можно ли крутить детей
Можно ли крутить детей
Аннотация: Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.
Статья:
Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.
Активность с рождения
«Особенность детей в том, что для них почти невозможно передозировать нагрузку. Дети себя не перегружают — когда они чувствуют усталость, они останавливаются и отдыхают. Если не дать им возможность отдохнуть, они капризничают или начинают плакать. Так они регулируют нагрузку», — говорит врач.
С рождения лучшая физическая нагрузка для малыша — это правильный уход за ним. Очень важно брать его на руки, держать в позах, которые развивают, одевать так, чтобы не провоцировать повышенный тонус мышц. Это называется хэндлинг: таким образом ребёнок с первых дней жизни учится осознавать своё тело и начинает развиваться правильно.
«Один из главных принципов хэндлинга — симметрия.
Необходимо равно стимулировать 2 стороны тела, чтобы младенец одинаково хорошо чувствовал правую и левую половины.
Нужно брать ребёнка на руки через правый и левый бок, держать на правой и левой руке — это и есть защита от асимметрии», — рассказывает Анна Терзи.
Не стоит торопиться, когда вы берёте грудничка на руки и одеваете. Так ребёнок лучше осознает происходящее, своё тело, хорошо развиваются его двигательные навыки и весь организм.
Как и всем людям, младенцам полезна общая физическая нагрузка. Организовать простую физкультминутку родители могут сами, ознакомившись с советами педиатров. Мягкими гладящими движениями можно «согреть» тело ребёнка, избегая области шеи и позвоночника. Младенцам постарше можно пальцами массировать ступни и кисти рук, а также совершать легкие похлопывающие движения по стопам.
Детям полезно проводить максимум времени в положении «ковбоя» — ножки врозь. Поэтому современные специалисты предпочитают свободное пеленание классическому «столбиком».
Кроме того, ребёнку важен физический контакт: благодаря теплу и прикосновениям родителей младенец учится распознавать сигналы и потребности своего тела.
Свобода передвижения
Уже с 2 месяцев можно, а с 3-4 крайне желательно помещать младенца на пол.
Пол — это единственное безопасное место для активных движений.
«Большую часть времени бодрствования младенец должен проводить лежа на животе, — рассказывает Виктория. — Это укрепляет мышцы шеи и спины, а давление на животик улучшает пищеварение и избавляет от колик».
Часто родители растят «созерцателя», в то время как младенцам свойственен интерес в действии. Поэтому в коляске (стульчике, шезлонге и т.д.) ребенку желательно проводить не более получаса подряд. «Если вы пользуетесь манежем, время, проведённое в нём, должно быть не больше чем длительность „свободного выгула“», — советует доктор Прикуле.
Первые достижения
Поднятие головы и перевороты на бок, а затем на живот — это своеобразные маркеры нормального развития младенца. Поэтому стимулировать их появление специалисты не советуют. Если же вас смущает, например, что ребёнок плохо держит голову, стоит обсудить это с врачом.
Следует время от времени менять положение младенца относительно источников света и звука — это важно для профилактики кривошеи. Маленький человек легко фиксирует внимание на постоянном сильном раздражителе и с трудом переключается без стимулятора извне. Менять положение шеи и головы, когда ребенок держит голову, полезно еще и для того, чтобы тело младенца развивалось симметрично.
Живой интерес у младенцев вызывают мобили и развивающие коврики. «Однако, — отмечает Анна, — они не станут помощниками в стимуляции к физическому развитию напрямую. Ребёнок будет стремиться дотянуться до игрушек, то есть совершить движение вверх, тогда как следующим шагом после поднятия головы должны стать повороты на бок. Необязательно заполнять ближайшее пространство младенца.
Если хотите стимулировать двигательные навыки, эффективно положить игрушки с двух сторон от ребёнка.
Тогда он захочет перевернуться, чтобы взять их.
Когда ребенок начинает ползать на четвереньках
«Ключевой для развития навык в первый год — ползание на четвереньках. Укрепляется всё тело малыша: руки и ноги, мышцы живота — всё для того, чтобы побороть силу гравитации и вскоре оторвать себя от пола. Особенно хорошо укрепляется спина», — рассказывает Анна.
Ползание для ребенка — это самая лучшая ранняя естественная тренировка вестибулярного аппарата. Вне зависимости от того, во сколько ребенок начинает ползать, чем дольше он это делает, тем лучше готовится к первым шагам.
Кроме того, таким образом развивается зрение ребенка. Сперва младенец выбирает маршрут и смотрит далеко вперёд. Затем начинает ползти и часто смотрит на свои ладошки, то есть близко к глазам. Это помогает чередовать дальность фокусировки и тренирует глазные мышцы. Чем дольше ребёнок ползает, тем лучшую базу он закладывает для своего дальнейшего развития.
Ползательная мотивация
Главный мотиватор — свобода движения и привычка к самостоятельности. Если ребенок начал ползать, стоит постепенно «предоставлять» всё новые территории. Разрешать участвовать (и, конечно, мешать и вносить сумбур) в бытовых делах — стирке, готовке, мытье пола. Вы удивитесь, как многое интересно даже 6-7 месячному малышу и как шустро он начинает двигаться, чтобы добраться к заветной цели. Родителям остается следить за безопасностью и не ругать за инициативу, а также полезно пересмотреть системы хранения в доме и собственное отношение к порядку и чистоте. Кстати, о чистоте — ползание по полу (обычному, а не «выстиранному» до стерильности) помогает выработать хороший иммунитет ребенку.
Чтобы стимулировать малыша, уже вставшего на ножки, продолжать ползать, можно добавить игры в дневную «программу активности» догонялки, лазы и тоннели, палатки для детей.
Ребёнок начал ходить
Каждый родитель ждёт, когда его младенец встанет на ноги и сделает первые шаги. Безусловно, стоит давать ребенку такую возможность и хвалить, при этом торопить совершенно незачем. Чем позже ребёнок обретает привычную вертикальность, тем крепче будут его ноги и спина. Поэтому, если ребёнок не ходит в год или в 10 месяцев, это не повод начинать волноваться.
Если мы начинаем раньше времени ставить ребёнка на ноги или водим его за руки, пока он ещё не пошёл сам, мы мешаем развитию.
При ранней вертикализации перегружается позвоночник и межпозвоночные диски, а еще мы не даём сформироваться чувству равновесия. Ребёнок начнёт ходить тогда, когда созреет его вестибулярный аппарат, а мышцы достаточно укрепятся».
Самая главная мотивация прямохождения — естественная тяга к развитию. «Не стоит сажать ребёнка в ходунки — они, кстати, запрещены в ряде скандинавских стран. А еще, — дополняет Анна, — имеют ряд побочных эффектов: так, если младенец не сел, то он буквально висит в них, что совсем не полезно. Ходунки тормозят и перенаправляют развитие, цель которого — прямохождение. Они становятся привычной подпоркой для ребёнка и мешают тренировать равновесие. Если вы очень хотите помочь младенцу, можно предложить ему „толкалки“, но такие, которые не будут развивать высокую скорость».
«Вожжи и крепкая хватка за капюшон — тоже не самые лучшие средства. Когда малыш достаточно „доползал“ — говорит Анна, — обычно он сразу идёт, четко и уверено. Родители видят это и не стараются его ограничивать. Так что если вы хотите помочь ребёнку крепче держаться на ногах, продолжаем стимулировать ползание». Если всё равно переживаете, лучше сделать безопасной среду и всё время быть рядом.
Чего делать не стоит
«Все эти моменты могут принести больше вреда для здоровья, чем пользы, — подытоживает Анна. — Иногда родителям хочется таким образом проявить свои чувства, но лучше перенаправить энергию и позволить ребенку развиваться согласно возрасту, без дополнительных стрессов для организма».
Чего нельзя делать с младенцами: шесть ошибок родителей
Когда в семье появляется ребенок, родители часто сомневаются, все ли правильно они делают. Но есть и такие, кто не задумываются над последствиями своих действий и решений. Педиатр клиники «Палитра» Ирина Моржанова рассказала, почему важно делать детям прививки в пандемию коронавируса, как правильно вводить прикорм и бороться с температурой. И почему, подкидывая малыша, родители подвергают его реальной опасности.
Педиатр Ирина Моржанова. Фото из личного архива
Ошибка № 1. Трясти и подбрасывать
Когда ребенок долго плачет, нервы родителей иногда не выдерживают. В состоянии аффекта они начинают резко встряхивать ребенка, могут кинуть его на кровать или изо всех сил трясти в коляске, чтобы успокоить. Многие взрослые любят подкидывать малыша, играя с ним! Малышу нравится, он смеется, родители счастливы.
Педиатры предупреждают: такие подбрасывания и встряхивания могут стать причиной травмы у ребенка, привести к кровоизлиянию в мозг, разрыву нервных волокон! Дело в том, что у малышей до года голова – это самая большая и тяжелая часть тела (до 15% от общей массы). Косточки черепа не сросшиеся. На фоне большой головы мышцы шеи крайне слабые, они еще плохо держат голову.
Во всем мире пик травм приходится на 6-8 недель, когда дети больше всего плачут.
Так называемый синдром детского сотрясения (СДС) может быть обнаружен и у детей до 5 лет, хотя средний возраст заболевания — 3-5 месяцев.
Ирина Моржанова также не советуют поднимать маленького ребенка за ладони или за ступни:
— Это создаёт огромную нагрузку на суставы, и они могут не выдержать. В результате малыш получит растяжение и вывих. Осторожно кружите ребенка за руки. В этом случае есть угроза плечевому суставу, он в маленьком теле самый подвижный и незащищённый. Играть с детьми можно и нужно, но не забывайте, что дети больше подвержены травматизму, чем взрослые, будьте аккуратны!
Ошибка № 2. Вводить/не вводить прикорм
15-20 лет назад врачи рекомендовали начинать прикорм детей яблочным или грушевым соком. Сегодня педиатры едины в своем мнении: начинать прикорм соками нельзя, так как в них много сахара и кислоты, что вредно для желудка, эмали зубов. Соки не рекомендовано давать детям до 12 месяцев, после года количество сока — 120-180 мл в день, после 4 лет – до 250 мл.
Но самый лучший вариант для питья – вода!
С чего и когда начинать прикорм? Большинство мировых экспертов считают, что первое блюдо прикорма может быть любым: злаковые, овощи, мясо или фрукты. Российские педиатры рекомендуют вводить сначала овощи, потом злаковые, а дальше молочные продукты и мясо. Исследования показывают, что нет принципиальной разницы в нутритивном статусе, если последовательность введения продуктов в возрасте 6-8 месяцев изменяется.
Например, если ребенок плохо набирает вес, то сначала вводятся каши, а если у ребенка анемия (дефицит железа), то овощи. Прикормом (каша, овощное пюре, кисломолочные продукты) заменяется кормление, поэтому ребенку сначала предлагается прикорм, а потом уже мамино молоко или молочная смесь из бутылочки.
Смысл любого прикорма – это не накормить ребенка любой ценой (как часто поступают родители, стремясь, чтобы он все съел), а познакомить его с разнообразием вкусов, консистенций, цветов, запахов. Если у родителей возникают проблемы с введением прикорма, то необходимо посоветоваться с педиатром, он поможет разобраться в ошибках, подсказать, что поменять в схеме прикорма.
Ирина Моржанова обращает внимание на распространенную ошибку родителей при введении творога в рацион ребенка:
— Большинство детей хорошо едят творог, родители этому рады, готовы давать по пачке, по две за один прием пищи, но это неправильно. Творог вводят с третьим прикормом, с 8 месяцев. Творог не заменяет кормление! Малышам в 8 месяцев нужно 20 г творога, в год — 50 г (всего 2 столовые ложки), но не 150 г (пачка творога). Не забывайте также добавлять в рацион ребенка кефир, йогурт, ацидофилин.
Ошибка № 3. Сбивать невысокую температуру
Родители считают, что нормальная, правильная температура – 36,6 Но у детей она может быть и 37, и даже 37,5 (до года). Возраст, пол, время суток, уровень активности, эмоциональная нагрузка, количество одежды на ребёнке, условия окружающей среды, а также части тела, где измеряется температура, — от всех этих факторов зависит, насколько сильно ребенок будет «нагрет».
У детей старше двух лет температура может колебаться в зависимости от времени суток: с утра она ниже, а к вечеру немного повышается. Детей часто кутают, это тоже может быть причиной повышения температуры тела.
Повышенной считается температура в 38 градусов и выше. У врачей нет единого подхода к вопросу о том, при какой температуре (в 38 или 39 градусов) детям нужны жаропонижающие лекарства. Если ребёнок играет, хорошо ест и в целом чувствует себя комфортно, у него нет сопутствующих заболеваний, то температуру до 39 градусов врачи сбивать не рекомендуют.
Но бывает и так, что дети плохо переносят температуру уже в 38 градусов, тогда не нужно ждать дальнейшего повышения, чтобы дать жаропонижающее лекарство.
Нельзя при высокой температуре обтирать ребенка уксусом или спиртом.
Ирина Моржанова рекомендует не кутать ребенка, давать почаще пить, проветривать квартиру и отслеживать сопутствующие температуре симптомы. Если самочувствие ребенка позволяет, то можно сполоснуть его в душе.
Ошибка № 4. Пустышка и крестики на шнурке
Некоторые родители вешают на шею грудничка шнурок с пустышкой или крестик. Шнурок или цепочка могут стать опасными: малыш может в них запутаться. При благоприятном стечении обстоятельств на коже образуются потертости или порезы, при неблагоприятном — удушение. Потому для фиксации соски правильнее использовать мягкий ремешок на клипсе, которая отстегивается. А крестик ребенку можно начать носить чуть позже, когда повзрослеет.
Ошибка № 5. Опасное пространство
Не оставляйте ребенка одного на столе для пеленания, на диване, на кровати. Еще не умея переворачиваться, но уже отталкиваясь ножками, малыш может в мгновение ока оказаться на краю и упасть. Укрепляйте мебель (например, книжные шкафы, комоды), ребенок, взбираясь по ним, может уронить мебель на себя.
Не забывайте всегда пристегивать ребенка в стульчике для кормления, в коляске, в переноске.
Поставьте заглушки в розетки, уберите провода от электроприборов. Будьте осторожны с чайниками, кастрюлями с кипятком, не оставляйте их на краю. Родители часто берут ребенка на руки к себе за стол, а там чашка с горячим чаем, отставляйте ее как можно дальше от ребенка.
Если у вас животные дома, то не оставляйте маленького ребенка и питомца одних. Общение животных с детьми должно происходить только в присутствии родителей, так вы сможете обеспечить безопасность обоих.
Ошибка № 6. Отказ от прививок
Календарь прививок постоянно меняется, в него добавляют новые вакцины. Некоторые дорогостоящие прививки уже стали доступны по системе ОМС.
Ирина Моржанова считает, что младенцам и детям младшего возраста необходимо продолжать проводить плановую вакцинацию, несмотря на эпидемию коронавируса:
— Не пропускайте плановые прививки. Да, сейчас сложная ситуация с коронавирусной инфекцией, но другие болезни никуда не исчезли. Плановая вакцинация позволяет предотвратить возможность возникновения в будущем вспышек и эпидемий различных болезней, убережет вашего ребенка от смертельных и опасных заболеваний.
Дети коронавирусной инфекцией болеют мало (1-5% от всех случаев), в большинстве своем переносят ее легко. Но дети могут заразить родителей! Старайтесь поменьше бывать в общественных местах вместе с детьми. Помните, у ребенка должна быть индивидуальная маска, она должна закрывать рот и нос. Маски не рекомендованы детям до 2 лет.
Не забывайте мыть руки себе и ребенку как можно чаще. А антисептики храните вне зоны доступа маленьких детей. Будьте здоровы! И не паникуйте, если ребенок заболел, обращайтесь вовремя к врачу.
Почему нельзя тянуть ребенка за руку. Отвечает педиатр Сергей Бутрий
В предплечье человека есть две параллельные кости: лучевая и локтевая. В плече кость одна: плечевая. Локтевой сустав обеспечивает правильное соединение этих трех костей. Чтобы удерживать кости вместе, между ними существуют связки. Связки ребенка по эластичности напоминают резинки для волос, они довольно рыхлые и могут легко соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и риск подвывиха локтевого сустава проходит.
Подвывих локтевого сустава — это устоявшееся бытовое название, а на строгом медицинском языке эта травма называется смещением кольцевой связки (annular ligament displacement). Эта связка представляет из себя эластичную ленту, которая удерживает две кости предплечья (лучевую и локтевую кость) вместе в локтевом суставе. При внезапном сильном вытягивании руки кольцевая связка соскальзывает с лучевой кости и попадает в ловушку между костью и суставом. Важно понимать, что ни связка, ни кость не получают при этом серьезных повреждений; они просто смещаются из надлежащего положения.
Симптомы
Травма имеет очень характерную историю: она возникает в тот момент, когда ребенка по какой-либо причине, резко и сильно тянули за руку. В момент травмы вы можете услышать или почувствовать «щелчок» сустава. Ребенок может коротко вскрикнуть, или сказать о резкой боли, но эта боль обычно проходит довольно быстро. Основным длительным симптомом является утрата способности сгибать руку в локте. Дети с такой травмой обычно держат свою руку почти полностью разогнутой, на коленях или прижав к животу, и отказываются использовать ее (см видео).
Лечение
Ребенка следует показать врачу в ближайшие часы после травмы. Обычно врачу достаточно просто вылечить ребенка от этой травмы: специальным маневром он возвращает связку на ее законное место; это вызывает кратковременную боль у ребенка, но настолько незначительную, что ребенка не требуется обезболивать перед вправлением подвывиха. Маневр обычно занимает всего несколько секунд, однако не всегда удается вправить связку с первой попытки, и тогда доктору придется повторить маневр несколько раз, прежде чем ребенок снова сможет использовать руку. Как правило, после вправления доктор назначит парацетамол на ближайшие дни, для облегчения дискомфорта в суставе.
Поскольку при подвывихе кости не ломаются — рентгенограммы обычно не нужны, но если у врача будут сомнения в отсутствии перелома (слишком сильная боль, отек; слишком нехарактерное описание обстоятельств травмы) — он назначит рентгенограммы перед тем как вправлять сустав. После вправления ребенок начинает пользоваться рукой буквально через пару минут.
Профилактика
— Старайтесь не тянуть ребенка за руку с силой и внезапно.
— Избегайте травматичных игр: не стоит размахивать или раскручивать ребенка, держа за запястья.
— Если ребенок тянет вас в одном направлении, не тяните его обратно к себе резким движением (например, в гневе).
— Всегда поднимайте ребенка только держа за подмышки, а не за запястья (и не за плечи, к слову — но это речь уже о другой травме: травме плечевых суставов).
У некоторых детей суставы очень нежные, и «локоть няньки» может быть вызван даже совсем небольшим потягиванием. Если эта травма повторяется у ребенка несколько раз, врач может научить вас вправлению подвывиха сустава самостоятельно, чтобы вы могли быстро помогать ребенку, пока он не «перерастет» склонность к подвывихам.
Красные флаги (опасные и нетипичные симптомы)
Подвывих локтя обычно не вызывает интенсивную или продолжительную боль. В момент травмы ребенок испытывает кратковременную боль, но к моменту посещения кабинета врача болеть в покое уже не должно, ребенок щадит руку, испытывает резкий дискомфорт при попытке двигать ей, но когда не двигает — не испытывает особых неудобств или страданий.
Сильная боль, отек, деформация конечности или любая травма кожи — могут быть признаком перелома кости, и требуют проведения рентгеновского снимка. Кроме того, неоднократные попытки вправления, не приводящие к желаемому результату, тоже являются дурным знаком, и требуют проведения рентгенограмм сустава, а также, возможно, наложения шины на сустав.
Синдром «встряхнутого» ребенка: каждому родителю важно знать
Синдром «встряхнутого» ребенка: каждому родителю важно знать
Малыши часто становятся инвалидами на первых годах жизни по причине травм головы. В худшем случае такая ситуация даже приводит к гибели ребенка. Все это является следствием жестокого и неосторожного обращения. Далеко не все люди знают, что встряхивание малыша может стать причиной таких травм. В результате даже небольшой тряски возникают повреждения головного мозга, как минимум выражающиеся потом в травмах нервной системы. Речь идет о так называемом синдроме встряхнутого ребенка, о котором почти не говорят в литературе.
Основная проблема в данном случае заключается в отсутствии внешних телесных повреждений. Но внутренние травмы не менее опасны. Диагностировать СВР сложно, потому и адекватная помощь оказывается не сразу. Среди симптомов недуга нужно отметить внутричерепные кровотечения, отек мозга и кровотечения в области сетчатки глаз.
Почему возникает СВР?
Детей могут трясти как родители, так и прочие осуществляющие уход за ними лица. Обычно это мужчины, люди с невысоким уровнем образования, инфантильные лица, а также страдающие различными психическими болезнями люди. Но и многие другие могут стать причиной синдрома встряхнутого ребенка.
Казалось бы, почему людям свойственно подобное обращение? Ответ прост: они даже не подозревают, какие последствия оно может повлечь за собой. А еще тряска детей может осуществляться в состоянии аффекта. К такому поведению нередко подталкивает детский плач. С его помощью малыши контактируют с окружающей действительностью, но родители далеко не всегда осознают причины поведения и пытаются устранить его посредством встряски.
В группе риска по СВР находятся:
Провоцирующих ситуацию факторов может быть много, включая различные стрессы и желание выразить негативные эмоции.
Причины предрасположенности младенцев к травмам головы
У маленьких детей именно голова весит больше всего, что отличает их от взрослых. Мозг при этом располагается в еще не окостеневшем черепе, швы которого не срослись, а родничок остается открытым. Мышцы шеи слабые, как и суставы позвонков шеи. Вот почему достаточно небольшой встряски, чтобы получить травму. При отсутствии должной фиксации голова очень подвижна, а в веществе мозга много жидкости. Вследствие всего этого мозг ребенка чувствителен, из-за повреждений возникают кровоизлияния, а также травмы спинного мозга. Выявить их оперативно почти невозможно.
Механизм и характер травм при синдроме встряхнутого ребенка
Согласно исследованиям, ребенка обычно трясут не более 20 секунд. В течение этого периода голова движется 40-50 раз то в одну, то в другую сторону, что и провоцирует опасные повреждения. Еще хуже, если в результате малыш ударяется о поверхность. На его голову воздействуют большие силы, сравнимые с аварией на большой скорости, максимума они достигают при внезапной остановке из-за удара. С высоты дети падают чаще, чем подвергаются встряхиваниям, но падение не так тяжело для младенца, как последняя ситуация.
Возможные травмы при СВР
Клиническая картина синдрома встряхнутого ребенка
Симптомы могут быть и яркими, и нет, все зависит от характера мозгового повреждения. Нужно обратить внимание на вялость либо раздражительность, рвоту и тошноту, сонливость, ухудшение аппетита, отличие размера зрачков друг от друга, неспособность поднять голову, сложности с фокусировкой взгляда. Если у малыша есть более серьезные симптомы, например, судороги, остановка дыхания или посинение кожных покровов, то повреждения сильные.
Если младенец после тряски резко стал неактивным, не нужно снова его трясти, чтобы привести в чувства. Так вы только усугубите имеющиеся проблемы. Лучше срочно обратиться к специалисту. Среди последствий синдрома травматической встряски следует выделить параличи, слепоту, нарушения слуха, эпилепсию, умственную отсталость, нарушения памяти и проблемы с учебой. И самый негативный исход, конечно, это гибель ребенка.
Постановка диагноза при СВР
Среди методов используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. И КТ, и МРТ широко применяются для определения обширности кровоизлияний. Если у ребенка открытый большой родничок, используется нейросонография (НСГ). Иногда требуется рентген костей скелета. При наличии кровоизлияний сетчатки необходима консультация офтальмолога и осмотр глазного дна.
Первая помощь при синдроме встряхнутого ребенка
Важно обратиться к врачу максимально быстро, чтобы спасти жизнь и здоровье малышу. Если он не дышит, а сердце не бьется, то ваша задача заключается в проведении сердечно-легочной реанимации. Это искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Для защиты шеи нужно положить ребенка на бок и предотвратить аспирацию при появлении рвоты.
Важно: если вы знаете, в чем причина состояния малыша, не скрывайте этого от представителей медицины. Ведь повреждения при СВР отличаются своей спецификой, а потому в любом случае правда выйдет на поверхность рано или поздно. Однако будет упущено драгоценное время на постановку диагноза и ребенок может погибнуть.
Лечением и диагностикой травм по причине СВР занимаются разные врачи, включая неврологов и педиатров, травматологов и нейрохирургов и многих других.
Как избежать возможных проблем?
Ни в коем случае не трясите детей! Обязательно рассказывайте другим людям о том, что этого нельзя делать. Помните, что плакать для ребенка – нормально, поэтому ищите причину проблемы, а не пытайтесь остановить малыша. Негатив для взрослого человека тоже является нормой, если вас раздражает ситуация, лучше выйдите из комнаты и успокойтесь, а потом вернитесь или позовите других людей дабы успокоить ребенка.
Если вы не доверяете человеку, не оставляйте с ним малыша. Стремитесь узнать новую информацию о воспитании ребенка, делитесь своим опытом с другими людьми. При необходимости не бойтесь обращаться к психологу за советом. Если вы подозреваете, что вашего ребенка кто-то тряс, то обязательно обратитесь к врачу, даже когда причиной становится близкий родственник. Наконец, непременно сообщайте о жестоком обращении с детьми, даже если это совершенно посторонние малыши.