можно ли краситься православной женщине
Грех ли пользоваться косметикой?
Среди прихожан бытует мнение, что женщинам нельзя заходить в храм в брюках и с накрашенными губами. Многие сомневаются – действительно ли краситься, приукрашать себя – это грех? Давайте разберемся в этом вопросе.
Почему церковь запрещала макияж, хотя в канонах он не запрещён
В церковных канонах и апостольских правилах нет греха, связанного с употреблением косметики, однако на протяжении всей истории ярко накрашенным женщинам не разрешали посещать храмы. Это происходило по нескольким причинам, связанным с обычаями того времени:
В Священном Писании отмечено, что сама по себе косметика грехом не является, если использовать её в первоначальном значении. То есть, крася глаза, губы, улучшая состояние кожи и волос, ногтей, девушка или женщина не делает ничего греховного, если только действительно корректирует внешность, а не превращает себя в нечто неузнаваемое. Неумеренное употребление косметики само по себе грехом не является, но может провоцировать некоторые грехи.
Если вы устали и плохо выглядите, перед посещением храма можно аккуратно накрасить глаза и припудриться, но это не должно быть слишком ярко и броско.
Когда пользоваться косметикой действительно плохо для души?
Ни один священник не поругает женщину или девушку, если она пользуется косметикой в повседневной жизни, однако чрезмерное использование может оказаться пагубным для души потому, что человек начинает в себе стирать Образ Божий, который есть в каждом из нас. Мода переменчива, как и идеалы красоты, придуманные людьми, поэтому, если женщина создаёт чужое лицо вместо своего, меняя себя до неузнаваемости, может согрешить непринятием себя, своего Божественного образа, лика, что может рождать за собой иные грехи, например, уныние, отчаяние, в котором следует исповедоваться священнику.
Если женщина ярко красится для того, чтобы соблазнять мужчин, то чрезмерное употребление косметики может провоцировать такой грех, как блуд. Даже психологи не могут назвать благополучными тех, кто, слепо следуя моде, начинает полностью менять себя, создавая, вместо природной красоты, безобразную, уродливую маску с гиалуроновыми губами, нарощенными ресницами и татуажем, который, кстати, как и татуировка, осуждается церковью и считается греховным, поэтому макияж макияжу рознь.
Каяться священнику стоит в таких грехах, как уныние, нанесение вреда своему здоровью, соблазнение, разрушение семьи, сребролюбие, гордость и многое другое, внешним проявлением чего может оказаться злоупотребление косметикой.
Чрезмерный макияж в храме может отвлекать людей от молитвы, поэтому сильно краситься, когда идете в храм, не стоит.
«Разве плохо краситься, чтобы быть красивой?» Но есть косметика, которую наносит на лицо Святой Дух
Архимандрит Андрей Конанос
Однажды меня пригласили в один храм в центре Афин провести беседу – после всенощной. Надо сказать, в этот день я редко бываю в городе, но вот так получилось. На обратном пути я сел в электричку, в последний вагон: надеялся, что там будет меньше народу. Так и оказалось – на следующей станции большинство пассажиров вышло. Но сразу же после этого в вагон влетела толпа молодежи. Ребят было много – как обычно в субботу вечером. Куда бы я ни посмотрел – повсюду молодые лица: юноши, девушки. Скорее всего, неподалеку находился кинотеатр, и теперь, после сеанса, все эти ребята ехали отдыхать дальше – расслабляться, развлекаться, в общем, за новыми ощущениями, которые ежедневно необходимы молодому поколению. Так мы и ехали в одном вагоне: я – домой, отдохнуть перед Литургией и подготовиться, а молодые люди, наоборот, из дома, – в поиске развлечений и приятного вечера.
Много лет я преподаю в школе и каждый день общаюсь с такими же ребятами, их ровесниками. Поэтому я без стеснения смотрел этим юношам и девушкам в глаза, вглядывался в их лица, чтобы понять, о чем они думают, что чувствуют. Большинство ребят были с невероятными прическами (в те годы молодежь увлекалась культурой «эмо»): длинные волосы, растрепанные или, наоборот, тщательно уложенные, с челкой, закрывающей пол-лица; рваные джинсы в сочетании с элегантными куртками, странные свитеры, рубахи – в общем, ребята были одеты по последней моде. Ко всему прочему, все были надушены и ярко накрашены – кроваво-красные губы, напудренные, бледные лица…
В вагоне было шумно – крики, громкий смех, а я всё стоял и смотрел на ребят. И они на меня посматривали. А пока мы глядели друг на друга, я мысленно старался изменить в их облике всё, что мне не нравилось. В общем, почувствовал себя настоящим художником. «Вот бы у этого паренька убрать волосы со лба, – «рисовал» я в своем воображении. – Тогда было бы видно лицо. А затем – как следует его умыть. Прыщи? Ничего страшного, это акне, в юности часто так бывает».
И вот мысленно я умывал ребят, стирал краску с лиц, менял одежду – и постепенно их облик становился мне всё понятнее и понятнее. Я увидел их глаза. Увидел, как мало в них радости; сколько горечи, неудовлетворенности и напряжения скрывается за глуповатыми шутками, насмешками и нервным, прерывистым смехом. В душе у ребят не было мира – теперь я это ясно видел. И радость их не была спокойной, умиротворенной – скорее это была распущенность, а не радость.
Вы когда-нибудь видели старые иконы, отданные на реставрацию? Потемневшие от времени, они покрыты таким слоем пыли и копоти, что зачастую даже непонятно, кто на них изображен. Но когда процесс реставрации завершается, на свет из-под пыли и ржавчины появляется прекрасный образ. То же самое ощутил и я, когда занимался своими «художествами» в вагоне. Для того Бог и позволил мне стать священником – чтобы я мог смотреть «с обратной стороны» и видеть то, что обычному человеку заметить нелегко.
Мы ведь в повседневной жизни все общаемся очень поверхностно и реагируем обычно на то, как человек ведет себя в данный момент. А что у него в глазах, что на сердце – на это, как правило, некогда обратить внимание. Между тем, заглянув глубже, можно проникнуть в самую суть – увидеть, услышать то, что незаметно простому глазу. Например – песнопение, которое звучало, когда этого юношу или девушку младенцем обносили вокруг купели: «Те, кто во Христа облекся, во Христа крестился». И я пытался найти Христа в лицах этих ребят – с их странным, диким взглядом, хохотом, насмешками, вызывающими поцелуями и хихиканьем. Так вот, чем больше «исправлений» я вносил, тем ярче проступала красота их лиц – чистая, святая красота. Они стали так прекрасны, что их и правда можно было принять за святых – и юношей, и девушек.
«Смотри! – сказал я себе тогда. – Господь создал этих детей для святости!» Так что ни о ком и никогда нельзя говорить, будто этот человек – ошибка природы.
Бог не ошибается. Он никогда не дает человеку злую душу, никого не делает в материнской утробе порочным грешником и злодеем. Все люди изначально – хорошие.
Просто мы в нашем современном мире с такой легкостью усваиваем плохое и страшное, что наш облик меняется и та красота, которой мы все обладаем, исчезает. Тогда, сидя в вагоне электропоезда, я, священник, попытался стереть с детских лиц всю фальшь и отыскать в них эту первоначальную, настоящую красоту. А увидев ее, почувствовал невероятное благоговение перед этими ребятами – легкомысленными, прыщавыми и инфантильными. Так что, если при взгляде на человека мысленно устранять всё уродство и безобразие, которыми нас обильно «украшает» современный мир, мы обнаружим, что все вокруг – прекрасные, хорошие люди.
Представляете, сколько бы у нас могло быть святых? Великомученики Георгий Победоносец и Параскева Пятница, святитель Николай, святитель Василий Великий, великомученик Димитрий Солунский и мученица Марина – на них были похожи ребята в электричке, и похожим на них будет любой человек, если убрать с его лица то, что уродует всех нас. Однако до такого преображения в реальности нам еще очень и очень далеко.
Для начала неплохо подумать: как вообще мы дошли до такого состояния? Какими нас сотворил Бог и в кого мы превратились? Когда успели измениться, изуродовав себя до неузнаваемости? Куда ушла наша детская невинность, красота, простота, чистота? Ничего этого у нас больше нет. Разве можно в миру отыскать невинного человека? Что ни скажешь – всё выходит не к добру, а совсем наоборот. Говоришь одно – человек понимает твои слова совсем иначе; объясняешь, растолковываешь ему что-то – а у него в голове складываются абсолютно другие представления. И он в этом совершенно не виноват: так его научили этот мир, время и ментальность, но главный «учитель» здесь – тот, кто управляет миром, враг-искуситель, формирующий нормы века сего. Да, над всеми нами – Господь, и, несомненно, Он – Владыка истории, но Его мы вытеснили на периферию, позволив тем самым князю тьмы и искусителю формировать менталитет и нравы нашего времени.
Мы все – порченные. И своих детей мы портим, калеча их с младенчества. Не знаю, у всех ли вас есть дети; не знаю, сохранили ли вы в себе сами ту невинность и красоту, которую мне удалось отыскать на лицах тех ребят в электричке; не знаю, сколько лет прошло с того дня, когда вы услышали первую непристойную шутку, первый пошлый анекдот в своей жизни, после чего красота вашей души померкла и исчезла.
Это очень важно – как человек живет, с кем дружит, кто его окружает. Важно, борется ли он за то, чтобы не меняться. Я сейчас не говорю об изменениях, которые сопровождают взросление любого человека – они абсолютно нормальны и естественны. Мы растем – и, конечно, меняемся. Меняется внешность – лицо, взгляд у юноши и мужчины уже не такие, как у маленького мальчика; и у взрослой женщины – не как у девочки, а серьезнее, внимательнее, острее. Не о такого рода изменениях говорим мы сейчас.
Чего нам ни в коем случае нельзя терять, – это невинность души. Потому что ничего прекраснее – нет. И сколько бы ни прошло лет, несмотря на все морщины и седину, такое лицо остается красивым. Не по-модному красивым, не как на глянцевых обложках – а иначе, гораздо прекраснее, потому что ничто так не красит человека, как невинность, чистота, доброта, любовь и душевное благородство. Всё это непременно отразится и на лице. И сколько бы ни прошло лет, эта красота всегда будет с тобой, ты никогда ее не потеряешь – неважно, молод ты или стар. Ты всегда, всегда будешь красивым, красивой.
Красиво не лицо, покрытое слоями макияжа, с ухоженной, гладкой кожей и т.д. По-настоящему прекрасное лицо – то, через которое отражается душевная благодать.
Когда в нас живет благодать Божия, полученная в таинстве Крещения, когда она не исчезает, а напротив, расцветает – это отражается на лице. И тогда все мы красивы, очень красивы.
Тебе ведь хочется быть красивым мужчиной, красивой девушкой? Только не говори «нет». Лучше вспомни, сколько раз на дню ты смотришься в зеркало и думаешь о том, как выглядит твое лицо, волосы и т.п.; вспомни, как тщательно ты одеваешься, готовясь выйти из дома, потому что стараешься выбрать наиболее подходящую для того или иного случая одежду. И сколько раз в день спрашиваешь себя, красива ли ты и нравишься ли окружающим.
Одна женщина как-то пришла на исповедь к своему духовнику с обильным слоем косметики на лице.
– Почему ты так красишься, дочь моя? – спросил он ее.
– Я хочу быть красивой, отче, – ответила женщина в простоте. – Разве это плохо?
– Но ты и так очень красивая! – сказал в ответ священник.
– Да, отче, я знаю, спасибо!
Женщина подумала, что батюшка просто захотел сделать ей комплимент. Но он продолжил:
– Я имел в виду не твою внешность. У тебя красивая душа. В тебе живет уникальная, потрясающая красота! И я прошу тебя показать ее всем.
Красота, о которой сказал священник, не достигается косметикой. Любая красавица – стоит ей только проснуться и сразу после сна взглянуть на себя в зеркало – увидит там обычное заспанное лицо, как у всех потомков Адама и Евы, с опухшими глазами, искривленным ртом и прочими изменениями, которые происходят во время сна. Ведь все мы – люди. Но существует такая красота, которая – вне этого. И она никак не связана с уходом за кожей.
Это «косметика», которую наносит на человеческое лицо Святой Дух, даруя нашим лицам истинную красоту и благолепие. Не случайно греческое слово космос, от которого образована косметика, обозначает не только красоту, но и гармонию. То есть истинная красота неразрывно связана с красотой души, душевным обликом. А это, в свою очередь, непременно отражается и на лице. Так что именно к такой красоте следует стремиться в первую очередь, показывая ее мужу, детям и всем вокруг. Где бы мы ни оказались, нужно быть естественными, ведь естественный человек всегда прекрасен, как и всё настоящее. Согласны со мной?
Сравним, к примеру, живые цветы с искусственными: каким бы ни было сходство, искусственные цветы все равно проигрывают: они не благоухают, не растут, не вянут (а, как известно, многие цветы именно при увядании пахнут особенно сильно). Увядшая роза продолжает источать волшебный аромат – почему? Потому что он идет изнутри. Так и у человека. В каждом из нас есть благоухание. Господь всех создал бесконечно прекрасными, но мы не видим этого. Кто – самый красивый Человек на земле? Господь наш Иисус Христос. Именно Он – Источник подлинной красоты, но мы этого не понимаем. И поэтому каждый год миллионы и миллиарды тратятся на уход за лицом и телом – в погоне за настоящей, истинной красотой, которая, однако, продолжает ускользать от нас.
Если посмотреть на иконы святых, можно заметить, что в них нет светской красоты – того глянца и блеска, который так действует на наше воображение, вызывая сластолюбивые мысли. Это не значит, что в свое время эти святые не были красивы. Просто красота их была красотой души, что, несомненно, отражалось и на внешности. Например, Богородица – неужели Она не была красивой? Апокрифы говорят, что на людей Она производила неизгладимое впечатление, потому что в ней жила благодать Святого Духа, внушающая благоговение, смягчающая сердце. Глядя на Нее, невозможно было не видеть, как Она прекрасна. При этом Пресвятая Дева носила закрытую одежду, то есть Ее внешний вид не пробуждал никаких плотских чувств. Она оказывала воздействие на души людей.
Красивый по Богу человек – чистый, невинный и смиренный – оказывает на людей влияние, сам того не желая, а наоборот, стремясь скрыться от них.
Его смирение и душевная красота не остаются незамеченными. Такой была Богородица, такими были святые. Смиренный человек прекраснее всех на свете, и внешность тут совершенно ни при чем. Вспомним, как после Литургии, прикоснувшись ко Христу, помолившись, причастившись и взяв просфору, мы выходим из храма во двор. Вокруг только и слышно: «С праздником! С Причастием! Как поживаете? Как дела?» Скажите, неужели в такие моменты все вокруг не кажутся нам красивыми? Абсолютно все. И в голову не придут мысли вроде: «Ну и страшный же ты! И там что за уродина…» Почему? Потому что в такие минуты мы смотрим на людей совсем иначе. И все нам кажутся симпатичными, красивыми и любимыми.
Вот что такое Божественная Литургия – она приводит нас в страну Бога, то есть в страну красоты. Ведь Бог – это и есть красота. Где Бог – там красиво, потому что там – смирение, благодать и простота, обладающие невероятной, притягательной силой. Нас привлекает Божественная красота, привлекают люди, наделенные Божией благодатью. И очень важно не потерять эту благодать.
Если ты молод и невинен, и чист благодаря своей невинности, – постарайся не потерять красоту души и тела. Молодая девушка всегда красива, и еще красивее она без макияжа – какой ее создал Бог. И когда утром, помолившись, ты идешь на работу или учебу без макияжа, всем видна твоя настоящая, подлинная, уникальная и неповторимая красота. Ведь мода – мода в косметике, мода в одежде – делает нас похожими друг на друга. И если ты будешь краситься и одеваться, как все, то потеряешь свою уникальность и станешь просто одной из многих.
Всё это я видел тем субботним вечером в электричке. Молодые люди, ехавшие со мной в одном вагоне, были одинаково одеты, одинаково накрашены, потеряв таким образом свою идентичность. Об этом хочу сказать вам и сегодня: старайтесь быть красивыми каждый по-своему. Как, например, Георгий Победоносец – у него свои черты лица, своя красота и святость; или мученица Марина, мученица Фотиния – каждая не похожа на других святых ни внешностью, ни святостью. Постарайтесь обрести свою красоту. Все вы – очень красивы, осталось только раскрыть свою внутреннюю, душевную красоту.
И знаете, как это сделать? Раскрыться навстречу Христу, Его Лику, которым Он смотрит на нас. Так вы примете Его красоту, и она отразится и на вашем облике, что обязательно заметят окружающие.
Самое красивое отражение своего лица, которое только можно увидеть, – это Лик Христа. Именно в Нем мы можем увидеть свой первообраз, то, к чему нужно стремиться.
Лик Христа показывает нам, какими можно стать. И глядя на Него, понимаешь, что это вполне по силам.
Можно ли краситься православной женщине
О КОСМЕТИКЕ
Слово иерея Алексия Кнутова на воскресном богослужении
Во все времена, начиная с IV века, женщины пользовались косметикой. Они использовали разные краски для волос, притирания и румяна. Святые отцы, обличая этот порок, говорили, что пользование косметикой есть обезображивание лица человека, а человек – это образ Божий.
Святитель Григорий Богослов писал о том, что тот, кто пользуется косметикой, свое лицо превращает в личину. Лицо женщины, которая пользуется косметикой, становится маской. Это фальшь и искусственность. Мы с вами любим настоящие живые цветы и, конечно, знаем: пластмассовые цветы – подделка. То же самое можно сказать и про пользование косметикой. Святые отцы говорят: женщины, использующие косметику, уподобляются распутным женщинам легкого поведения, которые делают это для того, чтобы соблазнять мужчин.
Но главное: тот, кто красится, покушается на права Творца. Об этом прекрасно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Отчего, скажи мне, ты прибавляешь на себя нечто к тому, что создано совершенным от Бога? Неужели для тебя мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшей художницей, принимаешься исправить дело Божие? Этого ты не имеешь в виду, но ты, украшая себя, наносишь оскорбление Творцу для того, чтобы привлечь к себе бесчисленных любовников».
Почему же все-таки женщины пользуются косметикой? Можно выделить три причины.
Первая – это женское тщеславие. Желание быть красивее. Но ведь тщеславие – это грех. И частное проявление этого греха – пользование косметикой.
Вторая причина – малодушие. Женщина боится стать якобы белой вороной в обществе, у себя на предприятии, в организации, среди своих знакомых. Но это, во-первых, опять действие тщеславия, а во-вторых, что более страшное, это – раболепство перед духом времени. Ну и что, что большинство современных женщин красятся? Но они и ругаются, и завидуют, и одеваются неприлично, и скандалят, и сплетничают и т.д. Мы же в этом им не подражаем. Почему же мы должны подражать им в том, что они красятся? А самое главное – боимся человеческого мнения, мол, что обо мне подумают, боимся людей больше, чем Бога. А нужно, наоборот – бояться Бога больше всех и больше всего. Остальных никого не надо бояться.
И наконец, третья причина – это привычка. Особенно она распространена у женщин преклонного возраста. Они пришли в храм в 1990–2000-е годы. Ходят в церковь десятилетия и по-прежнему красятся. Но привычка эта греховная. Это было в вашей молодости, тогда, когда вы были вдали от Бога, вдали от церкви. Но настало время бросить эту пагубную привычку.
Некоторые могут возразить. Например: если я не буду краситься, меня не примут на работе, даже могут уволить. Но это опять малодушие. Я знаю одну молодую девушку, которая работала в Москве, в очень серьезной организации, современной западной фирме. И там был некий стандарт – краситься. Но она – верующая. И она сказала, что делать этого не будет. И ей ничего не сделали. Она работала там дальше. Надо быть просто хорошим специалистом и добросовестно относиться к своим обязанностям. Тогда нас будут ценить и не требовать, чтобы мы красились.
Еще могут сказать: я крашусь для своего мужа, чтобы ему нравиться. Не просто каким-то посторонним мужчинам, это грех, но для своего мужа, чтобы он меня любил. Об этом также замечательно писал святитель Иоанн Златоуст: «Не станем украшать себя, потому что это лишняя и бесполезная забота. Не будем приучать своих мужей к тому, чтобы они любили одну только наружность. Если ты будешь так украшать себя, то он, привыкший к этому, взирая на твое лицо, легко может быть прельщен распутством. Напротив, если ты научишь его любить благонравие и скромность, то он не скоро впадет в прелюбодеяние, потому что у блудницы он не найдет этого, он найдет противное тому. Итак, не приучай его прельщаться ни смехом, ни свободными телодвижениями. Чтобы ты через это не приготовила яда для самой себя. Учи его находить удовольствие в скромности, а это ты можешь сделать тогда, когда ты скромно будешь держать себя».
Но можно сказать и так: я только чуть-чуть только крашусь, да и то у меня только естественные краски, ничего вычурного, все естественно, все красиво. Но такой ответ можно сравнить с теми, кто скажет: «Но я так не сильно грешу, только чуть-чуть осуждаю, гневаюсь, раздражаюсь, принимаю злые помыслы и т.д. Но это же чуть-чуть». Но грех чуть-чуть – это тоже грех. И других вариантов тут нет. Это единое мнение Православной Церкви. А если мы с этим не согласны, то мы должны понять, что мы не согласны с Православной Церковью. Помада, румяна, пудра, тени, тушь – все это орудие для совершения греха.
Еще хотелось отдельно сказать о крашении волос, чем грешат не только молодые, но и пожилые женщины. Грустно смотреть на бабушку, которой уже 60–70 лет, а она до сих пор занимается этими греховными делами. Ну зачем ей это нужно? Почему-то считается, что седые волосы – это плохо. Это не так. Говорят, что седые волосы украшают мужчину. Но то же самое можно и нужно сказать про женщину. Седые волосы украшают ее. Они – символ ее мудрости, потому что она вошла в тот возраст, когда нужно смотреть в вечность и передавать свой опыт молодому поколению.
96 правило VI Вселенского Собора говорит о том, что во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать во плоти житию его, и сохранять всякую невинность и целомудрие, а не прилепляться к вещественной суете, не украшать свое тело с излишеством и мелочностью.
Так что давайте, дорогие сестры, будем духовно взрослеть и не будем совершать то, что свойственно малым неразумным детям. Аминь.
Хотела добавить опрос, но не получается почему-то.У меня вопросы к мужчинам.
1. Я не против, чтобы моя жена красила лицо, но в пределах разумного.2. Я категорически против этого.3.Мне всё равно.
Православная Жизнь
9 сентября отмечают Международный день красоты, в который приветствуется всё прекрасное, красивое, эстетичное, а также проводятся разнообразные конкурсы красоты. В связи со столь необычным праздником решили поговорить о красоте с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа. Нужно ли христианке заботиться о своей внешности? Допустимо ли менять свою внешность, обращаться к пластическому хирургу? Изобилие средств по уходу за лицом и телом — это хорошо или плохо? Актуальны ли в миру советы монастырских старцев в отношении внешнего вида? Что определяет женскую красоту — внешность или внутреннее содержание?
Можно ли считать грехом красивую внешность? Человек ведь не выбирает, каким родиться.
Мне кажется очень узким такой подход к вопросу красоты. Почему только о женской красоте предполагается говорить? День красоты касается красоты вообще — искусства, культуры, эстетики. Я бы хотел акцентировать внимание на внутренней составляющей красивого. Художник — это ведь не только тот, кто умеет писать картины или что-то ещё делать творчески, но и тот, кто умеет замечать красивое в окружающем мире: цветы, облака, деревья. Вспомним, как святой Иоанн Кронштадтский целовал цветы со словами: «Целую руку, вас создавшую». В мире всё так сложно и красиво сотворено, что невозможно не восхититься замыслом Творца.
Если сузить тему и говорить о красоте женской — что сказать? Женщина — это венец творения, поскольку была сотворена последней. Вещество, из которого был взят Адам, — грубое: это земля, глина. Женщина же создана из совсем другого материала — из ребра, то есть из живого творения. Это значит, что женщина — самое красивое и самое совершенное создание на земле.
Красота и чувство прекрасного свойственны человеку по его природе. Мы можем смотреть на окружающий мир и познавать через него нашего Творца и Создателя. Женской красотой наслаждаться естественно. Это как с пищей: Богу было угодно, чтобы мы от её вкушения получали удовольствие. Какой в этом грех? Всё от Бога, и красота тоже. Это ведь Он творит все эти сплетения хромосом, индивидуальность каждого человека. Красота естественна для сотворённого Богом мира, не случайно Фёдор Михайлович говорил, что она спасёт мир.
Конечно, восприятие красоты у каждого своё. Кому-то нравятся выкрашенные волосы, яркий макияж, накладные ресницы, супер-маникюр. Такая девушка идёт и думает, что выглядит наивыгоднейшим образом. А человек, воспитанный иначе, не воспринимает её. Это как с музыкой: тот, кто с детства слушает классику, не может всерьёз воспринимать современные «унца-унца». Есть люди, которые любят целомудренный внешний вид. Мне вспоминается в этой связи известный боксёр Мохаммед Али. Однажды он увидел свою дочь в открытой одежде и сказал, что женская красота должна быть скрыта от посторонних взглядов, как скрыто в природе всё дорогое: золото, жемчужины, алмазы.
Мне кажется, что сейчас идёт деградация в восприятии красоты, какая-то вульгаризация. Девчонкам внушают, что модно быть стервой, с экранов телевизоров и компьютеров идёт вал какого-то агрессивного феминизма, что в целом расшатывает не только психику женщин, но основы семьи. Человечество и вся его история держатся на семье. Потому так важно, что мы считаем красивым: если красивым считается вульгарное и пошлое, то эти качества будут цениться и в женщинах. Что же выйдет, если женщин с такими качествами станут выбрать в жёны? Если девушка выросла в целомудренной семье, где её воспитывали и папа, и мама, то, скорее всего, у неё в жизни всё будет хорошо — пример матери и авторитет отца даже без слов делают своё дело и ставят ребёнка на правильные рельсы. Парень, ищущий девушку для создания семьи, а не сексуального опыта, будет искать человека соответствующей внешности, поведения, внутреннего устроения. Это тоже вопрос воспитания.
Как быть молодым девушкам, которые не хотят в длинных юбках ходить? Тем, кому нравится макияжем пользоваться и выглядеть красивыми?
Я не тиран в плане моды и ухода за собой. У меня очень демократичное к этому отношение. Если девушка пришла в храм в короткой юбке и ловит на себе косые взгляды, думаю, она сделала это неумышленно: у неё нет в гардеробе другой одежды. Многие просто не понимают, что такое храм и как туда одеваться. Когда человек становится постоянным прихожанином храма, меняется и его поведение, и одежда. Воцерковляясь, женщины, как правило, отказываются от агрессивного самовыражения.
Крайности и фанатизм могут распространяться и в другую сторону. Нередко в храмах можно увидеть женщин, которым в монастыре каком-нибудь сказали, что красить волосы и использовать косметику — страшный грех. В итоге они в свои сорок пять — пятьдесят выглядят совсем непривлекательно, а ведь дома у каждой муж. О православных и так легенды ходят, что мы маргиналы и мракобесы — так зачем же питать эти слухи? Мне кажется, всё должно быть умеренным. Человеку совесть должна подсказывать, как выглядеть и как одеваться. Если женщина украшает себя без излишеств — это нормально и допустимо.
В вопросах красоты есть и медицинский аспект. Мы знаем, что есть челюстно-лицевая и пластическая хирургия. Допустимо ли делать операции, которые улучшают внешний вид, делают красивее — или нужно смириться и жить, какой родилась?
Давайте смотреть на ситуацию трезво. Одно дело, если супербогатые женщины обращаются к хирургам, не зная, что бы ещё в себе улучшить. Совсем другое — если у человека неправильный прикус и ему показана установка брекетов, например. Что плохого в том, чтобы исправить какой-то физический недостаток? Адонтия (отсутствие зуба), дефекты внешности типа лопоухости, некрасивые родинки и тому подобные проблемы — почему не обратиться к врачу? Это возможность улучшить человеку качество жизни, помочь социально адаптироваться.
Конечно, такие вопросы нужно решать индивидуально — невозможно дать какие-то общие рекомендации, кому можно обращаться к пластическому хирургу, а кому нет. Однозначно надо избегать максимализма. Если девушка комплексует из-за внешности и не может создать семью по этой причине, она может обратиться к священнику, у которого исповедуется, взять благословение — и прооперироваться, чтобы избавиться от мучающего её недостатка. Я не вижу в этом состава преступления и чего-то вопиющего. В чём тут грех?
Ещё одна спорная тема — омоложение. Женщинам не хочется стареть. Сейчас наука шагнула далеко вперёд в сфере развития косметологии и косметики. За несколько лет появились средства по уходу за собой, о которых раньше нельзя было даже фантазировать. Всё это стоит дорого, но работает эффективно. Женщина, попробовавшая корейскую косметику, вряд ли сможет от неё отказаться — настолько заметен эффект. Как быть, ведь порой это становится зависимостью?
Я считаю, что лучшим средством ухода за собой был и остаётся здоровый образ жизни. Хочешь выглядеть молодой и стройной долго? Даю простой совет: меньше есть, больше двигаться, и будет вам счастье. Не понадобятся ни липосакции, ни уколы. Не секрет, что транснациональные корпорации типа МакДональдса поднимают колоссальные деньги как на продаже вредной еды, так и на спорт-индустрии. Проповедуют принцип не «меньше ешь», а «ешь, что хочешь, а потом сбрось всё в спортзале». Рассказывают «секретные секреты успешного успеха» в плане похудения и диет, но это ведь элементарно: урезаешь питание — снижается вес. Сейчас можно найти любую информацию, подписаться на сайты, где научат, как с минимальными затратами привести себя в хорошую форму. Нужно просто потрудиться. Мы же часто идём по пути наименьшего сопротивления.
Если говорить о духовном аспекте омоложения — думаю, что человек верующий не будет отчаянно цепляться за временную жизнь и за свой облик. Все мы понимаем, что однажды придётся прийти к рубежу, и как прекрасны те, кто мужественно и спокойно принимает своё старение! Какой смысл в увлечении современными косметическими технологиями? Ловить на живца мужчин? Умереть с меньшим количеством морщин? Ну несерьёзно же!
Так как же быть? Не ухаживать за собой? — но ведь любому мужчине приятно видеть рядом с собой красивую ухоженную женщину. С другой стороны — косметические средства сегодня недёшевы, допустимо ли тратить на них деньги?
Если женщина ухаживает за собой, чтобы порадовать мужа — почему нет? Мне доводилось слышать упрёки мусульманских женщин в адрес наших: дескать, славянки странные, потому что на улицу наряжаются, красятся и делают причёску, а дома ходят в не пойми каком халате, с уставшим лицом, ещё и кричат постоянно «вы все меня достали, оставьте меня». Я думаю, что ухаживать за собой нужно, но без фанатизма. Надо постараться адекватно относиться к жизни, понимать, что её ход не изменишь и не обманешь. Надо мужественно смотреть вперёд и достойно пройти свой путь, как это делали миллионы людей до нас. Надо также сместить акценты с внешних вопросов на духовные. Всегда актуальны слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4).
Я слышал такую характеристику хорошей жены: она должна быть добрая и весёлая. Если муж видит свою жену такой, это знак ему, что в семье всё хорошо, он всё делает правильно, у него благополучные отношения, любовь. Именно это самое главное. Нам ещё в семинарии один преподаватель говорил: «Ребята, вам ещё жениться, сан принимать. Поймите, внешняя красота может быть привлекательна, но через полгода совместной жизни вы перестанете её замечать». Это очень верно: внешнее быстро приедается, становится повседневным, и человек живёт не с лицом, а с душой, внутренним миром, качествами характера, привычками.
Я не против того, чтобы наши дорогие и любимые женщины пользовались косметикой или закрашивали седину, но не стоит красить губы, когда идёте в храм. Этими губами они и иконы целуют, и ко кресту прикладываются, а нам это всё оттирать потом. Всегда нужно осознавать, что и для кого вы делаете. С другой стороны — если увидите в храме девушку или женщину с накрашенными губами или в неуместной одежде — не надо делать замечаний. Люди, как правило, приходят в храм с болью, поэтому надо отнестись к пришедшим с искренним вниманием, выслушать, помочь. Из храма каждый должен уходить с облегчённым сердцем, утешенным — в этом проявляется наша христианская любовь.
В заключение хочется напомнить: для того, чтобы быть привлекательной, женщине нужно не только лицом заниматься, но и развивать себя. Супруги должны разговаривать — важно, чтобы с женщиной было о чём поговорить. Услышишь порой, что и как говорит какая-нибудь королева красоты — и ужаснёшься, и уже никакая красота не спасает. Так что, как ни крути, дело не в красоте женского лица, а всё-таки в красоте души прежде всего. Она преображает внешний облик, светится изнутри и очень украшает. Поэтому, чтобы быть красивой, надо читать умные книги, заниматься самообразованием и жить духовной жизнью. И больше двигаться. Всё просто!
Беседовала Екатерина Щербакова