можно ли крестить ребенка после эко
В Церкви напомнили условия крещения детей от «суррогатного материнства» и ЭКО
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Если ребенок появился на свет в результате т.н. «суррогатного материнства» или экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), то он тоже может быть крещен, только с соблюдением определенных условий, об этом напомнил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
«В документах нашей Церкви сказано, что по вере родителей-восприемников крестить можно любого младенца, в том числе рожденного в результате «суррогатного материнства». Об этом совершенно недвусмысленно написано в документе, посвященному этому вопросу и принятом Синодом Русской Церкви в конце 2013 года», – написал Владимир Легойда у себя в Facebook.
Глава Синодального отдела добавил, что в данном случае условием для совершения Таинства Крещения, согласно положению документа, является церковное покаяние родителей-восприемников.
«Ведь если они, крестя младенца, хотят его воспитывать в православии, то надо следовать учению Церкви или раскаяться в его игнорировании», – пояснил представитель Русской Церкви.
Что касается ЭКО, то, как напомнил Владимир Легойда, существуют процедуры этой операции, «исключающие уничтожение «излишних эмбрионов», и любая пара, которая ими воспользовалась, не подлежит церковному осуждению».
«Иные же технологии ЭКО, конечно, нравственно недопустимы», – подчеркнул Владимир Легойда.
В заключение глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предложил обращаться в него тем, от кого «при крещении требуют чего-то иного» по данной теме.
Крещение и ЭКО: Православные ответили на вопрос о допустимости Таинства после процедуры
Официальный представитель Русской Православной Церкви Владимир Легойда назвал противоречащим учению Православия отказ священников от крещения малышей, появившихся на свет в результате процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
В документах Церкви сказано, что любого младенца можно крестить по вере родителей-восприемников, в том числе рожденного в результате суррогатного материнства. Об этом «недвусмысленно» написано в документе по этому вопросу, принятом Синодом Русской Церкви в конце 2013 года, напомнил Легойда в своем телеграм-канале.
Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков также прокомментировал ситуацию.
«Безусловно, дети, появившиеся на свет путём ЭКО или суррогатного материнства, ничем не отличаются от других детей, а потому вопрос о возможности их Крещения не может ставиться в зависимости от них самих. Другое дело, что как правильно отметил Владимир Легойда, согласно учению Церкви, их можно и должно крестить по вере их родителей и восприемников (крёстных).
И вот здесь возникает вопрос: если эти дети родились при помощи недопустимых для христианина манипуляций, то могут ли их родители быть христианами? Так, ЭКО в Церкви осуждается в силу того, что зачастую предполагаемое в данном случае заготовление, консервация и разрушение т.н. избыточных эмбрионов является равным греху убийства, «суррогатное» же «материнство» в корне противоречит христианскому отношению к зачатию, семейным отношениям и подлинному материнству.
Дети из пробирки и таинство крещения
Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил правила крещения детей, рождённых в результате технологий суррогатного материнства. Т.е. младенцев, которые появились на свет либо при помощи суррогатной матери, либо «из пробирки», крестить можно, но только в том случае, если их биологические и приёмные родители придут в церковь и принесут покаяние. Если этого не произойдёт, то надо ждать, когда ребёнок повзрослеет и сам примет решение креститься. Но младенец-то ни в чём не виноват. Когда рождается ребёнок в обычной семье, его сразу крестят, а чем этот хуже — душа-то у него есть, или Господь не вдыхает душу в таких детей? Тогда кто же они, эти малыши, — живые мертвецы, недочеловеки? И как же слова Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10,14). Размышляет гранд-доктор психологии, профессор богословия, кандидат педагогических наук, председатель Собора православной интеллигенции священник Алексий МОРОЗ.
— Мы, как сказано в Библии, — продолжение своих родителей, плоть от плоти и кость от костей их. И всё, что несут в себе родители, в той или иной степени отражается и в ребёнке. Если дитя зачато с помощью греховной неестественной технологии, которая противна по духу своему христианству, то отпечаток греха есть и на ребёнке. И чтобы как-то уменьшить его, нужно понимание «родителями» греховности содеянного и покаяние церковное. А если они выступали на телевидении или в газетах, хвалили эти технологии и призывали следовать своему примеру, то, как раньше хвалили, так теперь публично должны объяснить недопустимость подобного явления. И когда произойдёт исповедание греха и отречение от него, тогда можно младенца крестить.
— Однако Церковь допускает крещение младенца «из пробирки», если он заболел или подвергается смертельной опасности.
— Бог есть Любовь, а младенец не повинен, что его таким образом произвели на свет. И если есть опасность, что он может умереть и предстать на Суд Божий, то хорошо, чтобы он был хотя бы покрыт благодатию Божиею, был крещён. Чтобы Бог принял его, как невинную жертву, и он мог войти в вечную жизнь и радость общения с Богом. Вне Крещения, вне Церкви нет спасения. Господь, милуя это несчастное создание, допускает его крещение.
— Либо — жди, когда ребёнок вырастет и сам изъявит желание креститься. Но он может и не дожить до сознательного возраста.
— Люди умирают в разном возрасте — всё в руцех Божиих. Крещение само по себе не гарантия входа в вечную жизнь. Сколько крещённых, но грешных людей идёт во ад! Крещение — это зёрнышко, посаженное в душу, которое может принести плод вечной жизни.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
В мире с июля 1978 года, когда на свет появился первый ребёнок из пробирки — Луиза Браун, таких детей родилось немало. По количеству процедур искусственного оплодотворения, отнесённых к численности населения, на первом месте находится Израиль: там ежегодно проводится 1657 искусственных оплодотворений на 1 млн жителей. До 54 лет женщина имеет возможность за счёт государства продолжать попытки рождения ребёнка с помощью донорских яйцеклеток. При этом финансируется рождение не одного, а двоих детей. В Израиле деторождение — главная функция в жизни женщины. Связано это и с канонами иудаизма, и с необходимостью укрепления еврейского государства.
— Батюшка, может быть, это выход и для России, где государствообразующее русское население стремительно вымирает?
— Искусственно лепить русских? Фашистская Германия уже пыталась пройти этим путём — создать человека будущего — правильной наружности, обладающего нужными качествами. Так можно далеко зайти. Например, создать идеального солдата — машину для убийства, не человека. Сейчас в некоторых американских лабораториях вы можете заказать ребёнка, какого хотите: выбрать пол, цвет глаз и волос, другие особенности. Вам смоделируют любого ребёнка. Но ваш ли это будет ребёнок? Чьи гены он унаследует? Подумайте, будет разрушено понятие рода, прервана связь поколений — наследуются-то гены не только родителей, но всего рода. Да и будут ли такие дети русскими по сути своей. А плачевная демографическая ситуация в России сегодня — это Во МНОГОМ результат решений Каирской конференции 1994 года о сокращении народонаселения во всех странах. Как этого добиться? В ход пошли наркомания, пьянство, СПИД, пропаганда гомосексуализма, проповедь, что нормальная семья и много детей — это плохо, а лучше не иметь семьи вообще, сожительствовать для удовлетворения потребностей, ещё лучше — однополые браки. Всё это — звенья одной цепи. Добавьте сюда же употребление продуктов ГМО, в результате чего люди становятся безплодными, рождаются гермафродиты, не способные к деторождению (в России уже около 25% семейных пар не могут иметь детей). При этом в 2014 году в России разрешено выращивать генномодифицированные кукурузу, свёклу, картошку и пшеницу, в которую, кстати говоря, вживлён ген скорпиона, повышающий устойчивость к засухам. Зачем это России, где и так народу мало?! По расчётам Д.Менделеева, в России к 2020 году должно быть больше 900 млн, а сейчас всего-то 140 млн, и русских из них — 90 млн. Русские, славяне вымирают. Наша земля освобождается для чужеродцев. Поэтому нам важно прильнуть к своим народным традициям, своей вере, не поддаваться на сатанинские новшества. Только так можно выжить и сохранить нацию здоровой.
Что касается суррогатного материнства, оно несёт в себе глубокую демоническую прелесть. Верующие люди знают, что христианин предаётся на волю Божию. Если Богу угодно, чтобы у меня были дети, — я буду их иметь. Если не угодно — значит, таков мой жребий. Я могу стать монахом, могу усыновить и с любовию воспитывать осиротевших или брошенных детей. Часто бывает, что Господь супругам, усыновившим сироту, посылает потом и родных детей. Люди безплодные, но желающие иметь детей, могут молитвенно просить о том Отца Небесного. Мы знаем, что Господь откликается на подобные просьбы, если люди ведут непорочный образ жизни. Так было с терпящими поношение безчадства праведными родителями Пресвятой Богородицы — свв.Иоакимом и Анной и родителями Иоанна Крестителя — свв.Захарией и Елисаветой. Кроме того, милосердный Бог дал нам врачей, чтобы человек мог подлечиться, если не может зачать ребёнка. Но человек волен подлечить себя, а не сотворить детей искусственным или греховным образом. Такие действия — вызов Богу: Ты не дал мне детей, а я всё равно получу, потому что я так хочу. Я сам возьму то, в чём мне отказывает Отец Небесный. Но бунт против Бога, бунт гордыни всегда плохо заканчивается. Для сатаны он закончился падением, для людей, следующих его путём, —
поражением и гибелью души.
— Может ли ребёнок из пробирки стать святым?
— Есть ли что невозможное для Бога? Но почитайте жития святых — у многих были святые или благочестивые родители. Ребёнку, чьи родители — алкоголики, наркоманы, преступники, труднее достичь духовных высот, ибо он несёт в себе расположенность ко греху. Генетическая заданность — это 70% характера и психических черт человека. Однако у человека есть право выбора — уступить греховной склонности или жить, соблюдая Заповеди Божии. Но вырастить святого в пробирке — святотатство.
Также важно знать, что суррогатное материнство сопровождается убийством зародышей: их заготовляется 12—15, подсаживаются два-три (приживается часто один), остальные уничтожаются или замораживаются. на всякий случай. Всё это даже звучит кощунственно! Ещё один скользкий момент: используются не только семя и яйцеклетка биологических родителей — часто берётся яйцеклетка матери, а сперма неизвестного человека, оплодотворение происходит в пробирке, а потом переносится в тело женщины-инкубатора. Ещё более страшная вещь, когда женщина сама не может родить (в силу преклонного возраста или безплодия), и нанимается женщина, в чью яйцеклетку вживляется семя «отца». Родителями этого дитяти, по сути, являются биологический «отец» и женщина-инкубатор — ведь это она вы;носила и родила его, это её плоть и кровь пошли на строительство тела малыша. А бездетная женщина как была безплодной смоковницей, так ею и останется.
— Около 70% детей, зачатых в пробирке, чаще страдают физическими (онкология, астма и т.п.) и психическими отклонениями.
— Чтобы тело суррогатной матери приняло чужую оплодотворённую яйцеклетку, чтобы не произошло отторжения и выкидыша, её накачивают гормонами. Но самое важное: душа человека рождается в момент соития мужчины и женщины. А какие могут быть отношения с пробиркой? И к суррогатной матери отношение просто как к инкубатору. Где любовь, где эмоции, где живая искра человеческих отношений? Происходит просто соединение половых клеток.
— Батюшка, но Бог ведь всё равно даёт малышу душу или нет?
— Что-то он имеет, коли родился и живёт. Но какая это душа? Является ли он полноценной личностью? В какой мере он ущербен, как это скажется на его дальнейшей жизни и на его детях, если они будут? Такое дитя скорее всего может унаследовать отцовское безплодие.
— В таком случае, коли уж личность такого ребёнка будет всё равно ущербной физически и духовно, то будет ли считаться убийством, если суррогатная мать решит сделать аборт?
— Да. Мало того, что она уже совершила грех — пошла против воли Божией, решилась на суррогатное материнство, так теперь ещё и убьёт носимое под сердцем дитя. Ведь мы не знаем, какие планы у Господа относительно этого малыша.
— Кем будут считать себя такие дети — монстрами, сверхчеловеками? Как будут относиться к «родителям»? Простят ли, что они — дети «из пробирки», выношенные и проданные, как животные?
— Между мамой и ребёнком существует близкая связь — духовная пуповина, и мысли и чувства матери передаются младенцу. Недаром желанные дети рождаются здоровыми, а нежеланные — с повреждением психики, недоверием к миру, повышенной агрессией и ненавистью — часто на подсознательном уровне — к своим родителям. Так же как дети, рождённые после аборта, не доверяют матерям, ненавидят их, таким образом мстя за своих убитых во чреве братьев и сестёр. Но уже назревает новая опасность: учёные научились производить детей даже не из половых, а из стволовых клеток. А в Японии изобрели механико-синтетические утробы (моделирующие среду женского чрева), где создаются условия для роста и развития зародыша, полученного в пробирке. И что это будет за существо? Человек? Биоробот? Учёные также говорят о том, что в будущем ребёнку при рождении будут вживлять в мозг биочипы, что позволит закачивать ему прямо в мозг нужную информацию. Прямо в мозгу у него будет возможность выхода в Интернет. Это уже будет некий киборг. А какая у киборга совесть, сострадание, моральные качества, духовный рост? Это будет страшное существо, порождение антихристово, жестоко-расчётливое, умное, но безчеловечное, безнравственное, безжалостное. Как это скажется на человечестве? Не начнут ли они уничтожать обыкновенных людей? Кстати, многие учёные отказываются работать в этом направлении, возможно, понимая, на кого они работают.
Владимир Легойда о «суррогатных» и ЭКО-детях: крестить и воспитывать в христианстве можно любого младенца
Число детей, родившихся благодаря современным технологиям ЭКО и от суррогатных матерей, растет. И если первую практику Церковь при соблюдении некоторых условий приемлет, то вторую категорически осуждает. Но ребенок не выбирает, как появиться на свет, он может стать членом Церкви и воспитываться в православии.
Что в таком случае необходимо для совершения Таинства Крещения – читайте в нашей статье.
Крестить можно
Особенных деток, зачатых в пробирке или выношенных юридически «посторонней» мамой, все больше. Больше и вопросов, связанных с их воспитанием и воцерковлением. Именно поэтому в Русской Православной Церкви посчитали необходимым напомнить об условиях крещения детей, рожденных от ЭКО и «суррогатного материнства».
И на самый главный вопрос: может ли быть такой ребенок крещен, Церковь дает однозначный ответ – да, конечно. Но – соблюдая некоторые важные условия.
По словам руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, «…в документах нашей Церкви сказано, что по вере родителей-восприемников крестить можно любого младенца, в том числе рожденного в результате «суррогатного материнства». Об этом совершенно недвусмысленно написано в документе, посвященному этому вопросу и принятом Синодом Русской Церкви в конце 2013 года».
В опасности – крестить всегда
В. Легойда отметил, что единственное условие для совершения Таинства – церковное покаяние родителей, которые решились вопреки церковному осуждению практики суррогатного материнства прибегнуть к этому способу рождения ребенка.
Желание окрестить новорожденного обычно говорит о желании родителей его воцерковлять, воспитывать в православной вере, и потому было бы логично им самим
«…следовать учению Церкви или раскаяться в его игнорировании», – подчеркнул он.
Очень важно, что говоря об этой актуальной проблеме, глава Синодального отдела связывает принятие Таинства Крещения с воспитанием – подчеркивая позицию Церкви, считающей фундаментом для православного воспитания ребенка его крещение.
Подчеркнем и другой важный момент – то, что в состоянии опасности ребенка можно крестить в любом случае, не дожидаясь церковного покаяния его родителей.
Где это написано?
Итак, если вы, мама и папа, православные христиане, действительные, а не номинальные члены Церкви, пришли договариваться о совершении таинства и в вашем храме вам по какой-то причине отказали в крещении младенца – пусть даже особенно зачатого, выношенного и рожденного ребенка, то вы можете спокойно и аргументировано возразить – и опираться при этом на утвержденную Синодом церковную позицию.
Или, если вы не правы, принять отказ и временно с ним согласиться – ради соблюдения вами, родителями, разумных церковных требований.
Понять, в какой ситуации вы правы, а в какой – нет, поможет Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», который был принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года (журнал № 158).
В частности, в нём сказано: «В настоящее время все более широкое распространение получает репродуктивная биомедицинская технология, получившая название «суррогатного материнства». Хотя эта практика в нескольких странах разрешена законодательством, она продолжает вызывать в обществе острые дискуссии…
Целый ряд вопросов, касающихся пастырского отношения к последствиям «суррогатного материнства», продолжает оставаться дискуссионным. Настоящим документом Русская Православная Церковь дает церковно-практические указания, касающиеся крещения детей, родившихся при помощи «суррогатной матери».
О браке и материнстве
Итак, почему Церковь выступает за традиционный брачный союз и естественное рождение детей в нем? Читаем в документе: «Церковь понимает брак как изначальное установление Божие, укорененное в богозданном человеческом естестве. В христианском понимании брак является духовно-телесным союзом мужчины и женщины, который позволяет им в полноте реализовать свою человеческую природу.
Церковь освящает брак, уподобляя его духовному союзу Христа и Его Церкви ( Еф. 5:22–33 ). Плодом супружеской любви становятся дети, «рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака» (ОСК Х.4).
Рождение ребенка – это не только естественное следствие брачных отношений, но и великое событие пришествия в мир нового человека, несущего в себе образ и подобие Бога Творца. Давая жизнь детям, муж и жена принимают на себя сугубую ответственность, поскольку они призваны проявлять максимальную заботу одновременно об их физическом и духовном здоровье – от периода внутриутробного развития и первых дней жизни до наступления совершеннолетия.
Особая роль в рождении и воспитании детей принадлежит матери, которая тесно связана со своим ребенком телесными, душевными и духовными узами. Великий пример материнства Церковь видит в Пресвятой Богородице, чей образ раскрывает высочайшее достоинство женщины, уникальность ее материнского призвания.
ЭКО допустимо, если…
А вот что в церковном документе сказано про ЭКО:
«Серьезной проблемой, с которой нередко сталкиваются семьи, является бесплодие одного или обоих супругов. Церковь сочувствует бездетным супругам, благословляя им молиться о даровании потомства, обращаться к врачам для лечения бесплодия, а также усыновлять (удочерять) детей.
Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (ОСК XII.4).
«Суррогат» материнского долга
«Что же касается практики так называемого «суррогатного материнства», то она однозначно осуждается Церковью: «“Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе» (ОСК XII.4).
Сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания. Соответствующая практика является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор.
Кроме того, практика «суррогатного материнства» разрушает полноценные естественные отношения между матерью и ребенком и имеет отрицательные последствия для всех вовлеченных в эту практику сторон: для «биологической матери», предоставившей свои половые клетки, но лишенной подлинного материнства, связанного с вынашиванием и рождением этого ребенка;
для «суррогатной матери», выносившей и родившей ребенка, но вынужденной с ним расстаться, как только он отделился от материнской утробы; для самого ребенка, который вместо полноценной матери либо имеет двух неполноценных матерей, либо не имеет ни одной (как в случае с одиноким мужчиной, пожелавшим иметь «биологическое потомство»);
наконец, для общества, в котором утрачивается понимание семьи, предполагающее особые отношения между родителями и детьми, а также не менее важные отношения через поколение – между дедушками/бабушками и внуками».
Общественно опасно?
«Общественная опасность практики «суррогатного материнства» связана с радикальным изменением самого представления о природе человека.
В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами «генетического материала». «В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями» (ОСК XII.4).
Использование репродуктивных технологий с целью «обеспечения детьми» бесплодных пар, одиноких мужчин или женщин постепенно превращается в доходный бизнес, предоставляющий способ заработка для доноров половых клеток и «суррогатных матерей». В результате таинство рождения человека становится предметом торгово-денежных отношений.
На смену богозаповеданному супружеству, основанному на любви и верности, приходит «рынок репродуктивных услуг», готовый удовлетворить любой запрос потребителя на искусственное рождение ребенка в соответствии с заданными параметрами».
Крещение – для всех
«Церковь открыта для всех людей, стремящихся к спасению. Крещение является таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни.
Таинство Крещения совершается в Православной Церкви как над взрослыми, так и над младенцами. Взрослые допускаются к Таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения — наставления в христианском вероучении и христианской нравственности. В таких случаях решение о времени принятия Крещения принимается приходским священником, проводящим оглашение.
В случае крещения младенца согласие за него дают взрослые – родители и восприемники. Условием крещения младенца при этом ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах».
Ребенок не виноват
«Что же касается вопроса о возможности крещения младенцев, рожденных «суррогатной матерью», то при ответе на него необходимо учитывать следующие факторы.
С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен по вере тех, кто намеревается его крестить. Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью.
С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может.
Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца – его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.
Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние – вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви.
Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления. Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка.
В последнем случае факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.
По указанию архиерея
В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея, который обязан руководствоваться в каждом конкретном случае нормами, содержащимися в настоящем документе.
Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений.
В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения.
Изложенная позиция основана на учении Церкви о недопустимости крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка. Это касается не только вопроса о «суррогатном материнстве», но любого сознательно выраженного нежелания жить по-христиански».