можно ли кататься на парковке
«Не понимаю, что нарушил». В ГИБДД объяснили штрафы за проезд по парковке
В ГИБДД в ответ на запрос Autonews.ru разъяснили правила проезда по парковочным местам. Ранее автомобилисты начали жаловаться на непонятные им штрафы, которые они начали получить с камер в Москве.
В частности, автомобилист Алексей Малашенко написал в автомобильном сообществе «Синие ведерки», что получил штраф с камеры, установленной в Москве на ул. Косыгина, 7. На документе видна траектория движения — по трем парковочным местам вдоль дороги.
Согласно ч.1 ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», нарушителям приходится платить по 500 руб.
Почему проезд по незанятым парковочным местам — это нарушение ПДД, в ГИБДД объяснили следующим образом: «Горизонтальная разметка 1.1 в том числе обозначает и границы стояночных мест транспортных средств. При этом данную линию пересекать запрещается. Ответственность за несоблюдение требований, предписанных указанной дорожной разметкой проезжей части дороги, установлена ч. 1 ст. 12.16 КоАП в виде предупреждения или административного штрафа в размере 500 руб.».
При этом в Госавтоинспекции отметили, что решение о штрафе за проезд по парковочным местам может быть принято только «после исследования конкретных обстоятельств и доказательств».
В столичном департаменте транспорта, в свою очередь, объяснили, что горизонтальная разметка обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах. Также она используется для обозначения границы проезжей части, на которые въезд запрещен, а еще — для обозначения границ парковочных мест.
«Такое нарушение будут фиксировать в автоматическом режиме, поскольку оно влияет на безопасность дорожного движения, — рассказали в Дептрансе. — Некоторые водители пытаются объехать основной поток автомобилей через пустой парковочный карман и вклиниться в ряд, создавая помехи и опасные ситуации для других. Именно в таких местах и будет производиться фиксация».
В Дептрасне добавили, что помимо фотографий, для дополнительной доказательственной базы к материалу будут прилагать видеоролик, где видно, что автомобиль нарушителя проехал участок — несколько парковочных мест, а не одно — и не припарковался.
Пока такой комплекс работает только на улице Косыгина, но, скорее всего, практика быстро распространится и на другие улицы, как это было в случае фиксации проезда за стоп-линию.
Для многих автомобилистов такая норма ПДД стала полной неожиданностью — некоторые даже назвали публикацию об одном из таких штрафов фейком.
«Езжу по набережным, и на Университетском проспекте — еще не прилетало, первый раз слышу, что по парковочным местам ездить нельзя», — удивилась одна из автомобилисток.
«Нам еще в автошколе рассказывали, что по парковочным местам ездить нельзя. Бред, но факт», — припомнил еще один пользователь в обсуждении темы.
Появились у водителей вопросы и относительно узких проблемных улиц, где проезд по такой разметке — привычное дело. «На Гоголевском бульваре в сторону Кропоткинской весь правый ряд разрисован парковочными линиями. На улице Барклая в центр до метро Багратионовская весь правый ряд тоже разлинован. Все едут по нему, если нет машин — начнут прилетать штрафы?» — привела пример читательница «Синих ведерок».
Поддержка у нововведения тоже нашлась. «Ну, а то, что кто-то стоит или медленно ползет в ряду в порядке очереди, а кто-то хитрый объезжает всех по парковочным местам, упирается в припаркованный автомобиль и начинает вклиниваться, заставляя всех остальных подождать, и создавая тем самым еще большую пробку, это с вашей точки зрения нормально?» — поделился мнением автомобилист Виктор Александров.
Юрист Михаил Никитин в беседе с Autonews.ru отметил, что с точки зрения закона все формальности при вынесении таких штрафов соблюдены. Однако он считает, что автоматическая фиксация может привести к вынесению ошибочных постановлений.
«Например, если там пять свободных стояночных мест, а я припарковался на первом, поймет ли камера, что я все-таки припарковался, — рассуждает Никитин. — Или, например, когда я вижу впереди светофор и мне надо повернуть направо, я также занимаю правую полосу и могу частично проехать по такой разметке. Улицы сейчас бывают очень узкие, если пространство позволяет, почему бы и не проехать по правому свободному ряду?».
Эксперт считает, что водители смогут обжаловать такие штрафы: подтверждением совершения нарушения может считаться только видеозапись, поскольку фотографии машины на парковке не позволят с точностью понять, какой именно маневр выполнял автомобилист. «В Дептрансе говорят, что должно быть видео, в ГИБДД — что каждый случай нужно рассматривать конкретно, а законодательство — что любое сомнение трактуется в пользу автомобилиста, — объясняет юрист. — Правда, сомневаюсь, что водители будут тратить время на обжалование штрафа в 500 руб., который можно заплатить со скидкой 50%».
Также эксперт не исключает, что водители могут столкнуться и с ошибочными постановлениями. «Отсмотр фиксаций сейчас в основном происходит в автоматическом режиме. У инспекторов ГИБДД тем не менее очень высокая загрузка, и сомневаюсь, что они будут проверять каждое видео, чтобы удостовериться, что машина проехала мимо с нарушением, а не припарковалась. Первое время за этим конечно будут следить, как это было с нововведением с фиксацией неостановки перед стоп-линией, но постоянно тратить на это столько ресурсов не получится», — полагает он.
Тем не менее юрист уверен, что после обкатки нововведения в Москве такая практика распространится и в регионах, где также работает фото-видеофиксация нарушений ПДД.
Новый приказ Минтранса: бизнес больше не сможет организовать автостоянку во дворе
1 января 2020 года вступил в силу приказ с требованиями к парковкам для бизнеса. Среди них — запрет на организацию парковок вблизи жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений.
Появилось мнение, что этот приказ полностью запретил коммерческому транспорту парковаться во дворах, но это не так. Разберемся, о чем вообще этот приказ и как он может помочь обычным гражданам.
О чем речь
Приказ утверждает требования к парковкам и парковочным местам для стоянки транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но чтобы парковка или парковочное место попали под действие этого приказа, они должны соответствовать следующим условиям:
Если при организации парковки любое из этих условий не соблюдается, правила не действуют. Также они не действуют в отношении автомобилей каршеринга: владельцы каршеринговых компаний не занимаются перевозками, а сдают автомобили в аренду.
В правилах прописаны требования к парковкам и парковочным местам.
Въезды и выезды с парковок и схемы движения транспортных средств на парковках должны соответствовать проектам организации дорожного движения. Это значит, что организатор парковки не может выломать пару бордюрных камней для проезда к парковке, расположенной в центре газона или на детской площадке.
Такие проезды, как и место самой парковки, должны быть не просто обозначены. Не позднее чем за 20 дней до их установки граждане должны быть об этом проинформированы — через официальный сайт администрации, в ведении которой находится дорога, через информационные табло, размещенные в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, или иными способами, которые обозначены в комплексной схеме организации дорожного движения. А еще проезды и парковки должны быть согласованы с ГИБДД.
Парковки должны быть освещены по правилам. Средняя горизонтальная освещенность — не менее 6 лк, прожекторы не должны быть установлены на крышах и навесах, их нельзя направлять в сторону дороги. А еще парковка должна быть обозначена и оборудована знаками и дорожной разметкой. Нельзя устанавливать такие знаки и наносить разметку произвольно, все нужно делать в соответствии с проектами организации дорожного движения.
Парковка, которую организовали вне здания, должна быть на площадке из щебня или асфальта с бетоном. Исключение — парковки для трамваев, там нет требований к покрытию.
Правила устанавливают требования к расстоянию от парковок до жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений. Расстояние между ними определяется по санпину и зависит от вместимости автостоянки: например, до жилых домов должно быть не менее 10 м, а до школ, детских садов и детских площадок — не менее 25 м.
Шлагбаум открывается
Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.
Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.
Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.
Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда». А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.
Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.
Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.
Почему ограничивают мое право на парковку?
Вожу машину в Москве, и у меня неоднократно возникал вопрос: насколько законны таблички «Парковка только для своих»?
Например, я парковался в районе Мясницкой улицы. У одного из ведомств под вполне законным знаком «Парковка» висит табличка «Парковка только для а/м министерства такого-то ». Причем выглядит она нормально, светоотражающая. На мой вопрос парковщику, на каком основании обычная муниципальная парковка вдруг оказалась огорожена конусами, внятного ответа я не получил.
Скажите, насколько это законно? Как мне быстро понять, может ли кто-то ограничивать мое право на парковку?
Парковки с такими табличками в Москве чаще всего похожи на самые обычные: разметка, кармашек у дороги, знак «Парковка». Но при этом висят таблички и иногда стоят конусы.
Владислав, такие таблички у знаков «Парковка» все чаще появляются рядом не только с федеральными министерствами и ведомствами, но и с магазинами, торговыми центрами и салонами красоты. На них пишут: «Только для клиентов», а иногда даже пытаются выгонять со стоянок граждан, которые клиентами не являются. Но такие таблички, независимо от того, какое ведомство их повесило, — не более чем рекомендация для водителей.
Водители обязаны соблюдать требования дорожных знаков
Водители обязаны знать и соблюдать требования правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки.
Парковка, или парковочное место, в соответствии с ПДД обозначается специальным знаком 6.4. Это знак дополнительной информации. Он ничего не запрещает и не разрешает, просто указывает, что на определенной территории можно парковаться.
Часто этот знак используют со знаками дополнительной информации — их называют табличками. Например, знак 8.9 ограничивает длительность стоянки на парковке, знак 8.9.1 разрешает стоянку на парковке только владельцам парковочных разрешений, а знак 8.8 уведомляет, что парковка в этом места платная.
Полный перечень табличек, с которыми может использоваться знак «Парковка», есть в главе 12 ПДД РФ. Но не спешите искать там табличку «Парковка разрешена только сотрудникам прокуратуры и следственного комитета». Такой знак в правилах не упоминается — его не существует в природе. А выполнять требования несуществующих знаков водители не обязаны.
Зачем тогда вешают такие таблички
Там, где не хватает парковочных мест, владельцы магазинов и торговых центров пытаются таким образом сделать себе рекламу. Получается, что их клиенты или сотрудники получают преимущество перед другими. А еще так часто делают сотрудники органов власти: они считают, что грозные слова «Только для автотранспорта министерства» отпугнут простых граждан от парковки, а значит, на ней будет больше места.
Размещать такую табличку рядом со знаком — не нарушение. Если этой таблички нет в ПДД, это не значит, что она запрещена. Просто она носит рекомендательный характер. Привлечь водителя к ответственности за то, что он оставил на такой парковке свой автомобиль, не получится: нет соответствующей статьи в КоАП. А самостоятельно устанавливать штраф за парковку на своей стоянке министерство, ведомство или торговый центр не имеют права.
О том, почему нельзя установить и взыскать штраф, которого нет в законе, мы рассказывали в статье «Штрафы на частной территории — это законно?». Если коротко, все штрафы устанавливает государство. Оно же их и взыскивает. В частном порядке, даже по решению прокурора или министра, ни установить их, ни взыскать нельзя.
Как я боролся с теми, кто паркуется на тротуаре
Меня бесят машины, припаркованные на тротуарах. Тротуар — для пешеходов.
За последние два года я два десятка раз жаловался в ГИБДД на автохамов. Вот мои способы борьбы.
Что говорит закон
По правилам дорожного движения оставить легковую машину или мотоцикл на тротуаре можно, только если рядом есть знак парковки и специальная табличка, которая показывает, как именно можно стоять в этом конкретном месте. Если этих знаков нет, стоянка на тротуаре запрещена.
Но есть исключения. Парковаться на тротуаре могут машины специальных служб: полиции, пожарной охраны, скорой — но только если на авто включена синяя мигалка. Двигаться по тротуару могут машины коммунальных служб, а также грузовики с товаром для магазинов и предприятий, но только если по-другому не подъехать.
Кроме того, автомобиль нарушителя могут отправить на штрафстоянку. Тогда водитель заплатит за услуги эвакуатора и за хранение машины — в Москве это минимум 2250 Р в сутки.
Однажды мне надоело обходить машины по газонам и проезжей части, и я решил бороться с нарушителями.
Переговоры
Раньше я старался всегда решить дело миром. Увидев водителя, который припарковался на тротуаре, я подходил и вежливо, без оскорблений просил убрать автомобиль: «Здравствуйте! Могли бы вы, пожалуйста, переставить машину? Она на тротуаре и мешает пешеходам».
Если поблизости были свободные парковочные места, я говорил об этом водителю. Периодически это срабатывало: человек извинялся и отъезжал.
Чаще же мирная тактика не давала результатов. В лучшем случае меня игнорировали, в худшем проявляли агрессию: «Ты кто вообще такой?», «Покажи удостоверение!», «Где хочу, там и стою!». Поэтому переговоры мне кажутся не самым эффективным способом борьбы с автохамами.
Иногда, я слышал, делают так…
Один мой знакомый рассказывал, что можно положить на капот неправильно припаркованной машины газету, а сверху на нее кирпич. Намек водителю вполне прозрачный. Другой товарищ воспитывает автохамов, скручивая ниппели с колес.
Я такого ни разу не делал и вам не советую. Но если вы автолюбитель и, вернувшись к припаркованной машине, обнаружили что-то подобное, задумайтесь.
Звонок в ГИБДД
Вот как выглядел мой обычный диалог с сотрудником ГИБДД :
Называя номер машины, я использовал имена, начинающиеся с тех же букв, что есть в номере. «Анна, один, два, три, Анна, Павел, два, девять» — это А123АП29. На улице часто шумно, а так дежурный все буквы запишет правильно.
Заявление через интернет
Для начала надо сфотографировать машину на тротуаре. По фото должно быть понятно, какая марка у автомобиля, видно его госномер и то, что она стоит именно на тротуаре, где нет знаков, разрешающих парковку. Еще советую включить в настройках фотоаппарата или смартфона отображение даты и времени съемки.
Я старался фотографировать автомобили нарушителей так, чтобы в кадре был какой-то ориентир: например, номер дома или вывеска магазина, чтобы автоинспекторы сразу поняли, где именно припаркована машина.
Если демонстративно фотографировать машину в присутствии водителя или пассажиров, это может им не понравиться. Оценивайте риск: человек, которому плевать на соблюдение закона и комфорт других людей, может быть агрессивно настроен к вам.
Я советую второй вариант: удобно работать с готовым шаблоном. В форме можно просто написать: «Заявление о нарушении ПДД приложено в виде файла, объем заявления одна страница плюс N фотографий». К заявлению прикрепите фото.
Еще придется указать информацию о себе: фамилию и имя, адрес электронной почты или почтовый адрес, куда потом ГИБДД должна отправить ответ.
Жалоба через мобильное приложение
Жители Москвы могут подать жалобу на нарушителей правил парковки через мобильное приложение «Помощник Москвы» — оно есть и для Ай-ос, и для Андроида. С помощью приложения можно сфотографировать машину, припаркованную в неположенном месте, и тут же отправить заявление. Система сама зафиксирует время и место.
В приложении есть рейтинг пользователей — за каждое выявленное нарушение дают 200 баллов. Их можно потратить на оплату парковки, услуг велопроката и проезда в метро.
Похожее мобильное приложение — «Народный инспектор» — могут скачать жители Татарстана. Оно тоже работает как на Ай-ос, так и на Андроиде. Правда, баллов тут не дают.
Установка знака, столбиков или шлагбаума
Даже если машину, занявшую тротуар, увезет эвакуатор, вскоре там может появиться другой автомобиль. Но можно сделать так, чтобы машины в неположенном месте не ставили на стоянку вообще: добиться установки знака, запрещающего парковку, столбиков или шлагбаума у въезда во двор.
Специальные антипарковочные конструкции — заборы, столбики и т. п. — может поставить местная администрация без участия автоинспекции. Конструкции лучше знака: запрет можно проигнорировать, а вот столбик или бетонная клумба мешают заехать на тротуар.
В Москве можно обратиться через интернет в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В Санкт-Петербурге — через сервис «Красивый Петербург» или электронную приемную на сайте правительства города.
Жители Московской области могут обратиться к властям через портал «Добродел», выбрав категорию «Автомобильные дороги». На сайте есть истории, когда жителям удалось добиться установки столбиков и антипарковочных конструкций.
К обращению надо будет приложить фото места, где нужны ограждения. Хорошо, если в кадре будет заставленный машинами тротуар. Можно также добавить схему с отметками мест для установки ограждений — скриншот из «2ГИС » или «Яндекс-карт».
Если речь о тротуаре во дворе дома, рекомендую обсудить антипарковочные конструкции или даже шлагбаум на въезде во двор на собрании жильцов. Правда, это процесс небыстрый. В одной из статей мы упоминали, как заочное голосование жильцов по установке ограждений для парковки длилось три месяца.
Будьте готовы к яростному сопротивлению автовладельцев: им ведь нужно ставить где-то машины. Но сами помните, что машина — это чужое имущество, город не обязан обеспечивать горожан бесплатным местом для хранения имущества. Удобство для автомобилистов не должно означать неудобство для пешеходов.
Запомнить
d1mmmk, респект! Писал неоднократно по поводу парковки на газонах внутри двора в ГИБДД, всегда одна отписка: не наше дело, сделать ничего не можем. Попробую по вашему сценарию пойти.
Victor, а дерево должны были отремонтировать?
d1mmmk, если не трудно выложите форму обращения
d1mmmk, поделитесь пожалуйста образцом заявления в МО. спасибо
Илья, вот это печально. Разве не относится к правилам ПДД?
Вообще считаю, что нужно ввести поощрение для граждан в выявлении таких правонарушений. Выплачивать скажем 30% от взятого штрафа с нарушителя. Кол-во штрафов резко увеличилось бы, ну и, думаю, автохамы бы призадумались.
James, парковки должны быть на границе квартала, а не во дворе. Двор должен быть для людей, там должно быть нормальное благоустройство, а не поля из машин. Только идиоты хотят жить на парковке 😀
Ирина, история действительно печальная. К сожалению, у нас города строят не для людей, вернее не для всех людей и это проблема. От понятия урбанистики наши мэры бегут как будто это ругательство. Надо заниматься просвещением людей. Только активная позиция поможет нам всем сдвинуть это с мёртвой точки.
Niki, теперь все можно делать через приложение МВД. Аналогично,но через приложение МВД добился комфортных прогулок по иратуарам вдоль дома на ЮЗ СПб
Приложение не обновляется с 2019 года. Все пишут, что толком ничего не работает. Как вы отправляете, поделитесь опытом?
Статья апнута старая, теперь понятно.
James, нужно убрать парковки во дворах совсем. Дворы должны быть без машин👍
Yana, приоритет в городе такой: пешеход, велосипедист, автомобилист. В некоторых города первые два пункта меняются местами. Если у нас в 90-е сложилось наоборот, то это скоро пройдет. Автомобиль хозяин на дороге только на магистралях.
Лет 7 назад перестал ставить машину на тротуаре у себя во дворе, начал парковаться по правилам. Встретил сопротивление соседей. Кто-то плевал на стекло, кто-то возмущался в устной форме, ведь машина теперь стояла не на тротуаре, а рядом и площадь проезжей части несколько сократилась. Зато сейчас все паркуются по правилам и тротуаром вновь можно пользоваться. Приятно!
Andy, Не советую так делать, можно попасть на уголовку, если водитель будет достаточно активен в пинании ленивого участкового.
Напишите статистику, скольких из них оштрафовали?
Я один раз подавал заявление на проезд одним быдлом последовательно на два красных сигнала светофора. Так мне такую глупую отмазу прислали, что все сроки истекли месяц назад (хотя нарушение произошло неделю назад). После чего всё желание пропало.
Alexey, скорее всего нарушитель имел связи в ГИБДД, поэтому и написали отмазку.
Орка, приоритеты расставляются в рамках существующего ПДД: платная парковка, эвакуаторы, сужение дорог и расширение тротуаров, выделенные полосы для автобусов, пешеходные зоны, велосипедные дорожки, ограничение скорости в городах, новые пешеходные переходы. И в итоге город возвращается пешеходам, изменений в ПДД не нужно.
Andy, ваши методы немного неправомерны. К тому же, бесполезны. Яйцо без скорлупы попросту засохнет и вонять не будет, разве что автовладелец попадает на чистку кондея. Суперклей со стекла оттирается уайт-спиритом
А у автомобилистов в Москве например тоже есть дикая проблема с хамами, которые «запирают» правильно припаркованные авто своими колымагами. Вот это вообще патовая ситуация. Интересно было бы почитать подобную статью про эту проблему.
Я тоже живу в Архангельске и тоже так делаю. За 2018-ый год подал 4 заявления в ГИБДД (отправляю их через сайт с фотографиями). Но я всякий раз в заявлениях дополнительно прошу признать меня потерпевшим по делу об административном правонарушении, т.к. мне при следовании пешим ходом были созданы помехи (препятствия) в движении. Делаю это с перспективой самостоятельного взыскания с нарушителя компенсации морального вреда в свою личную пользу, дабы не только государство в плюс со штрафом уходило. Но на этом месте мозг у людей со Смольного Буяна взрывается)))) Несколько раз меня опрашивали именно как потерпевшего, но потом отказывали в ознакомлении с делом. Дожму этот вопрос через прокуратуру или суд. Но нарушителей они привлекли все 4 раза.
Спасибо за материал. Хотя при отсутствии системных решений всё выглядит довольно бессмысленным. В Москве это адская проблема. У себя возле дома пробовали вежливо разговаривать, никакого эффекта. А про Помощник Москвы рассказывают, что во дворах не получается им пользоваться, оно активируется только в определённых зонах.