можно ли креститься без крестика на шее в церкви
Православная Жизнь
Отвечает Андрей Музольф, доцент Киевской духовной академии.
В церковных правилах или канонах мы не найдем строгого предписания, что без нательного креста участие в церковных Таинствах для православного христианина становится невозможным. Но более уместно поставить другой вопрос: может ли сам православный христианин, будучи верующим человеком, приступать к Таинствам без креста? Нательный крест – это выражение нашей личной веры в Распятого ради нашего спасения Господа Иисуса Христа. Собственно говоря, это и послужило достаточным основанием того, что в нашей отечественной традиции укоренилась практика постоянного ношения нательного креста. И потому неслучайно святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест – это символ нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня».
В древности, например, крест как символ христианской веры мог быть вытатуирован или же нарисован на теле. Подобную практику мы и сейчас можем встретить среди христиан-коптов, которые делают татуировку креста на правой руке. Почему так делали в древности? Только потому, что в период гонения на христиан любое материальное подтверждение принадлежности к христианству могло быть уничтожено: крестик могли сорвать и попрать, а татуировку так просто не уничтожить.
И если сегодня в храм придет верующий крещеный человек, который в силу определенных обстоятельств не имеет нательного креста (например, потерял или забыл надеть после похода в баню), думаю, что здравомыслящий священник его не отгонит от Чаши с Телом и Кровью Христовыми. Но если человек осознанно не носит крестик на груди, это уже повод задать ему вопрос: почему он занимает такую позицию. Быть может, с его православием не все так гладко.
Таким образом, нательный крестик – это признак нашей самоидентификации как православных христиан, а вовсе не некий «пропускной талон» в Церковь.
Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, как и что можно крестить в быту?
– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.
– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?
– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.
Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.
– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.
– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».
Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».
Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.
При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.
– Что делать, если найдешь крест?
– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.
– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?
– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.
Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.
– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?
Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.
– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.
– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?
– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?
– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез. Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.
Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.
Можно ли заходить в церковь без нательного крестика – правила и запреты
Крестик для православного христианина является своего рода оберегом и защитой от всего злого. Как сложно представить храм без креста на его верхушке, так невозможно представить верующего человека, который не носит крестик. Однако иногда возникают такие ситуации, когда этот символ веры по какой-то причине остался дома, а христианин хочет зайти в храм, чтобы помолиться. В этом случае возникает вопрос, можно ли без крестика заходить в церковь.
В церковь могут заходить все
В переводе с греческого языка слово «церковь» означает собрание людей, которые последовали призыву или приглашению. Апостолы были призваны Иисусом Христом, поэтому он считается Главой Церкви. Храм называют домом Божьим, где собирается община для совместной молитвы и поклонения Всевышнему.
Если невоцерковленный человек изъявил желание зайти в храм, то он имеет право это сделать и священнослужители не препятствуют этому. Наоборот, они заинтересованы в том, чтобы неверующие люди приходили в церковь слушать Священное Писание, так как это располагает их сердца и многие становятся христианами, принимая Святое Водное Крещение. Даже если человек находится в состоянии алкогольного опьянения, это не является причиной для запрета входа в храм, если, конечно, не он устраивает дебош.
Иисус сказал, что нуждаются в нем не святые, а грешные, а поскольку храм — это дом Господень, то Он принимает каждого без исключения.
Однако существуют правила, которых необходимо придерживаться в церкви, как прихожанам, так и неверующим:
Участие в церковных таинствах без нательного креста
Крест — это символ принадлежности человека к христианской вере. Его человек получает в тот момент, когда принимает Святое Водное Крещение. С этих пор он должен постоянно носить крестик, тем самым, свидетельствуя миру о своей вере.
Когда человек надевает на себя нательный крест, он отрекается от темных сил и получает защиту Небесных сил.
Носить его как украшение, напоказ, не стоит, так как это символ веры. Существует мнение, что снимать крестик нельзя, однако возникают ситуации, когда это все же необходимо сделать. Например, если человек посещает солярий или тренировку, в этом случае атрибут православной веры может испортиться под воздействием высокой температуры, или повредиться, зацепившись цепочкой за спортивный инвентарь.
У некоторых людей возникает вопрос, можно ли заходить в православный храм и принимать участие в Таинствах, если не надет нательный крестик. Священники не запрещают посещать богослужения без этого атрибута, однако, если человек постоянно приходит на службу без него, у батюшки могут возникнуть вопросы.
Однако существуют случаи, когда присутствие нательного крестика считается обязательным. Это, в первую очередь, Таинство Причастия, а также Крещение и исповедь. В остальных случаях, если человек забыл свой символ принадлежности к христианской вере дома, это не считается препятствием для посещения храма и участия в богослужении.
Другие связанные вопросы
Если человек недавно принял христианскую веру, у него возникает ряд вопросов, связанных с ношением креста:
Православный крест — это символ веры человека в Иисуса Христа, поэтому относиться к нему необходимо с благоговением и беречь от порчи.
Можно ли молиться без крестика на теле
2 КАКОЙ ВЫБРАТЬ КРЕСТИК – ЗОЛОТОЙ ИЛИ СЕРЕБРЯНЫЙ?
– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным.
3 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ КРЕСТИК НА ЦЕПОЧКЕ?
– Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.
5 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ КРЕСТИК, КОТОРЫЙ НОСИЛА СЕСТРА, ЕСЛИ ОНА КУПИЛА НОВЫЙ?
– Можно. Крест – это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.
7 МОЖНО ЛИ ПОДНИМАТЬ НАЙДЕННЫЙ НА УЛИЦЕ КРЕСТИК И ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
– Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.
8 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ НЕОСВЯЩЕННЫЙ КРЕСТИК?
– Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше все-таки попросить священника освятить крестик.
9 НАДО ЛИ СНИМАТЬ КРЕСТ ПРИ МЫТЬЕ В БАНЕ?
– Нательный крест лучше никогда не снимать.
10 МОЖНО ЛИ БЕЗ КРЕСТА ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ?
— Как храм, так и человек не могут быть без креста… Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста; крещеному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идем в баню, в рентген-кабинет, к врачу, нельзя снимать крест.
При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращённого христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освящённое распятие помогает крещёному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.
По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.
Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.
Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.
Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.
Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.
При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.
К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.
Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.
Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.
Зачем православному носить нательный крест? Многие люди, будучи крещенными в младенчестве, крест не носят. У них есть разные отговорки на сей счет. Одни люди говорят, что боятся потерять крест, другие считают, что вера должна быть в душе, а ношение креста – это выставление своей веры напоказ. Все эти отговорки не слишком убедительны.
По мнению иеромонаха Иова (Гумерова) крест должен сопровождать верующего человека по жизни.
Ношение нательного креста – это одна из старейших православных традиций. На Западе сегодня есть законы, согласно которым верующему не стоит выставлять свои религиозные предпочтения напоказ. В России православному за ношение креста не грозит увольнение с работы или неодобрение начальства.
Крест на ребенка надевает священник во время Таинства Крещения. И ни один человек не имеет права снимать его. Конечно, распятие можно временно снять перед посещением бани или перед операцией. Однако и в этом случае можно найти выход из положения. Например, перед операцией православный человек может заменить металлический крестик на деревянный. В баню или ванну также можно идти с таким нательным распятием.
Со временем крестик изнашивается, и в этом случае его разрешается заменить на новый. Покупать распятия нужно в Храме, где изделия освящаются предварительно. Посещая церковь, можно купить новый крестик, а потом зайти внутрь. Не рекомендуется посещать службы без нательного креста.
Протестанты кресты не носят, они вообще не признают традиционную символику. Тем самым они нарушают один из заветов Спасителя, который заповедовал каждому верующему взять крест свой и следовать за ним. Эти же слова Иисуса Христа цитирует священник, когда осуществляется Таинство Крещения. Крест человек – это и символ веры, и миссия.
В народе существует такое высказывание: “На нем креста нет”. Это подразумевает не только отсутствие веры, но и следование бесовскими путями. Крест охраняет человека от искушений и направляет по жизни. Он является символом искупления грехов, победы над смертью и искусами плоти. Ефрем Сирин в своих наставлениях говорит, что без креста лучше ничего не делать.
Не обязательно покупать дорогое изделие, которое могут украсть. Некоторые люди носят кресты, но они не являются верующими. Для них красивое дорогое распятие на шее – всего лишь украшение, модный фетиш. Такое поведение недопустимо, оно оскорбляет священный символ.
Верующему не обязательно и демонстрировать свой крест, его можно носить на шее скрыто, под одеждой. Главное, чтобы он присутствовал. Покупка дорогого изделия порой производится в том числе и для демонстрации на людях. Это неправильно, ведь роскошь вызывает зависть и пробуждает не лучшие чувства в людях.
Почему не стоит приступать к какому-либо делу без креста? Считается, что человек, начиная новое дело без креста, начинает его в буквальном смысле без Бога. Это может привести к печальным последствиям. Например, Ефрем Сирин утверждает, что верующему, который приступил к делу с крестом, ничто не грозит. Он успешно завершит начатое и добьется хороших результатов, если дело его угодно Всевышнему.
Нательный крест говорит о том, что человек принадлежит ко Святой Церкви. Вместе с тем, распятие – это орудие духовной борьбы православного человека. Когда крещенный снимает распятие, он совершает ошибку, впадает в грех.
Есть люди, которые утверждаются, что у них нет времени заменить поврежденный крест. Если крестик повредился, то его можно временно заменить деревянным, который имеется у истово верующих людей. Православные посещают церковь регулярно, поэтому они имеют возможность купить распятие. Отговорка “нет времени на покупку” здесь не действует.
Хороший мультик на заданную тему:
Православная Жизнь
Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.
В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.
Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.
Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».
И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»
Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.
Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.
Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?
Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…