можно ли крестить ребенка молодой паре
Кому нельзя быть крестными у ребенка?
Крещение – это таинство, определяющее судьбу человека. Во время обряда малышу назначаются крестные родители (восприемники), на которых ложится огромная ответственность за добродетели подопечного.
Поэтому кровные мама и папа должны ответственно подойти к выбору этих людей. Выбирайте восприемников с учетом знания, кому нельзя быть крестными родителями. На этот счет существуют церковные правила.
Кого можно выбирать в крестные младенцу
Согласно церковным канонам восприемниками во время обряда крещения в церкви могут быть приверженцы православной веры, достигшие совершеннолетия. Ведь крестные родители – это духовные наставники человека на всю жизнь. Им предстоит отвечать за крестника перед Богом, направлять ребенка на праведный путь. А также на совесть крестных ложатся все грехи подопечного, пока ему не исполнится 16 лет.
Поэтому выбирать крестных для своего чада мама и папа должны, исходя не только их собственных соображений. Нужно соблюсти религиозные предписания, а они гласят, что крестить ребенка могут:
Кровные родители должны понимать, что они выбирают не просто участника церковного обряда, а человека, который истинно будет любить их чадо, сможет быть для него наставником в духовной сфере в течение всей жизни. Качества, необходимые восприемнику:
Люди с такими качествами могут быть хорошими крестными родителями – именно их молитвы о крестнике Господь воспринимает в первую очередь.
Правильный выбор крестного важен еще и потому, что он делается один раз на всю жизнь. Впоследствии невозможно выбрать другого восприемника.
Если один из крестных родителей оступится, крестник должен будет молиться о нем и его возвращении на праведный путь.
А еще, кандидат должен быть согласен выполнить все правила обряда крещения, которые для восприемников заключаются в следующем:
Кроме того, восприемникам нужно осмысленно воспринимать молитвы «Отче наш» и «Символ веры», которые читаются во время обряда.
Кто не может стать крестным
Существует негласный запрет для незамужней барышни, быть крестной матерью девочки, если женщина должна впервые принять участие в обряде крещения. Народные приметы утверждают, что крестница отнимет у крестной мамы потенциальное семейное счастье. Кроме того, крестная, вообще, не выйдет замуж.
То есть девушка должна первым крестить мальчика, что согласно приметам принесет ей в будущем счастье в браке.
Есть еще объяснения, почему незамужней девушке нельзя крестить первую девочку. Считается, что малютка может позаимствовать долю крестной, следовательно, на роль восприемницы нужно выбирать женщину, которая счастлива в браке.
Суеверие, запрещающее не замужней женщине крестить первую девочку.
Согласно английскому поверью если незамужняя леди окрестит первую девочку, а затем примет участие в обряде крещения мальчика, то у парня не будет волос на лице (ни бороды, ни усов). А это считается сатанинскими происками, а сам такой человек попадает в слуги к сатане.
Список лиц, которые не имеют права крестить ребенка:
Выбирая восприемников, родители ребенка недоумевают, почему нельзя брать в крестные малышу семейную пару. Часто именно семья знакомых более всего подходит для исполнения роли наставников. Особенно если в супружеской паре царит согласие, любовь и взаимопонимание. А по духу и вероисповеданию друзья близки родителям малыша.
Но церковь запрещает супругам быть крестными у одного ребенка. Причина запрета – духовная связь, которая возникает между восприемниками во время обряда крещения. Она становится началом духовной близости, которая возвышается над какими-либо другими узами, в том числе, брачными. Если муж и жена станут крестными, это сделает невозможным в дальнейшем их супружество.
Запрет касается также пары, находящейся в гражданском браке или в преддверии супружества.
Тем более, не могут быть крестными индивидумы, живущие вместе вне брака (такие отношения считаются блудом). Но в современном мире редко обращают внимание на эти запреты, учитывают только людей, обвенчавшихся в церкви – их крестными не выбирают.
Могут ли муж и жена быть крестными ребенку
Желание брать в крестные семейную пару появляется, когда у родителей мало друзей и знакомых, или они не отказываются принять на себя такую ответственность, или приятели далеки от праведного образа жизни. В этом случае нужно помнить, что по церковным канонам можно выбрать одного крестного, который будет одного пола с ребенком.
Супругам нельзя быть крестными одного ребенка. Зато можно крестить разных детей в одной семье. Если очень хочется породниться парами, муж может крестить мальчика, а жена – девочку.
При наличии индивидуальных вопросов у родителей относительно причин запрета, быть крестными мужу и жене, нужно обращаться к священнику в период подготовки к ритуалу. Иногда вопрос о выборе восприемниками семейной пары решается положительно (при наличии исключительных обстоятельств).
Могут ли быть крестными муж и жена
Иметь крестных — церковное правило или традиция?
В современных условия для правильного выбора крестных родителей необходимо знать церковные правила. Кто может быть крестным? Могут ли быть крестными муж и жена? Что входит в обязанности восприемников?
Как появились крестные
Первые христиане с особой ответственностью относились к наставлению новых членов Церкви. В те времена Крещение зачастую принимали люди взрослые, осознающие суть совершаемого Таинства. При этом нередко крестились семьи целиком, включая маленьких детей. Впоследствии Крещение стало совершаться в основном над младенцами. Так как дети в силу возраста не могли осознанно исповедовать Истинного Бога, Таинство Крещения над ними совершалось (и до сих пор совершается) по вере их родителей и восприемников. В Православии достаточным является наличие одного крестного родителя. У мальчиков — крестного отца, у девочек — крестной матери. Ведь восприемник это тот, кто принимает на руки крестимого малыша.
Для каждой Поместной Православной Церкви характерны собственные традиции относительно восприемников при Таинстве Крещения. Например, в Сербской Церкви принято иметь одного крестного. Грузинская Церковь допускает неограниченное количество крестных. В Русской Православной Церкви по традиции крестят при двух восприемниках. Но следует подчеркнуть, что количество крестных не определено церковными правилами. Здесь важен не количественный подход, а качественный.
«Родители обязательно должны серьезно подойти к выбору крестного или крестной. Иногда выбирают двух крестных, но это просто благочестивая русская традиция, идущая от представления, что у ребенка должны быть и мама, и папа. В принципе, вполне достаточно одного крестного или крестной. Но нужно понимать, что крестный должен иметь что дать ребенку в плане его духовного развития. Проще говоря, нужен специалист. Когда родители ищут своему ребенку учителей, то выбирают их не по дружбе, а по профессиональным качествам. Также нужно поступать и здесь» (священник Дмитрий Николаев).
Суть и необходимость Таинства Крещения
Начало духовной жизни человека начинается с Таинства Крещения, когда новокрещеный становится членом Православной Церкви. Только крещеные могут принимать участие в других церковных Таинствах.
Божия благодать при Крещении освобождает человека от всех содеянных им ранее грехов, а также от прародительского согрешения, наследуемого каждым из нас при рождении. Происходит обновление человеческой души, рождение духовного младенца. Новокрещеный получает силы для начала новой жизни, общения с Богом.
«Крещение – как второе рождение, духовное. Оно является дверью в Церковь. Человек, принимающий крещение, становится членом Церкви, оказывается на ее пороге. Это начало пути. В дальнейшем уже от него зависит – пройдет ли он вперед. Конечно, дорога предстоит трудная, но Господь не обещал нам легкого пути» (иеродиакон Паисий Шурухин).
Кто такие крестные
Крестные родители (восприемники) принимают на руки крещеных детей из купели. За младенцев они произносят Символ веры и отречение от диавола. Если Крещение принимает взрослый человек, он сам свидетельствует о своей вере. Крестный в этом случае воспринимается как свидетель и поручитель за пока неразумного нового христианина.
При Крещении на восприемников налагаются определенные обязанности. К ним относится совершение ежедневных молитв о своем крестнике, принятие активного участия в духовном воспитании. Собственная жизнь восприемника как настоящего христианина должны стать примером для крестника.
«Стать крестным – это, в том числе, и самому повторить и подтвердить обеты, данные за нас Богу нашими крестными. В каком-то смысле это духовное обновление. Когда у тебя рождается сын или дочь, ты в этот момент из ребенка и дитяти, сам становишься родителем. И если когда-то, в подростковом возрасте, мог осуждать или обижаться на своих родителей, то теперь сам становишься с ними в один ряд. Это момент, когда отец и мать перестают быть “начальниками”, а оказываются друзьями во всех смыслах.
Так и с Крещением. Если кто-то был крещен в детстве и не помнит этого, то стать крестным – это возможность заново пережить необыкновенное и чудесное Таинство присоединения новой рожденной души к Церкви Христовой. И самому, уже собственными устами, но не за себя, а за маленького ближнего, произнести священные обеты. «Дунуть и плюнуть» на лукавого, отречься от всех злых дел – это просто нужно современному человеку. Вспомнить и узнать, что и за нас были когда-то произнесены слова «Верую, яко Царю и Богу» и самим это произнести, да не раз, а сколько придется – по количеству крестников – это поистине чудесно» (священник Федор Лукьянов).
Кто может быть крестными
Только крещеные православные христиане могут быть восприемниками при совершении Таинства Крещения над другими людьми. Исповедание Православных догматов является главным условием для кандидатов в крестные. Церковь разрешает быть восприемниками с 14-летнего возраста. Предельного возрастного ограничения не установлено. Препятствием могут выступать только медицинские противопоказания, связанные с умственными отклонениями, с тяжёлыми болезнями.
Могут ли быть крестными муж и жена? Несмотря на существующие народные поверья, Православная Церковь не препятствует быть крестными родителями незамужним девушкам, бездетным или беременным женщинам. Родственникам (тетям, дядям, бабушкам, дедушкам, сестрам, братьям) также не запрещено быть крестными. Важным фактором в выборе крестного играет близость знакомства, хорошие отношения между восприемником и семьей крещаемого.
«Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте» (протоиерей Максим Козлов).
Могут ли быть крестными муж и жена
Иногда родители не имеют достаточно знакомых, которые бы могли стать крестными для их ребенка. Закономерно появляется вопрос: могут ли супруги быть крестными одного ребенка? Ответ однозначный — нет.
Основой церковного права в Русском Православии с 12 века являются церковные правила и императорские указы относительно Церкви, действующие в Византийской империи. Они датируются 6-7 веками и постепенно дополнялись. Сборник этих правил известен под названием Номоканон. В Большом Требнике 1651 года была включена статья 211, запрещавшая супругам быть восприемниками у одного ребенка.
Бывают недоразумения, когда восприемники спустя некоторое время после крещения планируют вступить в брак. Тогда возникают и споры, имеют ли право восприемники впоследствии сочетаться церковным браком. Могут ли быть крестными муж и жена?
В 2017 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «О канонических аспектах церковного брака». Он оговаривает, что
«браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)».
Поскольку при Крещении достаточно иметь одного восприемника, считается, что непосредственное участие в Таинстве принимает только один крестный. Причем того же пола, что и крестник. Необходимость другого можно приравнять к участию прочих родственников и молящихся. Поэтому во время Крещения за мальчика обеты приносит восприемник-муж, а за девочку — жена. Супружество между восприемниками не влияет на судьбу ребенка. Здесь важна именно духовная жизнь Крестных родителей как пример для крестника.
«Своей христианской жизнью мы помогаем нашему крестнику, но и наша развращенная жизнь развращает доверенную нам душу ребенка, даже если мы об этом не подозреваем» (протоиерей Евгений Попиченко).
Может ли быть крёстными у одного ребёнка неженатая пара?
Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, могут ли быть крёстными у одного ребёнка не женатая / не венчанная пара?
Похожие вопросы
4 Ответа
То есть люди, живущие вместе в блудном грехе? Нет.
Если даже священник и допустит такое (скорее всего, он просто не узнает, что они «пара»), то это будет не правильно. Крестные должны быть для крестника учителями веры и примером благочестия, а тут.
Если не женатая, то и не пара, а просто знакомые. Тогда могут.
Если живущие в блуде, то категорически не могут.
Могут, если не живут в блудном грехе.
Если Вы говорите о сожителях, то нет, не могут. Если о тех, кто просто собирается вступить в брак, то я бы не рекомендовал, поскольку после совместного крещения, для вступления в брак им потребуется брать благословение у епархиального архиерея. Проще найти другого человека или оставить одного крестного, который одного пола с крестником.
Может ли семейная пара быть крестными?
Вопросы священнику. Форум многодетных родителей
Может ли семейная пара быть крестными? ⇐ Вопросы священнику
Сообщение nikarov » 26 фев 2011, 12:23
Сообщение Лето » 26 фев 2011, 15:10
Сообщение NattaK » 26 фев 2011, 15:23
Сообщение Батюшка » 07 мар 2011, 09:40
Это две цитаты совершенно непротиворечащих друг другу.
Причем ссылка на указ Священного Синода, есть ссылка на нормативный документ принятый к действию Всей Русской Православной Церковью. А из-за некомпетентности в некоторых вопросах некоторые священники совершают ошибки.
В этихже документах сказано и о том, что кресный с кресником должны быть однополыми. Кресный олицетворяет собой пример христианской жизни. А кресник глядя на кресного копирует его. У женщин свои особенности, а у мужчин свои. Отсюда и однополость.
Добавлено спустя 43 секунды:
Прошу прощения за столь долгое отсутствие!
Сообщение nikarov » 08 мар 2011, 21:03
Сообщение Лето » 08 май 2012, 23:11
Не всё так однозначно.
«»»»»Синод 31 декабря 1837г. : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весьма неизвестно».
Там же Святейший Синод разъяснил епархиальным преосвященным (до сего высказывалась на Синоде 1810г.), что так как при крещении, как показано в Требнике пред последованием о крещении, довлеет быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет основания считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою. Таким образом, с изданием циркулярного указа 1837г. приведеная 211-я статья Номоканона потеряла свою силу и, следовательно, вопрос о праве мужу и жене быть восприемниками одного и того же чужого младенца должен быть ныне, при действии упомянутого циркулярного указа 1837г., разрешаем в смысле положительном
С.П. Григоровский «О РОДСТВЕ И СВОЙСТВЕ»
Добавлено спустя 3 минуты 24 секунды:
http://obitel.kiev.ua/questions/?id=8238 «Вообще-то по большому счету крестым является только тот восприемник, который одного полла с крещаемым. Поэтому греха в том что и Вашего мужа сделали «крестынм» нет, по крайней мере в РПЦ это допустимо, согласно еще до революционному постановлению Синода. Обычай иметь двух восприемников достаточно позднего времени, но скажем у греков он нашел свое развитие через гражданское законодательство, которым оба крестным возводятя в степерь родства первой степени. Такой же взгляд закрепился и в нашем народном восприятии. Поэтому такая практика хоть и не желательна, что бы не было лишнего искушения, но и не смертельна. Можете для очитски совести обратится за разьяснением к правящему архиерею.»
Сообщение ивашка » 10 май 2012, 20:12
почитайте прот. В. Цыпин: » Церковное право «.
Можно ли вступать в брак крестным одного ребенка?
Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.
Священник Максим Горожанкин
Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.
Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне. Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников. Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.
А как же ЗАГС?
По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:
«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов».
Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.
Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?
Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.
Крестный — один
Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.
Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если они расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.
Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».
Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.
Православный брак — понять суть
Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.
Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.
Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.