можно ли крестить суррогатных детей

РПЦ: крестить детей суррогатных матерей можно после покаяния родителей

можно ли крестить суррогатных детей

МОСКВА, 26 дек — РИА Новости. Детей, родившихся при помощи «суррогатного материнства», можно крестить, если их родители покаются, что прибегли к этой репродуктивной технологии, и пообещают воспитывать ребенка в православной вере, соответствующее решение принял Священный Синод Русской православной церкви.

«Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние — вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви», — говорится в обнародованных в четверг материалах заключительного в 2013 году заседания Священного Синода.

можно ли крестить суррогатных детей

По оценке Синода, практика суррогатного материнства получает в настоящее время все более широкое распространение. Церковь осуждает данную практику, в том числе, потому, что в этом случае «понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами «генетического материала».

Сам по себе факт «суррогатного рождения» не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей, отмечает Синод.

можно ли крестить суррогатных детей

Согласно документу, в случае, когда в церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея; совершение же священником таинства крещения без благословения архиерея будет служить основанием для применения к нему канонических прещений.

Священный Синод отмечает, что изложенная позиция «основана на учении Церкви о недопустимости крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка». «Это касается не только вопроса о «суррогатном материнстве», но любого сознательно выраженного нежелания жить по-христиански», — отмечается в документе.

Что депутаты думают о проблеме суррогатного материнства

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов: «Я с настороженностью отношусь к этой инициативе… я нисколько не сомневаюсь, что у нас в России, в том числе в сфере материнства и детства есть значительно более серьезная и важная проблема. Это проблемы и огромного числа сирот, это проблема усыновления, это проблема отсутствия закона о патронатных семьях».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, женщин и детей Ольга Баталина (ЕР): «Суррогатное материнство — это единственный шанс для некоторых семей иметь ребенка, и лишать их этого шанса нельзя. Каждый должен иметь возможность стать родителем, испытать счастье воспитать кровного ребенка, увидеть в нем свое продолжение. Я сама мама двоих детей и довольно долго ждала возможности родить первого ребенка, поэтому прекрасно понимаю, что если у женщины нет другого шанса родить ребенка, кроме как суррогатное материнство, никто не вправе отнять у нее эту последнюю возможность. Другое дело, суррогатным материнством нельзя злоупотреблять, этот процесс должен четко регулироваться государством с тем, чтобы он не превратился в бизнес».

Где в мире разрешено, а где запрещено суррогатное материнство

Законодательно суррогатное материнство запрещено в Австрии, Германии (наказание несут врачи и посредники, а не родители и суррогатная мать), Италии, Норвегии, Швеции, в отдельных штатах США, Франции, Швейцарии. В некоторых странах закон не запрещает суррогатное материнство, но при этом никак его не регламентирует (Бельгия, Греция, Ирландия, некоторые страны Латинской Америки и Азии). Читайте подробнее в справке РИА Новости >>

Источник

Дети из пробирки и таинство крещения

Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил правила крещения детей, рождённых в результате технологий суррогатного материнства. Т.е. младенцев, которые появились на свет либо при помощи суррогатной матери, либо «из пробирки», крестить можно, но только в том случае, если их биологические и приёмные родители придут в церковь и принесут покаяние. Если этого не произойдёт, то надо ждать, когда ребёнок повзрослеет и сам примет решение креститься. Но младенец-то ни в чём не виноват. Когда рождается ребёнок в обычной семье, его сразу крестят, а чем этот хуже — душа-то у него есть, или Господь не вдыхает душу в таких детей? Тогда кто же они, эти малыши, — живые мертвецы, недочеловеки? И как же слова Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10,14). Размышляет гранд-доктор психологии, профессор богословия, кандидат педагогических наук, председатель Собора православной интеллигенции священник Алексий МОРОЗ.

— Мы, как сказано в Библии, — продолжение своих родителей, плоть от плоти и кость от костей их. И всё, что несут в себе родители, в той или иной степени отражается и в ребёнке. Если дитя зачато с помощью греховной неестественной технологии, которая противна по духу своему христианству, то отпечаток греха есть и на ребёнке. И чтобы как-то уменьшить его, нужно понимание «родителями» греховности содеянного и покаяние церковное. А если они выступали на телевидении или в газетах, хвалили эти технологии и призывали следовать своему примеру, то, как раньше хвалили, так теперь публично должны объяснить недопустимость подобного явления. И когда произойдёт исповедание греха и отречение от него, тогда можно младенца крестить.

— Однако Церковь допускает крещение младенца «из пробирки», если он заболел или подвергается смертельной опасности.

— Бог есть Любовь, а младенец не повинен, что его таким образом произвели на свет. И если есть опасность, что он может умереть и предстать на Суд Божий, то хорошо, чтобы он был хотя бы покрыт благодатию Божиею, был крещён. Чтобы Бог принял его, как невинную жертву, и он мог войти в вечную жизнь и радость общения с Богом. Вне Крещения, вне Церкви нет спасения. Господь, милуя это несчастное создание, допускает его крещение.

— Либо — жди, когда ребёнок вырастет и сам изъявит желание креститься. Но он может и не дожить до сознательного возраста.

— Люди умирают в разном возрасте — всё в руцех Божиих. Крещение само по себе не гарантия входа в вечную жизнь. Сколько крещённых, но грешных людей идёт во ад! Крещение — это зёрнышко, посаженное в душу, которое может принести плод вечной жизни.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В мире с июля 1978 года, когда на свет появился первый ребёнок из пробирки — Луиза Браун, таких детей родилось немало. По количеству процедур искусственного оплодотворения, отнесённых к численности населения, на первом месте находится Израиль: там ежегодно проводится 1657 искусственных оплодотворений на 1 млн жителей. До 54 лет женщина имеет возможность за счёт государства продолжать попытки рождения ребёнка с помощью донорских яйцеклеток. При этом финансируется рождение не одного, а двоих детей. В Израиле деторождение — главная функция в жизни женщины. Связано это и с канонами иудаизма, и с необходимостью укрепления еврейского государства.

— Батюшка, может быть, это выход и для России, где государствообразующее русское население стремительно вымирает?

— Искусственно лепить русских? Фашистская Германия уже пыталась пройти этим путём — создать человека будущего — правильной наружности, обладающего нужными качествами. Так можно далеко зайти. Например, создать идеального солдата — машину для убийства, не человека. Сейчас в некоторых американских лабораториях вы можете заказать ребёнка, какого хотите: выбрать пол, цвет глаз и волос, другие особенности. Вам смоделируют любого ребёнка. Но ваш ли это будет ребёнок? Чьи гены он унаследует? Подумайте, будет разрушено понятие рода, прервана связь поколений — наследуются-то гены не только родителей, но всего рода. Да и будут ли такие дети русскими по сути своей. А плачевная демографическая ситуация в России сегодня — это Во МНОГОМ результат решений Каирской конференции 1994 года о сокращении народонаселения во всех странах. Как этого добиться? В ход пошли наркомания, пьянство, СПИД, пропаганда гомосексуализма, проповедь, что нормальная семья и много детей — это плохо, а лучше не иметь семьи вообще, сожительствовать для удовлетворения потребностей, ещё лучше — однополые браки. Всё это — звенья одной цепи. Добавьте сюда же употребление продуктов ГМО, в результате чего люди становятся безплодными, рождаются гермафродиты, не способные к деторождению (в России уже около 25% семейных пар не могут иметь детей). При этом в 2014 году в России разрешено выращивать генномодифицированные кукурузу, свёклу, картошку и пшеницу, в которую, кстати говоря, вживлён ген скорпиона, повышающий устойчивость к засухам. Зачем это России, где и так народу мало?! По расчётам Д.Менделеева, в России к 2020 году должно быть больше 900 млн, а сейчас всего-то 140 млн, и русских из них — 90 млн. Русские, славяне вымирают. Наша земля освобождается для чужеродцев. Поэтому нам важно прильнуть к своим народным традициям, своей вере, не поддаваться на сатанинские новшества. Только так можно выжить и сохранить нацию здоровой.

Что касается суррогатного материнства, оно несёт в себе глубокую демоническую прелесть. Верующие люди знают, что христианин предаётся на волю Божию. Если Богу угодно, чтобы у меня были дети, — я буду их иметь. Если не угодно — значит, таков мой жребий. Я могу стать монахом, могу усыновить и с любовию воспитывать осиротевших или брошенных детей. Часто бывает, что Господь супругам, усыновившим сироту, посылает потом и родных детей. Люди безплодные, но желающие иметь детей, могут молитвенно просить о том Отца Небесного. Мы знаем, что Господь откликается на подобные просьбы, если люди ведут непорочный образ жизни. Так было с терпящими поношение безчадства праведными родителями Пресвятой Богородицы — свв.Иоакимом и Анной и родителями Иоанна Крестителя — свв.Захарией и Елисаветой. Кроме того, милосердный Бог дал нам врачей, чтобы человек мог подлечиться, если не может зачать ребёнка. Но человек волен подлечить себя, а не сотворить детей искусственным или греховным образом. Такие действия — вызов Богу: Ты не дал мне детей, а я всё равно получу, потому что я так хочу. Я сам возьму то, в чём мне отказывает Отец Небесный. Но бунт против Бога, бунт гордыни всегда плохо заканчивается. Для сатаны он закончился падением, для людей, следующих его путём, —
поражением и гибелью души.

— Может ли ребёнок из пробирки стать святым?

— Есть ли что невозможное для Бога? Но почитайте жития святых — у многих были святые или благочестивые родители. Ребёнку, чьи родители — алкоголики, наркоманы, преступники, труднее достичь духовных высот, ибо он несёт в себе расположенность ко греху. Генетическая заданность — это 70% характера и психических черт человека. Однако у человека есть право выбора — уступить греховной склонности или жить, соблюдая Заповеди Божии. Но вырастить святого в пробирке — святотатство.

Также важно знать, что суррогатное материнство сопровождается убийством зародышей: их заготовляется 12—15, подсаживаются два-три (приживается часто один), остальные уничтожаются или замораживаются. на всякий случай. Всё это даже звучит кощунственно! Ещё один скользкий момент: используются не только семя и яйцеклетка биологических родителей — часто берётся яйцеклетка матери, а сперма неизвестного человека, оплодотворение происходит в пробирке, а потом переносится в тело женщины-инкубатора. Ещё более страшная вещь, когда женщина сама не может родить (в силу преклонного возраста или безплодия), и нанимается женщина, в чью яйцеклетку вживляется семя «отца». Родителями этого дитяти, по сути, являются биологический «отец» и женщина-инкубатор — ведь это она вы;носила и родила его, это её плоть и кровь пошли на строительство тела малыша. А бездетная женщина как была безплодной смоковницей, так ею и останется.

— Около 70% детей, зачатых в пробирке, чаще страдают физическими (онкология, астма и т.п.) и психическими отклонениями.

— Чтобы тело суррогатной матери приняло чужую оплодотворённую яйцеклетку, чтобы не произошло отторжения и выкидыша, её накачивают гормонами. Но самое важное: душа человека рождается в момент соития мужчины и женщины. А какие могут быть отношения с пробиркой? И к суррогатной матери отношение просто как к инкубатору. Где любовь, где эмоции, где живая искра человеческих отношений? Происходит просто соединение половых клеток.

— Батюшка, но Бог ведь всё равно даёт малышу душу или нет?

— Что-то он имеет, коли родился и живёт. Но какая это душа? Является ли он полноценной личностью? В какой мере он ущербен, как это скажется на его дальнейшей жизни и на его детях, если они будут? Такое дитя скорее всего может унаследовать отцовское безплодие.

— В таком случае, коли уж личность такого ребёнка будет всё равно ущербной физически и духовно, то будет ли считаться убийством, если суррогатная мать решит сделать аборт?

— Да. Мало того, что она уже совершила грех — пошла против воли Божией, решилась на суррогатное материнство, так теперь ещё и убьёт носимое под сердцем дитя. Ведь мы не знаем, какие планы у Господа относительно этого малыша.

— Кем будут считать себя такие дети — монстрами, сверхчеловеками? Как будут относиться к «родителям»? Простят ли, что они — дети «из пробирки», выношенные и проданные, как животные?

— Между мамой и ребёнком существует близкая связь — духовная пуповина, и мысли и чувства матери передаются младенцу. Недаром желанные дети рождаются здоровыми, а нежеланные — с повреждением психики, недоверием к миру, повышенной агрессией и ненавистью — часто на подсознательном уровне — к своим родителям. Так же как дети, рождённые после аборта, не доверяют матерям, ненавидят их, таким образом мстя за своих убитых во чреве братьев и сестёр. Но уже назревает новая опасность: учёные научились производить детей даже не из половых, а из стволовых клеток. А в Японии изобрели механико-синтетические утробы (моделирующие среду женского чрева), где создаются условия для роста и развития зародыша, полученного в пробирке. И что это будет за существо? Человек? Биоробот? Учёные также говорят о том, что в будущем ребёнку при рождении будут вживлять в мозг биочипы, что позволит закачивать ему прямо в мозг нужную информацию. Прямо в мозгу у него будет возможность выхода в Интернет. Это уже будет некий киборг. А какая у киборга совесть, сострадание, моральные качества, духовный рост? Это будет страшное существо, порождение антихристово, жестоко-расчётливое, умное, но безчеловечное, безнравственное, безжалостное. Как это скажется на человечестве? Не начнут ли они уничтожать обыкновенных людей? Кстати, многие учёные отказываются работать в этом направлении, возможно, понимая, на кого они работают.

Источник

О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»

Доку­мент при­нят на засе­да­нии Свя­щен­но­го Сино­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 25–26 декаб­ря 2013 года (жур­нал № 158).

В насто­я­щее вре­мя все более широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­ча­ет репро­дук­тив­ная био­ме­ди­цин­ская тех­но­ло­гия, полу­чив­шая назва­ние «сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства». Хотя эта прак­ти­ка в несколь­ких стра­нах раз­ре­ше­на зако­но­да­тель­ством, она про­дол­жа­ет вызы­вать в обще­стве ост­рые дис­кус­сии. В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви», при­ня­тых Юби­лей­ным Архи­ерей­ским Собо­ром в 2000 году, дана оцен­ка это­му явле­нию. Одна­ко целый ряд вопро­сов, каса­ю­щих­ся пас­тыр­ско­го отно­ше­ния к послед­стви­ям «сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства», про­дол­жа­ет оста­вать­ся дис­кус­си­он­ным. Насто­я­щим доку­мен­том Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь дает цер­ков­но-прак­ти­че­ские ука­за­ния, каса­ю­щи­е­ся кре­ще­ния детей, родив­ших­ся при помо­щи «сур­ро­гат­ной матери».

Цер­ковь пони­ма­ет брак как изна­чаль­ное уста­нов­ле­ние Божие, уко­ре­нен­ное в бого­з­дан­ном чело­ве­че­ском есте­стве. В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии брак явля­ет­ся духов­но-телес­ным сою­зом муж­чи­ны и жен­щи­ны, кото­рый поз­во­ля­ет им в пол­но­те реа­ли­зо­вать свою чело­ве­че­скую природу.

Цер­ковь освя­ща­ет брак, упо­доб­ляя его духов­но­му сою­зу Хри­ста и Его Церк­ви ( Еф 5:22–33 ). Пло­дом супру­же­ской люб­ви ста­но­вят­ся дети, «рож­де­ние и вос­пи­та­ние кото­рых, по пра­во­слав­но­му уче­нию, явля­ет­ся одной из важ­ней­ших целей бра­ка» (ОСК Х.4).

Рож­де­ние ребен­ка — это не толь­ко есте­ствен­ное след­ствие брач­ных отно­ше­ний, но и вели­кое собы­тие при­ше­ствия в мир ново­го чело­ве­ка, несу­ще­го в себе образ и подо­бие Бога Твор­ца. Давая жизнь детям, муж и жена при­ни­ма­ют на себя сугу­бую ответ­ствен­ность, посколь­ку они при­зва­ны про­яв­лять мак­си­маль­ную забо­ту одно­вре­мен­но об их физи­че­ском и духов­ном здо­ро­вье — от пери­о­да внут­ри­утроб­но­го раз­ви­тия и пер­вых дней жиз­ни до наступ­ле­ния совершеннолетия.

Осо­бая роль в рож­де­нии и вос­пи­та­нии детей при­над­ле­жит мате­ри, кото­рая тес­но свя­за­на со сво­им ребен­ком телес­ны­ми, душев­ны­ми и духов­ны­ми уза­ми. Вели­кий при­мер мате­рин­ства Цер­ковь видит в Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, чей образ рас­кры­ва­ет высо­чай­шее досто­ин­ство жен­щи­ны, уни­каль­ность ее мате­рин­ско­го призвания.

Серьез­ной про­бле­мой, с кото­рой неред­ко стал­ки­ва­ют­ся семьи, явля­ет­ся бес­пло­дие одно­го или обо­их супру­гов. Цер­ковь сочув­ству­ет без­дет­ным супру­гам, бла­го­слов­ляя им молить­ся о даро­ва­нии потом­ства, обра­щать­ся к вра­чам для лече­ния бес­пло­дия, а так­же усы­нов­лять (удо­че­рять) детей.

Допу­сти­мым сред­ством меди­цин­ской помо­щи без­дет­ным супру­гам Цер­ковь счи­та­ет искус­ствен­ное опло­до­тво­ре­ние поло­вы­ми клет­ка­ми мужа, если это не сопро­вож­да­ет­ся уни­что­же­ни­ем опло­до­тво­рен­ных яйце­кле­ток, «посколь­ку оно не нару­ша­ет целост­но­сти брач­но­го сою­за, не отли­ча­ет­ся прин­ци­пи­аль­ным обра­зом от есте­ствен­но­го зача­тия и про­ис­хо­дит в кон­тек­сте супру­же­ских отно­ше­ний» (ОСК XII.4).

Что же каса­ет­ся прак­ти­ки так назы­ва­е­мо­го «сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства», то она одно­знач­но осуж­да­ет­ся Цер­ко­вью: «“Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство”, то есть вына­ши­ва­ние опло­до­тво­рен­ной яйце­клет­ки жен­щи­ной, кото­рая после родов воз­вра­ща­ет ребен­ка “заказ­чи­кам”, про­ти­во­есте­ствен­но и мораль­но недо­пу­сти­мо даже в тех слу­ча­ях, когда осу­ществ­ля­ет­ся на неком­мер­че­ской осно­ве» (ОСК XII.4).

Сам тер­мин «сур­ро­гат­ное мате­рин­ство» ука­зы­ва­ет на иска­же­ние высо­ко­го пони­ма­ния мате­рин­ско­го дол­га и при­зва­ния. Соот­вет­ству­ю­щая прак­ти­ка явля­ет­ся уни­же­ни­ем чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства жен­щи­ны, тело кото­рой в дан­ном слу­чае рас­смат­ри­ва­ет­ся как сво­е­го рода инкубатор.

Кро­ме того, прак­ти­ка «сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства» раз­ру­ша­ет пол­но­цен­ные есте­ствен­ные отно­ше­ния меж­ду мате­рью и ребен­ком и име­ет отри­ца­тель­ные послед­ствия для всех вовле­чен­ных в эту прак­ти­ку сто­рон: для «био­ло­ги­че­ской мате­ри», предо­ста­вив­шей свои поло­вые клет­ки, но лишен­ной под­лин­но­го мате­рин­ства, свя­зан­но­го с вына­ши­ва­ни­ем и рож­де­ни­ем это­го ребен­ка; для «сур­ро­гат­ной мате­ри», выно­сив­шей и родив­шей ребен­ка, но вынуж­ден­ной с ним рас­стать­ся, как толь­ко он отде­лил­ся от мате­рин­ской утро­бы; для само­го ребен­ка, кото­рый вме­сто пол­но­цен­ной мате­ри либо име­ет двух непол­но­цен­ных мате­рей, либо не име­ет ни одной (как в слу­чае с оди­но­ким муж­чи­ной, поже­лав­шим иметь «био­ло­ги­че­ское потом­ство»); нако­нец, для обще­ства, в кото­ром утра­чи­ва­ет­ся пони­ма­ние семьи, пред­по­ла­га­ю­щее осо­бые отно­ше­ния меж­ду роди­те­ля­ми и детьми, а так­же не менее важ­ные отно­ше­ния через поко­ле­ние — меж­ду дедушками/бабушками и внуками.

Обще­ствен­ная опас­ность прак­ти­ки «сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства» свя­за­на с ради­каль­ным изме­не­ни­ем само­го пред­став­ле­ния о при­ро­де чело­ве­ка. В дан­ном слу­чае пони­ма­ние чело­ве­ка как уни­каль­ной лич­но­сти под­ме­ня­ет­ся обра­зом чело­ве­ка как био­ло­ги­че­ской осо­би, кото­рую мож­но про­из­воль­но кон­стру­и­ро­вать, мани­пу­ли­руя эле­мен­та­ми «гене­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла». «В мире посте­пен­но выра­ба­ты­ва­ет­ся отно­ше­ние к чело­ве­че­ской жиз­ни как к про­дук­ту, кото­рый мож­но выби­рать соглас­но соб­ствен­ным склон­но­стям и кото­рым мож­но рас­по­ря­жать­ся наравне с мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми» (ОСК XII.4).

Исполь­зо­ва­ние репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий с целью «обес­пе­че­ния детьми» бес­плод­ных пар, оди­но­ких муж­чин или жен­щин посте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в доход­ный биз­нес, предо­став­ля­ю­щий спо­соб зара­бот­ка для доно­ров поло­вых кле­ток и «сур­ро­гат­ных мате­рей». В резуль­та­те таин­ство рож­де­ния чело­ве­ка ста­но­вит­ся пред­ме­том тор­го­во-денеж­ных отно­ше­ний. На сме­ну бого­за­по­ве­дан­но­му супру­же­ству, осно­ван­но­му на люб­ви и вер­но­сти, при­хо­дит «рынок репро­дук­тив­ных услуг», гото­вый удо­вле­тво­рить любой запрос потре­би­те­ля на искус­ствен­ное рож­де­ние ребен­ка в соот­вет­ствии с задан­ны­ми параметрами.

Цер­ковь откры­та для всех людей, стре­мя­щих­ся к спа­се­нию. Кре­ще­ние явля­ет­ся таин­ством вступ­ле­ния в Цер­ковь и пред­по­ла­га­ет согла­сие при­няв­ших Кре­ще­ние с ее верой и уче­ни­ем, а так­же их даль­ней­шее уча­стие в цер­ков­ной жизни.

Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ет­ся в Пра­во­слав­ной Церк­ви как над взрос­лы­ми, так и над мла­ден­ца­ми. Взрос­лые допус­ка­ют­ся к Таин­ству после соот­вет­ству­ю­щей под­го­тов­ки, то есть огла­ше­ния — настав­ле­ния в хри­сти­ан­ском веро­уче­нии и хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. В таких слу­ча­ях реше­ние о вре­ме­ни при­ня­тия Кре­ще­ния при­ни­ма­ет­ся при­ход­ским свя­щен­ни­ком, про­во­дя­щим оглашение.

В слу­чае кре­ще­ния мла­ден­ца согла­сие за него дают взрос­лые — роди­те­ли и вос­при­ем­ни­ки. Усло­ви­ем кре­ще­ния мла­ден­ца при этом ста­вит­ся его вос­пи­та­ние в хри­сти­ан­ской вере и соглас­но нор­мам хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, что пред­по­ла­га­ет регу­ляр­ное уча­стие и роди­те­лей, и ребен­ка, и вос­при­ем­ни­ков в цер­ков­ных бого­слу­же­ни­ях и Таинствах.

Что же каса­ет­ся вопро­са о воз­мож­но­сти кре­ще­ния мла­ден­цев, рож­ден­ных «сур­ро­гат­ной мате­рью», то при отве­те на него необ­хо­ди­мо учи­ты­вать сле­ду­ю­щие факторы.

С одной сто­ро­ны, любой рож­ден­ный мла­де­нец может быть кре­щен — по вере тех, кто наме­ре­ва­ет­ся его кре­стить. Ребе­нок не может отве­чать за поступ­ки сво­их роди­те­лей и не вино­ват в том, что его появ­ле­ние на свет свя­за­но с репро­дук­тив­ной тех­но­ло­ги­ей, осуж­да­е­мой Церковью.

С дру­гой сто­ро­ны, ответ­ствен­ность за хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние мла­ден­ца несут на себе роди­те­ли и вос­при­ем­ни­ки. Если роди­те­ли не при­но­сят явно­го пока­я­ния в соде­ян­ном, а вос­при­ем­ни­ки фак­ти­че­ски выра­жа­ют согла­сие с совер­шив­шим­ся гре­хов­ным дея­ни­ем, то о хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии речь идти не может. Отказ в кре­ще­нии мла­ден­цев в подоб­ном слу­чае будет соот­вет­ство­вать пра­во­слав­ной тра­ди­ции, пред­по­ла­га­ю­щей согла­сие кре­ща­е­мо­го, а в слу­чае кре­ще­ния мла­ден­ца — его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков с уче­ни­ем Церк­ви. Такой отказ будет иметь так­же и пас­тыр­ское зна­че­ние, так как тем самым обще­ство полу­чит от Церк­ви ясный сиг­нал о том, что прак­ти­ка «сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства» явля­ет­ся с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния неприемлемой.

Ребе­нок, рож­ден­ный при помо­щи «сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства», может быть кре­щен по жела­нию вос­пи­ты­ва­ю­щих его лиц, если тако­вы­ми явля­ют­ся либо его «био­ло­ги­че­ские роди­те­ли», либо «сур­ро­гат­ная мать», толь­ко после того, как они осо­зна­ют, что с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния подоб­ная репро­дук­тив­ная тех­но­ло­гия явля­ет­ся нрав­ствен­но предо­су­ди­тель­ной, и при­не­сут цер­ков­ное пока­я­ние — вне зави­си­мо­сти от того, осо­знан­но или неосо­знан­но они про­игно­ри­ро­ва­ли пози­цию Церк­ви. Толь­ко в этом слу­чае Цер­ковь смо­жет ожи­дать, что кре­ще­ный ребе­нок будет вос­пи­ты­вать­ся в пра­во­слав­ной вере и ему будут при­ви­вать хри­сти­ан­ские нрав­ствен­ные пред­став­ле­ния. Если же тако­го осо­зна­ния не про­ис­хо­дит, то реше­ние вопро­са о кре­ще­нии откла­ды­ва­ет­ся до вре­ме­ни созна­тель­но­го лич­но­го выбо­ра ребен­ка. В послед­нем слу­чае факт «сур­ро­гат­но­го рож­де­ния» сам по себе не явля­ет­ся пре­пят­стви­ем для кре­ще­ния чело­ве­ка, ибо он не несет ответ­ствен­ность за пове­де­ние сво­их родителей.

В слу­чае, когда в Цер­ковь при­но­сят мла­ден­ца, рож­ден­но­го «сур­ро­гат­ной мате­рью», вопрос о его кре­ще­нии может быть решен в соот­вет­ствии с ука­за­ни­ем епар­хи­аль­но­го архи­ерея, кото­рый обя­зан руко­вод­ство­вать­ся в каж­дом кон­крет­ном слу­чае нор­ма­ми, содер­жа­щи­ми­ся в насто­я­щем доку­мен­те. Совер­ше­ние свя­щен­ни­ком Таин­ства Кре­ще­ния в подоб­ном слу­чае без бла­го­сло­ве­ния архи­ерея слу­жит осно­ва­ни­ем для при­ме­не­ния к это­му свя­щен­ни­ку кано­ни­че­ских прещений.

В смер­тель­ной опас­но­сти бла­го­слов­ля­ет­ся кре­ще­ние мла­ден­цев вне зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств их рождения.

Изло­жен­ная пози­ция осно­ва­на на уче­нии Церк­ви о недо­пу­сти­мо­сти кре­ще­ния мла­ден­цев в семьях, чле­ны кото­рых явно и созна­тель­но пре­не­бре­га­ют цер­ков­ной тра­ди­ци­ей и не раз­де­ля­ют хри­сти­ан­ское уче­ние о бра­ке и семье, что прак­ти­че­ски исклю­ча­ет воз­мож­ность хри­сти­ан­ско­го вос­пи­та­ния ребен­ка. Это каса­ет­ся не толь­ко вопро­са о «сур­ро­гат­ном мате­рин­стве», но любо­го созна­тель­но выра­жен­но­го неже­ла­ния жить по-христиански.

Пресс-служ­ба Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *