хвост и плавники дозволено употреблять в пищу. Нельзя есть рыбу, которая умерла в воде естественным путём. Однако если рыба умерла от жары, холода, от того, что она ударилась о камень или же её выбросило на берег, и она задохнулась, то она является халялем и такую рыбу тоже можно есть.

Саййидуна Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха
сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Также Посланник Аллаха сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).

Из этого следует, что раки, креветки, осьминоги, мидии, кальмары и другие морские животные не похожие на рыб запрещены — ХАРАМ, по мазхабу имама Ханафи.

Мнение шафиитского мазхаба и учёных маликитского и ханбалитского мазхабов.

В Священном Коране сказано: «Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Вода его (моря) чиста, мертвечина его разрешена». Абу Дауд, Ибн Маджа.

На основе этих и других хадисов учёные трёх вышеперечисленных мазхабов определили все дары моря как халяльные. То есть по трём мазхабам Ахлю Сунна ва-ль-Джамаа из четырёх все морепродукты дозволены, если они не испорченные и не гнилые.

Источник

Морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) халяль

Бытует мнение, что мусульманам запрещено употреблять в пищу многие морепродукты, а именно — креветок, мидий, кальмаров, крабов, раков, лобстеров, осьминогов и т. д. Правда ли это и почему?

Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[1].

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь и сильно проголодавшись, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении двух недель. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка [2].

Считаю верным мнение, что все живущее в воде и съедобное для человека является разрешенным (халяль) и специального ритуала заклания не требует. Об этом говорило большинство мусульманских ученых. Упомянутый достоверный хадис — прямой тому аргумент. Ученые ханафитского мазхаба говорили о дозволенности лишь рыбы. Обоснование косвенно и не убедительно. А потому — это не более чем мнение, которого можно как придерживаться, так и не придерживаться[3]. Сам я в религиозной практике следую ханафитскому мазхабу, но без строгой и слепой приверженности лишь ему.

В заключение напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[4]]»[5].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1317, хадис № 4362; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153, хадис № 3637; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 4. С. 204.

[3] Подробнее богословскую полемику по этому вопросу см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2790–2792; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153–156.

[4] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.

[5] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

Источник

Можно ли есть креветки, мидии, кальмаров и осьминогов?

Вопрос:

Можно услышать много разных мнений про употребление в пищу креветок, мидий, кальмаров и осьминогов. Не могли бы вы сказать, можно ли есть что-то из этого и почему что-то из вышеперечисленного есть нельзя?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Согласно ханафитскому мазхабу, можно есть только тех обитателей моря, которые называются арабским словом «самак»[1]. Слово «самак» обычно переводится как «рыба».

Что касается креветок, то насчет них ученые разошлись во мнениях.

Причина этого – в том, что есть некая неясность, к какому виду отнести креветок. Некоторые ученые сочли, что креветки относятся к «самак»; другие решили, что не относятся. Те ученые, которые считали, что креветки – это тоже «самак», дозволяли их употребление в пищу. А те ученые, которые не считали, что креветки относятся к «самак», говорили, что их есть запрещено.

Ученые Индийского субконтинента, которые разрешали есть креветки:

1) Мавляна Ашраф Али Санви, рахимахуллах.

2) Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури, рахимахуллах.

3) Муфтий Мухаммад Абдус-Салям Чатгами, рахимахуллах.

Ученые Индийского субконтинента, которые запрещали есть креветки:

1) Мавляна Рашид Ахмад Гангохи, рахимахуллах.

2) Мавляна Халиль Ахмад Сахаранпури, рахимахуллах.

3) Мавляна Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах.

Оба эти мнения достоверны и достойны уважения. Богобоязненный человек, однако, не станет есть креветки, хотя существует и другое мнение.

Муфтий Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах, пишет в «Ахсануль-фатва», что у рыбы есть три качества[2]:

Таким образом, у мидий, кальмаров и осьминогов вообще нет качеств, присущих рыбе. Поэтому они не считаются рыбами. Значит, есть мидии, кальмаров и осьминогов, согласно ханафитскому мазхабу, не разрешается.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

[1] (وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) (الدر المختار ج 6 ص 306 أيج أيم سعيد)

Источник

Дозволенные и запретные в пищу животные по ханафитскому мазхабу

можно ли кушать осьминога мусульманам

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только лишь к уверовавшим на Том!

Хвала Аллаху, даровавшему нам животных и птиц, которые играют огромную роль в жизни человека и которые так подчеркивают безграничную силу и могущество Всевышнего Творца.

Среди многочисленного количества творений Господь создал множество животных и птиц для того, чтобы мы употребляли их в пищу. Так же были сотворены создания, несущие иную функцию. И все они служат одной цели – принести пользу человечеству. Именно поэтому каждому из нас необходимо научится различать дозволенные для употребления в пищу животные и недозволенные.

Ниже приведены разновидности дозволенных и недозволенных животных и птиц согласно ханафитскому мазхабу:

1. Парнокопытные жвачные животные

можно ли кушать осьминога мусульманам

Те животные, которые питаются растениями и не относятся к хищникам, являются дозволенными для употребления в пищу. И не имеет значения пол животного (дозволены и мужские и женские особи).

Например: корова, буйвол, верблюд, лошадь, баран, козёл, косуля, антилопа, бизон, буйвол, газель, олень, лось, сайгак, як, тур, зебра, зубр, дикий осёл, джейран, лама, гну, жираф и т.д.

Исключением среди парнокопытных, являются следующие животные, которые запретны (харам): свинья, кабан, бабирусса, пекари, бородавочник, домашний осёл, мул…

(«Аль-Ихтияру Талилиль- мухтар», том 4, стр. 242).

2. Хищники

Все животные, относящиеся к семейству хищников, которые охотятся на добычу с помощью когтей, являются недозволенными (харам) для употребления в пищу.

В числе их: тигр, лев, леопард, волк, медведь, гиена, кошка, собака, шакал, лиса, гепард…

3. Земноводные и рептилии

можно ли кушать осьминога мусульманам

Все земноводные и рептилии так же считаются недозволенными (харам) для употребления в пищу.

(«Аль Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248).

4. Членистоногие и прочие насекомые

Все отряды членистоногих считаются недозволенными (харам).

Это: пауки, скорпионы, фаланги, жуки, клопы, шершни, тараканы и другие подвиды отряда членистоногих.

Исключением является саранча. Так как Пророк Мухаммад ﷺ явно указывал на её дозволенность в хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.

(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 246).

5. Речные и морские обитатели

можно ли кушать осьминога мусульманам

Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, из морских и речных обитателей, дозволены лишь только рыбы.

Любые рыбы дозволены к употреблению независимо от того, хищние они или нет.

Кроме рыбы, которая умерла своей смертью. Она считается мертвечиной.

Но если рыба умерла из-за холода или жары или наткнулась на камень или её выбросило на берег, то такая рыба дозволена.

Учёные по ханафитскому фикху взяли во внимание следующий хадис:

أحلت لنا ميتتان: الحوت، والجراد

«Два вида мертвечины (животных, погибших без исламской процедуры забоя) дозволены нам: рыба и саранча» (Ахмад. Муснад. – № 3218, передал Ибн Умар.

Что касается морских обитателей, не относящихся к рыбам, то они не дозволены (харам) для употребления. К ним относятся: крабы, осьминоги, омары, моллюски, раки, улитки…

(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248)

6. Приматы

можно ли кушать осьминога мусульманам

Все разновидности приматов запрещены (харам ) для употребления в пищу.

Это: обезьяны, гориллы, шимпанзе, орангутанги, гиббоны, лемуры…

7. Грызуны и прочие вредители

Все разновидности грызунов и прочие вредители, которые относятся к категории хашаратуль-ард, являются запретными для употребления в пищу.

Например: мыши, крысы, тушканчики, ежики, белки, кроты, выдры, скунсы, куницы и т.д.

8. Птицы

можно ли кушать осьминога мусульманамПтиц можно разделить на два вида.

Первый вид – это хищные птицы, которые охотятся посредством когтей.

Это: орел, сокол, ястреб, летучая мышь, сова, филин, коршун. Такого рода птицы не дозволены для употребления в пищу, т.е. харам.

Второй вид – это нехищные птицы, которые питаются исключительно зерном, семенами и т.д.

К ним относятся: курица, утка, гусь, лебедь, индюк, перепел, куропатка, канарейка, индейка, журавль, жаворонок, голуби и т.д. Такого рода птицы дозволены для употребления, т.е. халяль.

Считается нежелательным (макрух) употреблять в пищу курицу и прочих птиц, если большая часть их пищи будет состоять из нечистот.

(«Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289).

9. Животные имеющие бивни и большие передние зубы

можно ли кушать осьминога мусульманам

Животные, у которых есть бивни, и большие передние зубы считаются недозволенными для употребления в пищу, т.е. харам.

В материале были приведены основные категории животных, определяющие дозволенность и недозволенность тех или иных видов согласно ханафитскому мазхабу.

Да поможет нам Всевышний Аллах сохранить себя и свою семью от запретного (харам) и да одарит дозволенным (халяль). Амин!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Можно употреблять в пищу осьминога?

можно ли кушать осьминога мусульманам

Вопрос: Я очень люблю морепродукты, но всегда волновал вопрос дозволенности их употребления. О дозволенности (халяль) рыбы общеизвестно, а можно ли употреблять в пищу мясо осьминога, кальмара и мидии?

Ответ:

Известный ученый шафиитского мазхаба Шихабуддин ар-Рамли в книге «Фатава ар-Рамли» на вопрос о дозволенности употребления в пищу мидии отвечает:

(فأجاب) بأنه يحل أكلها كما أفتى به ابن عدلان وعلماء عصره؛ لأنها من طعام البحر ولا تعيش إلا فيه، وقد نص الشافعي رضي الله عنه على أن حيوان البحر الذي لا يعيش إلا فيه يؤكل …»فتاوى الرملي « (ج4 ص71)

«Их разрешено есть, согласно решению (фетве) ибн Адлана и других современников, потому что мидии относятся к морской пище (обитателям моря), и они нигде не пребывают, кроме как в воде.

можно ли кушать осьминога мусульманам

Имам аш-Шафии прямым текстом указал на дозволенность употребления в пищу мяса морских животных, которые нигде, кроме как в воде, не обитают». (См. «Фатава ар-Рамли», том 4, стр. 71).

Заключение:

Согласно мазхабу имама аш-Шафии, все животные, которые обитают в море (воде), и не могут долгое время существовать вне воды, дозволены к употреблению.

Примерами таких животных могут служить кит, акула, дельфин, осьминог, кальмар, мидии и т.п.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *