можно ли крестить собаку
Можно ли крестить животных в церкви?
Вопрос решен и закрыт.
Лучший ответ
дика_класная 7 (61315) 10 47 178 7 лет
в христианской традиции у животных нет души, крестить незачем
да и вообще, ты у животного спросил?
Ответы
Бутч 6 (6661) 2 6 14 7 лет
Быт.1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся.
_K0wKA_ 7 (30540) 5 61 188 7 лет
Сразу захотел себе святую шиншиллу.
asdf777 6 (8227) 2 2 18 7 лет
Канеш. В растофарианской церкви точно можно.
night vulf 7 (98492) 28 115 515 7 лет
lojcin 7 (92192) 34 176 793 7 лет
Orua888 6 (7372) 3 17 97 7 лет
Полностью согласен с дика класной
Похожие вопросы
О христианском отношении к собаке
Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?
Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.
Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.
Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2: 22).
Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» [1] – настолько он был ненавидим.
Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.
В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12: 24).
Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился». [2]
Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.
Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».
Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». [3] Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».
Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.
Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама». [4]
Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.
Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:
– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?
– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец. [5]
Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». [6] Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. [7] Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?
Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».
Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.
Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина [8] ).
Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.
Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.
И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.
[1] Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.
[2] Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.
[3] Василий Великий, св. Беседы на Шестоднев Беседа 8. О птицах.
[4] Макарий Великий, преп. Духовные беседы. Беседа 26.1.
[5] Паисий Святогорец, старец. О семье христианской. М.: Благовест, 2001. С. 57.
[6] Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.
[8] Уваров А.С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М., 1908. Репринт: М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 2001. С. 187.
Интернет-батюшка предлагает крестить людей и домашних животных за доллары. Кого ни в коем случае нельзя брать в крестные! Знать бы раньше… Можно ли крестить собак
Что говорит Церковь
Если у священника спросить, может ли беременная крестить ребенка, то он в обязательном порядке даст положительный ответ. То, что в утробе женщины находится ее малыш, не считается каноническим препятствием для совершения обряда Крещения. Напротив, если у чадоносящей женщины появилось желание стать крестной мамой, то ее волеизъявление необходимо только поприветствовать. Кроме того, малыш, живущий в чреве матери, почувствует ее приподнятое эмоциональное состояние и настроение, что только пойдет ему на пользу.
Участие в таинстве Крещения дает будущим крестным родителям духовную силу на то, чтобы впоследствии нести свои нелегкие обязанности по духовному воспитанию крестников. Такая благодать касается всего естества женщины, в том числе и ребеночка, который находится в ее чреве. Известно, что на последних сроках плод способен даже слышать звуки. Если ребенок услышит, что мама участвует в обряде Крещения, посещает богослужения, играет с детками, то он будет вместе с ней переживать все ее ощущения.
Прежде чем принять окончательное решение, лучше всего сесть вместе с родителями и обсудить все насущные проблемы. Узнайте от них, чего они ждут именно от вас, как от будущей духовной наставнице своего ребенка.
Кроме того, в отдельных случаях женщины отказываются от предложенной роли стать крестной, если они сами не были крещены. Однако в данном случае также существует выход из положения. Если беременная женщина верует в Бога, то перед тем, как самой стать крестной, женщина имеет полное право креститься сама. Беременным женщинам Церковь это также не возбраняет. Батюшки, которые проводили подобные обряды, утверждают, что у таких женщин детки рождаются здоровыми и крепкими.
Крещение во время беременности: меры предосторожности
Иногда беременные женщины отказываются от своей почетной миссии только лишь потому, что в виду своего положения боятся надолго отлучаться из дома. И совершенно напрасно. Конечно, бывают случаи, когда беременность проходит очень трудно и женщина вынуждена практически все время проводить в кровати. Однако, если ситуация не настолько сложна, то не стоит бояться излишней активности. Тем более, если были предприняты все возможные меры предосторожности.
Кроме того, стоит подготовить заранее всю необходимую атрибутику. Сюда можно отнести цепочку и крестик, ажурную пеленочку, крестильную рубаху или новенькое полотенце. Все эти вещи лучше всего подготовить заранее, а не бегать в поиске них накануне назначенной даты.
Обязанности крестных родителей
В первую очередь вы должны молиться о нем. Вам предстоит научиться обращаться к Богу хотя бы раз в день. На самом деле это совсем несложно, но для начала может показаться непривычно. Просите у Господа спасения, здравия, помощи в воспитании не только ваших деток, но и крестников. Очень хорошо, если вы с малышом освоите дорогу к Церкви, будете проводить с ним вместе церковные праздники, приучите его причащаться. Если вы будете все это делать, то вскоре сами заметите, как начнете получать от этого настоящее удовольствие, ведь общение с Богом может пойти только на пользу.
Не стоит приглашать близких родственников в крестные родители. Также супружеская пара не может быть выбрана в качестве крестных, так как в процессе Крещения они обретут духовное родство, не подразумевающее плотские утехи. Те же причинам крестные родители не могут жениться или выходить замуж за одного из биологических родителей малыша.
Крестная мать должна приобрести для своей будущей крестницы крестильный набор для девочки , включающий рубашку, полотенце и пеленку.
Не может крестить девочку незамужняя, иначе дальнейшая личная жизнь человека может складываться неудачно. Ошибкой будет приглашение в качестве крестного человека, недавно потерявшего своего супруга, это тоже негативно скажется на будущем человека, он может овдоветь. Крестный не может иметь такое же имя, как и ребенок, который будет его крестником. В високосный год позволяется выбрать в качестве крестных кого-то из кровного родства. Не будучи замужней, девушке не пристало первой иметь крестницу. Позже крестный родитель может взять под свое опеку какое угодно количество крестников, сколько он способен воспитать согласно христианской религии. Нельзя ребенку и его родителям в один день подвергаться обряду Крещения. В день крестин биологические родители должны устроить праздничный обед, куда приглашены только самые близкие друзья. В прошлом на крестины подавалась гречневую или пшенную каши. Перед приготовлением крупа вымачивалась в молоке, а затем готовилась в нем же со сливками. В кашу принято было добавлять варенье или сахар, а украшать кашу вареными яйцами, символизирующими плодородие. Иногда в несладкой крестильной каше выпекали курицу или петуха, в зависимости от половой принадлежности ребенка.
Для того, чтобы жизнь малыша складывалась удачно, нужно соблюдать определенные правила при проведении крестин. Блюда, приготовленные для праздничного обеда, должны быть обильными, но не стоит накладывать большое количество пищи в тарелку гостям. Не должно оставаться объедков в тарелках, иначе ребенка будут ожидать неудачи на жизненном пути. Нельзя готовить во время крестин блины. Лучшим блюдом будет пирог, приготовленный с курицей или с петухом, свинину использовать нельзя. В день крестин, с утра рекомендуют посчитать деньги для того, чтобы ребенок никогда материально ни в чем не нуждался, когда он достигнет сознательного возраста. В течение праздника нельзя поджигать свечу одну от другой. Нельзя вязать, шить, прясть, готовить закатки, пинать животных, вскапывать землю, садить что-то, остригать овец, убивать скотину, ощипывать птицу. Всю эту деятельность вам стоит выполнить загодя или отложить на последующие дни. Перед тем, как поехать на церемонию, нельзя говорить об этом вслух. Если кто-то из родственников в курсе о том, что должно случиться, то он не должен показывать вида, куда все собираются. Пока все участники ритуала не возвратились домой нельзя открывать дверь кому-либо. Гости на празднике не должны напиваться, в частности это касается кумовьев, иначе их крестник станет алкоголиком.
Чтобы таинство совершилось по всем канонам, нужно уделить особое внимание выбору крестных родителей для малыша.
Выбор крестных влияет на будущее ребенка, об этом нужно помнить всегда.
Крещение детей в церкви
Обратившись к служителю в церкви, всегда можно получить точный ответ на этот вопрос.
Брать в крестные отцы и матери перечисленных ниже людей не дозволено церковью!
Кого нельзя брать в крестные:
Только по достижении данного возраста можно заниматься духовным воспитанием, считает церковь.
2. Монаха и монахиню ни в коем случае нельзя брать в крестные.
3. Нельзя брать в крестные людей с психическими заболеваниями.
4. Возбраняется звать в крестные мужчину и женщину, состоящих в браке. Кумовьям церковь запрещает жениться.
5. Крестными не могут быть родители ребенка.
Кого можно брать в крестные вопреки суевериям:
Конечно же, это глупое суеверие. Церковь не относится к нему серьезно, ведь никаких христианских корней оно не имеет, и одобряет такой выбор крестных родителей. Главное, чтобы люди были хорошие!
Единственный момент, который может вызвать волнение: будет ли удобно крестной матери выстоять всё крещение, хватит ли у нее сил.
Во многом это зависит от состояния здоровья и срока беременности у женщины.
Что такое самоотверженная любовь, как осознать границы между добром и злом, что такое вера, совесть, терпение и милосердие: обо всём этом должны рассказывать крестнику духовные родители при каждой встрече. Это главный их подарок!
Сложно понять и принять такое утверждение. У нас принято нести в дом крестника деньги, игрушки, принято проводить с ребенком время праздно.
Молодой, незрелой душе так сложно в мире! Чтобы не делать ошибок в юности, чтобы стать успешным взрослым человеком и не сожалеть потом ни о чём, нужно в детстве получить достойное духовно-нравственное воспитание.
Таинство крещения ребенка проводится один раз. Ни в коем случае ребенка перекрещивать нельзя, что бы ни случилось!
Церковь запрещает проводить этот святой обряд второй раз. Каких крестных выберут родители ребенку, такие и останутся на всю жизнь.
Расскажи об этой полезной статье своим друзьям!
Интернет-батюшка предлагает крестить людей и домашних животных за доллары
На «афериста»,использовавшего его имя, приморский священник тем не менее подавать заявление в полицию не собирается. А зря, считают красноярские правоохранители. Найти интернет-шутника им пара пустяков, и наказание для на этом свете тоже есть.
Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.
Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День“.
— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?
Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.
— А что подарить крестнику?
Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.
— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?
Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.
Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.
— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?
Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.
Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.
— А кто не может быть крестным?
По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.
— А кто из родственников может быть крестным?
Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?
Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.
Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?
Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.
— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?
С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.
С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.
— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?
Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.