можно ли красить волосы в черный цвет мусульманам

Можно ли красить волосы в черный цвет?

можно ли красить волосы в черный цвет мусульманам

Вопрос: Можно ли красить волосы в черный цвет?

Ответ: Что касается окрашивания волос в черный цвет мужчинами и женщинами, то большинство ученых сказали, что это запрещено, а некоторые сказали, что порицаемо.

Разногласия в понимании хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится:

يكون قوم في آخر الزمان يخضبون بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة

«В последнее время (ближе к концу света) будет народ, который будет окрашивать свои волосы в черный цвет, подобно голубиной груди (у голубей грудь бывает черной в основном), они не почувствуют запаха Рая» (ат-Тирмизий).

Если человек хочет красить волосы, то пусть красит в любой цвет, кроме черного, как сказано в хадисе:

غيروا هذا بشيء واجتنبوا السواد

«Измените это (цвет волос) и остерегайтесь черного цвета (то есть красить в черный цвет)» (имам Муслим). Это решение действует в отношении чисто черного цвета, что касается коричневого или других темных цветов, то нет запрета в этом.

По сунне Пророка (мир ему и благословение) и следуя сподвижникам, желательно красить бороду хной, она придает темно-красноватый оттенок. Тому, кто желает красить волосы, пусть красит хной.

Ибн Ахмад

можно ли красить волосы в черный цвет мусульманам

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Можно ли красить волосы в черный цвет мусульманам

можно ли красить волосы в черный цвет мусульманам

Разрешено ли мусульманам красить волосы в черный цвет?

Вопрос: В Рамуз аль-Ахадисе пишется, что: «Перед Судным днем появятся такие люди, которые будут окрашивать свои волосы в черный цвет, словно зоб у голубя. Эти люди не почувствуют запах Рая».

Действительно ли окрашивание волос в черный цвет имеет такие последствия? Этот запрет относится к мужчинам и к женщинам, вне зависимости от их возраста? Не могли бы вы объяснить данный хадис?

Посланник Всевышнего Аллаха сказал:

«В последние времена появятся люди, которые будут красить (волосы) в черный цвет, подобно (цвету) груди голубя. И (такие) не почувствуют (даже) запаха Рая» (Несаи, Зинат, 15; Абу Давуд, Тараджуль, 20; Маснад, 1/273).

В данном хадисе указывается то, что люди, покрасившие бороду или волосы в черный цвет не только будут лишены возможности войти в рай, но и не почувствуют даже его запаха на протяжении 500 лет.

Большинство мусульманских ученых едины во мнении, что окрашивание волос в черный цвет является макрухом. Имам Набави, Газали, Шафии, а также ряд других ученых придерживаются мнения, что это действие полностью запретно (харам).

По мнению ханафитов, красить седые волосы в черный цвет без необходимости является макрухом. Так, во время совершения джихада, участники сражений окрашивали свои бороды и волосы в черный цвет, дабы выглядеть перед врагом более устрашающе.

Стоит отметить и следующий факт: до возникновения Ислама иудеи и христиане избегали окрашивания волос и изменения их цвета, думая, что верующему не подобает украшать себя подобным способом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил своих сахабов окрашивать волосы и бороду, для того, чтобы отличаться от предыдущих обладателей Писания. Он сказал:

«Иудеи и Христиане не красят [волосы и бороду]. Так будьте же противоположны им [красьте]». (Муслим, Либас 80)

Другой хадис нашего Пророка (да будет доволен им Аллах), звучит следующим образом:

«Однажды пришел человек, окрасивший свои волосы хной. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Красиво!». Далее, этот человек покрасил волосы хной и специальным растением. На что Пророк (мир ему) сказал, что «Это лучше предыдущего». Затем, когда он (мир ему) увидел кого-то покрасившего волосы в более светлый цвет, то он сказал: «Это лучше всего». (Абу Давуд, Тараджуль 19).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) так же говорил:

«Чтобы скрыть седину, лучше всего использовать хну». (Абу Давуд, Тараджуль 18)

Следовательно, окрашивать волосы в более светлые тона является мустахабом (одобряемым, хорошим действием). Женщинам же красить волосы не является макрухом.

Источник

Разрешает ли Ислам красить волосы?

Салям алейкум, у меня есть вопрос. Можно ли мусульманам, как мужчинам, так и женщинам, красить волосы? Или это является нарушением предписаний Аллаха и Сунны Пророка?

Пожилые мужчины могут красить волосы и бороду в любой цвет, кроме черного. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) заметил проходившего рядом человека, волосы которого были покрашены хной. Он воскликнул: «Как красиво!»

Вскоре он увидел другого человека, чья борода была покрашена смесью хны и льна, и снова восхитился: «Так выглядит еще лучше!»

Через какое-то время Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обратил внимание на третьего человека, чьи борода и волосы были покрашены светлым, и сказал: «Это лучше всего» (Абу Давуд, «Тараджуль», 19).

Окрашивание волос хной и льном

В другом хадисе-шариф приводится высказывание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Если вы хотите закрасить седину и изменить цвет, то лучше всего воспользоваться средством, изготовленном из двух растений, — хны и льна» (Абу Давуд, «Тараджуль», 18; Тирмизи, «Либас», 20; Насаи, «Зина», 16).

Анас бин Малик вспоминал: «Волосы благочестивых халифов Абу Бакра и Умара (радыяллаху анхум) были покрашены смесью хны и семян льна» (Бухари, «Либас», 64; Муслим, «Фазаиль», 29).

Причина, по которой пожилым мужчинам запрещено использовать черные красители, заключается в ограничении подражания молодым людям. Окружающие могут принять мусульманина, чьи волосы и борода окрашены в черный цвет, за младшего по возрасту. Такое поведение приравнивается к введению в заблуждение. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал: «Не из нашей уммы тот, кто склонен вводить в заблуждение» (Муслим, «Иман», 164).

После завоевания Мекки благочестивый Абу Бакр (радыяллаху анху) привел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) своего отца, Абу Кухафу, чтобы тот принял Ислам. Он заметил, что волосы старика совсем белые, и посоветовал: «Вы можете изменить цвет, однако нельзя использовать черный пигмент» (Абу Давуд, «Тараджуль», 18; Насаи, «Зинет», 15).

Кому разрешается красить волосы в черный цвет?

Нет препятствий для окрашивания волос в черный цвет молодым людям, которые преждевременно поседели, так как в этом случае они возвращаются к прежнему внешнему виду. Известно, что сахабы Сад бин Абу Ваккас и Укба бин Амир поступили таким образом (Юсуф аль-Карадави, «аль-Халяль валь-Харам филь-Ислам», Анкара, 1970, стр. 102-103).

Еще одно условие, позволяющее мужчинам красить волосы в черный цвет, — перед сражением с противником. Раньше мусульманские солдаты предпочитали красить волосы в черный цвет, чтобы казаться молодыми, энергичными и устрашать внешним видом вражескую армию.

Разрешается ли женщинам красить волосы?

Женщины могут красить волосы в любой цвет, в том числе черный. Тем не менее, мусульманки должны обратить внимание, что нельзя показываться с непокрытой головой, даже с покрашенными волосами, перед мужчинами, которые не являются махрамом, в том числе и перед женихом.

Стремление покрасить волосы или украсить их каким-либо другим способом, чтобы продемонстрировать посторонним мужчинам, считается в Исламе большим грехом.

Источник

Окрашивание волос в черный цвет

можно ли красить волосы в черный цвет мусульманам

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Учёные разошлись во мнениях относительно вопроса окрашивания волос в чёрный цвет. Одни учёные считали это нежелательным действием (макрух), некоторые дозволяли его, но, согласно основополагающему мнению шафиитского мазхаба, это действие считается запретным.

Шейх уль-Ислам Абу Закария ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Маджму» (1/294):

اتفقوا على ذم خضاب الرأس أو اللحية بالسواد، ثم قال الغزالي في الإحياء والبغوي في التهذيب وآخرون من الأصحاب هو مكروه: وظاهر عباراتهم أنه كراهة تنزيه: والصحيح بل الصواب أنه حرام: وممن صرح بتحريمه صاحب الحاوي في باب الصلاة بالنجاسة: قال إلا أن يكون في الجهاد: وقال في آخر كتابه الأحكام السلطانية يمنع المحتسب الناس من خضاب الشيب بالسواد إلا المجاهد: ودليل تحريمه حديث جابر رضي الله عنه قال أتي بأبي قحافة والدأبي بكر الصديق رضي الله عنهما يوم فتح مكة ورأسه ولحيته كالثغامة بياضا فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم غيروا هذا واجتنبوا السواد رواه مسلم في صحيحه والثغامة بفتج الثاء المثلثة وتخفيف الغين المعجمة نبات له ثمر أبيض وعن ابن عباس رضي الله عنهما قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم يكون قوم يخضبون في آخر الزمان بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة رواه أبو داود والنسائي وغيرهما ولا فرق في المنع من الخضاب بالسواد بين الرجل والمرأة: هذا مذهبنا

«Учёные (шафииты) согласились с порицанием окрашивания головы или бороды в чёрный цвет. Аль-Газали в труде “Ихья”, аль-Багави в книге “Ат-Тахзиб” и другие учёные (шафииты) сказали, что это нежелательно (макрух), и, согласно буквальному смыслу их слов, это макрух ат-танзих[1].

Однако согласно достоверному и правильному мнению, это запрещено. К тем, кто сказал о запретности этого, относится автор книги “Аль-Хави” (аль-Маварди). В разделе о намазе, совершённом с нечистотой, он пишет: “Это запрещено, если речь идёт не о джихаде”[2].

Также он сказал в своей книге “Аль-Ахкам уль-Султания”: “Мухтасиб[3] запрещает окрашивать седину в чёрный цвет всем, кроме муджахидов, и доказательством запрета служит хадис Джабира (да будет доволен им Аллах): “В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, отца Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими). При этом его голова и борода были белыми, как цветы растения сагама, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Измените это[4], но избегайте чёрного цвета”” (Муслим).

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“На исходе времён появятся люди, которые будут красить волосы в чёрный цвет, подобный цвету груди голубя. И такие не почувствуют даже запаха Рая” (Абу Дауд, ан-Насаи и другие). В том, что касается запрета окрашивания волос в чёрный цвет, то между мужчиной и женщиной нет разницы, согласно наиболее достоверному мнению в мазхабе».

Однако имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Равдат ат-Талибин» (1/364) делает исключение:

خضاب المرأة بالسواد إن كانت خلية من الزوج و فعلته فهو حرام و إن كانت زوجة و فعلته بإذنه فجائز على المذهب

«Незамужней женщине запрещено красить волосы в чёрный цвет, но если она замужем, то с позволения мужа это дозволяется, согласно мазхабу».

Желательно окрашивать волосы хной.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (2/281) говорится:

اتَّفَقَ الْفُقَهَاءُ عَلَى أَنَّ تَغْيِيرَ الشَّيْبِ بِالْحِنَّاءِ أَوْ نَحْوِهِ مُسْتَحَبٌّ لِلْمَرْأَةِ كَمَا هُوَ مُسْتَحَبٌّ لِلرَّجُل ، لِلأْخْبَارِ الصَّحِيحَةِ فِي ذَلِكَ

«На основании достоверных сообщений учёные-фахики единогласны в том, что маскировка седины [покраской] хной либо веществом, подобным ей, является желательным действием (мустахабб) как для женщин, так и для мужчин».

Сообщается, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал, что слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс:

إنّ أحسن ما غيرتم به الشيب الحناء والكتم

«Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину – это хна и катам». (ат-Тирмизи, Абу Дауд)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Фатх уль-Бари» (10/355):

والكتم نبات باليمن يخرج الصبغ أسود يميل إلى الحمرة وصبغ الحناء أحمر فالصبغ بهما معا يخرج بين السواد والحمرة

«Катам – это растение, встречающееся в Йемене, при окраске даёт чёрный цвет с оттенком красного. Хна же при окраске даёт красный цвет. А при смешивании они дают оттенок между чёрным и красным».

А Аллах знает лучше.

[1] В книге «Аль-Фикх уль-Манхаджи» приводится деление макруха на «ат-тахрим» и «ат-танзих»: «Макрух-тахрим – это то, что Шариат требует от нас оставить в категоричной форме, однако в более мягкой форме, чем требует оставить харам. За отказ от макрух-тахрима следует награда за подчинение повелению Всевышнего Аллаха, а за совершение макрух-тахрима следует наказание, не достигающее, однако, степени наказания за совершение харама. Например, суннат-мутлак намаз, совершённый в период восхода или захода солнца – макрух-тахрим. Макрух-танзих – то, что Шариат не в категоричной форме требует от нас оставить, например, соблюдение поста во время хаджа в день Арафа. За несоблюдение поста в таком случае будет дарована награда за подчинение повелению религии, однако соблюдение поста не считается грехом.

[2] Цель этого – устрашение врага.

[3] Мухтасиб – специальный служащий, следивший за претворением в жизнь исламских моральных норм, которые заключаются в «воздержании от порицаемого и побуждении к дозволенному». Одной из обязанностей мухтасиба была профилактика правонарушений, для чего они вели просветительскую кампанию среди населения. В зависимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками.

Источник

Articles

Попросили редакцию сайта осветить вопрос дозволенности или недозволенности перекрашивания волос в черный цвет, и представляем по милости Аллаха подробный ответ на эту тему по книге одного из саудийских шейхов.

В данном вопросе нужно обозначить два места.

1) Это место согласия всех ученых. И это два вопроса.

2) Обозначим место разногласий.

И разногласят ученые в вопросах помимо этих двух на различные мнения.

И это мазхаб маликитов, ханбалитов и также одно из мнений у ханбалитов и шафиитов. Пришло в книге по маликитскому мазхабу «Шарх Иршад ас-Салик фи Фикхи Имам Малик», альКашнауи, что он сказал: «И нежелательно окрашивание волос в черный».

И сказал маликитский ученый Адауи в «Хошиа аль-Адауи»: «Нежелательно окрашивание светлых волос или других такого же оттенка (как рыжие, русые и т.д.-примечания) в черный, однако не запрещено

Сказал ханбалит аль-Хаджауи: «Нежелательно окрашивать волосы в черный цвет, а если это делается с целью обмана в торговле или в никяхе, то это запрещено». (см. «Аль Икна», 1/21)

И пришло в «Хошиа» Ибн Абидина: «И часть из них, т.е. из ханафитов, разрешила окрашивание в черных цвет без нежелательности». (Хошия, 6/422)

Сказал ан-Навави: «Согласились шафииты на порицании окрашивания головы и бороды в черный цвет. Затем сказал Газали в «аль-Ихъя», и имам Багауи в «Тахзиб», и другие из шафиитов: «Это макрух (нежелательно)». И очевидно из их слов, что они говорят что это макрух сильной степени» (см. «Маджму», 1/294)

И это мнение есть у шафиитов, и выбрал его Навави и другие шафииты.

Это одно из мнений у ханафитов.

И сказал Ибн Хаджар: «И из ученых есть те, кто провел различие между мужчиной и женщиной, и разрешил это для женщины, но не для мужчины. И это мнение выбрал аль-Хулейми». (см. «Фатхуль Бари», 10/355)

Более достоверным мнением будет нежелательность

И доказательство этого строится на двух положениях:

а) То, что пришло от сподвижников

Пришло от большого числа из сподвижников Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) то, что они красились в черный и разрешали это.

а) Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах).

Передал Тирмизи, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Крастесь в черный. Воистину, в этом радость для женщин, и страх для врага»

б) Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Передал от него Дуляби в «аль-Кана» со своим иснадом до Ибн Аби Мулейки: «Воистину Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) красился в черный.»

в) Али ибн Аби Толиб (да будет доволен им АЛлах).

Передал от него Ибн Джоузи, что он сказал: «Крастесь в черный. Воистину, вы найдете в этом страх в сердцах ваших врагов и симпатию ваших женщин к вам.»

г) Саид ибн Аби Ваккас (да будет доволен им Аллах).

Передал Табарани (рахимахуЛлах) в «Му’джам аль-Кабир» от Саида ибне Мусеййиба: «Воистину, Саид ибн Аби Ваккас красился в черный». (Муджам Аль Кабир, 295)

д) Амр ибн Аль-Ас (да будет доволен им Аллах).

Передал Хаким в «аль-Мустадрак»: «Умар ибн аль-Хаттаб увидел, как Амр ибн аль-Ас покрасил седину в цвет черный как будто крыло ворона, и спросил его: «Что это, о Абу АбдуЛлах?» Ответил Амр ибн Аль-Ас: «О амир правоверных, я хочу, чтобы на мне был виден остаток (жизни, молодости).» И Умар не запретил ему это и не порицал его» (Хаким, 5914)

е) Мугира ибн Шу’ ба (да будет доволен им Аллах).

Передал Ибн Джоузи: «Первый, кто покрасился в черный, это был Мугира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах».

г) Джарир ибн АбдиЛлях (да будет доволен им Аллах).

Передал Табарани в «Му’джам аль-Кабир» с иснадов до Салима аби Хузейма, что он сказал: «Видел я, как Джарир ибн АбдуЛлах красит свою голову и бороду в черный.» (Ибн Аби Шейба, 25529, Табарани, и др)

д) Укба ибн Амир аль-Джухни (да будет доволен им Аллах).

Передал Табарани в «Му’джам аль-Кабир» и также другие помимо него от Абу Айша, что тот сказал: «Видел я, как Укба ибн Амир красился в черный»

е) Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах)

Передал Табарани в «Му’джам аль-Кабир» от АбдурРахмана ибн Барзаджа, что тот сказал: «Видел я, как Хасан и Хусейн, сыновья Фатымы, красились в черный». (Аби Нуейм, 1668, Ат-Табарани, и др)

Также пришло много подобного и о табиинах.

Подытоживая скажем, что асары от сподвижников в этом разделе известны и утвердились, даже если недостоверна некоторая их часть.

Сказал аль-Куртуби в «аль-Муфхим»: «И передается от большого джамаата из саляфов, что они красились в черный цвет».

Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Достоверно от Хасана и Хусейна, что они красились в черный. Упомянул это от них Ибн Джарир в книге «Тахзибуль Асар». И также передал это от Усмана ибн Аффана, АбдуЛлаха ибн Джафара, Саида ибн Аби Ваккаса, Укбы ибн Амира, Мугиры ибн Шу’ба, Джарира ибн АбдуЛлаха и Амра ибн аль-Аса. И также от джамаата из табиинов. Из них Умар ибн Усман ибн Аффан и Али ибн АбдуЛлах ибн Аббас, и Абу Салями ибн АбдурРахман, и АбдурРахман ибн Асвад, и Муса ибн Тальха, и Зухри, и Айюб ас-Сахтыяни, и Исмаил ибн Маади. И передал Ибн аль-Джоузи от Мухариба ибн Дасара, и Язида, и Ибн Джариджа, и Абу Юсуфа, и Абу Исхака, и Ибн Аби Лейла и других». («Заад аль маад», 4/368)

И на нее и будет отнесен этот запрет, объединяя между этим хадисом и тем, что предшествовало из поступков и слов сподвижников Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует), которые не могли открыто совершать харам и призывать к нему, поскольку они были более знающими в религии, чем кто-либо другой. И их понимание слов Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) более правильное, чем понимание кого бы то ни было другого.

Тем более, что основа в запретах, если они пришли в разделе адаба – нежелательность, как сказали ученые по усулю (см. «Шарх Назмуль уаракат», 75, и др.)

Сказал Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах: «А что касается окрашивания в черный, то сказали о его нежелательности большое множество из людей знания, и это мнение достоверно без всяких сомнений» см. «Хошия», (11/172)

Также написали Ибн Аби Асым и Ибн аль-Джоузи книги по этому вопросу, и в обоих посланиях после сравнения доводов признали разрешенность этого без запрета.

Первое : достоверность его иснада.

И опровергло его достоверность большое количество ученых. Среди них Ибн Джоузи в «аль-Маудуат», 3/55.

Сказал он: «Этот хадис не достоверен от Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует)»«аль-Маудуат», 3/55

И сказал аль-Кори: «Сказал Мирак, касательно его иснада есть различные мнения».

И вертится вопрос о достоверности его иснада вокруг Абдель Карима.

Сказаль Ибн аль-Джоузи: «Уличенный во лжи. Его имя Абдуль Карим ибн Аби аль-Мухарик Абу Аммия аль-Басри. Сказал Аюб ас-Сахтыяни: «Клянусь Аллахом, воистину, он не правдивый.» Сказал Яхъя ибн Муаин: «Он никто». Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Матрук (оставленный)». Сказал Даракутни: «Матрук».» (см. «аль-Маудуат», 3/55)

Однако возразил ему Хафиз ибн Хаджар в «Коуль аль-Мусаддад», сказав: «Ошибся Ибн аль-Джоузи. Воистину, Абдуль Карим, который в этом иснаде, это Ибн Малик аль-Джазари, достоверный, от которого передается в «Сахихе».»

И также сказал имам аз-Захаби в «ат-Тальхыс аль-Маудуат».

Однако, подкрепляет то, что все-таки это Ибн Абу Мухарик, то, что этот хадис передал ат-Табарани и другие по другой цепочке: Абдуль Карим ибн Аби аль-Махарик Аби Аммия, от Муджахида, от Ибн Аббаса, и упомянул этот хадис. И таким образом, находится подтверждение о его истинном имени. И также это у Абу Бакра аль-Халяля в «ат-Тароджуль», 139

Затем, есть противоречие в том, является ли этот хадис восходящим до самого Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) или остановленным на Ибн Аббасе. Сказал Ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари» после того, как упомянул хадис: «Его иснад сильный, однако есть разногласия в том, восходит ли он до Пророка или остановлен на Ибн Аббасе.» («Фатхуль Бари», 6/499)

Второе : Указание этого хадиса.

Если мы предположим, что это все-таки запретно, и с этим связано такое серьезное наказание, то из этого вытекает то, что сподвижники Посланника Аллаха либо не знали об этом, что невозможно, либо знали и были упорствующими в таком серьезном грехе, что тем более абсолютно противоречит истине.

Из всего вышеперечисленного стало ясно, что более верным в этом вопросе будет мнение, что покраска волос в черный цвет нежелательна, а Аллах знает лучше!

И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *