можно ли кружить годовалого ребенка
Чего нельзя делать с младенцами: шесть ошибок родителей
Когда в семье появляется ребенок, родители часто сомневаются, все ли правильно они делают. Но есть и такие, кто не задумываются над последствиями своих действий и решений. Педиатр клиники «Палитра» Ирина Моржанова рассказала, почему важно делать детям прививки в пандемию коронавируса, как правильно вводить прикорм и бороться с температурой. И почему, подкидывая малыша, родители подвергают его реальной опасности.
Педиатр Ирина Моржанова. Фото из личного архива
Ошибка № 1. Трясти и подбрасывать
Когда ребенок долго плачет, нервы родителей иногда не выдерживают. В состоянии аффекта они начинают резко встряхивать ребенка, могут кинуть его на кровать или изо всех сил трясти в коляске, чтобы успокоить. Многие взрослые любят подкидывать малыша, играя с ним! Малышу нравится, он смеется, родители счастливы.
Педиатры предупреждают: такие подбрасывания и встряхивания могут стать причиной травмы у ребенка, привести к кровоизлиянию в мозг, разрыву нервных волокон! Дело в том, что у малышей до года голова – это самая большая и тяжелая часть тела (до 15% от общей массы). Косточки черепа не сросшиеся. На фоне большой головы мышцы шеи крайне слабые, они еще плохо держат голову.
Во всем мире пик травм приходится на 6-8 недель, когда дети больше всего плачут.
Так называемый синдром детского сотрясения (СДС) может быть обнаружен и у детей до 5 лет, хотя средний возраст заболевания — 3-5 месяцев.
Ирина Моржанова также не советуют поднимать маленького ребенка за ладони или за ступни:
— Это создаёт огромную нагрузку на суставы, и они могут не выдержать. В результате малыш получит растяжение и вывих. Осторожно кружите ребенка за руки. В этом случае есть угроза плечевому суставу, он в маленьком теле самый подвижный и незащищённый. Играть с детьми можно и нужно, но не забывайте, что дети больше подвержены травматизму, чем взрослые, будьте аккуратны!
Ошибка № 2. Вводить/не вводить прикорм
15-20 лет назад врачи рекомендовали начинать прикорм детей яблочным или грушевым соком. Сегодня педиатры едины в своем мнении: начинать прикорм соками нельзя, так как в них много сахара и кислоты, что вредно для желудка, эмали зубов. Соки не рекомендовано давать детям до 12 месяцев, после года количество сока — 120-180 мл в день, после 4 лет – до 250 мл.
Но самый лучший вариант для питья – вода!
С чего и когда начинать прикорм? Большинство мировых экспертов считают, что первое блюдо прикорма может быть любым: злаковые, овощи, мясо или фрукты. Российские педиатры рекомендуют вводить сначала овощи, потом злаковые, а дальше молочные продукты и мясо. Исследования показывают, что нет принципиальной разницы в нутритивном статусе, если последовательность введения продуктов в возрасте 6-8 месяцев изменяется.
Например, если ребенок плохо набирает вес, то сначала вводятся каши, а если у ребенка анемия (дефицит железа), то овощи. Прикормом (каша, овощное пюре, кисломолочные продукты) заменяется кормление, поэтому ребенку сначала предлагается прикорм, а потом уже мамино молоко или молочная смесь из бутылочки.
Смысл любого прикорма – это не накормить ребенка любой ценой (как часто поступают родители, стремясь, чтобы он все съел), а познакомить его с разнообразием вкусов, консистенций, цветов, запахов. Если у родителей возникают проблемы с введением прикорма, то необходимо посоветоваться с педиатром, он поможет разобраться в ошибках, подсказать, что поменять в схеме прикорма.
Ирина Моржанова обращает внимание на распространенную ошибку родителей при введении творога в рацион ребенка:
— Большинство детей хорошо едят творог, родители этому рады, готовы давать по пачке, по две за один прием пищи, но это неправильно. Творог вводят с третьим прикормом, с 8 месяцев. Творог не заменяет кормление! Малышам в 8 месяцев нужно 20 г творога, в год — 50 г (всего 2 столовые ложки), но не 150 г (пачка творога). Не забывайте также добавлять в рацион ребенка кефир, йогурт, ацидофилин.
Ошибка № 3. Сбивать невысокую температуру
Родители считают, что нормальная, правильная температура – 36,6 Но у детей она может быть и 37, и даже 37,5 (до года). Возраст, пол, время суток, уровень активности, эмоциональная нагрузка, количество одежды на ребёнке, условия окружающей среды, а также части тела, где измеряется температура, — от всех этих факторов зависит, насколько сильно ребенок будет «нагрет».
У детей старше двух лет температура может колебаться в зависимости от времени суток: с утра она ниже, а к вечеру немного повышается. Детей часто кутают, это тоже может быть причиной повышения температуры тела.
Повышенной считается температура в 38 градусов и выше. У врачей нет единого подхода к вопросу о том, при какой температуре (в 38 или 39 градусов) детям нужны жаропонижающие лекарства. Если ребёнок играет, хорошо ест и в целом чувствует себя комфортно, у него нет сопутствующих заболеваний, то температуру до 39 градусов врачи сбивать не рекомендуют.
Но бывает и так, что дети плохо переносят температуру уже в 38 градусов, тогда не нужно ждать дальнейшего повышения, чтобы дать жаропонижающее лекарство.
Нельзя при высокой температуре обтирать ребенка уксусом или спиртом.
Ирина Моржанова рекомендует не кутать ребенка, давать почаще пить, проветривать квартиру и отслеживать сопутствующие температуре симптомы. Если самочувствие ребенка позволяет, то можно сполоснуть его в душе.
Ошибка № 4. Пустышка и крестики на шнурке
Некоторые родители вешают на шею грудничка шнурок с пустышкой или крестик. Шнурок или цепочка могут стать опасными: малыш может в них запутаться. При благоприятном стечении обстоятельств на коже образуются потертости или порезы, при неблагоприятном — удушение. Потому для фиксации соски правильнее использовать мягкий ремешок на клипсе, которая отстегивается. А крестик ребенку можно начать носить чуть позже, когда повзрослеет.
Ошибка № 5. Опасное пространство
Не оставляйте ребенка одного на столе для пеленания, на диване, на кровати. Еще не умея переворачиваться, но уже отталкиваясь ножками, малыш может в мгновение ока оказаться на краю и упасть. Укрепляйте мебель (например, книжные шкафы, комоды), ребенок, взбираясь по ним, может уронить мебель на себя.
Не забывайте всегда пристегивать ребенка в стульчике для кормления, в коляске, в переноске.
Поставьте заглушки в розетки, уберите провода от электроприборов. Будьте осторожны с чайниками, кастрюлями с кипятком, не оставляйте их на краю. Родители часто берут ребенка на руки к себе за стол, а там чашка с горячим чаем, отставляйте ее как можно дальше от ребенка.
Если у вас животные дома, то не оставляйте маленького ребенка и питомца одних. Общение животных с детьми должно происходить только в присутствии родителей, так вы сможете обеспечить безопасность обоих.
Ошибка № 6. Отказ от прививок
Календарь прививок постоянно меняется, в него добавляют новые вакцины. Некоторые дорогостоящие прививки уже стали доступны по системе ОМС.
Ирина Моржанова считает, что младенцам и детям младшего возраста необходимо продолжать проводить плановую вакцинацию, несмотря на эпидемию коронавируса:
— Не пропускайте плановые прививки. Да, сейчас сложная ситуация с коронавирусной инфекцией, но другие болезни никуда не исчезли. Плановая вакцинация позволяет предотвратить возможность возникновения в будущем вспышек и эпидемий различных болезней, убережет вашего ребенка от смертельных и опасных заболеваний.
Дети коронавирусной инфекцией болеют мало (1-5% от всех случаев), в большинстве своем переносят ее легко. Но дети могут заразить родителей! Старайтесь поменьше бывать в общественных местах вместе с детьми. Помните, у ребенка должна быть индивидуальная маска, она должна закрывать рот и нос. Маски не рекомендованы детям до 2 лет.
Не забывайте мыть руки себе и ребенку как можно чаще. А антисептики храните вне зоны доступа маленьких детей. Будьте здоровы! И не паникуйте, если ребенок заболел, обращайтесь вовремя к врачу.
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Почему нельзя подбрасывать малыша, тянуть и кружить его за руки?
Немногие родители дошкольников задумываются, что, если покрутить ребенка, держа за руки, или потянуть за одну из них, когда торопишься, либо подкинуть малыша и поймать, можно причинить ему вред. А ведь в такие моменты он буквально находится в шаге от травмы! Почему не стоит так делать, «Литтлвану» рассказал травматолог Олег Сажников.
Олег Сажников — травматолог-ортопед, стаж более 10 лет. Специализация: детская и взрослая травматология и ортопедия. Экстренная травматологическая помощь. Ортопедия. Ведет прием в клиниках Москвы.
Что будет, если тянуть ребенка за руку (полуволоком), крутить за руки, раскручивать вокруг себя?
Чаще всего при таких видах активности возникает ротационный подвывих/вывих головки лучевой кости. Встречается у детей до 3–4 лет, старше — редко. Такую травму трудно не заметить: ребенок предъявляет жалобы на боли в области локтевого сустава, при этом его рука прижата и полусогнута в локтевом суставе. Это не естественное, а вынужденное положение. Ребенок не использует руку при игре в игрушки, не берет ложку, движения в локтевом суставе резко ограничены.
Если не устранить вывих головки лучевой кости, можно получить стойкую контрактуру, то есть резкое ограничение или отсутствие движений в суставе. Это впоследствии может привести к хирургическому лечению.
Также любым из перечисленных действий можно спровоцировать растяжение связок. Оно проявляется локальными болями и ограничением движений в суставе.
Что делать с вывихом и растяжением?
Если вы отметили вышеназванные симптомы у ребенка, не стоит самостоятельно пытаться устранить вывих, необходимо обратиться за консультацией травматолога-ортопеда. Можно дать обезболивающее, рассчитав дозировку по инструкции, приложить холод. Перевязывать или менять положение конечности не надо. При вывихе врач выполняет его закрытое вправление. Обезболивание при этом не требуется, процедура занимает несколько секунд. Последующая реабилитация также не нужна.
Растяжение связок не нуждается в лечении, если нет сильного болевого синдрома и движения в суставе не ограничены. Если же оно сильно беспокоит ребенка, иногда требуется иммобилизация сустава в виде гипса или ортеза, то есть бандажа. Оперативное лечение будет необходимым в крайне редких случаях, когда требуется открытое вправление вывиха головки лучевой кости.
Что будет, если подбрасывать в высоту младенца с высоты своего роста?
В целом, если мы рассматриваем здорового ребенка, который растет и развивается соответственно возрасту, навредить тем, что вы его подбрасываете, нельзя. Если вы полностью уверены, что ни при каких обстоятельствах не уроните и сможете в любом случае поймать малыша, то это не опасно. Но важно помнить, что лучше это делать с того момента, когда ребенок будет самостоятельно ходить, когда опорно-двигательный аппарат достаточно окрепнет.
В младенческом возрасте мышцы не настолько развиты, чтобы удержать, например, голову в вертикальном положении, а уж тем более при дополнительных нагрузках. Поэтому перед тем, как подбрасывать, важно убедиться, что малыш может достаточно уверенно держать голову. В противном случае можно травмировать его шею.
Почему малыши любят кружиться и качаться? Отвечают ученые
Дети дошкольного возраста обожают кружиться, кувыркаться, качаться на качелях — возможно, вы замечали такое за своим малышом во время игры.
На этот счет существует много теорий: одни предполагают, что детям нравятся волнительные ощущения, другие считают, что таким образом им интереснее смотреть на мир, а некоторые утверждают, что кружения — это нечто вроде зависимости.
На самом деле таким образом развивается вестибулярный аппарат ребенка, говорят эксперты из Университета штата Пенсильвания. Детям необходимо не только кружиться, но и раскачиваться, кувыркаться, бегать, прыгать, перекатываться — все это помогает им лучше управлять своим телом. Они чувствуют эту необходимость подсознательно.
Специалисты советуют обеспечить ребенку все условия для развития координации движений: маты, фитболы, обручи, гамаки, скакалки, качели и так далее.
Попробуйте играть с малышом вместе — так вы сможете проследить, чтобы он не получил травмы.
Подойдут как обычные игры наподобие «Море волнуется раз», так и предложенная экспертами Университета штата Пенсильвания игра «Бабочки».
Для нее нужно привязать два куска невесомой (желательно яркой или блестящей) ткани резинкой для волос к запястьям, а потом кружиться, танцевать и размахивать руками, чтобы ткань красиво «летела», как крылья бабочки, феи, птицы, дракона — в общем, как ребенку угодно.
Можно ли кружить годовалого ребенка
Аннотация: Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.
Статья:
Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.
Активность с рождения
«Особенность детей в том, что для них почти невозможно передозировать нагрузку. Дети себя не перегружают — когда они чувствуют усталость, они останавливаются и отдыхают. Если не дать им возможность отдохнуть, они капризничают или начинают плакать. Так они регулируют нагрузку», — говорит врач.
С рождения лучшая физическая нагрузка для малыша — это правильный уход за ним. Очень важно брать его на руки, держать в позах, которые развивают, одевать так, чтобы не провоцировать повышенный тонус мышц. Это называется хэндлинг: таким образом ребёнок с первых дней жизни учится осознавать своё тело и начинает развиваться правильно.
«Один из главных принципов хэндлинга — симметрия.
Необходимо равно стимулировать 2 стороны тела, чтобы младенец одинаково хорошо чувствовал правую и левую половины.
Нужно брать ребёнка на руки через правый и левый бок, держать на правой и левой руке — это и есть защита от асимметрии», — рассказывает Анна Терзи.
Не стоит торопиться, когда вы берёте грудничка на руки и одеваете. Так ребёнок лучше осознает происходящее, своё тело, хорошо развиваются его двигательные навыки и весь организм.
Как и всем людям, младенцам полезна общая физическая нагрузка. Организовать простую физкультминутку родители могут сами, ознакомившись с советами педиатров. Мягкими гладящими движениями можно «согреть» тело ребёнка, избегая области шеи и позвоночника. Младенцам постарше можно пальцами массировать ступни и кисти рук, а также совершать легкие похлопывающие движения по стопам.
Детям полезно проводить максимум времени в положении «ковбоя» — ножки врозь. Поэтому современные специалисты предпочитают свободное пеленание классическому «столбиком».
Кроме того, ребёнку важен физический контакт: благодаря теплу и прикосновениям родителей младенец учится распознавать сигналы и потребности своего тела.
Свобода передвижения
Уже с 2 месяцев можно, а с 3-4 крайне желательно помещать младенца на пол.
Пол — это единственное безопасное место для активных движений.
«Большую часть времени бодрствования младенец должен проводить лежа на животе, — рассказывает Виктория. — Это укрепляет мышцы шеи и спины, а давление на животик улучшает пищеварение и избавляет от колик».
Часто родители растят «созерцателя», в то время как младенцам свойственен интерес в действии. Поэтому в коляске (стульчике, шезлонге и т.д.) ребенку желательно проводить не более получаса подряд. «Если вы пользуетесь манежем, время, проведённое в нём, должно быть не больше чем длительность „свободного выгула“», — советует доктор Прикуле.
Первые достижения
Поднятие головы и перевороты на бок, а затем на живот — это своеобразные маркеры нормального развития младенца. Поэтому стимулировать их появление специалисты не советуют. Если же вас смущает, например, что ребёнок плохо держит голову, стоит обсудить это с врачом.
Следует время от времени менять положение младенца относительно источников света и звука — это важно для профилактики кривошеи. Маленький человек легко фиксирует внимание на постоянном сильном раздражителе и с трудом переключается без стимулятора извне. Менять положение шеи и головы, когда ребенок держит голову, полезно еще и для того, чтобы тело младенца развивалось симметрично.
Живой интерес у младенцев вызывают мобили и развивающие коврики. «Однако, — отмечает Анна, — они не станут помощниками в стимуляции к физическому развитию напрямую. Ребёнок будет стремиться дотянуться до игрушек, то есть совершить движение вверх, тогда как следующим шагом после поднятия головы должны стать повороты на бок. Необязательно заполнять ближайшее пространство младенца.
Если хотите стимулировать двигательные навыки, эффективно положить игрушки с двух сторон от ребёнка.
Тогда он захочет перевернуться, чтобы взять их.
Когда ребенок начинает ползать на четвереньках
«Ключевой для развития навык в первый год — ползание на четвереньках. Укрепляется всё тело малыша: руки и ноги, мышцы живота — всё для того, чтобы побороть силу гравитации и вскоре оторвать себя от пола. Особенно хорошо укрепляется спина», — рассказывает Анна.
Ползание для ребенка — это самая лучшая ранняя естественная тренировка вестибулярного аппарата. Вне зависимости от того, во сколько ребенок начинает ползать, чем дольше он это делает, тем лучше готовится к первым шагам.
Кроме того, таким образом развивается зрение ребенка. Сперва младенец выбирает маршрут и смотрит далеко вперёд. Затем начинает ползти и часто смотрит на свои ладошки, то есть близко к глазам. Это помогает чередовать дальность фокусировки и тренирует глазные мышцы. Чем дольше ребёнок ползает, тем лучшую базу он закладывает для своего дальнейшего развития.
Ползательная мотивация
Главный мотиватор — свобода движения и привычка к самостоятельности. Если ребенок начал ползать, стоит постепенно «предоставлять» всё новые территории. Разрешать участвовать (и, конечно, мешать и вносить сумбур) в бытовых делах — стирке, готовке, мытье пола. Вы удивитесь, как многое интересно даже 6-7 месячному малышу и как шустро он начинает двигаться, чтобы добраться к заветной цели. Родителям остается следить за безопасностью и не ругать за инициативу, а также полезно пересмотреть системы хранения в доме и собственное отношение к порядку и чистоте. Кстати, о чистоте — ползание по полу (обычному, а не «выстиранному» до стерильности) помогает выработать хороший иммунитет ребенку.
Чтобы стимулировать малыша, уже вставшего на ножки, продолжать ползать, можно добавить игры в дневную «программу активности» догонялки, лазы и тоннели, палатки для детей.
Ребёнок начал ходить
Каждый родитель ждёт, когда его младенец встанет на ноги и сделает первые шаги. Безусловно, стоит давать ребенку такую возможность и хвалить, при этом торопить совершенно незачем. Чем позже ребёнок обретает привычную вертикальность, тем крепче будут его ноги и спина. Поэтому, если ребёнок не ходит в год или в 10 месяцев, это не повод начинать волноваться.
Если мы начинаем раньше времени ставить ребёнка на ноги или водим его за руки, пока он ещё не пошёл сам, мы мешаем развитию.
При ранней вертикализации перегружается позвоночник и межпозвоночные диски, а еще мы не даём сформироваться чувству равновесия. Ребёнок начнёт ходить тогда, когда созреет его вестибулярный аппарат, а мышцы достаточно укрепятся».
Самая главная мотивация прямохождения — естественная тяга к развитию. «Не стоит сажать ребёнка в ходунки — они, кстати, запрещены в ряде скандинавских стран. А еще, — дополняет Анна, — имеют ряд побочных эффектов: так, если младенец не сел, то он буквально висит в них, что совсем не полезно. Ходунки тормозят и перенаправляют развитие, цель которого — прямохождение. Они становятся привычной подпоркой для ребёнка и мешают тренировать равновесие. Если вы очень хотите помочь младенцу, можно предложить ему „толкалки“, но такие, которые не будут развивать высокую скорость».
«Вожжи и крепкая хватка за капюшон — тоже не самые лучшие средства. Когда малыш достаточно „доползал“ — говорит Анна, — обычно он сразу идёт, четко и уверено. Родители видят это и не стараются его ограничивать. Так что если вы хотите помочь ребёнку крепче держаться на ногах, продолжаем стимулировать ползание». Если всё равно переживаете, лучше сделать безопасной среду и всё время быть рядом.
Чего делать не стоит
«Все эти моменты могут принести больше вреда для здоровья, чем пользы, — подытоживает Анна. — Иногда родителям хочется таким образом проявить свои чувства, но лучше перенаправить энергию и позволить ребенку развиваться согласно возрасту, без дополнительных стрессов для организма».