можно ли крестить ребенка при простуде

Все что нужно знать о крещении часть 2

1. В каких случаях нельзя крестить ребёнка (могут отказать)?

Ребёнок не имеет собственной религиозной веры. Поэтому крещение младенца совершается исключительно ПО ВЕРЕ ВОСПРИЕМНИКОВ (крёстных). Человек, не принимающий Божественности Христа и не верящий в Святую Троицу, отрицающий истины православной веры и вообще далёкий от Церкви (ни разу в своей жизни не каявшийся, не причащавшийся), инославный христианин и иноверец, приверженец оккультных взглядов однозначно не может быть восприемником. Соответственно, если в восприемники будет предложена кандидатура именно такого человека, в крещении младенца будет законным образом отказано до того момента, пока родители не подберут более достойной кандидатуры. Имеет значение и внешний вид крёстных. Неприлично входить в храм в спортивной форме, в шортах, женщинам же – ещё и с непокрытой головой. Состояние месячного очищения у крёстной или мамы, также может на некоторый срок отодвинуть желательную для родителей дату крещения.

2. Как крёстные должны подготовиться к таинству?

Накануне даты крещения крёстным следует поститься, а затем исповедоваться, очистить совесть в таинстве святого покаяния, и причаститься святых Христовых Тайн. Желательно знать наизусть «Отче наш» и «Символ веры», который крёстным предстоит читать вслух.

3. Где должны находиться родители во время крещения?

Если в храмовом крестильном помещении позволяют условия, в принципе ничто не мешает родителям присутствовать при крещении своего ребёнка. Разумеется, из купели дитя принимают крёстные (мальчика крёстный, девочку – крёстная), они же и держат на своих руках ребёнка. Родители в это время стоят в стороне и, как правило, занимаются приготовлением различных крестильных принадлежностей: рубашки, полотенец … В случае, если крестят ребёнка до 40-го дня, то мать при крещении присутствовать не может. Это связано с тем, что в этот период женщина пребывает в физиологической нечистоте. Если же прошло более 40 дней со дня рождения малыша, то матери даже необходимо войти в храм, так как над нею полагается прочесть особую молитву роженице.

4. Можно ли крестить ребёнка, если в день крещения он заболел?

Смотря какая болезнь. Если имеется угроза жизни, тогда крещение непременно должно совершится и как можно скорее. Есть возможность привезти священника в больницу — замечательно. Если по каким-то причинам нет такой возможности – любой мирянин не имеющий священного сана (в том числе и женщина) может самостоятельно, троекратно крестить дитя по формуле: «Крещается раб Божий (или раба Божия) имярек, во имя Отца, аминь – первое погружение. И Сына, аминь – второе погружение. И Святаго Духа, аминь – третье погружение». Эту формулу, кстати, должен знать каждый православный человек: мало ли какие случаи бывают в жизни. Крещение совершается путем троекратного погружения в воду или даже кропления (вода может быть как святой так и обычной — если святой не имеется). Если дитя выживет, священник впоследствии восполнит всё недостающее.

Если же болезнь не смертельна, зачем тогда мучить и себя и ребёнка? Перенесите дату крещения на другое время. Ничего страшного не произойдёт!

5. Сколько по времени длится таинство?

Это зависит от ряда факторов: много ли крещаемых, быстр и энергичен ли священник… Как правило, крещение занимает от 40 мин. до 1 часа.

6. Что нужно взять с собой в церковь?

Нательный крест, крестильную рубашку (во многих храмах сейчас можно приобрести специальные крещальные комплекты, предназначенные для совершения Таинства Крещения), полотенце и одеяло. Свидетельство о рождении.

7. Следует ли кормить ребенка перед крещением? есть самим?

Что касается младенца, — безусловно его нужно накормить. Крёстным же, если крещение совершается утром, лучше вообще отказаться от принятия пищи, так и в день причастия. Если же крещение совершается во второй половине дня, будет благочестиво вкусить в этот день пищу постную. Впрочем, главное — это серьёзное отношение к таинству и молитвенный настрой его участников.

8. Как крестят детей более старшего возраста (5-6 лет)(с погружением в купель или нет)?

Непременно и только с погружением.

9. Действительно ли лучше крестить недоношенных или больных младенцев как можно раньше?

Да, как можно раньше, чтобы у ребёночка поскорее появился защитник – собственный его Ангел-хранитель. Если ребёнок рождается нездоровым и существует угроза для его жизни, тогда крещение можно совершить хоть даже через несколько часов после его рождения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).

Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305–311). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); сщмчч. Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мц. Елисаветы Самовской (1937); мч. Петра Игнатова (1941).

Утр. – Ев. 10-е,Ин., 66 зач., XXI, 1–14.Лит. –Гал., 203 зач., II, 16–20.Лк., 38 зач., VIII, 26–39.Бессребреников:1_Кор., 153 зач., XII, 27 – XIII, 8.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1, 5–8.

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).

Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305–311). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); сщмчч. Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мц. Елисаветы Самовской (1937); мч. Петра Игнатова (1941).

Утр. – Ев. 10-е,Ин., 66 зач., XXI, 1–14.Лит. –Гал., 203 зач., II, 16–20.Лк., 38 зач., VIII, 26–39.Бессребреников:1_Кор., 153 зач., XII, 27 – XIII, 8.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1, 5–8.

Источник

Можно ли крестить ребенка при простуде

Наши линеечки планирующих. Попробуй и выскажи свое мнение!—>

* Дорогие друзья! Да, это реклама, крутиться как то надо!

Это конечно смешно, но уже третий раз пытаемся крестить. В первый, только договорились-температура 37. Как только отменили-упала. Без лекарств. Второй раз-опять договорились, тут же утром почти сорок, отменили-пусть и на лекарствах-упала. Вчера-позвонила батюшке, договорились на субботу-10 утра температура 38.5°C. Сбиваю сама. Ни у кого так не было?

Думаю в 4 раз крестите и при температуре… предварительно ее сбейте. Ну если конечно, ребенок будет без явных прищнаков простуды. Я бы так прступила.

Ой, это еще что! Нам вот вчера нужно было лететь, а ребенок утром выдал 39.7°C! К приезду неотложки было уже 39.9°C. ЧСС 140!
Т-ра почти не сбивалась! Только на часок!
Сегодня, на второй день болезни, т-ра 38.5°C…

В Вашем случае ничего ахового нет. Все устроится.

P.S. Крестить с тем-рой, как посоветовала Оля1983, я бы ни за что не стала!

А сколько малышу вашему, может еще не время?

Бедные ваши дети, да не крестите вы его. Ну по крестите в год, в два… А то и сам вырастет и решит как быть. Главное что бы человек рос хороший, душевный, искренний. Тогда и счастье в жизни будет. А если лживый, озлобленный… То хоть крещеный, хоть не крещеный — один фиг. Научи дурака богу молиться, он и лоб расшибет, а в вашем случае и дитенка измордует. ИЗВИНИТЕ что резко, но как есть. Неужели никак не подождать пока ребенок подрастет из такого «температурно-хрупкого» возраста и сделать все ритуалы, или вот так надо прям здесь и сейчас?

Я бы отказалась от этой навязчивой идеи с крещением. Два сорванных раза ни о чем не говорят?
Я дочку крестила месяцев в 7 и то только потому, что все родственники реально мозг вынесли на эту тему.
Вообще считаю, что человек должен сам осознанно выбирать в какую религию пойти или же отказаться от всего.
А крещение… главное верить в душе, а все остальное…

Tatyanka123, не вижу ничего плохого в желании матери крестить ребенка.
Она же его не покрестила, когда он затемпературил, просто видимо углядела в этом знак какой то, и хочет понять что делать дальше, ждать-не ждать, а сколько, а как и пр.

Лично как было у меня:
зайцы родились сильно не доношенными и в 40 дней ни о каком крещении не могло быть и речи. Летом тоже, в 6 мес (а это уже октябрь) мы были всего 5900. Поэтому летом тоже не рисковали. Осень и зиму отмели, дети уже поправились и подросли, но из за погоды боялась их застудить, очень берегла.
Но когда им исполнилось 9 мес. Поняла, что не могу уже спокойно спать, так как обещала перед Богом, что покрещу, а все никак да никак.
Выбрала день Ксении Блаженной, у нее вымаливала деток. И решила крестить. Крестились к слову всей семьей. Мороз был в феврале, всех окунали с головой. Но слава Богу никто не замерз по дороге домой.

А мелкую крестила в декабре, ровно в 40дней. В церкви было холодно, я ее в шальке держала и ее не окунали, сам батюшка сказал не надо, только намочили головку. И обратно в шаль. И церемония быстро прошла, минут 10—15. Одели ее и домой. Не заболела.
Крестила ее срочно, то есть не стала выжидать, хотя планировала так же в феврале, потому что обстоятельства были другие

Lelik bolik, верить в душе — бред! Почитайте мнения на эту тему.

Согласна с Жужик, у ребенка до года иногда повышающаяся температура до 37.5°C считается нормой, если конечно внешне малыш выглядит здоровым, бодрым и веселым и нет никаких других симптомов. А вот выше, это явно простуда или инфекция, я бы уж точно не рисковала. Значит пока не время. А если уж очень хочется покрестить в ближайшее время, можно батюшку на дом пригласить, не знаю как это дома происходит, но мои знакомые так своих деток на дому крестили. Они заезжали за ним в церковь, а после обряда отвозили обратно. Здоровья малышу и пусть свершится задуманное!

Носорожка, дискутировать на эту тему не буду, так как свое мнение не изменю

Tatyanka123, вроде автор не спрашивает совета крестить или нет. Зачем навязывать свое мнение другим? Не вижу в этом смысла

Крестите, не сомневайтесь, после крещения спадет температура

Насколько я поняла, ребенку 3 месяца. Вообще мы крестили дочь в 5 мес, почти 6 уже. Но было лето. И тем не менее в день крестин она проснулась с соплями, не сильными. Я не стала отменять, потому что еще с 4 мес. Ждала этого дня. Покрестили быстро, сразу же из купели отдали в руки крестной, в теплое полотенце. Она в нем была с головы до ног, обсохла и быстренько одели и на улицу. В церкви было прохладно, но не холодно, на улице жарко. На след. День она проснулась с темп. 37, но у нас лезли зубы в то время, была прививка незадолго до этого. Я хочу сказать, что с маленькими детьми всегда так, то зубы, то прививки, то сопли, то еще что- можно бесконечно переносить. Я не понимаю вот этого отношения к маме, будто это ее каприз- крещение! Человек верующий имеет полное право хотеть покрестить ребенка и это абсолютно нормальное желание.
Автор и так несколько раз переносила процедуру… Только при высокой температуре лучше никуда не ходить конечно. Ребенку тяжело будет. До субботы время еще есть. Но вообще надо бы определить, с чего у нее температура поднимается. Я бы к врачу сходила давно, т.к. просто сбивать не выход.
А еще модно спросить у батюшки, если у вас мысли насчет знаков. И можно умыть личико святой водичкой. Может тогда в день крещения все будет идти хорошо

Не вижу ничего удивительного… Первый раз собирались крестить в субботу 15 ноября, так? Сегодня 19 ноября, прошло 4 дня только. У ребенка температура, вы ее сбили, но это не значит что она сразу тайк и уйдет. Лучше разбиритесь в причине темпы. И знака точно в этом не вижу совершенно, я понимаю если бы у вас было бы назначено на (к примеру) 15 ноября — темпа, потом на 15 декабря-опять темпа и на 15 января- опять темпа, вот это еще можно было бы разглядеть как знак, а так… это все происходит на протяжении 4 дней.

И да, еще, с температурой лучше не крестить. А по поводу замерзнет — я сына крестила 30 декабря, его окунали и все было хорошо. Подруга вот недавно крестила сына, так священник приходил домой и там крестил ребенка. Я думаю это разрешено, не важно в каком помещении, важен сам обряд.

Если температура держится, то конечно лучше подождать до полного выздоровления малыша! Своего сына и потом крестника крестили летом, чтоб уж наверняка не простыть, а так слышала, что зимой в храме тепло и детки не простывают)))

Меня также несколько раз собирались крестить и накануне заболевала. Не могу точно сказать сколько раз все отменялось, но до трех лет не удалось меня покрестить. После крещения я почти не болела. Свою дочь крестила в 40 дней, в мае было тепло. Хотела раньше дома крестить, но меня в церкви отговорили.

Мы в год и 10 месяцев племяшку крестили, хотя в таком возрасте они сложнее даются, не все процедуры так легко сделать, особенно, если малыш недоверчивый. Чем младше, тем легче малышу морально дается крещение как ни странно. Но до года думаю самое то, еще успеете))

Если вам так требуется покрестить ребенка- пригласите батюшку домой, пусть окрестить в домашних условиях, можно и воду подогреть, можно попросить ножки- руки намочить только, а не окунать полностью малыша. Выздоравливайте и не переживайте

Может просто не ваше время? С темпой я бы не стала крестить никогда. Кому такой «подвиг» нужен? Хотя сама прямо думала постоянно, ну когда же, ну когда же. И мы с мужем верим. Крестили в его церкви, очень старинная, в другом городе, где его давным давно крестили.«Знаков» свыше не вижу. Вижу общий нервоз у мамы, волнение которой заметно по блогам, а поскольку наши дети имеют с нами связь, считаю запросто передается мамино волнение накануне. Крестины не совершаются второпях. Время до них — время молитвы и внутреннего покоя. Я сама крестилась в январе. Было тепло в церкви, но тем не менее я потом простыла капитально. Дочу крестили ровно в 4 мес летом, все прошло отлично — я после такая счастливая была! Сейчас иногда вместе ходим в церковь, она так потешно молится, прихожане все улыбаются. Порой тащит меня туда даже сама! У нас Собор рядышком. А вы говорите — вырастет определится…))) не определится и не примет Бога в душу, если пускать все на самотек, не учить молитвам, не разъяснять, не ходить в храм и объяснять правила поведения. Основным молитвам меня папа научил. Хотя тогда я еще не была крещеная. Не хочу чтобы моя дось нехристем росла! Заметила, кому не прививали это с детства, своих детей потом научить не могут и не хотят. И не надо забывать — это ТАИНСТВО, а не процедура как в магазин сходить.

Так что, поменьше волнуйся, все передается, обязательно покрестишь ребенка, но в свое время. Будь уже сейчас для нее духовным примером. И все получится, с Божьей помощью!

Наши линеечки планирующих. Попробуй и выскажи свое мнение!—>

* Дорогие друзья! Да, это реклама, крутиться как то надо!

Это конечно смешно, но уже третий раз пытаемся крестить. В первый, только договорились-температура 37. Как только отменили-упала. Без лекарств. Второй раз-опять договорились, тут же утром почти сорок, отменили-пусть и на лекарствах-упала. Вчера-позвонила батюшке, договорились на субботу-10 утра температура 38.5°C. Сбиваю сама. Ни у кого так не было?

Думаю в 4 раз крестите и при температуре… предварительно ее сбейте. Ну если конечно, ребенок будет без явных прищнаков простуды. Я бы так прступила.

Ой, это еще что! Нам вот вчера нужно было лететь, а ребенок утром выдал 39.7°C! К приезду неотложки было уже 39.9°C. ЧСС 140!
Т-ра почти не сбивалась! Только на часок!
Сегодня, на второй день болезни, т-ра 38.5°C…

В Вашем случае ничего ахового нет. Все устроится.

P.S. Крестить с тем-рой, как посоветовала Оля1983, я бы ни за что не стала!

А сколько малышу вашему, может еще не время?

Бедные ваши дети, да не крестите вы его. Ну по крестите в год, в два… А то и сам вырастет и решит как быть. Главное что бы человек рос хороший, душевный, искренний. Тогда и счастье в жизни будет. А если лживый, озлобленный… То хоть крещеный, хоть не крещеный — один фиг. Научи дурака богу молиться, он и лоб расшибет, а в вашем случае и дитенка измордует. ИЗВИНИТЕ что резко, но как есть. Неужели никак не подождать пока ребенок подрастет из такого «температурно-хрупкого» возраста и сделать все ритуалы, или вот так надо прям здесь и сейчас?

Я бы отказалась от этой навязчивой идеи с крещением. Два сорванных раза ни о чем не говорят?
Я дочку крестила месяцев в 7 и то только потому, что все родственники реально мозг вынесли на эту тему.
Вообще считаю, что человек должен сам осознанно выбирать в какую религию пойти или же отказаться от всего.
А крещение… главное верить в душе, а все остальное…

Tatyanka123, не вижу ничего плохого в желании матери крестить ребенка.
Она же его не покрестила, когда он затемпературил, просто видимо углядела в этом знак какой то, и хочет понять что делать дальше, ждать-не ждать, а сколько, а как и пр.

Лично как было у меня:
зайцы родились сильно не доношенными и в 40 дней ни о каком крещении не могло быть и речи. Летом тоже, в 6 мес (а это уже октябрь) мы были всего 5900. Поэтому летом тоже не рисковали. Осень и зиму отмели, дети уже поправились и подросли, но из за погоды боялась их застудить, очень берегла.
Но когда им исполнилось 9 мес. Поняла, что не могу уже спокойно спать, так как обещала перед Богом, что покрещу, а все никак да никак.
Выбрала день Ксении Блаженной, у нее вымаливала деток. И решила крестить. Крестились к слову всей семьей. Мороз был в феврале, всех окунали с головой. Но слава Богу никто не замерз по дороге домой.

А мелкую крестила в декабре, ровно в 40дней. В церкви было холодно, я ее в шальке держала и ее не окунали, сам батюшка сказал не надо, только намочили головку. И обратно в шаль. И церемония быстро прошла, минут 10—15. Одели ее и домой. Не заболела.
Крестила ее срочно, то есть не стала выжидать, хотя планировала так же в феврале, потому что обстоятельства были другие

Lelik bolik, верить в душе — бред! Почитайте мнения на эту тему.

Согласна с Жужик, у ребенка до года иногда повышающаяся температура до 37.5°C считается нормой, если конечно внешне малыш выглядит здоровым, бодрым и веселым и нет никаких других симптомов. А вот выше, это явно простуда или инфекция, я бы уж точно не рисковала. Значит пока не время. А если уж очень хочется покрестить в ближайшее время, можно батюшку на дом пригласить, не знаю как это дома происходит, но мои знакомые так своих деток на дому крестили. Они заезжали за ним в церковь, а после обряда отвозили обратно. Здоровья малышу и пусть свершится задуманное!

Носорожка, дискутировать на эту тему не буду, так как свое мнение не изменю

Tatyanka123, вроде автор не спрашивает совета крестить или нет. Зачем навязывать свое мнение другим? Не вижу в этом смысла

Крестите, не сомневайтесь, после крещения спадет температура

Насколько я поняла, ребенку 3 месяца. Вообще мы крестили дочь в 5 мес, почти 6 уже. Но было лето. И тем не менее в день крестин она проснулась с соплями, не сильными. Я не стала отменять, потому что еще с 4 мес. Ждала этого дня. Покрестили быстро, сразу же из купели отдали в руки крестной, в теплое полотенце. Она в нем была с головы до ног, обсохла и быстренько одели и на улицу. В церкви было прохладно, но не холодно, на улице жарко. На след. День она проснулась с темп. 37, но у нас лезли зубы в то время, была прививка незадолго до этого. Я хочу сказать, что с маленькими детьми всегда так, то зубы, то прививки, то сопли, то еще что- можно бесконечно переносить. Я не понимаю вот этого отношения к маме, будто это ее каприз- крещение! Человек верующий имеет полное право хотеть покрестить ребенка и это абсолютно нормальное желание.
Автор и так несколько раз переносила процедуру… Только при высокой температуре лучше никуда не ходить конечно. Ребенку тяжело будет. До субботы время еще есть. Но вообще надо бы определить, с чего у нее температура поднимается. Я бы к врачу сходила давно, т.к. просто сбивать не выход.
А еще модно спросить у батюшки, если у вас мысли насчет знаков. И можно умыть личико святой водичкой. Может тогда в день крещения все будет идти хорошо

Не вижу ничего удивительного… Первый раз собирались крестить в субботу 15 ноября, так? Сегодня 19 ноября, прошло 4 дня только. У ребенка температура, вы ее сбили, но это не значит что она сразу тайк и уйдет. Лучше разбиритесь в причине темпы. И знака точно в этом не вижу совершенно, я понимаю если бы у вас было бы назначено на (к примеру) 15 ноября — темпа, потом на 15 декабря-опять темпа и на 15 января- опять темпа, вот это еще можно было бы разглядеть как знак, а так… это все происходит на протяжении 4 дней.

И да, еще, с температурой лучше не крестить. А по поводу замерзнет — я сына крестила 30 декабря, его окунали и все было хорошо. Подруга вот недавно крестила сына, так священник приходил домой и там крестил ребенка. Я думаю это разрешено, не важно в каком помещении, важен сам обряд.

Если температура держится, то конечно лучше подождать до полного выздоровления малыша! Своего сына и потом крестника крестили летом, чтоб уж наверняка не простыть, а так слышала, что зимой в храме тепло и детки не простывают)))

Меня также несколько раз собирались крестить и накануне заболевала. Не могу точно сказать сколько раз все отменялось, но до трех лет не удалось меня покрестить. После крещения я почти не болела. Свою дочь крестила в 40 дней, в мае было тепло. Хотела раньше дома крестить, но меня в церкви отговорили.

Мы в год и 10 месяцев племяшку крестили, хотя в таком возрасте они сложнее даются, не все процедуры так легко сделать, особенно, если малыш недоверчивый. Чем младше, тем легче малышу морально дается крещение как ни странно. Но до года думаю самое то, еще успеете))

Если вам так требуется покрестить ребенка- пригласите батюшку домой, пусть окрестить в домашних условиях, можно и воду подогреть, можно попросить ножки- руки намочить только, а не окунать полностью малыша. Выздоравливайте и не переживайте

Может просто не ваше время? С темпой я бы не стала крестить никогда. Кому такой «подвиг» нужен? Хотя сама прямо думала постоянно, ну когда же, ну когда же. И мы с мужем верим. Крестили в его церкви, очень старинная, в другом городе, где его давным давно крестили.«Знаков» свыше не вижу. Вижу общий нервоз у мамы, волнение которой заметно по блогам, а поскольку наши дети имеют с нами связь, считаю запросто передается мамино волнение накануне. Крестины не совершаются второпях. Время до них — время молитвы и внутреннего покоя. Я сама крестилась в январе. Было тепло в церкви, но тем не менее я потом простыла капитально. Дочу крестили ровно в 4 мес летом, все прошло отлично — я после такая счастливая была! Сейчас иногда вместе ходим в церковь, она так потешно молится, прихожане все улыбаются. Порой тащит меня туда даже сама! У нас Собор рядышком. А вы говорите — вырастет определится…))) не определится и не примет Бога в душу, если пускать все на самотек, не учить молитвам, не разъяснять, не ходить в храм и объяснять правила поведения. Основным молитвам меня папа научил. Хотя тогда я еще не была крещеная. Не хочу чтобы моя дось нехристем росла! Заметила, кому не прививали это с детства, своих детей потом научить не могут и не хотят. И не надо забывать — это ТАИНСТВО, а не процедура как в магазин сходить.

Так что, поменьше волнуйся, все передается, обязательно покрестишь ребенка, но в свое время. Будь уже сейчас для нее духовным примером. И все получится, с Божьей помощью!

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира.

Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных.

Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос:

можно ли крестить ребенка при простуде

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак:

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное – не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум – два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом – исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

можно ли крестить ребенка при простудеВ такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с крещением:

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи – не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же – только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын – Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Да, могут. Вопреки расхожему мнению, не существует канонического запрета супругам или собирающимся вступить в брак, быть крестными у одного ребенка. Существует лишь каноническое правило, которое запрещает крестному отцу вступать в брак с родной матерью ребенка. Духовное родство, устанавливаемое между ними через таинство крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Но это правило никак не влияет на возможность вступления в брак крестных родителей или на возможность супругам стать крестными.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником – крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник – такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

можно ли крестить ребенка при простудеСогласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду – тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

1. В каких случаях нельзя крестить ребёнка (могут отказать)?

Ребёнок не имеет собственной религиозной веры. Поэтому крещение младенца совершается исключительно ПО ВЕРЕ ВОСПРИЕМНИКОВ (крёстных). Человек, не принимающий Божественности Христа и не верящий в Святую Троицу, отрицающий истины православной веры и вообще далёкий от Церкви (ни разу в своей жизни не каявшийся, не причащавшийся), инославный христианин и иноверец, приверженец оккультных взглядов однозначно не может быть восприемником. Соответственно, если в восприемники будет предложена кандидатура именно такого человека, в крещении младенца будет законным образом отказано до того момента, пока родители не подберут более достойной кандидатуры. Имеет значение и внешний вид крёстных. Неприлично входить в храм в спортивной форме, в шортах, женщинам же – ещё и с непокрытой головой. Состояние месячного очищения у крёстной или мамы, также может на некоторый срок отодвинуть желательную для родителей дату крещения.

2. Как крёстные должны подготовиться к таинству?

Накануне даты крещения крёстным следует поститься, а затем исповедоваться, очистить совесть в таинстве святого покаяния, и причаститься святых Христовых Тайн. Желательно знать наизусть «Отче наш» и «Символ веры», который крёстным предстоит читать вслух.

3. Где должны находиться родители во время крещения?

Если в храмовом крестильном помещении позволяют условия, в принципе ничто не мешает родителям присутствовать при крещении своего ребёнка. Разумеется, из купели дитя принимают крёстные (мальчика крёстный, девочку – крёстная), они же и держат на своих руках ребёнка. Родители в это время стоят в стороне и, как правило, занимаются приготовлением различных крестильных принадлежностей: рубашки, полотенец … В случае, если крестят ребёнка до 40-го дня, то мать при крещении присутствовать не может. Это связано с тем, что в этот период женщина пребывает в физиологической нечистоте. Если же прошло более 40 дней со дня рождения малыша, то матери даже необходимо войти в храм, так как над нею полагается прочесть особую молитву роженице.

4. Можно ли крестить ребёнка, если в день крещения он заболел?

Смотря какая болезнь. Если имеется угроза жизни, тогда крещение непременно должно совершится и как можно скорее. Есть возможность привезти священника в больницу — замечательно. Если по каким-то причинам нет такой возможности – любой мирянин не имеющий священного сана (в том числе и женщина) может самостоятельно, троекратно крестить дитя по формуле: «Крещается раб Божий (или раба Божия) имярек, во имя Отца, аминь – первое погружение. И Сына, аминь – второе погружение. И Святаго Духа, аминь – третье погружение». Эту формулу, кстати, должен знать каждый православный человек: мало ли какие случаи бывают в жизни. Крещение совершается путем троекратного погружения в воду или даже кропления (вода может быть как святой так и обычной — если святой не имеется). Если дитя выживет, священник впоследствии восполнит всё недостающее.

Если же болезнь не смертельна, зачем тогда мучить и себя и ребёнка? Перенесите дату крещения на другое время. Ничего страшного не произойдёт!

5. Сколько по времени длится таинство?

Это зависит от ряда факторов: много ли крещаемых, быстр и энергичен ли священник… Как правило, крещение занимает от 40 мин. до 1 часа.

6. Что нужно взять с собой в церковь?

Нательный крест, крестильную рубашку (во многих храмах сейчас можно приобрести специальные крещальные комплекты, предназначенные для совершения Таинства Крещения), полотенце и одеяло. Свидетельство о рождении.

7. Следует ли кормить ребенка перед крещением? есть самим?

Что касается младенца, — безусловно его нужно накормить. Крёстным же, если крещение совершается утром, лучше вообще отказаться от принятия пищи, так и в день причастия. Если же крещение совершается во второй половине дня, будет благочестиво вкусить в этот день пищу постную. Впрочем, главное — это серьёзное отношение к таинству и молитвенный настрой его участников.

8. Как крестят детей более старшего возраста (5-6 лет)(с погружением в купель или нет)?

Непременно и только с погружением.

9. Действительно ли лучше крестить недоношенных или больных младенцев как можно раньше?

Да, как можно раньше, чтобы у ребёночка поскорее появился защитник – собственный его Ангел-хранитель. Если ребёнок рождается нездоровым и существует угроза для его жизни, тогда крещение можно совершить хоть даже через несколько часов после его рождения.

священник Константин Пархоменко

можно ли крестить ребенка при простуде

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого.

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

можно ли крестить ребенка при простуде

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ( Лк.1:41 ).

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ( Иер.1:5 ):

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

А позже об этом скажет и апостол Павел ( Гал.1:15 ):

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Лидии (крестилась она и домашние ее — Деян.16:15 );

Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33 );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8 );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16 ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:1-2 ).

можно ли крестить ребенка при простуде

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно. » отвечает:

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди 27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132. ^

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.^

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.^

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.^

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.^

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.^

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.^

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.^

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол.2:11 ). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.^

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».^

11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.^

12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.^

13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.^

14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.^

15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.^

17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл. ^

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.^

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.^

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.^

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.^

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.^

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)^

24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.^

26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.^

27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.^

28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.^

29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.^

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки. ^

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).^

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.^

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.^

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *