можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Сына крестили с другим именем. А как отпевать?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Меня давно мучает один вопрос. Когда родился мой сыночек, и спустя два месяца мы пришли в Храм его крестить, я была полна решимости просить о другом имени в Крещении (чтобы не смогли на него ничего «наговорить»). Потому что сама сталкивалась с этой бедой. Тогда батюшка был против, сказал: «Не будет тебе счастья». Ушёл крестить малыша и дал ему имя, о котором просила. Он Мирон, крестили Михаилом. Только потом дома до меня дошло, что настанет когда-то его час, и при отпевании уже я не подскажу его детям этого. Если они забудут о том, что он Михаил, отпевание будет недействительным? Можно ли пойти в храм, чтобы прочитали над ним молитву о наречении имени на осьмый день с его именем? И тогда причастится с новым именем, оно будет с ним дальше в церковной жизни. Или, может, я что-то не так поняла. Суть моего вопроса в том, как помочь душе сыночка уже после его жизни, чтобы за него правильно молились и будет ли считаться за него молитва с именем Мирон?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Здравствуйте! Манипуляции с двойными именами — это давний языческий обычай, который для христианина совершенно неактуален! Это раньше люди, не зная точно, в чем состоят причино-следственные связи, выдумали различные теории магии, в частности, магии контагиозной — о том, что принадлежащий владельцу предмет имеет с ним связь и через него можно что-то сделать с владельцем. К таким предметам можно отнесли и имя и отсюда возникают теории о том, что знание истинного имени якобы (!) дает власть над его носителем. Поэтому у язычников и было два имени — которое знали все и которое знали лишь избранные.

Как Вы понимаете, это все конструкты искусственные, как и многие приметы и суеверия, и все это давно разобрано этнографами и антропологами.

Крещение — это Таинство, в ходе которого человек становится членом Церкви Христовой. Он должен каким-то образом в Ней фигурировать, и поэтому в Крещении нарекается имя, с которым человек участвует в церковных Таинствах. В двойном имени смысла никакого нет: знание имени никакой власти над его носителем не дает, так что зря Вы все усложнили. ну да ладно. Ни одно Таинство не имеет обратной силы и не совершается повторно. Молитва на наречение имени читается до Крещения. После Крещения человек живет в Церкви с тем именем, с которым его крестили. То есть Ваш сын в Церкви — Михаил.

А теперь вопрос про отпевание. Вы сына крестили, а крестят детей, чтобы причащать их. И вот я думаю, неужели же Ваш сын, если он вырастет в Церкви, если он будет нормальным христианином, то есть и взрослым будет исповедоваться, причащаться и вести духовную жизнь, не не скажет ни своей жене, ни детям, ни кому-либо другому церковного имени? Да весь приход, священник, жена и дети, которые будут о нем молиться о здравии, уж конечно будут знать, что это он по паспорту Мирон, а в Крещении Михаил. И будьте спокойны, при таком порядке вещей не может просто произойти никакой путаницы.

Источник

Зачем при крещении дают второе имя, и какие приметы связаны с таинством

Крещение ребенка – важное событие для каждой православной семьи, к которому серьезно готовятся родители и крестные. Существует множество примет, связанных с таинством, и родные стараются сделать все в соответствии с канонами и народными традициями. Часто ребенку при крещении дают второе имя, и оно может полностью отличаться от того имени, которое записано в свидетельстве о рождении. Прежде, чем выбрать второе имя, желательно узнать мнение православной церкви, а также изучить народные поверья.

Народные приметы

Раньше ребенку давали тайное имя для того, чтобы уберечь от «плохого» глаза. Наши предки верили, что на малыша не смогут навести порчу, если не узнают второго имени. По этой причине на таинство крещения приглашали самых близких людей, которые никому не расскажут, каким именем крестили младенца. До сих пор родители, которые верят в народные поверья, дают ребенку тайное имя и никому его не называют, чтобы никто не смог нанести вред младенцу.

Говорят, что на всех ритуалах, связанных с нанесением порчи и сглаза, обязательно называют церковное имя. Если его не знать, ритуал совершить не получится.

Что говорит православная церковь

Церковнослужители не имеют ничего против того, чтобы младенец получил при крещении другое имя. В первую очередь, батюшка предложит крестить ребенка тем же именем, которое было дано при рождении, чтобы не запутаться. Часто бывает так, что за человека хотят подать записку или помолиться, но не могут этого сделать, поскольку не знают, каким именем он был крещен.

Сейчас модно называть детей именами иностранного происхождения. В этих случаях, а также, если имя ребенка не носил ни один православный святой, выбирается созвучное имя. Иногда родители дают имя великомученика, которого почитают в день рождения младенца или день крестин. В любом случае, предварительно нужно спросить совета у священнослужителя.

Что касается языческих поверий относительно сглазов и порчи, церковные служители повторяют, что православные прихожане не должны в это верить. Только по этой причине давать второе имя при крещении не стоит.

Народные приметы

Из поколения в поколение передаются народные поверья, которым молодые родители стараются придерживаться на таинстве крещения.

Как проходит обряд крещения

Будущие крестные должны заранее посетить собеседование с батюшкой, который будет проводить таинство. Допустимо, чтобы у ребенка был только один крестный: для мальчика – отец, для девочки – мама. Но обычно младенцу выбирают два крестных родителя. Православные с давних времен подходили к выбору крестных очень ответственно, ведь, в случае потери родных родителей, крестные принимали ответственность за жизнь и воспитание крестника на себя.

Это интересно! Если малыш только учится ходить и часто падает, родители просят крестную подарить ему тапочки или босоножки. Многие утверждают, что эта примета работает: ребенок сразу начинает хорошо топать.

Ребенка можно крестить на сороковой день после его рождения. Это объясняется тем, что в течение сорока дней после родов женщина остается «нечистой», и ей запрещено входить в храм. Малыш в течение 40 дней приспосабливается к новому миру, его организм крепнет, а еще в этом возрасте детки много спят, поэтому чужие люди и непонятные действия их вряд ли испугают. Но, естественно, крестить именно на сороковой день вовсе не обязательно.

Принять крещение можно в любом возрасте, главное, чтобы крестил священнослужитель. Исключением являются те моменты, когда ребенок сильно болеет, и нет возможности пригласить батюшку для совершения таинства. В этом случае мама сама может крестить болеющего малыша.

После того, как будут выбраны крестные и церковь, заранее нужно подъехать к батюшке для того, чтобы узнать все подробности относительно будущего обряда. В день крещения взрослые, как правило, приезжают в церковь заранее, чтобы приобрести именные иконы и прочитать молитвы. Желательно выбирать скромную одежду, а женщинам надеть на голову платок и отказаться от косметики.

Церковный обряд длится не больше часа.

После завершения таинства родители ребенка обычно приглашают крестных и гостей отметить важное событие. Истинные верующие не употребляют алкоголь и не предлагают его гостям, но на столе присутствуют такие блюда: сладкая каша или крупяная запеканка с молоком, маслом, сахаром, пироги со сладкой начинкой, фрукты, ягоды.

Что касается подарков, крестные обычно дарят памятные вещи: серебряную ложечку, украшения, иконы. Остальные гости могут выбрать в качестве сюрприза для малыша одежду, игрушки или вручить родителям конверт с деньгами.

Источник

Крёстное имя: какое оно будет и как крестить ребёнка, если его имени нет в святцах

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Ещё столетие назад имя новорождённому ребёнку было дать очень просто. В день его рождения мама и папа просто заглядывали в святцы и выбирали один из нескольких вариантов (иногда он был всего один). Сегодня же далеко не все следуют церковным традициям, да и многие имена святых устарели. И чаще всего родители дают малышу имя, ориентируюсь на моду, желая выделиться или просто потому, что понравилось, как младенца назвали знакомые. Тем не менее крестят детей в нашей стране очень многие, кто-то относится к этому Таинству серьёзно, кто-то воспринимает его как формальность. Каким же именем нарекают при этом малыша? И что делать, если мирского имени нет в святцах.

Как определяют имя для крещения ребёнка

Родители, которые при выборе имени для ребёнка учитывают церковные традиции, поступают следующим образом:

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Возможно, в семье есть особо почитаемый святой, и ребёнка назвали в его честь

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Возможно, мама после долгого периода бесплодия дала обет, например, Ксении Петербуржской, что назовёт дочку в её честь

Кроме того, бывает, что родителям очень нравится какое-то имя, и оно есть в святцах. Но роды, например, выпадают на весну, а память святого с этим именем отмечается осенью. Церковь в таких случаях ничего не имеет против того, чтобы люди осуществили задуманное.

Например, у Владислава именины только один день в году — 7 октября. Конечно же, родителям, чей сын родился далеко от этой даты, не запрещается так наречь сына. У Вероники — 17 октября, у Виктории именины только 24 октября, у Валерии — 6 мая и 20 июня, У Киры — 17 декабря, и 13 марта.

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

У некоторых святых именины только один раз в году, но всё равно можно назвать ребёнка таким именем

Зато есть мужские и женские имена, довольно популярные сегодня, именины которых отмечаются в году много раз. Приведём лишь отдельные примеры:

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Именины некоторых святых с определённым именем отмечаются много раз в году

Крещение взрослого человека

Вообще на Руси рождённого ребёнка стремились окрестить как можно раньше (из-за печального тогда состояния медицины) – на 3-й, 8-й, реже на 40-й день. Это в корне отличалось от позиции католиков, которые допускали крещение только в сознательном возрасте (человек сам должен сделать выбор, прийти к вере, а не родители должны решать за него).

Сегодня же православная вера не принуждает крестить всех только в младенческом возрасте. Родители могут дать ребёнку вырасти и самому принять важное решение. Кроме того, такое иногда бывает у некрещённых родителей: малыш вырастает и сам приходит к вере уже взрослым вопреки родительскому воспитанию.

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Некоторые люди крестятся во взрослом возрасте и сами могут выбрать себе церковное имя (в том числе оставить своё)

Такой новообращённый взрослый христианин может оставить при крещении своё же имя, если оно есть в святцах. Но некоторые люди принимают решение в процессе Таинства Крещения поменять имя (возможно, для них это будет символически подчёркивать духовное перерождение). Это нужно заранее обговорить с батюшкой: он, например, подскажет, что можно взять созвучное имя (тем более если человек намерен изменить его и в паспорте). А возможно, крещаемый уже остановился на каком-то определённом имени, совершенно не похожем на его мирское (главное, чтобы оно было в святцах).

Видео: какое имя давать ребёнку при крещении (объясняет батюшка)

В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других

Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня. Примеров можно привести много:

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Некоторых мирских имён нет в святцах, зато там есть имена с похожим звучанием (архаичные), пример тому — Юлия и Иулия

Некоторые славянские имена имеют одно значениес церковными именами (как правило, греческими). Пример тому — Светлана. Девочку с таким именем можно окрестить как Фотинию (от греч. «свет»).

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Некоторые имена имеют свои церковные аналоги но не основании звучания, а по смыслу (например, Светлана — Фотиния)

Аналогичная пара имён — Богдан и Феодот (греч. «Богом данный»).

У некоторых современных родителей есть тенденция изначально называть малыша именно именем со старинным звучанием: не Данил, а Даниил, не Наталья, а Наталия. Если они этого хотят, священник не будет против, а святцы только помогут сделать выбор.

Однако некоторые батюшки считают, что наречение младенца таким именем должно быть именно искренним желанием православных родителей, а не просто способом поразить окружающих, подчеркнуть свою оригинальность.

Если имени в святцах нет: Алиса, Мирослава, Карина и другие имена

Многие родители сегодня стремятся назвать малыша модно, оригинально, звучно. И часто оказывается, что такого имени в святцах нет (причём нет и его похоже звучащей архаичной формы). В этом случае священник предлагает выбрать имя просто с похожим звучанием или имеющее аналогичное значение. Традиционно устоявшиеся соответствия можно посмотреть в официальных православных интернет-изданиях (например, azbuka.ru, pravoslavie.ru, http://beleparh.ru/). Также можно зайти в храм или церковную лавку и попросить помощи там. Вот несколько традиционных соответствий для мирских имён, которых нет в Месяцеслове:

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Девочку по имени Алиса можно окрестить, например, как Александру или Василису

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

Хотя имя Ева имеет прямое отношение к христианству, святая с таким именем появилась лишь около 20 лет назад

можно ли крестить ребенка под другим именем и правильно ли это

В русских святцах нет имени Мирослава, зато в других славянских странах девочек крестят этим именем

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Обязательно ли ребёнка называть именем, которое есть в Православии? А если, например, я назову дочь Алисой? Как её будут крестить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!
Конечно, лучше сразу давать девочке православное имя. Если же Вы назовёте дочь Алисой, то при Крещении ей дадут православное имя (например, Александра), и именно с этим именем она будет участвовать в церковной жизни (причащаться, исповедоваться, венчаться и т. д.).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/moego-synishku-zovut-emil-rodilsya-16-avgusta-pod-kakim-imenem-ego-krestit/

Здравствуйте! Моего сынишку зовут Эмиль, родился 16 августа, под каким именем его крестить? Кристина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Вполне созвучное и подходящее — Емилиан.

С уважением, священник Дионисий Свечников

https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/moego-synishku-zovut-emil-rodilsya-16-avgusta-pod-kakim-imenem-ego-krestit/

Если же вовсе не получается подыскать в святцах имя, похожее на то, какое дали малышу (или эти варианты не нравятся родителям), можно просто выбрать имя святого, память которого празднуется в день крещения либо любое понравившееся имя по святцам. Следует помнить, что в молитвах упоминать этого человека нужно только его церковным именем, равно как и писать записки «о здравии» в храме.

Некоторые люди хотят дать ребёнку при крещении принципиально другое имя, даже если то, что записано у него в свидетельстве о рождении, уже есть в святцах. Объясняют они это стремлением защитить малыша от сглаза, недобрых людей. С точки зрения церкви это неразумно, проявление суеверия, магии.

Из собственной практики припоминаю отпевание очень старой женщины. Которая, будучи Марией, крещена была Александрой. Причём никто из родственников этого не знал. И только то, что ещё была жива старшая сестра бабушки, ещё более ветхая старица, предотвратило отпевание усопшей под другим именем. Видя упорство в суеверном желании, всегда вспоминаю этот случай. Есть ли уверенность, что рядом с каждым таким ребёнком окажется старшая сестра?

Иерей Михаил Самохин

https://www.pravmir.ru/imya-sobstvennoe-ili-kak-vybrat-imya-rebenku/

Также православие не приветствует двойные имена (например, одно мирское, другое — крещёное). Хотя на Западе они популярны. Если мирское имя и церковное немного отличаются по звучанию, то в обычной жизни человек пользуется первым, а в церковных таинствах использует второе.

Важно! Согласно православному учению именно со вторым именем христианин предстанет пред Небесным Судьёй во время Второго пришествия Христа (на Божьем Суде).

Видео: зачем менять ребёнку имя при крещении, если его нет в святцах (объясняет православный священник)

Выбор имени при крещении ребёнка очень важен. Хорошо, когда оно совпадает с тем, что дали малышу родители при рождении. Если нет — можно просто подобрать в святцах архаичную форму или созвучный вариант. Именно это имя следует использовать в домашних и церковных молитвах.

Источник

Можно ли креститься второй раз?

иерей Алек­сандр Ермо­лин

Послед­нее время многие «захо­жане» задают один и тот же вопрос: можно ли кре­ститься со вторым именем? И это, как пра­вило, не Руст­эмы и Тимуры, кото­рых так или иначе нужно кре­стить с другим именем (ведь нет таких имен в свят­цах), а вполне себе обыч­ные Иваны и Марии. Бывают и вари­а­ции вопроса: можно ли кре­ститься повторно или поме­нять имя, данное в Кре­ще­нии. При­чина этого явле­ния очень про­стая: в интер­нете сейчас очень рас­про­стра­нены советы разных «белых магов» и прочих оккуль­ти­стов о борьбе с порчей путем… пере­кре­щи­ва­ния.

Вред­ные советы

Начнем с при­ме­ров. Вот какие «полез­ные советы» дают в интер­нете для тех, кто хочет кре­ститься сам или кре­стить ребенка. Нельзя кре­стить ребенка сразу после отпе­ва­ния в храме, нельзя выти­рать воду, кото­рая выплес­ну­лась на пол во время Кре­ще­ния, нужно позвать на Кре­ще­ние четное коли­че­ство гостей. Эти и многие другие советы мы читаем как на самых разных эзо­те­ри­че­ских сайтах, так и на вполне бла­го­при­стой­ных сайтах для моло­дых роди­те­лей.

«Скорее всего, вам отка­жут про­во­дить ритуал, если вы откро­ете всю правду. Так что вам при­дётся слу­ка­вить»

Но самым выда­ю­щимся сове­том явля­ется сле­ду­ю­щий: «Если вы возь­мёте себе при Кре­ще­нии иное имя, порчу вам сде­лать станет зна­чи­тельно слож­нее, поскольку «адрес изме­нился»». Читаем дальше: «Абсо­лют­ное боль­шин­ство цер­ков­ных батю­шек не одоб­ряют идею повтор­ного кре­ще­ния и скорее всего отка­жутся про­во­дить ритуал, если вы им откро­ете всю правду. Так что вам при­дётся слу­ка­вить и ска­зать, что Кре­ще­ние будет про­во­диться впер­вые. И сразу же назы­ва­ете только то новое имя, кото­рое вы подо­брали! Если у вас потре­буют офи­ци­аль­ный доку­мент (напри­мер, пас­порт) для про­верки имени, просто идите в другую цер­ковь».

То есть для того, чтобы кре­ститься с другим именем, нужно соврать! И соврать в храме. Давайте дадим оценку этому совету с точки зрения пра­во­сла­вия: чело­век пыта­ется отго­ро­диться от порчи путем совер­ше­ния маги­че­ского дей­ствия. И чтобы обряд точно «подей­ство­вал», сове­туют совер­шить грех, сове­туют соврать в храме. Как мы знаем, лука­вому нужна одна жертва – чело­ве­че­ский грех. И эту жертву надо при­не­сти лука­вому.

Всё это напо­ми­нает советы, как «пра­вильно» гадать на свят­ках: надо украсть свечу в храме и т.д. То есть для того, чтобы лука­вый отве­тил на твои вопросы, нужно совер­шить грех воров­ства. Ну или любой другой грех. Глав­ное – грех. Глав­ное – при­не­сти жертву дья­волу.

Цер­ковь против Кре­ще­ния со «вторым именем» просто потому, что не верит в порчу. Мы, пра­во­слав­ные люди, верим в то, что Гос­подь посы­лает нам только то, что необ­хо­димо в нашей жизни. Да, зача­стую это бывают какие-то испы­та­ния и скорби, но они нужны для нашего спа­се­ния.

«Если чело­век не со Хри­стом, если он не живет цер­ков­ной жизнью, то он ста­но­вится про­тив­ни­ком Христа»

Если пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин живет нор­маль­ной духов­ной жизнью, если он регу­лярно при­ча­ща­ется, испо­ве­ду­ется, постится и т.д., то ника­кая порча его не возь­мет. В Еван­ге­лии есть сле­ду­ю­щие слова Спа­си­теля: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не соби­рает со Мною, тот рас­то­чает» ( Мф.12:30 ). То есть нельзя быть «сред­ним», не хоро­шим и не плохим. Если чело­век не со Хри­стом, если он не живет цер­ков­ной жизнью, то он ста­но­вится про­тив­ни­ком Христа. Если совре­мен­ный чело­век не запол­няет свою жизнь Богом, не ставит Его во главу угла, то в его жизнь при­хо­дит лука­вый и с удо­воль­ствием посе­ля­ется в ней. И если нет духов­ного опыта, нет жизни со Хри­стом и во Христе, то чело­век начи­нает «защи­щаться» от лука­вого вся­кого рода маги­че­скими дей­стви­ями. Борется с порчей и вешает под­веску или амулет, а потом дохо­дит и до таких край­но­стей, как Кре­ще­ние со вторым именем.

Бороться с порчей «маги­че­скими спо­со­бами» – это то же самое, что зали­вать костер бен­зи­ном или лечить диабет саха­ром.

Поме­нять имя

Еще одна печаль­ная вари­а­ция борьбы с порчей и при­вле­че­ния удачи – это жела­ние поме­нять имя. Для пра­во­слав­ной тра­ди­ции харак­терно пони­ма­ние, что святой, в честь кото­рого назван чело­век, – это пример для под­ра­жа­ния в духов­ной жизни. Кре­стили в честь мис­си­о­нера – должен ста­раться про­по­ве­до­вать, кре­стили в честь пре­по­доб­ного – про­яв­лять сми­ре­ние и воз­дер­жа­ние в своей жизни. Но суе­ве­рие иска­жает и это. Неко­то­рые люди счи­тают, что если кре­стили в честь муче­ника – значит, всю жизнь будешь мучится. Хочешь избе­жать этого муче­ния – меняй имя. Обра­тите вни­ма­ние: не меняй жизнь, а меняй само имя. Иди по пути наи­мень­шего сопро­тив­ле­ния – этот призыв в высшей сте­пени стра­нен для хри­сти­а­нина, к кото­рому обра­щены слова Спа­си­теля: «Вхо­дите тес­ными вра­тами, потому что широки врата и про­стра­нен путь, веду­щие в поги­бель, и многие идут ими» ( Мф.7:13 ).

Пра­во­сла­вие знает только один способ изме­нить имя – мона­ше­ский постриг. Но это способ только для тех, кто очень сильно хочет изме­нить свою жизнь.

Подроб­нее я уже писал о выборе имени для Кре­ще­ния и не буду повто­ряться.

Кре­стите еще раз

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков

В послед­нее время в адрес сайта при­хо­дит мно­же­ство писем от людей, инте­ре­су­ю­щихся воз­мож­но­стью повтор­ного кре­ще­ния. Такое жела­ние обычно моти­ви­ру­ется несколь­кими при­чи­нами. Люди искренне верят, что повтор­ное кре­ще­ние может изба­вить от наве­ден­ной порчи, сглаза, родо­вого про­кля­тия, решит жиз­нен­ные и даже финан­со­вые про­блемы. Порой жажда повтор­ного кре­ще­ния моти­ви­ру­ется жела­нием поме­нять имя. Многим мнится, что если они при кре­ще­нии полу­чат новое имя, кото­рое «будет знать только Бог», то это изба­вит их от маги­че­ского воз­дей­ствия. Враги будут «кол­до­вать на старое имя» и поэтому все их закли­на­ния и наго­воры будут «про­ле­тать мимо». Но иногда при­чи­ной для повтор­ного кре­ще­ния выска­зы­ва­ется весьма благая, на первый взгляд, цель. К при­меру, неко­то­рые люди, кре­щен­ные в дет­стве и веду­щие гре­хов­ную жизнь, вдруг при­хо­дят к вере в Бога. Им кажется, что повтор­ное кре­ще­ние смоет этот «гре­хов­ный нарост» на душе и очи­стит от всего пло­хого. Думаю, что самое время подробно разо­браться во всех этих суе­ве­риях и рас­смот­реть их с пози­ции кано­нов и тра­ди­ций Пра­во­слав­ной Церкви. Что я и поста­ра­юсь сде­лать в статье, пред­ла­га­е­мой вни­ма­нию чита­те­лей.

Начну по порядку. Для начала необ­хо­димо опре­де­лить, откуда берется у людей жела­ние кре­ститься повторно. Моти­ва­цией для повтор­ного кре­ще­ния явля­ются откро­венно оккульт­ные веро­ва­ния. Порча, сглаз, родо­вое про­кля­тие, венец без­бра­чия, при­во­рот и т.д. – это оккульт­ная тер­ми­но­ло­гия, широко исполь­зу­е­мая все­воз­мож­ными магами, кол­ду­нами, экс­тра­сен­сами, цели­те­лями и про­чими дея­те­лями оккульт­ных наук. Поэтому вполне логично было бы заявить, что и вера в «очи­ща­ю­щую силу» повтор­ного кре­ще­ния наве­яна как раз этими «сер­до­боль­ными това­ри­щами», жела­ю­щими за опре­де­лен­ную плату решить все про­блемы своих кли­ен­тов. Мне неод­но­кратно при­хо­ди­лось бесе­до­вать с людьми, при­шед­шими в храм с жела­нием повторно кре­ститься. На мой вопрос, для чего это им нужно, как пра­вило, сле­дует ответ, что на необ­хо­ди­мость дан­ного дей­ствия им указал экс­тра­сенс (гадалка, маг, колдун и т.д.). Одна­жды мне при­шлось видеть рекламу на одном из рос­сий­ских теле­ка­на­лов, в кото­рой одна оккуль­тистка утвер­ждала, что повтор­ное кре­ще­ние – это самое силь­ное сред­ство от порчи и сглаза. Думаю, что этих фактов вполне доста­точно, чтобы понять, что суе­ве­рие о повтор­ном кре­ще­нии имеет одно­значно оккульт­ное про­ис­хож­де­ние.

Разо­брав­шись с источ­ни­ком суе­ве­рия, стоит дать ему оценку с пози­ции цер­ков­ных кано­нов и тра­ди­ций. Согласно веро­уче­нию Пра­во­слав­ной Церкви, кре­ще­ние – это одно из семи цер­ков­ных таинств, в кото­ром веру­ю­щий при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду с при­зы­ва­нием имени Пре­свя­той Троицы – Отца и Сына и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной, и воз­рож­да­ется Духом Святым для Жизни Вечной. Само по себе повтор­ное кре­ще­ние невоз­можно. Кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, а оно, как и физи­че­ское, может быть только одно. Оно необ­хо­димо чело­веку для спа­се­ния, ибо «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» ( Ин.3:5 ). Хри­стос ясно гово­рит в Еван­ге­лии: ««кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» ( Мк.16:16 ). Спа­си­тель гово­рит о вере в Бога. Иного зна­че­ния этот еван­гель­ский отры­вок не имеет и не может иметь. Ведь, отправ­ляя апо­сто­лов на про­по­ведь, Хри­стос учит их: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам; и се, Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» ( Мф.28:19-20 ). Таким обра­зом, на осно­ва­нии слов Самого Спа­си­теля, необ­хо­ди­мым усло­вием для при­ня­тия кре­ще­ния явля­ется вера в Троицу, а вовсе не оккульт­ная вера в кре­ще­ние, как в реше­ние всех про­блем. Кре­ще­ние вовсе не решает житей­ские и финан­со­вые про­блемы и не явля­ется «ору­дием» для снятия порчи.

Так зачем же оккуль­ти­сты посы­лают людей на кре­ще­ние? Ведь посы­лают не только кре­ще­ных людей на повтор­ное кре­ще­ние, но и некре­ще­ных на первое кре­ще­ние. Однако смысл от этого не меня­ется. Не секрет, что для при­вле­че­ния людей оккуль­ти­сты широко исполь­зуют пра­во­слав­ную атри­бу­тику – кресты, иконы, ладан, цер­ков­ные свечи, пра­во­слав­ные молитвы. Для чего это им нужно? Ответ оче­ви­ден. Не каждый чело­век пойдет к гадалке или экс­тра­сенсу, если тот скажет ему при­мерно такие слова: «Я зани­ма­юсь черной магией, нахо­жусь в непо­сред­ствен­ном кон­такте с бесами, а тебе, чтобы полу­чить помощь от меня, нужно слу­жить дья­волу». Для того, чтобы при­влечь кли­ента, необ­хо­димо при­крыться чем-то святым, не вызы­ва­ю­щим в чело­веке ника­кого подо­зре­ния. И даже выдать себя за свя­того! Это залог успеха, ибо чело­век всегда тянется к свя­тому, боже­ствен­ному. При­хо­дит чело­век к экс­тра­сенсу, а у него весь дом застав­лен пра­во­слав­ными ико­нами, висят лам­пады, вос­ку­ря­ется фимиам, горят цер­ков­ные свечи, а сам слу­жи­тель чер­ного культа, уве­шан­ный кре­стами и даже епи­скоп­скими пана­ги­ями, с бла­жен­ным лицом ведет прием кли­ен­тов. Порой при­хо­дится стал­ки­ваться с людьми, кото­рых оккуль­ти­сты посы­лают в храм за све­чами, лада­ном, ико­нами. Трудно бывает пере­убе­дить этих людей в том, что они тяжко согре­шают, идя на поводу у гада­лок и экс­тра­сен­сов. Ведь посы­лают их в храм Божий, а не в сата­нин­ское капище. К сожа­ле­нию, вра­зу­мить уда­ется немно­гих, т.к. для боль­шин­ства из этих людей посе­ще­ние гада­лок и экс­тра­сен­сов ста­но­вится обы­ден­но­стью и даже нормой жизни, а мнение самих оккуль­ти­стов – непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том. Это плоды духов­ной без­гра­мот­но­сти. Ведь обра­ще­ние к оккуль­ти­стам – это обра­ще­ние к дья­волу. Заня­тие оккуль­тиз­мом – это обще­ние с бесами и слу­же­ние им. Свя­щен­ное Писа­ние изоби­лует момен­тами, ясно гово­ря­щими о грехе обра­ще­ния к оккуль­ти­стам. Еще в Ветхом Завете было запре­щено обра­щаться к таким людям или самому зани­маться магией и кол­дов­ством под стра­хом смерт­ной казни. Вот, что гово­рит Писа­ние: «Не воро­жите и не гадайте» ( Лев.19:26 ), «Не обра­щай­тесь к вызы­ва­ю­щим мерт­вых, и к вол­шеб­ни­кам не ходите, и не дово­дите себя до осквер­не­ния от них» ( Лев.19:31 ), «Воро­жеи не остав­ляй в живых» ( Исх.22:18 ), «И если какая душа обра­тится к вызы­ва­ю­щим мерт­вых и к вол­шеб­ни­кам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» ( Лев.20:6 ), «…не должен нахо­диться у тебя про­во­дя­щий сына своего или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мерзок пред Гос­по­дом всякий, дела­ю­щий это» ( Втор.18:11 ), «И вы не слу­шайте своих про­ро­ков и своих гада­те­лей, и своих сно­вид­цев, и своих вол­шеб­ни­ков, и своих звез­до­че­тов … ибо они про­ро­че­ствуют вам ложь» ( Иер.27:9-10 ). А вот, что ска­зано об их участи после смерти: «Бояз­ли­вых же и невер­ных, и сквер­ных и убийц, и любо­деев и чаро­деев, и идо­ло­слу­жи­те­лей и всех лжецов участь — в озере, горя­щем огнем и серою» ( Апок.21:8 ), «Бла­женны те, кото­рые соблю­дают запо­веди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воро­тами. А вне — псы и чаро­деи, и любо­деи, и убийцы, и идо­ло­слу­жи­тели, и всякий любя­щий и дела­ю­щий неправду» ( Апок.22:15 ). Таким обра­зом, оккуль­тизм – это бого­про­тив­ное и бого­мерз­кое дело, а обра­ще­ние к оккуль­ти­стам – это несо­мнен­ный грех. Печально, но многие люди этого совер­шенно не пони­мают, ибо духовно без­гра­мотны. Поэтому и не могут раз­ли­чить обман, заву­а­ли­ро­ван­ный под свя­тыню.

А что же на самом деле пред­став­ляет собой исполь­зо­ва­ние оккуль­ти­стами освя­щен­ных пред­ме­тов? Для них при­кры­тие пра­во­слав­ной атри­бу­ти­кой – это кощун­ствен­ное дей­ствие, за кото­рое, как они верят, дьявол даст особую силу. Цер­ков­ные свечи, ладан, иконы и другие освя­щен­ные пред­меты исполь­зу­ются оккуль­ти­стами в маги­че­ских риту­а­лах, а вовсе не по пря­мому их назна­че­нию. Иногда, для завер­ше­ния маги­че­ского риту­ала, чело­веку пред­ла­га­ется отне­сти заго­во­рен­ную свечу в храм и поста­вить ее там. Трудно пред­ста­вить себе более кощун­ствен­ное дей­ствие. Чело­век, идущий на поводу у оккуль­ти­стов и испол­ня­ю­щий их пору­че­ния, явля­ется фак­ти­че­ским участ­ни­ком и совер­ши­те­лем маги­че­ского дей­ствия. Но для него это дей­ствие пре­под­но­сится оккуль­ти­стами как некое благо, боже­ствен­ное откро­ве­ние, одно­знач­ная помощь от Бога. Стоит ли гово­рить, что это далеко не так. Но если одни оккуль­ти­сты огра­ни­чи­ва­ются только осквер­не­нием освя­щен­ных пред­ме­тов, то другие идут дальше и посы­лают своих кли­ен­тов участ­во­вать в цер­ков­ных таин­ствах. Как пра­вило, это бывают таин­ства кре­ще­ния, при­ча­стия и собо­ро­ва­ния. Инте­ресно то, что цер­ков­ные таин­ства пре­под­но­сятся как некие сту­пени на пути к пол­ному дости­же­нию конеч­ной цели, пред­ла­га­е­мой оккуль­ти­стом. Сту­пени, сле­ду­ю­щие за цер­ков­ными таин­ствами – про­дол­же­ние «работы» оккуль­ти­ста. А фак­ти­че­ски – это осквер­не­ние свя­тыни, осквер­не­ние таин­ства, совер­шен­ного в Церкви. В этом и лежит основа оккульт­ного «учения о повтор­ном кре­ще­нии». Зато цель, дости­га­е­мая повтор­ным кре­ще­нием, может быть какая угодно. Начи­ная от снятия порчи, сглаза и родо­вого про­кля­тия, исце­ле­ния от болез­ней, вплоть до реше­ния всех житей­ских и даже финан­со­вых про­блем. Но если цер­ков­ные таин­ства дей­стви­тельно могут помочь чело­веку исце­литься от духов­ных и телес­ных болез­ней, то дей­ствия оккуль­ти­стов никак не могут при­ве­сти к этому, ибо не может быть от лука­вого чего-либо доб­рого. От «лече­ния» у оккуль­ти­стов многим людям ста­но­вится только хуже, начи­нают про­грес­си­ро­вать те болезни, кото­рые пыта­лись изле­чить при помощи оккульт­ных мето­дик, в острой форме про­яв­ля­ются хро­ни­че­ские болезни, дре­мав­шие деся­ти­ле­ти­ями, появ­ля­ются и совер­шенно новые, порой неиз­ле­чи­мые болезни.

Как я уже сказал, кре­ститься посы­лают как кре­ще­ных, так и еще некре­ще­ных людей. Иногда, узнав о жела­нии чело­века кре­ститься повторно, уда­ется отвра­тить его от совер­ше­ние столь тяж­кого греха. Но ради дости­же­ния цели неко­то­рые идут на обман и кре­стятся повторно. Порой сами оккуль­ти­сты дают своим кли­ен­там настав­ле­ние не гово­рить о том, что они уже кре­щены. Налицо явное гре­хов­ное дей­ствие как самих оккуль­ти­стов, так и их посе­ти­те­лей. Помимо этого, у чело­века, при­шед­шего на кре­ще­ние, пусть даже и не научен­ного обма­нуть свя­щен­ника и еще не кре­ще­ного, скла­ды­ва­ется непра­виль­ное, иска­жен­ное мнение о таин­стве кре­ще­ния (впро­чем, как и о других таин­ствах). Такому чело­веку, не без уча­стия оккуль­ти­ста, мнится, что кре­ще­ние обя­за­тельно изба­вит его от всех про­блем, исце­лит от болез­ней, снимет порчу, сглаз, при­не­сет удачу, и даже вмиг озо­ло­тит. Воцер­ко­в­лен­ному же чело­веку совер­шенно ясно, что это далеко не так, а кре­ще­ние не явля­ется лекар­ством от всех болез­ней и не ведет к реше­нию всех опи­сан­ных про­блем. Но в том-то и дело, что воцер­ко­в­лен­ные люди прак­ти­че­ски нико­гда не ста­но­вятся кли­ен­тами оккуль­ти­стов. На их удочку «свя­то­сти» попа­дают нево­цер­ко­в­лен­ные люди, чер­па­ю­щие знания о цер­ков­ных таин­ствах, кано­нах и тра­ди­циях не из Закона Божия и кате­хи­зиса, а из буль­вар­ных, оккульт­ных газет и жур­на­лов и теле­пе­ре­дач вроде «Битвы экс­тра­сен­сов».

Таким обра­зом, рас­смот­рев «учение о повтор­ном кре­ще­нии» с пози­ции пра­во­слав­ной веры, при­хо­дим к выводу, что данное жела­ние или дей­ствие гре­ховно, ибо явля­ется доб­ро­воль­ным при­ня­тием дья­воль­ского вну­ше­ния, а с пози­ции цер­ков­ных кано­нов просто недо­пу­стимо. Помимо этого, повтор­ное кре­ще­ние не избав­ляет чело­века от выше­ука­зан­ных про­блем, не решает его житей­ских и финан­со­вых труд­но­стей, а наобо­рот, как дей­ствие явно гре­хов­ное и кощун­ствен­ное, скор­бей и забот только при­бав­ляет.

Из оккульт­ного «учения о повтор­ном кре­ще­нии» выте­кает и мнение о том, что смена имени гаран­ти­рует чело­веку тщет­ность усилий кол­ду­нов и магов, наво­дя­щих на него порчу, сглаз и т.д. Можно даже ска­зать, что они вза­и­мо­свя­заны. Не буду выяс­нять, что появи­лось раньше – «курица или яйцо», но при­по­ми­наю, что с прось­бой поме­нять имя люди стали обра­щаться в храмы намного раньше, чем с прось­бой о повтор­ном кре­ще­нии. В чем же состоит суть этого оккульт­ного веро­ва­ния о пользе смены имени? Оккуль­ти­сты утвер­ждают, что имя чело­века исполь­зу­ется в маги­че­ских обря­дах. Это дей­ствие, как видимо, схоже с поимен­ным поми­на­нием хри­стиан во время бого­слу­же­ний. Свя­щен­ник, при­нося бес­кров­ную жертву, совер­шая моле­бен или пани­хиду, поименно поми­нает живых или усоп­ших членов Церкви, молясь об их здра­вии или упо­ко­е­нии. Дума­ется, что ана­ло­гич­ное дей­ствие совер­ша­ется оккуль­ти­стом во время маги­че­ских риту­а­лов. Но, вместо при­зы­ва­ния Бога в молит­вах, здесь при­зы­ва­ется дьявол. Это могут быть про­стые заго­воры с исполь­зо­ва­нием имени чело­века, либо гораздо более слож­ные по своей струк­туре маги­че­ские обряды и риту­алы, вплоть до чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний.

Согласно древним маги­че­ским пове­риям, при помощи имен можно под­чи­нить себе духов или же изба­виться от их воз­дей­ствия. Именно эту фор­мулу несет в себе чтение заго­во­ров, кото­рые содер­жат имена падших духов. Читая заго­вор, чело­век входит в непо­сред­ствен­ное обще­ние с бесом, при­зы­вает его по имени. И если заго­вор чита­ется «на какого-либо чело­века», т.е. с про­из­не­се­нием его имени, то, согласно тому же маги­че­скому веро­ва­нию, воз­можно уста­нов­ле­ние кон­троля над чело­ве­ком или опре­де­лен­ное маги­че­ское воз­дей­ствие на него. По сути, чело­век или оккуль­тист, читая заго­вор или про­водя опре­де­лен­ный маги­че­ский ритуал, просит беса, имя кото­рого он при­зы­вает, воз­дей­ство­вать на чело­века, в отно­ше­нии кото­рого совер­ша­ется маги­че­ское дей­ствие. Это дей­ствие лежит в основе всех маги­че­ских риту­а­лов. Вполне логич­ным было бы пред­по­ло­жить, что именно такой «прием» при­ме­нялся бесами в отно­ше­нии Гос­пода Иисуса Христа, кото­рого они назы­вали по имени. Эта «уловка» явно не имела ника­кого дей­ствия, ибо бесы не имели ника­кой власти над Спа­си­те­лем, а, наобо­рот, про­сили не мучить их: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Все­выш­него? закли­наю Тебя Богом, не мучь меня» ( Мк.5:7 ). Из еван­гель­ского повест­во­ва­ния об исце­ле­нии гада­рин­ского бес­но­ва­того мы знаем, что бесы, по пове­ле­нию Спа­си­теля, вышли из несчаст­ного чело­века и вошли в свиное стадо, кото­рое тут же бро­си­лось с обрыва в море: « И про­сили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас поз­во­лил им. И нечи­стые духи, выйдя, вошли в свиней; и устре­ми­лось стадо с кру­тизны в море, а их было около двух тысяч; и пото­нули в море» ( Мк.5:12-13 ). Таким обра­зом, можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что без осо­бого попу­ще­ния Божьего бесы не могут даже в свиней войти, не говоря уже о чело­веке. Без попу­ще­ния Божьего бесы не могут ни войти в чело­века, ни выйти из него, ни даже при­чи­нить ему какой-то вред. Поэтому знание имени не может дать власть над чело­ве­ком. Соот­вет­ственно, и оккульт­ное учение о смене имени нужно при­знать несо­сто­я­тель­ным. Пусть у чело­века будет хоть десять имен, но знание их всех не дает над ним ника­кой власти, если не будет на то попу­ще­ния Божия. Пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, живу­щему по запо­ве­дям Божиим, нахо­дя­ще­муся под бла­го­дат­ной защи­той цер­ков­ных таинств, не страшны ника­кие порчи, сглазы, родо­вые про­кля­тия и прочая оккульт­ная гадость. Его хранит Сам Гос­подь! А если увле­каться подоб­ными веро­ва­ни­ями, то Гос­подь, дей­стви­тельно, может попу­стить скорби, болезни и многие про­блемы. Поэтому пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен отри­ца­тельно отно­ситься к любому оккульт­ному учению, ибо оно явля­ется бесов­ским. « Что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром?» (Кор.6:14–15). Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин не должен быть под­вер­жен бесов­ским уче­ниям!

Но инте­ресно, почему именно в храм посы­лают оккуль­ти­сты своих кли­ен­тов? Ответ прост. Согласно тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви, имя наре­ка­ется чело­веку на вось­мой день от рож­де­ния. Для этого свя­щен­ни­ком чита­ется спе­ци­аль­ная молитва на наре­че­ние имени. Т.к. эта добрая тра­ди­ция сейчас неза­слу­женно забыта, а многие люди просто не знают о ее суще­ство­ва­нии, эта молитва чита­ется непо­сред­ственно перед кре­ще­нием. В Пра­во­слав­ной Церкви также суще­ствует бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция наре­че­ния имени ребенку в честь кого-либо из святых угод­ни­ков Божиих. Этот святой счи­та­ется небес­ным покро­ви­те­лем чело­века, к кото­рому он будет при­бе­гать за молит­вен­ной помо­щью в тече­ние всей своей жизни. В после­до­ва­нии утрен­них молитв, кото­рые каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин читает, вос­став от сна, нахо­дится молитва о при­зы­ва­нии свя­того, имя кото­рого носишь. Дума­ется, что каждый воцер­ко­в­лен­ный пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин с особым усер­дием молится своему свя­тому. Обо всем этом не могут не знать оккуль­ти­сты, учащие о пользе смены имени. Поэтому и отправ­ляют людей в храм. Наре­че­ние имени явля­ется обы­ден­ным дей­ствием свя­щен­ника во время кре­ще­ния. Но наре­че­ние имени про­ис­хо­дит только раз в жизни, также как и еди­но­жды про­ис­хо­дит кре­ще­ние.

Что же полу­ча­ется, когда чело­век попа­дает под воз­дей­ствие оккульт­ного «учения о смене имени»? По сути, чело­век пре­не­бре­гает не только своим именем, кото­рое дали ему роди­тели, но еще пре­не­бре­гает и своим святым, в честь кото­рого он назван. Вместо того чтобы в слож­ные моменты своей жизни при­звать на помощь своего небес­ного покро­ви­теля, чело­век начи­нает бегать по гадал­кам и экс­тра­сен­сам в поис­ках «вол­шеб­ной палочки», кото­рая вмиг изба­вит от всех про­блем. А на самом деле, «учение о смене имени» несет в себе ту же кощун­ствен­ную функ­цию, что и «учение о повтор­ном кре­ще­нии». Но от оккуль­ти­стов, дей­ству­ю­щих по нау­ще­нию дья­вола, дру­гого ждать и не при­хо­дится. Жаль, что многие люди попа­дают под их тле­твор­ное вли­я­ние. Как я уже сказал, все это плоды духов­ной без­гра­мот­но­сти.

Другим плодом духов­ной без­гра­мот­но­сти неко­то­рых людей явля­ется жела­ние повтор­ного кре­ще­ния ради благой, на первый взгляд, цели. В начале статьи я уже привел один пример, когда неко­то­рые люди, кре­щен­ные в дет­стве, но долгое время жившие в грехе и в опре­де­лен­ный момент при­шед­шие к вере в Бога, желают повторно кре­ститься для того, чтобы изба­виться от раб­ства греха и очи­ститься от гре­хов­ной скверны. Что ж, жела­ние очень хоро­шее и похваль­ное. Купель кре­ще­ния, дей­стви­тельно, омы­вает все грехи чело­века, кото­рый, рас­ка­яв­шись в своей гре­хов­ной жизни, выра­жает жела­ние жить во Христе. Для него кре­ще­ние и ста­но­вится таин­ством, очи­ща­ю­щим от гре­хов­ной скверны и дающее воз­мож­ность для новой, духов­ной жизни. А уже кре­ще­ный пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, для того чтобы очи­ститься от своих грехов, должен при­бег­нуть не к повтор­ному кре­ще­нию (кото­рое вообще недо­пу­стимо ни при каких обсто­я­тель­ствах), а к дру­гому спа­си­тель­ному цер­ков­ному таин­ству – таин­ству пока­я­ния, испо­веди. Во время испо­веди чело­веку про­ща­ются его грехи, Дух Святой дей­ствует в этот момент на него. А свя­щен­ник, по обе­то­ва­нию Божьему «Истинно говорю вам: что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе; и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе» ( Мф.18:18 ) читает особую раз­ре­ши­тель­ную молитву над чело­ве­ком. Через испо­ведь согре­шив­ший чело­век про­дол­жает (или начи­нает) свой путь к Богу.

Хочется напом­нить чита­телю, что повтор­ное кре­ще­ние для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина невоз­можно ни при каких обсто­я­тель­ствах. Это спа­си­тель­ное таин­ство совер­ша­ется раз в жизни и явля­ется рож­де­нием для духов­ной жизни во Христе. Ну, а как ее про­жи­вает каждый из нас, пусть судит Гос­подь. Дай Бог нам всем разума для пони­ма­ния Его святой воли и раз­ли­че­ния бесов­ских козней, коих в совре­мен­ном мире вели­кое мно­же­ство!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *