можно ли кремировать евреев

Можно ли кремировать евреев?

Можно ли кремировать евреев?

Я знаю, что нет (с мужем поспорила).
Приведите, пожалуйста, место, где написано, что это запрещено

Шапира Рахель, Иерусалим

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Посылаю вам отрывок из книги моего отца, рава Ицхака Зильбера, зацал, «Беседы о Торе» (Парашат Вайхи):

«Тора дает несколько заповедей о том, как следует поступать с телом мертвого человека. Его надо похоронить в земле, и похоронить в тот же день (как сказал Б-г Адаму: “ибо прах ты, и в прах возвратишься”— 3:19). Тело нельзя оставлять на ночь, кроме как для воздаяния ему почестей — например, ради приезда детей покойного. И даже человек, совершивший особо тяжкое преступление, приговоренный по закону Торы к казни и потом — к минутному повешению, должен быть похоронен в земле в этот же день.

Так Йеhошуа, ученик Моше, поступил с пятью царями, напавшими на евреев и потерпевшими поражение. Он похоронил их до захода солнца (Йеhошуа, 10:27).

Нельзя хоронить тело в цинковом гробу, а если хоронят в деревянном, надо сделать в нем отверстия.

Ни в коем случае нельзя извлекать какую-то пользу из мертвого тела (снимать волосы, вырывать зубы и т.п.)

Нарушение заповеди хоронить в земле — очень большой грех. И столь же большой грех — сжечь тело человека. Именно за этот грех Б-г сурово покарал моавитян. “Так сказал Г-сподь: за три преступления Моава [Я промолчал бы], но за четвертое не отвращу Я [гнева] от него; за то, что пережег он в известь кости царя Эдомейского. И пошлю Я огонь на Моав, и пожрет он дворцы Керийота; и погибнет Моав в сумятице и грохоте, под рев рога. И истреблю Я судью из среды его, и всех сановников его перебью [вместе] с ним, — сказал Г-сподь” (Амос, 2:1—3). Безусловно, лучше похоронить родного человека далеко от дома, не имея возможности потом посещать его могилу, чем кремировать тело».

Источник

Можно ли кремировать евреев

можно ли кремировать евреев

Согласно еврейскому закону (Галаха), мертвые должны быть преданы погребению в земле. Кремация недопустима. На это есть несколько причин:

• Кремация – это прямое нарушение закона Торы о правилах захоронения мертвых.

• Так демонстрируется отказ от признания Божественного «права собственности» на все его творения.

• Евреи верят, что тело нам предоставляется лишь во временное пользование. На самом деле оно принадлежит Творцу. Следовательно, кремация является юридической • ответственностью.

• Символизирует отказ в веру воскрешения мертвых.

• Отказ от еврейской идеи «целем Элоким», которая означает Божественный образ человека. Если этому верить, то Бог создал человека по своему подобию. Кстати, это одна из причин, из-за которой еврейский закон запрещает делать вскрытие трупа, разве что только в исключительных случаях.

• Евреям запрещено следовать путями невреев. Кремация мертвых была ритуалом во многих языческих культурах.

• В еврейском мистицизме есть утверждение, что душа еще остается в теле после смерти. Подобное резкое отчуждение, как кремация, было бы крайне болезненным для души. Разложение тела дает душе то время, которое необходимо для адаптации к новой небесной обители.

• Так происходит отказ от еврейской истории и самоотверженных усилий предков и современников, которые хоронят мертвых должным образом.

• Если кремация осуществляется по собственному желанию и человек знает об ответственности, то это приведет к тому, что во время воскрешения тело не включат в число еврейского народа.

В Галахе в качестве дополнительного ограничения установлено, что кремированные останки запрещено захоронить на еврейском кладбище. Однако по усопшему Калиш все же читается и уместно следовать некоторым традициям. Например, в память о душе дать деньги на благотворительность и другие добрые дела.

Похороны должны организовать родственники покойного. Еврейский закон требует, чтобы дети умершего выполнили его просьбу. Однако если это касается кремации, то похоронить его нужно согласно традициям. Так как душа, которая вошла в Мир Истины, понимает всю важность еврейского захоронения, то проведение еврейских похорон полностью удовлетворят желания человека на этот момент. Кроме того, если кто-то просит повредить его тело, то этого делать категорически не следует. Тела принадлежат Богу, не людям.

Стоит отметить, что человек несет ответственность только за свои собственные действия. То есть, все вышесказанное не будет распространяться на людей, которых кремировали против их воли. Известно, что после Холокоста многие верующие евреи собирали пепел из лагерей смерти и хоронили их на своих кладбищах в соответствии со всеми традициями. Этого закон не запрещает.

Источник

О запрете кремации и кошерных похоронах

Еврейский закон предписывает похоронить умершего в земле и строго запрещает кремацию. Что говорят на эту тему источники и каковы мировоззренческие основы этих предписаний? Рассказывает рав Хаим Бриск, главный раввин выходцев из стран бывшего СССР в городе Петах-Тиква (Израиль).

можно ли кремировать евреев

Тора об обязанности похоронить

В книге Ваикра содержится запрет, относящийся к коэнам ― роду священников, служащих в Храме. Коэну нельзя оскверняться нечистотой мертвого тела: прикасаться к покойному, заходить на кладбище. Но есть два исключения: похороны родственника и «мет мицва» (буквально «мертвый заповеди») ― умерший, который лежит не похороненным. Похоронить его обязан даже коэн гадоль (Первосвященник), идущий на службу Йом Кипура. То есть, заповедь похоронить человека настолько важна, что отодвигает требования, предъявляемые к ритуальной чистоте коэна. Отсюда мы видим, как велика, с точки зрения Торы, важность похорон.

В Торе сказано: «Прах ты, и в прах вернешься». Отсюда мудрецы выводят важный принцип, что тело должно быть похоронено в земле, чтобы вернуться в свое изначальное состояние. Поэтому перед тем как опустить тело в землю, снимают нижнюю доску гроба. Тело должно соприкоснуться с землей. И похоронить умершего следует как можно скорее. Ведь, во-первых, разложение тела ― это «нивуль мет», осквернение умершего, что недопустимо. Во-вторых, пока тело не похоронено, душа не поднимется на Небеса. В каббале объясняется, что промедление с похоронами может затормозить следующий «гилгуль», воплощение души.

«Те, чьи кости стали пеплом». Сожжение как унижение

Согласно еврейской традиции, к телу умершего следует относиться с максимальным почетом. Евреи даже отслуживший мешочек для тфилин не выбрасывают ― захоранивают в генизу, ведь в нем хранился святой предмет. Что же говорить о теле ― вместилище святой души!

Так вот: с точки зрения еврейского мировоззрения, сжечь умершего человека значит проявить к нему неуважение, растоптать память о нем.

В Танахе есть немало примеров, показывающих, что сожжение подразумевает унижение. Когда царь Ошиягу воевал за очищение Иудеи от идолопоклонства, он сжег кости жрецов Баала ― в наказание за то, что они сжигали людей на жертвенниках.

Крайне негативно к сжиганию умерших относятся и мудрецы Талмуда. В трактате Сангедрин объясняется, что царь Йегояким был наказан за грехи тем, что после его смерти его череп был сожжен. У мудрецов Талмуда есть страшное проклятие (Мидраш Берешит Раба, Ваикра Раба): самых лютых врагов еврейского народа они называют «Шатик Тамья» («Те, чьи кости стали пеплом»).

Представление о том, что сожжение ― унижение для покойного, глубоко проникло в Галаху (еврейский закон). В случае, если, не дай Б-г, в шабат в доме покойного пожар, мудрецы постановили, что можно вытащить его тело наружу, несмотря на то, что мертвое тело ― «мукце» (то, что в шабат запрещено перемещать). Они дали такое разрешение, понимая, что иначе люди начнут тушить пожар (что в шабат запрещено), потому что не смогут допустить такого осквернения тела покойного.

Есть и другие примеры того, что сжигание равносильно наказанию, намеренному унижению. Психологически это в высшей степени понятно: тело человека сжигается, как мусор. У него не остается физического места, пространства, которое оно занимает.

Вспомним, каким именно способом нацисты уничтожали свои жертвы в концлагерях.
И ― «мера за меру» ― после казни Эйхмана его тело сожгли на тюремном дворе, а пепел развеяли. В этом символическом действии есть глубокая талмудическая подоплека, представление о том, что сжечь мертвого ― значит подвергнуть его предельному унижению.

«Я верю полной верой в воскрешение мертвых. »

Один из 13 основополагающих принципов еврейской веры, сформулированных Рамбамом, ― вера в то, что в конце времен мертвые встанут из могил: кости обтянутся кожей, люди встанут и вернутся к жизни. Сжигая тело умершего, мы демонстрируем неверие в этот принцип.

Сказанное не значит, что кремированные не будут воскрешены. Просто Вс-вышнему придется совершать специальные чудеса, чтобы воскресить их не из праха, а из пепла. Но нарушителю придется держать ответ перед Небесным Судом ― будь то человек, завещавший себя кремировать, либо его родственник, принявший такое решение.

Резюмируем сказанное выше о запрете кремации

Что сказать еврею, настаивающему на кремации близкого?

Евреи в постсоветском пространстве были лишены связи со своими корнями. Как результат, светский «облегченный» вариант похорон ― кремация ― получил серьезное распространение. Как правило, люди используют одни и те же стандартные аргументы. Попробуем ответить на них с точки зрения еврейской традиции.

«Такова воля покойного»

Человек перед смертью завещал себя кремировать? Он заблуждался. Но сейчас он находится в мире абсолютной истины. Представьте себе, что сейчас он очень, очень не хочет, чтобы его сожгли, но уже никак не может дать об этом знать.

«Он не был религиозным человеком, и для него все это неважно»

У человека должно быть много заслуг, чтобы он мог достойно предстать перед Небесным Судом. Покойный и так не соблюдал Тору при жизни, а вы хотите сейчас сделать ему еще хуже?

«Мы хотим, чтобы близкие покоились вместе, и единственный вариант ― подхоронить урну»

Вы думаете, что сам человек находится внутри могилы? Вот эти кости ― и есть человек? Истинная сущность человека ― это душа. Души близких людей встретятся на Небесах, ведь у каждого еврея есть доля в Будущем мире.

О еврейских похоронах ― ответы на часто задаваемые вопросы

Читают ли надгробные речи?

Принято перед похоронами сказать слова о мертвом, о его заслугах. Очень важно при этом не принизить его достоинство и не преувеличить его заслуги. Если принизишь, то на Небесном Суде накажут тебя. Если преувеличишь, то накажут обоих.

Почему не открывают гроб?

Рабан Гамлиэль постановил, что не следует открывать гроб и выставлять покойного на обозрение перед похоронами. Причина этого постановления ― не подчеркивать разницу между богатыми и бедными.

Почему на могилу не кладут цветы?

Цветы ― символ жизни, а не смерти. Да и попросту это не наш обычай. К телу надо относиться уважительно, но не окружать его материальными символами. Ведь страдаем мы не по телу, лежащему в могиле: главное в человеке ― душа, и она уже ушла на Небеса.

Почему на традиционные еврейские надгробия не вешают медальоны с фотографиями?

Устанавливать изображение лица покойного ― языческий обычай. Он почему-то сильно распространился в советские времена. Ни на одном кладбище традиционной конфессии вы не найдете портретов. Возьмите арабское, католическое кладбище в Иерусалиме ― никаких фотографий там нет.

Каким должно быть надгробие

Ученый Торы Рашар (рабби Шимшон Рафаэль Гирш), комментируя книгу Ваикра, пишет следующее. Почему коэну запрещено оскверняться мертвым телом? Потому, что у идолопоклонников все строится вокруг смерти. Чем помпезнее воздаваемые мертвому почести, тем лучше.

В иудаизме, напротив, подчеркивается жизнь, ее важность и святость. Внешняя сторона похорон сведена к минимуму. Рамбам даже пишет, что великим мудрецам Торы не нужно делать надгробий, ведь память о мудрецах и праведниках ― их дела и слова.

Традиционное еврейское надгробие всегда скромное. На памятнике пишут «Здесь похоронен такой-то (имя отца и матери)», дата смерти (дату рождения указывать не принято). Добавляют аббревиатуру слов «Да будет душа его завязана в узел жизни с душами праведников еврейского народа».

В Петербурге есть еврейская похоронная служба «Хевра кадиша» (руководитель — р. Авроом Аршинов). По вопросам, связанным с еврейскими похоронами, можно обращаться по телефону 713-8186

Источник

Еврейский взгляд на кремацию и похороны

от Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *