можно ли красить гелькоут

Про гелькоут, корпус и покрытия

можно ли красить гелькоут

Основная разница между видами гелькоута заключается в типе используемых в качестве основы смол — эпоксидных или полиэфирных

Что такое гелькоут

Гелькоут — изготовленное на основе синтетических смол покрытие для композитных конструкций. Это декоративный отделочный слой, призванный защищать стеклопластиковый корпус лодки от осмоса и старения под воздействием ультрафиолета. Кроме того, гелькоут обеспечивает блеск поверхностей, что делает вашу лодку чертовски привлекательной.

Типы гелькоута

Основное их различие заключается в используемых в качестве основы смолах — эпоксидных или полиэфирных, получаемых в результате синтеза с участием жидких органических соединений как исходных компонентов. Обычно смолы имеют двухкомпонентный (сополимеры) состав или даже состоят из трех веществ — собственно смолы, отвердителя и пластификатора, которые при смешивании образуют прочную жесткую структуру. Существуют различные типы гелей: высокотемпературные, конструкционные (весьма твердые) и другие, более эластичные, причем все могут использоваться для корпусов и надстроек.

Цветные гелькоуты

Правильно подобранный цветной гелькоут в состоянии придать потертой лодке отличный вид. В бесцветный состав можно добавить краситель и добиться любого оттенка, что не так давно продемонстрировали крупнейшие производители яхт — Azimut, Mochi и Sunseeker. Например, голубой, красный или черный гелькоут выглядит эффектным элементом декора корпуса судна.

Что лучше — гелькоут или краска?

Гелькоут является составной частью структуры лодки и служит дополнительной защитой от ультрафиолетовых лучей и осмоса. Его слой толще, чем у краски, он более устойчив к сколам и царапинам, поэтому его вряд ли придется наносить заново через год-два. Небольшие изъяны покрытия обычно можно заполировать специальными пастами. Краску из-за ее структуры полировать сложнее, но легче быстро обновить, перекрасив в подходящий цвет поврежденный участок. Подобрать правильный оттенок гелькоута при ремонте крайне затруднительно, но если это сделано профессионально, разницу заметит не каждый.

Толщина гелькоута

Средняя толщина составляет 0,5–0,8 мм, и на разных лодках она разная. Каждая верфь следует собственным стандартам нанесения гелькоута; так у разных автомобилей высокое качество окраски достигается при разном количестве слоев. Различия не катастрофические, ибо гелькоут нельзя наносить толстымслоем — в этом случае он становится хрупким и предрасположенным к растрескиванию.

Цветной гелькоут, белый или прозрачный — что быстрее выцветает и разрушается?

Все типы гелькоута рано или поздно стареют, но на цветном покрытии это более заметно. Белый гелькоут лучше отражает ультрафиолетовые лучи, тогда как темно-синий или черный их поглощает, при этом сильно нагреваясь, следовательно, и быстрее разрушаясь. Точнее, в темном гелькоуте не пигмент из окислов металлов выцветает, а сама связанная смола меняет цвет. Это происходит оттого, что температура темной поверхности заметно выше, чем светлой. Поэтому, хотя новые темные корпуса выглядят эффектно, белые корпуса до недавнего времени были предпочтительнее. Если вы вынуждены выбрать темный гелькоут, попробуйте поступить так: ограничьте площадь его нанесения надводными частями борта, а надстройка, на которую попадает большая часть ультрафиолета, пусть будет белой.

Гелькоут какого цвета более стойкий?

Общий принцип таков: темные цвета сохранить труднее, чем светлые, а белый гелькоут разрушается медленнее остальных. Окисление сильно проявляется в красном материале, и красный, как известно, быстро приобретает нежелательный розовый тон. На цветном гелькоуте более заметны следы от помывки лодки, и единственный способ от них избавиться — досуха, невзирая на боль в пояснице, вытирать яхту после каждой мойки. Помимо цвета красителя, на стойкость гелькоута сильно влияет ориентация поверхностей: горизонтальные принимают на себя гораздо больше ультрафиолета, чем вертикальные.

Как ухаживать за гелькоутом

Если о гелькоуте заботиться, яхта сможет долго сохранять первоначальный внешний вид. Следует применять высококачественные полироли, защищающие от ультрафиолета, смягчающие действие солнца и морской соли. Не используйте агрессивные химикаты, поскольку они могут привести к резкому размягчению гелькоута. Не стоит мыть лодку жесткой водой; она столь же вредна, как и соль, которую вы пытаетесь смыть: магний и кальций могут повредить покрытие. Возьмите за привычку после каждого выхода в море мыть яхту пресной водой, поскольку это единственный способ удалить соль и въевшуюся грязь с поверхности корпуса. Из-за соли корпус тускнеет; соль может царапать гелькоут, особенно когда вы вытираете его ветошью.

Считается, что полировка необходима хотя бы раз в год, однако качественное покрытие и тщательный уход гораздо эффективнее

Чем вреден ультрафиолет

Вред излучения для смолы проявляется в том, что гелькоут выцветает. В гелях темных цветов деградация достигает глубины в несколько микрон. Рано или поздно гелькоут может стать тусклым, мутным, и вам придется срочно принимать меры. Время является решающим фактором: за два года под палящим солнцем вы можете полностью «убить» незащищенные надводные части бортов, а потом заплатить кучу денег за их восстановление.

Как часто следует шлифовать и полировать гелькоут?

Чем реже вы это делаете, тем лучше, хотя, если использовать неагрессивную полироль и мягкий материал, проблем быть не должно. Но, поскольку толщина гелькоута относительно невелика, а вы, к примеру, каждые полгода используете для шлифовки грубую пасту, гелькоут можно быстро стереть. Применяя воск на силиконовой основе, важно помнить, что за два месяца в воде он растворится и защита кончится. Потребуется повторная обработка, а это опять деньги и время.

можно ли красить гелькоут

Какую полироль использовать?

Как правило, серьезная шлифовка и полировка требуются только в крайних случаях, и здесь полировка предпочтительнее. Владельцы лодок подбирают полироли на свой вкус, но важно обеспечить качественную защиту яхты от ультрафиолета. Ведь вы не выйдете под палящее солнце без защитного крема, так пожалейте и свою лодку. Лучше использовать полироль, которая снимет минимальный слой гелькоута, обеспечив при этом надежную защиту от солнца и внешний вид корпуса.

Как реанимировать выцветший гелькоут?

Скорее всего, вам придется снять поврежденный слой с помощью шлифовальной пасты (с водой или без). Затем, нанеся новый защитный слой, вы оживите состарившееся покрытие. Можно полностью заменить гелькоут, но это недешевая процедура. В некоторых случаях выгоднее покрасить старый гелькоут качественной морской краской.

Гелькоут служит дополнительной защитой корпуса и надстроек от ультрафиолета и осмоса

Что, кроме ультрафиолета, вредно для гелькоута?

Кристаллы морской соли, атмосферные выбросы в виде кислотного дождя и «желтая» пыль (последние два фактора особенно актуальны в Азии). Рекомендуем пользоваться известным моющим средством Fairy — оно безвредно для гелькоута. Обычно на надводных частях корпуса появляются следы от кранцев, но эти потертости легко полируются. Вопреки расхожему мнению, от таких потертостей чехлы для кранцев не защищают. Напротив, въевшаяся в них грязь и оставшийся в ткани песок усугубляют повреждения. Кранцы следует регулярно мыть, а чехлы чистить, чтобы предотвратить износ гелькоута под ними. редакционную Beneteau Swift Trawler 34, специалисты заметили, что прошло всего четыре месяца не самого жаркого британского лета, а на белой надстройке появились признаки старения гелькоута. В таком случае важно немедля провести обработку. Многие заблуждаются, думая, что разовая полировка сохранит гелькоут на целый год. Единственный способ сохранить защитные качества и зеркальный блеск гелькоута в течение долгого времени — регулярный и тщательный уход. Некоторые производители яхт тратят десятки тысяч евро на восстановление гелькоута по гарантии, но если бы они вложили хотя бы часть этих денег в изменение технологии, то избежали бы лишних затрат и разбирательств с клиентами. Недавно немецкий химический концерн Bayer представил новую технологию производства гелькоута. Благодаря так называемым карбоновым нанотрубкам покрытия станут более устойчивыми к трению и износу, поглощающими ультрафиолет и активно противостоящими выцветанию. В настоящий момент новые гелькоуты проходят тестирование на каяках, но Bayer в ближайшее время собирается опробовать технологию на больших лодках.

Как продлить жизнь гелькоута?

Как уже говорилось, ультрафиолетовый спектр солнечного излучения — самый страшный враг гелькоута, поэтому владельцу яхты нужно регулярно проводить защитную обработку либо самостоятельно, либо нанимая подрядчика. В яхтенных магазинах есть составы, способные на три- четыре месяца защитить гелькоут от солнца. Когда мы обрабатывали редакционную Beneteau Swift Trawler 34, специалисты заметили, что прошло всего четыре месяца не самого жаркого британского лета, а на белой надстройке появились признаки старения гелькоута. В таком случае важно немедля провести обработку. Многие заблуждаются, думая, что разовая полировка сохранит гелькоут на целый год. Единственный способ сохранить защитные качества и зеркальный блеск гелькоута в течение долгого времени — регулярный и тщательный уход. Некоторые производители яхт тратят десятки тысяч евро на восстановление гелькоута по гарантии, но если бы они вложили хотя бы часть этих денег в изменение технологии, то избежали бы лишних затрат и разбирательств с клиентами. Недавно немецкий химический концерн Bayer представил новую технологию производства гелькоута. Благодаря так называемым карбоновым нанотрубкам покрытия станут более устойчивыми к трению и износу, поглощающими ультрафиолет и активно противостоящими выцветанию. В настоящий момент новые гелькоуты проходят тестирование на каяках, но Bayer в ближайшее время собирается опробовать технологию на больших лодках.

можно ли красить гелькоут

МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

ОЛИВЕР УИНБОЛТ, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВЕРФИ FAIRLINE

Как наносится гелькоут?

В основном это делается вручную либо с использованием технологии напыления.

На какой стадии производства наносится гелькоут?

Это происходит на начальной стадии выклейки, когда формуются основные части конструкции. После нанесения гелькоут покрывают стеклотканью, смолой, пенопластом и другими компонентами, которые вместе в итоге образуют корпус.

Какой гелькоут вы используете и какой толщины покрытие?

Мы применяем изофталевое покрытие. Толщина гелькоута при постройке моторной яхты зависит от его состава и метода нанесения. Обычно, согласно минимальным требованиям, наносится два слоя по 500 микрон. Заметим, что толщина гелькоута не зависит от размеров лодки.

Какие расцветки гелькоута вы предлагаете?

Можно выбирать из пяти цветов: белый, черный, синевато-стальной, бежевый и темно-синий. Мы начинали с белого и темно- синего, но с годами расширили цветовую гамму. Недавно появился черный гелькоут.

Надо ли доплачивать за цветное покрытие и почему?

За некоторые цвета мы берем дополнительную плату, поскольку общая стоимость зависит от количества используемого красителя и времени обработки.

Создала ли мода на цветной гелькоут проблемы для вас?

Поскольку цветные покрытия становятся все более популярными, важную роль играют тесты на их устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Совместно с поставщиком гелькоута мы провели ряд экспериментов, моделируя длительное воздействие солнца, которые позволили оценить надежность красителя.

Данная статья была опубликована в журнале Motor Boat & Yachting, выпуск 01 (7) / Январь-Февраль 2011.

Источник

Гелькоат/полиуретановая краска

Рулевой 1-го класса

Рулевой 1-го класса

Рулевой 1-го класса

Рулевой 1-го класса

Не стоит забывать, что эпоксидная краска моментально разрушается солнцем.

У Hempel технологическая схема ремонта стеклопластикого корпуса проста до безобразия:
— надводный борт: 2 слоя эпоксидного грунта + 3 слоя полиуретана;
— подводная часть: 4 слоя эп. грунта + необрастайка

Рулевой 1-го класса

Полиуретановая краска только не предназначена для использования в подводной части, о чем написано в инструкции к International и Hempel. Я имел возможность убедиться в справедливости этого в том числе и на своем катере. Весь корпус покрашен Hempel Poly Best в т.ч и подводная часть. Корпус-алюминий.За 9 лет эксплуатации ничего перекрашивать не требуется, но катер не стоит на воде а висит в подъемнике. Когда 2-3 недели постоит на воде поднимая обнаруживаю в подводной части некоторое количество пузырчатых вздутий напоминающих блистеринг стеклопластика. Потом они несколько разглаживаются. Если бы стоял на воде постоянно отвалилась бы на второй год. Поэтому в подводной части следует применять только эпоксидные материалы и необрастайку. Вот у судов находящихся на воде эпизодически вполне можно и полиуретан. А поверх ватерлинии полиуретан вполне может служить качественной заменой гелькоута-хоть он и уступает гелю по твердости, но все-таки наиболее твердый из доступных заменителей гелькоута. И по внешнему виду также вне конкуренции.

У Hempel технологическая схема ремонта стеклопластикого корпуса проста до безобразия:
— надводный борт: 2 слоя эпоксидного грунта + 3 слоя полиуретана;
— подводная часть: 4 слоя эп. грунта + необрастайка

Это если просто покрытие обновить, но ремонты обычно этим не заканчиваются, ведь и сколы, и осмос(не дай бог) подлечить нужно.
По этому и схемы длиннее.

Не стоит забывать, что эпоксидная краска моментально разрушается солнцем.

.. А поверх ватерлинии полиуретан вполне может служить качественной заменой гелькоута.

Просто хотелось бы прояснить ситуцию с использованием эпоксидных материалов в сочетании с использованием топкоутов в ремонте судов. Чтоб не допускались явные ляпы.

Рулевой 1-го класса

А можно моск не компостировать и покрасить акрилом.

А сколько акрил на лодке простоит? знакомый один пробовал, на лодке «Николь», как раз акрилом.При чем ни фига не дешевым, дюпоном, по моему. И лаком сверху дюпоновским покрыл.

А вообще было бы интересно вот что попробовать. Взять кусок полиэфирного ламината. Взять полотно вафельное, промочить его стиролом, жидким. Ну и накрыть этим мокрым полотном ламинат со стороны смолы.А сверху все это дело пленочкой полиэтиленовой, да скотчем загерметить. С утречка это дело снять, и поковырять гвоздиком/шильцем. Где был стирол, и где его не было. Я так думаю разница будет заметна.

А сколько акрил на лодке простоит?

Источник

Покраска стеклопластиковых катеров

Модератор: Valery

Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение virag » 29.12.2010 11:36

можно ли красить гелькоут

можно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоут

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Valery » 30.12.2010 12:03

можно ли красить гелькоут

можно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоут

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение VN800 » 30.12.2010 06:23

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Savage » 30.12.2010 06:40

можно ли красить гелькоут

можно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоут

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение RU2FJ » 30.12.2010 09:22

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Savage » 30.12.2010 05:57

Гелькоут кстати и эпоксидным бывает,но очень редко.

Вований и эта,гель тоже наносится на готовое изделие(первым слоем),а второй при добавлении парафина становится(типа) топкоутом.
На самом деле,когда я лодку покрывал,покупал я гелькоут,а вот учится,что и как называется начал после первого реставрирования лодки.

можно ли красить гелькоут

можно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоутможно ли красить гелькоут

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение RU2FJ » 30.12.2010 07:19

Источник

Разновидности, характеристики и техника нанесения гелькоутов

Гелькоут используется для защиты различных изделий, создавая качественное и красивое покрытие. Есть разные виды гелькоута, и по свойствам они сильно отличаются от обычных красок. Технология применения материалов также иная, стоит рассмотреть все вопросы подробнее.

Особенности материала

Гелькоут (гелькоат, gelcoat) – особый материал в виде геля, используемый для формирования защитно-декоративного покрытия композитов. Чаще всего в состав входит эпоксидный полимер, но есть и иные типы гелькоутов – на основе полиэфирной смолы. Также в состав могут входить прочие компоненты – пигменты определенного цвета, связующие вещества, наполнители.

можно ли красить гелькоут

Гелькоут – это эпоксидка или полиэфирная смола для матриц. Вначале он наносится на матрицу, а после отверждения выполняется один армирующий слой или несколько. Сверху еще раз пропитывают покрытие эпоксидной смолой. После извлечения изделия из формы его лицевая сторона будет покрыта гелькоутом.

Существует огромное разнообразие расцветок, наиболее популярны зеленый, красный, коричневый, серый оттенки. Не следует путать этот материал с простой краской – нанести гель обычным методом не получится, он рассчитан для профессиональной покраски с использованием матриц. Но выпускаются специальные виды средств в аэрозолях и спреях, которые подходят даже для новичков. Основное отличие гелькоута от краски в том, что он становится частью единого целого, а не является лишь покрытием, которое можно отделить при необходимости.

Основные характеристики

можно ли красить гелькоут

В судостроении предпочтительнее использовать гели на основе полиэфиров – они лучше схватываются с поверхностью судов, образуют самые прочные связи. Слой этих материалов толще, чем у красок (0,5-0,8 мм и более). Его стойкость поразительна, и часто менять покрытие не придется даже при самой интенсивной эксплуатации изделия. Лучше всего отражает ультрафиолет белый гелькоут, а темные оттенки поглощают его, нагреваясь и скорее разрушаясь. Именно поэтому белые корпуса катеров и яхт встречаются чаще.

Применение гелькоута — безопасность

Высохший материал безвреден для организма, тем более что многие покрытия используются на открытом воздухе. Но на стадии нанесения в окружающую среду выделяются вредные вещества. В основном, речь идет о стироле. Он опасен для аллергиков, раздражает органы дыхания, слизистую оболочку глаз, провоцирует появление признаков дерматита на коже. Поэтому работа возможна только с применением средств индивидуальной защиты – респираторов, перчаток, очков, прочной одежды. В помещении важно обеспечить приточную вентиляцию, чтобы не дышать парами гелькоута.

Данный материал имеет высокую горючесть и может спровоцировать пожар. Работать с ним рядом с любыми источниками огня строго воспрещено. Если случилось возгорание, следует использовать подходящие методы тушения – сухой песок или химикаты, водный туман, распыление пены из огнетушителя.

можно ли красить гелькоут

Как использовать материал – правила

Для нанесения средства своими руками можно применять распылители, краскопульт, кисть. Температура окружающей среды не должна быть ниже +18 градусов, в противном случае материал будет высыхать долго, отверждение произойдет с нарушениями. В итоге срок службы покрытия снизится. Верхний допустимый порог равен +25 градусам.

Перед началом работы гелькоут хорошо перемешивают. Поскольку он реализуется в большой таре, желательно отлить часть в маленькую емкость. Там материал разбавить катализатором согласно указанной в инструкции пропорции (обычно 2 %). Затем раствор еще раз перемешивают.

Нанесение кистью обычно используется для окрашивания небольших площадей, более значимые работы проводят механизированным способом. Покрытие делают двухслойным, каждый из которых должен наноситься с максимальной аккуратностью. Это необходимо для предотвращения появления воздушных пузырей – они снижают качество поверхности. Сколько сохнет каждый слой? Достаточно 4 минут, и можно распылять новый слой средства. Итоговое покрытие должно иметь толщину от 0,5 мм, оптимально – 0,8 мм.

Виды гелькоута

Классификация гелькоутов основана на входящих в их состав смолах. Материалы класса «премиум» делают на основе эпоксидной смолы, они стоят на порядок дороже. Гели, полученные путем синтеза полиэфирных смол, дешевле. Менее популярны составы на базе иных смол:

Отдельной строкой стоят матричные и трудногорючие (самозатухающие) гелькоуты. Первые используют для изготовления матриц, или болванок. В последние добавляют специальные антипирены, которые не позволяют покрытию гореть.

По методу нанесения на поверхности материалы бывают такими:

можно ли красить гелькоут

Также все гели делят на конструкционные, эластичные, высокотемпературные. Они бывают цветными и белыми, а также бесцветными. Если материал не имеет оттенка, его можно окрасить в любой цвет путем добавления специальных пигментов.

Матричный гелькоут

Матричные типы геля представляют собой гелеобразные средства, состоящие из смолы, красителя, а также ряда добавок. Такой гелькоут всегда имеет увеличенный срок службы, позволяет создавать формы для заливки и защищать изделия от вредных воздействий окружающей среды. К назначениям гелькоута можно отнести и маскировку структуры стеклопластика, придание декоративных свойств.

Матричный гелькоут бывает внешним и внутренним, из последнего делают первый слой покрытия. Потом на основу накладывают стекловолокно и смолу. После удаления изделия из матрицы на него можно наносить внешний декоративный слой. Перед изготовлением матрицы делают макеты из фанеры, пенопласта. Важно, чтобы основа макета была гладкой, тогда готовое покрытие получится качественным. Изделие должно легко извлекаться из формы без повреждения, для чего его внутренняя часть покрывается воском. Если форма необычная, макет готовят из нескольких частей (разъемная матрица с перегородками).

можно ли красить гелькоут

Более густой матричный гелькоут наносят слоем толще, чем обычный материал – от 1 мм. В некоторых случаях вместо стекловолокна используют стекловуаль, она позволяет создать изящные контуры и изгибы готового покрытия, если это требуется согласно макету. Также для эксплуатации матричного гелькоута подходят стекломаты, стеклоткань – для более крупных, грубых изделий.

Матричные смолы

Большинство выпускаемых марок смол имеют высокие прочностные показатели, характеризуются отличными физико-химическими свойствами. Чем заменить такие материалы? Аналогов не существует, только подобные смолы надежно защищают основу от повреждения ультрафиолетом, не дают усадки, термостойки.

Вот самые популярные марки матричных смол:

можно ли красить гелькоут

Как именно сделать матрицы? Для этого используются различные матричные гелькоуты, например, MAXGUARD GT – на основе винилэфирной смолы. Материал наносим кистью или распылителем в два слоя. Когда застывает последний слой, выполняем слой Skin coat – он включает стекломат и еще один порошковосвязанный мат. Как связующее выступает полиэфирная смола. На третьем этапе происходит ламинирование матрицы с применением той же полиэфирной смолы. Общая сушка проводится в течение 24 часов, после чего она готова к использованию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *