можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

Можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

Прощение – это доверие Всевышнему Аллаху (Фото: unsplash.com, автор Ali Burhan).

«По милосердию от Аллаха ты (о, Пророк) являешься мягким [добрым, снисходительным] к ним [к сподвижникам]. А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они разошлись бы от тебя. Извини же их (за то, что было при Ухуде) и проси им (у Аллаха) прощения и советуйся с ними о деле (которое требует совета). А когда ты (о, Пророк) решился [принял какое-то решение], то уповай (только) на Аллаха, – поистине, Аллах любит уповающих [тех, которые полагаются на Него]!» (Алю Имран, 159).

Одно из основных качеств любого мусульманина, которое мы должны воспитывать в себе с малых лет, – прощение. Ведь ислам призывает к прощению и говорит нам о сопереживании, поддержке и умении прощать других. Простить – значит быть лучшим мусульманином.

Об этом много говорится в Священном Коране. Так давайте обратимся к слову Всевышнего, чтобы понять истинную важность прощения. Если мы хотим по-настоящему оценить невероятную силу милосердия Аллаха, то, в первую очередь, мы должны впустить прощение в собственную жизнь. Это самое меньшее, что мы можем сделать как мусульмане, которые верят в силу покаяния.

Мы собрали для вас лишь пять примеров из Корана (а их гораздо больше) о глубине веры, которую можно надеяться достичь, понимая и применяя прощение на практике в течение всей нашей жизни.

1. Просите и прощайте.

«Мы сотворили небеса, землю и все, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их красиво» (Аль-Хиджр, 85).

Этот аят Корана напоминает нам, что наше время на этой земле и в этой дунье ограничено, поэтому мы должны попытаться понять важность прощения. Если мы сами надеемся получить прощение за наши собственные недостатки и грехи, самое меньшее, что мы можем сделать, – это простить и молиться о прощении наших братьев и сестер.

2. Есть награда за примирение.

«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Аш-Шура, 40).

Мы знаем, что Аллах вознаградит и благословит тех, кто действительно способен прощать. Хотя иногда это может казаться нам самым трудным, порой, даже невозможным Но мы должны понимать важность примирения с теми, кого мы, возможно, не считали достойным прощения. Нужно делать это если не для себя, то, по крайней мере, для Милостивого и Милосердного Аллаха.

3. Терпение и прощение достойны похвалы.

«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Аш-Шура, 43).

Коран снова и снова на своих страницах напоминает нам, что терпение и способность прощать – это две стороны одной медали. Если мы хотим по-настоящему жить в единой умме, то должны постоянно стремиться к примирению и прощению для улучшения и укрепления нашего общества.

4. Прощение – это доверие Всевышнему Аллаху.

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Алю Имран, 159).

В глазах Аллаха искренне прощать – это проявление доверия к своему Создателю. Мы должны верить, что Аллах видит всё, и помнить, что Он Единственный, Кто достоин судить о наших действиях. Только Ему должно быть Судьёй. Поэтому мы должны прощать и верить, что Аллах всегда вознаградит нас за то, чего мы заслуживаем.

5. Разве мы не любим, чтобы Аллах прощал нас?

«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (Ан-Нур, 22).

Точно так же, как мы любим и жаждем, чтобы Аллах простил нас и проявил милосердие, мы должны стремиться проявлять милосердие и прощение в нашей собственной жизни. Это самое малое, что мы можем сделать, будучи мусульманами, чтобы показать, как сильно мы любим Аллаха.

Источник

Тому, кто произнесёт эти слова, Аллах простит грехи, даже если он бежал с поля боя

можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

Каждый человек ищет разные способы избавления от грехов. Живя в современном обществе, он часто впадает в грехи и совершает плохие поступки. Порой невольно попадет в ситуации, за которые ему будет записан грех.

Существует множество методов, способствующих прощению наших грехов. Это может быть совершение хорошего деяния сразу после греха, искреннее покаяние, совершение дуа и чтение различных молитв, зикров и определённых сур Священного Корана.

Аллах предписал своим рабам остерегаться совершения грехов и не нарушать Его ограничения, а если человек нарушил тот или иной запрет, ему необходимо как можно скорее избавиться от этого греха, поэтому Всевышний призывает своих рабов совершать истинное покаяние.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يا أيها الذين آمنوا توبوا إلى اللّه توبة نصوحاً

(смысл): «О те, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с истинным покаянием». (Сура Ат-Тахрим, 8)

Согрешивший человек должен покаяться во всех совершённых им грехах. Если он покается только в части своих грехов, то его покаяние может считаться действительным, но при этом на нём остаются другие грехи, в которых он не покаялся.

Однако совершённое сразу вслед за плохим деянием благодеяние может стереть грех за этот плохой поступок. Поэтому верующий должен стараться совершать как можно больше благих дел, особенно после плохих деяний.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إتَّقِ الله حَيْثُما كُنْتَ وأتَّبِعِ السَّيِّئَةَ الحَسَنَةَ تَمْحُها وخالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنِ

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт собой дурное! И в отношениях с людьми придерживайся благонравия». (Имам Ахмад, 21354; Тирмизи, 1987; Табарани, «Аль-Му‘джа ас-сагир, 530)

Помимо этого, верующему следует как можно чаще читать молитвы, которые избавляют его от многочисленных грехов. Таких дуа и азкаров, переданных от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), очень много. Одним из таких является следующее дуа:

أسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وأتُوبُ إِليْهِ

«Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи».

можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

От ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

‏‏مَنْ قالَ‏:‏ أسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وأتُوبُ إِليْهِ، غُفِرَتْ ذُنُوبُهُ وَإنْ كَانَ قَدْ فَرَّ مِنَ الزَّحْفِ‏

«Тому, кто скажет: «Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи (Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет иного бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние)», простятся его грехи, даже если он бежал с поля боя во время наступления».) Абу Дауд, 1517; Тирмизи 3577; Байхаки, «Аль-Асмау ва сифат», 75; Хаким, 2550)

В той версии хадиса, которую передают имам Ахмад и Тирмизи от Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قَالَ حِينَ يَأْوِي إِلَى فِرَاشِهِ: أَسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ، ثَلاَثَ مَرَّاتٍ، غَفَرَ اللَّهُ ذُنُوبَهُ وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ البَحْرِ، وَإِنْ كَانَتْ عَدَدَ وَرَقِ الشَّجَرِ، وَإِنْ كَانَتْ عَدَدَ رَمْلِ عَالِجٍ، وَإِنْ كَانَتْ عَدَدَ أَيَّامِ الدُّنْيَا

‏ «Тому, кто, укладываясь в постель, трижды произнесёт: «Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи (Прошу прощения у Аллаха, Живого, Вечносущего, помимо Которого нет иного бога, и приношу Ему своё покаяние), Всевышний Аллах простит его грехи, даже если числом они будут равны пузырькам в пене морской, или если их будет столько же, сколько листьев на дереве или песка в пустыне ‘Алидж, или если их будет столько же, сколько дней просуществует мир этот». (Имам Ахмад, 11074; Тирмизи, 3397)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) обращаться с этими замечательными словами к Аллаху, ибо они могут стать причиной прощения многочисленных грехов.

Как видите, чтение этой небольшой молитвы не отнимает много времени, но тем не менее, тому, кто произнесёт её хотя бы один раз (согласно другой версии – три раза), Всевышний Аллах прощает многочисленные грехи.

Стоит отметить, что в таких и подобных случаях прощаются только малые грехи. Что касается больших и тяжких грехов, то для этого необходимо совершение искреннего покаяния с соблюдением всех условий или снисхождение Всевышнего Аллаха. А в том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.

Как известно, грехи делятся на тяжкие и малые, и если для искупления малых грехов существует много способов, то искупить тяжкие грехи труднее и требуется искреннее покаяние, принося которое, человек должен не только просто раскаяться в содеянном и пожалеть о нём, но и прекратить совершать этот грех и вознамериться больше никогда к нему не возвращаться.

Тем не менее, не стоит забывать о том, что даже у того, кто оступился много раз, есть шанс всё исправить, пока не кончится его земная жизнь. Для этого ему потребуется искренность, усердие, готовность прилагать усилия и, конечно же, твёрдая вера и упование на Всемогущего и Великого Создателя.

Человек ни в коем случае не должен отчаиваться и опускать руки. Всегда есть выход, всегда есть свет в конце тоннеля, всегда есть надежда на спасение, всегда есть Тот, к Кому мы можем воззвать в любое время дня и ночи, и Он услышит нашу мольбу – Тот, Кто Милостив к нам, Тот, Кто прощает нам очень многое.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Злословие, клевета и донос

можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

«Не доносит между людьми никто, кроме сына прелюбодейки или родившегося от прелюбодеяния».

И так как большинство сплетен исходит от людей, не знающих об опасности этого греха, мы решили напомнить об опасности языка и пользе его сдерживания и надеемся, что Всевышний Аллах вселит в наши сердца прислушивание и следование тому, к чему нас призывают алимы.

Скажи доброе или молчи!

Самое дорогое и великое, что гарантирует мусульманину полный успех в этом мире и счастье в День суда и то, что сохранит тяжесть в добрых делах на весах в Судный день, это сохранить свой язык от всего, кроме добра, и не говорить ничего плохого, за что придется нести отчёт перед Всевышним Аллахом.

Абу Муса аль-Ашарий (да будет доволен и Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Какой из мусульман лучше?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Тот, от чьего языка и рук благополучны мусульмане». Каждый совершеннолетний мусульманин обязан хранить свой язык от всякого разговора, кроме того, в котором есть довольство Всевышнего, ведь язык иногда переходит от разрешённого к нежелательному или запретному разговору. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть скажет доброе или молчит». В хадисе сказано: «Не говорите много, не поминая Аллаха, потому что много разговора без поминания Аллаха – твёрдость для сердца, а самое далекое от Аллаха сердце – это твёрдое сердце».

Не говорите о том, что вас не касается, если скажете слово – оно ваш хозяин, а пока не скажете – вы его хозяин. Так будьте его хозяином и не будьте рабом набора букв, который вас ведёт к позору и унижению в этом бренном мире и проигрышу в мире ином.

Это сказано о разрешённом разговоре, в котором нет греха и ошибки, а если в нем есть грех – смотрите, не вымолвите. Смотрите, не злословьте – это самое грязное дело и сильно распространено среди людей, остается убережённым от него лишь малое число.

Злословие тяжелее прелюбодеяния

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Знаете ли вы, что такое злословие?» Сподвижники сказали: «Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) лучше знают». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это поминание своего брата тем, что он не любит». Все сказали: «Даже, если в нем есть то, что я говорю?» Он сказал: «Если в нем есть то, что ты говоришь, ты позлословил о нём, а если сказал то, чего нет, то это клевета».

Нет разницы, что будете злословить о его вере или теле, или характере, или строении, или походке, или движении и т.д. Знайте, наказание за него суровое: первое – этим вы дарите свои хорошие дела тому, о ком злословили, и возьмёте на себя его грехи; второе – вы соглашаетесь есть воняющее мясо вашего мёртвого брата; третье – вы обрубили связь любви между собой и тем, о ком злословили; четвёртое – вы унизили себя перед тем, о ком вы злословили, он потеряет доверие к вам, потому что, если злословили о ком-то возле него, то же самое вы скажете про него другому.

Злословие – пища тех, кто в Аду. Будьте осторожны и не распускайте язык о людях, не говорите, что все люди делают это; будьте уверены, что ошибка всех людей не меняет закона Всевышнего и не меняет слова Творца. Поэтому не обольщайтесь путём разврата, даже если много на нем пропавших, и не убегайте от праведного пути, хотя мало по нему идущих, потому что дорогой жемчуг ищут немногие, а спрашивающих дешевые камни много.

Также в хадисе говорится: «Смотрите, не злословьте, злословие тяжелее прелюбодеяния. Человек прелюбодействует, потом кается и просит прощения и Аллах его прощает, а тот, кто злословит, тому не прощается, пока не простит его тот, о ком он злословил».

Также, как запретно злословить, также запретно и слушать это. Поэтому вы обязаны, если услышите кого-нибудь злословящим, остановить его – если не боитесь его вреда, если боитесь – отвергните это сердцем и уйдите от того места, потому что злословящий и слушающий его равны в этом грехе.

Клевета и донос

Так же, как можете, сторонитесь самого низкого из качеств, самого плохого дела, огня, который сжигает добрые дела, – это клевета и донос, из-за которых человек мучается в могиле. Такому человеку хватает в наказание того, что он считается вышедшим из повиновения Аллаху, Создатель его ненавидит и люди, он отлучён от милости Всевышнего.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не войдет в Рай доносчик». Действительно, Абу Муса аль-Ашарий (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не доносит между людьми никто, кроме сына прелюбодейки или родившегося от прелюбодеяния».

Хватит вам зла, если вы слушаетесь доносчика. Тот, кто доносит тебе, так же будет доносить на тебя.

Сколько зла приносят доносы! Из-за них сильный может потерять власть, высокопоставленный – место. Сколько крови пролито из-за доносов, сколько уважаемых людей потеряли уважение, сколько любящих разошлись, сколько друзей порвали отношения, сколько семейных пар распалось, сколько людей отдалились друг от друга!

Будьте осторожны: не прислушивайтесь к словам доносчика! Придерживайтесь правильности, ибо это есть общее слово, охватывающее всю религию, это есть становление перед Всевышним Аллахом на истинную верность данному слову и завету, а самая лучшая правильность – это правильно идти с любовью к Создателю и поклонение Ему. Будьте всегда искателем правильности!

можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Любит ли Аллах неверующих, которые совершают добро?

можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

Всевышний Аллах любит каждое Своё творение, и поэтому Он в Судный день наказывает и верующих в Него и тех, кто отвергает Его.

Однако при этом Всевышний Аллах не лишает тех, кто не уверовал, и тех, кто отвергает Его, Своей милости на этом свете. Аллах не лишает их зрения, слуха или какой-либо части тела, позволяет жить и ещё обеспечивает их пропитанием.

Множество не уверовавших во Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) живут комфортно в этом мире, несмотря на непослушание Аллаху и Его недовольство. Аллах не наказывает их сразу на этом свете, но Он ждёт их возвращения к Нему.

Что же касается любви Аллаха к своим рабам, то она выражается в том, что Он прощает им их недостатки и дарует всевозможные блага. Что же касается выражения «Аллах не любит неверующих», то оно означает, что Он не простит им их недостатки.

Любовьэто не только слова, поэтому она должна быть переведена в действия, которые являются милостью. Того факта, что Аллах проявляет милость к неверующим, достаточно, чтобы доказать, что Аллах их любит в некотором роде.

Всевышний Аллах любит нас больше, чем наши родители любят нас. «Аль-Вадуд» (Любящий) является одним из имен Аллаха, поскольку Он сказал о Себе:

وَاسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُوا إِلَيْهِ ۚ إِنَّ رَبِّي رَحِيمٌ وَدُودٌ

(смысл): «Просите прощения у вашего Господа за все грехи, которые вы совершили, потом обращайтесь к Нему с искренним покаянием. Поистине, мой Господь – милостивый и любящий тех, кто обратился к Нему с покаянием». (сура Худ: 90)

Однако Всевышний Аллах не любит, когда Его раб совершает грехи, нарушает запреты и переходит границу. Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

(смысл): «И, поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника!» (сура Аль-Бакара: 276)

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيم قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ ۖ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْكَافِرِينَ

(смысл): «Скажи (о Мухаммад!): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый». Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, следуйте его путём». А если они отвернутся (откажутся от повиновения), то, поистине, Аллах не любит неверных – тех, кто не уверовал в Его аяты и не повиновался Его Посланникам». (сура Али Имран: 31)

Обращение Всевышнего Аллаха в этих и подобных им аятах похоже на предупреждение родителя, который говорит своему ребёнку, что ему не нравится, когда ребёнок лжёт ему. Родитель указывает на действие, которым он недоволен.

Если ребенок лжёт и после этого, родитель по-прежнему будет любить ребенка, но будет ненавидеть его действие – ложь. Если родитель говорит ребёнку: «Что бы ты ни сделал, я всё равно буду любить тебя», то ребёнок, конечно, будет слушаться его намного меньше.

Точно так же Всевышний Аллах не говорит, что Он любит каждое творение, независимо от того, что оно делает. Скорее, Аллах любит каждого человека, как родитель любит каждого ребёнка.

В итоге получается, что пока человек не уверует, Аллах не любит его из-за его неверия. Как только он раскается и уверует, Аллах полюбит его.

Вот почему Аллах в Коране говорит, что Он почтил и возвысил ВСЕХ людей, а не только мусульман:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَىٰ كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا

(смысл): «Мы вознесли потомков Адама над всеми другими созданиями (даровав им разум, знания и посылая к ним пророков) и носили Мы их по суше и по морю, подчинив им животных и суда, и наделили их благами и даровали им большое преимущество над всеми другими, кого Мы создали». (сура Аль-Исраъ: 70)

Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем сказать, что Всевышний Аллах любит благодеяния и ненавидит грех, а не самого грешника. То есть Всевышний Аллах любит тот факт, что человек совершает добро.

Как известно, человека любят не за то, что он человек, а за определённые качества или способности, или же за то, что он владеет каким-то ремеслом. А раз так, то и в мусульманине может быть что-то не соответствующее Исламу, так же, как и в не-мусульманине может быть что-то хорошее.

Аллах Всевышний любит людей и прощает им их недостатки. Что же касается неверующего, то это человек, который не будет прощён. Нелюбовь Аллаха Всевышнего к неверующим подразумевает лишь то, что Он не простит их.

Муслим Абдулаев

можно ли извинится перед аллахом за то что говорил что тебя не кто не любит

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Не злословьте за спиной друг друга

Велик соблазн обсуждать и осуждать людей! Исчисляя чужие недостатки и прегрешения, перестаёшь замечать свои собственные, растёшь в собственных глазах, укрепляешься в самомнении. Мало ли людей по чужим костям в этом мире поднимаются?! Только вот перед Аллахом подняться, потопив других, не получится ни у кого. Не любит Господь людей, когда похищают право Его. Он судья всякому грешнику и защитник всякому кающемуся, и кто берётся судить поперёк Его суду, тот взваливает на себя тяжёлое бремя и отворяет дверь бесчисленному злу.

Каждый человек грешен перед Богом. Но что нам до чужих грехов? Разве оступившийся прилюдно не кается перед Господом, оставшись наедине с Ним? Разве не прощает Аллах тех, кто молит Его о прощении? И разве не стираются их злодеяния так, что не остаётся записи о них в книгах или даже превращаются они в праведные дела? Чужая ошибка не более чем напоминание для верующего, чтобы он свои деяния поправил и в своих прегрешениях покаялся. Ведь как сказано хадисе: «Верующий — зеркало для его верующего брата» [Абу Давуд 4918, Адаб муфрад 239], то есть, увидев в своём зеркале недостаток, ты поправляешь его на себе и подаёшь хороший пример другим.

Но исправлять самого себя — такое трудное занятие для нафса. Ему приятно любоваться собой и нравится, когда его хвалят и превозносят, и от этого рождается гордыня. Ему трудно принять, что кто-то другой лучше него или обладает большей долей, и от этого рождается гордыня. И нафс печалится и возмущается, когда что-то мешает ему добиваться желаемого, и от этого рождается злоба. И все эти страсти направлены против других, чтобы удовлетворить нафс и расчистить путь его намерениям и желаниям. Аллах же предостерегает нас от потворства страстям, чтобы они не сгубили наши отношения с Господом и наши праведные деяния.

Иблис много и усердно поклонялся Аллаху и, будучи одним из джиннов, даже оказался среди ангелов. Но он погиб, когда отказался поклониться Адаму. Он был готов сколько угодно кланяться перед Аллахом, но это уже не имело значения. Не отдав должное человеку, он восстал против Аллаха и был проклят. И сколько людей, склоняющих головы перед Аллахом, гибнут от того, что поступают несправедливо с Его творениями! Они считают это чем-то незначительным, но совершают перед Аллахом великий грех, и чаще всего они совершают его языком. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве что-нибудь ещё ввергает людей лицами в огонь, кроме того, что они накосили своими языками?!» [ат-Тирмизи 2616, ан-Насаи 11394, Ибн Маджа 3224].

Может ли верующий плохо думать о своём брате? Наверное, может, если тот своими прежними поступками дал ему повод думать так. Ведь подумал же пророк Якуб плохо о своих сыновьях, когда они вернулись из Египта и сообщили ему, что его сын украл. Он не поверил им, потому что прежде они уже обманывали его, когда согрешили против Юсуфа. Но если нет оснований думать о человеке плохо, то даже тем его поступкам, которые вызывают сомнение, нужно находить оправдание. Разве не упрекнул Всевышний тех, которые распространяли слухи о матери верующих Аише? Разве не должны были они отвергнуть эти слухи как неподобающие, едва они услышали их?

Поэтому, когда наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как люди обсуждали между собой недостатки мусульман, он укорил их и сказал: «О вы, которые уверовали языком и не впустили веру в ваши сердца. Не злословьте за спиной мусульман и не выискивайте их недостатков, ибо если кто-то станет выискивать их недостатки, то Аллах станет выискивать его недостатки, а тот, чьи недостатки ищет Аллах, будет опозорен у себя дома» [Абу Давуд 4880, Ахмад 19791], то есть даже если он совершил постыдный поступок дома, вдали от посторонних глаз.

Аллах любит покрывать грехи Своих рабов и не любит, когда они сами сдёргивают с себя покрывало стыда, и Он ещё больше не любит, когда это покрывало с Его рабов срывают другие. Поэтому порочить верующего за его спиной, даже если он совершил то, что было упомянуто, считается злословием. Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы, что значит злословить за спиной? Это когда ты говоришь о твоём брате то, что ему не нравится». Его спросили: «А если я говорю о моём брате то, что есть на самом деле?» Он ответил: «Если ты сказал то, что есть на самом деле, то ты злословил за его спиной, а если этого нет, то ты оклеветал его» [Муслим 2589].

Злословие за спиной — низкий и отвратительный поступок, характерный для лицемеров и маловеров, и относится это не только к словам, но и к жестам, киванию головой, насмешке или другому осуждающему или язвительному действию за спиной мусульманина. Как сказано в Коране, поступающий так будто поедает мясо своего умершего брата. Любой здравомыслящий человек испытывает отвращение к самой мысли о том, чтобы вырвать кусок плоти из тела умершего брата и жадно съесть его. Но именно так оскверняются те, которые сплетничают за спиной верующих. Они говорят о них с презрением, считая себя более достойными и благородными, но они суть нечестивцы. Им не отмыть свои богатые одежды и ухоженные руки от этой скверны, пока они не покаются и не вернутся на прямой путь.

Если же они не покаются, то после смерти их ожидают тяжкие и унизительные мучения. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был вознесён на небеса, ему были показаны люди с медными ногтями, которые царапают свои лица и груди, и Джибриль сообщил ему, что при жизни они пожирали мясо людей и посягали на их честь [Абу Давуд 4878]. А если у этих людей будут добрые дела, на которые они рассчитывали, то награда за них будет отдана тем, кого они порочили и оскорбляли. В хадисе сказано: «Знаете ли вы, кто есть разорившийся? Поистине, разорившимся в моей общине будет тот, кто в день воскрешения придёт с молитвами, постами и милостыней, но он кого-то оскорбил, кого-то оклеветал, чьё-то имущество присвоил, чью-то кровь пролил, кого-то ударил, и его благодеяния будут розданы тому и тому, а если они закончатся прежде, чем он вернёт то, что должен, то их грехи будут взяты и возложены на него, а потом он будет брошен в огонь» [Муслим 2581].

И ведь не только жизнь и имущество мусульман неприкосновенны для их братьев, но прежде всего их честь и достоинство. Оскорбить и опозорить мусульманина хуже, чем присвоить его имущество, и поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, среди худших форм лихоимства — посягательство на честь мусульманина без права на то» [Сахих Абу Давуд 4876]. Поэтому запрещено следить за мусульманами, подслушивать их разговоры, высматривать их ошибки и узнавать их тайны, в которые они не хотят посвящать других.

В наше время технологии позволяют прослушивать разговоры сотрудников на рабочих местах или просматривать их личную переписку в интернете. Шариат строго запрещает поступать так, и то, что это делается при помощи технических средств, а не прикладывая глаз или ухо, не оправдывает сам поступок и не изменяет его сути. Это не значит, что компания не может прослушивать переговоры своих сотрудников, работающих, например, в отделе по работе с клиентами, но даже такой контроль должен осуществлять прозрачно и с согласия самих сотрудников. Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто слушает разговоры людей, тогда как они не хотят этого или избегают этого, тому в уши будут заливать олово в день воскрешения» [аль-Бухари 7042].

Даже государство не имеет права нарушать неприкосновенность частной жизни и собирать личные данные о гражданах, если только правоохранительные органы не располагают информацией из надёжных источников о готовящемся тяжком преступлении, например, террористическом акте, убийстве или грабеже. Имам аль-Маварди, выдающийся законовед, служивший верховным кадием при дворе Аббасидов, писал, что мухтасиб, ответственный за поддержание общественного порядка, может организовать слежку, если располагает надёжной информацией о преступлении, имеющем тяжёлые последствия, чтобы предотвратить его, но когда речь идёт о меньших проступках, то ему не позволительно следить за людьми или проникать в их дома без разрешения [Ахкам султанийя, с. 366].

Касаясь этого важного вопроса, наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, если правитель начинает подозревать людей, он портит их» [Абу Давуд 4889, Ахмад 23866]. То есть если отношение правителя к народу строится на недоверии и он ищет повод, чтобы уличить людей в разных преступлениях, то в его окружении и в обществе в целом распространяются доносительство, страх, ненависть. Это вредит мирскому благополучию людей и ещё больше вредит их будущей жизни.

Возможно, именно поэтому наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пусть никто из моих сподвижников не рассказывает мне друг о друге плохое, потому что мне хочется выходить к вам с чистым сердцем» [Абу Давуд 4860, ат-Тирмизи 3896, Ахмад 3759]. Он был лучшим из сынов Адама, чьё сердце трижды омыли ангелы. Но даже он, чтобы сохранить своё сердце в чистоте, избегал разговоров о чужих недостатках. Что же тогда говорить о нас, простых смертных? Сможем ли мы любить своих братьев искренней и чистой любовью, если будем знать о них то, чего лучше не знать?

С любым из нас случалось и будет случаться многое такое, что должно остаться под покрывалом, которым нас накрывает Всевышний. Ни заглядывать под него, ни сдёргивать его не позволительно никому. Напротив, мы должны заботиться друг о друге и помогать друг другу каяться, совершать праведные дела и становиться лучше. И даже когда человек известен нам не с лучшей стороны, сказать о нём хорошее лучше и чище. Быть может, он услышит о себе доброе мнение и сам захочет покаяться. Или же Аллах, услышав заботу верующего о его брате, захочет простить их обоих.

Думать о верующем хорошо, отзываться о нём хорошо, находить оправдание его недостаткам и скрывать их, когда нет необходимости говорить о них, — это меньшее, что мы можем сделать друг для друга. И в этом огромная польза для нас самих, потому что тому, кто не обременён дурными мыслями, проще поминать Аллаха и замечать благое, что случается с ним. Он меньше болеет и чаще пребывает в хорошем настроении, ему проще ладить с людьми и отдалять от себя вред, который они могут причинить. К этим очевидным преимуществам можно добавить ещё одно, подмеченное имамом аш-Шафии. Он говорил: «Кто хочет, чтобы Аллах сделал его конец благим, пусть думает о людях хорошее» [Маджму 1/31].

Вроде бы всё так легко и просто. И решается без каких-либо материальных затрат, а одним лишь усилием, сделанным над собой. Но какое трудное это усилие даже для человека сознательного, и прилагать его нужно не раз и не два, а всю жизнь, потому что нафс не меняется, и шайтан не оставляет тебя в покое, и люди вокруг всегда дают повод для разного рода сомнений. Но какой смысл обсуждать их, если от этого мы не приобретём ничего, кроме убытка и разочарования? Никакого смысла. А если нафс всё равно не унимается, то спасение от него — в поминании Аллаха. Как сказал об этом Абдаллах ибн Аун: «Говорить о людях — это болезнь, а лекарство от неё — это поминание Аллаха» [Сияр 6/369].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *