можно ли крестить ребенка в день именин

Именины, день рождения и день ангела – сколько это праздников?

можно ли крестить ребенка в день именин

Многие из нас слышали про такие праздники, как именины и день ангела. Первую дату сегодня обычно отождествляют с днём рождения (недаром тот, кого поздравляют в этот день, зовётся именинником). Однако верующие люди знают, что это разные события. И чуть более столетия назад на Руси празднование именин ещё было очень важным, сопровождалось множеством чудесных традиций.

Что такое именины и почему они не совпадают с днём рождения

Именины вляются днём памяти святого, в честь которого человек получил своё имя. Некоторые святые имеют только одну памятную дату в году (например, святой Владислав — 7 октября). У других же имён их несколько (например, Татьяна, Елизавета, Максим, Алексей, Александр и др.). В этом случае именинами считается наиболее близкая из этих дат после дня рождения вперёд по календарю.

можно ли крестить ребенка в день именин

Именины — это день памяти святого, в честь которого человек получил своё имя

Остальные же дни памяти считаются малыми именинами.

В дореволюционной России младенцев крестили очень скоро после рождения: на 3-й, 8-й день, реже — на 40-й день после родов. При этом имя традиционно выбирали из святцев (смотрели непосредственно дату крещения и выбирали из соответствующих имён). Поэтому в то время именины традиционно совпадали с днём крещения.

можно ли крестить ребенка в день именин

До революции имя ребёнку при крещении выбирали по святцам, именины совпадали с днём крещения

В православии считается, что святой, в честь которого нарекли ребёнка, будет всегда следить за его судьбой, направлять в тяжёлые времена, оберегать от невзгод.

Сегодня же ситуация совсем иная. Очень многих детей, конечно, называют именами святых (например, Елена, Ирина, Ксения, Максим, Алексей, Сергей, Михаил и пр.), но это делается непосредственно при рождении ребёнка. А во время крещения (оно может быть через несколько месяцев) священнику просто сообщают имя. Таким образом, память святого (то есть покровителя ребёнка) может праздноваться далеко от самого дня его крещения.

День ангела

День ангела — это непосредственно день крещения человека. С этого момента Бог приставляет к малышу незримого Ангела Хранителя. При этом имя его неизвестно, в отличие от святого, в честь которого нарекли кроху.

можно ли крестить ребенка в день именин

В день крещения Господь приставляет к ребёнку незримого Ангела Хранителя

В старину у русского народа день святого (покровителя ребёнка) и день ангела совпадали. Ведь когда малыша крестили, нарекая его православным именем, получается, что одновременно у него появлялся и Ангел Хранитель.

Сегодня же всё иначе. При крещении батюшка оставляет ребёнку его же имя (если оно есть в святцах) или даёт другое — похожее по звучанию или на выбор родителей (ведь многие сегодня называют детей оригинально, экзотически — Анжелика, Изольда, Илона, Снежана и пр.). И не факт, что память данного святого будет праздноваться именно в этот день.

Итак, если младенец назван не в честь определённого святого, то, чтобы определить дату именин своего ребёнка, родителям нужно:

Таким образом, в наше время именины и день ангела — чаще всего совсем разные даты. День ангела — это день крещения ребёнка, а дата именин определяется по дню памяти святого, в честь которого окрестили ребёнка.

Что на Руси праздновали ежегодно: именины, крещение либо день рождения

В течение многих веков русские люди очень почитали именно праздник именин (одновременно он был и днём ангела). В этот день непременно посещали храм, чтобы помолиться своему святому, причаститься. Вместе с именинником шли родственники, они заказывали молебен за здравие, ставили свечи.

Бытовой же традицией было приготовление караваев — больших пирогов красивой формы с начинкой. На верху их было написано имя виновника торжества. Вечером дома собирались родные и друзья, непременно приглашали крёстного отца и мать. Всех гостей угощали караваями. Один пирог разламывали над головой именинника, из него сыпался изюм, а гости повторяли: «Чтобы на тебя так золото сыпалось».

можно ли крестить ребенка в день именин

Традиционный символ именин на Руси — праздничный каравай

Сегодня каравайная традиция трансформировалась в обязательное присутствие на столе красивого торта во время празднования дня рождения.

На праздник имениннику дарили душеполезные подарки:

День рождения

С днём рождения на Руси в дохристианскую пору было связано множество суеверий. Считалось, что в этот день злые силы могут навредить человеку.

С размахом могли отметить лишь само рождение ребёнка, когда гости приносили щедрые подарки. Славяне верили, что к колыбели новорождённого прилетают Горе, Кручина и Недоля, чтобы навредить малышу. Чтобы их задобрить, родители выставляли сладкий хлеб, мёд, вино. В дальнейшем каждый год этим злым духам выставлялись подобные угощения. Именно поэтому нельзя было переносить праздник на день вперёд или назад (как иногда это делают сегодня). Иначе злые духи придут и, не обнаружив подарков, навредят ребёнку.

Кстати, в больших крестьянских семьях про дни рождения нередко просто забывали, что немудрено: ведь детей в семье могло быть больше десятка.

После крещения Руси дню рождения вовсе перестали уделять внимания — достойно отмечали лишь именины (кстати, иногда они и совпадали с днём рождения, если малыша крестили в этот день). Христианские святые осознавали, что человек родился для страданий, великого труда, тяжёлого душевного подвига, поэтому не видели в этом дне причин для бездумной радости. А вот крещение — это истинное рождение, тем более что в этот день младенец обретает своего Ангела Хранителя, который будет оберегать его всю жизнь.

После революции всё круто изменилось — Советская власть ввела запрет на крещение детей, отмечание именин. А на первый план вышел как раз-таки день рождения. Особенно пышно отмечали дни рождения известных государственных деятелей.

можно ли крестить ребенка в день именин

Большевики заставили народ забыть про православные именины, заменив их празднованием дня рождения

Когда рождался малыш, к новорождённому приходили с поздравлениями октябрёнок, пионер, комсомолец, член партии, почётные родители.

Однако отголоски старых традиций всё равно оставались. Виновника торжества в день рождения по-прежнему называли именинником, а в детских садах традиционно всегда пели песенку про каравай.

Сегодня же, когда возрождаются многие русские традиции, празднование именин становится всё более популярным среди православных людей.

Именины были важнейшим праздниками в православной Руси. Дню же рождения не уделялось особого внимания. Отмечать этот праздник стали только в советское время. Но православные традиции возрождаются, и многие верующие люди сегодня снова с радостью празднуют именины.

Источник

Именины и День ангела — в чем разница?

— С Днем ангела, Настя! Сегодня Анастасии Узорешительницы, вот.

— Спасибо, Екатерина Петровна, но нет.

Когда и с чем поздравлять верующего человека? Часто люди путают понятия День ангела и именины — разбираемся, что это такое, в Слайдах «Фомы». Теперь не ошибетесь.

Что такое День ангела?

Изначально в церковной традиции День ангела — это день крещения человека. По церковной преданию, у каждого крещеного человека есть свой ангел (ангел-хранитель), который «приставляется» к человеку, молится о нем перед Богом. Считается, что этот ангел приставляется к человеку именно в день его крещения.

Почему тогда в день именины поздравляют “С днем ангела”?

Действительно, сейчас такой обычай очень распространен. Вероятно, день именин называют днем ангела в связи с тем, что святые, в честь которых мы получили имя, как и ангелы-хранители, считаются нашими небесными покровителями. И их также иногда называли раньше ангелами. Однако не стоит путать святых и ангелов-хранителей.

Что такое именины?

Именины (от слова имя) — день памяти святого, чье имя дали человеку при крещении. Например, если Сашу назвали в честь святого Александра Невского, то его именины, скорее всего, приходятся на 6 декабря.

Как это «скорее всего»? Это что, не точно?

Нет, не точно. Память Александра Невского празднуется по церковному календарю 9 раз. И святых с именем Александр тоже много. В честь какого Александра его назвали и когда у него именины – нужно узнавать у него самого (может быть, его святой — Александр Свирский). Если человек не знает, выбирают дату, ближайшую после дня рождения. Либо он сам выбирает святого, который кажется ему наиболее близким.

А если в году празднуется несколько раз память святого?

Можно праздновать именины несколько раз, ничего страшного. Но обычно выбирается одна дата. Либо опять же в ближайший день памяти святого после вашего дня рождения, либо наиболее известный день памяти этого святого. Например, патриарх Кирилл празднует свои именины 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом 27 февраля есть отдельный день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.

Так, а можно проще?

«С именинами тебя!» — когда праздник святого, в честь которого его назвали.
«С Днем ангела тебя!» — когда дата крещения человека.
Но никто не обидится, если вы поздравите «С Днем ангела!» в день именин.

Интересно, в честь каких святых называли своих детей первые христиане, когда ещё не было святых?

меня крестили в 1977году через 3 недели после рождения, никакого свидетельства тогда не давали, и ввобще делали это подпольно на дому у батюшки день рождения у меня 23 июля, 24 июля празднуется благоверная княгиня Елена до крещения равноапостольная княгиня Ольга ну и получается что я молюсь кн Ольге, иконы благоверной княгини Елены не найти правильно ли я делаю?А сейчас если забить день рождения в Азбуке православия выходит вообще Елена Девочкина настоятельница монастыря или новомученица а благоверной княгини Елены не выходит

Источник

Крёстное имя: какое оно будет и как крестить ребёнка, если его имени нет в святцах

можно ли крестить ребенка в день именин

Ещё столетие назад имя новорождённому ребёнку было дать очень просто. В день его рождения мама и папа просто заглядывали в святцы и выбирали один из нескольких вариантов (иногда он был всего один). Сегодня же далеко не все следуют церковным традициям, да и многие имена святых устарели. И чаще всего родители дают малышу имя, ориентируюсь на моду, желая выделиться или просто потому, что понравилось, как младенца назвали знакомые. Тем не менее крестят детей в нашей стране очень многие, кто-то относится к этому Таинству серьёзно, кто-то воспринимает его как формальность. Каким же именем нарекают при этом малыша? И что делать, если мирского имени нет в святцах.

Как определяют имя для крещения ребёнка

Родители, которые при выборе имени для ребёнка учитывают церковные традиции, поступают следующим образом:

можно ли крестить ребенка в день именин

Возможно, в семье есть особо почитаемый святой, и ребёнка назвали в его честь

можно ли крестить ребенка в день именин

Возможно, мама после долгого периода бесплодия дала обет, например, Ксении Петербуржской, что назовёт дочку в её честь

Кроме того, бывает, что родителям очень нравится какое-то имя, и оно есть в святцах. Но роды, например, выпадают на весну, а память святого с этим именем отмечается осенью. Церковь в таких случаях ничего не имеет против того, чтобы люди осуществили задуманное.

Например, у Владислава именины только один день в году — 7 октября. Конечно же, родителям, чей сын родился далеко от этой даты, не запрещается так наречь сына. У Вероники — 17 октября, у Виктории именины только 24 октября, у Валерии — 6 мая и 20 июня, У Киры — 17 декабря, и 13 марта.

можно ли крестить ребенка в день именин

У некоторых святых именины только один раз в году, но всё равно можно назвать ребёнка таким именем

Зато есть мужские и женские имена, довольно популярные сегодня, именины которых отмечаются в году много раз. Приведём лишь отдельные примеры:

можно ли крестить ребенка в день именин

Именины некоторых святых с определённым именем отмечаются много раз в году

Крещение взрослого человека

Вообще на Руси рождённого ребёнка стремились окрестить как можно раньше (из-за печального тогда состояния медицины) – на 3-й, 8-й, реже на 40-й день. Это в корне отличалось от позиции католиков, которые допускали крещение только в сознательном возрасте (человек сам должен сделать выбор, прийти к вере, а не родители должны решать за него).

Сегодня же православная вера не принуждает крестить всех только в младенческом возрасте. Родители могут дать ребёнку вырасти и самому принять важное решение. Кроме того, такое иногда бывает у некрещённых родителей: малыш вырастает и сам приходит к вере уже взрослым вопреки родительскому воспитанию.

можно ли крестить ребенка в день именин

Некоторые люди крестятся во взрослом возрасте и сами могут выбрать себе церковное имя (в том числе оставить своё)

Такой новообращённый взрослый христианин может оставить при крещении своё же имя, если оно есть в святцах. Но некоторые люди принимают решение в процессе Таинства Крещения поменять имя (возможно, для них это будет символически подчёркивать духовное перерождение). Это нужно заранее обговорить с батюшкой: он, например, подскажет, что можно взять созвучное имя (тем более если человек намерен изменить его и в паспорте). А возможно, крещаемый уже остановился на каком-то определённом имени, совершенно не похожем на его мирское (главное, чтобы оно было в святцах).

Видео: какое имя давать ребёнку при крещении (объясняет батюшка)

В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других

Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня. Примеров можно привести много:

можно ли крестить ребенка в день именин

Некоторых мирских имён нет в святцах, зато там есть имена с похожим звучанием (архаичные), пример тому — Юлия и Иулия

Некоторые славянские имена имеют одно значениес церковными именами (как правило, греческими). Пример тому — Светлана. Девочку с таким именем можно окрестить как Фотинию (от греч. «свет»).

можно ли крестить ребенка в день именин

Некоторые имена имеют свои церковные аналоги но не основании звучания, а по смыслу (например, Светлана — Фотиния)

Аналогичная пара имён — Богдан и Феодот (греч. «Богом данный»).

У некоторых современных родителей есть тенденция изначально называть малыша именно именем со старинным звучанием: не Данил, а Даниил, не Наталья, а Наталия. Если они этого хотят, священник не будет против, а святцы только помогут сделать выбор.

Однако некоторые батюшки считают, что наречение младенца таким именем должно быть именно искренним желанием православных родителей, а не просто способом поразить окружающих, подчеркнуть свою оригинальность.

Если имени в святцах нет: Алиса, Мирослава, Карина и другие имена

Многие родители сегодня стремятся назвать малыша модно, оригинально, звучно. И часто оказывается, что такого имени в святцах нет (причём нет и его похоже звучащей архаичной формы). В этом случае священник предлагает выбрать имя просто с похожим звучанием или имеющее аналогичное значение. Традиционно устоявшиеся соответствия можно посмотреть в официальных православных интернет-изданиях (например, azbuka.ru, pravoslavie.ru, http://beleparh.ru/). Также можно зайти в храм или церковную лавку и попросить помощи там. Вот несколько традиционных соответствий для мирских имён, которых нет в Месяцеслове:

можно ли крестить ребенка в день именин

Девочку по имени Алиса можно окрестить, например, как Александру или Василису

можно ли крестить ребенка в день именин

Хотя имя Ева имеет прямое отношение к христианству, святая с таким именем появилась лишь около 20 лет назад

можно ли крестить ребенка в день именин

В русских святцах нет имени Мирослава, зато в других славянских странах девочек крестят этим именем

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Обязательно ли ребёнка называть именем, которое есть в Православии? А если, например, я назову дочь Алисой? Как её будут крестить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!
Конечно, лучше сразу давать девочке православное имя. Если же Вы назовёте дочь Алисой, то при Крещении ей дадут православное имя (например, Александра), и именно с этим именем она будет участвовать в церковной жизни (причащаться, исповедоваться, венчаться и т. д.).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/moego-synishku-zovut-emil-rodilsya-16-avgusta-pod-kakim-imenem-ego-krestit/

Здравствуйте! Моего сынишку зовут Эмиль, родился 16 августа, под каким именем его крестить? Кристина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Вполне созвучное и подходящее — Емилиан.

С уважением, священник Дионисий Свечников

https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/moego-synishku-zovut-emil-rodilsya-16-avgusta-pod-kakim-imenem-ego-krestit/

Если же вовсе не получается подыскать в святцах имя, похожее на то, какое дали малышу (или эти варианты не нравятся родителям), можно просто выбрать имя святого, память которого празднуется в день крещения либо любое понравившееся имя по святцам. Следует помнить, что в молитвах упоминать этого человека нужно только его церковным именем, равно как и писать записки «о здравии» в храме.

Некоторые люди хотят дать ребёнку при крещении принципиально другое имя, даже если то, что записано у него в свидетельстве о рождении, уже есть в святцах. Объясняют они это стремлением защитить малыша от сглаза, недобрых людей. С точки зрения церкви это неразумно, проявление суеверия, магии.

Из собственной практики припоминаю отпевание очень старой женщины. Которая, будучи Марией, крещена была Александрой. Причём никто из родственников этого не знал. И только то, что ещё была жива старшая сестра бабушки, ещё более ветхая старица, предотвратило отпевание усопшей под другим именем. Видя упорство в суеверном желании, всегда вспоминаю этот случай. Есть ли уверенность, что рядом с каждым таким ребёнком окажется старшая сестра?

Иерей Михаил Самохин

https://www.pravmir.ru/imya-sobstvennoe-ili-kak-vybrat-imya-rebenku/

Также православие не приветствует двойные имена (например, одно мирское, другое — крещёное). Хотя на Западе они популярны. Если мирское имя и церковное немного отличаются по звучанию, то в обычной жизни человек пользуется первым, а в церковных таинствах использует второе.

Важно! Согласно православному учению именно со вторым именем христианин предстанет пред Небесным Судьёй во время Второго пришествия Христа (на Божьем Суде).

Видео: зачем менять ребёнку имя при крещении, если его нет в святцах (объясняет православный священник)

Выбор имени при крещении ребёнка очень важен. Хорошо, когда оно совпадает с тем, что дали малышу родители при рождении. Если нет — можно просто подобрать в святцах архаичную форму или созвучный вариант. Именно это имя следует использовать в домашних и церковных молитвах.

Источник

Как правильно дать имя ребенку?

Оглавление

^ Влияет ли имя на жизнь человека?

Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.

В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.

Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.

И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.

Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.

Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.

Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.

Иоанн Палестинский – выдающийся постник.

Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.

Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.

То же наблюдаем относительно других известных имен.

Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.

^ Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю ( Быт. 1:2-10 ), называя каждое светило его именем ( Ис. 40:26 ), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным ( Быт. 2:20 ) и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого ( Быт. 27:36 ); Навал – безумец ( 1 Цар. 25:25 ) и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды, иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

^ Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».

Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.

День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами.

Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».

Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…

^ Как правильно дать имя ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.

Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.

Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе. » Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.

С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

^ Имена мужские

Аввакум любовь Божия (евр.); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.

Августин из города Августа (лат.)

Аверкий удерживающий, удаляющий (лат.)

Агафангел добрый вестник (греч.)

Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат.)

Адам человек (евр); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».

Алипий беспечальный (лат.)

Амвросий бессмертный, божественный (лат.)

Анастасий воскресение, воскрешенный (греч.)

Андроник победитель мужей (греч.)

Аристарх лучший начальник, отличный ( греч.)

Арсений мужественный, мужчина (греч.)

Валериан из города Валерии (лат.)

Варлаам сын Божий (халд.)

Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр.)

Вонифатий благотворец (лат.)

Гавриил крепость Божия (евр.)

Галактион молочный (греч.)

Герман воин (древневерхненем.)

Григорий бодрствующий (греч.)

Давид возлюбленный (евр.)

Дамиан покоритель, укротитель (греч.)

Даниил Бог – мой судья (евр.)

Диодор Божий дар (греч.)

Дионисий божественный из Нисы (греч.)

Евлогий благословение (греч.)

Евсевий благочестивый (греч.)

Едесий радость (сирийск.)

Елисей его спасение – Бог (евр.)

Ианнуарий привратник (лат.)

Игнатий огненный, раскаленный (лат.)

Иероним священноименный (греч.)

Иларион тихий, радостный (греч.)

Илия крепость Господня (евр.)

Кассиан порожний, пустой (лат.)

Киприан с острова Кипр (греч.)

Климент милостивый (лат.)

Лаврентий лавровый (лат.)

Лука родом из Лукании (греч.)

Макарий блаженный (греч.)

Мануил определение Божие (евр.)

Марк сухой, увядающий (лат.)

Мефодий упорядоченный (греч.)

Назарий посвященный Богу (евр.)

Нестор возвратившийся домой (греч.)

Никандр муж победы (греч.)

Никита победитель (греч.)

Никон побеждающий (греч.)

Палладий из Паллады (греч.)

Панкратий вседержавный, всесильный (греч.)

Пантелеимон всемилостивый (греч.)

Парфений девственник (греч.)

Поликарп многоплодный (греч.)

Порфирий багряный (греч.)

Родион геройский, розовый (греч.)

Рустик деревенский (лат.)

Савватий субботний (евр.)

Севастиан досточтимый (греч.)

Софроний здравомыслящий (греч.)

Терентий полирующий, растирающий (греч.)

Тимофей почитающий Бога (греч.)

Феодор Божий дар (греч.)

Феодосий Богом данный (греч.)

Феоктист Богом созданный (греч.)

Феофан Богоявление (греч.)

Феофил друг Божий (греч.)

Феофилакт богохранимый (греч.)

Филадельф братолюбец (греч.)

Филарет любитель добродетели (греч.)

Филипп любящий коней (греч.)

Флорентий цветущий (лат.)

Харитон благодатный (греч.)

Христофор Христоносец (греч.)

^ Имена женские

Агнесса Агния непорочная (греч.)

Ада благородная (древневерхненем.)

Акилина орлиная (греч.); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого, а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени

Ангелина вестница (греч.)

Аполлинария Аполлонова (греч.)

Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.)

Афанасия бессмертная (греч.)

Василисса царственная (греч.)

Вероника образ верности (греч., лат.)

Диодора Божий дар (греч.)

Евдокия благоволение (греч.)

Евсевия благочестивая (греч.)

Евфросиния радость (греч.)

Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа)

Зинаида божественная (греч.)

Илария тихая, радостная, ясная

Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;

Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.)

Иулиана, Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.

Иустина дочь Иуста.

Клеопатра славная по отцу (греч.)

Констанция постоянная (греч.)

Мариам их восстание, звезда моря (евр.)

Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.)

Параскева пятница, приготовление (греч.)

София премудрость (греч.)

Сусанна белая лилия (евр.)

Феодора Божий дар (греч.)

Феодосия Богом данная (греч.)

Феофания Богоявление (греч.)

Харитина благодатная (греч.)

Христина Христова (греч.)

Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.

Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.

Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.

^ А еще недавно…

Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.

Мальчики часто получали имя Коммунар, а девочки Коммунара. Появились имена Октябрь (муж.) – Октябрина (жен.); Май (муж.) – Майя (жен.) и проч. В одной семье сына назвали Рево, дочь Люция, что вместе означало «Революция».

В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).

В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».

Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.

Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.

На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…

^ Что делать, если христианское имя забылось?

Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *