можно ли крестить ребенка бесплатно

Цена таинства

Можно ли крестить ребенка без оглашения и причащения родителей?

На какой день можно крестить ребенка?

Рубашка и полотенце

Крестики

Цена таинства

Многих интересует в первую очередь вопрос – сколько стоит само проведение крещения? Чаще всего размер пожертвования на проведение таинства указывают в специальном прейскуранте в церковной лавке, и он колеблется от 1200 до 4000 руб. В некоторых храмах такой конкретики нет, и сумму взноса нужно обговаривать со священником.

На самом деле говорить о «цене таинства» — не совсем правильно. Как известно, церковь обязана крестить своих прихожан бесплатно, но взнос на свершаемые служения – это пожертвование, которым мы выражаем свое уважение к тем, кто трудится над приготовлениями и проведением таинства.

В ряде случаев цена пожертвования может существенно снижаться или вовсе упраздняться, например, когда батюшка крестит детей постоянных прихожан, испытывающих финансовые затруднения. Для служителей важно крестить постоянных и знакомых прихожан, а не «верующих одного дня» и тех, поэтому священник может постараться избавить прихожан от трат.

Возвращаясь к конкретным цифрам, которые существуют ради удобства прихожан, стоит упомянуть, что высокий «ценник» встречается преимущественно в самых центральных храмах. Вместе с тем, в Краснодаре находится много исторических храмов, которые ненамного дальше от центра (а кто-то назовет и их центральными), с гораздо более демократичной стоимостью пожертвования.

можно ли крестить ребенка бесплатно

Нужно ли проходить «собеседование» перед крещением?

В некоторых храмах креститься без этих процедур можно – просто платите деньги. Но это не приветствуется церковью. Ведь зачем вообще крестить ребенка, если вам чуждо и не понятно само содержание веры? Совершать таинство не по правилам, без души и «спустя рукава» — значит заниматься профанацией этого таинства, а крестить ребенка только из суеверных соображений – попросту дурной тон.

Священники порой не проводят «собеседование» с постоянными прихожанами, потому что не сомневаются, что православное христианство для них – важно. А вот незнакомым людям почти наверняка предложат «огласиться». Ведь если человек совсем далек от церкви, или считает себя адептом какой-то «своей веры», ему, возможно, не стоит торопиться крестить детей.

Необходимо отметить, что традиция оглашения существует давно – с IV века желающих обратиться к христианству «оглашали», или, иными словами, более подробно знакомили с содержанием и традициями веры. Сейчас цель огласительных бесед такая же, что и шестнадцать веков назад – помочь людям веровать сознательно и ответственно.

можно ли крестить ребенка бесплатно

можно ли крестить ребенка бесплатно

можно ли крестить ребенка бесплатно

Можно ли крестить ребенка без оглашения и причащения родителей?

Чтобы крестины в церкви прошли хорошо и запомнились как праздник, нужно заранее разобраться в том, как они будут проходить. Это касается не только знания молитв и основ веры, но и более простых вопросов – за сколько минут прийти в храм, как одеться, насколько сильно наполнить купель для ребенка, и можно ли фотографировать таинство. Все эти вопросы решаются с батюшкой индивидуально.

Можно ли фотографировать крестины?

Чтобы крестины в церкви прошли хорошо и запомнились как праздник, нужно заранее разобраться в том, как они будут проходить. Это касается не только знания молитв и основ веры, но и более простых вопросов – за сколько минут прийти в храм, как одеться, насколько сильно наполнить купель для ребенка, и можно ли фотографировать таинство. Все эти вопросы решаются с батюшкой индивидуально.

можно ли крестить ребенка бесплатно

Как происходит имянаречение?

Выбирая ребенку имя, важно понимать, как происходит наречение. Малыша можно нарекать по святцам, или в честь святого, почитаемого в семье. Когда в святцах не нашлось имя ребенка, в них можно обнаружить более архаичную форму этого имени или, в крайнем случае, созвучное имя, которой подойдет для крещения. Так Олесю можно наречь Александрой, Ратмира – Романом, Марту – Марфой, и т.д. Существенные проблемы возникают только в совсем нестандартных случаях – когда детей называют в честь героев любимых сериалов или игр.

На какой день можно крестить ребенка?

Считается, что совершать таинство нужно после сорокового дня от рождения ребенка. Недоношенных малышей можно покрестить на восьмой день.

Могут возникнуть организационные сложности с крещением в праздничные дни – в храм придет много людей и станет тесно. На этом ограничения заканчиваются. В отличие от венчания, которое нельзя совершать во время поста, крестить можно в любое время.

Стоит не забывать о нормах появления в церкви – женщинам с непокрытой головой и мини-юбках, а также мужчинам в головных уборах и/или шортах вход запрещен. Впрочем, женщине могут выдать платок уже в церкви. Также не рекомендован вход в храм женщинам во время месячных.

можно ли крестить ребенка бесплатно

Тысяча мелочей

Подготовьте крестильную рубашку и полотенце, и, само собой, крестик. Также понадобится иконка с изображением святого, в честь которого ребенка нарекают. Родителям и крестным рекомендуется знать такие молитвы, как «Богородица, Дева, радуйся», «Символ веры» и «Отче наш». Также существует такая традиция, что рубашку и крестик выбирают крестные, а родители берут на себя все сопутствующие траты, такие как пожертвование церкви, застолье, фотограф.

Когда вопросы решены и все подготовлено, вы можете крестить ребенка в любой день недели – главное, согласуйте этот день со священником.

Рубашка и полотенце

Существует правило – после крестильного омовения надевать ребенку чистую одежду. Специальная крестильная рубашка в церковных лавках и детских магазинах стоит от 200 до 2000 руб. При наличии желании и навыков, крестильную рубашку можно сшить самостоятельно – это непредосудительно. Для девочки понадобится крестильный чепчик, который будет стоить порядка 500 руб. Впрочем, сейчас популярно вязать чепчики самим – с помощью крючка.

Полотенце желательно иметь большое, теплое и из натуральных тканей, чтобы ребенок не простыл. Стоимость полотенца начинается от 200 руб.

Также можно приобрести специальный крестильный набор стоимостью от 450 р до 3000. В набор входят крестильное полотенце и крестильная рубашка (и чепчик – если набор для девочки), белые, как правило, в золотой вышивке.

Источник

Крещение ребенка: Особенности процесса. Ответы на самые часто задаваемые вопросы

Можно ли крестить ребенка зимой? Не будет ли ему холодно?

можно ли крестить ребенка бесплатно

Зимой крестить ребенка можно. На дворе двадцать первый век. В современных храмах довольно хорошие температурные условия. А также высокое качество обслуживания.

Бывают ситуации, когда крещение организовывается в небольшом храме. В помещении, в котором всего один вход. В этом случае вам нужно попросить одного из гостей Таинства подежурить у двери. И проследить за тем, чтобы вход в храм не открывался нараспашку. Чтобы не было сквозняка.

Сколько стоит крещение? И зачем за него платить?

Средства за крещение обычно жертвуют тому батюшке, который обладает самым большим количеством детишек. Нужную сумму за Таинство церковнослужители назовут вам при предварительном общении.

Что делать, если нет денег на пожертвование, но крестить ребенка все равно хочется?

можно ли крестить ребенка бесплатно

Если у вас действительно наблюдаются серьезные проблемы с финансами, то покрестить ребенка обязаны бесплатно. Отказать священнослужители не в праве. Сделать они это могут только если вы пытаетесь их обмануть в том, что у вас, якобы, наблюдаются финансовые трудности.

Если же у вас действительно есть проблемы с деньгами, то отправляйтесь к настоятелю храма. Описывайте свою ситуацию. И просите покрестить вашего ребенка бесплатно.

В каком храме крестить ребенка?

Если у вас есть любимый храм, который вы регулярно посещаете, то проводите Таинство крещения там. Если же вы не слишком часто ходите в церковь, то подходящее место предстоит поискать. Сделать это можно, отправившись в храмы, расположенные рядом с вашим районом. Или поискав в интернете.

Посетите несколько церквей. Ознакомьтесь со стоимостью крещения. Пообщайтесь с батюшками и сотрудниками церкви. Проанализируйте их отношение к вам. Если персонал церкви уважителен при общение, и вам нравится атмосфера храма, то смело выбирайте его.

Если же сотрудники относятся грубо, или вам просто что-либо не понравилось, то откажитесь от конкретного учреждения. И продолжайте поиски храма до тех пор, пока не найдете место, которое вам понравится.

Также, можете поговорить со своими друзьями и знакомыми. Они порекомендуют храм, в котором сами крестили ребенка.

Фото- и видео-съемка на крещение

можно ли крестить ребенка бесплатно

Экономить на съемке не нужно ни в коем случае. Отдавайте предпочтение тем фотографам, которые работают в среднем и высоком ценовом сегменте. Скорее всего, они являются профессионалами. Знают, как нужно вести себя в храме во время крещения. Как фотографировать и снимать так, чтобы не отвлекать от Таинства батюшку. И остальных присутствующих.

Крёстные должны в обязательном порядке проходить беседу с батюшкой

По современным правилам Русской Православной Церкви, крестные теперь должны в обязательном порядке проходить беседу с батюшкой. Это необходимо для того, чтобы посветить их во все церковные дела. Поведать о заповедях Иисуса Христа. Напомнить об основных положениях Евангелия. И о многих других аспектах церковной жизни.

После того, как беседа будет проведена, крёстным выдают специальный сертификат. Он предъявляется перед тем, как войти на Таинство крещения. Без сертификата крестных до этого процесса, к сожалению, не допустят. И они не смогут крестить ребенка.

Некоторые люди негативно относятся к процессу беседы с батюшкой. Не хотят приходить в церковь, тратить время на получение сертификата.

Что делать, если крестные живут в другом городе, но им надо пройти беседу с батюшкой?

можно ли крестить ребенка бесплатно

Если ваши друзья находятся в другом городе, то они могут пройти собеседование с батюшкой и по месту жительства. Для этого им нужно отправиться в храм, расположенный в их населенном пункте. Пройти собеседование. И получить специальный сертификат, подтверждающий то, что они готовы к Таинству. Он действует в любых городах России.

Попросите крестных выучить Символ Веры

Рекомендуем попросить крестных выучить так называемый Символ Веры. Это специальная молитва, которую принято читать во время Таинства крещения. Обычно ее произносит батюшка. Но в некоторых церквях Символ Веры могут попросить прочитать и крестных.

Что делать по приезду в храм?

Когда приедете в храм, подойдите к церковной лавке. Сообщите ее сотруднику, что пришли на Таинство крещения. Он попросит вас внести пожертвование в качестве оплаты процедуры.

После этого в обязательном порядке покормите малыша. Это нужно для того, чтобы он не проголодался во время Таинства крещения. Которое проходит довольно долго.

Как кормить ребенка в храме?

можно ли крестить ребенка бесплатно

Кормить малыша во время пребывания в храме нужно осторожно. Мама должна иметь с собой специальный фартук. И одежду для кормления. Чтобы не заляпать пол и предметы мебели.

Если вы хотите покормить ребенка грудью, то обратитесь к сотруднице церкви. Попросите ее отвести вас в то место, в котором мало людей.

Особенности проведения Таинства крещения

Когда проводится крещение, малыша берут в руки исключительно крестные. Родители делать этого не могут. Они только лишь следят за происходящим.

Крещение длится около 60 минут. Рекомендуем перед процессом Таинства почитать в интернете то, как оно проходит. Чтобы во время него понимать, что происходит. И осознавать последовательность действий.

Учитывайте, что в некоторых храмах мамочек на Таинство крещения не пускают. Этот аспект рекомендуем уточнить в вашей церкви заранее. Чтобы не растеряться во время посещения мероприятия.

Холодная ли в купели вода?

можно ли крестить ребенка бесплатно

Перед Таинством крещения в купель заливают теплую воду. А затем немного разбавляют холодной. Когда происходит само крещение, вода прогрета.

Об этом аспекте можете не беспокоиться. В интересах храма сделать так, чтобы ребенок крестился в теплой воде и не заболел. Священнослужители прекрасно понимают силу отзывов в интернете. Они знают, что если хотя бы один ребенок простудится во время крещения, плохая молва о храме разлетится по всему городу. И количество его прихожан уменьшится.

Желательно, чтобы в вашем храме была отдельная комната для крещения. В ней тепло в любое время года. И зимой, и летом, и осенью.

Не верьте предрассудкам

Мы призываем вас не верить слухам. Они разгоняются противниками религии. Для того, чтобы отвернуть от церкви жителей России и других стран.

Можно ли праздновать крещение?

можно ли крестить ребенка бесплатно

Родители, после крещения, зачастую отправляются в ресторан. И организовывают празднование успешно прошедшего Таинства вместе с крестными. Это вполне нормальная практика. Праздновать крещение не запрещено.

Заключение

Желаем вам безопасного и успешного крещения. И чтобы ваш ребеночек всегда был здоровым!

На портале Vikids вы можете:

Источник

Нужно ли крестить младенцев?

Нужно ли крестить младенцев? 1

можно ли крестить ребенка бесплатно

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого.

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

можно ли крестить ребенка бесплатно

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ( Лк.1:41 ).

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ( Иер.1:5 ):

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

А позже об этом скажет и апостол Павел ( Гал.1:15 ):

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Лидии (крестилась она и домашние ее — Деян.16:15 );

Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33 );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8 );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16 ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:1-2 ).

можно ли крестить ребенка бесплатно

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день 14 .

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно. » отвечает:

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди 27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132. ^

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.^

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.^

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.^

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.^

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.^

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.^

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.^

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол.2:11 ). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.^

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».^

11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.^

12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.^

13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.^

14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.^

15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.^

16 Там же. С. 546-547.^

17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл. ^

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.^

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.^

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.^

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.^

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.^

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)^

24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.^

26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.^

27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.^

28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.^

29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.^

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки. ^

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).^

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.^

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.^

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *