можно ли калькулятор отнести к материальным запасам
Учет канцтоваров: справочник бухгалтера-бюджетника
Как отразить в бухгалтерском учете расходы на приобретение канцелярских принадлежностей? На какие КВР и коды КОСГУ они относятся? Как учитываются указанные объекты: в составе основных средств или материальных запасов? Ответы на эти вопросы — в статье.
Основные средства или материалы?
Главным критерием в данном случае будет срок полезного использования. Если он превышает 12 месяцев, то канцелярские принадлежности включаются в состав основных средств, если нет — в состав материальных запасов.
Особенности учета канцтоваров
Учет в составе основных средств
Канцтовары, отнесенные к основным средствам (калькуляторы, дыроколы, брошюровщики, переплетчики бумаги, ножницы, лотки для бумаги, подставки для канцелярских мелочей и другие аналогичные принадлежности, которые используются более года), учитываются на счете 0 101 06 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный» (п. 53 Инструкции №157н).
Формирование первоначальной стоимости канцтоваров осуществляется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции №157н).
Канцтовары, стоимость которых не превышает 10 000 руб., при выдаче их в эксплуатацию списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 39 СГС «Основные средства», п. 50, 373 Инструкции №157н). Принятие таких объектов к забалансовому учету осуществляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) либо накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) одним из следующих способов:
— в условной оценке «один объект — один рубль»;
— по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта, если такой способ оценки предусмотрели в учетной политике.
На канцтовары стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. начисляется амортизация в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию (п. 39 СГС «Основные средства», п. 92 Инструкции №157н). Внутреннее перемещение этих объектов в учреждении оформляется требованием-накладной (ф. 0315006).
Выбытие канцтоваров как с балансового, так и с забалансового учета производится на основании акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) либо акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
За счет субсидии на выполнение государственного задания образовательное учреждение (является автономным) приобрело у сторонней организации брошюровщик на сумму 8 000 руб. Оплата товара произведена с лицевого счета, открытого учреждению в ОФК. Комиссией по поступлению и выбытию активов принято решение учитывать брошюровщик в составе основных средств (код 330.28.99.11 ОКОФ). Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.
Согласно Инструкции №183н в бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены вложения в объект основных средств — брошюровщик
Погашена задолженность перед сторонней организацией
Забалансовый счет 18
Принят к учету брошюровщик
Выдан брошюровщик в эксплуатацию
Отражено увеличение забалансового счета
Забалансовый счет 21
* Предусмотрен учетной политикой учреждения.
Учет в составе материалов
Канцтовары, отнесенные к материальным запасам (бумага, ручки, карандаши, стержни, папки, скрепки и иные материалы, которые используются 12 месяцев и меньше), учитываются на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции №157н).
Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в материальные ценности (канцтовары) при их приобретении используется счет 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции №157н).
Расходы на их покупку отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка №85н, п. 11.4.6 Порядка №209н).
В зависимости от порядка приобретения и (или) использования канцтовары можно учитывать (п. 8 СГС «Запасы», Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 №02-07-07/58075):
— в номенклатурных (реестровых) единицах;
— партиями, однородными (реестровыми) группами запасов.
Номенклатурную единицу целесообразно применять в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих разные артикулы, торговые марки, размеры, сорт.
Учетпартиями ведется при массовых продажах. К уникальным товарам данная единица учета не применяется.
Однородная группа материальных запасов позволяет оптимизировать учетные процедуры, уменьшить затраты, связанные с ведением учета. Например, бумагу для офисной техники разных торговых марок при совпадении количества листов в пачках и формата можно учитывать по однородной группе «Бумага для офисной техники формата A4».
Выбранный способ учета канцтоваров следует закрепить в учетной политике учреждения.
Аналитический учет канцтоваров ведется по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 119 Инструкции №157н).
В целях перемещения канцелярских товаров внутри учреждения оформляется требование-накладная (ф. 0504204).
Списание канцтоваров с балансового учета при выдаче в эксплуатацию осуществляется по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Способ списания закрепляется в учетной политике учреждения.
Казенное дошкольное образовательное учреждение приобрело через подотчетное лицо канцтовары (бумагу, папки-скоросшиватели, ручки, блокноты). Подотчетные средства в размере 5 000 руб. были зачислены на банковскую карту учреждения, выданную работнику. Работник снял с карты наличные деньги через банкомат и приобрел канцтовары на сумму 4 950 руб. Неиспользованные денежные средства в сумме 50 руб. внесены работником на карту через банкомат и в этот же операционный день зачислены на лицевой счет учреждения. На основании авансового отчета канцтовары были приняты к учету, а потом выданы в пользование сотрудникам учреждения.
В соответствии с Инструкцией №162н в бюджетном учете отразятся следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислена на банковскую карту учреждения подотчетная сумма на покупку канцтоваров
Забалансовый счет 17
Получена работником подотчетная сумма через банкомат
Забалансовый счет 18
Приняты к учету канцтовары на основании авансового отчета
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы на банковскую карту
Забалансовый счет 17
Зачислены неиспользованные денежные средства на лицевой счет учреждения
Забалансовый счет 18
Списаны на расходы выданные канцтовары
Отнесение канцтоваров к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию образовательного учреждения, которое принимает решение по данному вопросу в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов по ведению учета и несет ответственность за правильность принятого им решения.
Канцелярские принадлежности, которые планируется использовать в деятельности учреждения более года, учитываются в составе основных средств на счете 0 101 06000, расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 и статье 310 КОСГУ. Принадлежности со сроком использования менее года — в составе материальных запасов на счете 0 105 06 000 с отнесением расходов на их приобретение на КВР 244 и подстатью 346 КОСГУ.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[3]Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[4]Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[7] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ,
утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.
[8] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)
Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105
С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н. Подробные методические указания о применении этого стандарта разъяснил Минфин.
Ознакомиться с точкой зрения чиновников можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Итак, согласно новому стандарту с 2020 года запасы разделяются на две группы:
1. Собственно материальные запасы:
2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.
Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:
Для них есть свои ФСБУ.
Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Что это за понятие — материальные запасы?
Что относится к товарно-материальным запасам и на какие разновидности они классифицируются в бухгалтерском учете
С 2021 года учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу.
Запасами, в частности, являются:
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Чем отличаются основные средства от МПЗ — по существу и строкам в балансе
Рассматриваемые активы следует отличать от основных средств. Вторые представлены следующими активами (п. 4 ПБУ 6/01):
В целом основные средства — это ценности, которые используются как средства труда, которые применяются в целях переработки материальных запасов или их задействования в качестве готового прибавочного продукта.
МПЗ и основные средства отражаются в разных строках бухгалтерского баланса. Актив первого типа — в строке 1210, второго — в строке 1150.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу, а учет ОС будут регулировать два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Основные положения этих стандартов и их отличия от ПБУ 6/01 подробно рассмотрены экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Обзор.
Как материальные запасы учитываются на счете 10
Прочие МПЗ — что к ним относится
Термин «прочие МПЗ» главным образом характеризует бухучет бюджетных учреждений. В бюджетном учете — осуществляемом государственными и муниципальными организациями — к прочим материально-производственным запасам относятся (п. 118 приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н):
При этом он во многих случаях дополняется 3-значным аналитическим кодом КОСГУ. Например, отражающим увеличение стоимости материальных запасов.
В коммерческом учете к «прочим» в порядке, определенном локальными нормативами, как правило, относятся запасы с наименьшей степенью существенности с точки зрения применения в производственном процессе (исходя из критериев, установленных ответственными специалистами фирмы).
Увеличение стоимости материальных запасов (что входит в них по счету 340 бюджетного учета)
Термин «увеличение стоимости материальных запасов» может рассматриваться в нескольких аспектах. Так, в бюджетном учете под ним понимается факт отнесения на статью кода КОСГУ 340 расходов по оплате договоров на приобретение материальных запасов.
Соответствующий код по КОСГУ применяется казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, что имеют полномочия по получению бюджетных средств. На нем регистрируются расходы государственной или муниципальной организации на покупку или изготовление МПЗ. Они могут быть представлены такими объектами, как:
В коммерческом учете под увеличением стоимости МПЗ понимается факт списания тех или иных расходов, связанных с закупкой запасов, на увеличение их стоимости. Каждое подобное списание регистрируется отдельной проводкой.
Для чего применяется методика анализа состояния складских материальных ресурсов
Узнать больше об анализе материальных запасов вы можете в статье «Методика анализа материально-производственных запасов».
Оптимизация размера заказа предполагает определение потребности в материальных запасах
Данное направление анализа занимается расчетом нормативного показателя потребности фирмы в тех или иных материальных запасах — так, чтобы оптимизировать их закупки в нужном объеме при заказе у поставщиков. При этом задача ответственных специалистов сводится к нахождению такого количества запасов, которого, с одной стороны, достаточно для поддержания производственного процесса, с другой — не слишком много с точки зрения величины расходов на их приобретение и содержание.
Нормирование расхода запасов материальных ресурсов и факторы, влияющие на величину МПЗ
Запасы с точки зрения оценки потребности в них могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, распространен подход, по которому запасы делятся:
Для каждого из указанных запасов считается оптимальный и, как следствие, нормативный показатель длительности или объема исходя из таких факторов, как:
Итоги
Узнать больше об управлении материальными запасами на предприятии вы можете в статьях:
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Номер разряда счета
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»
1 — за счет средств бюджета
101 —основные средства
1 —недвижимое имущество
8 — прочие основные средства
310 — увеличение стоимости ОС
О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.
Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.
В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС. Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету поступления ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы»
Создание объекта ОС собственными силами
Дт 010110310 «Основные средства-недвижимое имущество учреждения»
Кт 010611310 «Вложения в недвижимое имущество»
Ввод в эксплуатацию построенного здания
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 030404310 «Внутриведомственные расчетыпо приобретению основных средств»
Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 040110190 «Доходы текущего финансового года»
Прочие безвозмездные поступления ОС
О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Амортизация ОС
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Срок полезного использования определяется исходя из:
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Учет выбытия ОС
Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.
Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410))
Дт 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»
Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб.
Дт 040120281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 040120251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы РФ»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Безвозмездная передача объекта (по балансовой стоимости)
Дт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Итоги
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.