можно ли крестить в честь архангела михаила
Имя Михаил
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени Михаил:
Михаил — имя еврейского происхождения («ми кмо элохим», сокращенно «ми-ка-эль») и переводится как риторический вопрос «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу». Церковное Предание утверждает, что именно этим возгласом архистратиг Михаил остановил восстание денницы против Бога и низверг его с Небес.
Обычно в христианской традиции при крещении дают имя в честь канонизированного Церковью святого. Однако иногда человека нарекают и в честь того или иного ангельского чина (например, Серафим, Херувим) или известных нам из библейской истории ангелов — Гавриил, Михаил, Рафаил.
Дни памяти Михаила:
21 ноября — собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Сам а по себе дата празднования собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных имеет символическое значение. Дело в том, что, согласно одному из древних календарей, новый год начинался с марта. Ноябрь, соответственно, был девятым месяцем. Из христианского учения мы можем узнать, что Бог создал девять ангельских чинов, поэтому Церковь и установила это празднование 8 ноября.
В христианском вероучении указано, что ангелы были созданы Богом до сотворения нашего, видимого мира. Наши органы чувств не способны ощутить, увидеть или услышать ангелов, поэтому мы и называем их «духами».
Ангел с древнегреческого переводится как «вестник», «посланник». В этом раскрывается одно из известных нам служений ангелов Богу. В Священном Писании и в житиях святых мы неоднократно встречаем сюжеты с явлениями ангелов, которые возвещали праведнику Божию волю или ограждали его от опасностей.
По Преданию, Архистратиг Михаил был поставлен Богом над всеми Небесными Силами (архистратиг и переводится с греческого языка как главнокомандующий) после того, как проявил свою верность Создателю во время бунта денницы, то есть дьявола. По своей святости денница был более всего приближен к Богу, но за свою гордыню и мятеж против Творца был низвергнут с Неба Архистратигом Михаилом.
Мы знаем о нескольких явлениях Архистратига Михаила в Ветхом Завете. Так, например, именно он в виде огненного столпа показывал израильскому народу путь во время их бегства из египетского рабства. Он открыл Иисусу Навину Божию волю на взятие города Иерихона. Он же перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу пророку Даниилу, заключенному во рву со львами.
Уже в истории новозаветной Церкви сохранилось одно из самых известных преданий о чуде Архистратига Михаила в Хонех (территория современной Турции), которое произошло в IV веке. Здесь рядом с источником находился храм в честь Архистратига, возведенный одним христианином в знак благодарности ангелу за исцеление его немой дочери. Однажды местные язычники задумали уничтожить храм, соединив в одно русло две горные реки, направив их на церковь. Местный пономарь, святой Архипп, узнав об этом, горячо молился Архистратигу Михаилу, и тогда тот явился и жезлом пробил расщелину в горе и так увел воды бушующего потока от храма. Место впоследствии и получило название «Хоны», что означает «расселина».
Известные святые с именем Михаил:
Святитель Михаил Синадский
Святитель был настолько известен и уважаем в Византийской империи, что даже получил приглашение принять участие в Седьмом Вселенском Соборе (787). В годы царствования императора Льва Армянина в стране началась очередная волна иконоборчества. Святитель Михаил открыто выступил против гонений, за что был схвачен и отправлен в заточение, где через восемь лет скончался. День памяти совершается 5 июня.
Святой благоверный князь Михаил Тверской
Священномученик Михаил (Новицкий)
(1889–1935)
Великие и известные люди с именем Михаил:
Михаил Ломоносов (1711–1765) — великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, основатель знаменитого Московского университета. За пять лет он сумел пройти 12-ти летний курс обучения в Славяно-греко-латинской академии. Продолжил обучение за границей –– в Германии. После возвращения Ломоносов разработал проект Московского университета, совершил несколько важных открытий в области физики, минералогии, химии. Кроме того, он стал автором целого ряда трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию происхождения славянской государственности, занимался поэтическим творчеством.
Михаил Сперанский (1772–1839) — знаменитый русский мыслитель, государственный деятель и законотворец был выходцем из низов, но благодаря своим талантам и трудолюбию сумел привлечь внимание императора Александра I. Он подготовил целый ряд проектов государственных реформ, часть которых была успешно реализована. Его работоспособность удивляла современников –– он трудился по 18-19 часов в сутки. В 1812 году завистники при дворе добились смещения Михаила Сперанского со всех постов. Только при Николае I он вновь был вызван к императору и впоследствии руководил подготовкой двух важнейших для страны изданий: 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи». Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила
«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
|
Архангел Михаил, Византия, Синай, XII в. Хранится в алтаре базилики |
Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.
И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые. Что это значит?
Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.
Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари.
Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.
Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.
Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.
О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя.
И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне. Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.
Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность. Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.
Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди.
Изд-во « Христианская жизнь» 2010 г.
Имя Михаил в православном календаре (Святцах)
Имя Михаил имеет древнееврейское происхождение и дословно переводится, как «Кто как Бог?».
Архангел Михаил, дата памяти 21 ноября, 19 сентября
Икона Архангела Михаила
Протоиерей Михаил Иванович Блейве, дата памяти 8 февраля, 14 января
Он был рожден в 1873 году в городе Олуствере. Его родители были верующими людьми, отец даже служил псаломщиком. Кроме Михаила, в семье воспитывалось еще двое девочек: Вера и Александра. Жили они очень бедно, но отец и мать, несмотря ни на что, старались дать детям духовное образование. Так, в 1894 году, Михаил Блейве закончил Рижское духовное училище. Он остался служить певчим архиерейского хора в Риге. Через 5 лет он женился на дочери священника Любови Луговой, а еще через год и сам был рукоположен в священный сан. С большим вдохновением о. Михаил приступил к служению в Гарьельском приходе Вырусского благочиния.
В 1905 году, когда карательные отряды приговорили невинных жителей к смерти, о. Михаил взял их под свою защиту. Через три года его перевели в Ниггенскую церковь. Чуть позже его назначили благочинным Юрьевского округа.
В то время, как началась Первая мировая война, о. Михаил стал проводить особые богослужения, для того, чтобы сугубо молиться за воинов, ушедших на фронт. Очень многие современники о. Михаила говорили, что он был невероятно скромным и тихим священником, но все же с твердым характером и верой.
Икона протоиерея Михаила Ивановича Блейве
Начиная с 1918 года о. Михаил служит в Успенском соборе. Именно в это время, Господь подарил ему поэтический дар, который раскрылся сполна. Все свои проповеди о. Михаил переводил в стихотворную форму, которая очень полюбилась прихожанам. В декабре этого же года, на смену немцам-оккупантам пришли большевики. И уже 5 января о. Михаила Бейве арестовывают. Через 9 дней он был расстрелян в Великий праздник Обрезания Господня.
Православные святые с именем Михаил
Даты указаны по новому стилю.
Михаил
Имя Михаил своим значением приравнивает носителя к Богу. Оно популярно во всём мире (в России всегда входило в 1-ю десятку). В каждой стране звучит по-своему: Майкл, Мишель, Мигель, Мика, Михл, Микаэль, Михай, Михкель, Михаило. Рассказываем о происхождении данного антропонима, и когда отмечать именины по Святцам.
Имя Михаил в Святцах
И по Святцам, и в миру имя звучит одинаково. В церковном именослове встречается более 40 раз, особенно «урожайные» первые 3 месяца: по 8 и 6 раз.
Значение имени
Основные черты
Характер
Характер Михаила во многом определяют условия жизни и воспитание. Он может быть и плохим, и хорошим, как тёмный и светлый ангел. Павел Флоренский, знаменитый богослов, писатель, философ начала XX ст. считает имя неземным, поэтому его носителям трудно приспособиться к окружающему. Они обидчивы, не переносят критику, требуют признания заслуг. Неудовлетворённость складывающимися обстоятельствами может перерастать в гнев, и тогда Мишель считает окружающих неблагодарными.
Однако и позитивные качества присущи носителю имени. Это целеустремлённая личность, старательный работник, верный друг, на которого можно положиться. В семейной жизни – хороший хозяин в доме, заботливый муж, добросовестный отец.
Именины Михаила по православному календарю
При крещении каждый человек вместе с именем получает небесного покровителя. День, когда почитается память соимённого святого, называется именинами, или тезоименитством. Согласно церковному календарю, установлены такие дни тезоименитства для Михаилов:
Другие даты, не вошедшие в список именин, приведённый выше:
Именины отмечаются в ближайший к дате рождения День памяти святого Михаила (считают по календарю вперёд). Например: мальчик Миша, рождённый 20 июня, после крещения получает в небесные покровители мученика Михаила-садовника (день памяти 13 июля). Это и есть дата тезоименитства.
Поздравление Михаилу с именинами
Православные христиане всегда считали именины более значимым событием, чем день рождения. С утра собирались родные и шли в церковь на службу. Имениннику желали земных благ, помощи и заступничества святого покровителя. Непременно устраивался праздничный обед.
Празднование именин важно для верующего человека, знающего молитвы, придерживающегося церковных канонов. Таким людям приятно получить вместе с поздравлениями подарки религиозной направленности: крестик, икону, оберег, подсвечник, благовония и пр. Их можно приобрести в церковной лавке или заказать по Интернету.
Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности
Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.
Святой пример
В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.
Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.
Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!
По святцам
На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.
Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.
Крестить как есть
Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.
Экзотическое имя
Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.
От порчи
К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.
Подведем итоги
Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.
Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.
И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».