можно ли к священнику обращаться отче

Как обращаться к священнику — правила и традиции

Узнайте все самое интересное и полезное о том, как обращаться к священнику, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Церковный этикет

Как в светском обществе, так и в церковной жизни есть определенные правила поведения, учтивости, тактичности. Такие нормы взаимоотношений между верующими людьми составляют церковный этикет. К сожалению, за годы богоборческой власти изменились отношения между священниками и прихожанами. Делающие первые шаги в церковной жизни люди порой не имеют представления, как обращаться к священнику, как обращаться к диакону. Из-за отсутствия элементарных знаний и сложностях при налаживании диалога порой возникают проблемы в общении между христианами.

Например, многие не знают, как правильно брать благословение.

«Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением” (протоиерей Андрей Дудченко).

Такое незнание может привести к более серьезным последствиям. Из-за стеснения и боязни оказаться в неловком положении новые прихожане не общаются друг с другом. Они не задают священникам важные вопросы и не получают ответы, которые могут изменить их жизнь к лучшему, решить многие духовные и жизненные проблемы.

Какие “должности” бывают у священников

Чтобы понять, как обращаться к священнослужителям, следует понимать их иерархию. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон и священник могут состоять в браке, а могут принять монашеский постриг. Вопрос о браке или монашестве должен быть решен до рукоположения. Епископом является только монах. Все женатые священнослужители условно относятся к белому духовенству, монахи – к черному духовенству. Схематически священническую иерархию можно изобразить так:

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВОЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
I. ДИАКОН
Диакон
Протодиакон(старший диакон)
Иеродиакон
Архидиакон(старший диакон)
II. СВЯЩЕННИК
Иерей, или священник, или пресвитер
Протоиерей(старший священник)
Иеромонах
Игумен
Архимандрит
III. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Обращение к священнику

К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.

Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:

“И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах” (Мф 23:9).

Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?

Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.

Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать. Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.

Как обращаться к священнику вне храма

Если встреча со священником произошла вне храма, но при этом он в рясе, благословение взять можно, если это уместно при тех или иных обстоятельствах. Когда же священник одет в мирскую одежду, то лучше воздержаться от принятия благословения, если лично вы не знакомы. Хотя такое приветствие не запрещается и в “светской” обстановке. В некоторых случаях священник может подать руку для рукопожатия. Такая форма приветствия допустима, особенно если она выражает уважение и приятность встречи.

Когда встреча произошла одновременно с несколькими священниками, то благословение берется вначале у высшего по иерархии. Чтобы определить, кто занимает более высокое положение, присмотритесь к кресту, который носит священник. Если крест с украшениями – это обязательно протоиерей. Позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея. Серебряный – скорее всего, священник в сане иерея (хотя такое деление весьма условно).

Если понять иерархию затруднительно, нужно сказать: “благословите, отцы”, тогда они сами благословят “по старшинству”. Это требование носит неукоснительный характер для внутренней церковной жизни. Если вы являетесь обычным прихожанином и точно не знаете, как обращаться к священнику, вам незнакомому, строго соблюдать иерархию не обязательно.

Обращение к священнослужителям

Обращение к диакону. Диакон помогает священнику при совершении богослужений. Он не имеет права совершать таинства самостоятельно и не благословляет верующих. Отличить диакона от священника можно по отсутствию наперсного креста. Уместно обращаться “отец диакон” или “отец (имя)”.

Обращение к епископу (архиерею). К высшей степени священства относятся: епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Они руководят церковной жизнью и могут совершать все таинства, рукополагать, освящать храмы. Официально принято обращаться: к епископам — «Ваше преосвященство»; к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»; к патриарху — «Ваше Святейшество».

Этикет — помощь в общении

Церковный этикет – это не просто формальный свод правил поведения, но также уважительные, добрые, искренние отношения между прихожанами. К сожалению, в храме можно услышать неуместные замечания и упреки. Такое поведение зачастую оправдывается тем, что пришедший в храм человек “ведет себя не так, как нужно”. Но это недопустимо как с точки зрения христианской нравственности, так и обычной человеческой морали.

Если вы видите, что кто-то поступает неправильно, указывать на ошибку нужно тактично, чтобы не задеть и не обидеть человека. Иисус Христос назвал всего две основные заповеди:

“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф 22:37-39).

Поэтому так важно проявлять если не любовь, то хотя бы уважительное и дружелюбное отношение к братьям и сестрам во Христе.

Источник

Как обращаться к священнику — правила церковного этикета

Многие прихожане храма не знают, как обращаться к священнику. Поэтому зачастую остаются один на один со своими проблемами, лишая себя благодатной помощи церкви.

Как правильно обратиться к священнику

Встречая священника, не принято его приветствовать как обычного мирянина. Нужно сказать: «Благословите!» («Благословите, отче» или «Батюшка, благословите!»), — при этом крестообразно сложив руки перед собой. Принимая благословение, необходимо поцеловать правую руку батюшки. Этого не следует делать при встрече с диаконами и монахами, не облеченными в иерейский сан, — благословлять могут только священники и епископы (о чинах в церкви можно почитать здесь).

Новоначальных христиан иногда вводит в смущение обычай целовать руку священникам. Здесь нужно понимать, что на самом деле благословляет людей не батюшка, а сам Христос. К Его ранам, полученным от ударов гвоздей, мы прикладываем уста. Батюшка может благословить и на расстоянии, изобразив перстами крестное знамение. Или же возложить благословляющую руку на склоненную голову христианина. Ошибкой будет, если перед тем, как взять благословение у священника, прихожанин начинает крестить сам себя.

Прихожанам более уместно обращаться к священнику на «Вы», даже если их связывают дружеские, теплые отношения, особенно в присутствии посторонних. Речь и жесты должны выражать почтение и благопристойность. Необходимо исключить грубые слова или жаргон, которыми так пестрит речь мирского человека. Нельзя проявлять фамильярность, взгляд должен быть кротким и смиренным. В разговоре нужно больше слушать, чем говорить следует помнить, что через священника часто выражает свою волю сам Господь Иисус Христос.

можно ли к священнику обращаться отчеЕсли есть проблемы личного характера, которые невозможно объявить во всеуслышание, прихожанин может подойти к священнику наедине и задать свой вопрос

Как проходит общение прихожан со священником

Общение со священником может проходить в разных формах. Во-первых, есть молитвенное (богослужебное) общение. Когда священник проводит службу, и мы все присутствуем на ней, происходит совместное молитвенное общение. Многие молитвы поются не только на клиросе, но и всеми, кто находится в храме. Например, Отче наш, Символ веры, Хвалите имя Господне…, Честнейшую херувим… и другие. Такое общение – это высшая молитва, и верующие люди лучше чувствуют отклик того, что они посетили храм и богослужение.

Во-вторых, есть общение со священником в храме. Его можно охарактеризовать как педагогическое. Священник о чем-то поучает, что-то говорит, например, читает проповеди. Любой христианин, присутствующий в церкви, может услышать в них ответы на волнующие вопросы. Общение также проходит в воскресной школе. Здесь в большей мере оно реализуется как диалог, чем монолог. Христианин может задать вопросы непосредственно священнику и получить на них ответы.

Личное общение со священником

Есть общение общее, как, например, проповедь, а есть частное. Прихожанин может подойти к священнику наедине и задать свой вопрос. Есть проблемы личного характера, которые невозможно объявить во всеуслышание. Но у христианина есть желание и необходимость узнать, как быть. Например, девушка только вышла замуж и не знает, как правильно поступить в той или иной ситуации. Она ничего про это не читала или ей некому подсказать.

Многие пытаются свои проблемы разрешить на исповеди, задают вопросы о чем-то, не касающемся покаяния. Это неправильно. Исповедь является итогом проделанной духовной работы. Здесь неуместны вопросы типа «грех это или не грех», «так можно поступать или нельзя» и так далее. На исповедь нужно прийти, четко зная ответы на все эти вопросы, и принести покаяние, осуждение себя. Все бытовые моменты, недоумения следует убрать, чтобы таинство не омрачилось и не рассеялось.

Как и когда подходить к священнику

Обычно священник перед службой не очень расположен к общению. На это есть ряд причин. Священник готовится к литургии, ради этого заранее приходит в храм и в алтаре совершает разные подготовительные действия. Поэтому разговаривать у него не всегда находится время.

Бывает, что христианин ждет священника до службы, чтобы задать вопрос или обсудить проблемы. Подходит к священнику, а тот говорит ему, что нет времени, и проходит мимо. Человек этот огорчается, обижается и вообще уходит со службы или делает это сразу по ее окончании. Поэтому до богослужения к священнику лучше не подходить, чтобы его не отвлекать и рассеивать. В это время у батюшки ум занят подготовкой к литургии и ему не до общения или вопросов.

Утром, когда проходит исповедь, священник также пресекает попытки общения с ним. Если таинство покаяния смешать с личным общением и беседами на волнующие темы, то батюшка не успеет исповедовать всех желающих. Когда нечего сказать на исповеди, то лучше не подходить вообще. Особенно занят священник, если в храме он служит один. Ему нужно успеть все, в том числе и записки помянуть, которые подают прихожане.

Вот после службы священник часто бывает свободен, если нет никаких треб. Он готов к общению и может уделить время, чтобы ответить на вопросы. Возможно, при храме есть воскресная школа для взрослых. Там можно задать любые вопросы, пообщаться со священником и другими христианами. Но есть вещи, которые необходимо обсуждать наедине, например, темы личного характера. С этим лучше обратиться после службы.

Когда священник выйдет из алтаря, закончив все свои дела, к нему можно подойти и сказать о необходимости беседы с ним, а также спросить, когда он смог бы уделить время для этого. Возможно, батюшка тут же предложит пообщаться. Священники часто целый день проводят в храме, например, дежурят, занимаются бумажной работой и так далее. В этом случае свободное время, как правило, находится всегда. С личным вопросом можно подойти как одному человеку, так и двум или более. Например, муж с женой не могут найти общее решение по какому-либо вопросу. Иногда доходит до того, что семья вот-вот распадется, и беседа с батюшкой помогает восстановить мир и любовь между этими двумя людьми.

К священнику также можно обратится и письменно, об этом смотрите в видео:

Зачем обращаться к священнику с вопросами

Итак, обращаться с вопросами к священнику нужно обязательно, но делать это правильно, учитывая время и место. Зачем? Священник – это христианин, который обладает большими знаниями и опытом, чем обычный прихожанин. Он охотно делится всем этим, когда обращаешься за помощью. Но если христианин не советуется с батюшкой по разным вопросам, то по многим из них он остается в недоумении, до конца не может осознать сути вещей, явлений, происходящих с ним. Это касается и семейных отношений. Часто неправильно выстроенные отношения между мужем и женой приводят к накопленным обидам, ссорам. Хотя, на самом деле, причин для этого нет никаких. Но чтобы осознать это, необходим совет от более духовного человека, который также имеет опыт и в земных делах.

В церковной практике бывает так, что христианин хотел что-то узнать, но по какой-то причине не сделал этого. Как известно, свято место пусто не бывает. Неискушенному христианину приходит ответ от какой-нибудь сердобольной старушки-соседки, которая учит всяким суевериям. Человек начинает делать так, как ему подсказали со стороны «добрые» люди. Например, вокруг темы заупокойной молитвы очень много крутится разных кривотолков, суеверий и предрассудков.

Поэтому прихожанам можно и нужно спрашивать у священника совета или объяснений по непонятному вопросу. После службы необходимо дождаться священника, подойти и спросить: «Батюшка, у меня есть несколько вопросов. Вы можете уделить мне время? Или скажите, когда мне подойти?». И священник не откажет. Устроит вашу встречу сейчас же, через полчаса или перенесет на завтра, — это зависит от обстоятельств. Кроме того, у всех священников есть телефоны, социальные сети. Можно задать свой вопрос и через интернет. Это не отвлечет священника от дел, так как свой ответ он даст в любое удобное для него время.

Что мешает общению со священником

Есть разные неверные представления о священнослужителях, которые часто встречаются среди прихожан. Во-первых, многие почему-то считают, что священник после службы как бы исчезает, растворяется подобно небожителю, и в реальной жизни, рядом с нами, его нет. Но это неверное представление. Священнослужители такие же люди, как и все остальные. Так же живут в миру, находятся здесь вместе со всеми. Их можно найти, позвонить, написать, связаться любым другим способом.

Еще одно ложное представление в том, что прихожане считают священника уставшим после службы. Это лишает их решимости подойти к нему, спросить о наболевшем. На самом деле любой священнослужитель может подтвердить, что даже длинные, постовые службы лишь прибавляют сил и решимости служить Богу. Поэтому даже после четырех- или пятичасового стояния священник всегда найдет силы пообщаться с прихожанином.

Да, служитель алтаря может быть немного взлохмаченным или взъерошенным, но подойти к нему вполне возможно. При этом нужно действовать не напором, руководствуясь только своими интересами, а поинтересовавшись, когда батюшка сможет уделить время для беседы. Чтобы не забывать ничего, нужно все важные мысли и вопросы заносить в блокнот. Это поможет быть собранным, не рассеиваться во время предстоящей беседы.

Предлагаем посмотреть видео о приветствии православного христианина:

Рекомендуем ознакомиться со статьей на тему, почему возникают противоречия в Библии, примеры таковых. Об этом по ссылке.

Источник

О церковном этикете

можно ли к священнику обращаться отче

В православии существует собственный церковный этикет. Что он из себя представляет? Об этом Вы узнаете, прочитав статью протоиерея Максима Козлова.

Церковный этикет

Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых — например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей.

Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле — совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия — приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: «Радость моя, Христос воскресе!» Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.

Такой вот эпизод еще навел меня на мысль посвятить сегодняшний эфир этой теме. Когда совершался крестный ход в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия торжественным, чинным шествием из Московского Кремля, мимо собора Василия Блаженного, мимо сцены, построенной для концерта Пола Маккартни (во всем контрасте нашей современной российской жизни), то вместе с множеством духовенства шло и некоторое количество народа, в котором по обычаю большинство составляли наши церковные бабушки (в данном случае имею в виду категорию не возрастную, а социально-церковную). Две из них оказались неподалеку, и я наблюдаю такую сцену. Поют пасхальные песнопения, величание святым Кириллу и Мефодию, ну — и чем-то вдруг одна другой не угодила! То ли на ногу наступила, то ли еще неудовольствие какое-то вызвала. И она демонстративно, громко, обращаясь к идущей с ней рядом, только что певшей (причем пели обе): «Радостию друг друга обымем» спутнице, говорит: «Спаси тебя, Господи!» А та поворачивается, метает на нее твердый взгляд: «Нет, это тебя спаси, Господи!» И понятно, что хотя по форме сказано все это было правильно (слова-то правильные были произнесены, но тем хуже, тем кощунственнее наполнение, которое в них вкладывалось, потому что это было не благопожелание спасения от Бога, а выражение собственного недоброжелательства, выражение того, что тебя-то нужно спасать, а я-то получше тебя человек, я только пожелать тебе этого могу!»

Это такой пример, который показывает, чего нам очень часть в церковной жизни недостает — терпимости и взаимной корректности поведения. Уж что там говорить про жертвенную любовь, про высокие идеалы, к которым мы должны идти, но которые отнюдь не всегда сопровождают наше повседневное существование. Не хватает простой корректности и терпимости — того, чтобы относиться друг к другу, к стоящим вместе на богослужении хотя бы без нарушения светско-советского принципа, который формулировался такими словами: «Человек человеку бревно». Действительно, мы не должны относиться по этому правилу друг к другу, надо как-то замечать один другого и снисходить к немощам. Это и будет основой той церковной вежливости, которая сделает ее искренней. Ведь вежливость может идти и от светскости, а таком случае обращаясь часто в свою противоположность. Есть такие неслучайные выражения: «убийственная вежливость» или «холодная вежливость». Это когда через формально корректное, очень вежливое поведение человека ставят на место, показывают ему дистанцию между тобой и этим человеком. В конечном итоге, показывают ему свою нелюбовь. Или может быть лицемерная, лукавая вежливость, которая прикрывает некоторыми формулировками, некоторым умением себя вести внутреннюю холодность, равнодушие, а то и нелюбовь к тому или иному человеку.

Конечно, ни то, ни другое неприемлемо для нас как основа нашего поведения в Церкви. Но понимание того, что вежливость церковная может быть реальным опытом приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) — это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это иностранное, но бояться его не нужно. Ведь что такое вообще этикет? Этикет — это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский этикет. Форма поведения. Но специфика нашего, церковного этикета, связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека (вообще, всякого верующего человека): с почитанием Бога, с благочестием должен быть связан церковный этикет. И мы знаем, что в XX веке было насильственно прервано немало традиций — традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям. Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства, что становилось потом естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Поскольку значительную часть наших прихожан составляют как раз люди не знающие и не имеющие полноты этой традиции, давайте посвятим некоторое время разговору о церковном этикете.

Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о священных санах духовных лиц. Мы знаем, что в Православной Церкви духовные лица подразделяются на три иерархические степени — это диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов, это священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты, довольно редкий чин протопресвитера существует в белом духовенстве) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами. И высшая ступень — это Патриаршество. В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в Православной Церкви. И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение. Возникает еще вопрос: в какой форме, на «ты» или на «вы» следует обращаться в церковной среде. Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как — к духовенству? Нельзя сказать, что этот вопрос может быть решен для всех случаев однозначно. В древности, и даже в относительной уже древности, употребление формы «ты» было гораздо более распространено, чем ныне. У нас, безусловно, удержалось это обращение «ты» с тем ощущением дистанции, но и близости одновременно, по отношению к Самому Господу Богу. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: «Господи, милостив буди мне, грешному!», «Ты, Господи, сохраниши и соблюдеши мя!», «Господи, помилуй!». Невозможно представить, чтобы было допустимо обращение «вы» в молитве! То же самое — к Божией Матери или к святым (когда речь идет об одном святом). Соответственно, в древности обращение «ты» — к царю, обращение «ты» — к Патриарху — не было нарушением церковного этикета, а было формой вежливости. То же самое — и по отношению к священнику. Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского этикета) постепенно стали все более широко распространяться в нашем обществе, вот это употребление «ты» сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на «вы».

Обращение на «вы» обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства — то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение?

По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул «Его Святейшество» и, соответственно, в личном обращении говорим: «Ваше Святейшество», можно дополнить: «Ваше Святейшество, Святейший Отец!» или просто ограничиться обращением «Ваше Святейшество» и дальше продолжать излагать ту или иную мысль.

Как обратиться к архиепископу или митрополиту?

По отношению к митрополитам и архиепископам принято обращение «Ваше Высокопреосвященство», за исключением митрополита Киевского, которому усвоен титул, в силу высокого статуса Украинской Церкви — титул, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей — титул «Блаженство». Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру следует обращаться «Ваше Блаженство!», а в третьем лице о нем могут говорить: «Блаженнейший Владыка!»

По отношению к епископам корректная форма обращения: «Ваше Преосвященство!».

Итак, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство. Это будут корректные формы обращения к архиереям.

В устной речи затем допустимо, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, именование архиереев «Владыка»: «владыка Мефодий», «владыка Кирилл», «владыка Евгений…» Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: «Митрополит Кирилл сказал…», «Владыка Иоанафан подписал обращение…», можно сказать «Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия…» И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек» от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)». И далее в письме мы излагаем: «Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д.» Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею.

Что касается обращения к священству, то по многовековой традиции, к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово «отец»: «отец Мефодий», «отец Иоанн», «отец Димитрий…» Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж: «отче Димитрие» (впрочем, наверное, не в самой официальной обстановке, показывая, таким образом, свое знакомство со славянским языком). В торжественной, в официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться «Высокопреподобие!»: «Ваше Высокопреподобие!». К простым иереям и монахам обращение будет: «Ваше преподобие!» и, соответственно, скажем, в поздравлении рождественском или пасхальном мы подпишем адрес: «Его высокопреподобию, протоиерею Сергию», «Его преподобию, иеромонаху Ксенофонту». Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.

Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на «ты» между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на «ты», дети, конечно, говорят ему «папа», а не каким-то другим образом, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на «ты», без добавления слов «отче» или «батюшка» (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесет и за приходским столом, и тогда, когда ее обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.

Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.

Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение «отец» к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: «Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?» Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: «Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?» Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.

Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова «отец» утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: «Отец диакон…» или так же, как к священнику, с добавлением имени: «Отец Павел…» Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: «Отец диакон сказал мне…» А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: «Диакон Владимир сообщил…» или же так: «Отец Павел только что ушел по церковному послушанию».

Еще одно обстоятельство на один момент важно указать – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: «Здравствуйте, добрый день!» или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: «Благословите…» Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче: «Благословите, отец Андрей!» Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или – сейчас, когда, например, пасхальное время: «Христос воскресе, отец Артемий, благословите!» Именно младший по чину приветствует словами «Христос воскресе!», а старший отвечает словами: «Воистину воскресе!» (например, священник по отношению к мирянину) и преподает ему благословение.

Безусловно, мы знаем, что в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: «святой отец». Когда не знающий имени священника человек, подходит к нему с вопросом: «Святой отец, как у вас тут покреститься можно?» И сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви безусловно мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…» Но никак не по отношению к конкретному священнику!

Если встреча наша с клириком происходит в храме или вне храма, но когда ничто тому не препятствует, то, конечно же, со словами приветствия уместно будет подойти к батюшке и взять благословение. При этом это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам, делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идет в пиджаке или в рубашке, то и так можно подойти и взять у него благословение, ничуть не меньше оно от этого будет.

По традиции, принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит ее к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. И это тоже принято делать. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: «Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил…» или еще как-то себя представить. Или, например, так: «У меня к вам срочное поручение от отца благочинного…» (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.

Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: «Здравствуйте!», но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, бывает номера неверно соединяются, то можно так обратиться: «Алло, это отец Тимофей?» И, после того, как получили подтверждение, сказать: «Отче, благословите!» Иначе, например, при сбое линии, можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). А затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: «Простите и благословите!» и затем откланяться.

Кстати, нужно указать на распространенную ошибку людей малоцерковных: это накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя: креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на него никак нельзя!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *